Жатва что такое

25.09.2011 Праздник Жатвы — это библейский праздник. Он был установлен по повелению Бога, и ветхозаветный народ соблюдал его тщательно. Прежде чем заняться изучением сущности этого праздника, познакомимся, как происходила жатва у ветхозаветного народа.
С поселением в Ханаанской земле обетованный народ стал оседлым и приступил к обработке земли, кстати сказать, весьма плодородной, особенно в долине реки Иордана. Основными продуктами были: ячмень, пшеница, виноград и оливы, то есть маслины. Эти основные плоды земли поспевали, конечно, не в одно время. Первым поспевал ячмень, и вскоре за ним пшеница. Ячмень поспевал уже в апреле, а через две-три недели после него поспевала и пшеница. В общем жатва ячменя и пшеницы продолжалась от апреля до дня Пятидесятницы, то есть около двух месяцев. Вот почему мы читаем в Книге Руфь 2, 23: «Так была она (Руфь) со служанками Воозовыми, и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы».
Мы знаем, что жатва хлебных растений состоит из трех действий: срезания созревших колосьев, молотьбы и уборки вымолоченных зерен в житницы. Библия говорит об одном только инструменте для срезания колосьев — о серпе. Все мы знакомы с этим древним орудием жатвы.
Говоря о праздновании дня Пятидесятницы как праздника Жатвы, Моисей сказал: «Семь седмиц отсчитывай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор. 16, 9). О молотьбе Библия говорит, что она совершалась двумя способами.
Первый способ: устраивалось «гумно», то есть круглое ровное место с утоптанной землей, и по этому месту разбрасывались снопы, по которым шагал вол или осел, и таким образом вымолачивались зерна из колосьев, а затем путем веяния, то есть бросания на ветру лопатой, зерна очищались от соломы и мякины.
Второй способ молотьбы — путем «молотильных колес» с железными зубцами, как сказано в Книге пророка Исайи 28, 28: «Зерновым хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса». Солома обычно сжигалась на поле.
Теперь нам будут особенно понятны слова Иоанна Крестителя в Ев. Матфея 3, 12: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Житницами для хранения зерна служили во многих местах Палестины пещеры, которыми изобилует эта страна.
Теперь посмотрим, в чем же заключался праздник жатвы у ветхозаветного народа? Прочтем из Книги Левит 23, 9 — 11: «И сказал Господь Моисею, говоря: …когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику. Он вознесет сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение». Значит, праздник жатвы заключался в том, что каждый житель приносил первый сноп жатвы своей к священнику, а священник возносил его перед Богом, совершая этим акт жертвоприношения Господу в знак благодарности за дарованный Им урожай. Первый сноп жатвы, принесенный земледельцем в храм, представлял как бы всю его жатву, за которую он возносил благодарность Богу. Какой прекрасный пример в этом ветхозаветном празднике жатвы для нас, верующих Нового Завета! Приносить благодарность Богу за урожай, за все плоды земли! Для этой цели и мы ежегодно имеем наш праздник Жатвы.
Какие полезные уроки извлекаем мы из нашего праздника Жатвы? Прежде всего этот праздник говорит нам о жатве как о великом чуде природы. Жатва говорит нам о величайшем значении солнца в жизни нашей земли и всего человечества. На нашей земле есть места, где нет никакой растительности; есть места с жалкой растительностью, и есть места с богатейшей и разнообразнейшей растительностью. Я имею в виду тундру и тропики. И вся эта разница в отношении растительности связана исключительно с солнцем: где мало солнца — там или нет растительности, или она весьма жалкая; где много солнца — там растительность богатейшая.
«Он повелевает солнцу Своему восходить», — читаем мы в Матф. 5, 45. Радостная весть о прекрасном урожае хлебов, овощей и фруктов идет со всех концов нашей необъятной страны. И поэтому глубокой благодарностью должны исполняться наши сердца.
Но есть края, где урожай еще обильнее, чем у нас, где все деревья и травы гораздо выше наших и где они зеленеют, цветут и приносят плоды круглый год. (Почему же такая разница? Разница не в самой земле, а в положении земли по отношению к солнцу. Солнце, только солнце — источник жизни на земле: куда попадают его лучи, там жизнь, там рост, там плоды. Куда не попадают его лучи — там нет жизни, нет и плодов; чем больше солнца, тем больше жизни и плодов. Без солнца нет и красок. Синева неба, зелень растений, краски цветов — все это от солнца. Вот почему Отец Небесный повелевает солнцу Своему восходить над нашей землей.
Но предположим: Бог повелел солнцу не восходить над землей. Что получилось бы тогда? Земля промерзла бы так, что вся жизнь в ней погибла бы; повсюду был бы Северный полюс. Все реки, озера, моря и океаны превратились бы в ледяную пустыню. И ледяная смерть прекратила бы существование человека, животного и растительного мира.
Но Бог есть любовь, и Он повелевает солнцу восходить над землей. Миллионы и миллиарды семян, упавшие в землю, под влиянием теплых лучей солнца начинают расти, затем цвести и, наконец, приносят обильные плоды.
И ежегодно в праздник Жатвы мы видим ;в наших молитвенных домах плоды всякого рода, которые мы называем плодами земли. А они в сущности являются плодами солнца. Ведь в Заполярье есть земля, а плодов нет, потому что там нет солнца или его слишком мало. Но, может быть, кто-нибудь поправит меня и скажет: чтобы были плоды, необходимо не только солнце, но и дождь. Да, это верно. Но откуда дождь? Это тоже великое дело Творца природы! Солнце испаряет воду, а пар поднимается к небу и в виде дождя возвращается снова на землю. Как правило, если нет солнца — нет и дождя. На земле имеется бесчисленное множество растений. И ни одно из них не забыто у Небесного Отца. «Он повелевает солнцу восходить» для каждого дерева, для каждого куста, для каждой травинки, для каждого яблока, для каждой сливы, для каждого овоща.
Но солнце не только является источником жизни растений; оно является также и творцом зелени, то есть зеленых частей растений, а зелень растений — это не только радующий нас цвет летней природы; нет, зелень — это грандиозная химическая лаборатория, где под воздействием солнечных лучей вырабатывается важнейший для питания всех живых существ, в том числе и человека, углевод — так называемый крахмал. Хлеб, овощи, фрукты — это все крахмал в разных видах и разных вкусах, который под воздействием ферментов наших пищеварительных соков превращается в питательнейшее вещество — глюкозу. Разве перед нами не чудо природы, созданной Богом? Весь растительный мир, все царство растений, как громадная фабрика крахмала, а в конечном итоге — глюкоза! Да, это так. А поэтому пусть наше сердце поет хвалу Христу, Создателю природы, за это великое чудо.
Говоря о таком великом значении солнца для физической жизни на земле, устремим наш духовный взор на (великое Солнце Правды — Иисуса Христа. Как земная жизнь зависит от физического солнца, так и наша духовная жизнь полностью зависит от Христа. Христос, и только Христос, является Источником нашей духовной жизни. Будем это помнить всегда и непрестанно благодарить Иисуса Христа, что Он сотворил и творит в нас новую жизнь.
От Христа мы получаем свет — Ефес. 5, 14: «…встань, спящий, и воскресни «з мертвых, и осветит тебя Христос»; красоту — 2 Кор. 3, 18: «… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»; духовный рост — Кол. 2, 19: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота»; плоды — Филип. 1, 10 — 11: «Чтобы, познавая лучшее, мы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Каждому верующему предназначен Христос. Но почему же существует разница между детьми Божиими? Потому что все дети Божий не одинаково относятся ко Христу. Одни повернулись к Нему полностью, а другие частично!
Другой урок праздника Жатвы: все чудесные плоды земли произошли из крошечных, невзрачных семян. И это — чудо природы. Но наш Господь Иисус Христос называет Слово Божие тоже семенем. Каким невзрачным кажется оно многим людям. А между тем из этого семени выросла многочисленная и многообразная Церковь Христа. Разве это не является величайшим чудом Божиим?
Извлечем еще урок из праздника Жатвы. Жатва — это пища для всего человечества! Но сколько людей, которые ценят только физический хлеб и не думают о пище для своей души. Христос провозгласил великую истину: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4, 4). Христос обращает наше внимание на нашего внутреннего человека и говорит, что он также нуждается в пище, в пище духовной. И этой духовной пищей является, по словам Христа, Слово Божие. Эта пища обильная, и наша вина, что мы так мало пользуемся ею для питания нашего внутреннего человека.
Пусть же льется неустанная хвала из наших уст и сердец за великие дела Божий как в природе физической, так и в природе нашего духа.
Весна, лето, осень, зима в нашей жизни
Марк. 13, 28
Христос обращает наш взор на природу. Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии… и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матф. 6, 28 — 29). Мы знаем также слова Христа: «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан. 4, 35).
Для сеяния Своего учения Христос брал примеры из жизни природы. И мы, послушные нашему Учителю Иисусу Христу, посмотрим на окружающую нас природу, так как Он говорил: «Посмотрите». Что же мы видим в окружающей нас природе в день праздника Жатвы? В ней царит осень. Это значит: деревья сбрасывают с себя листья; цветы увядают; трава сохнет; гнезда птиц опустели; перелетные птицы собираются в полет в теплые края; дуют холодные ветры; чаще моросит дождь. На полях хлеб уже убран, в огородах убираются овощи. Кругом — признаки осени. Кончилось лето… А как еще недавно была весна.
Что характерно для весны? Появление зелени на деревьях, появление травы, цветов, прилет птиц из теплых краев. Веселое щебетание их повсюду. Весна — это расцвет, это ликование природы; это время посева.
А лето? Лето является продолжением весны, временем созревания посевов, временем поливания плодов. Но весна и лето — прошли. Наступила осень.
Остановим наше внимание на другой осени — осени человеческой жизни. Это та пора жизни, в которую многие из нас уже вступили, а другие шаг за шагом приближаются к ней.
Что означает осень физической жизни? Это значит: серебрится волос на голове; всё больше дают себя чувствовать боли в разных местах нашего тела, слабость, усталость, особенно в ногах; тянет лишний раз посидеть, отдохнуть, портится зрение, слух, изменяет память.
Но ведь у каждого престарелого человека были весна и лето жизни. Было золотое, счастливое детство, была (Молодость, сила, энергия, желание творить, мечтать, подъем всех жизненных сил. Было лето: расцвет жизни, семейное счастье, успешный труд. Но весна и лето жизни прошли — наступила осень.
Какова же наша осень жизни в духовном отношении? Я обращаюсь с этим вопросом ко всем пожилым людям. Похожа ли наша осенняя пора на дерево, покрытое богатыми духовными плодами? Богаты ли мы духовными познаниями? Каково наше знание Библии? Каково наше познание Иисуса Христа? Придем ли мы к Господу со снопами, то есть с душами, познавшими через нас Христа? Сколько у нас кротости и смирения Христова? Сколько в нас от образа Иисуса Христа? Все это духовные чудесные плоды. Но как мало их у каждого из нас.
Плоды осени зависят от весны и лета. (Весна я лето — это начало созревания плодов. Осень — это окончание их созревания. Весна — это пора цветения плодовых деревьев. Как прекрасны, например, яблони в дни цветения!
Наше духовное плодоношение должно начинаться как можно раньше. Новообращенные ко Христу души должны быть озабочены с первых дней своей жизни со Христом принесением духовных плодов. Они должны постоянно стремиться к то.му, чтобы быть «добрым деревом», приносящим добрые плоды. Путь к этому только один: быть ветвью истинной виноградной Лозы. Всем верующим Христос говорит: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (Иоан. 15, 5). Христос — плодоносное Дерево, Дерево вечное, цветущее; ученики Христа — ветви этого Дерева.
Что же говорит Христос о плодоношении Своих учеников? Он провозгласил очень ясный закон плодоношения, а именно: «Кто пребывает во Мне, и Я в Нем, тот приносит много плода» (Иоан. 15, 5). А что значит «пребывать во Христе»? Это значит: читать о Христе прежде всего в Слове Божием, но и во всякой духовной литературе; размышлять о Христе, слушать о Нем, беседовать со Христом в молитве; творить Его волю во всем. Это и означает пребывать во Христе.
И чем глубже будет наше (пребывание во Христе, тем богаче мы будем духовными плодами. Вот в чем заключается тайна нашей плодоносности: в нашем пребывании во Христе.
Теперь обратим наш взор на зиму, так как она также ежегодно появляется в природе. За каждой осенью приходит неизбежно зима. Что означает она? Земля покрывается белым снегом; реки покрываются льдом, а природа засыпает. Зима — это сон природы. А после зимы снова приходит весна; под лучами весеннего солнца тают льды и снега, земля покрывается свежей зеленью, и птицы поют свои радостные песни. Зиму человеческой жизни можно сравнить со смертью. Но смерть, по учению Христа, это сон. Об умершей дочери Иаира Христос говорит: «Не умерла девица, но спит» (Марк. 5, 39). Об умершем Лазаре Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Иоан. 11, 11).
Зима в природе — явление временное. Зима смерти тоже пройдет. Христос говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоан. 5, 28 — 29). За зимою смерти грядет для всех любящих Христа вечная, нескончаемая весна жизни. Местом нашего обитания будет во веки веков «Новый Иерусалим», где «смерти не будет уже больше» (Откр. 21, 4). Пусть он чаще стоит перед нашим духовным взором.
Мирт
Ис. 55, 12 — 13
Праздник Жатвы — это праздник природы, праздник той ее части, которая называется растительным царством или царством растений. В растительном царстве имеется 500 тысяч (видов растений, из которых только некоторые украшают наши молитвенные дома в праздники Жатвы.
Читая страницы Священного Писания, мы видим, как оно много говорит о растениях, причем с растениями Слово Божие сравнивает народ Божий: в Ветхом Завете — обетованный народ, в Новом Завете — Церковь Христову. Прочтем слова Исайи 61, 3: «И назовет их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его».
Мы знаем, что наш Господь Иисус Христос в Своих притчах вспоминал разного рода растения. Он говорил о пшенице и плевелах, о виноградной лозе и смоковнице, о горчичном растении и о полевых лилиях. Много драгоценных истин открыл перед нами Христос, говоря об этих растениях. Рост растений и принесение ими плодов должно вызывать в нас хвалу и славословие Тому, Кто создал все эти 500 тысяч видов растений, как написано: «Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы вырастет мирт; и это будет во славу Господа». Вот почему праздник Жатвы является праздником радости и ликования, хвалы и благодарения нашему Господу Иисусу Христу.
Из 500 тысяч видов растений, существующих в мире, возьмем мирт и постараемся извлечь из него те драгоценные истины, которые он содержит для нас. Разновидностью мирта, растущего в нашей стране, является эвкалипт.
Посмотрим же, какие драгоценные истины для нас, верующих, содержит в себе растение, именуемое миртом. Мирт всегда, а особенно в древности, принадлежал к числу ценных растений. Из его ягод и листьев извлекались дорогие вещества. И если Слово Божие сравнивает отдельного праведника, как и весь народ Божий в совокупности, с миртом, то это должно быть нам вполне понятно. Христос говорит, что все сокровища мира не могут сравниться с ценностью человеческой души (Матф. 16, 26). К искупленной душе направлены слова Господа в Книге пророка Исайи 43, 4: «…ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя».
Мирт цветет удивительно красивыми, белыми, как снег, цветами. И мирты Христа, то есть искупленные дети Его, должны сиять белизной Его чистоты и праведности. Все Писание — от первой страницы до последней — (призывает всех детей Божиих к белоснежной чистоте, к белизне Христа, Который не знал ни греха, ни порока. Я жалею, что на наших праздниках в Московской церкви не бывает мирта с его белоснежными цветами, но зато среди нас всегда присутствует Иисус Христос — эта белоснежная «Лилия» (Песн. (Песней 2, 1). И мы слышим из Его уст Слова: «Следуйте за Мною», следуйте за Мною по пути чистоты, святости и белизны!
Мирт — растение вечнозеленое. Ни хмурая осень, ни холодная зима не отражаются на его непреходящей зелени. А разве мы, дети Божий во Христе, не являемся вечнозелеными миртами? Во всяком случае, мы должны были бы быть всегда таковыми. Разве мы не должны всегда радоваться в Господе (Филип. 4, 4) ? Увы, мы не всегда радуемся в наших переживаниях; чтобы иметь радость в эти дни, нужна особая связь со Христом.
Евангелие говорит нам о чудесных вечнозеленых «миртах» в Македонии, то есть о всегда радовавшихся в Господе детях Господних. Об этих «миртах» Христовых мы читаем в 2 Кор. 8, 1: «Уведомляем вас, братья, о благодати Божией, данной церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями изобилуют радостью». «Мирты Христовы» — дети Божий не должны терять своей духовной свежести и радости ни под какими знойными лучами скорбей и испытаний жизни.
Все мы слышали о лавровых венках, которыми украшались в древности головы победителей. Лавр — это родственное мирту растение и такое же вечнозеленое, как и мирт. Поэтому и лавровый, и миртовый венки были одинаково ценной наградой для победителей. Наша духовная жизнь — это постоянная борьба со всякого рода грехом, с трудностями всякого рода, борьба с препятствиями на пути нашего следования за Господом Иисусом Христом. Но увенчаны ли наши головы миртовыми венками побед?
Христос обещает Своим последователям полную победу. Он говорит в Ев. Луки 10, 19: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов… и ничто не повредит вам». И апостол Павел провозглашает детей Божиих победителями. Он говорит в Кор. 2, 14: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе», то есть всегда дает нам победу во Христе Иисусе. Но красуются ли миртовые венки победы на головах всех детей Божиих?
Миртовые щенки были любимым украшением всех невест в древности. Как невесты нашего Небесного Жениха Иисуса Христа мы все носим миртовые венки. Какое счастье принадлежать Христу, любить Его любовью невесты и служить Ему! И мы призываемся быть верными Ему до смерти (Откр. 2, 10).
Мирт и особенно эвкалипт обладают замечательным качеством — осушать болота и оздоравливать климат. Задача детей Господних в этом мире — очищать духовную атмосферу от миазмов греха и порока. И там, куда мы будем нести свет Христа, свет Евангелия, будет происходить чудесное оздоровление. Мы ведь знаем Слова Священного Писания о целительных лучах Света Христова, — слова; которые записаны в Книге пророка Малахии 4,2: «А для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Словами «вы свет мира» Христос призывает нас, верующих, нести рабам и пленникам греха Его целительные лучи. Являемся ли мы носителями этого света Христова?
Закон разнообразия и чему он нас учит
Быт. 1, 11 — 25
В приведенных выше стихах (Быт. 1, 11 — 25) мы находим описание сотворения растительного и животного мира и видим, что Бог сотворил все полным удивительного разнообразия. Несколько раз мы встречаем в повествовании о сотворении Богом неба и земли слова: «И сотворил по роду его», и «сотворил по роду их».
В мире царствует много законов. И среди них есть один закон, который можно назвать «законом разнообразия». Мы всюду видим наличие этого закона.
Возьмем нашу землю, ее поверхность. Сколько здесь разнообразия: и равнины и горы, и леса и пустыни, и суша и воды! А разнообразие четырех времен года — весны, лета, осени и зимы. Как это прекрасно! И каждый день чудесно разнообразится сменой утра и дня, вечера и ночи.
Какое удивительное разнообразие мы видим и в растительном мире: мы не найдем двух одинаковых травинок; двух одинаковых деревьев или двух одинаковых листьев. Такое же разнообразие имеется и в животном мире и в царстве камней.
Бог сотворил не только царство растений, животных и камней, — Он сотворил и человека. Но царствует ли закон разнообразия в человеческой области? Да, мы видим этот закон и здесь. Среди миллионов людей нет двух одинаковых лиц; нет двух одинаковых умов или двух одинаковых характеров. А какое разнообразие способностей, которыми обладают люди на земле! И в отношении физических недугов также нет двух одинаковых людей. Но и духовные недуги разнообразны, как разнообразны и грехи людей. У каждого человека имеются свои слабости, свои пороки и грехи.
Как разнообразны пути людей! Нет двух путей одинаковых. Сколько людей — столько путей! Какое разнообразие радостей, переживаемых людьми! У каждого свои радости. Но, может быть, радость во Христе одинаковая? Нет двух верующих с одинаковой духовной радостью.
А какое разнообразие печалей! Нет одинаковых слез. Слезы кажутся одинаковыми, но они все разные. Какое разнообразие крестов, которые давят наши плечи. С удивительной закономерностью чередуются в нашей жизни печали и радости. Они чередуются так же закономерно, как в природе чередуются дни и ночи, зимы и лета.
Посмотрим теперь на Церковь Христа. Какое мы видим здесь разнообразие в отношении обращения к Богу. Нет двух детей Божиих, одинаковым путем пришедших к Богу. Разнообразно и духовное развитие: нет двух детей Божиих одного и того же духовного роста, духовного опыта, и духовные дары верующих весьма разнообразны.
Чему же учит нас этот повседневный закон разнообразия — разнообразия в природе, в человеческой жизни, в христианстве? Прежде всего: доверимся мудрости Творца, сотворившего это разнообразие. Если это разнообразие вложено в наш мир Самим Богом, значит, оно необходимо для блага вселенной и человечества. Закон разнообразия зовет нас к благодарности Богу за свой путь жизни, поскольку каждый из нас идет путем, назначенным Самим Господом. Мы отучимся роптать, так как поймем значение чередования печалей и радостей в нашей жизни. Ведь никто из нас не ропщет на чередование дня и ночи, зимы и лета. Так мы научимся ценить не только сладкие, но и горькие капли в нашей жизненной чаше.
Мы перестанем завидовать друг другу, так как поймем, что от Самого Бога исходит разнообразие наших условий, наших обстоятельств, разнообразие всего, что мы имеем и чего не имеем, — все от Него. И, наконец, мы перестанем осуждать друг друга, так как поймем, что у каждого из нас имеются свои слабости, свои пороки, свои падения. Фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, и начали обвинять ее перед Христом. Но, осуждая эту женщину за ее грех, фарисеи забыли о своем, не меньшем грехе и пороке: гордости и лицемерии. Разнообразие грехов других должно пробудить нас, помочь нам увидеть наши собственные грехи, и мы уже не будем смущаться тем, что в Церкви Христа так много несовершенства и такое разнообразие грехов.
Мы видели разнообразие растительного царства. И мы знаем, как разнообразно царство цветов. И Церковь Христа похожа именно на сад. В ней имеются и замечательные «орхидеи» и «хризантемы», то есть большие красивые цветы. Но есть и «анютины глазки», то есть красивые, но маленькие цветы. И имеются также и колючие кактусы. Это растения с иглами вместо листьев, но Б то же время с красивыми цветами. Но в царстве кактусов — тоже великое разнообразие. Как много различных «кактусов» имеется в Церкви Христа, то есть детей Божиих, богатых колючими иглами, но и красивыми цветами!
Но, может быть, закон разнообразия не будет существовать в Небесной Отчизне? Ведь все искупленные Кровью Христа верующие достигнут там совершенства, меры полного возраста Христова, абсолютной чистоты и святости. Не означает ли это равенства, однообразия? Двадцать первая глава Книги Откровения Иоанна говорит, что закон разнообразия будет и в Царстве небес. Об этом говорит Новый Иерусалим, означающий совокупную Церковь Христа: он построен из разных драгоценных камней. Эти разнообразные камни говорят о великом духовном разнообразии «живых камней» и в вечности!
Удивительное разнообразие растительного и животного мира, величие и красота окружающей нас природы (вызывают в нас хвалу ее Творцу, и сердце наше радостно поет: «Как Ты велик, как Ты велик!»
Эту статью мне хочется закончить стихотворением, в котором я выражаю свою любовь к природе и ее Создателю.
Я люблю лепестки красной розы душистой,

Я люблю мотылька неуклюжий полет,

Я люблю солнца луч — он такой золотистый,

Трель люблю соловья, когда ночью поет.

А когда над землей лягут тени ночные

И безмолвная тишь сменит говор людской,

Я люблю созерцать эти звезды златые

И луны серебро, что блестит надо мной.

Почему для меня все в природе так мило:

От песчинки малейшей на бреге морском

До громаднейших скал, неподвижно застывших,

До светил лучезарных на небе ночном?

Я скажу, почему я люблю так природу,

Почему так любуюсь ее красотой,

Почему я люблю в чаще леса дорогу,

Почему восторгаюсь небес синевой.

Потому что природа — дар Бога благого,

Он украсил ей мир, что летит в пустоте.

Да, природа — подарок Отца дорогого

Для того, кто смысл жизни нашел во Христе.

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский самарской области станция юных техников

Методическая разработка

«ЖАТВА В СТАРИНУ»

ДУНИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

с. Кинель-Черкассы

2015 г.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………3

2.Жатва в старину…………..……………………………………..4

3.Заключение………………………………………………………7

4.Литература……………………………………………………… 8

5.Приложения……………………………………………………. 9

I. ВВЕДЕНИЕ

Жатва –время дорогое, никому тут нет покоя.

Народная пословица

Хлеб на протяжении всей истории человечества был важнейшим продуктом. Древние приписывали пшеничному зерну сверхъестественное происхождение.И в наше время зерно так же дорого, как и во все времена.

Золото и серебро, говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница – сама жизнь.

Но выращенные в поле колосья ещё не хлеб. Их нужно сжать. На полях происходит битва за урожай. «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах» – гласит народная пословица.

Однажды по телевизору я увидела, как в наше время в поле убирают хлеб различными современными машинами. У меня возник вопрос – а как убирали его в те времена, когда их не было? И я спросила об этом у родителей. Они мне посоветовали найти подробную информацию в библиотеке.

Проблема: не владею информацией об уборке урожая в старые времена.

Гипотеза:убирать урожай в старые времена было очень трудно, потому-что не было машин.

Цель:исследовать, как убирали урожай хлеба в старые времена

Задачи:

  • изучение литературы по данной теме

  • познакомиться с трудом людей во время уборки урожая в старые времена;

  • узнать этапы уборки зерна:

  • создать презентацию «Жатва в старину»

Объект исследования: хлебное поле

Предмет исследования: уборка урожая

Методы исследования:

Опрос

Беседа

Изучение литературы

Интернет — ресурсы

План работы:

1.Анкетирование учащихся по теме «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

2Проведение бесед.

3.Чтение литературных произведений по темеи рассматривание иллюстраций.

4.Использование интернет – ресурсов.

5.Словарная работа.

6.Создание и презентация исследовательской работы «Жатва в старину».

II.ЖАТВА В СТАРИНУ (описание хода исследования)

Сначалая поинтересовалась, что знают об уборке урожая в старину школьники и провела анкетирование. В нем приняли участие 50 человек.

Анкета «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты ты используешь на своем огороде?

4.Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

5.Хотел бы ты узнать, как убирали урожай пшеницы в старину?

Ответы на вопросы получились такими:

№ вопроса

ДА

НЕТ

7чел.

43чел.

7чел.

43чел.

50чел.

50чел.

50чел.

Проанализировав результаты опроса, было понятно, что школьники мало знают о том, как в старину убирали урожай пшеницы, но хотели бы об этом узнать.

В библиотеке я записала интересующий меня материал из различных книг, энциклопедий и словарей. Но этой информации мне было недостаточно, и я обратилась к компьютеру, чтобы найти её в Интернете.

В ходе исследования я узнала о том, что в 17-18 веках большую часть населения составляли крестьяне, которые занимались сельским хозяйством. Культуры, которые они выращивали: рожь, овес, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо. Уборка хлеба начиналась в первых числах августа и продолжалась до глубокой осени.

Раньше жители сел обрабатывали земельные наделы вручную или с помощью лошадей. Сельскохозяйственные орудия были примитивные — уборка урожая осуществлялась вручную.

Процессуборки урожая или горячее время уборки хлебовназывается жатва (Приложение №2).

Переспелый хлеб убирали с помощью серпов.Серп предназначается для уборки зерновых культур.Он состоит изизогнутого ножа с рукояткой (Приложение №3) .

С раннего утра работал на поле жнец илижница.Жнец- тот, кто в поле жнет хлеб(Большой толковый словарь). Женщина левой рукой сжимала несколько колосьев и подрезала их серпом, на уровне 5-6 сантиметров от земли. От слова сжимать колосья и пошло слово «жать», сжать хлеб, сжатое поле, поскольку хлеб действительно нужно было сжать рукой, прежде чем срезать колосья.

Из первой сжатой горсти колосьевжница делает пояс и кладёт его на землю справа. Затем другие сжатые пучки на пояс, пока не получится целый сноп (Приложение №4).И всё это завяжет поясом.Сноп готов.Сноп — стебли, связанные толстым поясом(Большой толковый словарь). Обвязка на нем называлась: поясло, свясло, перевясло или скрута; низ снопа: брит, срез, комель, гуза, гузо, гуз, гузло, гузов, гузовка, гузовье; верх: колосье, колос, борода, волотка (Приложение №5).

Иногда косили хлеба косой (Приложение №6). Но хлеб, особенно перезревшую перестоявшую в поле рожь, пшеницу, очень редко косили косой. Поскольку лишние движения с колосьями наносили урон урожаю. Просто зерно из колосьев высыпалось на пыльную землю, где его собрать уже было трудно.

Коса- сельскохозяйственное орудие, служащее для ручной уборки сена и хлеба, состоит из длинного, слегка изогнутого и к свободному концу заостренного клинка, насаженного на длинную рукоятку с особой посередине приделанной малой рукояткой для правой руки рабочего, который левой рукой придерживает за свободный конец большой рукоятки(Большой толковый словарь). Тот, кто косит траву, злаки называется косарь (Приложение №7).

Готовые снопы собирали в груды – копны. Копна — куча сена или снопов, сложенная в виде конуса(Большой толковый словарь) (Приложение №8).И так работаликаждый день пока не закончится жатва.

Последний сноп девушки жали молча. И была такая примета: если кто заговорит, у той жених будет слепой. Когда сжат последний сноп — это была большая радость. Жнеи и жнецы поздравляли друг друга. Последний сноп – именинник. Его ставили в избе под иконы. Или раздавали по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям. В поле оставляли несколько несрезанных колосьев, заплетали их, перевязывали лентой и пригибали к земле. Потом низко кланялись. В это день пели жнивские песни. А в домах и дворах устраивали застолье. Можно было передохнуть ненадолго. Ведь впереди ещё было много работы.

Молотьба является процессом отделения зерна от ее стебля (Большой толковый словарь).Раньше эту работу выполняли вручную. Чтобы выбить из пшеничных стеблей (или снопов) зерно, на определённом месте расчищали ток(ладонь, гумно).

Ток-расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, очистки и просушки зерна. (Большой толковый словарь) (Приложение №9).

Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки иобмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха(Большой толковый словарь)).Они были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук (Приложение №10).

Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы. По лежащим стеблям ходили взад и вперёд 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу.

Цеп — примитивное сельскохозяйственное орудиедля обмолота зерновыхкультур(Большой толковый словарь). Состоит изподвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая частьударяющая по злакам, соединенных ремнем. Рукоятка называлась держало, держалкою, кадцея, цеповище, цепник, связь между ними — приуз, привуза, привза, приузд, гужик и делалась из кожи. Палка, ударяющаяпо злакам, имела названия боёк,билень, бич, битчик, приузень, киок, батог, навязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типинка. (Приложение №11). С целью облегчения и ускорения молотьбы, также использовался и скот (Приложение № 12).

Надругом току крестьяне веяли ворох обмолоченной пшеницы, чтобы отделить хорошие семена от мусора,то есть обдувают ветром, чтобы мякину и мусор уносило воздухом.В старину это делалось специальной лопатой — веялом. Ей подкидывали зерно вверх, бросая его против ветра. Ветерок далеко относил всякий мусор и мякину (Приложение №13).

Мяки́на (полова) — отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр. (Толковый словарь русского языка)(Приложение №14).

Полные и тяжелые зерна падали на землю (Приложение №15).

Для хранения запасов зерновых и других культур на Руси использовались амбары.

Амбар — сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из кирпича, бутового камня, брёвен и пр. местных строительных материалов (Большая советская энциклопедия)(Приложение №16).

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

Уборка зерна — это процесс состоящий из нескольких последовательных этапов: жатва, вязание снопов, молотьба, веяние, сушка.

Во время уборки применяли ручные сельскохозяйственные орудия: серп, коса, цеп, веяльная лопата. Зерновой ток предназначался для обмолота и сушки зерна, а амбар — для хранения

Это очень тяжелый труд, потому, что хлеб убирали ручными сельскохозяйственными орудиями.Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Результатом работы по теме проекта стало создание презентации «Жатва в старину». Данная презентация может использоваться в детских творческих объединениях начального технического моделирования, сельскохозяйственного моделирования, а также на уроках технологии, окружающий мир и других занятиях.

«Хлеб стал для нас символом величия труда» — говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. (А.Владимиров, Земля на зернышке стоит, М., «Детская литература» 1984.)

Любовь к своей Родине начинается с любви к своему краю. Изучение предметов старины расширяет наше знание о жизни и быте россиян. Мы должны знать и уважать историю своего народа.

Дальнейшее развитие работы:

-Рассказать ребятам, как убирали хлеб в старые времена.

-Начать создание мини музея «Сельскохозяйственные орудия».

ЛИТЕРАТУРА

1.Большая советская энциклопедия

2.Большой толковый словарь.

3.Владимиров А,.Земля на зернышке стоит, М., «Детская литература» 1984.

4.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 77–83.

5.Латышина Д.И Живая Русь М.,Интерпракс 1994.

6.Найдич. Д.В. Орудия и способы молотьбы и веяния. Русские.

7.Историко-этнографический атлас. М., 1967

8.Полная энциклопедия русского сельского хозяйства. Т.9. СПб., 1903.

С.1274.

9.Сельское хозяйство. Википедия

10.Толковый словарь Даля

11.Толковый словарь русского языка

12./wiki/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Анкета «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты используешь на своем огороде?

4Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

5.Хотел бы ты узнать, как убирали урожай пшеницы в старину?

Приложение №2

«Жатва»

Приложение №3

«Серп»

Приложение №4

«Вязание снопов»

Приложение №5

«Сноп»

Приложение №6

«Коса»

Приложение №7

«Косарь»

Приложение №8

«Копна»

Приложение №9

«Зерновой ток»

Приложение №10

«Гумно»

Приложение №11

«Цеп для обмолота»

Приложение №12

«Обмолот с помощью скота»

Приложение №13

«Зерно веятна току»

Приложение №14

«Мякина»

Приложение №15

«Зерно»

Приложение №16

«Амбар»

У этого термина существуют и другие значения, см. Кровавая жатва (значения).

Кровавая жатва

Red Harvest

Автор

Дэшил Хэммет

Жанр

детектив

Язык оригинала

английский

Оригинал издан

Переводчик

Мария Сергеева
Александр Ливергант

Издатель

Alfred A. Knopf

Выпуск

ISBN

978-0-679-72261-8 и 978-84-945403-3-2

Следующая

Проклятие Дейнов

«Крова́вая жа́тва» (англ. Red Harvest, 1929) — детективный роман Дэшила Хэммета.

Сюжет

Действие разворачивается в 1920-х годах в небольшом американском городе Отервилл, который все называют Отравилл. В город приезжает сотрудник детективного агентства «Континенталь», вызванный редактором местной газеты Дональдом Уилсоном. В день приезда Оперативник узнаёт, что Дональд Уилсон убит. Выясняется, что городом и штатом фактически правил бизнесмен Илайхью Уилсон, отец убитого Дональда. Для борьбы с бастующими рабочими бизнесмен нанял гангстеров, которые справились с делом, но вскоре вышли из-под контроля. Город оказался во власти нескольких гангстерских группировок и коррумпированной полиции. После того, как Оперативника дважды чуть не убивают, он объявляет войну преступному миру города.

Вы хотите, чтобы вас оставили в покое. Было время, когда я хотел того же. Если бы моё желание исполнилось, я бы сейчас, возможно, был уже на пути к Сан-Франциско. Но оно не исполнилось. Особенно ему помешал исполниться этот жирный Нунан. За два дня он дважды покушался на мой скальп. Это многовато. Теперь моя очередь его пощипать. Отравилл созрел для жатвы. Эта работа мне по душе, и я ею займусь.

Оперативник стравливает между собой лидеров группировок и шефа полиции и в результате добивается своего. Все главные гангстеры мертвы, а Уилсон под угрозой шантажа соглашается ввести в Отервилл Национальную гвардию для окончательной зачистки города. Оперативник отказывается от должности шефа полиции и уезжает.

История создания и публикации

«Кровавая жатва» была первым романом Хэммета. Сначала это был цикл рассказов, опубликованных в pulp-журнале «Black mask»: «Чистка Отравилла» (ноябрь 1927); «Разыскивается преступление» — «Мужчина или женщина» (декабрь 1927); «Динамит» (январь 1928); «19-е убийство» (февраль 1928). В 1929 году Хэммет переработал рассказы, объединив их в роман.

Прообразом города в романе стал город Бат (штат Монтана) — там происходили забастовки рабочих, для борьбы с которыми было нанято агентство Пинкертона. Название этого города упоминается в первом предложении романа: «Впервые город Отервилл назвали при мне Отравиллом в Бате, в заведении «Большой пароход»».

Основные персонажи

  • Оперативник — неназываемый по имени сотрудник агентства «Континентал».
  • Илайхью Уилсон — бизнесмен, фактический хозяин города
  • Дональд Уилсон — сын Илайхью Уилсона, редактор местной газеты
  • Дина Бранд — женщина неопределённых занятий, любовница Билла Куинта, Дональда Уилсона, Макса Талера
  • Пит Финн — гангстер, бутлегер
  • Лу Ярд — гангстер
  • Макс Талер по прозвищу Шёпот — гангстер, игрок
  • Нунан — шеф полиции
  • Рено Старки — гангстер
  • Билл Куинт — один из лидеров профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира»
  • Роберт Олбури — помощник кассира из Первого Национального банка
  • Дэн Ролф
  • Боб Максуэйн — бывший полицейский
  • Айк Буш — боксёр
  • Мики Лайнен, Дик Фоли — сотрудники агентства «Континентал»

Экранизации

В 1930 году в США была снята неудачная экранизация романа под названием «Roadhouse Nights».

В 1960 году Акира Куросава положил сюжет «Кровавой жатвы» в основу своего фильма «Телохранитель», в котором действие происходило в Японии XIX века, а главным героем был самурай.

В 1964 году Серджио Леоне, основываясь на сюжете «Телохранителя», снял спагетти-вестерн «За пригоршню долларов». Куросава подал иск в суд за нарушение авторских прав и выиграл: он получил пятнадцать процентов прибыли от мирового проката и права на прокат в Японии.

В 1995 году Уолтер Хилл купил права на ремейк «Телохранителя» и снял фильм «Герой-одиночка».

Поклонники творчества Хэмметта братья Коэн взяли название своего первого фильма «Просто кровь» (Blood Simple) из фразы, произносимой оперативником в романе, а их лента «Перекрёсток Миллера» имеет стилистические и сюжетные отсылки к «Кровавой жатве», «Стеклянному ключу» и некоторым рассказам Хэмметта.

См. также

Примечания

  1. Так в переводе М. Сергеевой. В оригинале город называется иначе, и каламбур звучит по-другому: Personville — Poisonville (от poison — яд). А. Ливергант перевел название города и его прозвище соответственно как Берсвилл и Бесвилл.
  2. Библиография Дэшила Хэммета
  3. Patrick J. Lambe, «This town needs an enema»
  4. Roadhouse Nights (англ.) на сайте Internet Movie Database
  5. Korte, Peter. Joel & Ethan Coen. — London : Titan Books, 1999. — P. 96. — ISBN 1-84023-097-5.

Ссылки

  • Роман «Кровавая жатва» в библиотеке «Альдебаран»

Пётр Ильич Чайковский. Времена года
Август — Жатва

Жатва — это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина — важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. «Жатва» — это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности, «Жатва» — это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж…»

Урожай

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!

В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
(А. Кольцов)

Жаркой поре жатвы, уборки полей посвящены многие страницы русской литературы — и прозы, и поэзии. И эпиграфом к пьесе «Август» вместо строк А. Кольцова можно смело поставить стихотворение А. Майкова «Сенокос» (1856):

Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там — сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

В живописи тоже можно встретить картины, отображающие образы и время уборки урожая. И, быть может, самая лучшая из них — «На жатве. Лето» А. Венецианова. В первый момент в картине нас привлекает только фигура крестьянки. Присмотревшись, мы замечаем на дальнем плане других жниц. Как великолепно передана атмосфера жаркого летнего дня! Все как бы растворяется в мареве — неба на картине столько же, сколько и бескрайних полей. Картина пронизана единым ритмом, буквально как музыкальное произведение.

А. Венецианов. На жатве. Лето (cередина 1820-х)
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта тема встречается в музыке не столь часто, как в живописи, но тем не менее в качестве примера можно привести пьесу знаменитого французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы» — первый номер в его Сюите для клавесина № 6, открывающей второй том его клавесинных произведений (издан около 1717 г.). На названии, правда, сходство и заканчивается.

Сравнение двух «Жатв» — Чайковского и Венецианова — кажется очень уместным: на картине изображены труд и отдых, и в пьесе, написанной в трехчастной форме (еще раз повторяем: в трехчастной форме написаны все пьесы этого цикла), крайние части передают настроение радостной работы, а средняя — минуты отдыха. В распределении работы и отдыха в «Жатве» Венецианова и Чайковского есть, однако, различие. На картине общее освещение и тени указывают на время, когда солнце уже далеко на западе и рабочий день подходит к концу — можно предположить, что жница отдыхает после трудового дня. В пьесе Чайковского возвращение (в репризе) всего первоначального — «трудового» — музыкального материала, в свою очередь, указывает на то, что отдых был в середине работы.

Прислушаемся внимательнее к тому, о чем повествует пьеса. Удивительным образом Чайковский, вообще-то далекий от звукоизобразительности, выражающий большей частью в своей музыке не столько зрительный образ, сколько настроение, душевное переживание, в данном случае очень точно передал именно движение, характерное для этого вида работы: мотив начинается со слабой доли, что может ассоциироваться с захватом левой рукой копны колосьев; на сильной доле так и слышится свист острого серпа, срезающего эту копну. Эта ритмическая и мелодическая фигура господствует во всей первой части пьесы. Конечно, если не знать, что пьеса называется «Жатва», то фантазия слушателя может пойти по совершенно иному пути, но, коль скоро именно такое музыкальное выражение композитор придал пьесе с этим названием, мы вправе искать подтверждение этого в самой музыке. Как будто прямо для нашего случая (хотя по совершенно другому поводу — о статье Ф. Листа, который писал о музыке Ф. Мендельсона к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь») А. Серов, замечательный русский композитор и музыкальный критик, высказал такие соображения о содержании и смысле в музыке: «Можно при этом случае заметить кое-что о картинности в музыке. Как бы мастерски ни была передана звуками мысль автора, все-таки по самому свойству музыкального искусства мысль без подмоги «слова» остается не совсем ясною, никак не может сделаться определенною до осязательности. <…> Между тем не будь над этой увертюрой ее заглавия, не сделай Мендельсон подписи под каждою из составных частей этой музыки, которая употреблена им в течение самой драмы в разных ее местах, не будь всего этого, и вряд ли кто из миллионов людей, так часто слушавших эту увертюру, мог бы догадаться, о чем в ней дело идет, что именно хотел в ней выразить автор. Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно» (Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 2А. — М., 1985).

Однако вернемся к «Жатве». Средняя часть пьесы контрастирует с крайними, так сказать, по всем статьям: стремительное движение сменяется спокойным состоянием, фактура разрежена, что видно невооруженным глазом, — на этих страницах попросту гораздо меньше нот, а те, что есть, фиксируют в основном тянущиеся аккорды: мы слышим здесь то самое «марево», которое видим на картине А. Венецианова. Ощущение покоя создается плавным течением мелодии: она движется либо по отрезкам гамм, либо по самым простым интервалам, причем, когда мелодия помещается в верхнем голосе четырехголосного хора, она движется вниз, но когда она поручена — в качестве ответа, — среднему голосу, идет наверх. Получается, как это часто бывает у Чайковского (и встречается в пьесах данного цикла), выразительный диалог мужского и женского персонажей.

Во всей средней части в музыке нет пауз, отсюда ощущение непрерывности, даже некоторой вязкости — тоже сродни томительному летнему зною. Слушательский интерес, однако, ни на секунду не пропадает — его питает непрерывное гармоническое развитие, чудесные светотени модуляционных поворотов. Фактура в средней части напоминает изложение для струнного квартета. Это совершенно согласуется с певучим характером музыки и довольно удобно пианистически. Задача исполнителя — добиться плавности и певучести всех голосов, проникнуться — только тогда это может быть донесено до слушателя — всеми мелодическими поворотами в каждом голосе, оттенить характерным тембром те или иные интонации.

Возвращение первоначального мелодического материала подготавливается повторением — все более и более затухающим — пунктирного элемента в основной мелодии средней части: так Чайковский привлекает внимание к довольно глубоко скрытому, но, безусловно, имеющемуся родству мелодий этих частей. И если темп средней части оказался по ходу исполнения пьесы более сдержанным, чем в первой (это не противоречит образу средней части, хотя не предписано — об этом следует помнить — самим композитором), то здесь, в момент наступления репризы, следует вернуться к первоначальному движению.

Что касается оживленных пьес во «Временах года», и этой пьесы в частности, то они, попадая в руки пианистов-виртуозов, нередко страдают от преувеличенно быстрого движения. «Жатва» порой превращается в токкату. Художественная — исполнительская — ошибка в таких случаях состоит в том, что внимание обращается только на авторскую ремарку — «Allegro vivace», что действительно означает темп, который «быстрее, чем просто allegro», но при этом не замечается, что пьеса записана не самыми быстрыми длительностями, а восьмушками. К тому же при сверхбыстром темпе совершенно теряется характер, соответствующий какой бы то ни было трудовой деятельности. Иными словами, никакой человеческий труд не может производиться в таком темпе.

И еще одно. Весь цикл написан в расчете на музыканта-любителя, так что Чайковский, безусловно, имел в виду возможность исполнения этой пьесы дилетантом и при этом был уверен, что ее содержание может быть вполне передано. В общем, вкус и здравый смысл должны уберечь пианиста-виртуоза от единственного стремления — продемонстрировать только свою технику в этой пьесе.

Александр Майкапар
По материалам журнала «Искусство»

На постере: фрагмент картины Николая Пимоненко «Жатва» (1896)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *