Жена беру развод

Продолжая Нагорную проповедь, Иисус Христос провозгласил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31–32). Чтобы правильно понять слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев существовал обычай, позволяющий им разводиться с их женами. Жене, которая стала противна мужу, муж писал разводное письмо. После этого жена являлась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея.

О разводе в законе Моисея сказано: «Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, – то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена» (Втор.24:1–4).

Как видим, в законе Моисея указывается на обычай, разрешающий мужу отпускать жену с разводным письмом, которая «не найдет благоволения в глазах его», то есть мужа, «потому что он (муж) находит в ней что-нибудь противное». Но, наряду с этим повелением, в законе Моисеевом содержится предписание о том, что муж не должен после развода сочетаться браком со своей бывшей женой.

Слова Иисуса Христа ничем не нарушили закон Моисея, который запрещал разведенной жене вступать в повторный брак со своим прежним мужем. Но слова Спасителя дополнили Ветхозаветный закон следующими предписаниями. Иисус Христос предписывал не разводиться с женой ни по какой иной причине, кроме греха прелюбодеяния, и не жениться на разведенной. То есть Иисус Христос не отменял развода, разрешенного по Закону Моисея, но уточнял условия, при которых этот развод допустим, и указывая для этого одну единственную причину. Такой причиной, оправдывающей развод, является измена супружеской верности, то есть грех прелюбодеяния.

То, что развод, разрешаемый Ветхозаветным законом, Иисус Христос оправдывал только одной единственной причиной – наличием греха прелюбодеяния, и то, что Иисус Христос не допускал развод в других случаях, – все это способствовало укреплению брака и возвращению брака, изуродованного грехом, к его первозданной чистоте. Это также способствовало пресечению разводов по незначительным, пустяковым причинам, что широко применялось у древних евреев.

Непримиримые критики Библии, комментируя это место Евангелия, обычно указывают на якобы имеющееся противоречие между Моисеевым Законом и словами Иисуса Христа о разводе. При этом критики ссылаются на Моисеево пятикнижие, говоря о том, что в законе Моисея развод разрешен по множеству причин, по которым жена «не найдет благоволения в глазах» мужа. Критики утверждают, что по многим причинам муж в жене может найти «что-нибудь противное и напишет ей разводное письмо» (Втор.24:1–4), то есть имеет право по закону Моисея развестись с нею. А вопреки этому утверждению Иисус Христос указывает только одну, единственную причину для развода в виде греха прелюбодеяния. Естественно непримиримые критики Библии как всегда не правы. Противоречий между Моисеевым Законом о разводе и словами Иисуса Христа, указывающего на одну единственную причину допускающую развод, не существует. И вот почему. Иисус Христос – это вочеловечившийся Бог, Который пришел на землю чтобы не нарушить, а исполнить закон. «Не думайте, ято Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). Поэтому именно Иисус Христос, как Бог, имеет неотъемлемое право толковать, пояснять, дополнять и уточнять Закон Божий, причем не нарушая этого Закона.

Наряду с притчами и аллегорической речью, Иисус Христос изъясняется и краткими выводами-формулами, которые можно пояснить и расшифровать с позиций логики, разума и здравого смысла. Так и в данном случае краткое утверждение-вывод о том, что развод разрешается по одной единственной причине, тоже поддается анализу и обоснованию.

Итак закон Моисея разрешает разводиться со своей женой и необходимо уточнить причину, позволяющую развод. Мужчина берет себе в жены конкретную (им избранную) женщину, потому что она ему нравится, является приятной, любимой, соответствует его запросам о красоте и о душевных качествах. Поэтому именно с этой, а не с другой женщиной, этот мужчина решил связать свою жизнь и создать семью. В таком случае единственной причиной, при которой мужчина может отказаться от любимой женщины, когда она не нашла в его глазах благоволения и стала ему противной, и может быть наиболее веская уважительная причина в виде осквернения брачного ложа. Именно об этой причине и говорит Иисус Христос в Нагорной проповеди. Как вочеловечившийся Бог, Который имеет полное право пояснять, уточнять и дополнять Закон Божий, Иисус Христос конкретно указывает на причину развода, разрешенного Законом Моисея. Иисус Христос конкретно поясняет как нужно понимать слова из Закона Моисея о разводе, указав своим изречением на то, что любимая жена может потерять благоволение в глазах мужа и сделаться для него противной, по одной лишь причине, когда она совершит измену и нарушит верность супружескому долгу.

У некоторых людей может возникнуть вопрос о той ситуации, когда муж первоначально любил свою жену, а потом разлюбил её или влюбился в другую женщину. Можно ли в этой ситуации совершать развод? Согласно словам Иисуса Христа, коль факта прелюбодеяния не было, разводиться нельзя. А жениться надо только в том случае, когда любовь к женщине настолько сильна, что заставит оставаться мужчину верным ей всю жизнь.

Поэтому, из слов Иисуса Христа сам собой вытекает логический вывод, что не нужно совершать поспешных браков. А в брак вступать надо только тогда, когда человек хорошо проверит свои чувства, и сумеет сохранить на всю жизнь супружескую верность, чтобы потом не разводиться. И если муж будет сильно любить свою жену, то он и не будет прелюбодействовать с другой женщиной.

Как видим, между разрешением на развод, указанном в Законе Моисея, и словами Иисуса Христа о разводе по причине прелюбодеяния, противоречий нет, потому что Иисус Христос уточнил причину развода, высказанную в Законе Моисея, указав на то, что любимая жена теряет «благоволение в глазах» мужа и что муж «находит в ней (в жене) что-нибудь противное» тогда, когда жена допускает грех прелюбодеяния.

Все остальные виды браков, совершаемые без любви, по расчету, или по иным корыстным мотивам, представляют собой сделку для достижения определенной цели, а не брачный союз. Поэтому брак без любви не является единством душ и сердец двух людей, не может быть крепким, и как мина замедленного действия, приводит к греху.

О причине развода и о браке Иисус Христос говорит не только в Нагорной проповеди, но и в беседе с фарисеями. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3–9). Об этом же говорится и в Евангелии от Марка (Мар.10:2–12).

Чтобы понять слова Иисуса Христа о браке и разводе, нужно уяснить, что представляет собой брак по учению Христову. Когда к Иисусу Христу подошли фарисеи и спросили Его о том «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» (Матф. 19,3), Иисус Христос, перед тем как дать ответ на этот вопрос, говорит о Своем воззрении на брак. Спаситель сказал о браке так: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:4–6).

Для того, чтобы понять слова Иисуса Христа лучше и точнее, возьмем славянский перевод процитированного выше Евангелия от Матфея, в котором в главе 19 в стихе 4-м вместо слова «мужчина» написано «мужской пол». В славянском переводе Евангелия слова Спасителя звучат так: «Сотворенный искони мужеский пол и женский сотворил Я есть и рече… будета оба в плоть едину». Эти слова, более ясно выражающие мысль Иисуса Христа, обозначают следующее. Господь Бог создал мужчину как мужскую часть, то есть половину человечества. Слово пол – обозначает половина. Господь Бог сотворил и другую часть, то есть половину человечества в виде женщины. Затем Господь Бог повелел этим половинам (полам мужескому и женскому) объединиться в одно целое, составить из двух половинок одну плоть, живущую как бы одним существом в своей совместной жизни. «И будут два одною плотью» (Матф.19:5). «Так что они уже не двое, но одна плоть» (Мар.10:8).

Апостол Павел в своем послании к Коринфянам, объясняя учение Христово о браке, писал: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4). Слова о том, что жена и муж не властны над своими телами, нужно понимать в том смысле, что они не владеют своими телами, так как единство плоти мужа и жены в их браке основывается прежде всего на том, что муж предоставляет свое тело в исключительное обладание, владение жене. А жена предоставляет свое тело в такое же безграничное использование и владение своему мужу. При появлении постороннего человека, завладевающего телом одного из супругов, происходит разрыв соединившихся двух плотей в одну, и разрушение брачного союза. Вот почему, придавая браку огромное значение как явлению, установленному Самим Богом, Иисус Христос все же разрешал развод по одной существенной причине – из за прелюбодеяния. Так как при совершении прелюбодеяния одного из супругов, то есть появление третьего лица, происходит разъединение мужской и женской половины, ранее объединенной в одно целое. Возникает раскол брака, состоящего из женской и мужской части на две самостоятельные части, и деление одной плоти на две, что в свою очередь приводит к распаду брачного союза, так как мужчина и женщина в браке уже не представляют собой одно целое.

Из слов Иисуса Христа видно, что Он относится к браку не как к простому сожительству мужчины и женщины, а как к священному союзу, установленному Самим Господом Богом в начале начал. И коль брачный союз освящен Богом, то он должен быть не расторжим. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19,6). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать как указание на то, что брачный союз, представляющий собой священное объединение двух человеческих полов (половинок) в одно целое, не должен расторгаться и разрушаться, за исключением конечно единственного случая, когда брак перестает быть браком, по причине прелюбодеяния при вмешательстве в брак постороннего человека.

Поэтому при совершении брака и нужно осмотрительно и вдумчиво выбирать себе такую супругу (половину), с которой не втягость можно было бы прожить всю жизнь, деля с ней радости и огорчения, и не допуская развода. Ведь Господь Бог создал для мужчины только одну женщину (как для Адама была сотворена одна Ева), с которой он должен прожить всю свою земную жизнь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27).

Однако, противореча Иисусу Христу, фарисеи «сказали, Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться» (Марк. 10,4). Иисус Христос сказал им в ответ: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матф.19:8). Моисей знал жестокие нравы своего народа и понимал, что если он запретит евреям избавляться от нелюбимых жен при помощи развода, то толкнет свой народ в иную крайность, к женоубийству. Поэтому Моисей, не узаконивая развод вообще, ограничился запретом брать мужу отпущенную им жену второй раз в жены, как оскверненную другим мужчиной.

Иисус Христос поясняя, уточняя, дополняя и развивая закон Моисея о браке, призывал людей проявить высшую степень нравственности в брачных отношениях и сделать брак нерасторжимым союзом на всю жизнь. Однако Иисус Христос понимал, что люди, даже те, которые стремятся к нравственной высоте, далеко не совершенны, и поэтому они могут допустить нравственное падение и поддаться греху прелюбодеяния. Поэтому брак, который расторгнут не по причине прелюбодеяния, по учению Христову, считается не расторгнутым а продолжающимся. И супруги, разведенные не по причине прелюбодеяния, и вступившие в новый брак, считаются прелюбодеями, нарушающими единство плоти супругов согласно первого брака.

Также нарушают это единство по плоти согласно первого брака мужчины, которые женятся на разведенных женщинах, развевшихся со своими мужьями не по причине прелюбодеяния. Поэтому Иисус Христос и провозгласил: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:9). «И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Марк 10:12). Таковы строгие предписания Иисуса Христа в отношении развода и брака.

Анализируя взгляды Иисуса Христа о браке и разводе, Л.Н. Толстой ошибочно заявляет о том, что развод в Новом завете вообще категорически запрещен Спасителем.

Однажды к мудрому старцу пришла женщина и сказала:

— Ты два года назад заключил брак между мной и мужем. А сейчас разведи нас. Я не хочу с ним больше жить.
— Какова же причина твоего желания развестись? – поинтересовался мудрец.
Женщина так объяснила:
— У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же супруг постоянно задерживается. Из-за этого дома каждый день скандалы.
Старец, удивившись, спрашивает:
— Причина лишь только в этом?
— Да, я не хочу жить с человеком, обладающим таким недостатком – ответила женщина.
— Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся сейчас домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме! Соль, воду, яйца и муку попроси у соседок. И обязательно объясни им причину своей просьбы, — сказал мудрец.
Женщина отправилась домой и принялась за дело.
Зашла к соседке и сказала:
— Соседушка, одолжи мне стакан воды.
— У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?
— Вода есть, но я пошла к мудрому старцу, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, — объяснила женщина. И как только она закончила, соседка вздохнула: — — Эх, если бы ты знала, какой у меня муж!
И начала жаловаться на своего супруга.
После, женщина отправилась к другой соседке, чтобы попросить соль.
— У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку?
— Соль есть, но я пожаловалась старцу на мужа, попросила развода, – говорит та женщина, и не успела она закончить, как соседка воскликнула:
— Эх, если бы ты знала какой у меня муж! – и начала жаловаться на своего супруга.
Так, к кому эта женщина ни заходила, чтобы попросить продукты, ото всех слышала жалобы на мужей.
Наконец она испекла большой вкусный хлеб, принесла мудрецу и отдала со словами:
— Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай разводить меня с мужем.
— Почему, что случилось, дочка? — спросил мудрец.
— Мой муж, оказывается, лучше всех! – ответила она ему.

– Хазрат, в каких случаях мужчина может развестись с женой? Что может послужить причиной для развода?

– По исламу мужчина может развестись с женой, даже не имея на то причины. Он может просто по настроению принять решение расторгнуть брак. По законам шариата мужчине не нужно искать каких-то серьезных причин для развода. Но развод считается макрух, то есть действием нежелательным. Конечно, это не украшает мужчину, говорит о слабости его веры.

Наш пророк Мухаммад предостерегал от таких вещей. Тех, кто без достаточного на это основания разводится с женами, называют «зәувакъ». Такой человек постоянно разводится и женится, многократно это делает. В свое время таких даже подвергали смертной казни.

Но женщине необходимо всегда помнить, что муж может развестись с ней без причины. Если она будет это знать, чувствовать, то мужчине она не даст никакого повода. Когда муж без причины может заявить о разводе, не нужно ему давать дополнительного повода. Это для женщины воспитательная мера, она будет еще более внимательно относиться к своему поведению и выполнению обязанностей.

– Возможен ли развод по желанию женщины?

– Да. Но в этом случае женщина не может сама без повода развестись и уйти от мужа.

Мужчина может разводиться без причины, и хотя это некрасивое явление, он все же может это делать. А вот женщина без причины не может просто так уйти.

Вообще она не может без разрешения мужа уйти из дома. Например, муж приходит домой, а жены дома нет, ушла к родителям. Так делать не разрешается.

Если женщина хочет развестись, должны быть серьезные причины. Эти причины рассмотрены в шариате. Такими причинами могут быть угроза жизни женщины. Например, муж постоянно избивает жену или он физически нездоров, несостоятелен в сексуальном плане, а жена вынуждена всю жизнь за ним ухаживать. Это может быть основанием для развода. Или мужчина не обеспечивает материально, совсем ничего не приносит домой. В некоторых мазхабах это считается основанием для развода, а в некоторых не считается. Но все же обеспечивать женщину – долг мужчины. При неисполнении этого долга женщина может развестись.

Если женщина хочет уйти от мужа, она ему сама предлагает: разведись со мной. Мужчина может потребовать у женщины вернуть махр (имущество женщины, выплаченное ей мужем при заключении брака. – Ред.). Это делается для того, чтобы мужчина при повторном разводе мог собрать махр заново. А сумма махра может быть очень большой. Если это просто когда-то подаренные платье, или сережки, или кольцо, он может и не просить, потому что стоимость небольшая. Но если это машина, квартира, большая сумма денег, то мужчина может попросить их обратно.

С точки зрения религии, если он оставит махр женщине, это считается более желательным действием. Если женщина действительно хочет уйти, если это вызвано серьезными причинами, если ей невыносимо жить с этим человеком, то мужчина должен проявить великодушие и отказаться от брака с этой женщиной.

– При этом мужчина должен произносить «талак» или просто сказать «развожусь»? Сейчас встречаются случаи развода через СМС. Поясните, пожалуйста.

– Можно развестись конкретно одним словом. Например, «я с тобой развожусь», или «иди, ты свободна», «ты не моя жена», «с этого дня ты для меня харам», «я до тебя не дотронусь». Эти слова ставят женщину в статус разведенной. Можно сказать по-арабски: «талак».

Здесь мужчины должны знать: чтобы считать развод действительным, достаточно один раз произнести «талак». Три раза говорить необязательно. Кто-то ошибочно произносит три раза, и в этом случае ты уже не можешь вернуть жену. Но если ты всего один раз сказал «талак», ты еще можешь через некоторое время вернуть ее. То есть если ты передумал и считаешь, что брак стоило сохранить, ты можешь убедить ее быть вместе, например, в течение трех месяцев. А через три месяца ты можешь вернуть ее, совершив никах. Но не рекомендуется ошибочно произносить «талак» трижды. Это называется «бидгый талак», то есть нерекомендованный, развод не одобренным способом. Поэтому одного раза достаточно, это совет мужчинам.

Иногда мужчина может только намекнуть, что разводится, но это тоже считается разводом. К примеру, он сказал жене «скатертью дорога» или «иди на все четыре стороны». Что он хотел сказать? «Сейчас же уходи» или «можешь уходить». Но если он сказал, намереваясь развестись, то в этом случае Аллах видит, и считается, что он произнес один «талак».

Можно развестись через СМС, через письмо или даже передав это слово через надежного человека. Самое опасное в том, что даже если ты произносишь это слово в шутку, то развод считается действительным, жена уже не твоя. Например, сидит перед тобой жена, у нас в татарском языке есть слово «калак» (ложка). Если ты вместо «калак» говоришь ей «талак», то и в этом случае слово вступает в свою силу.

– Но оно будет произнесено без намерения.

– Для слова «талак», когда используешь конкретно это слово, намерение не нужно. Здесь даже сказанное в шутку слово будет действительно. Например, в комнате сидят три твоих жены, ты смотришь на всех троих и произносишь «талак», и если даже ты имеешь в виду конкретно одну жену, считается, что все трое с тобой развелись. Поэтому это опасное слово вообще надо выкинуть из своего лексикона. Его даже в шутку не надо использовать. А если действительно надо развестись, надо это слово произносить обдуманно. Сейчас мужчины часто играют с этим словом. Потом жалеют. Но уже ничего вернуть нельзя.

– Допустим, человек не знает, что разводиться надо путем произношения определенного слова. И он идет в загс, пишет заявление о разводе. Такой развод считается действительным?

– Если мужчина пишет заявление в загсе, это считается, потому что это значит, что он намерен развестись. Этот его поступок – знак его решения.

Но если женщина пишет заявление и светский суд их разводит, тот тут все равно рекомендуется дополнительно сходить к казыю (шариатский судья. – Ред.). Потому что непонятно, перестал их никах действовать или нет.

Некоторые казыи подтверждают решение суда. Но если в суде мужчина заявил, что тоже не против развода, тогда решение суда тоже считается знаком, подтверждающим действительность расторжения брака.

– Живут ли вместе муж и жена после первого произношения «талак»?

– Их совместное проживание – обязательное условие. Нельзя мужу и жене расходиться сразу после произношения «талак», по шариату это не совсем правильно. Женщина должна жить в доме у мужа три месяца. Это три менструальных цикла женщины. После этого мужчина говорит, что разводится с женой, и просит ее уйти из его дома, если дом принадлежит ему.

Но если дом куплен на общие деньги или дом принадлежит жене, тогда дом подлежит разделению или мужчина сам уходит из дома жены. Но если дом принадлежит мужу, жена уходит жить к родственникам. К родителям, братьям, возможно, старшему сыну.

Эти три месяца даны для обдумывания решения, в это время жена остается на виду у мужа, он может передумать и захотеть вернуть ее. Всевышний всегда нам дает возможность вернуть, он не сторонник развода, он за то, чтобы муж с женой соединялись и были вместе.

В течение этих трех месяцев муж по-прежнему обеспечивает жену. Жена не может выйти замуж за другого, даже искать себе нового мужа. Ни в соцсетях, ни по СМС – никак. Она все еще жена этого мужчины. И самое интересное, что мужчине необязательно говорить словами, что он возвращает жену. Он может обнять ее, поцеловать, и это засчитывается за решение вернуть ее. Если между ними была близость, также считается за желание вернуть отношения. Слова не нужны.

– Кто должен сделать первый шаг?

– Неважно кто. Но возобновление брака зависит от мужа, это его решение. Если жена захочет вернуться, она не может это сделать без решения мужа. Но за эти три месяца жена может подумать о причинах, почему муж решил развестись. Потому что обычно мужчина не разводится без причины. Поэтому жена должна думать, в чем ее вина. Она может подойти и спросить мужа: «Может, мне надо измениться?» Поэтому первый шаг может сделать любой из двоих.

То есть, хоть решение в руках мужчины, подтолкнуть его к этому решению может жена. Она может отказаться от своей гордости и признать вину, прийти к мужу со склоненной головой, тем самым смягчить мужа. Тогда вероятности вернуть брак будет больше.

После второго «талака» супругам надо очень сильно задуматься, потому что это уже серьезный шаг. После третьего талака вернуть жену будет невозможно.

– Если после истечения трех месяцев пара решила возобновить брак, они повторно совершают никах. Есть какие-то особые требования к такому никаху? Должны ли при нем присутствовать свидетели?

– Правила те же, приглашаются свидетели, выплачивается махр. Но этот вопрос оставляется на усмотрение пары.

Женщина тоже имеет свободу выбора. Если она не желает вернуться к мужу, она имеет право выбрать другого мужчину. Она может выйти замуж за первого мужа. Здесь мы на нее смотрим как на свободную, чужую женщину, их прежние отношения аннулируются. И берем ее замуж по всем правилам. Только просить разрешения у родителей жены, видимо, будут чисто символически, так как они уже жили вместе, возможно, у них дети. Родители наверняка будут за сохранение брака.

– Играют ли роль в разводе родители жены? Кому мужчина первому сообщает о желании развестись – жене?

– Развод не возникает на ровном месте. Значит, между ними была проблема. Эту проблему надо решать вместе с родственниками. В Коране сказано: если между мужем и женой возникла проблема, которую они не могут решить самостоятельно, то пусть обратятся к родственникам.

Родители должны сохранять объективность. Он не должны заявлять, что их сын/дочь идеальны, что виновата вторая сторона. По шариату предпочтительнее, чтобы семья не разрушалась. Раньше поддерживалось такое решение, даже в случаях, когда муж или жена были плохие. Потому что после развода эти два человека нуждаются в поддержке.

Они все равно сначала советуются с родителями. Потом стараются решить так, чтобы сохранить брак. Если не получается, разводятся. По шариату советоваться с кем-то не является обязательным условием. Но если они это сделают, то будет правильно. Но мужчине необязательно идти к родителям жены, спрашивать у них – я развожусь с вашей дочерью, что вы на это скажете? Он может пойти к родителям мужа, заявить о проблеме, попросить принять участие в ее решении. Если мужчина стесняется сам, то может попросить родителей или родственника. Совета просить можно, но не о разводе, а о устранении проблемы, которая привела к разводу.

– Как продолжается процедура развода после первого произношения «талак»? Женщина может выйти замуж?

– Конечно, если муж не вернул ее в течение трех месяцев после произнесения этого слова, женщина уходит из дома мужа, она свободна. Родные, близкие знают, что она свободна, они могут искать ей другого мужа или сами женихи сделать предложение. Она свободная женщина. Если она даст согласие выйти замуж, никто ей слова не может сказать. И бывший муж уже не имеет никакого права вмешиваться, запрещать и так далее.

Естественно, в религиозных семьях разведенную женщину через некоторое время стараются выдать замуж, устроить ее жизнь.

– Может ли женщина в течение трех месяцев, отведенных на раздумье, ставить мужу какие-то условия, например сказать: если ты изменишься, то я к тебе вернусь.

– Если женщина сама просит развода, то может ставить такое условие. Но если разводится муж, то с ее стороны ставить условия неуместно. Здесь условия должен ставить муж. Он один раз произносит «талак» и может сказать: «У тебя вот такой недостаток, если исправишься, то я тебя верну». Но если разводится не сама жена, выставление условий получается немного бессмысленным. Но жена тоже может выставить встречное пожелание мужу, и они могут обсудить, как им меняться, чтобы обоим в браке было комфортно. Именно для этого жена и остается на три месяца в доме мужа.

Если прозвучало слово «талак», то это как удар. Пара и раньше могла ругаться, скандалить, предъявлять друг другу претензии, однако это воспринималось, будто так и должно быть. Но после слова «талак» они могут прийти к переговорам. Но если дошло до выставления условий, то желание вернуть уже небольшое. Если мужчина сказал «талак», то он сделал это обдуманно. Это у него копилось годами. Значит, причина не только конкретно в одном, может быть комплекс причин.

Мужчина может остыть к жене. Говорят, если мужчина однажды остыл, его согреть уже нельзя. А женщина непостоянна, она может сегодня сказать, что ненавидит мужа, а завтра хвалить его. Поэтому решение о разводе не может приниматься женщиной. А мужчина обычно идет на развод только по серьезной, веской причине. Поэтому выставление каких-то условий может и не исправить ситуацию.

– Если муж решит развестись, жена может отказаться от развода?

– Здесь желание женщины не учитывается. Если мужчина хочет развестись, он может расторгнуть брак. Обычно мужчина не разводится без причины.

Мужчина относится к этому серьезно, он не кидается такими словами. Он наверняка обдумывал это полгода, год. Поэтому слово должно быть произнесено серьезно. Если случайно, в шутку – нет проблем, он извиняется, и дальше продолжают жить.

– А если мужчина о разводе говорил не как о решении, а с желанием посоветоваться?

– Это не считается разводом. Это просто переговоры. Но обычно так говорят женщины. Мужчина не говорит жене «давай разведемся», он обычно говорит от своего лица: «Я с тобой развожусь». Но женщина сама может вытянуть это слово у мужа. Иногда женщины мне звонят и говорят, что муж с ними развелся. Я говорю – неужели вот так взял и сказал – уходи? Значит, она сама выпросила.

Например, во время ссоры жена говорит: разводись со мной, если не нравится. «Не мучай меня, отпусти, если не хочешь жить». Когда она настаивает на разводе, мужчина не выдерживает, говорит – ну иди тогда. Женщина не должна давать такого повода.

Иногда мужчина не любит жену, живет с ней из жалости. Может быть, он любит другую, но не торопится разводиться с женой, чувствует ответственность. Поэтому даже если решение о разводе принимает только мужчина, сказать это слово его заставляет женщина. Как бы ни было тяжело, пусть женщина не заставляет его говорить этот слово, не просит о разводе. Если она не просит, то мужчина не на стороне развода. Женщина выпрашивает развода, а потом со слезами приходит к казыю: «Муж со мной развелся». Не развелся, ты сама выпросила, с одной стороны. Поэтому это тоже надо учитывать.

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

– Могут. Но будет лучше, если они будут придерживаться шариата. Эти законы надо знать еще до развода, это может повлиять на решение – разводиться или нет. Мужчина будет знать, что при разводе с беременной женой в будущем ему придется взять на себя воспитание этого ребенка. Жена тоже будет думать: если мы разведемся, ребенок останется с отцом, я не смогу видеть его, когда захочу. То есть перед тем, как разорвать отношения, они должны думать, чем это обернется.

Почему ребенок остается с отцом? Из-за расходов на его воспитание, и вторая причина – потому что новый муж женщины никогда не примет чужого ребенка. Когда мужчина говорит «люблю как своего», он говорит неправду. Потому что так не бывает. Мужчина все равно будет знать, что это не его ребенок, Поэтому у нас в религии нет понятия «усыновление», есть только опекунство. Ребенок все равно остается сыном или дочерью своего отца, носит его фамилию, отчество.

Чужой мужчина может обижать ребенка, и доброго, ласкового отношения от отчима он может не получать.

Для матери это тоже стресс, она всегда будет бояться, что отчим будет жесток с ребенком. Пытаясь угодить мужу, она может обижать своего ребенка. В этом случае ребенок будет винить мать в том, что она выбрала «этого мужчину, а не меня». Это все приводит к психологическим проблемам. Поэтому будет лучше, если ребенка вернуть отцу. Отец как мужчина, главный в семье, он сможет защитить своего ребенка от своей новой жены, вплоть до развода с ней за плохое обращение с его ребенком. Ребенок отдается мужу из-за того, что мужчина может защитить интересы ребенка.

– Если новый муж женщины не принимает чужого ребенка, то принимает ли женщина детей своего мужа от другого брака?

– Да, женщине легче. Всевышний создал женщину великодушной. Женщине легче принять другого мужчину, а мужчине принять другую женщину сложнее. Мужчина по своей природе консервативный. А женщина милосердная, ей больше присуще сострадание, прощение. Она и чужого ребенка может принять как своего, вырастить в одинаковой любви со своими детьми.

– Какую сумму мужчина должен выплатить жене при разводе? Как поступают с махром? Как делят общее имущество?

– Если развод происходит по инициативе жены, то мужчина может попросить вернуть выплаченный им махр. Если разводится муж, а махр не выплачен, то он должен его выплатить тут же. Например, муж обещал построить женщине дом, копил деньги весь год, но решил по своей инициативе развестись с женой. Он должен тут же выплатить махр. Он уже не может тянуть дальше.

– А если не может выплатить?

– Если не может, зачем тогда женился? Значит, пусть не разводится. Как это – ты разрываешь отношения с женщиной, практически оставляешь ее без поддержки и махр тоже не выплачиваешь. Конечно, так делать легко. Но так нельзя. Поэтому надо думать перед тем, как что-то сказать. Выплатишь махр – разведешься.

Если мужчина скончался, а махр не был выплачен, махр тут же возвращается женщине. Ее имущество не включается в наследство мужчины, не делится между наследниками, никто не имеет права посягать на махр женщины. Если после выплаты махра у мужчины остается имущество, то оно делится между наследниками. Выплата махра жене – это главное условие.

Общее имущество супругов. Обычно по исламу женщине необязательно работать. Если она не работает, значит, в семье у нее нет имущества. Ее собственностью считаются только подарки, которые дарил ей муж. Все, что есть в доме, если это не было подарком мужа жене, остается после развода мужу. Жена забирает свой махр, подарки, свое наследство. Например, у них есть сын. Он был богат, но умер молодым. Тогда имущество сына делится между родителями. Это считается имуществом жены. То, что досталось ей от отца, других родственников, тоже принадлежит ей.

Когда муж и жена работают. Это уже ситуация, свойственная нашей местности. В этом случае имущество делится по размеру заработка. Если женщина зарабатывала так же, как муж, то и совместно нажитое имущество ни делят поровну.

Но по шариату женщина имеет право не тратить свой заработок на семью, а только на себя или же копить для себя. Даже на ребенка может не тратить, потому что ребенка, семью полностью должен обеспечивать муж. Заработанные женщиной деньги принадлежат только ей. Но у нас обычно супруги тратят деньги вместе. В тяжелой ситуации женщина может дать свои сбережения мужу. Но она не обязана. Мужчина не может требовать у нее отдать эти деньги на общие расходы.

– Известно, что махр выплачивается женщине на случай развода. Конечно, если она просила дом, это очень хорошая поддержка. А если девушка по своей наивности попросила какой-то незначительный подарок? В таком случае должен ли муж как-то помочь ей после развода? Можно ли махр как-то изменить?

– Во-первых, неправильно считать, что махр должен быть такой суммы, чтобы женщине хватило на какое-то время жить после развода.

Женщина может тут же потратить выплаченный ей махр, кому-то подарить. В каких-то сложных обстоятельствах вернуть мужу, чтобы поддержать его. Махр – это символ уважения мужчины к женщине, знак того, что он может вести семью.

Женщина просит маленький махр по своей наивности и мягкости. В мужчине все равно есть прагматизм, он может думать, считать деньги. Он может сказать: «Давай я тебе подарю колечко». Оно может стоить всего 2 – 5 тысяч. Женщина из-за любви к мужу может согласиться. Поэтому при назначении махра большая роль отца невесты.

Будет лучше, если невеста поручит решение вопроса о махре отцу. По нашему ханафитскому мазхабу для никаха согласие отца необязательно. Но обязательно участие отца при назначении махра. Если отец не участвовал, то он потом после никаха может обжаловать у казыя, сказать, что махр назначен маленький, потребовать доплаты или расторжения никаха.

Отец девушки знает материальное положение будущего жениха и его возможности, поэтому он вместо колечка может попросить, например, 100 тысяч долларов. Если отец не хочет вести переговоры или не хватает знаний в этой области, то вопрос должен решать хазрат, так как он на никахе сидит еще и для этого. Хазрат не просто читает никах, он еще и решает вопрос махра, он пришел, чтобы защищать интересы женщины. Если он видит, что жених явно недооценивает невесту, хочет выплатить маленький махр, то хазрат ему напоминает, что так делать нельзя, и добивается увеличения махра.

– Если мужчина трижды сказал «талак», он может после этого вернуть жену? Бывают ли случаи, когда женщина выходит замуж за другого человека, разводится с ним и снова выходит замуж за первого мужа.

– Такие случаи могут быть. Их довольно много. Женщина выходит замуж второй раз, видит, что недостатки, которые были у первого мужа, у второго тоже есть, а может, это и другие недостатки, еще хуже…

Поэтому, после некоторый раздумий, люди могут сойтись снова. Но если три раза произнесено «талак», то женщину просто так не вернуть. Она сначала должна выйти замуж за другого человека. Этот брак не может быть фиктивным – то есть прочитали никах, и тут же мужчина развелся с ней. Нет. Они должны вступить в интимные отношения.

Прошу прощения за такие подробности, но есть определенные правила совершения этого полового акта. Это касается степени проникновения мужчины в женщину. Это должен быть полноценный акт. Даже такие нюансы предусмотрены. После этого, если мужчина соглашается развестись с женой, он дает развод, и жена возвращается к прежнему мужу. Но женщине придется выждать три месяца «гыйдда», как того требуют правила.

– Если женщине приходится побывать замужем за другим мужчиной, то обязан ли муж также повторно жениться?

– Нет, не обязан. Женщине важнее побыть женой другого человека, чтобы она могла сравнить. За три месяца, которые она поживет с новым мужем, она может понять, что уже разлюбила бывшего мужа, новый ей нравится больше.

– Насколько часто встречается такая практика – возобновление брака после повторного замужества жены?

– Бывает. Не много, но довольно часто встречается. Бывает и так, что со вторым мужем живут несколько лет, потом разводятся и воссоединяются с первым мужем. И мужчины возвращались к жене, пожив еще с несколькими женами, они понимали, что первая была лучше. Всевышний знает, что люди могут захотеть вернуться, и дает такую возможность.

Иногда бывает, люди сходятся уже на старости лет. Бывают и разводы. Помню случай, когда развелись 80-летние дедушка и бабушка. Бабушка узнала, что к мужу в свое время приставала другая женщина. И не смогла простить. Они развелись, поделили квартиру, жили и умерли в разных квартирах.

Идеальная пара

– Что вы скажете тем, кто собирается разводиться?

– Однажды мне девушка задала вопрос. Она собиралась замуж, влюблена в своего жениха, пребывала в романтических чувствах. Спрашивает: хазрат, а вы видели идеальные пары? Таких, что полностью понимают друг друга, не ссорятся, все делают вместе. Я говорю – таких пар нет. Люди не могут так жить, это из области фантастики. Какие-то обиды, разногласия все равно бывают.

Идеальная, счастливая пара – это которая не дошла до развода. Пусть дерутся, ругаются, орут, делят имущество, могут говорить друг другу всякое. Но главное, чтобы не дошли до развода, сохранили семью. Это счастливые пары.

По молодости многие не понимают ценности семьи. Семья нужна в старости. Если молодым ты еще можешь жить в любых условиях, хоть на улице спать, старым ты уже не можешь. Нужна семья, поддержка.

Если человек, несмотря на трудности, смог сохранить семью, не развелся, то в мире вечном за это он получит вознаграждение. В нашей религии так: у человека богобоязненного, праведного, ученого за его поведение в семье его степень, почтенность только растут. Если он терпит плохую жену, тем самым его благочестивость увеличивается. Если он не разводится с ней, Аллах прибавляет ему степени. А если не выдержит и разведется, перед Всевышним его степень падает. Поэтому здесь надо думать не только о себе, но и о довольстве Аллаха.

У одного ученого спросили: у тебя жена злословит, болтает что попало, распускает слухи о тебе, с такой женой ведь рекомендуется развестись, почему не разводишься? Он сказал так: я знаю, что она плохая, но если я с ней разведусь, кто-то на ней женится и будет с ней мучиться. Пусть уж лучше я один буду страдать на этом свете. Вот какая жертва ради довольства Аллаха. Семья не распадается, в мире вечном они оба получат за это воздаяние.

Самое интересное, в исламе любовь, романтика не заканчиваются со смертью. В кино говорят «пока смерть не разлучит нас». У нас такого нет, если муж и жена оба попали в рай, они и там будут составлять пару. Их любовь, семейная жизнь – вечные. Кто-то может сказать – придется ли мне терпеть эту жену и на том свете? Но там характер человека меняется. Они там становятся идеальной парой друг для друга.

Хочу напомнить хадис. Мужчину в раю приводят к гурии – красивой девушке. Он в нее влюбляется, хочет остаться с ней. Но ему говорят – ты ведь еще не видел другой комнаты. В следующей комнате он видит девушку еще краше. Снова влюбляется, говорит, что ему никто не нужен, только она. Но его ведут в следующую комнату – и в этой комнате еще одна гурия, еще более красивая. Мужчина снова хочет остаться, но ему говорят – подожди, посмотри еще. И приводят в еще одну комнату. В этой комнате девушка невиданной красоты. Мужчина поражается ее красоте, спрашивает – кто это, ангел, или джинн, или человек, как такая красота возможна? Ему говорят – это твоя жена, с которой ты жил в миру. Мужчина говорит, что останется с ней.

У нас такая цель: жить вместе в миру и также оказаться вместе в раю. Если жизнь в мире вечном, жизнь в раю, жизнь ради довольства Аллаха будут для нас приоритетными, то это будет лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *