Западноевропейское средневековье

«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение». Так французский медиевист Жак Ле Гофф определил место Раннего средневековья в истории. Сегодня мы поговорим о том, в чём заключалось значение всей эпохи Средних веков.

Вопросы занятия будут следующими: понятие «Средние века»; периодизация западноевропейского Средневековья; западноевропейский феодализм; структура средневекового общества.

Впервые термин «Средние века» употребили в 15 веке итальянские гуманисты. Так они назвали эпоху, продлившуюся около 1000 лет, отделявшую их время от Античности – образца для Ренессанса.

В понимании гуманистов, Средневековье было временем крайнего

упадка культуры. Зачастую отголоски подобного отношения встречаются и в наши дни. В частности, когда слово «средневековый» употребляется для обозначения какой-либо отрицательной стороны явлений или процессов современности. Например, разрушения памятников культуры или слишком консервативных нравов.

Однако оценка Средних веков только по шкале «совершенства» неприемлема. Такой способ не позволяет провести объективный исторический анализ этой эпохи.

Поэтому в современной исторической науке используется комплексный подход. Только с его помощью возможно определить истинное значение Средних веков для истории.

Средневековье стало закономерным этапом мирового исторического развития. Его итоги были очень важны для будущего.

В Средние века появилось множество современных языков, наций и государств. Возникло сословное представительство и суд присяжных. Началась урбанизация. Сложились важнейшие формы образования – школы и университеты. Появились европейская общность и богатая и многообразная культура. Кроме того, к концу Средневековья Европа выдвинулась на первое место во всемирно-историческом процессе.

В Средние века была заложена основа многих современных явлений, в том числе конфликтов. Наконец, в Средневековье возник христианский мир.

Он стал истоком духовности современной европейской цивилизации.

Хронологические рамки Средневековья достаточно условны. Среди историков нет единого мнения по поводу начала этой эпохи. Однако большинство учёных сходятся во мнении, что отправным рубежом Средних веков является падение Западной Римской империи в 476 году.

Это событие положило начало коренному перевороту в истории Европы. И далее – глобальным изменениям в мировой истории.

Ещё больше споров вызывает вопрос о конце эпохи Средневековья. По наиболее распространённой версии завершающим столетием Средних веков стал 15 век. Именно тогда произошли такие знаковые события как:

падение Константинополя и Византии в 1453 году; открытие Америки Колумбом в 1492 году; на эту же дату приходится завершение Реконкисты на Пиренеях.

Но самое главное, рубеж 15 и 16 веков стал тем временем, когда феодальное общество Западной Европы исчерпало резервы собственного развития.

Средневековье условно делится на три периода: раннее; развитое (высокое); и позднее.

Раннее Средневековье длилось с конца 5 до середины 11 века. Для этого периода характерны: становление европейского феодализма как общественной системы; складывание социальной структуры феодального общества. Шло развитие европейской государственности – от варварских королевств до первой средневековой империи – державы Карла Великого.

В Раннем Средневековье начался период феодальной раздробленности.

Культура начального периода Средневековья проделала путь от упадка первых («тёмных») веков до постепенного подъёма (Каролингского возрождения).

В становлении феодального мира важнейшую роль сыграла церковь. Её усилиями были созданы формы хранения и передачи культуры. Механизмы распространения образования.

Развитое (высокое) Средневековье охватывает период с середины 11 по 13 век. Для него были характерны: расцвет феодальных отношений; торжество вассально-ленной системы; феодальная раздробленность; приоритет церкви во всех сферах жизни общества.

В это же время возникла особая форма феодального государства с сословным представительством. Обострилась борьба между папством и светской властью за первенство. Также европейцы совершили первые попытки выйти за пределы континента.

Начались Крестовые походы. Произошёл значительный культурный подъём. Развилось романское и готическое искусство. Появились университеты.

Позднее Средневековье длилось с 14 по 15 век. В этот период начался процесс разложения феодальных отношений. Произошло первоначальное складывание рынка. Создавались централизованные государства. Наблюдался рост городов, сопровождавшийся формированием нового сословия – бюргеров.

Получили распространение общеевропейские конфликты. Крупнейшим из них стала Столетняя война.

Также отличительной чертой Позднего средневековья стали:

крупные антифеодальные восстания; нарастание антицерковных настроений.

В истории культуры Европы на 15 столетие выпал период Раннего Возрождения.

В Средневековье происходили постоянные миграции населения, как в Европе, так и за её пределами. 6–7 века стали завершающим периодом Великого переселения народов. На территории Европы появились гунны, пришедшие из внутренней Азии.

Племена германцев и славянские племена. Вторглись арабы и венгры. В 9 веке началась экспансия норманнов. Она продлилась до 11 века.

11–13 века стали временем Крестовых походов на Восток и в Восточную Европу. 14–15 столетия – периодом усиления контактов внутри Европы,

развития экономических и межгосударственных связей, начала Великих географических открытий.

К концу Средневековья жители Западной Европы осознали себя единой общностью – европейцами.

Термин «феодализм» происходит от слова «феод». Такое название в средневековой Франции носило наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (феодала). Получатель феода (лена) назывался вассалом. Условием его получения были:

обязательная военная служба; выполнение ряда иных обязательств в пользу сеньора – того, кто наделял феодом. Отсюда ещё одно название феодальной системы – «сеньориально-вассальная».

Особенность феода как земельной собственности заключалась в том, что его юридическим владельцем был не только непосредственный собственник земли, но и тот, кто наделял его феодом – сеньор. Кроме того, над этим сеньором мог быть ещё один сеньор. Юридически он также владел феодом.

В итоге на основе вассально-ленных связей складывалась феодальная иерархия. В ней каждый феодал был связан с другими феодалами сложными юридически-личностными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил оммаж – особую присягу сеньору.

В итоге в круг обязательств вассала перед сеньором, помимо поземельных, юридических и военных, включались личностные (этические) обязательства.

Для человека благородного происхождения их нарушение было практически немыслимо. Отсюда происходит особая система правил поведения – кодекс рыцаря.

Развитие феодализма шло параллельно с оформлением иммунитета –

права частной судебной власти сеньора в своих землях. Действие норм традиционного права либо королевское законодательство закрепляло за феодалом статус верховного судьи в своих владениях. Основной социальной и хозяйственной составляющей феодального общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земель, отданных в держание крестьянам.

В Средние века продолжала существовать крестьянская община. Но вотчина взяла на себя её административные и судебные функции. Превратилась в надстройку общины, в то же время продолжая взаимодействовать с ней как с хозяйственной организацией, регулируя поземельные отношения крестьян.

В понимании средневекового человека общество делилось на три категории.

Его основанием были «трудящиеся, работающие» – в основной массе крестьяне. Над ними – «воюющие» и «молящиеся». К ним относились светские и духовные феодалы. Военное сословие, также в широком смысле его называют рыцарским, было неоднородным.

В него входили как крупные сеньоры, так и собственники мелких феодов – собственно рыцари.

Кроме того, рыцарем мог быть и утративший свои владения феодал. Он сохранял свой социальный статус. Следует отметить, что рыцари считали себя «солью земли», высшим сословием общества.

Начавшийся в раннем Средневековье процесс феодализации захватил и церковь. Уже в этот период в её руках сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Церковь превратилась в крупнейшего феодала. Приобрела широкие иммунитетные права.

В конце раннего Средневековья резиденции сеньоров стали превращаться в неприступные крепости – замки.

Они исполняли функции административного, хозяйственного, военного, культурного центра сеньории.

Крестьянство в Средние века не было однородным. Его представители различались по своему происхождению и правовому положению. Существовали как свободные общинники (правда их число постоянно сокращалось), так различные категории зависимых крестьян. Но зависимость крестьян в Западной Европе никогда не была так велика как при крепостном праве в России.

Вместе с развитием товарно-денежных отношений, в 12–13 веках началась поэтапная ликвидация барской запашки. Крестьяне получали в наследственное держание земли, ранее входившие в домен. Средневековая цивилизация была аграрной.

В течение столетий господствовало натуральное хозяйство. И только с ростом городов ремесло выделилось в особую отрасль хозяйства. Ремесленники вошли в категорию трудящихся.

Одним из главных признаков феодального сообщества являлась его корпоративность. Пёструю социальную картину составляли: рыцарские корпорации; сеньориально-вассальные союзы; братства и ордена; ремесленные цехи; городские коммуны и союзы городов; купеческие гильдии и сельские общины; университеты с их системой землячеств; религиозные секты и прочие объединения.

Средневековый человек не мог существовать вне корпорации. У неё он искал защиту. В ней обретал свой социальный статус. Мог отстоять себя как индивида.

Всеохватывающей разновидностью корпорации являлась церковь. Участие в ней было обязательным.

Таким образом, понятие «Средние века» было введено гуманистами Италии в 15 веке. Западноевропейское Средневековье охватывает период от 476 года до конца 15 века. Феодальная иерархия, основанная на вассально-ленных связях, стала опорой феодализма в Западной Европе. Средневековое общество было трёхчастным. Его господствующим сословием являлись светские и духовные феодалы.

Город располагался так, чтобы его удобно было окружить защитной стеной, но чтобы и окружающая среда служила ему защитой.

Первые средневековые города окружали земляным валом и деревянным частоколом, более поздние уже обносили одной, двумя, а то и тремя каменными зубчатыми стенами с круглыми башнями. В город, как и в фео­дальный замок, можно было попасть только через подъемный мост и узкие ворота, которые на ночь надежно закрывались. Возле городских ворот возвышалась виселица с телами повешенных — предостережение для тех, кто не ладит с правосудием. От ворот в город вела улица, проложенная кое-как и, конечно, не мощенная (мостовые появились в европейских городах лишь в конце средневековья, их было мало). Посреди проезжей части ули­цы — сточная канава «с навозной жижей, вытекающей из отхожих мест». В жару на улице нечем дышать из-за пыли и вони, а после дождя по ней ни проехать, ни пройти. В середине XV в. на одной из таких улиц едва не по­гиб со своим конем в непроходимой грязи император Фридрих Ш. Посколь­ку территория города была небольшой (ее ограничивала защитная стена), кривые городские улицы прокладывали узкими, иногда они не превышали 1-2 м в ширину. На такой улице не всегда могли разойтись двое встречных прохожих. Днем в такие улочки даже солнечный свет не проникал, ночью же они не освещались и становились царством грабителей.

Дом зажиточного горожанина. XIII в.

Ночной Париж. Гравюра Г. Доре. XIX в.

Городские дома с крутыми красными крышами тесно прилегали друг к другу и в большинстве случаев были деревянными (каменное строительство g городах началось где-то в XIV в.), поэтому пожары нередко уничтожали город дотла. Дом имел несколько этажей, тянулся вверх. Этажи образовывали выступы (эркеры, балконы, лоджии), кото­рые нависали над улицей. Смежные дома почти касались друг друга своими верхними этажами. В доме был чердак с окном и блоком для поднятия сена, соломы, зерна — запасов на зиму.

Каждая семья имела свой дом, точнее — усадьбу, в которой был огородик и садик, конюшня, хлев, погреб, виноградная давильня и т. п. Усадьба окружалась надежной стеной, вход в дом и окна закрывались массивной дверью и ставнями (средневековый человек всего боялся). Словом, в средневековом городе почти все было, как в селе.

Городские дома нумерации не имели, ее заменяли распознаватель­ные знаки — барельефы на религиозные сюжеты, скульптурные порт­реты хозяев и т. п. Площади отдельных городов Италии украшали фон­таны — остатки античной роскоши.

Основным архитектурным украшением средневекового города был собор, колокольня которого отбивала время и сообщала горожанам о по­жаре, вражеском нападении или вспышке эпидемии.

В конце средневековья в городах появились ратуши, в которых собирался городской совет, крытые рынки, больницы, колледжи и шумливые студен­ческие общежития (с их появлением горожане забыли, что такое нормальный сон), складские помещения и т. п. Бани в средневековом городе, в отличие от античного, были редкостью и вдобавок поражали своей антисанитарией.

Итак, средневековые города в Европе были лишены элементарного комфорта, внешне непривлекательны. Материал с сайта //iEssay.ru

Вместе с тем, города неплохо обеспечивались продуктами питания. Вокруг них, ближе к их стенам, за которыми в случае вражеского напа­дения можно было укрыться, селились земледельцы. Каждый день при­бывали на городской рынок их телеги, груженые различным продо­вольствием, на любой вкус и кошелек.

XII ст. Из старинного описания города Лондона

Люди различных профессий, продавцы разных товаров и всяческие поденщики ежедневно утром занимают свои места, каждый в зависимос­ти от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винных лавок, имею­щихся на судах и в погребах, открыта для всех харчевня. Здесь ежеднев­но, в зависимости от времени года, можно было найти тертую, жареную, вареную пищу, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и более качественное для богатых, дичь и разную птицу… Сколько бы воинов и прихожан ни прибыло в город или ни покинуло его, в любое время дня и ночи ни те, ни другие не оставались голодными.

Барельеф — скульптурное изображение на плоскости, в котором выпуклые фигуры выступают над поверхностью не более чем наполовину своего объема.

С X-XI вв. в Европе быстро росли города. Многие из них обрели свободу от своих сеньоров. В городах быстрее развивались ремесло и торговля. Там возникли новые формы объединений ремесленников и купцов.

Рост средневекового города

В эпоху германских вторжений численность населения городов резко сократилась. Города в это время уже перестали быть центрами ремесла и торговли, а оставались только укреплёнными пунктами, резиденциями епископов и светских сеньоров.

С X—XI вв. в Западной Европе снова начали возрождаться прежние города и появляться новые. Почему же это происходило?

Во-первых, с прекращением нападения венгров, норманнов и арабов жизнь и труд крестьян стали безопаснее и потому продуктивнее. Крестьяне могли прокормить уже не только себя и сеньоров, но и ремесленников, производивших более качественные изделия. Ремесленники стали меньше заниматься сельским хозяйством, а крестьяне — ремеслом. Во-вторых, население Европы быстро росло. Те, кому не хватало пахотных земель, начинали заниматься ремеслом. Ремесленники селились в городах.

В результате происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, причём обе отрасли стали развиваться быстрее, чем прежде.

Город возникал на земле сеньора, и многие горожане зависели от сеньора, несли в его пользу повинности. Города приносили сеньорам большие доходы, поэтому они защищали их от врагов, жаловали привилегии. Но, окрепнув, города не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Иногда им удавалось выкупить у сеньоров свою свободу, а иногда — свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.

Города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещаемых купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки, на пере­крёстке дорог, у брода, моста или переправы, в устье реки, возле удобной морской гавани. Сначала возрождались античные города. А в X—XIII вв. по всей Европе воз­никают новые города: сначала в Италии, Южной Франции, по Рей­ну, затем в Англии и Северной Франции, ещё позже в Скандина­вии, Польше, Чехии.

Замок сеньоров Гента

Средневековое городское общество

Полноправных горожан в Германии называли бюргерами, во Франции — буржуа. Среди них выделялся узкий слой самых влиятельных людей. Обычно это были богатые купцы — своего рода городская знать. Они гордились древностью своего рода и в быту часто подражали рыцарям. Из них состоял городской совет.

Основу населения города составляли ремесленники, купцы и торговцы. Но здесь жили также монахи, рыцари, нотариусы, слуги, нищие. Крестьяне находили в горо­дах личную свободу и защиту от произвола сеньора. В те времена сложилась поговорка «Городской воздух делает свободным». Обыч­но действовало правило: если сеньор в тече­ние года и одного дня не находил убежавшего в город крестьянина, то его уже не выдавали. Города были в этом заинтересованы: ведь они росли именно за счёт пришлых людей.

Ремесленники вступали в борьбу за власть с городской знатью. Там, где удавалось огра­ничить власть самых влиятельных семей, городские советы часто становились выбор­ными и возникала городская республика. Во времена, когда преобладал монархический строй, она была новой формой государствен­ного устройства. Однако и в этом случае к власти приходил узкий круг горожан. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Париж в IX-XIV вв.

Средневековые дома и замок в городе Нюрнберге

На улицах средневекового города

Обычный средневековый город был невелик — несколько тысяч жите­лей. Город с населением 10 тыс. жителей счи­тали большим, а 40—50 тыс. и более — огром­ным (Париж, Флоренция, Лондон и некоторые другие).

Каменные стены защищали город и были символом его могущества и свободы. Средо­точием городской жизни являлась рыночная площадь. Здесь же или рядом находились собор или главная церковь, а также здание городского совета — ратуша.

Поскольку места в городе не хватало, ули­цы обычно были узкими. Дома строились в два—четыре этажа. Номеров у них не было, называли их по каким-либо приметам. Часто на первом этаже размещалась мастерская или торговая лавка, а хозяин жил на втором этаже. Многие дома были деревянными, и при пожаре выгорали целые кварталы. Поэто­му поощрялось строительство каменных домов.

Горожане заметно отличались от кресть­ян: они больше знали о мире, были более деловыми и энергичными. Горожане стреми­лись разбогатеть, добиться успеха. Они вечно спешили, ценили время — не случайно имен­но на башнях городов с XIII в. появляются первые механические часы.

На этой странице материал по темам:

  • Средневековый город замок сеньоров

  • Средневековый город 10 -11 век нюрнберг презентация

Вопросы по этому материалу:

  • Расскажите о возникновении средневековых городов и их борьбе за свою сво­боду.

  • Какие причины привели к воз­никновению средневековых горо­дов?

  • Что нового внесли города в жизнь средневекового общества?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *