Зеркало и обезьяна

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой: «Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки! Я удавилась бы с тоски, Когда бы на нее хоть чуть была похожа. А ведь, признайся, есть Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: Я даже их могу по пальцам перечесть». — «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» — Ей Мишка отвечал. Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают. А он украдкою кивает на Петра.

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Лида (14:06:22 23/10/2011): О чём это басня?Какова её мораль?И какой у неё алегорический сысл?

Суть и смысл басни (13:44:00 29/04/2016): «Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»). Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни так: «…Он видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, — хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: «Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!» Пусть им говорят то же, что в басне «Зеркало и обезьяна» сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Суть и смысл басни (18:54:00 19/04/2017): Суть и смысл басни в следующем: «Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело — подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: «На каждом человеке есть два мешка: один — спереди, другой — сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний — чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них — как на ладони!». Прочтите у Крылова басню «Зеркало и Обезьяна»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

Мораль басни (11:49:00 18/06/2017): Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков: «Таких примеров много в мире: Не любит узнавать ни кто себя в сатире.» Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице: «В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает».

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.

Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками

Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию – взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.

На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику. Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался. Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.

Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»: задачи

Нравоучение — это самая главная задача любой небылицы. Ведь она должна показывать, как нужно поступать или как не стоит. Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»? Вот объяснение и задачи:

Басня учит тому, что прежде чем обвинять других в их минусах, стоит вначале узнать собственные, научиться объективно оценивать ситуацию. Если человек обладает такой способностью, то ему и в голову не придет укорять других за их изъяны. Поскольку в нем самом они тоже есть. Можно сказать, что такая небылица — это аналог выражения: «В чужом глазу соринку видите, а в своем бревна не замечаете».

И.А.Крылов. Мораль басни «Зеркало и Обезьяна».

Урок чтения в 3 классе Учитель Кушнирук Любовь Фёдоровна

Тема: И.А. Крылов. Мораль басни «Зеркало и Обезьяна»»

Цель урока:

продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;

работать над выразительностью чтения;

формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении;

развивать внимание, мышление, наблюдательность; расширять поле зрения,

воспитывать нравственные качества, интерес к чтению басен.

Планируемые результаты :

учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование к уроку:

1) на доске: портрет И.А. Крылова;

2) иллюстрации к басням «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»

3) таблица(словарная работа) к басне «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова;

6) определение понятия Басня.

Ход урока

  1. Организационный момент урока

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

  1. Проверка домашнего задания. («Басня Мартышка и очки»)

— Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению басни.

(Ученики читают басню выразительно. — Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А. Крылов?

( И.А. Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.)

— Как еще называют таких людей? (Невежда

– это необразованный человек)

  1. Введение в тему.

1.Предварительная беседа

-Что вы узнали на прошлом уроке об Иване Андреевиче Крылове? (Ответы детей)

  1. Физкультминутка
  1. Работа по теме. Басня «Зеркало и Обезьяна»

1. Словарная работа.

В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить
(работа в парах)
ОБРАЗ

— вид, облик;

КУМ

— крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;

УЖИМКИ—

гримасы; неестественные телодвижения;

САТИРА

— обличающее, бичующее осмеяние;

НА РУКУ НЕЧИСТ

нечестен, вороват.

ПОПУСТУ

напрасно, бесполезно, зря.

2. Отработка техники чтения

ТРУДИТЬСЯ ЦА

ОБОРОТИТЬСЯ ЦА

3. — Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? — Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?

4. Чтение басни учителем. 5. Выявление первичного восприятия.

-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?

-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?

-Какие признаки доказывают, что это басня?

(Басня

– это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Басня начинается или заканчивается моралью

– выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

6.Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) VII. Работа над содержанием басни

Работа с действующими лицами по иллюстрации.

Какой вы представляете обезьяну?

  • Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
  • А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
  • Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
  • А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
  • Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
  • Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
  • Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
  • Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление.

IХ. Итог урока:

— Чему учат нас басни И.А. Крылова?

— Что бы вы посоветовали Обезьяне?

— Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова, которые

помогут стать лучше.

Х. Домашнее задание

выразительное чтение басни;

изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.

Вопросы по басне «Зеркало и Обезьяна»: основные моменты, презентация

Чтобы подготовиться к уроку по русской литературе по басне «Зеркало и Обезьяна», нужно составить вопросы. Они помогут найти правильные ответы и выучить сообщение для учителя по этой теме. Вот вопросы по басне «Зеркало и Обезьяна» — основные моменты:

  1. Что заметила во внешности Медведя Обезьяна?
  2. Как Мишка парировал желание мартышки осмеять и раскритиковать его недостатки?
  3. Послушала ли героиня Медведя?
  4. Применима ли данная басня к современной жизни?
  5. На кого из героев небылицы вы больше всего похожи? Кто вам ближе?
  6. Мог ли Мишка преподнести информацию так, чтобы Обезьяна ее поняла?
  7. Кто из героев басни был прав?

Даже прочитав небылицу один раз, вы сможете без труда ответить на все эти вопросы.

Главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна»: в деталях


«Зеркало и Обезьяна»
Мысль небылицы сможет увидеть каждый, кто внимательно прочитает текст. Автор настолько просто раскрывает смысл, что он понятен даже ребенку. Вот главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна» в деталях:

Героиня басни очень похожа на других героев из произведений Крылова. Она такая же невежественная и недалекая. Видя в зеркале кривляку, она думает, что это Медведь или иное дивное животное. На самом же деле, это она сама. Однако Обезьяне не дано этого понять. Она не замечает свои недостатки, считает себя идеальной. Мало того, даже здравый совет Мишки она пропускает мимо ушей. Просто не допускает мысли о том, что может иметь несовершенства.

Автор говорит, что прежде чем осуждать других, важно самому научиться видеть в себе негативные качества, не стесняться и не бояться их. Ведь силен тот, кто умеет признать свою слабость. И только слабый, кто полагает, что вовсе не имеет негативных сторон.

Если человек признает свою неправоту, либо отрицательные черты, если осознает, что они ему вредят – это уже шаг на пути к исправлению. Конечно же, нет живых существ абсолютно без минусов. Даже в самом физически и морально идеальном человеке есть некая червоточинка, которую практически невозможно искоренить. Она является частью натуры.

Басня Крылова «Зеркало и Обезьяна»: жизненные примеры


Одноклассники смеются над другим, не видя недостатков в себе, как и в басне «Зеркало и Обезьяна»
Естественно, по басне можно найти много жизненных примеров. Все они будут также характеризовать каким-либо качеством одних людей, и высмеивать других. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Зеркало и Обезьяна»:

Пример 1:

Моя сестра, Катя, учится в 8 классе. Недавно она мне объясняла, в их возрасте внешность очень важна для девочек. Недавно у них появилась новенькая, Настя – очень полная девочка. Пара одноклассниц сразу же стали издеваться над ней из-за этого. Катя решила помочь новенькой ученице и навсегда отвадить от нее хулиганок. Но она не стала применять силу, а просто распечатала и принесла в класс фото одной из «мучительниц», Светы. Ведь, как выяснилось, еще три года назад та также имела проблемы с лишним весом. Причем еще критичней, чем у объекта насмешек. Конечно же, не всегда приятно напоминать людям о неприятном прошлом. Но это было нужно. После того, как весь класс, включая саму новенькую, посмеялся над тем, какой «идеальная» хулиганка была совсем недавно, то нападки прекратились и больше никогда не повторялись. Правда, нет никакой гарантии в том, что когда ситуация забудется, издевательства не начнутся снова. Скорее всего, это «до поры до времени».

Пример 2:

Артем у нас в классе подтягивается и отжимается хуже всех. Да и бегает он тоже не очень быстро. И в принципе, всем до этого нет дела. У каждого ведь свои преимущества и недостатки. Всем, кроме Тимура. Он у нас на физкультуре всегда в рекордсменах и подкалывает слабенького по любому поводу. Я видел, как Артему больно и обидно, когда над ним открыто издеваются, поэтому подговорил учительницу взять Тимура на школьный конкурс самодеятельности. Он ведь отвратительно поет. Пусть посмотрит на себя со стороны и поймет, каково это – испытывать неловкость в те моменты, когда на тебя смотрит весь класс, а ты занимаешься тем, что у тебя совсем не получается. Заодно и Артем посмеется. Конечно же, это немного подло – но мне кажется, высокомерных людей, которые придираются к слабостям других, а в себе изъянов не видят, нужно иногда учить. Думаю, ему это будет только на пользу.

Теперь вы сможете блеснуть знаниями по басне Крылова «Зеркало и Обезьяна» на основании этих разборов по теме. Удачи!

План к басне «Зеркало и Обезьяна»: основные пункты, разбор

«Зеркало и Обезьяна»
По плану любого произведения можно понять о чем оно написано. Можно сказать, что это краткое содержание в виде вопросов или отдельных предложений. Вот план к басне «Зеркало и Обезьяна» — основные пункты:

  1. Обезьяна и Медведь смотрятся в зеркало.
  2. Внимательное изучение внешности Медведя, нахождение изъянов.
  3. Теперь стоит посмотреть на себя по совету Медведя.
  4. Обезьяна игнорирует его слова.

По этому плану видно, что мартышка хитрая, и не желает искать несовершенства в себе, хотя в своем друге их видит.

Мысли автора

Автор своей аллегорией показывает, как выглядит мартышка со стороны. У таких, как она не может быть друзей. Крылов призывает смотреть и оценивать в первую очередь себя. Всегда нужно следить за своими мыслями, действиями и поступками, прежде чем осуждать кого-то.

Герои басни олицетворяют два типа людей, например:

  1. Мартышка — личность с высоким самомнением, которая не замечает своих недостатков, но при этом осуждает других.
  2. Медведь — мудрый герой, который не вмешивается в чужие дела. Он дает правильные советы и не осуждает окружающих.

Автор в своем произведении использует фразы, которые очень популярны сегодня: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Это выражение хранит в себе главный смысл и мораль.

«Зеркало и обезьяна» была создана на основе личного опыта автора. Он не любил двуличных людей, так как сам был открытым и честным человеком.

Что высмеивает басня «Зеркало и Обезьяна»: объяснение

«Зеркало и Обезьяна»
Автор сравнивает людей с приматами не напрасно. Вот объяснение, что высмеивает басня «Зеркало и Обезьяна»:

  • Именно в виде недалеких приматов предстают перед литератором невежды и подлецы.
  • Он открыто высмеивает представителей этой когорты.
  • Крылов совершенно прав – многие из них не замечали и не замечают за собою никаких провинностей и недостатков, а вот в других увидят их в секунду.
  • Аналогия человека с обезьяной даже именная. Крылов указывает на Петра и Климыча.
  • И если в других баснях он вуалирует тех, кого критикует, то здесь говорит прямым текстом.

Мартышкам для Крылова подобны все собиратели сплетен, низкие люди, которые намеренно ищут в других изъяны — невежественные обвинители, которых в этом мире множество.

Крылатые выражения из басни «Зеркало и обезьяна»

В столь короткой басне многие выражения уже стали крылатыми: люди употребляют их в беседе как устоявшиеся, обозначающие общеизвестное явление.

Например, говоря о ядовитом сплетнике, видящем вокруг только чужие недостатки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Рассказывая о человеке, обвиняющем других в собственных грехах: «Про взятки Климычу читают, а он украдкою кивает на Петра».

Многие меткие, дерзкие, полные сатиры строки, словно перенимая фамилию автора, стали сегодня крылатыми! Смысл басен Крылова очевиден — они изобличают ставшие привычными человеческие пороки.

История создания басни «Зеркало и Обезьяна»: как это было?

«Зеркало и Обезьяна»
Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 года, и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества». С этого момента началась история создания и жизни этой небылицы. Как это было в то время?

  • Примечательным является то, что автора вдохновило обычное взяточничество.
  • Баснописец, как и всегда, творил «на злобу дня». Именно поэтому публикация оказалась провокационной.
  • Можно сказать, что в образе Обезьяны увековечены негативные черты представителей власти, чиновников, невежественных правителей.

Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.

У каждого из нас есть свои недостатки. Этого не избежать – идеальных людей не бывает. Но одно дело эти недостатки иметь и признавать, и совсем другое – отрицать и порицать за них другого, как делаем мы все чаще всего, а также обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна».

Мораль басни Крылова «Зеркало и обезьяна»

По классике жанра мораль басни «Зеркало и обезьяна» Иван Андреевич заключил в одну из последних строк своего произведения – в фразу, не требующую пояснения и ставшую с момента опубликования поучительного стихотворения цитатой: «Не любит узнавать никто себя в сатире». А ведь чтоб этого не делать, достаточно просто уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Анализ басни «Зеркало и обезьяна»

В основу басни «Зеркало и обезьяна» лег «любимый» Крыловым человеческий порок – невежество. Оно высмеивается буквально в каждой строке произведения: и там, где обезьяна, найдя зеркало, себя в нем не узнала, и там, где описывается, с каким отвращением она рассматривала незнакомое отражение, и там, где глупое животное сравнивает «кривляку» со своими знакомыми, и, конечно же, там, где обезьяна игнорирует совет-намек медведя взглянуть на себя.

Именно взглянуть на себя со стороны призывает автор всех тех, кто привык судить поступки других. Более того, с помощью этой басни Крылов пытается заставить это сделать конкретного человека-взяточника, для чего и вставляет его фамилию в текст.

  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – используется в басне «Зеркало и обезьяна», как укор тем, кто ищет недостатки в других вместо того, чтобы объективно, с должной степенью критики, взглянуть перед этим на себя.

Читать все басни Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *