Затворник, кто это?

Возникновение и распространение З. связаны с общим процессом развития отшельничества. Затворник, как и любой др. подвижник, удаляется от соблазнов мира, однако не во «внешнюю» пустыню, а прежде всего во «внутренний затвор» и, как следствие, избирает себе наиболее подходящий внешний образ жизни в максимальном уединении — взаперти. Примечательно, что прп. Антоний Великий, нередко называемый основателем егип. монашества (напр.: Sozom. Hist. eccl. I 13), в то же время является одним из первых известных затворников. В начале подвижнической жизни (до ухода в пустыню) преподобный поселился в заброшенной гробнице недалеко от родного с. Кома, куда ему изредка приносил пищу знакомый человек (Athanas. Alex. Vita Antonii. 8). В этой гробнице преподобный прожил более 15 лет. В старости, будучи уже известным аввой, он избрал местом нового затвора «внутреннюю гору» близ побережья Суэцкого зал., хотя и продолжал периодически посещать своих учеников.

Прп. Антоний Великий в затворе. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 25)
Прп. Антоний Великий в затворе. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 25) Ранние примеры З. свидетельствуют о том, как затворники высоко ценили одиночество. Напр., упоминаемый блж. Феодоритом Симеон Древний жил, избегая любого общения с внешним миром: «Он непрерывно, в продолжение многих лет, проводил жизнь пустынную, поселившись в маленькой пещере; не видел ни одной человеческой души, потому что желал быть один, чтобы постоянно беседовать с Богом всяческих» (Theodoret. Hist. rel. 6). Его случайно нашли заблудившиеся в пустыне торговцы. Живя в полном уединении, он стяжал такую чистоту, что его слушались звери. Др. живший в затворе подвижник, Ниламон, когда его хотели поставить епископом (на этом настаивал епископ Александрии), молился, чтобы Бог даровал ему смерть, и умер в день, назначенный для хиротонии (Sozom. Hist. eccl. 8. 19).

Требование одиночества для затворников далеко не всегда означало их фактическое удаление от людей. Так, по свидетельству блж. Феодорита, подвижник Апексим 60 лет провел в келье, к к-рой мог подойти любой человек, однако все это время он никого не видел и ни с кем не разговаривал, «углубляясь в самого себя и созерцая Бога». Пищу он принимал через специальное отверстие в стене кельи, к-рое было «просверлено не совершенно прямо, но сделано несколько извилистым, дабы любопытствующие не могли заглянуть внутрь» (Theodoret. Hist. rel. 5). Известный затворник Иоанн Ликопольский был доступен всем приходящим, он не отказывал во внимании нуждающимся в наставлении и даже сам писал к имп. Феодосию I Великому (Ibid. 35). Он прожил в своей келье более 48 лет и все это время ни разу не выходил из нее. С приходящими затворник общался через окно, так что к нему можно было приблизиться и видеть его лицо (Palladius. Hist. Laus. 39).

Имея разное отношение к окружающим людям, затворники были неизменно едины в убеждении, что помощь для себя во всех искушениях тяжелого подвига они должны искать только у Бога, а не у единомышленников, братьев-монахов. Затворник отделял себя от совместного богослужения и часто не имел возможности причащаться Христовых Таин (Lozano J. M. Eremitism // Encyclopedia of Religion. Detroit (Mich.), 2005. T. 4. Col. 2825). Напр., Житие прп. Антония Великого в описании периодов его З. не содержит намека на Евхаристию.

При сохранении единого идеала подвига З. не было однотипным и могло иметь разнообразные формы. Прежде всего удаление в затвор не всегда было пожизненным. Известны примеры, когда З. использовалось как более или менее продолжительный искус или как «духовное врачество». Пресв. Филором (сер. IV в.), ставший исповедником в гонение Юлиана Отступника, после этого 18 лет провел в подвигах строгого воздержания, ношения вериг и т. п. «А когда,- говорил он,- одолела меня чрезмерная робость, так что и днем стало мне страшно, я, чтобы избавиться от этого страха, заключился на шесть лет в гробницу» (Palladius. Hist. Laus. 98). Иногда затвор понимался шире, чем стены кельи, но при этом сохранялись существенно важные черты З.: уединение, пространственное ограничение и др. Руфин рассказывает о некоем мон. Иоанне, к-рый в течение 3 лет без перерыва стоял под утесом и никогда не садился и не ложился: «Весь предавшись молитве, он спал лишь столько, сколько можно спать стоя на ногах» (Rufin. Hist. mon. 15). К нему приходил пресвитер и приносил ему Св. Дары, к-рые «служили ему единственным питанием» (Ibidem). Был и еще один вариант затвора. Затворник Феона, подвизавшийся вблизи поселения, провел «тридцать лет в своей келье в глубоком безмолвии» (Rufin. Hist. mon. 6). Народ почитал его за пророка, к нему ежедневно приходило множество больных. «Простирая к ним руку чрез оконце и возлагая на голову каждого с благословением, он исцелял их от всяких недугов» (Ibidem).

В IV-V вв. З. было распространено по всему Ближ. Востоку. Первым известным сир. затворником был прп. Евсевий, пустынник Сирийский (IV в.) (Špidlík Th. Eusèbe de Télédan // DHGE. 1963. T. 15. Col. 1476). В «Истории боголюбцев» сообщается помимо Симеона Древнего и Апексима и о неск. др. известных сир. затворниках: Палладии (Theodoret. Hist. rel. 7), Петре (Ibid. 9) и др. Один из основателей месопотамского монашества прп. Авраам Кидунский († ок. 360) также прославлен как затворник. В Сирии и Месопотамии З. часто принимало необычные формы: нек-рые подвижники затворялись не в кельях, а в дуплах, полых стволах или кронах деревьев. Фалалей Сирийский 10 лет провел в тесной хижине с такой низкой крышей, что внутри было невозможно стоять. Келья его представляла собой 2 колеса, скрепленных между собой неск. досками, и напоминала клетку. «Укрепив в земле три длинных кола и соединив верхние концы их между собой также деревянными досками, Фалалей водрузил на них свое сооружение, а сам поместился внутри него» (Ibid. 28). Варадат Сирийский (V в.) сначала затворился в тесной каменной келье, не имевшей ни окон, ни дверей. Потом он ушел в новый затвор: сшил себе кожаный чехол, закрывавший его с головы до ног, с небольшим отверстием для дыхания и так молился стоя с воздетыми к небу руками (Ibid. 27).

Сохранился ряд древних свидетельств о палестинском З. Так, Евагрий Схоластик описывает подвижников, к-рые «заключаются в своих хижинах поодиночке, а их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни без боязни склоняться» (Evagr. Schol. Hist. eccl. I 21). В мон-ре аввы Серида (возле г. Газы) духовными наставниками были преподобные Варсонофий Великий († сер. VI в.) и Иоанн Газский (VI в.). Прп. Варсонофий большую часть жизни провел в затворе и общался с братией через прп. Иоанна. В сохранившихся «Ответах» содержатся особые наставления для желающих вступить в затвор (Варсонофий Великий, прп., Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1855. Ответы 1-54). Из высказываний святых видно, насколько внимательно они относились к ищущим З. Так, напр., прп. Варсонофий дал благословение на З. Иоанну Миросавскому (хотя тот и испытывал потом немалые душевные трудности), но не разрешил уйти в затвор прп. Дорофею Газскому, несмотря на его совершенную жизнь и многочисленные просьбы (Там же. Ответ 311).

В процессе упорядочения монашеской жизни, начиная с устава прп. Пахомия Великого, нормой стала считаться форма общежительного мон-ря как наиболее благоприятная для духовного совершенствования. Так полагал систематизатор вост. монашества и создатель монашеских правил свт. Василий Великий. Святитель стремился согласовать общежительный и отшельнический образ жизни, избегая при этом крайностей того и другого. В монашестве он видел воплощение идеала соборности и единства Церкви, поэтому в задачу его мон-рей входила широкая благотворительность; вместе с этим рядом с киновиями он создавал места для затворнического уединения, а внутри мон-ря призывал хранить строгое безмолвие. Взаимное влияние киновийного и келиотского уставов привело к осознанию того, что общежитие является лучшей подготовкой для З. как совершенного подвига. Лавра прп. Саввы Освященного в Палестине (нач. VI в.), являющаяся классическим примером такого соотношения, имела центральный мон-рь и множество окружавших его уединенных келий, в т. ч. келий затворников.

Библиотека » Психология успеха » Одиночество и социофобия

© Екатерина Сологубова

…В страну Мечты и Одиночества —
Где мы — Величества, Высочества.
Марина Цветаева

Затворничество… Что это? Сознательный выбор или следствие неблагоприятного стечения обстоятельств? Пресловутый страх сцены или форма проявления социофобии?

Исследователи сходятся к мысли о том, что добровольная изоляция от общества, не связанная с физическими изъянами или какими-то другими объективными причинами, присуща, скорей всего, интровертам, людям, смотрящим в себя, а не вовне, получающим удовлетворение от погружения в свой внутренний мир и досадующим на обстоятельства, вынуждающие к расширению круга общения.

И тем не менее нельзя отрицать того факта, что и достаточно активно коммуницирующий индивид в определенный момент своей жизни может отгородиться от общества, предпочтя уход в свою индивидуальность прочим социальным радостям. Что может спровоцировать подобную перемену коммуникативных предпочтений?

Таких причин может быть масса. Предположим, что профессиональная деятельность человека изобилует контактами с клиентами, пациентами, т.е. он является представителем так называемой социономической профессии или профессии типа «человек-человек». И в данном случае изоляция от общества продиктована необходимостью сохранения собственного психического здоровья и способствует избеганию эмоционального выгорания.

Так же одной из причин может быть сложно пережитая человеком обида на кого-то из окружающих, вытесненная, но «засевшая» где-то глубоко внутри. Чье-то нелицеприятное высказывание, осуждение, негативная оценка способны очень глубоко ранить… И эта обида, или несколько подобных инцидентов могут способствовать добровольной изоляции ранее общительного человека.

Глубинные причины отшельничества родом из детства. Это может быть отражением образца типичной для родительской семьи коммуникации — когда родители избегают чрезмерного общения с миром, довольствуясь только друг другом и не допускают в свой мир посторонних. И эта модель взаимодействия с окружающими может быть усвоена ребенком как единственно верная и перенесена в дальнейшем во взрослую жизнь.

Причиной затворничества может быть и отсутствие братьев (сестер), благодаря общению с которыми ребенок получает первый опыт социализации, умения находить компромиссы и быть более ригидным (в т.ч. и во взаимодействии с противоположным полом). Способность слышать другого человека, подстраиваться под него, усмирять собственные потребности, грозящие нарушить контакт и т.д. — это те навыки, которые могут быть усвоены еще в раннем детстве и в дальнейшем стать залогом успешной адаптации в социуме.

Затворничество ребенка могут так же спровоцировать такие моменты как:

  • ограниченный круг общения,
  • необходимость большую часть времени проводить со взрослыми,
  • невозможность ребенка общаться со сверстниками по причине выбранного родителями индивидуального обучения,
  • непосещение детского сада,
  • предоставленность самому себе и т.д.

Причем очень отчетливо прослеживается взаимозависимость нежелания выходить из дома и продолжительности затворничества: чем дольше длится отшельничество, тем сложнее человеку перебороть себя, перешагнуть через свой страх и выйти в мир, который с каждым днем становится все более угрожающим. Когда человек буквально физически страдает при общении с людьми, которые, как ему кажется, имеют обыкновение подпитываться от него энергетически.

Затворник сначала придумывает всяческие оправдания, и даже перед самим собой, которые объясняют это нежелание выходить из собственного замкнутого мира: это может быть и необходимость ухода за маленьким ребенком, и боязнь оставить его на кого-то из близких, и невозможность найти работу offline и т.д.

С течением времени этих объяснений становится все меньше, затем они вообще отпадают за ненадобностью, а сам отшельник обрастает целым набором фобий, генеральной из которых является социофобия.

И в данной ситуации, если подобный образ жизни доставляет человеку дискомфорт, и он хочет собственного развития, профессионального роста, создания семьи и т.д., без специалиста не обойтись. Но речь не идет о тех индивидах, которых все устраивает в своем положении отшельника и они максимально комфортно чувствует себя именно в этой роли.

Для того, чтобы понять, каким образом бороться с затворничеством и к какому специалисту обратиться, нужно себе ответить на несколько вопросов. Один из них — «как долго у меня наблюдается это состояние?» и второй — «что послужило толчком к его запуску?». Если причины отшельничества кроются в глубоком детстве, то, скорей всего, этим специалистом будет психоаналитически ориентированный терапевт. Если же это состояние проявилось во взрослости, тогда следует посетить консультацию психолога, специализирующегося в когнитивной психологии.

Но, возможно, по какой-то причине, Вы еще не готовы к общению со специалистом, а история Вашего затворничества не очень длинна… Тогда есть возможность обойтись своими силами.

Для этого нужно вспомнить опыт преодоления собственного страха, ведь наверняка в Вашей жизни он имел место. Какими ресурсами Вы при этом пользовались? Призывали ли на выручку силу воли, уговаривали ли себя, обещали ли после удачно завершившегося преодоления страха себе какой-нибудь бонус и т.д. У каждого человека свой способ в борьбе со страхами. Ведь только мы сами знаем, что лучше всего работает в той или иной ситуации.

Кроме того, если Вы чувствуете в себе склонность к затворничеству, то оптимальным для Вас будет осуществление профессиональной деятельности в offline-режиме, т.е. для Вас крайне нежелательно работать удаленно, через Интернет, ведь это может спровоцировать уход от общения с реальным миром.

Немаловажным в вопросе затворничества является принятие себя, своей внешности, своего внутреннего мира. Но в случае, если Вы не принимаете какую-то свою черту и по этой причине ограничиваете свой круг общения, возьмитесь за ее исправление. Здесь Вам в помощь и фитнес-центры, и салоны красоты, и всевозможные курсы, тренинги (например, актерского мастерства) и т.д. Разрешите себе быть самим собой!

Так же следует отметить, что любое общение протекает легко и непринужденно, если людей сближают общие интересы. Так, например, увлеченность танцами, историческими реконструкциями, живописью и т.д. помогут побороть Вам замкнутость и обрести новый друзей. Важно, чтобы эта коммуникация не проходила в online-режиме. Только реальный мир, только живые люди!

Главное помнить, что затворничество имеет обыкновение возвращаться как непрошенный гость и, поэтому нужно быть начеку и не дать ему возможности снова поселиться в Вашей жизни. Как только Вы почувствовали, что не хочется лишний раз выходить из дома, что на звонок Вы уже не спешите открывать дверь, а прежде размышляете: «Нужно ли»… Это сигнал, которому Вы можете сказать: «Стоп!»

И не стоит забывать, что, как писал Аристотель, «человек есть общественное животное» и именно через взаимодействие с окружающими нас людьми мы глубже узнаем себя, понимаем о себе… А через познание собственного «Я» открываем и окружающий мир. Не замыкайтесь в себе, позвольте жизни быть и Вас ждет масса открытий!

См. также:

Общительность и проблема одиночества

В Викиданных есть лексема затворник (L110580).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. затво́рник затво́рники
Р. затво́рника затво́рников
Д. затво́рнику затво́рникам
В. затво́рника затво́рников
Тв. затво́рником затво́рниками
Пр. затво́рнике затво́рниках

за-тво́р-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: за-; корень: -твор-; суффикс: -ник .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. религ. монах, отшельник, давший обет не выходить из своей кельи ◆ Развернул наудачу ― и попал на житие преподобного Исакия, затворника печерского. М. Н. Загоскин, «Вечер на Хопре», 1834 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. человек, ведущий уединённый образ жизни ◆ Да, собственно говоря, кроме почты, рынка и магазина, мне и ходить-то было некуда. Итак, я сидел дома, как затворник. Были дни, когда я ничего не ел. Д. И. Хармс, «Дневниковые записи, письма, и прочее», 1933-1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. частичн.: отшельник
  2. частичн.: домосед

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. монах, отшельник

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: затворница, затворничество; затвор
  • прилагательные: затворнический
  • глаголы: затворять, затворяться, затворить, затвориться

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: recluse
    • Украинскийuk: затворник м.; самітник м.
    • Шведскийsv: eremit (sv) общ.

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

      Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

      Синонимы строкой Скрыть словосочетания
      , , рифмы на rifme.net

      Синоним, количество Частота
      1 наказанный монах (1) 0.01846

      Не нашли нужный синоним?

      С тем же началом: затворник, затвор, затворничество, затворница, затворнический

      С таким же окончанием: самопальный, скоропальный, епископальный, копальный

      Слова по отдельности: затворник, опальный

      Другие слова на букву з

      Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
      А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

      Поделитесь, если помогло

      Наверх На главную

      • Средняя частота фразы «затворник опальный» на миллион употреблений: меньше, чем 1 раз. Количество букв/символов: 18.
      • Поиск занял 0.008 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

      Случайные слова и фразы: заключается в том, отвадивший, украшавший вышивкой

      Предложите свой вариант синонима к «затворник опальный»

      В мире становится популярным такое явление как «хикикомори», или «хикки». Этим термином обозначают добровольное затворничество людей, когда они сокращают свое общение с внешним миром до минимума, уединяясь в своих квартирах. Такой образ жизни все чаще приходится по вкусу молодым людям в возрасте до 32 лет, констатируют специалисты.

      Как правило, люди-«хикки» проводят много времени в Интернете. От компьютера они отлучаются в основном лишь затем, чтобы удовлетворить свои гигиенические потребности или же купить продукты. Часто такие люди живут на пособия либо их кормят родители.

      Наиболее массовым это явление стало в Японии. По статистике, число, подверженных «хикикомори» здесь, уже составляет около 700 тысяч человек, пишет Megamedportal.ru. Количество «хикки» растет и в других странах

      Отмечается, что причины для социальной самоизоляции у молодежи могут быть самыми разными. Кого-то на это толкнули неудачи на личном фронте, кого-то потеря работы или места учебы, а других — просто какие-то личные неудачи. По мнению психологов, в основе феномена лежат юношеский максимализм и эгоцентричность. Молодые люди отказываются от ответственности за собственную жизнь, перепоручая ее другим людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *