Ж кальвин

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

Вариант 1

А1. Коренной переворот, перелом в жизни человеческого общества получил название:

1) Реформация 2) революция 3) обмирщение 4) гуманизация

А2. Сторонники Реформации выдвигали требование:

1) прекратить гонения на церковь 2) организовать новые крестовые походы

3) подчинить церковь светским правителям 4) усилить церковный контроль в сфере образования

A3. Религиозные войны в Германии велись между:

1) католиками и протестантами 2) протестантами и лютеранами

3) лютеранами и князьями 4) князьями и католиками

А4. Сторонников Реформации во всех странах Европы обобщенно называют:

1) православными 2) протестантами 3) иезуитами 4) пасторами

А5 Главной моральной ценностью кальвинизм провозглашал:

1) почитание власти папы римского 2) презрение к богатству

3) борьбу с ересью 4) упорный труд

А6. Последствие победы Реформации в ряде стран Европы:

1) укрепление светской власти

2) упадок капиталистического хозяйства

3) окончательное закрепощение крестьян

4) усиление религиозного влияния на сознание людей

А7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель эпохи Реформации

Взгляды на бога, церковь и богатство

А.священник Томас Мюнцер

Б. проповедник Жан Кальвин

В. богослов Мартин Лютер

1..Церковная община должна пользоваться правом

Самоуправления

2. Человек спасается только верой

3. Человек должен повиноваться приказаниям папы римского

А8. Сторонников взглядов Жана Кальвина в Англии называли:

1) гуманистами 2) гугенотами 3) пуританами 4) лютеранами

А9. Начало Реформации в Англии связано с именем:

1) Филиппа II 2) Марии Стюарт 3) Елизаветы I Тюдор 4) Генриха VIII Тюдора

A10. Особенностью протестантской церкви в Англии является то, что она подчиняется:

1) королю 2) князьям 3) пресвитерам 4) римскому папе

А11 Огромный флот, известный под названием «Непобедимая армада», принадлежал:

1) Португалии 2) Франции 3) Испании 4) Англии

А12. В результате распространения Реформации в Англии:

1) ослабла королевская власть

2) ускорилось развитие капитализма

3) укрепилась католическая церковь

4) улучшилось экономическое положение народа

А13. Какие два события относятся к периоду правления Елизаветы I Тюдор?

1). провозглашение английского монарха главой церкви

2). казнь писателя-гуманиста Томаса Мора 3). гибель «Непобедимой армады»

4).Война Алой и Белой розы 5). казнь Марии Стюарт

А14. Религиозные войны во Франции происходили в:

1) 1419-1434 гг. 2) 1524-1526 гг. З) 1562-1598 гг. 4) 1566-1609 гг.

А15. Соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок, называется:

1) протестантизм 2) компромисс 3) гарант 4) эдикт

A16. В ходе религиозных войн во Франции на трон вступила новая королевская династия:

1) Валуа 2) Бурбонов 3) Тюдоров 4) Капетингов

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

Вариант 2

А1. Движение за переустройство католической церкви, возникшее в Европе XVI в., получило название:

1) Реформация 2) революция 3) обмирщение 4) гуманизация

А2. Сторонники Реформации выдвигали требование:

1)передать княжеские земли церкви 2) увеличить плату за церковные обряды

3) сократить траты на содержание духовенства 4) причислить к лику святых светских правителей

A3. Страной — родиной Реформации стала:
1) Англия 2) Франция 3) Германия 4) Швейцария

А4. Кальвинистскую церковь по-другому еще называют:

1) пресвитерианской 2) лютеранской. 3) католической 4) религиозной

А5. Главный лозунг кальвинистской церкви:

1) «Молись и работай!» 2) «Чья страна, того и вера!» 3) «Власть должна быть отдана простому народу!» 4) «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров!

А.6 . Последствие победы Реформации в ряде стран Европы:

1) укрепление власти папы римског 2) полная ликвидация феодальных отношений

3) развитие капиталистического хозяйства 4) полный отказ большинства людей от веры в Бога

А7. Установите соответствие между элементами левого и правого столбика.

Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель эпохи Реформации

Взгляды на Бога и церковь

A) Жан Кальвин

Б) Игнатий Лойола

B) Мартин Лютер

1) повиновение приказаниям папы римского

2) отрицание существования Бога

3) обязанность человека — выявлять заложенные в нем Богом способности

4) отрицание роли церкви как посредника между Богом и человеком

А8. Церковь, которая стала государственной в Великобритании в период Реформации, называется:

1) кальвинистской 2) англиканской 3) лютеранской 4) католической

А9. В Англии окончательно протестантская церковь была провозглашена государственной

в период правления:

1) Филиппа II 2) Марии Стюарт 3) Елизаветы I Тюдор 4) Генриха VIII Тюдора

A10. Особенностью Реформации в Англии является то, что она началась по воле:

1) папы римского 2) парламента З) короля 4) народа

А11. За успехи в борьбе за господство на морях Англию стали называть:

1) Новым Светом 2) «владычицей морей»

3) «оплотом католицизма» 4) «империей, где никогда не заходит солнце»

А12. В результате распространения Реформации в Англии:

1) укрепился абсолютизм 2) ускорилась централизация государства

3) начались длительные религиозные войны 4) замедлилось экономическое развитие страны

А13. Какие два события относятся к периоду распространения Реформации в Англии?

1). заключение Аугсбургского религиозного мира 2). изъятие у церкви земель

3). создание парламента 4). казнь Марии Стюарт 5). крестьянская война

А14. Нантский эдикт был издан в:

1)1517 г. 2) 1534 г З) 1572 г. 4) 1598 г.

А15. Сторонников Реформации во Франции называли:

1) пуританами 2) гугенотами 3) папистами 4) иезуитами

A16. Событие, вошедшее в историю под названием «Варфоломеевская ночь», произошло в городе:

1) Аугсбурге 2) Лондон 3) Мадриде 4) Париже

Итоговый тест по теме: «Реформация и контрреформация в Европе»

Ключ

Вариант1 Вариант 2

Каковы основные идеи Жана Кальвина, Вы узнаете из этой статьи.

Жан Кальвин основные идеи

Жан Кальвин – это французский реформатор церкви, богослов и основатель кальвинизма. Историю его учения стоит отчислять с 1536 года, когда он переехал жить в Женеву и написал свой главный труд в жизни под названием «Наставление в христианской вере».

Основная идея учения Жана Кальвина – религиозная. И на ее почве он находился в враждебных отношениях с представителями церковных течений. Учение французского реформатора с одной стороны было заострено против католицизма, а с другой против народной реформации. Он обвинял их в материализме и полном безбожии. К основным идеям Жана Кальвина относился тезис о божественном предопределении. Согласно ему одни люди определены к блаженству и спасению в потустороннем мире, а другие приговорены к погибели.

Человеку неизвестны предначертания Бога, и он не в силах изменить их поступками. Благочестие и вера в Бога не зависят от людской воли. Согласно учению Жана Кальвина само желание человека совершать поступки во имя собственного спасения является действием божества в нем. Люди только могут догадываться об уготовленной Богом жизни по тому, как складывается жизнь на земле. Если человек преуспевает в профессиональной деятельности, набожен, добродетелен, трудолюбив и покорен власти, то это является показателем того, что к нему благосклонен Бог. Данная часть учения Кальвина была развита и его приемниками под названием учение о «мирском аскетизме» и мирском призвании».

Еще одна сторона взглядов Кальвина гласит о том, что человек должен презирать расточительность и наслаждения, пренебрегать комфортом, быть рачительным и бережливым хозяином, копить каждый грош.

Также Жан Кельвин считал что:

  • Буржуазия обладает религиозным обоснованием личных прав на господствующее положение в обществе, так как является самой преуспевающей его частью.
  • Среди всех религиозных обрядов Кальвин признавал толь крещение и отпевание.
  • Выступал за отмену веселой музыки, танцев и яркой одежды.
  • Согласно его учению, дворяне могут свергнуть представителя власти, если тот нарушил закон Божий.
  • Богатство – это признак того, что человек верно идет по судьбе.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Жана Кальвина кратко.

Гугеноты (Huguenots) — название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или, как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело благодаря главным образом пропаганде женевских граждан право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы Наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина, особенно в среде дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Г. под угрозою смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. издал эдикт, которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси». Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа — силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 г. издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г. был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастием и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 г. католики под начальством маршала Таванна разбили Г. наголову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках Г. оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобресть доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь (см. V, 574). Многие Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Везде, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.

При Генрихе III начались снова преследования Г., и война возобновилась, причем к Г. присоединился и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгся во Францию. Король, видя перевес военной силы на стороне Г., решился на выгодный для них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослужения, доступ ко всем должностям и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал священную лигу для защиты катол. веры. Король на блуаских генеральных штатах сам стал во главе лиги, и тогда снова возгорелась религиозная война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасался честолюбивых планов герцога Гиза больше, чем самих Г., и решил в 1579 г. заключить мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влияние Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиеся предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата короля ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой для устранения Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила короля в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объявлялся господствующей религией во Франции, а всем исповедовавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месяца. Г. взялись снова за оружие, и возникла восьмая религиозная война, известная в истории под именем «войны трех Генрихов». Протестантская Германия поддержала Г. присылкою войск, Англия — деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотря на это, Гиз, пользуясь бунтом парижан, заставил короля издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц некатол. вероисповедания. После смерти Генриха III (см. VIII, 356) Генрих Наваррский в силу наследственного права стал законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чем за ним была всеми признана корона. Сначала король опасался раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг. с некоторыми добавлениями (см. Нантский эдикт). Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Г. под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась катол. религия в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду неподчинения их эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие неспособности своих предводителей терпели постоянные поражения. Тем не менее заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г. восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирия война снова возгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистия и предоставлена свобода вероисповедания. При Ришелье и Мазарини Г. пользовались беспрепятственно своими правами; но Людовик XIV мало-помалу начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 г. в Севеннских горах так назыв. восстание камизардов (см.). Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько губокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты. В 1752 г. правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взять свое постановление обратно. Революция 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность, и даже реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства. Правда, в начале правления Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностях Нима, вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов были отдельные случаи нападения черни на Г.; но с тех пор подобные явления не повторялись. См. также Реформация, Кальвинизм, Протестантизм, Лига.

На русском яз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого «Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции» и «Католическая лига и кальвинисты во Франции», в которых история Г. рассматривается в связи с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском яз. см. труд Клячина «Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции». De Félice, «Hist. des protestants en France»; Anquez, «Hist. des assemblées politiques des réformés en Fr.»; Puaux, «Hist. de la réforme française»; Lacretelle, «Hist. de Fr. pendant les guerres civiles»; Klüpfel, «Le colloque de Poissy»; Rémusat, «La Samte-Barthelemy»; Challe, «Le calvinisme et la ligue»; Schaeffer, «Les huguenots du XVI siècle»; Soldan, «Gesch. des Protestantismus in Frankreich»; von Pollenz, «Gesch. des franz. Calvinismus»; Baumgarten, «Von der Bartholomaeusnacht»; Poole, «Hist. of the huguenots»; While, «Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars».

(Calvin, или Cauvin), основоположник одного из главных течений протестантизма , родился 10 июля 1509 года на севере Франции, в Пикардии, в городке Нойоне. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах. Сдержанный, строго замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива).

Портрет Жана Кальвина

Следуя указаниям отца, затем усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Молодой ум привыкшего к контроверзам пикардийца подвергается тщательной закалке, мысль приобретает стройность и ясность, изощряется диалектика. Рано оторванный от семьи, весь ушедший в занятия, этот, по-видимому, сухой книжник умеет найти себе близких по духу среди товарищей и, холодный к отцу, к родине, способен на прочную дружескую привязанность. Под кажущейся холодностью таится страстная воля, непоколебимая уверенность в добытых путем упорного умственного труда убеждениях. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia».

Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы , которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и с молодой пылкостью новообращенного убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента. Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской . Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий!). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения — кальвинизма .

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращена к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников и сближается с Меланхтоном .

Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Теперь он осуществляет религиозно-нравственную диктатуру консистории пасторов. И в последний раз сторонники твердой самостоятельной власти совета и свободомыслящие объединяются, чтобы избежать суровой моральной опеки, жестоко карающей тюрьмой и смертью даже мелкие проступки против нравственной дисциплины. В то же время Кальвину приходится бороться с Больсеком, отрицающим учение о предопределении, с германскими богословами, с гуманистом-протестантом Кастеллионом и защищать с напряжением всех сил собственную религиозную систему. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов. Никогда с памяти Кальвина невозможно будет стереть этого клейма инквизиторского фанатизма.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. «Стена реформаторов» в Женеве

В момент самой горячей борьбы является в Женеву талантливый естествоиспытатель и горячий сторонник учения антитринитариев (отрицания троичности Бога) . Уже раньше Кальвин, ненавидевший Сервета за его учение, косвенным путем сообщил католической инквизиции данные, уличавшие Сервета в авторстве еретической книги «Восстановление христианства». Теперь, пользуясь своей властью, Кальвин вооружает против него женевское правительство и посылает пылкого испанца на костер (1553 г.). Оппозиция терпит окончательное поражение на выборах 1555 года и частью гибнет на плахе, частью изгоняется из города. Кальвин становится направителем и внутренней и внешней политики Женевы, которая все более и более проникается религиозным настроением. 9 лет напряженной борьбы, неутомимая писательская деятельность ослабляют и истощают хрупкий организм Жана Кальвина, смерть уносит его сына и жену, но тем яростнее его энергия, тем жестче его суровое, непримиримое отношение к врагам. Его первоначальные монархические воззрения уступают место республиканским, хотя он не против мысли произвести религиозную революцию сверху.

Поощряя, увещевая, грозя и утешая, Кальвин переписывается со многими крупными политическими деятелями. Женева, благодаря его неусыпной деятельности, становится духовным центром реформации, её оплотом. Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.

Литература о Жане Кальвине и кальвинизме

Кампшульте,

Думерг,

Боссерт,

Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI века»

А. М. Васютинский, «Кальвинизм во Франции и Женеве» (Книга для чтения по новой истории, т. I).

Продолжает развиваться в Швейцарии. Его центр перемещается во Французскую Швейцарию – Женеву. Первоначально лидером женевских протестантов становится Гийом Фарель.

Замечание 1

Гийом Фарель –сторонник Реформации, французский протестант, проповедовал в Швейцарии. Годы жизни 1489-1565.

С 1532 году Фарель своими проповедями в Женеве привлекает многих сторонников. Он занимается реформаторской деятельностью, налаживает контакты с вальденсами (сторонниками отказа от частной собственности), помогает Цвингли. В 1536 году женевский совет города принял решение о введении реформаторского богослужения. Возглавить его Фарель не решился, не хватало, как он считал, способностей.

В это время в Женеве проездом оказался Жан Кальвин.

Замечание 2

Жан Кальвин – французский протестант и богослов, сторонник Реформации. Годы жизни 1509-1564. Основател учения, названного его именем – кальвинизм.

Фарель был знаком с его «Наставлениями в христианском духе» и ценил его организаторские возможности. Он уговорил Кальвина остановиться в Женеве и заняться переустройством церкви.

Учение Жана Кальвина

В 1537 году Кальвин пишет катехизис (краткое описание взглядов на Реформацию) и представляет его городскому совету. Катехизис принимают единогласно, жители города присягают новой вере. Строгие порядки вызывают оппозиционный протест и изгнание Кальвина. Он уезжает в Страсбург. В 1542 году Кальвин возвращается, и в Женеве протестантская церковь обустраивается по его учению – кальвинизму.

Определение 1

Кальвинизм – одно из протестантских направлений, основанное Жаном Кальвином. Главные составляющие учения: пресвитерианство, конгрегационализм и реформаторство.

Жан Кальвин в своих теоретических разработках пошёл дальше основателя Реформации Мартина Лютера. Лютер предлагал «убрать из церкви всё, что противоречит Библии». Кальвин стремился уничтожить всё, что в Библии не требуется. Его основная идея заключалась в доктрине: Бог – суверенен, ему принадлежит верховная власть во всём. Учение Кальвина характеризуется рационализмом и отрицанием мистицизма.

Согласно теоретическим обоснованиям Кальвина, от человека ничего не зависит. Он не вправе отказаться от благодати или принять её. Всё совершается без его желания, по воле Божьей. Так как люди делятся на истинно верующих и отказывающих почитать Бога, то это означает, что Бог уже предопределил их путь. Одни спасут свою душу, другие погубят её.

Реформы Жана Кальвина

С 1542 года церковь в Женеве обосновывается по предложениям Кальвина. Все служители церкви подразделялись на 4 класса:

  1. пасторы – проводили проповеди и контролировали соблюдение дисциплины;
  2. учителя – распространяли основы вероучения;
  3. диаконы – занимались благотворительной деятельностью;
  4. пресвитеры – наблюдали за богословием и моральными устоями общества (они составляли Консисторию).

Определение 2

Пресвитер глава – глава церковной общины. Пресвитерианство отрицает необходимость посредников между Богом и верующими. Совершаются только обряды: проповеди пастора, молитвы и коллективное пение псалмов.

Каждая церковная община представляла собой автономную конгломерацию. Кальвинизм отрицал необходимость существования общенациональной церкви.

Для эффективности преобразований кальвинисты задействовали государственный аппарат. Стали приводится в исполнение от имени государства суровые наказания. Например, в 1546 году было казнено 58 человек за несоблюдение правил протестантского учения. В 1553 году был сожжён известный проповедник Мигель Сервет.

Женева превратилась в новый центр проведения Реформации. Отсюда кальвинизм распространился по европейским странам: во Францию и Великобританию, В Венгрию и Польшу, в Нидерланды и Германию.

Жан Кальвин, создатель нового направления в протестантизме, родился в 1509 г. в семье епископского секретаря города Нуайона в Северной Франции.

Отец готовил его к карьере юриста, направив с этой целью учиться на славившийся в то время юридический факультет Буржского университета.

Наряду с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистическому течению.

По окончании обучения Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью Несколько лет он прожил в Париже, где, по-видимому, в 1534 г., перешёл в протестантизм.

Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов я дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении.

В связи с гонениями на протестантов Кальвин эмигрировал в Германию, а в 1536 г переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов, особенно французов.

В этом же году в Базеле вышла в свет его главная работа «Наставление в христианской вере». Эта книга, неоднократно впоследствии дорабатывавшаяся н переиздававшаяся, содержала основные положения кальвинизма.

Учение Кальвина было заострено, с одной стороны, против католицизма, с другой — против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии и материализме. Одним из главных догматов Кальвкна являлось учение о божественном предопределении.

У Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном предопределении. Бог, утверждал Кальван, заранее определил одних людей к спасению и блаженству в потустороннем мире, других -к погибели.

Предначертания бога неизвестны людям, и лада бессильны изменить их своими поступками. Вера в бога и благочестие человека не зависят от его воли, так как, согласно учению Кальвина, само стремление человека совершать поступки, гарантирующие его спасение, есть не что иное, как действие в нём божества, предызбравшего его к спасению.

Люди могут лишь догадываться об уготовленной им участи по тому, как складывается их жизнь на земле. Если онв преуспевают в своей профессиональной деятельности (т. е. в той деятельности, которая им предначертана богом), если они добродетельны, набожны, трудолюбивы и покорны властям, установленным богом, это служит внешним показателем благоволения к ним бога.

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме».

Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином.

Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой дона, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, скопидомство и жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не » деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры — ценность золота и серебра — пошатнулся и потерпел крушение».

Из теории предопределения вытекали и другие следствия. В свете её положений теряли своё значение благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов, ибо не ими определялись предызбранность и спасение.

Следовательно, буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части.

Кальвинизм был в то же время весьма гибкой идеологической формой воздействия на массы.

Беднякам кальвинистские проповедники внушали, что, усердно работая на хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благоволение божие.

род. 10 июля 1509, Нойон, Пикардия — ум. 27 мая 1564, Женева) — церковный реформатор; написал «Institutio religionis christianae» (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. В своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. На тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом Запада указал прежде всего Макс Вебер (см. также Аскетизм). Собр. соч. в «Corpus Reformatorum» (59 Bde., 1863-1900).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЛЬВИН Жан

(10 июля 1509 – 27 мая 1564) – основатель кальвинизма, один из наиболее крупных деятелей Реформации. Род. в г. Нуайон (Франция). С 1523 учился на юридич. фак-те в Орлеане и Париже. В 1531 К. написал свой первый труд, в к-ром получили отражение идеи, почерпнутые им в общении с гуманистами, сказалось сильное влияние Эразма Роттердамского и Лютера. Осенью 1533 К. отрекся от католич. церкви и создал первую общину последователей своих реформаторских идей. Однако вскоре он подвергся преследованию и в 1534 покинул родину. В 1536 в Базеле К. опубликовал гл. свое соч. «Наставления в христианской вере», в к-ром дал систематич. изложение нового вероучения, основанного на признании абс. предопределения, к-рое Энгельс характеризовал как религ. выражение интересов «…самой смелой части тогдашней буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 94). Попав в 1536 в Женеву, К. стал во главе реформац. движения и вскоре начал энергично проводить в жизнь свои идеи, требуя строгого соблюдения религ.-нравств. установлений, к-рым он придал характер гос. закона. К. упразднил пышный католич. культ, ввел строгую регламентацию обществ. и личной жизни – развлечений, одежды, пищи и т.д., требовал обязат. посещения церк. службы. Им были разработаны «Церковные установления», ставшие основой кальвинистской церкви. К. ожесточенно преследовал инакомыслящих – гуманистов (Кастеллио), прежних своих единомышленников, несогласных с его режимом (Пьер Амо, Ами Перрен и др.). С особой беспощадностью, не уступая в жестокости самой инквизиции, он обрушился на вольномыслящих (казнь Ж. Грюэ в 1547, сожжение М. Сервета в 1553). Соч.: Opera selecta, Bd 1–5, M?nch., 1926–36; Unterricht in der christlichen Religion, Neukirchen, 1955. Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Maркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, M., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Виппep Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Wendel Р., Calvin. Sources et ?volution de sa pens?e religieuse, , 1950;МcNeill J. T., The history and character of calvinism, N. Y., 1954. Б. Рамм. Ленинград.

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров — конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании — основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью — это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений протестантизма.

Ис­то­рия кальвинизм бе­рёт на­ча­ло в середине XVI века Каль­вин, по­лу­чив­ший в Па­ри­же, Ор­леа­не и Бур­же хо­ро­шую под­го­тов­ку в об­лас­ти тео­ло­гии, пра­ва и ли­те­ра­ту­ры, под влия­ни­ем М. Лю­те­ра и др. про­тес­тант­ских дея­те­лей вклю­чил­ся в борь­бу за ре­фор­ми­ро­ва­ние ка­то­лической Церк­ви. Вы­ну­ж­ден­ный по­ки­нуть Фран­цию, Кальвин пе­ре­ехал в Ба­зель, где в 1536 году из­дал на латинском языке своё основное тео­ло­гическое сочинение «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре», ко­то­рое мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ва­лось с вно­си­мы­ми ав­то­ром из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми. В этом тру­де, за­ду­ман­ном как сво­его ро­да вве­де­ние к Биб­лии, про­воз­гла­ша­лись прин­ци­пы Ре­фор­ма­ции в их по­ни­ма­нии Каль­ви­ном, да­ва­лось из­ло­же­ние важ­ней­ших дог­ма­тических по­ло­же­ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль­вин пе­ре­ехал в Же­не­ву, где впер­вые бы­ли реа­ли­зо­ва­ны его ре­фор­ма­тор­ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Южной Фран­ции, Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах (смотрите в статье Ни­дер­ланд­ская ре­во­лю­ция XVI века), ря­де об­лас­тей Гер­ма­нии (Рейн­ский Пфальц, Гес­сен, Бре­мен), Шот­лан­дии, Анг­лии (смотрите в статье Пу­ри­та­не), Венг­рии. В конце XVI — начале XVI века с кальвинизмом сли­лось цвинг­ли­ан­ст­во, ока­зав­шее на не­го зна­чительное влия­ние. Док­три­ны кальвинизма бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны с не­боль­ши­ми ва­риа­ция­ми в не­сколь­ких ис­по­ве­да­ни­ях: Гал­ли­кан­ском (1559 год), Бель­гий­ском (1561 год), Вто­ром Гель­ве­ти­че­ском (1566 год), Вест­мин­стер­ском (1647 год), а так­же в Гей­дель­берг­ском ка­те­хи­зи­се (1563 год) и др. до­ку­мен­тах. В начале XVII века от кальвинизма от­ко­ло­лось уче­ние Я. Ар­ми­ния (ар­ми­ни­ан­ст­во), осу­ж­дён­ное по­сле­до­ва­те­ля­ми стро­го­го кальвинизма на Дор­д­рехт­ском (Дорт­ском) си­но­де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых германских зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х годов кальвинизм рас­про­стра­ня­ет­ся в Северной Аме­ри­ке (смотрите Но­вая Анг­лия), со 2-й половины XVII века в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В XVIII-XX веках бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чительное чис­ло по­сле­до­ва­те­лей кальвинизма поя­ви­лось в ря­де стран Северной и Южной Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Вероучение кальвинизма

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в кальвинизме, как и в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центральное ме­сто в тео­ло­гии кальвинизма за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, — гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла.

Из этих по­ло­же­ний в кальвинизме ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих — к веч­ным му­кам в аду. Кальвинизму чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (например, пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

В дог­ма­тическом уче­нии о Еди­ном в трёх Ли­цах Бо­ге кальвинизм унас­ле­до­вал за­пад­нох­ри­сти­ан­ский прин­цип filioque (латинский — «и от Сы­на»), со­глас­но ко­то­ро­му Свя­той Дух ис­хо­дит не толь­ко от От­ца, но и от Сы­на. Боль­шин­ст­во каль­ви­ни­стов при­зна­ёт Апо­столь­ский, Афа­нась­ев­ский и Ни­кей­ский (Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский c fi­l­ioque) Сим­во­лы ве­ры, а так­же вы­ра­бо­тан­ное на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (смотрите в статье Все­лен­ские со­бо­ры) по­ни­ма­ние Ии­су­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и ис­тин­но­го че­ло­ве­ка в од­ном Ли­це.

В со­от­вет­ст­вии с уче­ни­ем о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию трак­ту­ют­ся в кальвинизме и цер­ков­ные та­ин­ст­ва как не имею­щие са­ми по се­бе спа­си­тель­ной си­лы. Та­инств в кальвинизме два — кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня (при­ча­ще­ние). Кре­ще­ние счи­та­ет­ся ини­циа­ци­он­ным зна­ком член­ст­ва че­ло­ве­ка в Церк­ви и его ос­во­бо­ж­де­ния от гре­хов, ко­то­рое да­ёт ве­ра в Хри­ста. До­пус­ка­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев ве­рую­щих ро­ди­те­лей как чле­нов «об­щи­ны спа­сён­ных». Свое­об­раз­но по­ни­ма­ет­ся каль­ви­ни­ста­ми и при­ча­ще­ние. Каль­вин, в от­ли­чие от Лю­те­ра, счи­тал, что во вре­мя Ев­ха­ри­стии Те­ло и Кровь Хри­ста при­сут­ст­ву­ют в эле­мен­тах при­час­тия не фи­зи­че­ски, а ду­хов­но. В на­стоя­щее вре­мя многие каль­ви­ни­сты при­ня­ли нес­коль­ко от­лич­ную от точ­ки зре­ния Каль­ви­на трак­тов­ку при­ча­ще­ния, пред­ло­жен­ную У. Цвинг­ли, со­глас­но ко­то­рой при­ча­ще­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как уве­ко­ве­чи­ва­ние па­мя­ти о Ве­че­ре Гос­под­ней, вос­по­ми­на­ние об ис­ку­пи­тель­ной жерт­ве Хри­ста.

Цер­ков­ная ие­рар­хия в кальвинизмн прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в кальвинизме при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны — как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (например, в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и несколько ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, кальвинизм от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

Современный кальвинизм су­ще­ст­ву­ет в 3 фор­мах: ре­фор­мат­ст­во, пре­сви­те­ри­ан­ст­во (смотрите Пре­сви­те­риа­не) и кон­гре­га­цио­на­лизм (смотрите Кон­гре­га­цио­на­ли­сты). Пер­вые две ма­ло от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га: ре­фор­мат­ство воз­ник­ло в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе (Фран­ции, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии), пре­сви­те­ри­ан­ст­во — на Бри­тан­ских островах. Кон­гре­га­цио­на­лизм от­ли­ча­ет­ся от ре­фор­мат­ст­ва и пре­сви­те­ри­ан­ст­ва тем, что в нём от­сут­ст­ву­ют пре­сви­те­рии и ка­ж­дая кон­гре­га­ция впол­не са­мо­стоя­тель­на. Тер­мин «кальвинизм» са­ми каль­ви­ни­сты, как пра­ви­ло, не ис­поль­зу­ют, от­ка­зы­ва­ясь свя­зы­вать се­бя с к.-л. др. име­нем, кро­ме Хри­ста. Ино­гда тер­мин «каль­ви­ни­ст­ский» по­ни­ма­ет­ся рас­ши­ри­тель­но: его от­но­сят не толь­ко к каль­ви­ни­ст­ско­му те­че­нию про­тес­тан­тиз­ма, но и ко всем др. церк­вам, при­ни­маю­щим каль­ви­ни­ст­скую док­три­ну об аб­со­лют­ном пре­до­пре­де­ле­нии, например к боль­шин­ст­ву бап­ти­ст­ских церк­вей (смотрите Бап­тизм).

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 году в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­народного кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В начале XXI века в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны — в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся основным сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. специальные об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Со­глас­но док­три­не Каль­ви­на, куль­то­вая му­зы­ка мо­жет быть толь­ко во­каль­ной и од­но­го­лос­ной. В 1539 году в Страс­бур­ге под на­блю­де­ни­ем Каль­ви­на бы­ли из­да­ны «Не­ко­то­рые псал­мы и гим­ны для пе­ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же­не­ве бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пол­ная Псал­тирь, т. н. Же­нев­ская, или Гу­ге­нот­ская, со­дер­жа­щая 125 про­стых ме­ло­дий, на­пи­сан­ных ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми (в от­но­ше­нии многих ме­ло­дий ав­тор­ст­во не ус­та­нов­ле­но); в даль­ней­шем она бы­ла пе­ре­ве­де­на на др. ев­ропейские язы­ки. Вско­ре по­сле смер­ти Каль­ви­на в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие. Ком­по­зи­то­ры со­чи­ня­ли мо­те­ты на тек­сты и ме­ло­дии Же­нев­ской Псал­ти­ри (а так­же и на свои собственные ме­ло­дии) не толь­ко в про­стом го­мо­фон­ном, но и в раз­ви­том по­ли­фо­ническом сти­ле; сре­ди ав­то­ров — К. Гу­ди­мель, Я. П. Све­линк. В современном кальвинизме ис­пол­ня­ют­ся как тра­диционные од­но­го­лос­ные, так и мно­го­го­лос­ные пес­но­пе­ния (главным образом ком­по­зи­то­ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся бо­го­сло­ви­ем. Это так­же ре­лигиозно-фи­лософская сис­те­ма, вклю­чаю­щая оп­ре­де­лён­ные взгля­ды на об­ще­ст­во, нау­ку, куль­ту­ру и го­су­дар­ст­вен­ность. Сам Ж. Каль­вин на­стаи­вал на ав­то­но­мии Церк­ви от свет­ской вла­сти, но на прак­ти­ке соз­дал в Же­не­ве свое­об­раз­ную мо­дель тео­кра­тического го­су­дар­ст­ва. Каль­ви­ни­ст­ские церк­ви яв­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ны­ми в ря­де стран (Ни­дер­лан­ды, б. ч. швейцарских кан­то­нов, американские шта­ты Но­вой Анг­лии и др.), но ны­не они ут­ра­ти­ли преж­ний ста­тус, лишь Цер­ковь Шот­лан­дии со­хра­ни­ла по­ло­же­ние «на­цио­наль­ной» Церк­ви, хо­тя и она яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­но от­де­лён­ной от го­су­дар­ст­ва. В современном кальвинизме при­зна­ёт­ся не­об­хо­ди­мость пол­ной сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния (за ис­клю­че­ни­ем ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ных по сво­ей су­ти уче­ний) и ра­вен­ст­ва всех кон­фес­сий пе­ред го­су­дар­ст­вом.

Иллюстрация:

Служ­ба в церк­ви Вес­тер­керк (Ам­стер­да­м). Архив БРЭ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *