Смотрите также: Список женщин в Библии Эва от Лукас Кранах Старший (+1528)
Часть серии о
Обзор тем, связанных с Библией Библейский портал · Книга Библии
Часть серии по
Основные позиции
Прочие должности
Деноминационное обучение
Церковь и общество
В женщине в Библии редко упоминается по имени. Именованные женщины составляют от 5,5 до 8 процентов всех именованных персонажей. Это говорит о том, что женщины обычно не были в авангарде общественной жизни. Те женщины, которых назвали, известны по причинам, выходящим за рамки обычных. Они часто участвуют в опрокидывании структур власти человека в рамках распространенного библейского литературного приема, называемого «обращением». Эбигейл и Эстер , и Jael , который вел шатер в храм командира вражеского, пока он спал, несколько примеров женщин , которые превратили таблицы на людях с властью. В учредительных матриархах упоминаются по имени, как и некоторые пророчицы, судьи, героини, и королев, в то время как общая женщина в значительной степени, хотя и не полностью, невидимый. Рассказывается история рабыни Агари, рассказывается история проститутки Раав , среди некоторых других.
Все древние общества Ближнего Востока были патриархальными , а Библия — патриархальный документ, написанный людьми патриархального возраста. Многие ученые считают, что в Библии делается упор на усиление подчиненного положения женщин. Однако есть также ученые, которые утверждают, что в Библии есть своего рода гендерная слепота, а также патриархат. Брачные законы в Библии благоприятствовали мужчинам, как и законы о наследовании. Существовали строгие законы сексуального поведения, и супружеская измена считалась преступлением, наказуемым побиванием камнями . Женщина в древние библейские времена всегда находилась под властью мужчины и подчинялась строгим законам чистоты, как ритуальным, так и моральным. Однако такие женщины, как Дебора , шуннемитская женщина и пророчица Олда , в своих рассказах поднимаются над общественными ограничениями. Библия содержит множество известных повествований о женщинах как победительницах, так и жертвах, женщинах, которые меняют ход событий, и женщинах, которые бессильны и не могут повлиять на свою судьбу.
В Новом Завете упоминается ряд женщин из ближайшего окружения Иисуса , и, как правило, ученые считают, что он уважительно относится к женщинам. В Новом Завете женщины также занимают руководящие должности в ранней церкви. В современной христианской церкви существуют разногласия по поводу женщин. Например, апостол Павел называет Юнию «выдающимся среди апостолов», и существуют разногласия по поводу того, была ли Юния женщиной и апостолом, и роль Марии Магдалины как лидера также оспаривается. Сексуальность сыграла важную роль в этих вопросах, которые повлияли и продолжают влиять на то, как современная христианская церковь видит роль женщин. Эти меняющиеся взгляды на женщин в Библии отражаются в искусстве и культуре.
(Выступление на конференции сестер, Брянск 25-28 июля 2006 года)
Основная фундаментальная истина Библии заключается в сотворении женщины Богом как помощницы. Бог сотворил мужчину и сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим помощника, соответственного ему» – Бытие 2,18. Это призвание, задуманное для нас Богом, ни коем образом не унижает нас, Его дочерей. Библейское призвание женщины быть помощницей придает нам уверенность и значимость.
Печально то, что многие женщины-христианки мечутся, не понимая того, кто они во Христе, и как применить свою веру в жизни. Молодая девушка спрашивает: «Какой путь я должна избрать в жизни? Разве плохо, если я получу образование и преуспею в карьере?» Незамужняя женщина спрашивает: «Мне что, нужно выйти замуж для того, чтобы стать полноценной личностью?»
Замужняя женщина спрашивает: «Что означает Библейская покорность и послушание мужу сегодня? Должна ли я подчиняться неверующему мужу, чтобы быть послушной Богу?» Матери спрашивают: «Что в этом плохого, если я работаю?» Вдовы спрашивают: «В чем мне теперь найти себя?»
Всех женщин интересует вопрос: «Какова моя роль в Церкви? Как я могу найти здесь место для себя?»
Наша задача помочь женщинам понять свое призвание на основании Божьего замысла о ней и найти свое место в Церкви.
Понятие помощник очень многогранно. Женщины проявляют различные стороны этого замысла разными путями и по-разному в каждый период своей жизни. В общем, помощник – это тот, кто поддерживает, защищает, подкрепляет, восполняет силы, заботится, охраняет, утешает.
Рассмотрим несколько аспектов замысла помощника.
Помощник – заступник
В Новом Завете описано событие, когда царь Ирод поднял руку на церковь и на ее служителей — Деян. 12,15. Сказано, что Церковь молилась о Петре, которого Ирод собирался поставить перед судом. Верующие собирались во многих домах по всему городу. Апостол Петр был освобожден из темницы посреди ночи. Почему он пошел в дом Марии? Петру не нужно было долго раздумывать, куда идти. Он знал, что Мария – воин заступнической молитвы.
У него была уверенность в том, что Мария понимает, в какую духовную битву они вступили. Мария соберет верующих, и они будут отстаивать его в молитве, пока сражение не закончится.
Заступничество в духовной борьбе
- Заступничество в духовной борьбе за неверующего мужа. Неверие требует ходатайственной молитвы. Многие женщины, живущие с неверующими мужьями, используют свое время и силы на молитвы, чтобы Бог простер Свою руку и привел их мужей к Себе.
- Заступничество за мужа, попавшего в тюрьму.
- За мать или сестру, чье тело поражено раком
- Заступничество за студентку, которая боится, что не сдаст экзамен
- Заступничество за церковь, переживающую проблемы и трудности со всех сторон.
Какой бы ни была жизненная ситуация, нашей надеждой является сила благодати Божией, и постоянная заступническая молитва дает нам доступ к этой силе.
Помощник-поддержка
«Да пошлет тебе помощь из Святилища, и с Сиона да подкрепит тебя» – Пс.19,3. Эта мольба о поддержке из Святилища свидетельствует о том, что нужда Давида была нуждой духовной.
Нам нужна ограда от лукавого, не упускающего случая воспользоваться нашими слабостями. Помощь, чтобы восстановить внутреннюю радость и близость с Господом. Поддержка от Духа Святого, чтобы нам поступать правильно.
Еврейское слово «подкреплять» означает «подпирать», «восстанавливать», «придавать стабильность». В Псалме 143м есть такой стих: «Да будут …дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах» – стих 12. Столпы – это опора, та конструкция, которая занимает центральное положение.
Через эти образы идея поддержки и охраны становится ясной. Особенно сильно замысел Божий как помощника женщина проявляет в качестве жены, то есть в браке.
Брачные отношения являются первейшими для большинства женщин. Сегодня, когда браки разрушаются массово, христианские женщины должны стремиться показывать образец жены. Цельной женщины, способной подняться над личными интересам и поддерживать и ограждать своего мужа. Отважной женщины, которая осмелились поступать по Слову Божию и повиноваться своему мужу.
Мы согласны с утверждением Библии, что муж должен быть духовным руководители в семье. Но, если вы не разбудите мужа в воскресенье и не проследите, чтобы он собрались, то он может не попасть во время в церковь.
Вы будете иметь семейное время, посвященное Богу, благодаря тому, что настаиваете на этом и проявляете постоянство в молитве с детьми перед сном.
Вдовы могут оглянуться назад и увидеть замысел Божий в ретроспективе. Это позволяет им учить молодых «любить мужей» – Тит.2,4.
Не каждая женщина призывается к браку. Но это не препятствует ей реализовать возможность Божьего замысла быть помощницей.
Помощник-защитник
Щит является частью защитного снаряжения воина, средством обороны. Прикрывающий другого действует как защитник. Бог является защитником Своего народа. Божия справедливость, доброта, истина, любовь и сила видимы в творении. Господу известно, насколько уязвимы Его дети, и Он защищает их. Причем, когда Бог говорит о защите Своих детей, Он использует образ матери:
«Как птица собирает птенцов своих под крылья свои» — Мф.23,37
«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» – Ис.88,13.
Материнское сердце женщины заставляет ее защищать своих детей.
«Рука, качающая колыбель, правит миром». Эти слова говорят о влиянии женщин. Женщины могли бы завоевать мир для Христа в следующем поколении, если бы христианки были матерями в своей стране, в своем доме, в церкви; учили детей, как жить по заповедям Божиим.
Не все женщины способны быть матерями. Но все призваны и могут участвовать в духовной битве за сердца детей. Женщина занимает ключевое место в этой борьбе. Мы должны иметь чувство общности с детьми и принадлежности детям в наших домах, церквах, городах. Наши дети – это дети Царства Божия.
Приведем примеры простых действий, проявления материнской заботы, которые могут принести значительные результаты.
- Вдова приглашает к себе на чай девочек-подростков, знакомится с их жизнью и говорит о том, насколько они важны в Божьей семье.
- Каждая женщина из группы изучения Библии берет имя одного ребенка или подростка и посвящает себя ежедневной молитве о нем.
- Учительница христианка в школе каждый день молится за свой класс и являет детям живым примером любви и справедливости.
- Одинокая женщина проводит время с девочками-подростками, молиться о них, рассказывает им о чистоте добрачных отношений. Просит звонить ей, когда девочки сталкиваются с искушениями нарушить христианские нормы.
- Бездетная женщина предлагает свою помощь матери, воспитывающей пятерых детей.
- Женщина приглашает молодую вдову или разведенную женщину с детьми на праздник в свою семью.
- Женщина приглашает нескольких детей к себе домой один раз в неделю и читает им Библейские истории.
Подобные простые проявления материнской заботы раскачивают этот мир руками любви и заставляют его вспоминать о Боге.
Помощник — в слове и деле
Наше служение включает в себя наши слова и дела любви. Молитва апостола Павла: «Да утешит ваши сердца Господь и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» – 2 Фес.2,17.
Благочестивая женщина из 31-й главы книги Притч сочетает слово и дело: «Длань свою она открывает бедному. И руку свою подает нуждающемуся. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» – Пр.31:20,26.
Когда мужчины и женщины объединяют усилия, тогда достигается гармония в жизни поместной церкви. Мы – «сосуды Его милосердия» – Рим.9,23. Невероятно, что Бог поместил Свое милосердие в такое недостойное место –2 Кор.4,7-9.
Какая радость сознавать, что это сокровище обитает в нас, недостойных его. Чем больше милосердия мы изливаем на других, тем больше мы получаем его взамен. Мир вокруг нас нуждается в нас. Не будем лишать ту часть мира, где Бог поселил нас, сокровища, которое мы носим в нашем глиняном сосуде. Несите Божие милосердие!
Помощник – в надежде
Мы живем в мире, который лишен надежды. Божий замысел о женщине как помощнике, чтобы она вошла в этот вакуум и провозгласила: «Есть будущность, и Надежда твоя не потеряна». В Пс.145. Слова помощник и надежда связаны между собой в тексте Писания: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» – стих 5.
Помощь без надежды поверхностна и несет лишь временное облегчение. Объектом надежды является всемогущий Бог. Источником надежды является Слово Бога. Эта надежда превращается в жизнь, в которой уверенность и счастья зависят не от обстоятельств, а от верности Богу.
Верующая женщина способна оказать настоящую помощь, если она дошла до той стадии духовной зрелости, где уже не остается никакой надежды на свои силы. И это обращает ее к Слову Божию, в котором она находит, что ее помощь – Господь и ее надежда – Господь.
Такая женщина подготовлена, чтобы помогать другим. У нее есть личная связь с Богом, и она питается Его Словом. Такая женщина указывает другим на единственный объект Надежды, направляет к единственному источнику Надежды – Иисусу Христу.
В этом заключается подлинная помощь и подлинное женское служение!
Вера И. Изотова
Вопрос: Что говорит Библия о женщинах, работающих вне дома?
Ответ: Вопрос, должна ли женщина работать вне дома или нет, является сложным для многих пар и семей. В Библии нет указаний относительно роли женщины. В Послании Титу 2:3–4 Павел дает указания, что старшие женщины должны учить молодых замужних женщин: «Пусть учат молодых добру, пусть внушают им любить мужей, любить детей». В этом тексте Библия четко выражает позицию – когда в семье есть дети, то именно в этом заключается ответственность молодой женщины. Старшие женщины должны учить младших женщин и вести жизнь, которая прославляет Бога. Учитывая эти обязанности, время старшей женщины может быть использовано на служение Господу и по ее собственному усмотрению.
Притчи 31 говорят о «хорошей жене». Начиная со стиха 11, автор хвалит эту женщину за то, что она делает все возможное, чтобы заботиться о своей семье. Она тяжело работает, чтобы поддерживать свой дом и свою семью в порядке. Стихи 16, 18, 24 и 25 показывают, что она столь усердна, что работает по ночам в домашнем производстве, которое приносит дополнительный доход ее семье. Мотивация этой женщины важна, так как ее деятельность является лишь средством, а не целью. Она обеспечивала свою семью, а не развивала карьеру и не устраивала соревнование с соседями. Ее работа была второстепенной по отношению к ее истинному призванию – заботе о своем муже, детях и доме.
Библия нигде не запрещает женщине работать вне дома. Тем не менее, Библия сообщает нам, какими должны быть приоритеты женщины. Если работа вне дома приводит к тому, что женщина пренебрегает своими детьми и мужем, – тогда это неправильно. Если христианка может работать вне дома и продолжать поддерживать любящую, заботливую атмосферу для своих детей и мужа, тогда это полностью приемлемо. Учитывая эти принципы, мы имеем свободу во Христе. Не следует порицать женщин, которые работают вне дома, как и не следует относиться со снисхождением к тем женщинам, которые сосредотачиваются на управлении домом.