Завоевание ханаана евреями

Регулярная статья

Л.Гроервейдл

д-р Арье Ольман

Тип статьи: Академический супервайзер: Дата создания:

Завоевание Ханаана народом Израиля — событие конца бронзового века, приведшее к расселению еврейских племён в южной части страны Ханаана, ставшей после этого Страной Израиля.

Жертвенник на горе Эйваль

Основные сведения

Завоевание началось около 1230 года до н.э. Первый этап состоял в совместном натиске всех сил народа Израиля на население страны и длился несколько лет.

В конце его еврейские племена (колена) расселились по стране согласно разделу территории и решали свои военные проблемы самостоятельно или в рамках союзов между несколькими племенами. Окончательное завоевание всей территории страны заняло ещё два века.

Основным источником сведений о завоевании Ханаана до сих пор остаётся ТАНАХ. В течение XX века историческая наука накопила также сведения из расшифрованных источников соседних стран и результаты археологических раскопок.

Историческая обстановка

К концу XV в. до н. э. относятся сведения (преимущественно из Эль-Амарнских писем) о проникновении в Эрец-Исраэль полукочевых племен, обитавших в пограничных областях. Среди этих племен особой известностью пользовались хабиру, поставлявшие наемников для египетских гарнизонов и местных царей. Последние в своих бесконечных междоусобных войнах все более полагались на отряды хабиру, которые, пользуясь положением, уничтожали целые поселения и грабили торговые караваны.

Можно полагать, что именно в этот период начинается проникновение израильских племен в горные районы Эрец-Исраэль (при условии, что они были поблизости).

Хронологические рамки события

В конце XIV — начале XIII в. до н. э. происходила консолидация этнических групп к югу и востоку от Эрец-Исраэль (в Эдоме, Моаве и Аммоне) в независимые царства, с которыми, согласно библейской традиции, столкнулись израильтяне на пути в Эрец-Исраэль после исхода из Египта.

На этом основании можно заключить, что массовое вторжение израильских племен в Эрец-Исраэль не могло иметь места ранее первой четверти XIII в. до н. э. С другой стороны, на стеле, воздвигнутой на пятый год правления фараона Мернептаха (1224–14 гг. до н. э.) в честь его побед в Ханаане, среди побежденных упомянут Израиль, и, следовательно, во время похода Мернептаха израильские племена уже обосновались в Эрец-Исраэль.

Археологические данные, полученные при раскопках в Эрец-Исраэль, подтверждают эту датировку: около середины третьей четверти XIII в. позднебронзовая культура Ханаана сменилась новой культурой; эта смена сопровождалась массовыми разрушениями старых поселений и появлением множества новых в горных районах по обе стороны Иордана.

Файл:Israelites rus.pngКолена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.

Характер военных действий

Согласно Книге Йеhошуа бин Нуна, объединённое войско евреев перешло через Иордан поблизости от Иерихона и встало там лагерем в месте под названием Гильгаль.

Там были сформированы войска, которые пошли по направлению на северо-запад, захватывая один за другим города, начиная с Иерихона и до Хацора на севере. На население атакуемых городов накладывался херем (заклятие), после чего оно подлежало поголовному уничтожению вместе со скотом и имуществом.

Учитывая сведения из истории страны Ханаана, изложенные ранее, следует предположить, что такова была общепринятая практика в те времена.

Цари атакуемых городов долго не предпринимали попыток объединить усилия для отпора евреям. Только через годы после начала войны был заключён первый союз, не помогший его членам. Ханаанские города на севере также объединились вокруг Хацора, выставив сильное войско с колесницами. В сражении с ними была применена тактика выведения из строя лошадей и поджигания колесниц. Очевидно, это стало причиной появления в Хацоре через сто лет железных колесниц (см. Барак).

Часть населения Ханаана уклонилась от войны с евреями. Жители Гивъона, например, обманом выманили у евреев клятву не нападать на них и остались жить среди евреев на правах подчинённого племени. Исходя из некоторых сведений в Книге Судей и других книгах ТАНАХа, в отдельных районах жителям Ханаана удалось отбиться, бежать или спрятаться до момента ослабления натиска. В последующее столетие происходили постоянные локальные войны с ними.

После завершения войны страна была разделена на уделы. На горе Эйваль в Шхеме было построено центральное святилище с жертвенником.

Противоречия исследования истории древнего Израиля

В начале XX века, когда научная археология делала первые шаги, были сильны позиции т.н. критической школы, которая считала текст ТАНАХа абсолютным мифом. Полагали, что сведения оттуда могут отражать реальность весьма опосредованно. Выдвигались гипотезы, основанные на произвольных допущениях о хронологии и географической привязке событий истории и об этнической принадлежности фигурантов исторических текстов.

Например, нормально было написать следующий абзац:

История завоевательной войны под предводительством Иехошуа бин Нуна, как она излагается в одноименной библейской книге, представляет собой, по всей видимости, контаминацию преданий, относящихся к различным волнам вторжений израильтян в Эрец-Исраэль.

Начало регулярных раскопок в Стране Израиля и на всём Ближнем Востоке уже к 1920-м годам выявили необоснованность этого подхода. За истекшие сто лет накоплено множество археологического материала, подтверждающего информацию из ТАНАХа.

Наряду с классической археологией, в том же направлении работает современная лингвистика, изучающая древние языки региона по найденным письменным памятникам. Исследователи генома человека разработали методы анализа ДНК, позволяющие проследить движение тех или иных групп людей. Физическая химия разработала методы уточнённой датировки древних артефактов.

Все они полностью подтверждают историю, изложенную в книге Книге Йеhошуа бин Нуна. В 1980-х годах экспедиция под руководством профессора Зерталя нашла жертвенник на горе Эйваль.

В начале XXI века он же обнаружил остатки Гильгаля — первого укреплённого лагеря евреев на склоне горы напротив места перехода евреями Иордана. Контур каменной стены вокруг площадки напоминает след человеческой ноги. Найдено ещё несколько сооружений такого же типа по пути следования еврейского войска на север.

В 2012 году найдены следы пожара и разрушения в древнем Хацоре на грани XIII-XII веков до н.э., описанного в Книге Йеhошуа бин Нуна.

Примечания

См. также

  • Йеhошуа бин Нун
  • Херем
  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  • Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous ‘Foot-Shaped’ Enclosures
  • Gilgal Argaman — спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
  • Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  • TAНAХ на сайте Толдот ешурун
  • JOSHUA (JEHOSHUA) в Jewish Encyclopedia
  • Статья «Иошуа» в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона — перевод из Jewish Encyclopedia
  • Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous ‘Foot-Shaped’ Enclosures
  • Israel Enters Canaan—Following the Pottery Trail, Adam Zertal, BAR 17:05, Sep/Oct 1991.
  • Gilgal Argaman — спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
  • New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  • Обнаружено новое свидетельство завоевания Ханаана евреями
  • תל חצור: ממצא חדש כנראה מתק’ יהושע בן-נון

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк в ЭЕЭ

Израиль и боги Ханаана

Теперь нам предстоит ознакомиться с некоторыми сведениями, которые были обнаружены в течение последних десятилетий и связаны с одним замечательным археологическим открытием. На территории древнего Тира находится место под названием Рас–Шамра, где ранее располагался город Угарит. Это место знаменито не только тем, что там было найдено, но и самим процессом раскопок: археологи обнаружили удивительные находки буквально в первые дни после начала работ на кургане Рас–Шамра в 1929 году. Каждый настоящий археолог мечтает найти какие–нибудь важные артефакты, чтобы сделать вклад в мировую науку, но вряд ли кто–нибудь предполагает, что столкнется с чем–то подобным тому, что ждало ученых в Рас–Шамра.

Одним словом, благодаря Рас–Шамра у нас появились новые сведения о древнем Ханаане, его языке, культуре и религии. Теперь мы знаем, что классический древнееврейский язык не был языком небес (как желали бы думать преподаватели этого языка), но был просто языком Ханаана. Язык Угарита крайне близок к еврейскому, так что благодаря изучению Угарита мы узнали много нового о языке Библии. Но для нас особый интерес представляют некоторые сведения о ханаанской религии и культуре, добытые при этих раскопках. В числе прочего археологи нашли таблички с мифами древних обитателей Ханаана. И поскольку эти тексты датируются примерно 1400 годом до н.э., у нас есть основания думать, что те верования и религиозные практики, которые здесь запечатлены, отражают реалии, с которыми столкнулся Израиль, пришедший в Ханаан.

Важнейшее место в этих текстах занимает бог Ваал. В Ханаане его обычно изображали с головой быка и с молнией в руках, потому что он был богом плодородия и грозы. Тесная связь быка с Ваалом проливает свет на то, какую опасность представляли поклонение золотому тельцу у Синая и два золотых тельца Иеровоама. Израильтяне, вероятно, тогда не поклонялись Ваалу, но что они делали с его любимым животным? Моисей и пророки также хотели бы услышать ответ на этот вопрос. Израиль играл с огнем.

Однако тексты из Рас–Шамра говорят нам не только о Ваале. Там немаловажное место занимает также Эл, верховный бог нравственности. Кроме того, Элион, «Всевышний», также нашел себе место в пантеоне богов Ханаана. Само по себе это не удивительно, поскольку у каждого древнего народа был свой пантеон богов. Но когда мы видим, что в Ветхом Завете имена «Эл» и «Элион» относятся к единому истинному Богу Яхве, это должно показаться нам странным. Однако не стоит делать отсюда поспешные выводы, поскольку ни в одном месте Ветхого Завета мы не найдем «официального» одобрения культа этих ханаанских богов. Израиль всего–навсего позаимствовал имена, передав их своему Богу Яхве.

Прекрасную иллюстрацию такого употребления разных имен одного истинного Бога мы найдем в главе 14 Книги Бытия. В стихах 18–24 говорится о Мелхиседеке, который назван священником Эл Элион (Бога Всевышнего). Мелхиседек утверждает, что именно Бог Эл Элион дал Аврааму победу над врагами. Ниже Авраам клянется ГОСПОДОМ Богом Всевышним (Яхве Эл Элион), что не возьмет себе ничего из военной добычи (Быт 14:24). Таким образом, библейское повествование однозначно связывает между собой три эти имени, которые относятся к единому истинному Богу. Сегодня нам может показаться, что такое заимствование имен у богов Ханаана крайне опасно, и возможно, так оно и есть, тем не менее Ветхий Завет ясно показывает, что Израиль их использовал. Нам, однако, следует снова вспомнить и о том, что Ветхий Завет недвусмысленно призывает Израиль поклоняться только единому истинному Богу Яхве: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 3:20). Чтобы лучше это понять, давайте вообразим себе диалог между израильтянином и хананеем. Когда хананей между делом упоминает Эла или Элиона, израильтянин прерывает беседу и говорит: «Хочешь, я тебе скажу, кто такой Эл на самом деле? Это Яхве. А кто такой Элион? Разумеется, тоже Яхве!»

Библия никак не объясняет, почему Израиль использовал лишь некоторые, но далеко не все имена ханаанских богов. Очевидно, именно эти имена имели слишком опасный смысл. Скажем, такие имена богов некоторых народов, как Дагон, Хамос или Риммой, никогда не связывали с именем Яхве. Однако израильтяне использовали одно имя с ужасающей репутацией — Ваал. Пророки неистово обличают культ Ваала. Так, по повелению Илии, было убито 450 пророков Ваала (3 Цар 18:19, 40). Очевидно, он отнюдь не желал мириться с тем, что жена Ахава Иезавель, дочь сидонского царя, ввела у себя культ чужеземного бога. Однако, несмотря на всю ненависть к Ваалу, некоторые места Библии позволяют предположить, что именем baal некогда могли называть Яхве. Возможно, это объясняется тем, что слово baal первоначально означало нечто вроде «господин» или «хозяин». Вероятно, именно в этом смысле он используется в Книге Осии, где пророк передает такие слова Яхве: «Ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали»» (Ос 2:16). Другими словами, когда Израиль восстановит свои отношения с Богом, это будет, скорее, нечто вроде отношений между мужем и женой, а не между хозяином (baal) и рабом. Таким образом, Осия понимал, что имя baal несет в себе ложные богословские коннотации: если ты в правильных отношениях с Богом, ты не станешь звать его «моим baal» (хозяином), но скорее будешь звать его «моим мужем».

Однако, если мы обратимся к более древним временам истории Израиля, то увидим, что имя baal было невинным титулом, который могли использовать, говоря о Яхве. Хотя ни в одном месте Ветхого Завета Бога напрямую не называют Ваалом, однако слово baal появляется в названиях некоторых мест и в именах. Об этом говорится, например, во 2 Цар 5. После того как Давид с помощью Яхве одержал победу над филистимлянами, он дал тому месту, где происходил бой, название «Ваал–Перацим», сказав: «Яхве разнес врагов моих предо мною, как разносит вода». Библейское повествование добавляет к этим словам пояснение: «Посему и месту тому дано имя Ваал–Перацим» (2 Цар 5:20). Примечание в переводе RSV поясняет, что это означает «Господь прорыва». Очевидно, на том этапе истории Израиля имя baal не казалось опасным, хотя позднее оно приобрело иной смысл.

На изменение отношения к имени Ваал указывают имена Иевосфей и Мемфивосфей. Такие имена в 2 Цар носят два потомка Саула (2 Цар 3:7; 4:4), однако в родословных Паралипоменон у этих же самых людей другие имена: Ешбаал и Мериббаал (1 Пар 8:33–34). Можно убедиться в том, что речь идет о тех же самых людях, но почему тогда у них разные имена? Одно из популярных объяснений этой загадки связано со значением слова bosbeth, которое входит в состав имен Иевосфея и Мемфивосфея. Очевидно, в 2 Цар частица baal в обоих именах была намеренно заменена на bosheth. Слово же bosheth по–еврейски означает «стыд». Потому многие ученые предполагают, что благочестивые переписчики позднейших времен заменили ненавистное «baal» элементом «стыд», чтобы напомнить читателям о «постыдном» обычае прошлых времен — о том, что в народе Яхве иные люди носили имя «baal». Автор Паралипоменон, вероятно, пользовался более древними родословными, где сохранилось оригинальное написание имен, которое, по мнению автора Второй книги Царств, свидетельствовало о постыдном прошлом Израиля.

У позднейших благочестивых писцов, которые уже ясно на примере Иезавели могли понять, к чему приводит поклонение богу Ваалу, этот обычай прошлого вызывал стыд. Но изначально слово baal звучало нейтрально, так что даже израильтяне могли включать его в свои имена, не испытывая угрызений совести. Однако позднее над верой Израиля нависла вполне конкретная угроза, и тогда народу Божию необходимо было отказаться от данного элемента «культуры». Именно так Бог действует относительно культуры. Он использует нейтральные элементы, но когда они становятся опасными, призывает от них отказаться. Можно извратить даже самые прекрасные дары Божьи. Для некоторых людей с чрезвычайно сильными желаниями определенные дары Бога могут быть противопоказаны. Мы знаем случаи, когда совершенно нормальные слова при извращенном употреблении обрастают иным смыслом. Кроме того, слова, которые совершенно невинно звучат в одной культуре, в другой могут обретать такую дополнительную нагрузку, что лучше их здесь избегать, если хочешь, чтобы тебя правильно поняли. То же самое произошло со словом baal: первоначально невинное слово «испортилось».

Но каким образом бог Ваал привел к такой порче слова baal? Это нам снова помогают понять таблички, найденные в Рас–Шамра. Поклонение богу плодородия Ваалу в Ханаане приобрело настолько ужасающую форму, что даже чтение древних текстов о нем может вызвать у читателя омерзение. Ваал стоял в центре всевозможных непристойных обрядов, связанных с плодородием.

Суть этих обрядов можно описать следующим образом: жители Ханаана верили, что плодородие почвы отражает плодородие богов. И чтобы вызвать дождь, который будет питать растения, они использовали священную проституцию, так что мужчины и женщины совершали настоящие оргии в рамках «официального» богослужения в ханаанских храмах. И теперь нам легче понять, почему Яхве призывал свой народ держаться подальше от жителей Ханаана — или, по крайней мере, от их религиозных обрядов. Сексуальное желание — это мощная сила, которую можно использовать во благо и во вред; хананеи же не только использовали ее во вред, но и делали это в священных местах. В наши дни мы привыкли к тому, что злоупотребления сексуальностью совершаются в «грешных» местах. Представьте себе, какие чувства должны вызывать подобные вещи в «святых» местах! С этой проблемой древний Израиль столкнулся в Ханаане.

Следующая глава >>

У границ Ханаана. Посылка соглядатаев

У границ Ханаана. Посылка соглядатаев Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь

Древние цари Ханаана

Древние цари Ханаана Исследуя дальше повествование Библии и открытия археологии, важно остановиться на 14-й главе книги Бытие.»Для всех ученых эта глава охватывала только список имен, без никакого содержания и повествования о предлагаемой войне между четырьмя царями

Глава 3. Завоевание Ханаана

Глава 3. Завоевание Ханаана Национальная судьба Израиля могла исполниться только в земле Ханаана. Книга Иисуса Навина рассказывает о молниеносной военной кампании, в течение которой могущественные цари Ханаана были разбиты в бою, а израильские племена унаследовали свою

Другой вид Ханаана

Другой вид Ханаана Как и с рассказом об Исходе, археология обнаружила драматические расхождения между Библией и ситуацией в Ханаане в предлагаемое время завоевания, между 1230 и 1220 годами до н. э. Хотя мы знаем, что группа под названием Израиль уже присутствовала где?то в

Сущность спора: «Они не Израиль… Мы Израиль»

2. Сущность спора: «Они не Израиль… Мы Израиль» Прежде чем попытаться очертить параметры столкновения двух религий, необходимо отдельно рассмотреть внутреннюю структуру каждой из них — ее ценности, идеи, институты. Такое описание тоже не будет удовлетворительным, до тех

Глава третья Боги загробного мира, боги в загробном мире

Глава третья Боги загробного мира, боги в загробном мире Египетский загробный мир — с достаточно распространенной точки зрения — это некий идеальный мир, которым управляет добрый повелитель. Умершие, довольные своей участью, — это «правогласные», те, кто вышел

Ной проклинает Ханаана.

25. Ной проклинает Ханаана. 25. и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и поведение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них,

ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА

ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА Мы объяснили вкратце служение в земной скинии, и это объяснение потребовало нарушить временную последовательность рассказа.Теперь вернемся снова к тому времени, когда израильтяне путешествовали по пустыне. Эти события происходили за 15 веков до н. э.,

Границы Ханаана

Границы Ханаана 1 Вечный сказал Мусе:2 — Дай исраильтянам повеление и скажи им: «Когда вы войдёте в Ханаан, то у земли, которая будет дана вам в удел, будут такие границы.3 Южная сторона у вас будет простираться от пустыни Цин вдоль границы Эдома. На востоке ваша южная

Глава 48 РАЗДЕЛ ХАНААНА

Глава 48 РАЗДЕЛ ХАНААНА Эта глава основана на Книге Иисуса Навина 10:40-43; II и 14-22 гл. Вскоре после победы над Беф-Хораном был завоеван весь Ханаан. «И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места… И всех царей сих и земли их Иисус взял одним разом; ибо

Завоевание Ханаана.

Завоевание Ханаана. 18. Может возникнуть вопрос: как вообще оказалось возможным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, страну, располагавшую многими укрепленными городами и хорошо вооруженными

Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня.

21. Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. 21-23. Непосредственно примыкают к 8-му стиху и продолжают развитие той же самой мысли о всемогуществе и спасающей любви истинного Бога Израилева. После столь яркого обличения

Границы Ханаана 1 Господь сказал Моисею:2 — Дай израильтянам повеление, скажи им: «Когда вы войдете в Ханаан, у земли, которая будет дана вам в удел, будут такие границы:3 южная сторона у вас будет простираться от пустыни Цин вдоль границы Эдома. На востоке ваша южная граница

Ной проклинает Ханаана

Ной проклинает Ханаана 25. и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих Три данных стиха заключают в себе вдохновенное пророчество Ноя, который, исходя из фактов, обнаруживших склонности и поведение его детей, предрекает будущую судьбу каждого из них,

9. И явился Бог Иакову (в Лузе) по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, 10. и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. 11. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ

21. И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. 22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать К тяжкому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *