Жертва

29 июня 2017 21:16

В древности человеческие жертвоприношения считались самым эффективным способом достучаться до небесной (или подземной) канцелярии, поэтому ритуальные убийства были распространены практически повсеместно. Так или иначе отличились все древние цивилизации, но первыми в списке обычно вспоминаются народы доколумбовой Америки – инки, майя и особенно ацтеки, превратившие человеческие жертвоприношения в грандиозные ритуальные спектакли.

Вторыми на очереди, скорее всего, будут кельты. За ними – викинги и германцы. Чем зрелищнее ритуалы, тем дольше о них помнят: «плетеный человек», «кровавый орел»… Русь и Восточная Европа тоже не отставали: по запросу «человеческие жертвоприношения у славян» Яндекс выдает почти 20 миллионов результатов – популярная нынче тема для обсуждений. Древние греки и римляне так старательно создавали свой цивилизованный имидж, что случаи ритуальных убийств в этих культурах быстро вспомнят, пожалуй, только знатоки, но они были. С этрусками сложнее – современную точку зрения на этот счет мы изложили в материале «Темная сторона этрусков: в Популонии нашли уникальное захоронение юноши в железных оковах».

Африка, Древний Египет, Индия, Ближний Восток, недавняя находка в Корее (хотя в данном случае речь идет о так называемой «строительной жертве», которая встречается даже в тех культурах, где не отмечены признаки массовых жертвоприношений) – человеческую жизнь везде использовали как безотказный способ связи с богами и предками. Но всем вышеперечисленным (кроме, пожалуй, ацтеков) далеко до древних китайцев.

Когда в 1928 году начались раскопки в Иньсюй (буквально — «развалины государства Инь»), мало кто предполагал, что работы растянутся на десятилетия, а находки окажутся в буквальном смысле жутко интересными. Иньсюй – это руины последней столицы династии Шан, правившей в Китае с XVI по XI век до нашей эры. Шан – не самая древняя китайская династия, но первая, существование которой подтверждено и письменными источниками, и многочисленными археологическими находками. Правители Шан шесть раз переносили свою столицу с места на место, но последняя, ныне известная под незатейливым прозвищем «развалины Инь», находилась на территории современной провинции Хэнань, недалеко от города Аньян.

В свое время поводом для раскопок в Иньсюй стали необычные артефакты, найденные здесь еще в 1899 году: гадальные кости. Вернее, загадочные старые кости с надписями находили здесь и раньше, но использовали в совсем иной области – как чудодейственное снадобье от малярии и ножевых ран. В 1899 году древние артефакты впервые попали в руки ученых, те определили их истинное предназначение, и ценность странных находок все больше росла по мере исследований – гадальные кости оказались неисчерпаемым источником информации. Иероглифы, вырезанные на воловьих костях и черепашьих панцирях, ныне признаны древнейшей формой китайской письменности. Расшифровка надписей помогла восстановить полное древо правителей династии Шан и, среди прочего, узнать весьма необычные подробности о жизни государства, существовавшего 3100-3600 лет назад.

Колодец в Иньсюй с грудой гадальных костей, сделанных из панцирей черепах. Фото: Xuan Che / Wikimedia Commons

По мере продвижения раскопок ученые получили возможность соотнести содержание надписей на гадальных костях с археологическими находками на месте. Результат оказался шокирующим.

Раскопки в Иньсюй ведутся до сих пор, древний город не перестает удивлять ученых. «Это во всех смыслах потрясающее место. Архитектурные сооружения поражают гигантскими размерами, как и масштабы строительства в целом. Только за последние годы мы нашли множество прекрасных бронзовых и костяных артефактов, включая гадальные кости», — сообщила изданию LiveScience Кристина Ченг (Christina Cheung), биоархеолог из университета Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада), ведущий автор последней научной работы по раскопкам в Иньсюй.

Специальность Кристины Ченг – биоархеология, а исследование, опубликованное в июне в издании Journal of Anthropological Archaeology, касается находок совсем иного рода: человеческих останков.

Археологи обнаружили в Иньсюй огромное количество массовых захоронений, аккуратно расположенных на всей территории древней столицы. В большинстве могил лежали останки 10, 30 и 50 человек. Ученые обратили внимание, что в надписях на гадальных костях упоминаются те же цифры, когда речь идет о человеческих жертвоприношениях в обмен на мнение высших сил по тому или иному вопросу.

Массовое захоронение ритуальных жертв в Иньсюй. Фото: Wai Lit / Flickr.com

По данным прошлого года, общее количество жертвенных человеческих останков, найденных на «развалинах Инь», достигало 10 тысяч. За прошедший год цифры изменились: теперь ученые говорят уже о 13 тысячах человек, умерщвленных во время ритуальных церемоний и погребенных в Иньсюй. Не единовременно, конечно: исследователи полагают, что такое количество жертв «накопилось» за те 255 лет, что столица династии Шан находилась на этом месте.

«На территории царского некрополя мы обнаружили останки по меньшей мере 3000 принесенных в жертву людей, еще больше – при раскопках царского дворца», — говорит Ченг. И это только в Иньсюй, последней столице династии Шан. Подобные массовые захоронения с изуродованными человеческими останками исследователи находили и в других городах древнего китайского государства.

Судя по археологическим находкам, человеческие жертвоприношения практиковались в древнем Китае на протяжении тысячи лет при трех династиях – Ся, Шан и Чжоу, последовательно сменявших друг друга. Самыми активными «жертвователями», по всем признакам, были правители Шан. В среднем каждая жертвенная церемония уносила жизни пятидесяти человек. Во время самого крупного жертвоприношения были единовременно убиты 339 человек.

По словам Кристины Ченг, в эпоху Шан существовало два основных вида человеческих жертвоприношений: «реншенг» и «ренсун». В могилах жертв «ренсун» (в приблизительном переводе этот термин означает «люди-компаньоны») археологи зачастую находят изысканные погребальные дары, а контекст захоронений говорит о том, что жертвами «ренсун» были в основном слуги или родственники покойных аристократов и влиятельных чиновников.

Захоронения человеческих жертв эпохи Шан в Иньсюй. Фото: beibaoke/LiveScience

Совсем иначе выглядят останки жертв «реншенг» (этот термин практически дословно переводится как «приношение человеческой жертвы»): почти все они страшно изуродованы, тела закопаны в групповых могилах, а погребальные артефакты либо отсутствуют, либо их совсем мало.

Почти все «реншенг» были жертвами предсказаний, чрезвычайно востребованными в эпоху Шан. Поскольку связь между гадальными костями и человеческими жертвами не самая очевидная, стоит пояснить, как именно происходил процесс гадания.

У каждого из царей династии Шан постоянно возникали жизненно важные вопросы: например, угодно ли духам избавить правителя от нестерпимой зубной боли или даровать богатый урожай.

Предсказатель вырезал (позже – записывал) вопрос на соответствующем носителе (использовались лопаточные кости быка или пластрон, нижний панцирь черепахи), затем нагревал кость или панцирь до появления трещин, а затем по рисунку трещин «переводил» ответ из мира духов. Обычно на носителе с вопросом записывался и ответ (результат), а также дата – всё официально, даже буднично, для архивов и отчетности.

Гадальная кость эпохи Шан, сделанная из лопаточной кости вола. Фото с сайта thoughtco.com / Lowell Georgia

Человеческие жертвы были неотъемлемой частью процесса: их количество, а также способ умерщвления, наиболее угодный духам (ученые насчитали 12 разных способов, для каждого использовался отдельный термин), зачастую указывались в самом вопросе. Для наглядности – несколько примеров вопросов с гадальных костей:

— Примут ли духи жертву в количестве двадцати человек, умерщвленных способом «тан»? Преподнесли духам тридцать человек, исход оказался чрезвычайно благоприятным.

— Его Величеству предстоит обезглавить жертвенных людей. Одобрят ли это духи? В день yǐchǒu (дата) были принесены человеческие жертвы методом «фа», а также умерщвлена корова.

— Будут ли приняты жертвы в день wù (дата), умерщвленные путем погребения заживо? В день bǐngwǔ (дата) пошел дождь.

— Вопрошаем: даруют ли духи дождь, если в день bǐngxū (дата) мы принесем в жертву женщин методом сожжения?

— Будет ли ответ благоприятным, если в день xīnyǒu (дата) мы принесем жертвы способом обескровливания?

Упомянутый способ «тан» означает умерщвление путем избиения человека до смерти, метод «фа» — отсечение головы (обезглавливание пользовалось наибольшей популярностью, судя по записям на гадальных костях). Полный список способов казни жертв, составленный учеными по расшифровкам гадальных костей, выглядит так: обезглавливание, рассекание/разрезание тела пополам, четвертование или постепенное отсечение частей тела до смерти, избиение до смерти, обескровливание, погребение заживо, утопление, сожжение, сварение в кипятке, смерть от палящего солнца или «высушивание» уже мертвых вскрытых тел под солнцем до состояния вяленого мяса, смерть от любого из вышеуказанных способов с последующим оставлением тел без погребения…

Выбор одного из 12 способов жертвоприношения зависел от адресата и цели. Адресатами выступали духи предков как священные хранители и защитники государства, правителя, семьи и т.п., и духи природы – к ним обращались в основном по погодным и сельскохозяйственным вопросам. Судя по статистике обращений, культ предков в эпоху Шан по своей значимости и интенсивности превосходил поклонение природным божествам.

Силам природы обычно полагались жертвы, убитые «природными» способами: сожжение (огонь), утопление (вода), погребение заживо (земля). Духи предков требовали больше крови в обмен на благословение, защиту от бедствий, поддержку и удачу в делах. Для них наиболее предпочтительными способами умерщвления были обезглавливание, расчленение, избиение до смерти, отрезание ног, обескровливание, сварение в кипятке, «высушивание» на солнце и тому подобное. Духам природы часто жертвовали женщин, духам предков – мужчин, в основном пленников из враждебных племен. Так жертвователь решал сразу три задачи: например, обезглавив несколько десятков пленных, он выказывал предкам должное уважение, получал ответ на свой вопрос и нагонял страху на врагов. Прагматично и эффективно.

Пленные мужчины и женщины из враждующих с Шан племен нередко упоминаются в текстах на гадальных костях, часто даже с указанием племени – например, «Будет ли угодна духам жертва трех мужчин племени Цян и двух коров, умерщвленных путем отрубания конечностей?».

В прошлом году Танг Чиджен (Tang Jigen), глава Аньянского отделения Академии социальных наук КНР, выдвинул предположение, что основным источником жертв для коммуникации с духами были люди из кочевого народа Цян – известно, что Шан и Цян часто и жестоко враждовали. «В захоронениях Иньсюй мы обнаружили жертвенные останки группами по 10, 30 и 50 человек. В текстах на гадальных костях и в других источниках, описывающих ритуалы поклонения предкам царей Шан, мы нередко встречали записи вроде «умертвить 10 людей Цян», «30 людей Цян» или «50 людей Цян»», — говорит Танг Чиджен. К слову, несмотря на все бедствия, народность Цян выжила: сейчас Цян является одним из этнических меньшинств в западном Китае общей численностью около 300 тысяч человек.

Антропологи уже выяснили, что большинство жертвенных останков из Иньсюй принадлежит мужчинам в возрасте от 15 до 35 лет. Но кем они были – местными жителями или пленными чужаками, как подсказывают тексты на гадальных костях? Исследование, проведенное группой ученых во главе с Кристиной Ченг, должно было подтвердить – или опровергнуть – теорию о жертвенных пленниках, возникшую на основе анализа древних записей.

Для этого исследователи провели лабораторный анализ останков, найденных на царском кладбище в Иньсюй, где расположены и гробницы правителей, и 2500 захоронений жертв гадальных церемоний. Для исследования были отобраны останки 68 человек, почти все они относятся к категории «реншенг».

Массовое захоронение ритуальных жертв в Иньсюй. Фото: TheComplexWorld

Обычно для определения места происхождения древних людей ученые проводят анализ изотопов стронция в зубной эмали. Однако жертвы «реншенг», изученные Кристиной Ченг, были обезглавлены («фа»), что сделало невозможным проведение стандартного изотопного анализа зубов.

Вместо этого исследователи провели анализ изотопного состава углерода и азота в костях. Такой анализ позволяет выяснить, как человек питался и какую воду пил, то есть его режим питания может косвенно указать на места его длительного проживания.

Данные, полученные по 68 жертвам «реншенг» из Иньсюй, ученые сравнили с данными из 39 древних костей, определенно принадлежавшим обычным местным жителям, похороненным в окрестностях Иньсюй в эпоху Шан.

Изотопный анализ показал, что и жертвы «реншенг», и жители Иньсюй употребляли в пищу много проса. Однако в диете местных, помимо проса, присутствовали небольшие количества иной пищи – пшеницы, риса, рыбы, оленины… – тогда как питание будущих жертв гадальных церемоний не отличалось даже столь малым разнообразием.

По совокупности данных ученые сделали вывод, что жертвы «реншенг» действительно были чужаками, вероятнее всего пленниками. Таким образом, современные научные данные подтвердили информацию на гадальных костях. «Мы впервые смогли предоставить прямое доказательство теории, которая прежде основывалась только на изучении текстов возрастом более 3000 лет. Для нас это все равно что найти Трою и доказать, что «Илиада» не была полным вымыслом», — сказала Ченг изданию Live Science.

Одну теорию подтвердили, другую – опровергли. Ранее многие специалисты по истории династии Шан утверждали, что люди, предназначенные для жертвоприношений, не использовались ни как рабочая, ни как рабская сила. Расшифровки записей на гадальных костях позволяли предположить, что будущие жертвы проводили в Иньсюй около 8 дней перед церемонией, не больше. Однако результаты изотопного исследования не совпадают с существующей интерпретацией гадальных текстов.

Макро- и микроэлементы из пищи оседают в костях и сохраняются на протяжении тысяч лет: на этом факте основаны современные изотопные исследования. Однако сначала вещества из пищи накапливаются в малых костях, а затем – в крупных. Отличия в происхождении между местными жителями и пленниками «реншенг» выявлены по изотопному составу крупных костей, тогда как в малых костях у местных и пришлых встречаются те же изотопы. Это говорит о том, что будущие жертвы жили в Иньсюй не восемь дней, как считалось ранее, а как минимум несколько лет – достаточно долго, чтобы местный режим питания отразился на малых костях скелета, но не успел повлиять на крупные.

Кристина Ченг и ее коллеги по исследованию уверены, что полученный результат соответствует действительности: невыгодно содержать огромное количество пленников в течение долгого времени, не используя их в качестве рабочей силы. Тому есть и другое косвенное доказательство: в предыдущих исследованиях гадальных текстов говорится о том, что аристократы эпохи Шан были обязаны по первому требованию предоставить правителю необходимое количество пленников для жертвоприношений. Следовательно, пленников где-то и как-то содержали на протяжении долгого времени, в ожидании передачи их правителю по первому запросу.

Современные специалисты отмечают крайнюю жестокость и полное пренебрежение к человеческой жизни в древнем Китае – «людей приносили в жертву практически теми же способами, что и животных, в глазах правящей верхушки разница между рабом и скотом была невелика», заметил один из лингвистов, изучающий тексты на гадальных костях. При этом жестокие массовые жертвоприношения говорят о чрезвычайной набожности правителей Шан – в контексте своего мира и своего времени они совершали богоугодные (предко- и природоугодные) деяния, являя пример благочестия и истового почитания высших сил. Китайские специалисты обычно подчеркивают, что феномен человеческих жертвоприношений был распространен повсеместно, а древнекитайские обычаи – лишь часть общемировой практики. Эдакий намек: мол, сначала на свою историю посмотрите.

Массовые ритуальные жертвоприношения в Китае сошли на «нет» около 700 года до нашей эры, и вовсе не по причине повышения гуманности общества. Появился более простой и общедоступный способ гадания, не требующий крови и весьма популярный до сих пор: это знаменитая «Книга перемен», И-Цзин, спасшая тысячи и тысячи человеческих жизней. Когда захотите узнать свое будущее по И-Цзин, вспомните о рассказанной нами истории.

1) основной Ж. в израил. богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 – Лев 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), которую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2). Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), Ж. за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и Ж. за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в Ж. тельца – самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин – козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним. Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда Ж. приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно: а) представление Ж. (ст. 27 и след.). Согласно Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям → скинии. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение; б) возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. Лев 16:21); в) заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому – по милосердному установлению Бога – разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех; г) помазание кровью. После того как Ж. была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря – роги жертвенника всесожжения, если Ж. за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж. священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (→ Окропление → Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в Ж. и, след., вина оплачена; д) после принесения в Ж. крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5). Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Таким образом, Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа – два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (Лев 2) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения (Чис 28:4-6). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли → ладан (ст. 1,2; в Синодальном переводе – «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), которое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8). Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (→ Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА (Лев 3:3) приносилась из крупного скота – быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого – овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; Ис 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; Лев 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; Лев 22:21; Чис 15:3);
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 – Лев 6:7; Лев 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; Лев 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
6) ср. также → Обет → Корван → Жертва курения, курение → Жертва возлияния.

в случаях применения для решения внутригосударственных задач.

1 Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств : учеб. пособие. М., 2009. С. 22.

2 Шалягин Д.Д. Полиция США. М., 2001. С. 51-52.

3 Гуценко К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979. С. 93.

4 Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 15.

6 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования (статья подготовлена ФБР

США). 1994. № 11. С. 60-64.

7 Блум Г. Страна крестных отцов. ФБР против мафии. М., 1995. С. 35-38.

8 Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в России. РИКО (влияние рэкета и коррумпированные организации) — теория расследования. С. 60; Чернер Ю. Указ. соч. С. 17.

9 Блум Г. Указ. соч. С. 35.

11 Власихин В. США: рухнул ли Билль о правах? // Московские новости. 2006. № 39. С. 32; Быков А.В. Указ. соч. С. 151.

12 Там же.

13 Власихин В. Указ. соч. С. 32.

ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ЖЕРТВЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Е.Н. КЛЕЩИНА, кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России elena-kleshchina@mail.ru

Аннотация. Становление и развитие криминологической криминологии сопровождается разработкой ее понятийного аппарата, который призван обеспечить научные исследования жертв преступлений. В науке нет единых подходов к определению ее важнейших понятий, что подчеркивает необходимость дальнейшего исследования виктимологических проблем.

Ключевые слова: жертва преступления, учение о жертве преступления, потерпевший, виктимология, понятийный аппарат.

CRIME VICTIM AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGY SCIENCE

ABOUT A CRIME VICTIM

E.N. KLESHCHINA, Candidate of law, assistant professor of criminal

procedure department of Moscow University of Russian Ministry

of Internal Affairs

Key words: crime victim, crime victim science, complainant, victimology, conceptual framework.

В.И. Даль отмечает, жертва — пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь без-возратно… пострадавший от чего либо1. По Д.Н. Ушакову «жертва» определяется в более узком смысле, как человек, подвергнувшийся чьему-либо насилию,

злому умыслу, пострадавший от кого-, чего-нибудь2. Основным объектом криминологического учения о жертве как в теоретическом, так и практическом плане является человек. Большинство ученых полагают, что в криминаль-

ной виктимологии следует использовать понятия «жертва» и «потерпевший» как равнозначные3. При этом криминологическое, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное понятия не совпадают. Первое шире других, так как изучает всех жертв (как реальных, так и потенциальных, в том числе не признанных в установленном уголовно-процессуальном законе потерпевшими по уголовным делам).

Однако некоторые ученые высказывают суждения о том, что понятия «жертва» и «потерпевший» в криминальной виктимологии не совпадают. Так, по мнению В.И. Полубинского и А.Л. Ситковского, «жертва преступления — понятие более широкое, чем понятие «потерпевший от преступления». Жертва преступления — это всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим от данного преступления или нет»4. В.В. Лунеев высказывает аналогичную позицию: «Жертва преступления — более широкое понятие, чем потерпевший от преступления… Далеко не каждая жертва преступления, особенно побочная, признается потерпевшей»5.

Б.В. Сидоров считает, что «распространенное в криминальной виктимологии использование понятий «жертва» и «потерпевший» как равнозначных, идентичных по своему содержанию и социально-правовой природе правомерно только тогда, когда оно отражает их максимальную близость по содержанию, объему, уровню и назначению и не препятствует решению специфических для каждой отрасли юридической науки задач, связанных с решением общей для них задачи предупреждения и борьбы с преступностью. Однако во всех подобных случаях необходимо делать соответствующие оговорки об использовании терминов «жертва» и «потерпевший» как одинаковых, взаимозаменяемых понятий и основных объектов»6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если анализировать понятия «жертва» и «потерпевший» с криминологических позиций, то эти понятия совпадают. Следует согласиться с Д.В. Ривманом, который отмечает, что в виктимологическом плане потерпевший — это непосредственная жертва преступления, что и оправдывает использование в криминальной вик-тимологии как равнозначных обоих терминов, обозначающих феномен жертвы. Понятие потерпевшего в криминологии основывается на объективном критерии, отражающем реальное событие, — наличие вреда, ущерба, причиненного преступлением. Если лицо, непосредственно пострадавшее от преступления (т.е. реальная жертва), не признано потерпевшим, оно, независимо от этого, является таковым. Будучи формальным актом, процессуальное решение не может «отменить» факта причинения вреда. Виктимологическое и уголовно-процессуальное понятия потерпевшего не совпадают. Они близки, но выполняют разные функции. Разночтения в понятиях потерпевшего необходимо учитывать, но заниматься их унификацией или рас-

сматривать в конкурентном плане нет смысла7.

В криминологической виктимологии обоснованно могут использоваться собственные термины «жертва» и «потерпевший» как равнозначные. Для общей теории виктимологии применим термин «жертва».

Определение «жертвы» регламентировано в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, где жертвы — это лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы. К ним Декларация относит также близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы и лиц, которым причинен ущерб, при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить викти-мизацию.

Это определение жертвы можно назвать узким, так как оно не включает в себя юридических лиц, в отношении которых также могут совершаться преступления, и в то же время широким, поскольку, помимо непосредственных и прямых жертв, оно охватывает косвенных жертв преступлений.

Учитывая, что одни и те же преступления могут принести вред как отдельному человеку, так и группе людей, как физическому, так и юридическому лицу, обществу, в криминальной виктимологии закрепилось более широкое понятие жертвы преступления. В этом смысле жертва преступления означает человека или определенную общность людей в любой форме интеграции, которым прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно причинен вред пре-ступлением8. Жертвой преступления может быть не только отдельный человек или люди, но и общество, а также его отдельные институты9.

Считать жертвой институты нельзя, жертвой могут быть только люди, пусть даже и «собранные» в форме юридического лица.

В то же время верна концепция криминальной вик-тимологии, что преступлений без жертв не бывает. Жертвой преступления может быть конкретное лицо, предприятие, учреждение, организация, государство. Как справедливо отмечает В.И. Полубинский, «в тех случаях, когда преступлением причиняется вред физическому лицу, его последствия несет конкретный человек. Когда же ущерб причиняется социальному организму (обществу, социальной группе, организации и предприятию), его никто непосредственно не несет. Этот вред опосредованно как бы «раскладывается» на всех людей, составляющих в совокупности этот социальный организм»10.

Так или иначе кто-то или что-то всегда оказывается либо под угрозой, либо поврежденным, либо уничтоженным. Разумеется, и сам преступник может быть

жертвой. Вопрос о том, кого можно считать жертвой преступления, решается в ходе общественных и индивидуальных процессов криминализации и декриминализации, в ходе которых обнаруживаются не только преступники, но и их жертвы.

Таким образом, можно различать жертву преступления в широком и узком смысле слова. В узком это конкретный, «живой» человек. Он особенно ценен и прежде всего должен быть защищен.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М., 1956. Т. 1. С. 535.

2 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1938. С. 860.

4 Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии : мо-ногр. М., 2006. С. 208.

5 Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности // Гос-во и право. 2009. № 1. С. 45.

6 Сидоров Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность : автореф. … д-ра юрид. наук. Казань, 1998. С. 86.

7 Ривман Д.В. Указ. соч. С. 34.

8 Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. С. 85; Коновалов В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. М., 1982. С. 6.

9 Фатах А. Жертва — соучастник преступления //Лит. газ. 1976—1987. С. 14.

10 Полубинский В.И. Криминальная виктимология : моногр. ; 2-е изд., доп. М., 2008. С. 136—137.

МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНО-БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

А.В. КОКИН,

кандидат юридических наук, Московский университет МВД России

Аннотация. Рассматриваются методология судебно-баллистической идентификации и ее структура. Уделено внимание понятиям «методика» и «типовая методика», структуре методики. Ключевые слова: судебно-баллистическая идентификация, методология, методика, типовая методика.

THE METHODOLOGY OF SCIENTIFIC BALLISTIC IDENTIFICATION

A.V. KOKIN,

candidat of law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методология любой науки или области знания не должна сводиться только к используемой системе методов исследования. Т.В. Аверьянова и Р.С. Белкин справедливо отмечают, что «отождествление методологии с системой методов означает упрощенный, чисто прагматический подход к раскрытию данного понятия»1. В основе методологии любого научного познания лежит всеобщая методология диалектического материализма, а упрощенный подход отодвигает на второй план не только методологию конкретной науки, но и методологию диа-

лектического материализма, который формулирует наиболее общие законы и категории познания и не может претендовать на роль единственной методологической науки.

В то же время каждая отрасль научных знаний нуждается в специальной методологии. Отраслевые науки, разрабатывающие конкретные способы и приемы исследования специфики своего предмета, должны иметь методологическое значение. Каждая наука или область знаний должны разрабатывать собственную методологию.

Автор статьи: Науменко Александра Игоревна Семейный психолог, детский психолог.
Опыт практической работы: 8 лет.

В отношениях с родными, друзьями, коллегами по работе, и даже сами с собой мы предстаем в определенной роли. Какова эта роль — жертвы или победителя, зависит от индивидуальных черт характера, воспитания и пережитого опыта. Интересно, что роли участников, принимающих участие в коммуникации, распределяются за считанные секунды до начала взаимодействия, и происходит это чаще всего на бессознательном уровне.

Психология личности напрямую связана с тем, насколько хорошо человек способен переживать негативный опыт и состояние стресса, какие прикладывает усилия для решения проблем. Именно от этого зависит, какую роль он будет играть — победителя или жертвы. Часто этот выбор зависит от характера стресса, силы воли и темперамента личности. Сегодня речь пойдет о позиции жертвы в психологии.

«Жертва» — термин и жизненный сценарий

Многим наверняка знакомы люди, которые все время жалуются на жизнь, но при этом не хотят ничего менять, считая, что во всем виноваты другие. Позиция жертвы в психологии проста: вместо того, чтобы взять ситуацию под свой контроль и приложить все возможные усилия для ее решения, человек перекладывает всю ответственность на других и, сетуя на судьбу, подчиняется любому влиянию извне.

От мышления жертвы не застрахован никто. Нерешенные проблемы и нарастающий стресс вкупе с неумением преодолевать жизненные трудности часто загоняют человека в ловушку. Опасность заключается в том, что эта роль может «приклеиться» к человеку на долгие годы — он привыкает жаловаться на жизнь и уже не представляет себя в другой роли.

Жертву легко узнать по потухшему взгляду, низко опущенным плечам, отсутствию умения получать удовольствие от жизни.

Психология жертвы в отношениях определяется следующими маркерами:

  • жалобы, претензии и обиды. Жертва уверена в том, что другие ее ущемляют. Своими стенаниями и страданиями она всячески подчеркивает свою значимость. При этом человек может не осознавать, что ставит себя выше других. Ведь страдания — это «так больно», «печально», «уникально», и только он способен «вынести выпавшие на его долю несчастья»;
  • потребность в любви, внимании, понимании, сочувствии и поддержке со стороны окружающих. Зачастую люди боятся напрямую, откровенно просить о любви или внимании, из-за чего кажется, что единственное верное решение — это примерить роль жертвы. В психологии эта позиция является своего рода «мученической» просьбой о взаимодействии. При этом для жертвы не имеет значения, что это всего навсего замешанный на негативе суррогат внимания. Главное — добиться своего и получить его.
  • нежелание взять ответственность за свою жизнь. Жертва искренне полагает, что кто-то ответственен за ее счастье и благополучие, и всегда находит массу «виновников» ее проблем.
  • инфантильное (детское) отношение к жизни. Жертва — это когда ребенок в детстве был вынужден мириться с обстоятельствами, которые не имел возможности изменить. Жил там, где скажут. Ел то, что приготовили. Делал то, что взрослые считали нужным.

Синдром жертвы в психологии: причины

Когда мы взрослеем, то учимся строить свою жизнь так, как мы считаем нужным, и роль жертвы постепенно становится не нужна. Однако для кого-то быть жертвой удобно. Никакой самокритики и ответственности, не надо стесняться своих слабостей и контролировать свои действия. В то же время искаженное мышление мешает выстраивать нормальные взаимоотношения с окружающими, работать и полноценно жить.

Другой причиной может послужить страх перед авторитетными фигурами. Часто можно заметить, как взрослый человек, который держался уверенно и независимо всего минуту назад, в присутствии авторитета будто бы «съеживается». Откуда ни возьмись включается пассивность и от былой проактивности не остается и следа. Страх быть наказанным, осмеянным, неправильно понятым связывает человека по рукам и ногам. Мы видим не взрослого, а провинившегося ребенка, который ждет справедливого наказания от строгого родителя. В роли авторитета может выступать как настоящий родитель, так и непосредственный начальник или просто влиятельная личность.

Не менее распространенной причиной комплекса жертвы в психологии является неуверенность в себе. Тот, кто считает себя неудачником по жизни и винит себя во всем происходящем, автоматически занимает позицию жертвы. Чувство никчемности делает его беспомощным в быстро меняющемся, непредсказуемом и жестоком мире.

Позиция жертвы в психологии: как избавиться и научиться брать ответственность на себя?

Помните, что только вы выбираете, какую роль играть. Примеряя на себя роль жертвы, вы сознательно лишаете себя многих удовольствий и свершений. Зрелая личность следует другому сценарию — не боится исследовать себя и свои возможности, выбирает быть счастливым творцом своей жизни!

Первое, что нужно сделать — это взять ответственность за собственную жизнь. Это означает глубокое понимание того, что вы сами в ответе за все происходящее в вашей жизни. Время от времени полезно задавать себе несколько вопросов:

  • какие усилия были приложены, чтобы ситуация сложилась подобным образом;
  • что еще я мог сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию;
  • какие действия мне не нужно было совершать.

Поиск ответов на эти вопросы зачастую помогает найти и взять на вооружение новые способы решения тех или иных проблемы, обезопасить себя от повторения негативного опыта и от того, чтобы снова вернуться к роли жертвы.

Откажитесь от привычки жаловаться. Она опасна тем, что быстро перерастает в основной способ реагирования на любые жизненные неурядицы, и не позволяя взять верх таким качествам, как воля, твердость, уверенность и логическое мышление. Человек оставляет попытки прикладывать усилия для решения проблем, лелеет внутри жалость к себе и чувство беспомощности. Отказ от привычки жаловаться вдохнет в вас новые силы для преодоления трудностей, и со временем вы сможете примерить на себя роль победителя.

Высоко цените и любите себя. Психология личности человека устроена таким образом, что чем больше вы питаете себя позитивными мыслями, тем больше позитива получаете извне, и наоборот. Относитесь к себе с любовью и вниманием, заботьтесь о своем эмоциональном и физическом благополучии — это и есть залог развития внутренней гармонии. Психология отношений с окружающими людьми на позитивном уровне обеспечивает эмоциональное состояние положительной активностью и привлекает в жизнь приятные события. Чтобы выйти из сценария жертвы, достаточно научиться любить себя безусловной любовью, в разных состояниях — при неудачах, плохом самочувствии, неважном течении дел.

Позитивно относитесь к жизни и думайте о хорошем. Подпитывайтесь положительными мыслями и идеями, получайте удовольствие от приятных мелочей, учитесь жить «здесь и сейчас», и ни в коем случае не поддавайтесь тревогам о возможных будущих неудачах. Помните, что каждый прожитый день — это подарок судьбы и в ваших руках находится сила, которая способна сделать этот день прекрасным и запоминающимся.

Не бойтесь обратиться к профессионалам. Если вы ищете эффективное решение, как избавиться от роли жертвы — психология вам в помощь! Специалист поможет преодолеть этот стереотип мышления и избавиться от способов реагирования на любые возникающие в жизни трудности с позиции жертвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *