Здоровье детям

Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание,

привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать именно

начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье — это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье — это счастье! Здоровье — это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это во — первых: соблюдение режима дня.

В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.

Во – вторых: это культурно — гигиенические навыки.

Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Микроб — ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет — и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой- ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом,

вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

В — третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

В — четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций «В гости к Мишутке» и «Вини — Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!». Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения.

Только говорить о значимости здоровья — это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение — основа здоровья»

Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.

Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье»

Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается

впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим

бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Только говорить о значимости здоровья – это мало.

Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.

Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.

Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д.Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие» свой отрезок времени.

Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:

— Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;

— Напрячь стопы ног, носочки;

— Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;

— Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.

Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»

— Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.

— Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».

— Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.

— Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.

— Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.

Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.

Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.

Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.

«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»

Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.

Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».

Из дома – на улицу, на природу.

Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.

Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.

Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.

Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.

Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.

Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю

жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.

Будьте здоровы!



Дошкольный возраст ваших детей — это важный период для воспитания и развития тех умений и навыков, которые будут служить их здоровью всю жизнь. И не менее важный период для закладки основ прочного здоровья, здоровой психики, моральной устойчивости, гармоничного развития, умения и потребности саморазвития. Ребенку необходимы разумные правила и ограничения, которые постепенно появляются в их жизни.

Социальное общение, их развитие невозможно без передачи им родительских знаний. Именно родители закладывают основы жизненной компетентности своего ребенка, помогают своим чадам овладевать сложной наукой жизни.

Основная ответственность за развитие и здоровье ребенка возлагается на семью. Именно с ней формируются важнейшие черты личности. Опыт, который ребенок приобретает в семье, определяет его индивидуальное поведение, жизненные ценности. Оттого, каковы взаимоотношения в семье, зависит развитие самосознания ребенка, духовный и психический мир, возможность физической и социальной адаптации, жизнедеятельности. Оттого, как родители заботятся о здоровье своем и детей, умеют ли стремятся придерживаться правил здорового образа жизни, в значительной степени зависит отношение к этому ребенку. Учитывая это, в каждой семье должен царить здоровья. В свое время представитель культуры за здоровый образ жизни П. Брэгг определил 10 заветов, «золотых ключиков» душевного и физического здоровья ребенка.

Он считал, что обеспечить крепкое здоровье можно при таких условиях:

1) чистый воздух, солнечный свет;

2) употребление только свежих, жизненно важныхпродуктов, правильное потребление продуктов;

3) ежедневные прогулки при любой погоде;

4) умеренные и регулярные физические нагрузки (несложная работа по дома, гимнастика, физические упражнения);

5) абсолютная внешняя опрятность;

6) хороший сон;

7) понимание природных законов здоровья и их выполнение;

8) единство трех составляющих — тела, разума и духа;

9) поддержание духовных сил, обращение к природе;

10) понимание особенностей культурно-гигиенических навыков.

Эти заветы справедливы для каждой современной семьи и могут использоваться при составлении семейного «кодекса здорового человека». Очевидно, что в основе его должно лежать единство всех компонентов здоровья ребенка — физического, психического, духовного, социального.

Особая роль в процессе созидания здоровья принадлежит духовному здоровью. Именно оно определяет общего состояние человека.

Укрепление здоровья ребенка, обеспечение комплексного физического развития в значительной степени зависит от его двигательной активности, занятиям физической культурой.

Движение-это естественная потребность ребенка. Недостаточно подвижный образ жизни приводит к уменьшению устойчивости перед заболеваниями, нарушений энергетического обмена. Родители должны всячески поощрять детей к движениям. Чем больше ребенок двигается, тем лучше растет и развивается.

При подборе физических упражнений для утренней гимнастики и физкультминуток, которые выполняются в домашних условиях, подвижных и спортивных игр во дворе родители должны учитывать потребности и возможности организма ребенка, уровень его физического развития. Основные принципы, которых необходимо придерживаться:

– целеустремленность физических упражнений в зависимости от возможностей и потребностей организма;

– соответствие нагрузки индивидуальным возможностям ребенка;

– последовательная активизация расширения средств физических упражнений, увеличение нагрузки;

– учета результатов психодиагностики и медицинских обследований.

Наблюдения доказывают, что большинством детей соблюдаются нормы двигательной активности, которая составляет полтора часа в день, в основном за счет прогулок, игр на воздухе. Значительно меньшее место занимают специальные физическое упражнения- утренняя гимнастика, физкультминутки, которые способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности в течение дня. Основой таких упражнений являются движения, заимствованные из трудовой и бытовой деятельности человека. Это выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание и повороты головы, сжимание и разведение пальцев. Кроме того, в физкультминутки может вводиться самомассаж активных точек бодрости (носа и ушей), дыхательная гимнастика.

Утренняя гимнастика обязательно должна проводится под руководством взрослых.

Мой друг, мастер спорта по легкой атлетике, очень тщательно относился к формированию здорового образа жизни у своих детей. Я была сильно удивлена однажды, когда увидела у него так называемые дневники здоровья для сына и для дочери. Он вносил туда все изменения, которые происходили в состоянии здоровья детей, приобретение ими умений и навыков здорового образа жизни, и говорил, что предаст эти дневники детям по мере взросления, чтобы в будущем они сами вносили туда кое-какие поправки.

В дневниках были зафиксированы такие показатели:

1) рост, вес;

2) частота сердечных сокращений;

3) артериальное давление;

4) частота дыхания;

5) максимальная задержка дыхания (после вдоха и после выдоха);

6) сон (продолжительность, качество и время засыпания);

7) аппетит;

8) занятия физической культурой;

9) взаимоотношения (в семье, с друзьями);

10) наличие или отсутствие вредных привычек;

11) оценки самочувствия;

12) заболевания;

Я бы посоветовала всем родителям вести подобный анализ состояния вашего чада.

Периоды заполнения «Дневника здоровья» могут определяться на усмотрение родителей- можно делить год по месяцам или по кварталам.

Добиться систематичности в формировании культуры здоровья, а еще лучше –всех членов семьи помогают индивидуальные или семейные оздоровительные программы, например, такие, как «Жизненный ритм семьи».

После консультации учителя физкультуры, воспитателя, врача подбираются задачи ежедневной программы, которые могут складываться по такой схеме:

  1. Вовремя проснитесь, улыбнитесь друг к другу.
  2. Потянитесь 2–3 раза.
  3. Сделайте самомассаж (рук, шеи, лица, ушных раковин, головы, живота и ног).
  4. Сделайте утреннюю гимнастику или комплекс статических упражнений.
  5. Выполните дыхательные упражнения.
  6. Выпейте утром воду маленькими глотками (лучше горячую).
  7. Сделайте водные процедуры (утром, вечером).
  8. Почистите зубы (утром, вечером).
  9. Походите по камушкам 1–2 минуты.
  10. Примите воздушные ванны.
  11. Походите босиком.
  12. Выполните упражнения для лица.
  13. Выполните 1 -2 упражнения для глаз.
  14. Выполните комплекс физических упражнений (статических поз, оздоровительные паузы, упражнения на расслабление).
  15. Посвятите время любимому делу (рисованию, цветоводству, пению, чтению).
  16. Послушайте музыку.
  17. Сделайте домашние дела.
  18. Вовремя ложитесь спать.
  19. Оцените состояние своего самочувствия (по 5-балльной системе).

Подобно состоит «Жизненный ритм семьи» на неделю, месяц, год. Например, недельный план может включать самомассаж всего тела, занятия в кружках, секциях, воскресные прогулки и тому подобное.

В месячном графике спланированы посещение музеев, театров, выставок, встречи с друзьями.

Летний «Жизненный ритм семьи» учитывает занятость членов семьи во время каникул, праздников, отпусков. Такие программы не только дисциплинируют и способствуют формированию умений и навыков здорового образа жизни каждого из членов семьи лично, они объединяют детей и взрослых, делают их сообщниками в достижении цели, гармонизируют взаимоотношения, то есть обогащают опыт социального поведения.

Чрезвычайно важный этап социального развития личности-собственное детство ребенка. В это время происходит становление личности на уровне еще не развитого сознания, устанавливаются первые связи с людьми, главным образом, родными. Ребенок только учится ориентироваться, а разнообразии жизненных ситуаций, соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Он доверчиво относится к взрослым, бесспорным авторитетом для него являются родители. Это благоприятный период для целенаправленного воздействия на ребенка по формированию нравственных понятий, положительных эмоций, социальных ценностей.

Существенное значение в младшем школьном возрасте также имеет игра.

Социальное развитие ребенка происходит и в процессе творческой деятельности, которая является неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье. Для того, чтобы она существенно влияла на духовное и социальное становление детей, необходимо направлять содержание литературного, художественного, музыкально творчества.

В старшем возрасте расширяется круг общественных интересов ребенка, особое место в его жизни начинают занимать товарищи, одноклассники, друзья. Происходят освоение общественного опыта и самореализация в испытании собственных сил во время общения со сверстниками. Формируются разнообразные жизненные навыки, необходимые для адаптации в обществе:

– общения со сверстниками, младшими, взрослыми;

– критического отношения к себе и окружающим;

– познание и оценка собственных способностей;

– социально-психологической адаптации к окружающей среде.

Результатом работы, направленной на формирование культуры здоровья ребенка в семье, должно стать:

– компетентность родителей в сфере сохранения и укрепления здоровья (физического, психического, социального, духовного);

– социальная адаптация, успешное включение в социум;

– включение социальных норм и ценностей к внутреннему миру;

– самостоятельность в решении собственных проблем.

Следовательно, важным институтом формирования культуры здоровья детей и социальной компетентности является семья. Именно в ней ребенок начинает осознавать свое место среди людей, приобретает навыки позитивного отношения к миру, накапливание индивидуальный опыт социального поведения. Прежде всего семья может удовлетворить главные потребности ребенка: в любви, доверии, самостоятельности, самоутверждении и признании, что является основным направлением становления детской личности. Положительные взаимоотношения с родителями и близкими взрослыми- главное условие физического, психического, духовного и социального развития ребёнка.

Если родители желают здоровья своим детям, жизнь в семье должна строится на принципах здорового образа жизни, вот некоторые советы: живите в определенном режиме труда и отдыха, питания, а именно: старайтесь вовремя ложится спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позже 19–20 часов.

В рационе должна преобладать растительная и белковая пища при минимуме сладостей и животных жиров, ограничении острых соленых приправ. Следите за тем, что за трапезой не возникало чувство переедания у кого-то из членов семьи. Начинайте день с утренней физзарядки не менее, как в течение 30 минут, желательно на свежем воздухе.

После зарядки- душ, которых необходимо завершить обливанием холодной водой. Перед сном повторить обливание. Доказано, что двухразовое обливание дает большой импульс иммунной системе организма, причем многократно возрастает противодействие не только простуде, но и патологии мускульного, опорно-двигательного аппарат, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, даже онкопатологии и болезней сердечно-сосудистой системы вашего ребенка. Бросайте курить, доказывая своему ребенку, что это изощренная форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще. Повторяйте себе и им, что добровольное употребление отравы-это сумасшествие слабовольного и неразумного существа, которое ничем нельзя объяснить. Оставляйте за порогом своего дома раздраженность ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием и тому подобное, ибо все это незаметно передается и членам семьи. Когда всё накапливается, то происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая истощает нервную систему, нарушает работу всех систем организма, снижает его защитные функции, ведет к болезням.

Не учите детей становится рабами телевизора, особенно в выходные. Находите время для общения с природой. Это поможет восстановить нервную систему, энергию, потерянную за неделю, повысить иммунитет, укрепить здоровье. Помните, что вид одного болезненного человека в семье пробивает биоэнергетическую и психологическую защиту остальных ее членов.

Очень хорошо, если увлекаетесь в свободное время одним из видов спорта. Регулярные занятия спортом делают вашу иммунную систему неуязвимой, нервы-стальными, волю-железной, а ваших детей похожими на вас здоровыми и счастливыми.

Подбивая итоги, хочется сказать, что, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

И если на этом этапе правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать родителей, систематически работать по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, то это будет способствовать укреплению здоровья детей, сформирует представление о здоровье, как о ценности, воспитает полезные привычки и навыки у ребенка.

Литература:

Совсем скоро начнётся сезонный подъём заболеваемости гриппом. Наиболее уязвимыми для этого заболевания являются дети – ведь их иммунитет активно формируется и вынужден противостоять не только инфекциям, но и стрессу, который подстерегает растущий организм во всех периодах его социальной адаптации. Особенно в периоды активного роста или при адаптации в детском коллективе.

Обычно при лечении ОРЗ или гриппа родители снимают симптомы заболевания, а если эти симптомы регулярно возвращаются, вздыхают и ждут, когда малыш «перерастёт» детские болезни. А ведь выход простой – нужно укреплять защитную систему ребёнка, то есть детский иммунитет. Только около 10% людей имеют крепкий иммунитет от рождения, у остальных он зависит от условий и образа жизни.

Итак, что необходимо для формирования сильного иммунитета?

Положительный психологический микроклимат в семье. Не кричите на ребёнка. Научно доказано, что любое повышение голоса вызывает у малышей сильнейший стресс. А при стрессе ослабляется возможность организма бороться с вирусами. Вирусы часто прячутся внутри клетки и выжидают малейшего ослабления организма, чтобы вызвать болезнь.

Режим дня. Человеческая природа любит ритмы – определённое чередование сна и бодрствования, питания и прогулок. Если всё это проводится в одно и то же время, организм можно сравнить с машиной, работающей в экономичном режиме – меньше изнашивается и дольше работает. А все ритмы закладываются в самом раннем возрасте и остаются на всю жизнь. Поэтому ребенка важно с раннего детства приучать к режиму и четко его соблюдать и в будни, и в праздники. Соблюдение режима дня с обязательным дневным сном до 7 лет – залог здоровья. Ребенок не должен утром долго валяться в постели, вставать нужно не позднее 9 утра, а вечером отбой не должен быть позже 22 часов.

Правильное питание. Чтобы повысить сопротивляемость ребенка респираторным заболеваниям, надо давать ему продукты, богатые витамином А (каротином). Детям обязательно надо есть салат из сырой моркови со сметаной и тыквенное пюре со сливочным маслом, печеночные оладьи и яйца.

Витамины группы В нормализуют общий обмен веществ, благотворно сказываются на процессах кроветворения, что в конченом счете позволяет укрепить здоровье ребенка. Ими богаты молочные и мясные продукты, крупы, листовые и стручковые овощи, морепродукты.

Но особенно хорошо укрепляет иммунитет витамин С. В первую очередь, продукты, содержащие витамин С, это свежие овощи и фрукты. Готовить овощи и фрукты ребенку нужно с минимальной тепловой обработкой, чтобы не разрушить очень нестойкий витамин С. А если измельчать их свежими, то делать это непосредственно перед употреблением. Кормить ребенка овощами и фруктами надо понемногу, но регулярно.

Большое значение имеет не только то, что ест ребенок, но и сколько раз в день он это делает. Стандартная «взрослая» схема «завтрак-обед-ужин» категорически не подходит для детей. К этим – обязательным – приемам пищи должен прибавиться ланч, или второй завтрак и полдник. Даже если в детском саду или в школе ребенок обеспечен четырехразовым питанием, это не повод отпускать его из дома без «своего» сухого пайка (в конце концов, малышу может не понравится еда из общепита и он останется голодным). Положите ему с собой яблоко, банан, зерновые хлебцы, йогурт, кусочек шоколадки, несколько орешков и бутылку воды или сок (лучше не слишком сладкий).

Вместо воды раз в день давайте малышу отвар шиповника. Отвар шиповника пьют курсами по две недели с последующим перерывом на месяц. Давать его деткам можно с четырёхмесячного возраста.

И даже здесь есть нюанс: этот кладезь витамина С выводит калий из организма. Так что для максимальной пользы одновременно с шиповником желательно употреблять курагу, изюм, бананы – всё, в чём содержится калий и что позволяет возраст ребёнка.

Свежий воздух минимум два часа в день. Тут и воздушные ванны, и солнечные, насыщающие организм таким необходимым витамином D. Даже в пасмурную погоду можно принимать солнечные ванны – ультрафиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака. Важно умение одевать ребенка по погоде – мамы и бабушки переживают, что малыш замерзнет и одевают его как капусту, при этом ребенок перегревается, потеет и, естественно, заболевает. Легкое замерзание простимулирует ребенка к деятельности и он согреется. А вот перегрев приведет к резкому снижению иммунитета. Одеваем ребенка «как себя», то есть столько же слоев одежды.

Закаливание. Закаливание водой – это отдельная большая тема, состоящая из нескольких процедур – обтирания, обливания, ванночек для ног, контрастного душа, а позже и сауны или русской бани. Но начинать нужно именно с обтираний – это подходит даже для самых маленьких.

Личная и коллективная гигиена. Ежедневно в доме нужно проводить влажную уборку, так как в сухой комнате пыль находится в подвешенном состоянии – в зоне доступа к дыхательным путям. Если вы хоть раз рассмотрите немного пыли под микроскопом, вы просто ужаснётесь – споры плесени, частички человеческой кожи, останки насекомых, живые микроклещи. С раннего возраста надо вырабатывать у ребёнка навык мыть руки перед едой и после туалета. Для ребенка важна чистота и гигиен носа и горла, приучите ребенка с детства полоскать рот прохладной водой, промывать и чистить носик. Кроме того, важно создать в доме необходимый микроклимат, прохладный (20-22 градуса) и влажный (50-60% влажности) воздух способствуют нормализации дыхания и профилактике простуд.

Основа укрепления иммунитета – это немедикаментозные средства, их обычно очень лень выполнять, но вот они-то самые эффективные. Кроме того – все эти методы, за редким исключением, не имеют противопоказаний.

Ещё один действенный метод профилактики гриппа – прививка. В настоящее время проходит прививочная кампания против гриппа. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» во главе с главным санитарным врачом Республики Алтай Л.В. Щучиновым призывают всех жителей региона привиться против гриппа..

Профилактика простудных заболеваний — многокомпонентный и продолжительный процесс, который гораздо легче и эффективнее осуществляется у людей, заботящихся о своем здоровье постоянно, а не только во время сезонных эпидемий гриппа. Рациональное питание, здоровый образ жизни, закаливание и занятие активными видами спорта повысят сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и предотвратят возникновение многих других проблем со здоровьем. Берегите здоровье!

Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии

Сайфиева Севара Суратовна ТГПУ имени Низами. г.Ташкент

Ключевые слова:

здоровьесберегающая деятельность, дошкольный возраст, технологии

Формирование у ребенка здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо совершенствовать на данном этапе систему образования, активизировать деятельность детей по личному здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к воспитанию основ здорового образа жизни, а также к обучению и развитию ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Здоровье — понятие комплексное и оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы медиков и педагогов с детьми, системы оздоровительных мероприятий.

Как известно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Главной

целью здоровьесберегающей образовательной деятельности педагогов является, психолого-педагогического обеспечение возможности сохранения здоровья особенно психического в период пребывания в ДОУ, приобретение у необходимых знаний, формирование умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни .

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача не только образовательных учреждений, но и родителей. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии, применяемые в процессе обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных игр; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом .

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растёт и развивается, каждому воспитателю нужно грамотно сформулировать

основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе ДОУ:

— создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей; сформировать представления у дошкольников о своём теле, организме; а также о том, что полезно и что вредно для растущего организма;

— обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; -понимать необходимость и роль двигательной активности.

Для достижения целей здоровьесбережения в ДОУ необходимо активно использовать основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические средства т.к их комплексное применение позволит качественно реализовать здоровьесберегающие подходы к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

К средствам двигательной направленности относят двигательные действия, направленые на реализацию здоровьесберегающих подходов: движения; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др .

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. В качестве относительно самостоятельных средств оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические дни здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения

и воспитания.

Список литературы:

1. Алямовская В.Г. 1993. Как воспитать здорового ребенка? — М.: Просвещение.

2. Венгер А.Л. 2004. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство: Ч. 1, 2. — М.: Генезис.

3. Кудрявцев В.Т. 1998. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 — 7 лет. — М.: РИНО.

Иными словами, мы, родители, несем моральную и юридическую ответственность за своих детей; за их благополучие и здоровье (во всех его значениях — психоэмоциональное, физическое, социальное). Да, это огромный круглосуточный труд, но, таким образом, мы проявляем к ним свою любовь и заботу. Ведь, важно не «откупаться» от детей очередной новой игрушкой или вещью, а дарить им свое внимание и время, которого в силу занятости родителей порой очень не хватает.

Первичной и основной ступенькой является постоянный мониторинг состояния здоровья ребенка. Здоровый ребенок один раз в год проходит базовое медицинское обследование. При наличии жалоб или нарушении общего состояния врач-педиатр назначает дополнительные консультации узких специалистов, а также другие необходимые методы обследования. Исходя из основных анатомо-физиологических особенностей развития ребенка, предлагается ориентировочная схема наблюдения от рождения до 18 лет.

Диагностика

После выписки новорожденного из роддома и до достижения 1 месяца ребенка осматривает педиатр на дому в возрасте 3-5 дней, в 14 дней и затем в 21 день жизни. Начиная с 1 месяца и до 1 года, ежемесячно, в амбулаторных условиях детский врач оценивает уровень психомоторного развития малыша, определяет антропометрические показатели, дает рекомендации по уходу, вскармливанию, прикорму, прививках, а также по показаниям отправляет на консультации к узким специалистам (неврологу, ортопеду, ЛОРу, кардиологу, гастроэнтерологу, дерматологу, хирургу, офтальмологу). Ближе к году рекомендуется сдача основных лабораторных анализов (ОАК, ОАМ, кал на яйца гельминтов, соскоб на энтеробиоз). Если все у вашего крохи замечательно, следующая встреча с педиатром предполагается в 18 месяцев, с оценкой тех же анатомо-физиологических особенностей.

Более детальное медицинское обследование проводится в возрасте от 2-х до 3-х лет (оформление ребенка в детский сад). В перечень основных рекомендованных специалистов входят консультации ЛОРа, окулиста, невролога, педиатра; а также основные лабораторные показатели.

Следующей немаловажной ступенью физического и социального развития ребенка является получение образования. И родители, и работники сферы образования должны понимать с какими показателями здоровья «ваше чадо» идет в школу. В возрасте 6-7 лет ребенок получает консультации педиатра, хирурга, ортопеда, офтальмолога, стомалога, логопеда, невролога, ЛОРа, лабораторные исследования, а также других специалистов по показаниям.

В период с 7 до 10 лет и с 12 до 13 лет дети ежегодно (если нет других показаний) посещают педиатра, проверяют остроту зрения, осанку, слух, плантографию (плоскостопие).

Возраст 11 лет важен началом активного физического роста и всплеском гормональных перестроек (старт полового созревания), что требует повышенного внимания со стороны родителей, медиков и учителей. Для контроля и своевременного выявления патологий проводят консультации педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, стоматолога, сдача ОАК и сахар крови, особенно для детей из группы риска.

Самым трудным считается возраст «юношеского максимализма» — это возраст 14-18 лет. Дети уже не считают себя детьми, все воспринимают в крайностях, не идут на компромиссы, для них окружающий мир или «черный», или «белый». «Маленький взрослый» пытается занять свое место в социуме и доказать свою значимость. В этом возрасте продолжается активное развитие костно-мышечной, эндокринной, половой и других систем организма. Ежегодно ребенок вместе с родителями обязан посещать педиатра, окулиста, ортопеда, стоматолога, эндокринолога, хирурга, гинеколога, психолога (по показаниям), а также делать флюорографию (для выявления патологии в легких) и ОАК.

Специалистами нашего центра разработаны отдельные пакеты медицинского обследования и наблюдения для детей определенных возрастов («Малыш-1», «Малыш-2», «Школьник», «Здоровье ребенка»), которые помогут квалифицированно, оперативно (учитывая занятость родителей), в полном объеме получить заключение о состоянии здоровья вашего ребенка.

Любовь к детям родители проявляют через заботу о них, а мы позаботимся о здоровье ваших малышей!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *