Жертва Иисуса

Религиозное понятие «жертва» имеет два различных смысла. Один из них присущ юридическому, иудео-языческому сознанию, где жертва является зна́ком умилостивления Бога (богов) за грехи или средством благодарения Его и просьбы о помощи. Это понимание жертвы исходит из элементарного антропоморфического представления о Боге, Которого, как земного царя, можно и раздражить, и умилостивить, и Который поэтому требует Себе жертв от человека. Второе значение жертвы открывается в святоотеческом понимании Жертвы Христовой, как акта бесконечной любви Самого Бога к человеку.

Этот второй смысл Жертвы становится особенно очевидным при сопоставлении двух основных точек зрения на последствия грехопадения первых людей: католической и православной. Первая следует из иудео-языческого понимания греха и гласит, что грехом прародители нанесли «оскорбление Богу и Его Промыслу» и поэтому «все люди – соучастники греха, совершённого Адамом». Эта их виновность столь велика, что для восстановления справедливости потребовалась Жертва Сына Божия. В Католическом Катехизисе читаем: «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи». «Своими святыми Страстями на древе крестном Он заслужил нам оправдание».

Таким образом, в католицизме и протестантизме подвиг Спасителя оценивается как юридический акт выкупа, оправдания, сущность которого заключается в снятии вины с рода человеческого и избавление его от наказания за преступление (грех) первых людей.

О таком глубоко искажающем отношение Бога к человеку понимании В. Н. Лосский писал: «Само понятие искупления носит чисто юридический характер: это выкуп раба… это значило бы создавать между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения». Патриарх Сергий (Страгородский) в своей замечательной работе «Православное учение о спасении» (о которой Валаамский старец Иоанн (Алексеев) писал: «высокая книга — светоч науки духовной»), указывает на корень западного заблуждения: «Оправдание, таким образом, акт совершенно внешний, таковой акт, который действует не в человеке, а вне и около человека. Поэтому и следствием этого акта может быть перемена только отношений между Богом и человеком, сам же человек не изменяется» (выделено — А.О.).

Но это учение о виновности всех людей перед Богом и необходимости удовлетворения правосудию Божьему отвергается и Евангелием, и всем Священным Преданием Церкви, которые прямо говорят о том, что Бог есть любовь, а не правосудие.

Господь открывает: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3: 16-17); Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45).

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Он утверждал: «Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало бы ещё в начале тотчас же погибнуть”.

Св. Исаак Сирин писал: «Милосердие и правосудие в одной душе – то же, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому даёт, чего он достоин.…А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздаёт (злом), и, кто достоин добра, того преисполняет (с избытком)…Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие – в одной душе”. В другом Слове Исаак Сирин даже так говорит: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах…Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен».

Поэтому святитель Кирилл Александрийский писал: «Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама – их ведь тогда еще не было – а потому, что они были причастны к его природе».

Если же следовать логике католического учения о необходимости удовлетворения правосудию Божию за грех Адама, то виновником в нарушении человеком т. н. Божественной правды является Сам Бог, Который до творения человека, зная, что он согрешит, насадил древо познания добра и зла, позволил змию-искусителю оказаться в раю и соблазнить Еву. Но в таком случае для оправдания кого же потребовалась Жертва Христа?!

Православие видит ее причину не в виновности всех людей и не в необходимости удовлетворения правосудию Отца-Обвинителя, а, с одной стороны, в глубоком повреждении природы согрешившего человека, ставшей, как пишет прп. Максим Исповедник, «страстной, тленной и смертной», с другой — в любви Бога к человеку.

Эту поврежденность Писание и Отцы именуют грехом Адама, грехом мира, который Христос, приняв в Воплощении, исцелил Своим Крестом и Воскресением. Иоанн Креститель прямо говорит об этом, когда указывает на Иисуса Христа: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1: 29).

Апостол в послании к Евреям объясняет, каким образом Он истребил этот грех мира: Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания (Евр. 2: 10). Употреблённое здесь слово «совершил» является неверным переводом греческого teλειώσε, означающего: «сделал совершенным», «довел до совершенства». То есть апостол пишет: Бог Вождя (Христа) спасения их сделал совершенным через страдания.

Но разве Христос был несовершенным?! Свт. Григорий Палама кратко и ясно выразил всё святоотеческое учение по этому вопросу. Чтобы исцелить грех мира «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную» (см. «Человеческая природа Иисуса Христа»).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: Сыну Человеческому было возвращено бессмертие, «которого не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец чрез Воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства».

Святитель Афанасий Великий: «Единородный соделался человеком, чтобы в Себе Самом исправить сие».

Святитель Григорий Нисский: «…восприняв в Себя нашу нечистоту, Сам Он не оскверняется от скверны, но в Себе Самом очищает сию нечистоту».

Преподобный Исаия Отшельник: «В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первобытному: таким образом Он спас человека».

Прп. Иоанн Дамаскин писал: «Он, потому что уделил нам лучшее , и мы не сохранили, принимает худшее – разумею наше естество – для того, чтобы чрез Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».

Святитель Григорий Палама: Христос «наше повинное естество соделал новым в Себе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе».

Таково святоотеческое раскрытие центрального догмата христианства – сущности Жертвы Христовой. Оно вскрывает глубокое заблуждение католицизма (за которым, к сожалению, нередко следовало и наше школьное богословие) в этом главнейшем вопросе христианской веры. Оказывается, Господь Иисус Христос Своими страданиями, смертью и Воскресением не вину нашу возместил и не удовлетворение принес Отцу за наши грехи, а воспринятую Им в Воплощении поврежденную человеческую природу исцелил от смертности, тленности, страстности, сделал совершенной, став новым, последним Адамом (1Кор. 15: 45) — родоначальником нового человечества (1Кор. 15: 47-49). Но, как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Слово Божие, соединившись с человеческим естеством, соединилось тем самым со всем творением» , положив начало процессу полного единения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28). Таким образом, писал апостол Павел, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор. 15: 22).

Однако восстановление человеческой природы во Христе не означает автоматического воздействия на всех людей помимо их воли. Это восстановление явилось основой и началом исцеления человечества. Как писал апостол Павел: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1Кор. 15: 22-23). Христос – Первенец. А каждый человек отныне может получить это исцеление, свободно приняв Христа как Истину и Спасителя. (См. Крещение).

Кому принесена Жертва Христова?

Есть целый ряд высказываний о том, что Христос принес Жертву Отцу или всей Святой Троице. Они выражают привычное понимание жертвы, как умилостивления человеком Бога. Жертва же Христова, напротив, была актом любви Самого Бога (Отца, Сына и Святого Духа) к человеку и совершена для его исцеления, спасения, обо́жения, усыновления.

Свт. Григорий Богослов писал: «Приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас … Таковы дела Христовы».

А прп. Максим Исповедник пишет, что Христос преподнес, «как Благий, все достигнутое Им, тем, ради кого Он стал Человеком».

Почему Бог не спас мир Своим всемогуществом?

Все законы сотворенного мира являются отражением Разума, Красоты и Любви вечного Бога. Свт. Григорий Палама писал: «Бог устроил этот видимый мир как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его, как бы по некой чудесной лестнице, достигнуть оного мира». Эти законы взаимосвязаны между собой и имеют определенную иерархическую соподчиненность. Нижний уровень занимают законы физические, за ними биологические, затем идут психические, над ними стоят нравственные. Увенчивается эта лестница духовными законами, высшим из них, которому подчинены все прочие, является Сам Бог Любовь.

Все эти законы нашего бытия оказываются ничем иным, как проявлением творческих Божественных энергий (и сказал Бог: да будет… и стало так (Быт. 1: 3)). Как писал свт. Григорий Палама: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». Поэтому все законы сотворенного бытия также неизменны, как и Он Сам. И человек, будучи образом Божьим, в наибольшей полноте отражает в себе законосообразность и богоподобную красоту Божественной природы.

Но человеку дарована свобода. И он может совершать в отношении себя как добро, так и зло. А естественный закон нашего бытия говорит о том, что врачевание, исцеление требуют напряжения, переживаний, страданий. Более того, моральное преступление, связанное, например, с убийством, оказывается иногда столь тяжким, что ставит самого убийцу перед лицом смерти.

В силу этого закона и первородное повреждение человека (т. н. первородный грех), заключающееся в смертельном извращении его природы, требовало для своего восстановления равносильных средств. Но возможность исцеления от смертности, тленности, страстности выше сил человеческих, поэтому потребовалась Божественная помощь, потребовался не просто человек, но Человек Христос Иисус (1Тим. 2: 5), нераздельно и неразлучно соединенный с Божеством Сына Божия – Богочеловек, способный добровольно взять на Себя Крест и смерть. Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень точно сказал об этом: «Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвою, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену».

Благодаря этому Подвигу, как писал прп. Максим Исповедник: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие», став началом бессмертия всего человечества.

Катехизис Католической церкви. §402, 404. М., 2002. С. 104-105.

Катехизис Католической церкви. §615. М., 2002. С. 157.

Катехизис Католической церкви. §617. М., 2002. С. 157.

В. Лосский. Мистическое богословие. Киев. 1990. С.281.

Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о дух-й жизни. Св.-Тр. Серг. Лавра. 2007. С.347.

Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Изд. 2. Казань. 1898. С.25.

Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. Кн.1. СПб., 1899. С. 49.

Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, кн.2, с. 520-521.

Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 419-420. Сергиев Посад. 1911.

Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 90. Сергиев Посад. 1911.

Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. М.: Мартис, 1993. С. 111.

Ср.: Закон… никогда не может сделать совершенными (teλειώσε) приходящих (Евр. 10: 1).

Русский же перевод искажает мысль апостола, ибо ассоциируется с глаголом «сделал», и тогда вся фраза приобретает бессмысленный характер: «вождя спасения их сделал через страдания» (?)

Цит. по: Феофилакт Болгарский. Толкование на Послания святого апостола Павла. Ч. 2. М., 2010. С. 211. (к Евреям, 2: 10)

Афанасий Великий, свт. Толкование на псалмы. М., 2011. С. 155. (Псалом 44: 8)

Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 7. М. 1865. С. 114

Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 5. М., 2014. С. 141.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 4. Глава 4. М., 2003. С. 126.

Григорий Палама, свт. Омилии. Омилия 62. §11. Т. 3. М., 1993. С. 208.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т. 2. М., 2014. С. 344.

Иоанн Дамаскин, прп. Творения. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. М.: Мартис, 1997. С. 249.

Григорий Богослов, свт. Сочинения. Т.1. СПб., 1912. с. 676.

Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 21. М., 1994. С. 72.

Цит. по: Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М. 1996. С. 339.

Там же.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. Т 3. М., 2014. С. 354.

Максим Исповедник, прп. Творения. Книга 2. Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42. М., 1994. C.130.

Никто не знает точно, существовал ли в действительности этот человек, однако местная легенда гласит, что прежде чем встать на преступную дорогу, он был рабочим на стройке или железной дороге, а в 1909 году, его схватили за кражу и повесили в городе Кулиакан, штата Синалоа, считающегося центром наркобизнеса в Мексике. Поклонники святого Мальверде утверждают, что он грабил богатых, а добычу раздавал бедным. Однако Католическая церковь никогда не признавала этого благородного разбойника святым и считает его символом преступлений.

Согласно другой распространенной версии, губернатор штата Синаола однажды казнил нарушителя закона по фамилии Мальверде и повесил его труп на дереве возле своего особняка. Проходящий мимо погонщик мулов, чей скот непонятным образом исчез, попросил у высохшего трупа помочь ему найти свой скот. Через некоторое время стадо мулов само пришло к погонщику. В знак благодарности, погонщик закопал в землю кости Мальверде. Затем другие бедняки стали просить Мальверде о помощи, и если он помогал, они оставляли ему на могиле груды камней.

История Мальверде, надо сказать, весьма сомнительна. Недостаточно доказательств того, что он вообще когда-то существовал. Возможно, его образ сложился из всех нарушителей закона, населяющих пограничный регион в конце XIX — начале XX века. Его часто изображают благожелательным бандитом, который крадет у богатых и отдает все бедным.
А в 1976 году, на шофера Элигио Гонзалеса напали грабители, нанесли ему многочисленные огнестрельные и ножевые ранения и оставили умирать. Неожиданно для самого себя, мексиканец начал молиться все тому же местному «святому» — по имени Иисус Мальверде. Во время своей молитвы, Гонзалес заключил с Мальверде своеобразную сделку: «святой» помогает Элигио выжить и исцелиться от ран, а тот в знак благодарности соорудит в честь разбойника церковь. Гонзалес выжил, и выполнил свое обещание.

Беда в том, что никаких достоверных сведений о жизни и смерти, не говоря уже об изображениях Иисуса Мальверде, не существовало, но для Элигио Гонзалеса сей факт оказался не большой проблемой, в 1980-х годах, он попросил соседа — ремесленника вылепить гипсовый бюст, сказав: «Пусть он будет похож немного на Педро Инфанте (мексиканская кинозвезда), и немного на Карлоса Марискаля (местный политик). Так появилось первое изображение святого Мальверде.
В дальнейшем, свою популярность Иисус Мальверде (El Santo Jesus Malverde) получил благодаря своему статусу «вне закона». Он известный святой покровитель наркобаронов и членов их картелей. «Великий Наркосвятой» – одно из его прозвищ. Когда уполномоченные лица обнаруживают плантации марихуаны, рядом во временном храме всегда находят образ Мальверде. Ни один контрабандист не станет пересекать границу без амулета с изображением Мальверде на своей шее. Но наркоторговцы являются всего лишь частью всех его почитателей.

Сегодня у святого разбойника имеется собственный храм, сооруженный из строительных блоков прямо напротив здания правительства штата Синалоа. Зеленые стены изнутри и снаружи исписаны благодарностями от верующих. Гипсовый бюст помещен в стеклянный ящик, его окружают десятки букетов цветов, в основном искусственных. Рядом — фотографии и дощечки с гравировкой, на многих изображены марихуана или «козьи рога» — так здесь называют популярные АК-47. И не удивительно, ведь за помощью к Мальверде порой обращаются даже крупные наркоторговцы. Наркоторговцы всегда имеют при себе иконки с его изображением, а его портреты украшают тюремные камеры всех тюрем Мексики.

А теперь и в мексиканской столице открыта и первая часовня, посвященная легендарному «доброму разбойнику» – Иисусу Мальверде, которого коренные жители Мексики почитают покровителем наркоманов. Основательница часовни домохозяйка Мария Алисия Пулидо Санчес, построила ее для поклонения мексиканскому Робин Гуду за два месяца.
Пулидо Санчес говорит, что идея построить часовню родилась у нее потому, что Иисус Мальверде оказывал помощь неимущим: «Он не был торговцем наркотиками. Он был тем, кого вы называете вором, однако он благородно помогал людям». То, что истовые католики не признают святости «благородного» разбойника, отнюдь не беспокоит основательницу этого места для поклонения. По ее словам, представители всех слоев общества, которые частенько наведываются в часовню, искренне верят, что их молитвы будут услышаны святым Мальверде.

Христос и суббота(A)

12 В то время, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Его ученики были голодны и начали срывать колосья и есть зерна. 2 Но когда это увидели фарисеи, они сказали Ему:

– Смотри! Твои ученики делают то, что не разрешается делать в субботу.

3 Иисус ответил им:

– Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались? 4 Он вошел в дом Божий и ел священный хлеб, который нельзя было есть ни ему, ни его людям, но только священникам. 5 Или вы не читали в Законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины? 6 Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма. 7 Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не обвиняли бы невиновных. 8 Ведь Сын Человеческий – Господин над субботой!

Иисус исцеляет в субботу человека с высохшей рукой(B)

9 Уйдя оттуда, Иисус зашел в синагогу. 10 Там был человек с иссохшей рукой. Фарисеи искали повод обвинить Иисуса и поэтому спросили Его:

– Позволяет ли Закон исцелять в субботу?

11 Иисус сказал им:

– Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит ее оттуда? 12 А ведь насколько человек дороже овцы! Стало быть, в субботу позволяется делать добро.

13 После этого Он сказал больному:

– Протяни руку.

Тот протянул, и его рука стала совершенно здоровой, как и другая. 14 Фарисеи же, выйдя, стали совещаться о том, как им убить Иисуса.

Избранный Слуга(C)

Узнав об этом, Иисус ушел из тех мест. 15 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их всех. 16 Но Иисус запретил им разглашать о том, кто Он. 17 Так исполнялись слова, сказанные через пророка Исаию:

18 «Вот Мой избранный Слуга!
Возлюбленный Мой,
и в Ком радость души Моей!
Я дам Ему Духа Моего,
и Он возвестит народам правосудие,
19 Он не будет ни спорить, ни кричать;
никто не услышит Его голоса на улицах.
20 Тростника надломленного Он не переломит
и тлеющего фитиля не погасит,
пока не даст восторжествовать правосудию.
21 На имя Его будут надеяться народы.»

Иисус изгоняет демонов силой Бога(D)

22 Привели к Иисусу человека, одержимого демонами, который был к тому же слепым и немым. Иисус исцелил его, и он заговорил и стал видеть. 23 Все люди удивлялись и спрашивали друг друга:

– Может, это и есть Сын Давидов?

24 Когда же фарисеи услышали это, они сказали:

– Он изгоняет демонов не иначе как силой Веельзевула, повелителя демонов.

25 Зная, о чем они думают, Иисус сказал им:

– Любое царство, разделившееся на враждующие части, приходит в запустение, и никакой город или дом, разделенный враждой, не устоит. 26 И если сатана изгоняет сатану, значит, он враждует против самого себя. Как тогда устоит его царство? 27 Если Я изгоняю демонов силой Веельзевула, то чьей силой изгоняют их ваши последователи? Так что они будут вам судьями. 28 Но если Я изгоняю демонов Духом Божьим, то это значит, что Царство Божье пришло к вам.

29 Как может кто-нибудь войти в дом сильного человека и разграбить его добро, если сначала не свяжет его? Только тогда можно будет ограбить его дом.

30 Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот растрачивает. 31 Любой грех и любое кощунство будут прощены людям, но кощунство над Духом прощено не будет. 32 Кто скажет что-либо против Сына Человеческого, тот будет прощен, но кто говорит против Святого Духа, тот не будет прощен ни в этом веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево плохим и плод его плохим, ведь дерево узнается по его плодам. 34 Вы, змеиное отродье, как вы можете говорить доброе, если вы злы? Ведь что у человека на сердце, то и на языке. 35 Из хранилища добра добрый человек выносит доброе, а злой человек выносит злое из хранилища зла. 36 Но говорю вам, что в День Суда люди дадут отчет за каждое пустое слово, которое они сказали. 37 Ваши собственные слова послужат вам оправданием или осуждением!

Знамение пророка Ионы(E)

38 Затем фарисеи и учители Закона стали просить Иисуса:

– Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение.

39 Иисус ответил:

– Злое и развратное поколение ищет знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы. 40 И как Иона был три дня и три ночи в желудке огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. 41 Жители Ниневии встанут в День Суда с людьми этого поколения и обвинят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Ионы. 42 Царица Юга встанет в День Суда с людьми этого поколения и осудит их, потому что она пришла с другого конца света послушать мудрость Соломона. Сейчас же с вами Тот, Кто больше Соломона.

Возвращение нечистого духа(F)

43 Когда нечистый дух выходит из человека, то он скитается по безводным местам, ища место для отдыха, но не находит его. 44 Тогда он говорит: «Возвращусь-ка я в дом, из которого вышел». Когда он возвращается, то находит дом незанятым, чисто выметенным и убранным. 45 Тогда он идет, берет с собой семь других духов, еще более злых, чем он сам, и они приходят и поселяются там. И это для человека еще хуже того, что было вначале. Так будет и с этим злым поколением.

Иисус говорит о Своей истинной семье(G)

46 Иисус еще говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним. 47 Кто-то Ему сказал:

– Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой.

48 Но Иисус ответил тому человеку:

– Кто Мне мать и кто Мне братья?

49 И, показав рукой на Своих учеников, сказал:

– Вот Моя мать и Мои братья. 50 Потому что кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне и брат, и сестра, и мать.

Footnotes

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *