Закон судный людям

Закон судный людям — самый древний письменный законодательный памятник из сохранившихся среди славянских народов. Он был создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами в 865 году христианства. Это был период развития болгарского феодального государства, усиления государственной власти. Введение христианства как официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся феодальный правопорядок, способствовало укреплению позиций класса феодалов-бояр, оправдывало существовавшее социальное неравенство — наличие класса господ-бояр и подчиненных крепостных крестьян.

Введение в Болгарии христианства сопровождалось одновременно я введением единого нового права, которое регулировало феодальные общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию. Это право своим источником имело византийское право (титул XVII Византийской Эклоги), но было значительно переработано в соответствии с условиями Болгарского (феодального государства и нормами болгарского обычного права.

Подлинный текст Закона судного людям не сохранился до настоящего времени. Этот закон известен по различным его спискам, имеющимся в двух редакциях — краткой и пространной. Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция закона по так называемому Румянцевскому списку.

В Законе судном людям, состоящем из 32-х глав, затронуты многочисленные правовые вопросы. Постановления Закона судного людям касаются преступлений, связанных с принятием христианства (вопросы о санкциях, которые надо наложить на язычников — I глава), преступлений против общественной нравственности и христианской морали (прелюбодеяние, нарушение права церковного убежища, идолопоклонство, вероотступничество) и преступлений против собственности (поджог, некоторые виды воровства — главы IV—XII). Разнообразны предусмотренные этими постановлениями наказания — смертная казнь, членовредительство, телесные наказания, продажа виновного в рабство, изгнание и наложение поста.

Закон судный людям содержит также ряд положений, устанавливающих принципы, на которых организуется новый судебный процесс (главы II, VIIa, XVI, XVIII, XX и часть главы ХХХа). Закон обязывает судей не рассматривать дела без свидетелей, указывает, кто может быть свидетелем и каким должно быть их число, а также говорит об оценке судом свидетельских показаний. Установление этих принципов судебного процесса представляло собой реакцию против прежней системы судебного разбирательства, основанной на самопризнании обвиняемого, вырванном путем пыток.

В Законе судном людям рассматривается ряд вопросов,, касающихся имущественных и семейных отношений и сохранения некоторых форм рабовладения. Таковы постановления об ответственности хозяина вора-раба за нанесенный последним ущерб, о праве военнопленного получить свободу за выкуп, об ответственности лица, взявшего-в пользование коня и не возвратившего его в сохранности,, об отношениях между супругами и причинах развода (главы XIX, XXII, XXV, XXX, ХХХа).

Одна из глав закона (глава III) посвящена вопросам военного права и устанавливает порядок дележа военной: добычи.

Закон судный людям позволяет понять особенности: социально-экономической структуры складывавшегося в Болгарии феодального общества и взаимоотношений между членами этого общества.

Закону судному людям посвящена обширная болгарская и русская литература. Имеются значительные исследования и в других странах. Наиболее обширным, полным и новым трудом является работа Венелина Ганева «Законъ соудный людьмъ», изданная в Софии в 1959 году.

Ниже приводятся выдержки из Закона судного людям. При переводе использованы текст закона на древнеславянском языке, а также перевод В. Ганева на болгарский язык и его анализ отдельных статей этого закона.

(2 часа)

План семинарского занятия

1. История создания Эклоги, ее общая характерис­тика.

2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права.

3. Вещное и обязательственное право.

4. Преступления и наказания.

5. Основные черты судебного процесса.

Цель семинарского занятия

Эклога— первый после систематизации Юстиниана и созданный на ее основе официальный законодатель­ный свод византийского права9. Она была принята около 726 г. и наряду с постклассическим римским правом под­верглась сильному влиянию права Сирии, других вос­точных провинций Византийской империи, а также пра­ва славянских народов.

Издателями Эклоги были императоры-иконоборцы Лев Исавр и Константин Копроним, поэтому впослед­ствии, с преодолением иконоборческой ереси, Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена. Однако она не была полностью предана забвению, что во многом определяется высо­ким уровнем юридической техники данного документа, детальной разработкой в нем отдельных институтов ви­зантийского права. О широком использовании Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эк­логи, а также Эклоги, измененной по Прохирону.

Содержащийся в Эклоге правовой материал был ис­пользован византийским законодателем при разработке более поздних памятников византийского права: Василик, Исагоги, Прохирона и др. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул, были известны и славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного людем и так называемых Кормчих книг10.

Целью семинарского занятия является изучение ос­новных положений Эклоги и выявление на ее основе специфических черт византийского права, а также срав­нительно-правовой анализ институтов византийского и постклассического римского права.

История создания Эклоги, ее общая характеристика

Ответ на первый вопрос следует начать с рассмот­рения исторической обстановки, в которой была при­нята Эклога, а также мотивов, которыми руководство­вался законодатель при ее, создании. Для этого прежде всего необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляю­щий собой своеобразную программу широкомасштаб­ной правовой реформы, итогом которой и стало при­нятие Эклоги.

VIII—IX вв. были ознаменованы правлением в Визан­тии императоров исаврийской династии — сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаб­лению позиций монастырей.

Не менее важными для создания Эклоги были при­чины правового характера. Положения Кодекса, Инсти­туций, Дигест и Новелл Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII—VIII вв. становится греческий язык.

Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных; чиновников (квестора, антиграфевсов и др.).

Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип; равенства всех перед судом, независимо от имуществен­ного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В то же время изучение конкретных ста­тей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законо­дателю это удалось сделать лишь отчасти.

После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структу­ры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др.

Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов о судьбе Эклоги, о ее влиянии на разви­тие как собственно византийского права, так и права других государств. Как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую ха­рактеристику каждого из них. Особенно интересен Зем­ледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины.

(consacramentales, coniuratores, gieidon, hamedii) — институт древнегерманского права, сохранившийся в качестве пережитка родовых отношений и в эпоху варварских государств. Соприсяжничество явилось результатом двух условий: с одной стороны — солидарности членов рода (как и кровная месть), с другой — слабости судебной власти, которая не могла расследовать дела по существу и принуждена была ограничиваться ролью посредника между сторонами (другими результатами этого факта были ордалии, судебные поединки и проч.). — Присяга в варварских судах являлась коррективом свидетельских показаний; последние были совершенно исключены, и присяга считалась тем действительнее, чем большее количество людей ее произносят. Поэтому количество С. менялось сообразно важности случая; самая серьезная присяга требовала одиннадцати или двенадцати С. Так как С. могли свидетельствовать только о своем убеждении в правоте или неправоте данного лица, а не о самом факте, то прежде всего призывались члены рода; затем, когда представление о родовой солидарности стало изглаживаться, стали обращаться к соседям и товарищам. Присяга происходила при торжественной обстановке, обыкновенно в церкви, и должна была произноситься отчетливо и без запинок; если кто случайно проговаривался, это считалось знамением божества, и дело было проиграно. Первоначально в число С. допускались все, кроме лишенных чести, и присяга произносилась хором; позднее были введены некоторые условия, без наличности которых никто не мог идти в С. (земельный ценз, свободное состояние, принадлежность если не к графству, то, по крайней мере, к племени); чтобы увеличить ответственность каждого, заставляли присягать поочередно в одиночку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *