27 августа, 2017
В Библии говорится о нескольких заветах, когда Бог был инициатором завета и заключал их с людьми. Сегодня мы рассмотрим Завет Бога с Авраамом.
Для начала рассмотрим смысл и значение слова завет.
Завет — наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям.
Завет в богословско-религиозном словоупотреблении — торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством).
(Вики)
Итак, завет – это торжественный договор Бога с человеком, где обе стороны должны быть верны в исполнении устава договора. В нашем случае Йеhова и Авраам должны были на протяжении актуальности срока договора быть верным уставам договора.
Что же было причиной, которая побудила Бога заключить договор с Авраамом?
Содержание
Для чего нужен был Завет Бога с Авраамом
В 15 главе Бытие повествуется о том, что между Авраамом и Богом произошел диалог. Авраам жалуется на то, что он остается бездетным. Бог же говорит Аврааму что земля, в которой он поселился, будет являться собственностью Авраама навечно. Авраам же говорит, что как это может быть, если у него нет детей, кому он мог бы передать в наследство землю, разве только своему слуге, который останется наследником после смерти Авраама.
Однако Бог обещает Аврааму, что наследником его будет тот, кто выйдет из чресл его. Другими словами, наследником будет тот, кто будет настоящим сыном Авраама. И Бог обещает, что от этого сына у Авраама будет столько потомства, сколько на небе звезд.
Итак, предметом договора в Божьем плане является потомство или точнее многочисленный народ, который произойдет от Авраама и его сына.
Для чего Богу нужен народ, произошедший от Авраама
У Всевышнего Свои планы. Он говорит через Исайю:
8 Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9 Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
(Ис.55:8-11)
Бог дает Аврааму обещание размножить его потомство и сделать великим народом. Цель существования этого народа сказана Богом через пророка Исайю:
21 Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.
(Ис.43:21)
Богу нужен был народ, который бы возвещал славу Божью всем остальным народам Мира. По этой причине, Бог избрал верного раба Авраама, который исполнял уставы и законы Бога и ходил свято пре Ним.
1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
(Быт.17:1,2)
Бог обещает исполнить со своей стороны Свое обещание при условии, что Авраам будет ходить непорочно.
Есть порочный образ жизни, когда человек нарушает Закон Творца и не верит в воздаяние за это. Есть непорочный образ жизни, когда человек соблюдает Закон Божий и верит в награду за его соблюдение. Поэтому, чтобы получить землю в наследие и родить великое потомство, Аврааму нужно было исполнить повеления Бога.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
(Быт.17:9-11)
Завет Бога с Авраамом во времена царств Израиля
Как уже выше говорилось, народ Израиля, внука Авраама, Бог образовал для Себя. Бог крайне заинтересован в существовании этого народа, о чем говорит Его инициатива – заключил договор с Авраамом. Не Авраам был инициатором договора, но Сам Йеhова.
Существует точка зрения, что народ Иакова жил для себя. Однако это не так. Какой смысл возвещать славу Йеhовы самим себе? В обязанность народа входило возвещать славу Йеhовы всем народам (гоим). Для чего? Чтобы те обратились от злых путей своих и познали праведный путь Йеhовы, основанный на святых заповедях Его.
В праздник Кущей (Суккот), в течении семи дней в жертву приносилось 70 быков. Принято считать, что количество быков приносилось в соответствии с семидесятью народами гоим. Среди этих народов были богобоязненные люди, живущие по совести, а некоторые и по заповедям, о которых они слышали. За таковых Израиль приносил жертвы и освещал их перед Адонаем Мира.
Когда Соломон построил Храм Йеhове, в своей молитве он просил Его благословить язычников принесших жертвы в Храм и принять их от них.
41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, —
42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего,
43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
(3Цар.8:41-43)
Услышал ли Бог эту часть молитвы? Бесспорно, потому как цель создания народа Иакова и Храма – это возвещать славу Йеhовы гоим.
3 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.
(3Цар.9:3)
Таким образом, мы видим, что сыны Иакова являются посредниками между Йеhовой и народами земли, чтобы спасти их от Великого Суда.
С появлением Христианства, это учение кардинально изменилось. Христиане учат видеть в еврейском народе великое зло для человечества, а в самом Христианстве великое благо для мира. Но как показывает мировая история, все великие беды в мир принесло именно Христианство, а не еврейство или какая-то другая религия. Две мировые войны, унесшие миллиарды жизней, развязало Христианство, не считая более 100 миллионов европейцев замученных и казненных в годы инквизиции.
Кроме того, называя себя духовным Израилем, Христианство больше всех уничтожило еврейского народа, в отличие от других религий, и, причем якобы как месть за то, что евреи убили их Бога. Даже само обвинение, выглядит абсурдным – убили их Бога. Если Бога убили, то это уже не Бог. Бога не то, что невозможно убить, Его невозможно даже увидеть. Богу чуждо понятие смерти, так как Он бессмертен. А если люди смогли убить Бога, то это был не Бог – это лжебог, бог которого люди сделали богом для себя.
Актуален ли Завет Бога с Авраамом в наши дни
Бог заключил завет с Ноем и знамением его является радуга. Актуален ли этот завет сегодня? Однозначно, да. На основании этого можно с уверенностью сказать, что завет с Авраамом актуален и сегодня и в будущем, покуда существует этот мир.
16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей.
17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.
18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.
19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!
20 В то время даже на конских уборах будет : «Святыня Господу», и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.
21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.
(Зах.14:16-21)
Земля, обещанная Аврааму, неизменно остается за избранным народом Иакова. Именно туда будут приходить все народы, поклоняясь единому Богу Йеhове:
8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.
9 И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино.
(Зах.14:8,9)
Гоим участники завета Авраама через Машиаха
Изначально гоим присоединялись к сынам Иакова посредством Левитского освящения. Краеугольным священнодействием являлось обрезание. Посвящение в сынов Иакова, язычника, совершалось тогда, когда тот отрекался от своих богов и принимал в свое сердце 10 речений Торы. После этого совершалось посвящение через обрезание и другие ритуалы освящения.
С приходом совершенного священства – священства Машиаха, данное посвящение стало не актуальным, по той причине, что данное священство обрезает плотское сердце человека, даруя ему по его вере бессмертие, некогда утраченное Адамом.
Однако для того, чтобы наследовать вечную жизнь, недостаточно получить рождение свыше. Ежедневное хождение во свете даст возможность на участие в вечной жизни.
Аврааму было сказано: … будь непорочен ..
Непорочность и порочность определяется только посредством Закона. Несоблюдающие Закон — это порочные люди.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Матф.7:21-23)
Итак, чтобы быть участником договора Авраама и быть в числе сынов Иакова следует не только верить в Йешуа hа-Машиаха, но и ходить во свете посредством соблюдения заповедей Творца, ведя непорочный образ жизни.
Сегодня около 7000 тысяч языков и наречий возвещают славу Йеhовы, получив усыновление, став сынами и дочерями отца нашего Авраама. И потому, земля дарованная Аврааму – это родная земля этих людей, потому, как и они являются наследниками Авраама.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским , совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
(Еф.2:11-13)
Итак, если гоим вошли в общество сынов Иакова посредством веры в Мессию, они являются детьми Авраама. Милость Творца по отношению к гоим велика:
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; непомилованные, а ныне помилованы.
11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
Из обстоятельств рождения Измаила мы понимаем, что вере Авраама необходимо было подкрепление, поэтому Господь, возобновляя обетование, дает Аврааму «видимый» образ завета, потомственным знаком которого станет обрезание.
Повествование о Завете Господа и Авраама дается в 17 главе книги Бытия. В данной статье дается толкование Завета Авраама с Господом, автором которого является Филарет Московский (Дроздов)
Также на сайте:
Толкования на книгу Бытия
История Авраама. Авраам в Библии
Завет Бога с Авраамом: содержание статьи:
- Приготовление к Завету
- Новое изложение обетования
- Видимый завет
- Обетование Cаре
- Недоумение Авраама
- Ходатайство об Измаиле
- Судьба Исаака и Измаила
- Исполнение Завета Божьего
Приготовление к Завету
17.1 Когда же Авраму было девяносто девять лет от рождения, явился Господь Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи пред лицем Моим и будь непорочен;
17.2. и Я поставлю завет Мой между Мною и тобою, и много, много дам тебе потомков.
17.3. И пал Аврам на лице свое.Девяносто девять лет. Время вступления в завет обрезания замечательно по трем отношениям:
в отношении к рождению Измаила. В продолжение тринадцати лет Бог оставлял Аврама в неведении или, что еще тягостнее, в погрешительном гадании о его судьбе;
в отношении к самому Авраму. Девяноста девяти лет от рождения он принял обетование о будущем сыне и подвергнул себя болезненному действию обрезания;
в отношении к Исааку. Обетование о его рождении соединено было с точным назначением времени сего события (21).
Я Бог всемогущий. Указанием на свое всемогущество Бог приготовляет Аврама к последующему затем повелению и обетованию, дабы сей не сомневался в возможности как получить обетование от руки Его, так равно исполнить повеление с Его помощью. Даже некоторым образом упрекает Аврама, который искал естественных средств к исполнению обетования Его.
Ходи пред лицем Моим и будь непорочен. Чем были Енох и Ной (Быт. V. 22. VI. 9), тем Авраму повелевается быть. Впрочем, можно думать, что Бог здесь дает ему не новую для него заповедь, но утверждает его в принятом уже им поведении и предохраняет от падений. Как исполнили патриархи волю Божию, они сами, не обинуясь, сие исповедуют (Быт. XXIV. 40. XLVIII. 15).
И пал Аврам на лице свое. От страха ли пал Аврам или преклонился в знак благоговения и благодарности, разнословят толкователи. Молчанием Аврама лучше всего изъясняется его внутреннее состояние. Он не отвергает и не подтверждает того, что глаголет Бог: в эту минуту он выше сих действий собственного разума и воли; он предает себя Богу, повергает себя пред Ним и, по выражению Давида, исчезает во спасение Его (Пс. CXVIII. 81).
Новое изложение обетования
Бог продолжал говоришь с ним и сказал:
17.4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отец множества народов.
17.5 И потому отныне ты не будешь называться Аврамом, но да будет тебе имя: Авраам; ибо Я назначил тебе быть отцом множества народов.
17.6 И возращу тебя много, много; и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя.
17.7 И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими в роды их, завет вечный, да буду твоим Богом и потомства твоего после тебя.
17.8 И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, в наследие вечное, и буду их Богом. Я – вот завет Мой с тобою.
Речь сия кажется пресеченною и не в правилах словосочинения. Но сколько она неправильна,столько знаменательна. В человеке нет ничего ненавистнее, как я: в Боге нет ничего величественнее, как Я. Ив обычаях древности говорить без я считалось нужным пред высшими благоприличием, и потому Я, по превосходству, приличествует Существу Всевышнему. Итак, краткое слово Я заключает в себе целое вступление к следующей речи: «Я Бог всемогущий, который един есмь все и пред которым все ничто, хощу, повелеваю, обещаю».
Ты будешь отец множества народов. Множество народов, происшедших от Аврама, известно. Достопримечательно, что он именуется не только многих лиц, но и многих народов отцом – именем, которое выражает теснейшее родство и означает главу одного семейства. Посему наименование отца многих народов в полном своем значении заключает не только то, что потомство Аврама разделится на многие народы, но и то, что многие народы соединятся под ним в единое семейство.
Но да будет тебе имя: Авраам. Переименование в человеческих обычаях иногда означает власть переименующего и назначение переименуемого к новому званию или служению, как, например, Иосиф наречен Цафнат-панеах (Быт. XLI. 45), Даниил – Белтшацар (Дан. 1. 7); а иногда соответствует некоторой уже случившейся перемене состояния, как Ноеминь дала себе имя Мара (Руф. I. 20). Богом даются новые имена человекам также иногда в память особенного происшествия, как Иакову дано имя Израиля в память борьбы с Богом (Быт. XXXII. 28), а иногда в изъявление особенного их предопределения, как Симон наречен Петром (Ин.I. 42. Мф. XVI. 18). Сего последнего рода есть имя Авраам, то есть отец великого множества.
Имена, имеющие происхождение Божественное, суть великой важности, потому что не суть случайные знаки понятий, как имена просто человеческие. Те суть чувственные отпечатки сущности вещей; они соединены с глубоким познанием вещей; они заключают в себе силу вещей, которая и оказывается тогда, когда произносит их не одними чувственными органами, но всею силою духа.
Буду твоим Богом и потомства твоего после тебя. О важности обетования сего нетрудно сделать заключение из того, что впродолжение одной настоящей беседы Божией с Авраамом, но произносится троекратно (7, 8, 19), и, наконец, относится к Исааку преимущественно пред Измаилом, как главная и существенная принадлежность завета.
Внешний образ или выражение обетования сего делается понятным из сравнения оного с обыкновением идолослужителей присвоить себе и называть своим то мнимое божество, которое они почитают в идолах своего дома, города, страны и от которого почитают себя вправе требовать особенного покровительства. Примером сего служит Лаван (Быт. XXXI. 30). Может быть, мысль и желание усвоять себе богов были безобразным произведением первоначально истинного, но впоследствии поврежденного предания о предопределенном усвоении Божества избранному племени. Бог, противополагая истину заблуждению, открывает Аврааму, что Он точно будет его Богом и его потомства, паче прочих человеков и народов.
И Бог есть Бог Авраама и потомков его:
по имени: Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев (Исх. XXIX. 45, 46);
по сохранении истинного богопознания и богослужения в их потомстве;
наипаче же по воплощению. По сему-то в порядке обетовании прежде полагается завет вечный и вечное наследие земли Ханаанской, что исполнилось прежде Рождества Христова, а обетование: буду их Богом, есть заключение всех обетований.
Видимый завет
17.9 Потом Бог сказал Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
17.10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан.
17.11 Обрежьте край плоти вашей; и сие будет знаком завета между Мною и вами.
17.12 Осьми дней от рождения да обрежется у вас всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от вашего племени.
17.13 Непременно да обрежется и рожденный в доме твоем и купленный за серебро; и завет Мой на теле вашем будет заветом вечным.
17.14 Необрезанный мужеского пола, который не обрежет края плоти своей (в осьмой день), отсечется душа та от народа своего, (ибо) он нарушил завет Мой.Обрежьте и проч.
Происхождение сего заветного обряда недостойным образом изъясняют те, которые думают, что Авраам сам собою готов был принять обрезание от египтян, а Бог только по снисхождению соделал оное предметом своей заповеди. Обрезание еврейское и египетское, как замечает Ориген против Цельса (L. V), ничего не имеет общего в самом основании своем, подобно как два священнодействия в честь различных божеств. Оныя разнствуют также многими обстоятельствами: евреи совершают обрезание по закону, а египтяне по произволению; евреи подвергаются оному все вообще, а из египтян преимущественно жрецы и желающие заниматься тайными науками; у евреев только мужеский пол, а у Египтян и женский (Serab. L. XVII). У евреев в осьмый день по рождении, а у египтян в тринадцатилетнем возрасте (Ambr. de Abrah. L. II, с. 11). По сему последнему обстоятельству удобнее можно производить египетское обрезание от Измаильтян, потомков Авраама, нежели от египтян Авраамово. Иисус Христос о начале обрезания говорит, что оно есть от отцев, и показывает, что закон обрезания не ниже закона субботы (Ин. VII. 22).
Филон (Decircumcis.) почитает убедительными к употреблению обрезания четыре почерпнутые, как он говорит, из древних толкователей Моисея причины, которые суть следующие: предупреждение некоторой тяжкой болезни; чистота всех частей тела, приличная священному чину; приложение обрезания к сердцу и, наконец, приготовление к деторождению в большем числе. В сих понятиях смешивается еврейское обрезание с языческим и догадка с опытом.
Не удаляя наших исследований от пути указуемого Св. Писанием, мы находим достаточные к учреждению обрезания две причины, или что то же, два истолкования оного: образовательное, или поучительное, о котором и Филон упоминает, и преобразовательное, или пророчественное.
Поучительное знаменование обрезания открывают следующие выражения Св. Писания у Моисея: сердце необрезанное (Лев. XXVI. 41), обрежьте крайнюю плоть сердца вашего (Втор. X. 16); у Иеремии: у всего дома Израилева необрезанные сердца (IX. 26). В речи первомученика Стефана: жестоковыйные, у которых сердца и уши не обрезаны (Деян. VII. 51). Но полнее и определительнее излагает образовательное свойство обрезания внешнего Апостол Павел: это не Иудей, который таков только наружно, и это не обрезание, которое совершается только наружно над плотию, но тот Иудей, который таков в тайне; и то обрезание, которое совершается над сердцем по духу, а не по письмени (Рим. 11. 28. II. 29). Почему обрезание долженствовало внушать человеку, что он от рождения, по естеству, находится сердцем в нечистоте плоти, подобно как плотию в необрезании; что из сего состояния он должен выйти совлечением тела греховного плоти (Кол. II. 11); что действие сего таинственного обрезания должно быть устремлено на те части, от которых раздаются деяния плотские: на сердце, отколе исходят помышления злые, на уши, коими вносятся и всаждаются в душу соблазны, но которые тяжки для принятия слова Божия; что плод обрезания сего есть вступление с Богом в завет, соединение с Ним в духе и наследие обетований Его.
К изысканию преобразования в установлении обрезания ведет самый союз, в котором оно находится с обетованием Авраама, как видимое знамение завета с его существенным свойством и концем. Знамение сие изъясняет Апостол, когда обрезание Авраама называет печатию правды веры (Рим. IV. 11) и когда наше нерукотворенное обрезание называет обрезанием Христовым (Кол. II. 11). Как нерукотворенное обрезание верующих в Новом Завете есть Христово, так Христово же долженствовало быть и рукотворенное обрезание верующих в Ветхом Завете: одно духовно и существенно, а другое преобразовательно. И действительно, для чего не обрезывается, например, ухо или другой член тела, общий обоим полам? Для того, без сомнения, чтобы в видимом знамении завета было близкое указание на обетование о благословенном семени, долженствующем произойти от Авраама. Обрезание плоти мужеской есть как бы отрицательное выражение понятия о семени жены.И сие будет знаком завета. Обрезание есть знак трояким образом.
Знак союза. В древности при заключении союзов употреблялись знаки, как, например, войны – копие, а мира – оливный жезл (caduceus) или изображения сих вещей (Vid. A. Gell. L. X, с. 27). Были также знаки, которые носили союзники, дабы узнавать друг друга (Vid. Thomas, de eesseris.). Подобно сему действием обрезания означается вступление в завет с Богом, а состоянием обрезания – неизменность сего завета.
Знак избрания. Вещи, избираемые и отделяемые от других, иногда замечаются знаком или печатью, что делали, например, египетские священники над избираемыми в жертву животными. Так, обрезанием отличаются от прочих люди, избранные Богом из всех народов (Втор. VII. 6).
Знак печати или тайны. Под печатью скрывается тайна письма: так, под видимым знамением обрезания скрывается тайна веры и благодати.
Осьми дней. Осьмой день по рождении младенца, по замечанию Аристотеля (Deanimal. L. VII, с. 12) важен потому, что до исполнения семи дней нельзя увериться в его жизненности. В Св. Писании вообще седьмое число представляется таинственным числом совершения, и вещи, не достигшие в сие число, почитаются несовершенными, почему и животные не могли быть приносимы Богу прежде исполнения семи дней от их рождения (Исх. XXII. 30).
Осьмой день обрезания, может быть, назнаменует обновление человеческого естества Воскресением Христовым в полноте седмицы, или в первый по седьмом день, и также, может быть, очищение всего мира в течение великих семи дней Божиих.
Мужского пола. Пол женский не исключается от завета, но входит в него своим рождением от обрезанных и обрезанием рожденных от себя. Сим назнаменуется то, что заветное семя, спасающее мужа и жену, есть не жена, но муж.
Рожденный в доме и купленный. Обрезание рабов и иноплеменных предписывается, вероятно, потому, что необрезанные в доме обрезанных сделались бы предметом или отвращения, или соблазна для сынов завета. Но может оно иметь также и преобразовательное знаменование – то, что в завете Бога с Авраамом заключается спасение всех народов, родов и состояний.
Спрашивается: мог ли господин обрезать раба против его воли? Маймонид (Decircumcis. L.I, с. 6) в разрешение сего полагает, что раб должен был или принять обрезание, или, в случае несогласия на сие, быть продан иному господину.
Завет Мой на теле вашем будет заветом вечным. Завет называется здесь вечным так же, как вечным называется иногда закон, то есть под условием воли законодателя и известного состояния подзаконных.
Отсечется душа та от народа своего. Отсечение необрезанных, по различным мнениям иудейских и христианских толкователей, означает лишение жизни вечной, преждевременную смерть, бесчадие, смерть по суду гражданскому, отлучение.
Одни подвергают сему осуждению родителей, которые не обрезывают своих сынов; а другие – сих самых сынов, если они, при- шедши в возраст, не исполнят опущенного родителями.
Отсечение души от народа своего, по употреблению сего выражения в Св. Писании, знаменует наказание Божественное (Лев.XVI. 10. XX. 5.6. XXIII. 29. 30). Действительно, иногда Бог видимо изъявлял гнев свой за небрежение о законе обрезания, как случилось с Моисеем (Исх. IV. 24–26). Впрочем, с понятием нарушения завета всего ближе соединяется отлучение от общества верующих и лишение прав на обетования завета.
В обычаях иудеев было, что и те, которые получили обрезание, но после восьмого дня, уже не равнялись с обрезанными в восьмой день (Флп. III. 5. Orig. Contra Gels. L. V). От сего, может быть, мнения произошло, что семьдесят толковников после слов, который не обрежет края плоти своея, в переводе своем прибавили: в день осъмый.
Обетование Cаре
17.15 Бог сказал также Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей Сарра.
17.16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
По еврейскому произношению первое имя супруги Авраамовой есть Сарай ( שדי), а второе ( שית). Первое, по толкованию Иеронима (Trad. Heb.), знаменует: госпожа моя, то есть госпожа одного только дома; второе – госпожа вообще. Но соответственнее с именем Авраама имя Сарры разложить можно так: הםון שרת Сарафгамон, то есть госпожа множества.
Недоумение Авраама
17.17 Тогда Авраам пал на лице свое, и рассмеялся, и сказал: неужели от столетнего будут дети? и Сарра, будучи девяноста лет, неужели родит?
Сей смех и недоумение Авраама осуждают св. Златоуст(Horn. XL. in Gen.) и Иероним (Contra Pelag. L. Ill), и первый из них присовокупляет, что следствием сего смеха были страдания племени Авраамова во Египте. Однако Патриарха оправдывает против осуждения сего само слово Божие, когда приписывает ему веру оправдывающую (Быт. XV. 6), не изнемогающую, несмотря на то, что плоть уже омертвела (Рим. IV. 18–22).
Толковники халдейские смягчают знаменование слова рассмеялся. У Онкелоса читается: возрадовался. У двух других толковников: изумился. Блаженный Августин в поступке Авраама находит улыбку радости, а не усмешку неверия (De civ. Dd L. XVI, с. 26). Догадываются, что к сему изречению книги Бытия применено изречение Иисуса Христа, когда Он говорит, что Авраам, видев его день, возрадовался (Ин. VIII. 56).
Отнюдь не странно, а весьма естественно то, что чувствование радости из простого сердца изливается смехом и благоговейное удивление выражается языком недоумения.
Ходатайство о Измаиле
17.18 И сказал Авраам Богу: благоволи, да живет пред лицем твоим Измаил.
Жить пред лицем Божиим на языке священном значит наслаждаться благоденствием и долгоденствием под особенным покровом Промысла.
Но что побуждает Авраама просить сего Измаилу?
Может быть, недоверчивость к обетованию о Исааке, коего рождение представлялось неестественным.
Может быть, опасение, чтобы новое обетование о сыне Сарры не было соединено с отвержением сына Агари, которого самое зачатие оказалось теперь неблагословенным. Авраам же, как отец, обязан был пещися и о Измаиле как о сыне своем. Вера доброжелательна.
Может быть, смирение и благоговение Авраама, объятого Божиими благодеяниями так, что чувствование их величия изобразилось как бы желанием их уменьшения. «Стоит ли бедный столетний старец, – говорит он, – того, чтоб изменять течение природы для дарования ему сына? «
Судьба Исаака и Измаила
17.19 Но Бог сказал: точно родит тебе сына Сарра, жена твоя; и ты наречешь ему имя Исаак; и Я поставлю завет Мой с ним и с потомством его после него, завет вечный.
17.20 О Измаиле же ты услышан; вот, Я благословлю его, и возращу его, и дам ему потомков много, много; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
17.21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время в следующем году.
17.22 И окончил Бог разговор свой с Авраамом и восшел от него.
Точно. Сим словом начинается ответ Божий на недоумение Авраама и ходатайство о Измаиле; и оное показывает, что Бог не нашел в словах его никакого предосудительного пререкания воли Своей: не отвергая его чувствований, Он благоволил только прекратить его изумление, подтвердить и объяснить Свое предречение.
Исаак. Значит: рассмеется, или, по разуму, в каком употреблено сие слово выше в сказании о Аврааме, возрадуется. Такое знаменование имени Исаака есть воспоминательное, в отношении к чувствованию Авраама при обетовании о нем; пророчественное, ибо то же обстоятельство смеха или радости возобновляется при последующем откровении Сарре (XVIII. 12) и по рождении Исаака (XXI. 6); таинственное, поелику относится к вере и любви Авраама, по которым он рад был видеть день Христов и, видев, возрадовался.И Я поставлю завет Мой с ним. Не разумеется здесь один внешний завет обрезания, ибо в сем завете находился и Измаил, однако Бог не обещает и с ним поставить завет Свой, а только с Исааком (21). Итак, завет Божий с Исааком есть тот вечный завет, который, обветшав во Израиле, обновлен во Христе, в котором Бог помянул милость свою к Аврааму и семени его до века (Лк. I. 54. 55).
Вообще, изображенные здесь два благословения, Исааково и Измаилово, разнствуют между собою как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, земные, временные.
Двенадцать князей. Событие сего благословения Моисей показывает ниже (XXV. 13–16). Двенадцать начальников колен Измаильских соответствуют двенадцати патриархам Израильским. Сие равночислие показывает, что мера благословений видимых не всегда означает меру даров внутренних. Два потомства Авраамовы подобны двум прекрасным цветам, из которых один есть пустоцвет, а другой исполнен силою жизни и, увядая, оставляет плод, который дает пакибытие корню и цветам.
В сие самое время в следующем году. То есть ровно через год.
Исполнение Завета
17.23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в дому своем и всех купленных за сребро свое, весь мужеский пол дома Авраамова; и обрезал край плоти их в тот самый день, как сказал ему Бог.
17.24 Аврааму было девяносто девять лет от рождения, когда он обрезал край плоти своей.
17.25 А Измаилу, сыну его, было тринадцать лет от рождения, когда обрезан край плоти его.
17.26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его;
17.27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за сребро у иноплеменников.В тот самый день.
То есть в тот же день, в который явился Бог и открыл Аврааму закон обрезания, Авраам и совершил повеленное Богом. Сия поспешность в исполнении воли Божией тем достойнее удивления, что откровение и не назначало времени обрезания для Авраама, но только для новорождаемых в его племени. Поспешность в случаях трудных, но соединенных с известною и священною обязанностью, есть благоразумная предосторожность против недоумений и препятствий.
Весь мужеский пол дома его. И здесь нельзя не удивиться благоустройству дома Авраамова и послушанию его домочадцев и рабов. Ниодин из них не воспрекословил совершению над собою обряда болезненного и, с первого взгляда, весьма странного. С толикою силою вера и духовное помазание действует на все окружающее и все покоряет себе.
* * *
Как в Измаиле представлено состояние ветхозаветное и рабское по закону, то в новом обетовании о Исааке, паче прежних ясном и близком к событию, можно видеть ближайшее приготовление человека к состоянию новозаветному, к рождению в свободу чад Божиих.
Авраам, по всем признакам, еще надеется на события обетования на Измаиле, как Бог предрекает ему рождение Исаака и в нем исполнение Своих высоких обетований. Так еще в то время, когда человек опирается на дела закона и на них утверждает свое упование, Бог иногда является из глубины души его некоторыми предчувствиями, некоторыми откровениями высшей внутренней жизни, дая ему усматривать, далее смешения природы и благодати, чистое состояние благодати.
Авраам в состоянии омертвения плоти с изумлением слышит предсказание о рождении от него сына: человек, изнемогающий среди трудов о исправлении своей внешней жизни, с изумлением узнает, что внутренняя должна утвердиться на ее развалинах.
Авраам при обетовании о Исааке молит Бога о Измаиле: слабый человек, и при начатках жизни по вере еще заботится, чтобы не погибли дела его, и старается поставить их во внимание Божества.
Бог, по ходатайству Авраама, не отвергает Измаила, но завет вечный поставляет с Исааком: Бог не отвергает дел закона, которым помоществует и за которые предстательствует вера; но к вечному с Собою соединению предопределяет только благодатно насаждаемую в душе внутреннюю жизнь веры и любви.
Печатию обетования о Исааке и залогом его рождения Бог полагает на Аврааме новое имя его и обрезание. Совершаемый в жизнь духовную также получает новое имя, то есть новую жизнь, новое свойство, которым он отпечатлен, и новое высшее назначение в действовании. Ближайшее приготовление к возрождению также есть обрезание: обрезание сердца, ушей, безысключительное обрезание всего плотского, усечение всего, что возбуждает собственную деятельность по стихиям мира, а не по Христе, – всего, что питает и укрепляет более внешнюю и естественную, нежели духовную и благодатную жизнь.
Благословенный плод веры и обетования нарицается Исааком, то есть радостию: самое знаменательное наименование плода духовного, жизни внутренней также радость (Гал. V. 22), и радость в Духе Святом (Рим. XIV. 17).