Запевы к канонам

Сегодня мы справляем память всех святых, которые просияли в Церкви Божией с самых первых её дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу церковной книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по сегодняшний день Всех святых.

Святая Церковь в предпостный и постный период разворачивала перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря, блудного сына, Марии Египетской; учителей покаяния: Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва, смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи…

С Воскресения Христова начинаются пасхальные праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях Христа мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших…

Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность КАЖДОМУ человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, являются свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым. И не только МОЖЕТ, но и ДОЛЖЕН! В старину говорили: «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом».

А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! И вот за то, что эти святые, которые были ТАКИМИ же людьми, как мы, с грехами, с искушениями и часто чрезвычайно длительными, мучительными испытаниями (стоит вспомнить хотя бы одного Иоанна Многострадального, Киево-Печерского чудотворца), несмотря на все эти страсти, страдания, искушения и грехи, все-таки достигли святости — значит, и грешный человек, ЕСЛИ ХОЧЕТ, то может стать святым! МОЖЕМ и ДОЛЖНЫ и мы с вами стать святыми. А становимся ли мы ими? Святая Церковь, разворачивая перед нами величественную картину Голгофских страданий, Воскресения, Вознесения, сошествия Святого Духа на апостолов, ждала от нас, что мы откликнемся на ее призыв, что на нас подействует благотворно эта великая картина, трагическая и в то же время радостная…

А что мы видим? Стоя в церкви перед распятием Господним, слушая двенадцать Евангелий Страстей Господних, затем стоя перед плащаницей — гробом Христовым, видя Его, распятого на кресте, распинали мы в это время свои страсти, свою плоть, распинались мы вместе с Ним? Нет… Мы присутствовали только как свидетели, но своих страстей не распинали. Присутствуя при радостном моменте воскресения Христова, воскресали наши души вместе с Ним?

Воскресали наши души для того, чтобы быть уже неподвластными греху, неподсудными карающему мечу Божественного правосудия? Нет. Мы и в пасхальную ночь радовались, но радовались отвлеченно, как свидетели, а не как участники радостного события. Привело ли нас вознесение Господне к тому, чтобы и наши души, мысли, помыслы вознеслись бы с Господом к Небу? Нет. И на горе Елеонской мы стояли как свидетели, как любопытствующие, сердцем мы не возносились, потому что если бы мы вознеслись горе, то грех уже не имел бы власти над нами, но мы, продолжая жить среди соблазнов, не боремся с ними, поддаемся им и даже, скажу, временами сами ищем эти соблазны!

Сошествие Святаго Духа

Когда Святой Дух сошёл на апостолов в сионской горнице, Он сошёл не только для тех, кто тогда в ней присутствовал. Он сошёл для всего мира… И мы делаемся причастными этому Духу в момент крещения, в момент совершения святых Таинств, в момент, когда подходим к Святой Чаше. Но как быстро мы теряем способность удержать в себе плоды Духа, сохранить их в своем сердце и в своей душе Дух истинный!

Дух Святой сходит на нас, а мы не в состоянии Его удержать и часто даже не хотим этого! И что же получается? И этот великий день праздника Всех святых мы радуемся, торжествуем, почитая их память и вспоминая их жизнь, а они?.. Остаются ли они в этот момент пассивны? Нет! Если мы с ними общаемся в молитвах, то они общаются с нами.

Но если, глядя на их жизнь, мы радуемся и празднуем, то они в это время, глядя на нас и на нашу жизнь, скорбят и плачут, потому что они знают, что хотя и нелегко стать святым, но можно и должно, а, глядя на нас, они видят, что мы не стремимся к этому. Мы ублажаем святых и… ничего не делаем, чтобы присоединиться к ним. И Святая Церковь, заканчивая эту страницу церковного календаря днем Всех святых, напоминает нам, с одной стороны, о величии всех святых, которые, как звезды, наполнили весь необъятный небосклон, а с другой стороны, о том, что мы с нами это время пропустили мимо себя, едва-едва вынеся самые крохи духовного опыта и духовного назидания.

И чтобы помочь нам, Святая Церковь, заканчивая этим праздником Всех святых предпостные, великопостные и затем пасхальные праздники, с завтрашнего дня завещает нам вступить в Петровский пост, как бы напоминая нам, тем из нас, кто не успел покаяться за Великий пост, и тем, кто покаялся, но вновь отошёл от правды Божией, покаяться теперь. Каждого из нас призывает воспользоваться этим очередным постом, чтобы очистить своё сердце, освятить свои помыслы, подойти к Богу, подойти ко всем святым и постараться вместе с ними войти в эту Церковь Торжествующую, которую, по обетованию Самого Спасителя, никакие силы и никогда не смогут одолеть.

Вы скажете, что стать святым — трудно! Да, это нелегко, но и то же время и не невозможно. Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:35). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34).

Если будете любить друг друга, если ваша любовь не будет эгоистичной, если вы будете любить человека не потому, что он ВАМ приятен, а потому, что он ваш брат во Христе, созданный по образу и подобию Божию. Если эта любовь будет озарять вашу жизнь, и если вы будете стремиться к тому, чтобы на каждом шагу своей жизни нести радость людям, нести радость всем, кто скорбит, нести радость тем, кто жаждет утешения.

Если люди будут чувствовать, что в вас горит огонь любви, — то в этом огне любви сгорят все ваши грехи, сгорят все ваши недостатки, все соблазны исчезнут, и окажется так легко победить всякий грех и победить отца всякого греха, то есть диавола.

Любите друг друга, и вы приблизитесь к Богу, полюбите Бога. Любите друг друга, и вы пойдёте по пути святости. Развивайте в себе любовь, расточайте её вокруг себя, и тогда ваша жизнь будет как жизнь святых. Хотя и не без трудностей, но все жё преисполнена радостей и духовного веселья. И тогда вам не страшна будет кончина сей временной жизни, потому что для вас конец жизни будет не страшная смерть, а блаженное успение. И тогда в конце вашей жизни вас будет ждать не пустота, не ничто, не забвение, а вечная память.

Тогда и мы с вами войдём в этот лик святых, и наши потомки вместе со всеми святыми и нас будут прославлять, вознося нам свои молитвы, а мы будем молиться за них у Престола Божия, тогда, когда они будут взывать: «Вси святии, молите Бога о нас!».

Эти молитвенные слова будут относиться и к нам. Тогда и нас будут ублажать: «Величаем, величаем вас, вси святии, от века просиявши, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего». Аминь.

Протоиерей Борис Старк
г. Лиепая 24 июня 1973 г.

Припевы к тропарям канонов на утрене

Богослужебный Устав предполагает, что пение канона на утрене в течение всего года (за исключением Страстной и Светлой седмиц) сопровождается песнями Священного Писания. Существует три редакции библейских песней (помещаются в Ирмологии): праздничная («Поем Господеви…»), будничная («Господеви поем…») и великопостная. Однако в обиходе Русской православной церкви утвердилась практика петь канон с библейскими песнями только в дни св. Четыредесятницы, в прочие же периоды года использовать так называемые «молебные припевы».

Пение канона со стихами библейских песней во все дни года, в какие это предписывается Уставом, более соответствует содержанию и историческому развитию богослужения, но во многих храмах выполнение этих указаний Типикона зачастую является трудноисполнимым. Поэтому у совершителей богослужения возникает необходимость иметь под рукой собрание основных припевов для канонов утрени на весь год.

Припевы иногда приводятся в богослужебных книгах, но чаще являются результатом литургической практики, во многом завися от местных традиций. Существует общее правило произносить перед тропарем припев, отражающий содержание канона и связанный по смыслу с последующим тропарем.1

Предлагаемый ниже список припевов, не претендуя на полноту, является попыткой предложить чтецам припевы для канонов. Кроме того, собрание припевов будет полезно священнослужителям при соверщении молебнов.

Припевы к канонам

Господских праздников и каноны Постной2 и Цветной Триоди: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Пресвятой Троицы (и троичны других канонов3): Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Воскресный: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему.

Крестовоскресный: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению.

Богородичный (и богородичны других канонов4): Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умилительные или покаянные каноны Октоиха, Великий канон прп. Андрея Критского: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Честного Креста: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Архангелов, ангелов и всех Безплотных Сил: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Св. Иоанна Предтечи: Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас .

Апостолов: Святии апостоли, молите Бога о нас.

Всех святых: Вси святии, молите Бога о нас.

Заупокойный: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Припевы общие

Пророку: Святый пророче Божий (имя рек), моли Бога о нас.

Апостолу: Святый апостоле (имя рек), моли Бога о нас .

Апостолу и Евангелисту: Святый апостоле и евангелисте (имя рек), моли Бога о нас.

Апостолам: Святии апостоли, молите Бога о нас.

Святителю: Святителю отче (имя рек), моли Бога о нас .

Святителям: Святителие Христовы, молите Бога о нас.

Преподобному: Преподобне отче (имя рек), моли Бога о нас.

Двум преподобным: Преподобнии отцы (имя рек) и (имя рек), молите Бога о нас.

Преподобным: Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

Св. первомученику Стефану: Святый первомучениче и архидиаконе Стефане, моли Бога о нас.

Мученику: Святый мучениче (имя рек), моли Бога о нас.

Великомученику: Святый великомучениче (имя рек), моли Бога о нас.

Мученикам, мученицам: Святии мученицы, молите Бога о нас.

Священномученику: Святый священномучениче (имя рек), моли Бога о нас .

Священномученикам: Святии священномученицы, молите Бога о нас.

Священноисповеднику: Святителю Христов иисповедниче (имя рек), моли Бога о нас.

Священномученику и исповеднику: Священномучениче и исповедниче (имя рек), моли Бога о нас.

Преподобномученику: Святый преподобномучениче (имя рек), моли Бога о нас .

Преподобномученикам: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас.

Мученикам и исповедникам: Святии мученицы и исповедницы, молите Бога о нас.

Новомученику: Святый новомучениче (имя рек), моли Бога о нас.

Новомученикам Российским: Святии новомученицы и исповедницы Российстии, молите Бога о нас.

Святому благоверному князю: Святый благоверный княже (имя рек), моли Бога о нас .

Благоверным князьям (двум): Святии благовернии князие (имя рек) и (имя рек), молите Бога о нас.

Страстотерпцу князю: Святый страстотерпче княже (имя рек), моли Бога о нас.

Страстотерпцам князьям (двум): Святии страстотерпцы князие (имя рек) и (имя рек), молите Бога о нас.

Безсребренникам (двум): Святии чудотворцы и безсребренницы (имя рек) и (имя рек), молите Бога о нас.

Праведному: Святый праведный (имя рек), моли Бога о нас.

Блаженному и Христа ради юродивому: Святый праведный (имя рек), моли Бога о нас .

Мученице: Святая мученице (имя рек), моли Бога о нас.

Великомученице: Святая великомученице (имя рек), моли Бога о нас.

Преподобной: Преподобная мати (имя рек), моли Бога о нас.

Преподобным женам: Святыя преподобныя матери, молите Бога о нас .

Преподобномученице: Святая преподобномученице (имя рек), моли Бога о нас.

Праведной: Святая праведная мати (имя рек), моли Бога о нас.

Блаженной: Святая праведная мати (имя рек), моли Бога о нас .

Особые припевы

Архангелу Михаилу: Святый Архистратиже Михаиле, моли Бога о нас.

Семи отрокам Ефесским или Трем отрокам: Святии отроцы, молите Бога о нас.

Праотцам: Святии праотцы, молите Бога о нас.

Собору отцев: Святии отцы, молите Бога о нас.

В Неделю по Рождестве Христове: Святии Богоотцы, молите Бога о нас.

В субботу сырной седмицы: Преподобнии отцы, молите Бога о нас .

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших: Вси святии земли Русския, молите Бога о нас.

_____________________

1 В. Розанов. «Богослужебный Устав…». С. 262.

2 По мнению В. Розанова («Богослужебный Устав…», с. 406—407), к канонам воскресных дней периода пения Постной Триоди, исходя из содержания тропарей, допустимо припевать покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

3 Кроме предпоследнего тропаря в песни, который обычно исполняется на «Славу».

4 Кроме последнего тропаря в песни, который обычно исполняется на «И ныне».

5 В этом и в подобных припевах возможно добавление слова «наш».

6 Существует традиция в подобных припевах опускать, как подразумевающееся, слово «святый».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *