Жанр апокалипсис

Биография

Финская группа Apocalyptica не просто коллектив, а полноценный музыкальный бренд, прославившийся благодаря каверам на Metallica. Критики долго спорили, к какому жанру музыки отнести творчество Apocalyptica, говорили, что, хотя рокеры играют на классических инструментах, они не являются последователями симфонического рока из-за камерности. Музыканты придумали направление специально для себя — cello-metal, что буквально означает «метал, исполненный на виолончелях». Apocalyptica стали не только прародителями, но и самыми яркими представителями этого жанра.

История создания и состав

В начале пути в состав Apocalyptica входили 4 виолончелиста: Эйкка Топпинен, Макс Лилья, Пааво Лётьёнен и Антеро Маннинен. Ребята учились вместе в главном музыкальном вузе Финляндии — академии имени Сибелиуса в Хельсинки и часто встречались в летних лагерях для инструменталистов.

View this post on Instagram

A post shared by Eicca Toppinen (@eiccatoppinen) on Jun 16, 2019 at 9:45am PDT

Эйкка Топпинен

Во время очередной поездки в лагерь в 1993 году друзья решили сыграть на одном из вечерних концертов «нечто особенное». Каждый из квартета любил «тяжелую» музыку, особенно группу Metallica. Именно их творчеством в струнной обработке виолончелисты поделились с «юными музыкантами с классическим образованием». Макс Лилья вспоминает, что «тогда мы повеселились на славу, более того — даже имели определенный успех!».

View this post on Instagram

A post shared by Max Lilja (@maxliljaofficial) on Jun 28, 2019 at 11:03pm PDT

Макс Лилья

Хиты Metallica так гармонично ложились на струны, что ребята решили всерьез заняться созданием каверов. Их первые труды слышали лишь в стенах академии. На одной из репетиций родилось имя квартета — Apocalyptica. Оно образовано в результате сложения слова «апокалипсис» с названием любимой группы. Лишь после приобретения имени музыканты решились выйти на настоящую сцену. В 1995 году они стали завсегдатаями рок-клубов Хельсинки.

View this post on Instagram

A post shared by Paavo Lötjönen (@visitapocalypticafinland) on Jul 21, 2016 at 8:58am PDT

Пааво Лётьёнен

На одном из выступлений Apocalyptica заметил продюсер местной звукозаписывающей компании Zen Garden Record. Он оценил новое звучание Metallica и предложил виолончелистам выпустить альбом с каверами. Сначала те отказались — посчитали, что никто не будет слушать уже знакомые треки, но продюсер настоял. Так в 1996 году родился дебютный альбом с незатейливым названием «Plays Metallica by Four Cellos» (от англ. «играем Metallica на четырех виолончелях).

Музыка

В плей-лист «Plays Metallica by Four Cellos» ожидаемо вошли только композиции Metallica в виолончельной аранжировке. Это были «сливки», собранные со всей на тот момент выпущенной дискографии рокеров: «Enter Sandman», «Master of Puppets», «The Unforgiven», всего 8 хитов. В переиздании 2016 года Apocalyptica добавили бонус-треки: «Battery», «Seek and Destroy» и «Nothing Else Matters».

Apocalyptica — Nothing Else Matters

250 тыс. экземпляров альбома разлетелись за пару месяцев. Это заставило Apocalyptica задуматься о серьезности своего дела. Под легким нажимом Mercury Records ребята взялись за запись второго альбома «Inquisition Symphony» (1998).

В трек-лист «Inquisition Symphony» вошли 11 песен: каверы на Metallica, Faith No More, Pantera и Sepultura, а также три авторские песни, созданные лидером Apocalyptica Эйкком Топпиненом. Еще одним нововведением альбома стало добавление в некоторые композиции ударных — прежде участники квартета создавали музыку исключительно с помощью виолончелей. Ход оказался выигрышным, поскольку «Inquisition Symphony» попал в топ-10 национального музыкального рейтинга.

Apocalyptica — Harmageddon

В поддержку альбома виолончелисты сняли клипы на авторскую песню «Harmageddon» и «Nothing Else Matters» Metallica. Ролики не несли смысловой нагрузки, преимущественно демонстрировали навыки игры квартета. Способствовали раскрутке и 2-летние гастроли по Греции, Польше, Болгарии, Литве и Мексике, ради которых вчерашние студенты забросили учебу и работу. Каждый концерт собирал не менее 2 тыс. человек, что значительно для скромного финского коллектива.

В 1999 году Антеро Маннинен покинул группу, вместо него пришел Пертту Кивилааксо, который выступал с Apocalyptica еще до того, как те стали известными.

View this post on Instagram

A post shared by Perttu Kivilaakso (@perttukivilaakso) on May 19, 2019 at 9:30pm PDT

Пертту Кивилааксо

Виолончелисты выпустили следующий альбом «Cult» в октябре 2000 года. Он считается переломным в творчестве Apocalyptica, поскольку в плей-лист из 13 треков входили всего 3 кавера: два на Metallica и один на сюиту Эдварда Грига «В пещере горного короля». Кроме того, музыканты увеличили количество инструментов до 80 виолончелей, чтобы достичь размаха.

Спустя год Apocalyptica выпустили специальное издание «Cult», на котором содержались в том числе продолжения треков «Path» и «Hope» и live-версия «Harmageddon». Кстати, «Path Vol. 2» — это первая композиция группы, в которой присутствует голос. Женский вокал принадлежит вокалистке рок-группы Guano Apes Сандре Насич.

Apocalyptica — Path Vol. 2

В 2002 году Макс Лилья покинул Apocalyptica, и в коллективе назрел кризис. Музыкантам стоило немалых усилий уговорить Антеро Маннинена вернуться в состав. Преодолев кадровые сложности, в 2003 году музыканты выпустили четвертый студийник «Reflections», который полностью состоял из авторских композиций, сочиненных преимущественно Топпиненом.

«Reflections» — это первый альбом виолончелистов, в котором на полную мощность используются ударные. В 5 песнях за установкой сидел Дэйв Ломбардо из Slayer, остальное время — сессионный барабанщик Сами Куоппамяки. Позже Сами заменили Микко Сиреном, который сейчас присоединяется к Apocalyptica только во время гастролей.

Apocalyptica — En Vie

Казалось, больше удивлять нечем, но тут Apocalyptica добавили своим преимущественно «немым» композициям вокал. В записи их одноименного пятого альбома 2005 года участвовали Вилле Вало из HIM и Лаури Юлёнен из The Rasmus («Bittersweet»), Эммануэль Моне из Dolly («En Vie») и Марта Яндова из Die Happy («How Far» и «Wie Weit»).

Тур в поддержку «Apocalyptica» впервые открыл для виолончелистов США и Южную Америку, всего в программу вошли более 150 шоу, в том числе в России. С этой страной музыкантов связывает и запись саундтрека для спортивной драмы «Бой с тенью». Это не авторская композиция финнов, музыку написал Алексей Шелыгин.

Apocalyptica и Адам Гонтье — I Don’t Care

Количество звезд, приглашенных к дуэтам с Apocalyptica, неуклонно росло. В записи альбома «Worlds Collide» (2007) приняли участие Тилль Линдеманн из Rammstein («Helden»), Кори Тейлор из Slipknot и Stone Sour («I’m Not Jesus»), экс-гитарист Three Days Grace Адам Гонтье («I Don’t Care»).

Иронично, что трек виолончелистов с Адамом Гонтье расположился в чарте Billboard’s Hot Mainstream Rock Tracks на 2-м месте — между AC/DC и их кумирами Metallica. А еще песня возглавила Billboard rock, сделав Apocalyptica первыми финнами, которые вошли в британский рейтинг.

Apocalyptica и Брент Смит — Not Strong Enough

К истории создания «7th Symphony» (2010), седьмого студийного альбома, приложили руку еще больше вокалистов. В «Not Strong Enough» пригласили сразу двух солистов: сначала ее спел Брент Смит из Shinedown, а в американской версии — Даг Робб из Hoobastank.

Apocalyptica отменили часть турне в поддержку «7th Symphony», чтобы подготовиться к 200-летию со дня рождения композитора Рихарда Вагнера. Результатом стали два концерта в Лейпциге и live-альбом «Wagner Reloaded-Live in Leipzig» (2013).

View this post on Instagram

A post shared by Franky Perez (@frankyperezofficial) on Jan 9, 2018 at 7:39pm PST

Фрэнки Перес

Песни с пластинки «Shadowmaker» (2015) исполнил лишь один вокалист Фрэнки Перес. По словам Топпинена, «этот факт делает альбом более солидным». Предполагалось, что Перес займет место среди участников Apocalyptica, но виолончелисты отметили, что «2-летние гастроли обнажат его роль в нашей биографии». В 2016 году виолончелисты отправились в турне в честь 30-летия дебютного альбома «Plays Metallica By Four Cellos». К концу 2018 года количество шоу превысило отметку 250.

Apocalyptica сейчас

4 марта 2019 года Apocalyptica опубликовали на официальной странице в «Инстаграме» коллективное фото с подписью:

«Начинаем! Записываем 9-й студийный альбом! Мы очень взволнованы и одновременно напуганы! Ура!!». View this post on Instagram

A post shared by Apocalyptica (@apocalypticaofficial) on Jul 1, 2019 at 1:37am PDT

Apocalyptica в 2019 году

С тех пор виолончелисты вели трансляцию из студии буквально в прямом эфире, сообщали поклонникам о каждой готовой песне. В мае того же года музыканты выпустили кавер на песню Sabaton «Fields of Verdun», а в конце месяца сообщили, что новый альбом почти готов. Ориентировочная дата релиза — начало 2020-го, а первый сингл был представлен осенью 2019 года.

Запись пластинки Apocalyptica совмещали с туром «Plays Metallica By Four Cellos». Музыканты выступили в городах США, Финляндии, Франции, Испании, Чехии, Сербии, Японии, Великобритании. Финальное шоу состоялось 9 октября 2019 года в столице Филиппин — Маниле.

Дискография

Примеры употребления слова апокалипсический в литературе.

Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, — апокалипсический символ срока испытания.

Напомним, что Книга Даниила делится на две части, написанные двумя различными авторами в разные периоды времени: на очень популярное сюжетное сказание и на пророчество, выдержанное в стиле апокалипсического откровения.

Гюго апокалипсического поэта и критика титанической мощи, — внезапно они узнали Гюго чувственного и веселого.

Бедствия Франции довершили превращение Дюма в апокалипсического пророка.

Люди непременно захотят видеть и знать больше, чем дозволено, их потянет поездить по белу свету, показать свое, поперенимать чужое, в пораженных апокалипсическим ужасом сердцах оживут заглушенные ростки веры, тяга к нравственному совершенствованию, поиски правды.

Добавлю, что даже апокалипсическая нотка, как ни странно, не режет слух.

Однако символику этой апокалипсической иконы не всегда следует принимать за точное описание событий.

В его апокалипсической части предсказывается появление четырех очередных царств: вавилонского, персидского, мидийского и греческого.

Не безумие ли со стороны человека, которого так давно преследовало апокалипсическое видение Греха, за порогом семидесятилетия связывать свою жизнь с молодой женщиной такой редкостной красоты?

Это — черновой набросок, хаос, нечто апокалипсическое, какая-то китайская грамота.

Описанные в ней чудеса, апокалипсические пророчества и исторические реалии не вызывают к себе никакого доверия.

Чтобы вынести свои апокалипсические видения, ему необходимы были чувственные увлечения, счастливые воспоминания, разрядка.

Увядшее лицо Буффало Юнга делало ярко выраженным и полупрозрачным его череп, через который проникал апокалипсический свет планеты Миссури.

Когда же я свернул в нашу подворотню и услышал, как весело тренькает мой гидравлический пресс, так весело, как сани, везущие развеселую свадьбу, я понял, что не могу идти дальше, не могу даже глядеть на мой пресс, и я повернулся и шагнул на тротуар, в глаза мне ударило солнце, я остановился, не зная, куда идти, и ни одна прочитанная книга из тех, которым я приносил клятву верности, не пришла мне на помощь в эту грозную минуту, и в конце концов я побрел к святому Фаддею, тяжело опустился на скамеечку для молитв, обхватил голову руками, и меня одолели то ли сон, то ли дремота, то ли грезы, а может, от обиды у меня уже помутился рассудок, я прижимал ладони к глазам и видел, как мой гидропресс превратился в самый гигантский из всех гигантских прессов, я видел, что он стал таким огромным, что четыре его стены окружили всю Прагу, я видел, как я нажал зеленую кнопку, боковые стенки пришли в движение, размерами они были схожи с плотинами на водохранилищах, я видел, как первые блочные дома начинают качаться, а стенки

Сеньки Пахомова, так загадочно возникшего рядом в ее суматошном апокалипсическом сне.

Источник: библиотека Максима Мошкова

«Апокалиптичий жанр» представляет собой герменевтический вызов каждому толкователю. Это связано с рядом трудностей в истолковании сложной символики используемой в этом жанре. Бэрнард Рамм заявляет, что апокалиптический язык является пророческим, историческим и символическим. Правила его интерпретации достаточно просты, однако сама интерпретация является сложным процессом.

Не все исследователи Библии последовательно и честно применяют принципы герменевтики, когда дело касается апокалиптического жанра. Правильнее сказать, что герменевтика приобретает относительный характер и значительную роль начинает играть богословское предпонимание. Ральф Мартин говорит о том, что апокалиптическим писаниям присущ двойной ракурс. Сквозь исторические обстоятельства читатель должен разглядеть природу истинного противостояния Бога и зла во вселенной.

Брюс Мецгер считает литературный жанр ключом к интерпретации книги Откровение. Он утверждает, что символизм книги был очень хорошо понятен её первоначальным читателям. Свои глубинные истины книга Откровение раскрывает тем, кто не забывает о следующих моментах. Во-первых, Апокалипсис Иоанна передаёт суть реальных видений. Во-вторых, ключ к пониманию некоторых символов можно понять путём сопоставления с пророческой символикой Ветхого Завета, таких книг как Даниила и Иезекииля. В-третьих, не следует пытаться вычитать особый смысл из каждой детали символической картины, но ориентироваться на воздействие сцены в целом. Последнее заявление имеет определённую ценность, однако при таком подходе существует опасность устранить историческую значимость апокалиптических писаний. Доктор Томас подтверждает это, говоря о том, что для некоторых апокалиптический жанр в той или иной книге может служить основанием для интерпретации книги не в буквальном смысле.

Книга Откровение, к примеру, имеет четыре основных подхода в интерпретации. Есть учёные, которые поддерживают все подходы. Ryken, после перечисления различных подходов к толкованию книги Откровение: претеристский, футуристский, идеалистский и непрерывный исторический пишет о том, что книга представляет собой сочетание всех из них. Но при таком подходе каждый может найти в книге Откровение то, что подходит под его богословскую систему. Роберт Томас говорит о том, что попытки объединить два или более из указанных выше подходов в единую систему интерпретации без учета доминирования пророческого жанра создают герменевтическую путаницу.

Поскольку одной из особенностей апокалиптики является использование символического языка необходимо обратить особое внимание на толкование символов. Апалиптические символы многочисленны, разнообразны и могут быть классифицированы как цифры, акты, имена, цифры и цвета. Гари Осборн пишет о том, что задача толкователя определить переносное значение символа в широком контексте. Это значит, что подлинный смысл символа невозможно найти в нынешней обстановке.Это здравый подход. Однако далее он добавляет следующие слова.

Символы призваны отвлечь читателя от самих событий и обратить его внимание на теологическое значение. Иными словами, читатель должен видеть руку Божию в будущем, но не обязан знать точную последовательность событий – то есть ему не дано описание того, что будет на самом деле происходить. Символы не настолько буквальные, чтобы в точности открыть нам, как Бог намерен осуществить свою цель.

Почему он приходит к такому выводу непонятно. Складывается впечатление, что он не верит в буквальное исполнение того, что в Библии предсказывается с помощью символического языка. Но справедливо ли это, если учитывать, что такие книги как Откровение, которые наполнены разнообразной символикой, имеют явно пророческий характер? Сам Христос объявил Иоанну, что он должен записать то, что он видел, и что есть, и что будет после этого (Откр. 1:19). Эти слова ясно свидетельствуют о том, что в откровении для Иоанна речь будет идти о конкретных событиях земной истории и ближайший контекст отрывка, а также контекст всей Библии зачастую проливает свет на значение того или иного символа. Поэтому книгу Откровение и другие отрывки, которые причисляют к апокалиптическому жанру вполне можно понять.

Рональд Кук предлагает достаточно здравые принципы толкования пророческих текстов и такие книги как Откровение, он не ставит в стороне и говорит о том, что к её толкованию необходимо применять те же принципы.

Цель экзегета состоит в интерпретации пророчества, а не провозглашении предсказаний. Не нужно спешить с заявлениями относительно деталей не исполнившегося пророчества. Истолкование пророчества должно включать в себя всю полноту библейского откровения. Изучать книгу Откровение без знания Ветхого Завета бесплодное занятие. Необходимо принимать во внимание символы и образные выражения. Нужно признавать, что в пророчествах есть много деталей, которые не вполне ясны. Провидец часто сам становиться частью видения. Необходимо сознавать различие между интерпретацией аллегорической части текста и аллегоризацией. Толкователь должен стараться трактовать пророчества в буквальном значении, если это только не приводит к абсурдным выводам. Нужно учитывать, что некоторые символы не имеют постоянного значения. Интерпретация пророчеств требует глубокого знания всей Библии.

Рональд Кук верит в то, что Библия представляет собой отдельную библиотеку и что соображая духовное с духовным можно постигнуть смысл различных её книг. Поэтому не нужно толковать Писание при помощи ежедневных газет. Речь о том, что не нужно толковать «апокалиптические отрывки» Библии в контексте современной ситуации, что делают некоторые проповедники, чтобы быть актуальными и интересными в современном обществе. Однако не следует впадать и в другую крайность, отрицая историческую ценность апокалиптических писаний, в том смысле, что они не предвещают конкретные события будущего.

Продолжение следует…

Ральф П. Мартин, «Разные подходы в новозаветнем экзегезисе», 282.

Robert L. Thomas, Literary Genre and Hermeneutics of the Apocalypse, MSJ 2:1 (Spring 91), 91.

Leland Ryken, Words of Life: A Literary Introduction to the New Testament (Baker Pub Group, 1987), 144–45.

Robert L. Thomas, Literary Genre and Hermeneutics of the Apocalypse, MSJ 2:1 (Spring 91), 90.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *