Жена фараона читать

Исполинское изваяние с головой человека и телом льва бесстрастно взирает на восток. Монолит, вырубленный из глыбы известняка, 73 метра в длину, 12,5 в ширину и 20 в высоту, потрескавшийся, изуродованный вандалами… Ни один артефакт, дошедший до нас из глубины веков, не может сравниться с ним по мощи и грандиозности, величию и таинственности, скрытому гипнотизму. Это — Великий Сфинкс.

Когда-то люди верили, что он — бог на все времена. Только вот однажды этот бог вдруг погрузился в волшебный сон. Проходили тысячелетия, менялся климат, сменяли друг друга земные цивилизации. Даже положение звезд на небе становилось иным. Но Великий Сфинкс все так же оставался недвижим. Иногда его поглощали пески пустыни, но находились правители, которые приказывали вызволять его из песчаного плена.
Жившие в этом районе арабы дали Сфинксу имя Абуль Холл, или Отец Ужаса. В XIV веке некто Саим-эд-Дар обезобразил Абуль Холла, поскольку ислам запрещает изображать лицо человека. Сразу после этого пески поглотили плодородную землю в Гизе, и люди связали это с оскорблением божества.
Отец Ужаса очень стар. Его бока испещрены следами эрозии, его лапы облицованы обычным кирпичом, шея облеплена неуклюжим цементным воротником. Возлежа в головном уборе египетских фараонов, он терпеливо смотрит на восток, словно ожидая чего-то важного, и взор его нацелен на ту точку горизонта, где во времена равноденствия восходит Солнце. Как долго лежит он так? В чем его таинственное предназначение?

Существует мнение, что лик Великого Сфинкса в Гизе представляет собой лицо четвертого фараона IV династии по имени Хефрен (2520—2494 гг. до н. э.). Но поскольку мумия этого фараона не найдена, сравнивать — похож ли Сфинкс на фараона — можно лишь по случайно сохранившимся статуям последнего.
В 1992 году группа независимых исследователей пошла на необычный шаг: пригласила в Египет опытного судебного эксперта из Нью-Йорка — лейтенанта Фрэнка Доминго. Он должен был определить, похож ли Сфинкс на Хефрена. Через два месяца работы Доминго дал официальное заключение: «Статуи Хефрена и монолит в Гизе имеют разные лица».
В настоящее время нет объективного теста для точной датировки памятников, высеченных из скальной породы. Каменные монументы могут быть датированы с относительной точностью только по текстам, в которых они упоминаются. Однако никаких текстов времен IV династии, в которых говорилось бы о Сфинксе, не найдено. Так что памятник высечен из скалы неизвестно когда, неизвестно кем и неизвестно зачем.

Почему же ученые продолжают связывать Сфинкса с Хефреном? Причина — один слог, высеченный на гранитной стеле, стоящей между передними лапами Сфинкса. Сама стела — не современница Сфинкса. Она посвящена усилиям фараона Тутмоса IV (1401—1391 гг. до н. э.) очистить Сфинкса от песка, надпись на ней говорит о монументе как воплощении магической силы, которая существует в этом месте с самого начала времен. В 13-й строке надпись содержит слог «Хеф», но далее все затерто. Стела была раскопана в 1817 году генуэзским искателем приключений Джанбаттистом Кавильей.
Английский филолог Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, сделал факсимиле надписи. Он не сомневался, что этот слог является первым слогом имени Хефрена, который якобы и воздвиг Отца Ужаса. Однако уже в 1905 году американский египтолог Джеймс Генри Брестед указал, что имена фараонов обычно обводились овальным значком, а здесь нет и следа этого значка. Но даже если буквосочетание «Хеф» и в самом деле относится к имени фараона, разве это означает то, что именно он построил Сфинкса? А что, если Хефрен, как и многие его предшественники, был просто реставратором Сфинкса?

Хефрен
Эта гипотеза подтверждается текстом другой стелы, также найденной в Гизе. Она утверждает, что фараон Хеопс (Хуфу) видел Сфинкса. Поскольку Хеопс, предполагаемый строитель Великой пирамиды, был предшественником своего брата Хефрена ясно, что последний никак не мог построить Сфинкса. Исходя из этого, французский египтолог Гастон Масперо предположил, что Сфинкс мог существовать еще во времена «последователей Гора» — полубожественных созданий, живших до начала династий фараонов, которые, как верили древние египтяне, жили на протяжении тысяч лет.
Французский математик и символист Шваллер де Любич пошел еще дальше. В одной из своих работ «Священная наука» он предположил, что до потопа, который в последний раз обрушился на Египет более 12 тысяч лет назад, там существовала великая цивилизация, которая и воздвигла Сфинкса, поскольку на его теле присутствуют явные следы водной эрозии. Если можно будет доказать, что «шрамы» на теле Отца Ужаса ли оставлены водой, а не ветром и песком, как считают многие, у египтолога возникнет серьезная проблема с устоявшейся хронологией. Возможно, эти следы появились в результате грандиозных разливов Нила. Последний из таких потопов произошел примерно в 10 000 году до н. э. Следовательно, к тому времени Сфинкс уже должен был существовать.
На практике же выяснилось, что потоп не мог быть причиной эрозии. Дело том, что ее следы имеются даже на шее монумента, а это означает, что минимальный уровень воды должен был оставлять 18 метров по всей долине Нила! Невозможно вообразить нечто подобное!
Интересные новости:Интересные факты о семи чудесах света (8 фото)
Известный палеонтолог Роберт Шох 13 Бостонского университета после своего первого визита в Гизу в 1990 году заявил, что шрамы оставлены на теле Сфинкса не водами потопа, а мощными осадками. Во время экспедиции 1998 года американский геофизик доктор Томас Л. Добецки проводил сейсмографические тесты на территории вокруг Сфинкса. Аппаратура показала наличие в коренной породе между лапами Сфинкса и по его бокам большое количество аномалий и полостей. Одну из этих полостей доктор Добецки описал так: «Размером примерно 9 на 12 метров, лежащая на глубине около пяти метров. Ее четкие очертания — прямоугольник — показывают, что она является делом рук человека».
Захоронения Старого Царства, датируемые примерно эпохой Хафра, вырублены из той же породы, что и Сфинкс. Однако они от атмосферных явлений не пострадали. Следовательно, эти сооружения нельзя приписать к одному периоду.
Выводы Шоха о том, что следы на теле Сфинкса являются следами проливных дождей, поддержали другие ученые. Чтобы оставить такие следы на камне, необходимы проливные дожди огромной разрушительной силы, а они прекратились над Египтом примерно за 5000 лет до нашей эры. В те времена долину Нила населяли люди эпохи неолита. Следовательно, Сфинкс и соседние с ним храмы (построенные, кстати, из сотен 200-тонных плит известняка) должны быть работой неизвестной нам цивилизации.
Реакция египтологов была однозначной: люди в этом регионе за тысячи лет до правления Хафра не имели ни технологий, ни инструментов, ни малейшей потребности воздвигать такие сооружения». Другие же специалисты убеждены в том, что Сфинкс был построен до последнего ледникового периода.
На практике это означает — до 15000 лет до н. э. Ученые приводят в качестве доказательства отсутствие свидетельств существования в Египте высокой культуры в 7000–5000 гг. до н. э. Если Сфинкс был построен в 7000–5000 гг. до н. э., то мы имели бы и другие свидетельства о цивилизации, которая его воздвигла. Поскольку таких свидетельств нет, то цивилизация, построившая Сфинкса, должна была исчезнуть задолго до 7000–5000 гг. до н. э.
Ученые не могут указать на точное время создания Сфинкса. По их данным, он мог быть построен в любое время от 15000 до 5000 г. до н. э. Впрочем, существует наука, способная дать более точную датировку древнего монумента — это археоастрономия.
Сейчас существуют компьютерные программы, способные воссоздать вид звездного неба в любой точке земного шара в любой день за последние 30 000 лет. С их помощью можно отправиться в потрясающее, почти мистическое путешествие в прошлое.

Традиционные праздники и гарем фараонов

В древности у людей тоже были праздники, а не только серые будни, хотя их праздники с современной точки зрения кажутся, по меньшей мере, странными. Рождение ребенка, к примеру, вовсе не считалось основанием для радости, и дни рождения никак не отмечали и не праздновали. Но свадебные торжества у египтян были. В зависимости от имущественного и общественного положения молодых супругов в честь бракосочетания устраивали скромный праздник с небольшим числом приглашенных или изобильный веселый «пир на весь мир». Определенной церемонии, обязательной регистрации брака, записи у какого-нибудь писца, очевидно, не существовало.

Фараон был сыном бога Ра, но и человеком своего времени, поэтому не все в его жизни отличалось от жизни современников. У фараонов, по-видимому, тоже не было дней рождения, хотя по случаю появления на свет наследника престола, вероятно, все же устраивали внутри дворца небольшое торжество. Зато траур по усопшему фараону охватывал всю страну и продолжался 90 дней. Велика ли была скорбь по ушедшему фараону в дальних уголках страны, где его никогда не видели, неизвестно, но уныние и страх перед неизвестностью наверняка были сильны.

Одним из самых великих и радостных праздников фараона был праздник Хебсед, чаще называемый просто Сед. Праздником Сед торжественно отмечали важную дату – 30 лет со дня вступления фараона на престол. После первого праздника Сед его повторяли через каждые три года. Разумеется, не каждому фараону удавалось дожить до этого «юбилея». Если фараон предчувствовал, что его дни сочтены и он может не дожить до праздника Сед, он переносил его празднование на более ранний срок.

На празднике Сед фараон непременно должен был показать, что он еще силен и способен управлять страной. Иногда силы правителя поддерживали с помощью «омолаживающих» ритуалов.

Особыми торжествами отмечали награждение фараоном кого-нибудь из приближенных «почетным золотом» за выдающиеся заслуги. Сначала золотом награждали полководцев за успешные военные походы, а потом это вошло в обычай, и фараон стал лично одаривать золотом и драгоценностями своих сановников.

Самым любимым в народе был праздник начала года. Его отмечали в разгар лета, когда начиналось половодье. Вода в Ниле поднималась и заливала поля, земледельцы и весь народ радовались надеждам на хороший урожай. В это время на небе всходила звезда Сириус. Она считалась воплощением богини Сопдет – богини нового года, наводнений и чистой воды, покровительницы умерших, которую египтяне представляли в виде женщины с коровьими рогами.

Как и у других земледельческих народов, у египтян было также множество праздников урожая, которые отмечали в каждой местности в разные дни. Во время этих празднеств устраивали ритуальное чествование богов плодородия, благодарили богов за помощь и просили не оставить их в дальнейшем своим божественным покровительством.

Высшее общество Древнего Египта праздновало все установленные праздники, но и в другие дни не сторонилось веселья – устраивали пиры, приглашали гостей. Пирующих развлекали танцовщицы, акробаты и музыканты. По нарядно убранным покоям сновали сотни слуги и служанок, выполнявших любую прихоть гостей. На красивых блюдах подавали различные сорта мяса и дичи, хлеб, фрукты. Обильную еду запивали пивом и вином. Египтяне очень любили выпить, они даже праздники называли попросту «пьянство» или «опьянение».

Одним из важнейших праздников Древнего Египта был, несомненно, любимый народом и очень красивый и веселый праздник бога Амона – Опет. Продолжался он долго, примерно 27 дней во время разлива Нила. Амон, бог солнца, воздуха и урожая, творец всего сущего, был божественным покровителем Фив. Его изображали в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром анх в руке, символом вечной жизни, и в высокой короне шути, с двумя длинными соколиными перьями и солнечным диском между ними. Первоначально Амон был местным, фиванским божеством, но по мере усиления единства Древнего Египта, когда Фивы в эпоху Среднего царства стали столицей государства, Амон был провозглашен величайшим богом-покровителем всей страны. Его возвеличивали пышными определениями «мудрый, всеведущий бог», «владыка всех богов», «царь всех богов», «могущественный среди богов», «небесный заступник, защитник угнетенных». Праздник Опет начинался с того, что из Карнака, храма бога Амона в Фивах, выходила многолюдная торжественная процессия. В пышно разукрашенных носилках в форме ладьи жрецы несли статую бога Амона, в двух других ладьях «плыли» по воздуху поддерживаемые сильными руками ладьи со статуями супруги бога Амона богини неба Мут и ее сына Хонсу.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» – выражение божественной вечности. Мут носила имена «владычицы неба», «царицы всех богов». Богиню представляли в виде статной женщины, голову которой венчали короны и гриф – обозначающий Мут иероглиф.

Хонсу почитали в Фивах как бога Луны. Во время Среднего царства его стали именовать «писцом правды», иногда отождествляя с богом Тотом. Хонсу проявлялся в двух формах – Милосердного и Управителя. Его считали также богом-целителем. Хонсу изображали в виде человека с серпом месяца и диском луны на голове, иногда с головой сокола-кобчика.

Вода во время разлива Нила стояла высоко, заливала поля и подмывала плотины и дороги, но зато на лодках можно было плавать почти по всей долине. На праздник сходилось и съезжалось из дальних мест множество народу. Отовсюду слышались звуки музыки, веселые голоса, разносились вкусные запахи принесенной снеди. Торговцы предлагали фрукты, мясо, хлеб, разнообразные лакомства и кувшины с напитками. При большом стечении народа на воду спускали тяжелые, богато убранные храмовые ладьи Амона, Мут и Хонсу, на которые помещали носилки со статуями, и с помощью других судов, шестов и весел выводили неповоротливые ладьи на открытую воду. Статуи торжественно перевозили в Луксор, а под конец праздника Опет их возвращали обратно по аллее сфинксов в храм Карнак, где они хранились весь год до следующего шествия. Египтяне веселились, объедались и упивались в течение двух, трех или четырех недель, что зависело от продолжительности подъема воды в Ниле.

Другое религиозное торжество, которое тоже было очень важным для египетских фараонов, это праздник Мин – очень древний ритуал, хорошо документированный в археологических памятниках. Его значение, вероятно, изменялось в ходе столетий. Праздник Мина иначе называли Праздник ступеней, потому что считалось, что Мин сидел на своей ступени и принимал приношение – первый сноп нового урожая.

Мин – это древний бог плодородия, урожая, скотоводства, дарующий дождь и богатый урожай. Под его покровительством находились странники в пустыне, торговые караваны, считалось, что он помогал рождению людей и разведению скота. Первоначально в эпоху ранних династий, Мин, предположительно, был также богом неба, творцом. Мина изображали в виде белого быка или человека в короне с двумя перьями и с эрегированным фаллосом. Одна рука Мина была поднята выше головы, а в другой он держал плеть или молнию.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка, символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников знати. На некоторых рельефах (например, в Мединет-Хабу, поминальном храме Рамзеса III в Луксоре) участники ритуальной процессии носят на головах венцы из перьев. В честь бога Мина воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. Праздник, по-видимому, был не таким всенародным, шумным и веселым, как праздник Опет, но от этого не менее радостным. Земледельцы приступали к уборке урожая и не могли себе позволить предаваться продолжительному обжорству и пьянству. Даже если урожай предполагался богатый, его еще нужно было убрать. А для фараона праздничные ритуалы составляли существенную часть обязанностей, лежавших на нем как на правителе страны и главном оплоте египетского общества.

На протяжении тысячелетий в Древнем Египте изменялось многое. Нравы и обычаи, видимо, тоже не оставались неизменными, но традиции были очень сильны. Так, например, великим правителям Верхнего и Нижнего Египта полагалось иметь гарем, причем весьма многочисленный. У фараона был даже не один гарем, а несколько, равномерно распределенных по всей длине Нила. Фараону не приходилось возить женщин с собой, но в каждом дворце, где он останавливался во время путешествия по своей державе, его ожидал богатый выбор холеных красавиц. В некоторых отдаленных гаремах жили женщины, которые уже состарились или перестали нравиться фараону. В гаремах жили не только наложницы фараона, но и их дети, а также близкие и дальние родственницы правителя. Например, в гареме фараона Аменофиса III находилось около тысячи женщин, а управлял гаремом специально назначенный чиновник.

Для египтянки попасть в гарем фараона было большой удачей и высокой честью. В отличие от наложниц правителей многих других стран, в Древнем Египте обитательницы гарема фараона обладали определенными правами и обязанностями. Женщины из гарема фараона имели свои собственные поместья, получали с них доходы, могли быть хозяйками ткацких мастерских, руководить производством.

Дети наложниц не имели никаких титулов, и их имена не сохранились в веках. Только в тех случаях, когда после смерти фараона не оставалось законного наследника, рожденного главной супругой фараона, на престол мог претендовать сын одной из второстепенных жен и наложниц, которая получала титул матери фараона. Но это случалось крайне редко, и был ли счастливчиком тот, кому неожиданно выпадала исключительная судьба божественного правителя Египта? Большой вопрос.

В гареме жили не только египетские женщины, но и иностранки, привезенные в Египет в числе военной добычи. Иногда в гареме коротали свои дни царские дочери из соседних государств, которых не по собственной доброй воле присылали фараону в подарок.

Иноземные принцессы были своего рода заложницами, чтобы коварные или воинственные соседи не совершали необдуманных действий против Египта. Некоторые принцессы, дочери и сестры правителей сильных и богатых государств называли фараона «братом» и считали себя почти равными ему. Принцессы прибывали ко двору фараона не в одной рубашке и не с пустыми руками, а с обязательным богатым приданым. В частности, принцесса Гилухепа из страны Миттани привезла с собой огромную свиту из 317 женщин. Другая миттанская принцесса по имени Тадучепа приехала в повозке, запряженной четверкой отличных лошадей. Это было ее приданое, которое включало еще целую массу предметов домашней утвари, ворох платьев, драгоценные украшения, золотая пекарская лопатка для хлеба и инкрустированный лазуритом веер от мух.

Несмотря на богатое приданое иностранные принцессы не играли в гареме фараона более значительную роль, чем другие наложницы. При египетском дворе царили неуклонно соблюдавшиеся законы и традиции, согласно которым фаворитки из гарема не имели влияния на политику и государственные дела, и вообще плотские утехи фараона – это была совершенно другая сторона жизни, хотя тоже строго регламентированная.

При всей своей огромной власти фараон был ограничен жестко установленными рамками и был, вероятно, не более свободен в своих поступках, чем любой из его подданных. Фараон, наверняка, ежеминутно помнил о присутствии управляющих миром могущественных богов, грозных и милосердных. Он ощущал свое родство с богами, причастность к великим делам, свою ответственность за благополучие Египта. Он верил в загробное царство и практически всю жизнь готовился к предстоящему пути на тот свет, к загробной жизни. Вера в загробную жизнь – одно из важнейших положений древнеегипетского миропонимания. И грандиозные пирамиды, и величественные гробницы с громадными поминальными храмами, и тщательно сохраненные мумифицированные тела доказывают первоочередную важность приготовлений египетских правителей к переходу в иной мир.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

III. ГАРЕМ

III. ГАРЕМ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Я не сожалел о том, что на некоторое время задержался в Каире и во всех отношениях стал гражданином этого города, поскольку это, бесспорно, единственный способ понять и полюбить его, ведь у путешественников, как правило, недостает времени

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ

ГАРЕМ ВИЦЕ-КОРОЛЯ Мы продолжали свою прогулку и отправились осмотреть прелестный, украшенный ракушками и камнями дворец, куда изредка приезжают на лето жены вице-короля. Вокруг этой резиденции разбиты цветники в турецком стиле, похожие на узорчатые ковры. Нас

Китайские национальные традиционные праздники

Китайские национальные традиционные праздники Китай — крупнейшее государство по своему населению, составляющему на конец XX в. 1,2 млрд человек. Кроме того, вне Китая, в странах Юго-Восточной Азии и в Южной Африке, проживает огромная китайская диаспора, почти 100 млн человек.

33. Гарем-терем

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем — это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

33. Гарем-терем В , в разделе «Русский терем и восточный гарем – это одно и то же», мы показали, что в Руси-Орде XIV–XVI веков среди зажиточной части ордынцев был распространен обычай содержать гаремы. В этом видна прежняя общность обычаев Руси и Османии. Почему возникли

Гарем

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Города и городские жители Традиционные праздники

Города и городские жители Традиционные праздники Япония — страна с богатой историей и культурой. Многие из важнейших исторических событий оставили след в японском календаре и отмечаются как праздники. Кроме государственных праздников, большую популярность имеют и

Гарем – место запретное…

Гарем – место запретное… Гарем придумали не Османы, они существовали и в Китае, и в Индии, и в Византийской империи, и на Руси (князь Владимир Святой до того, как стать настоящим христианином, имел целых три гарема общим числом в восемьсот красавиц), просто назывались

Гарем К западу от сокровищницы расположено обширное сооружение, которое Э. Херцфельд, первым производивший здесь раскопки, назвал гаремом, или помещением для женщин. Считалось, что в этом здании проживали многочисленные жены и наложницы царя.В то время как греческие

Гарем Слово «гарем» имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в X в. они переняли от арабов эту традицию.До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не

Каким был гарем в XVII–XIX вв.

Каким был гарем в XVII–XIX вв. Расположение помещений в гаремеВ XVII в. окончательно сформировалась структура султанского гарема, которая с незначительными изменениями просуществовала вплоть до его ликвидации в 1909 г. Нынешнее расположение комнат и апартаментов в гареме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *