Жертвенность

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова жертва

Мы предлагаем Вам перевод слова жертва на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • victim — пострадавший, добыча
    • невинная жертва — innocent victim
    • естественная жертва — natural prey
    • многочисленные жертвы — numerous casualties
  • sacrifice — жертвоприношение, приношение
    • искупительная жертва — atoning sacrifice
    • мирная жертва — peace offering
  • price — цена
  • Opfer — пострадавший, добыча
    • невинные жертвы — unschuldige Opfer
    • легкая жертва любого — leichte Beute
  • Todesopfer — погибший
    • числа жертв — Zahl der Todesopfer
  • Hingabe
  • Raub — добыча
  • victime — пострадавший, добыча, смерть
    • невинная жертва — victime innocente
  • sacrifice — жертвоприношение, всесожжение, страдалец
    • искупительная жертва — sacrifice expiatoire
  • hostie
  • patient — пациент
  • gibier — дичь

Синонимы слова жертва

благодеяние гарем дар дарование затрата клиент лепта милость одолжение подарок подношение пожертвование презент приношение расход сераль способность трата услуга щедрота благотворение

Гипонимы слова жертва

  1. сюжет

Сфера употребления слова жертва

Общая лексика Сленг Религия Жаргон Международное право

Морфологический разбор (часть речи) слова жертвы

Часть речи: существительное Род: женский Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: родительный

Склонение существительного жертва

Предложения со словом жертвы

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Лишняя жертва нечасто оказывалась на деревянному борту плохо 3 хорошо 3 2. Принесенная жертва важно осталась на абсолютной свободе плохо 6 хорошо 1 3. Предыдущая жертва приятно нашла в восторженной толпе плохо 6 хорошо 1

ЖертвенностьОгонь, Поддержка
Изображение: m
Множитель маны: 120%Требуется Уровень 38Усиливает любое умение, наносящее удары по врагам.За 1% Качества:123Усиленные умения наносят увеличенный на 0.5% урон от огняУсиленные умения имеют 0.5% увеличение области действияУсиленные умения имеют 0.5% шанс поджечьУсиленные умения наносят от (42-205) до (63-308) дополнительного урона от огня по горящим врагамЭто камень поддержки. Он дает преимущества не герою, а камню умения в связанных гнездах. Вставьте камень поддержки в гнездо, соединенное с гнездом усиливаемого камня активного умения. Щелкните ПКМ, чтобы вынуть камень из гнезда.Получение
Уровень: 38Стоимость покупки

Обычный 1x Сфера алхимии

Цена продажи
1x Обрывок свиткаПрочее
Класс предмета: Камни поддержки
ID: Metadata/Items/Gems/SupportGemImmolate

Жертвенность — это камень поддержки.

Механика и взаимодействие

Immolate will only increase the damage of skills capable hitting, so skills such as Опаляющий лучОпаляющий лучЧары, Огонь, Длится, Поддерживаемое
Расход маны: (4-11)
Время применения: 0.50 сек.Требуется Уровень 12Выпускает луч огня, который опаляет всех, кого коснётся. Чем дольше враги находятся под действием луча, тем больше урона они получают. По достижении максимального урона накладывает Восприимчивость к огню. Даже выйдя из луча, враги продолжат гореть. Скорость сотворения чар повышает скорость поворота при использовании луча.За 1% Качества:1230.5% увеличение длины луча1% увеличение длительности эффектов умений2% повышение скорости сотворения чар
На 2% меньше длительности эффекта уменияНаносит (11.7-439.4) базового урона от огня в секунду
Базовая длительность — 1.5 секунд(-ы)
Дополнительные стадии отрицательного эффекта добавляют 60% урона
Отрицательный эффект горения может иметь максимум 8 стадий
Восприимчивость к огню накладывает -25% к сопротивлению огню
Модификаторы урона от чар применяются на постепенный урон этого уменияДля получения умения выберите предмет и поместите камень в гнездо соответствующего цвета. Щелкните ПКМ, чтобы вынуть камень из гнезда. and Праведный огоньПраведный огоньЧары, Область, Огонь
Радиус: 18
Максимум зарядов: 1
Перезарядка: 0.30 сек.Требуется Уровень 16Героя охватывает волшебное пламя, которое быстро сжигает его и окружающих врагов. Урон от чар во время действия умения значительно повышается. Горение прекращается, когда у героя остается 1 очко здоровья.За 1% Качества:1231% увеличение урона от горения0.5% увеличение области действияПоложительный эффект дарует 1% увеличение урона от чарДарует на (20-39)% больше урона от чар
Наносит 20% от вашего максимума здоровья в виде базового урона от огня в секунду
Вы горите, получая 90% от вашего максимума здоровья в виде урона от огня в секунду
Наносит 20% от вашего максимума энергетического щита в виде базового урона от огня в секунду
Вы горите, получая 70% от вашего максимального энергетического щита в виде урона от огня в секунду
Наносит (35.8-1541.8) базового урона от огня в секунду
+(0-5) к радиусуДля получения умения выберите предмет и поместите камень в гнездо соответствующего цвета. Щелкните ПКМ, чтобы вынуть камень из гнезда. receive no benefit from the added damage.

Развитие камня

Ур. Доп. урон
от огня
Опыт Всего
опыта
1 38 27 40 от 42 до 63 0 0
2 40 29 41 от 47 до 70 388 734 388 734
3 42 30 43 от 52 до 78 477 437 866 171
4 44 31 45 от 58 до 87 583 786 1 449 957
5 46 33 47 от 64 до 97 710 359 2 160 316
6 48 34 49 от 71 до 107 1 355 511 3 515 827
7 50 35 51 от 79 до 118 1 138 877 4 654 704
8 52 37 53 от 87 до 131 1 368 233 6 022 937
9 54 38 55 от 96 до 144 1 638 338 7 661 275
10 56 39 57 от 106 до 159 1 956 648 9 617 923
11 58 41 58 от 117 до 175 3 655 184 13 273 107
12 60 42 60 от 129 до 193 3 017 327 16 290 434
13 62 43 62 от 141 до 212 3 576 232 19 866 666
14 64 44 64 от 155 до 233 4 231 667 24 098 333
15 65 45 65 от 163 до 244 2 395 078 26 493 411
16 66 46 66 от 171 до 256 8 421 063 34 914 474
17 67 46 67 от 179 до 268 16 159 983 51 074 457
18 68 47 68 от 187 до 281 41 170 367 92 244 824
19 69 48 69 от 196 до 294 86 794 448 179 039 272
20 70 48 70 от 205 до 308 157 405 063 336 444 335
21 72 50 72 от 225 до 337

Н/Д

Н/Д

22 74

Н/Д

Н/Д

от 246 до 370

Н/Д

Н/Д

23 76

Н/Д

Н/Д

от 270 до 405

Н/Д

Н/Д

24 78

Н/Д

Н/Д

от 295 до 443

Н/Д

Н/Д

25 80

Н/Д

Н/Д

от 323 до 484

Н/Д

Н/Д

26 82

Н/Д

Н/Д

от 353 до 529

Н/Д

Н/Д

27 84

Н/Д

Н/Д

от 385 до 578

Н/Д

Н/Д

28 86

Н/Д

Н/Д

от 421 до 631

Н/Д

Н/Д

29 88

Н/Д

Н/Д

от 459 до 689

Н/Д

Н/Д

30 90

Н/Д

Н/Д

от 501 до 752

Н/Д

Н/Д

31 91

Н/Д

Н/Д

от 523 до 785

Н/Д

Н/Д

32 92

Н/Д

Н/Д

от 547 до 820

Н/Д

Н/Д

33 93

Н/Д

Н/Д

от 571 до 856

Н/Д

Н/Д

34 94

Н/Д

Н/Д

от 596 до 894

Н/Д

Н/Д

35 95

Н/Д

Н/Д

от 622 до 933

Н/Д

Н/Д

36 96

Н/Д

Н/Д

от 649 до 974

Н/Д

Н/Д

37 97

Н/Д

Н/Д

от 678 до 1017

Н/Д

Н/Д

38 98

Н/Д

Н/Д

от 707 до 1061

Н/Д

Н/Д

39 99

Н/Д

Н/Д

от 738 до 1107

Н/Д

Н/Д

40 100

Н/Д

Н/Д

от 770 до 1155

Н/Д

Н/Д

Получение предмета

Способы получения

Этот предмет можно получить следующими способами:

Кол-во Ингредиент Общие примечания Тип
9 Дары царицы каменитовДары царицы каменитов9Камень поддержки 20 уровняГоспожа Диалла —
символ нашего величия.
Она сияет ярче всех камней.
случайный камень с меткой «Поддержка» 20 уровня Автоматически
7 Подчинение ДиаллыПодчинение Диаллы7Камень поддержки высокого качества
Качество: +23%
ОскверненоТо красоты и невинности символ
с разумом, что искажён самоцветами.
Камни её Малахай изувечил.
В море безумия виден
лишь отблеск величия.
случайный осквернённый камень с меткой «Поддержка» и качеством 23 Автоматически
6 ЛисаЛиса6Камень 20 уровня»Ум, сила и хитрость — без этих лисьих качеств суровую зиму не пережить».
— Пословица эзомитов
случайный камень 20 уровня Автоматически
3 Клятва камнерезчикаКлятва камнерезчика3Камень высокого качества
Качество: +20%»Я поклялся работать на благо людей. Что хорошего в прекрасном камне, если он лежит без пользы?» — Эразм, имперский камнерезчик
случайный камень с качеством 20 Автоматически

Награда за задание

Дается в качестве награды за следующие задания:

Класс → Ведьма Бандит Охотница Дуэлянт Дикарь Жрец Дворянка
Задание ↓
Вечный кошмар
Акт 4

Награда торговца

Можно приобрести у перечисленных торговцев после выполнения следующих заданий:

Класс → Ведьма Бандит Охотница Дуэлянт Дикарь Жрец Дворянка
Задание ↓
Вечный кошмар
Акт 4
Петарус и Ваня
Впавшие в немилость
Акт 6
Лилия Рот

Предметы

Уникальные предметы

Предмет Свойства
Копия Горькой мечтыКопия Горькой мечты
Скипетр тениСкипетр
Качество: +20%
Физический урон: 34.8–52.8
Шанс критического удара: 6.20%
Атак в секунду: 1.25
Дальность оружия: 11Требуется Уровень 32, 52 Сила, 62 Инт22% увеличение урона от стихийРазмещённые камни усилены Пронизывающей стихией 1 уровня
Размещённые камни усилены Жертвенностью 10 уровня
Размещённые камни усилены Безграничными состояниями 1 уровня
Размещённые камни усилены Укусом Льда 10 уровня
Размещенные камни усилены Вдохновением 1 уровня
Размещённые камни усилены Возбуждением 10 уровня»Попытка №2520. Бьюсь над этим дольше, чем я помню.
Убеждён, что это задание — возмездие от моего начальника…»
32 22% увеличение урона от стихийРазмещённые камни усилены Пронизывающей стихией 1 уровня
Размещённые камни усилены Жертвенностью 10 уровня
Размещённые камни усилены Безграничными состояниями 1 уровня
Размещённые камни усилены Укусом Льда 10 уровня
Размещенные камни усилены Вдохновением 1 уровня
Размещённые камни усилены Возбуждением 10 уровня

Свойства

Наименование Тип генерации Свойства Spawn Weighting
Древнего Суффикс 68 (8-12)% увеличение длительности поджога на врагах
Размещённые камни усилены Жертвенностью 16 уровня
helmet_elder 800
default 0
Древнего Суффикс 75 (13-16)% увеличение длительности поджога на врагах
Размещённые камни усилены Жертвенностью 18 уровня
helmet_elder 800
default 0
Древнего Суффикс 80 (17-20)% увеличение длительности поджога на врагах
Размещённые камни усилены Жертвенностью 20 уровня
helmet_elder 800
default 0

История изменений

Версия Изменения
3.0.0
  • Добавлено в игру.

Вопрос: Из Писания мы знаем, что люди всегда приносили жертву Богу. Самой главной и спасительной для нас стала жертва мучительной смерти Иисуса Христа. А почему Богу нужна именно плотская жертва? (Ирина, г. Москва)

Митрополит Иларион: Бог не нуждается в жертвах. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он – самодостаточный, как говорят нам богословы. Когда древние люди приносили в жертву животных, эти жертвоприношения совершались для искупления грехов. Но как говорит апостол Павел, никакие жертвоприношения не могут искупить человека от греха. И такой искупительной жертвой за всех людей стал Иисус Христос, Который умер на кресте, а затем воскрес.

Почему Богу Отцу была нужна эта жертва? На это богословы отвечают по-разному. Есть мнение, что Иисус Христос принес Себя в жертву дьяволу, но это мнение было отвергнуто древней Церковью. Есть другое мнение, что Иисус Христос умер на кресте для того, чтобы удовлетворить правосудие Бога Отца. Но и это мнение не разделяют очень многие богословы Православной Церкви.

Наверное, правильнее всего сказать, что крестная жертва была нужна не Богу Отцу, а нам с вами. Именно так говорит святитель Григорий Богослов – автор IV века: «Нам, чтобы ожить, необходим Бог воплотившийся и умерщвленный». То есть крестная жертва была нужна не Богу Отцу, а нам, во искупление наших грехов. И мы приобщаемся к плодам этой жертвы, когда принимаем крещение, когда участвуем в церковных таинствах и когда исполняем заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

  • Жертва доставляет человеку радость Паисий Святогорец
  • О девятой Заповеди блаженств свт. Николай Сербский

***

Же́ртвенность – христианская добродетель, заключающаяся в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему.

Высшими формами жертвенности являются мучениченичество и смерть. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1Кор. 10:24).

«Что вы сделали одному из малых сих – то сделали Мне» (Мф. 25:40-45).

Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви.

«Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3).

Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас.

Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.

cвятитель Николай Сербский:
«Всякая добродетель рождает жертвенность. Совершенная добродетель рождает полное самоотречение. Высшая добродетель – любовь – рождает совершенное самоотречение».

***

См. также: ЛЮБОВЬ, ЖЕРТВА, КРЕСТ, МИЛОСЕРДИЕ, МИЛОСТЫНЯ

(продолжение)

Мы с вами в целом рассмотрели мифоритуальный образ Чертомлыкского сосуда, а так же символику и функцию его краников-сливов. Вспомним, что верхний мир сосуда отделен от нижнего мира-лона-древа разделительной линией проходящей на плечиках сосуда и орнаментированной узором меандра, на который опираются два верхних изобразительных фриза: сцена терзания оленя грифонами (с двух сторон от ручек) и фриз-сцена – поимка и приручение скифами диких коней. Как мы уже отмечали меандр, и в греческой и в скифской культуре – древний образ воды, первородного хаоса, изначальной энергии порождения, т.е. пространства Богини-матери-охранительницы. В контексте структуры верхних фризов сосуда он функционально замещает собой все нижнее пространство, орнаментально опоясывая собой его тело.

Большинство исследователей Чертомлыкского сосуда всегда проявляли особый интересен к его среднему фризу, изображающему ловлю и приручение диких коней. Но так как все фризы (элементы) Чертомлыкского сосуда, на каждой из его сторон взаимно связаны, перекликаясь друг с другом и по горизонтали и по вертикали (мы это уже показали), то и большинство исследователей скифского артефакта так же соотносили смыслы фриза поимки коней с фризом терзания оленя.
На верхнем фризе сосуда изображены два грифона, терзающие с разных сторон лежащего оленя. Грифон в греко-скифском изображении хищное существо составленное из кошачьего туловища, орлиных крыльев и орлиной (стилизованной) головы на длинной драконьей шее с выраженным зубчатым гребнем. Многие исследователи относят грифона к хтоническим существам, связанным с зоной смерти, тьмы. Составленный из разных существ, грифон не может быть семантически прост, не может представлять только одну сторону бытия. Вероятно, нельзя в архаических сценах терзания разделять хищника и жертву, интерпретировать их друг от друга, да еще и разводить по разным семантическим полюсам. Не зря же штандарты с летящим геральдическим грифоном-драконом сопровождали и скифских и сармато-аланских всадников. Скорее всего, перед нами один из важнейших энергетических механизмов скифского мироздания, не существующий отдельно от его космогонического смысла. Терзание грифоном оленя, как образного заместителя этого мироздания и составляет космогонический акт творения и возрождения через уничтожение. Результатом этого космического акта является благодать мира, божественный фарн, без явления которого мир и его человек обречены на хаотическое безвременье. Терзание это вечный двигатель вселенной.
Интересно отметить разное положение фигуры оленя, терзаемого грифонами на лицевой и оборотной стороне Чертомлыкского сосуда. На лицевой стороне (со стороны Пегаса) – голова оленя повернута к зрителю в фас, а на оборотной располагается в профиль. Поворот головы в фас акцентирует всю сцену терзания как главную, а оленя как божественный образ, находящийся в особом трансцендентном состоянии. Любопытно, что на лицевой стороне олень выдвинул правую переднюю ногу, а стоящий перед ним грифон опустил свою правую ногу на левую оленя. С противоположной стороны олень выдвигает правую переднюю и правую заднюю ноги, т.е. как бы распластывается, а стоящий перед ним грифон кладет свою левую ногу на правую оленя. Перед нами точная стратификация действий на определенных сторонах сосуда.
Итак, как мы помним, по горизонтали сосуд делится на традиционные, сакрально определенные четыре устойчивые направления. Имея такую выверенную ориентацию в теле-пространстве сосуда-мироздания, легче определиться со смыслами сюжетного фриза поимки и приручения коней.
Исследователи семантического текста Чертомлыкского сосуда определили, что наиболее логичным порядком рассмотрения фриза является двукратное следование от задней стороны сосуда, где две развернутые в противоположные стороны фигуры пасущихся коней как бы указывают направление «чтения», к центральной кульминационной сцене, являющейся заключительной. При этом прочитываться, видимо, должны не сначала одна, а затем другая половина фриза, а поочередно сцены из обеих частей. Тогда сюжет развертывается следующим образом: пасущиеся кони, их отлов, проверка статей пойманного животного и стреноживание оседланного коня и завершающая кульминационная сцена его жертвоприношения. Необходимо отметить, что в сюжетном фризе присутствует сакральный числовой символизм. Количество коней равно магическому числу семь, а число сюжетных узлов – четырем, что в целом отображает числовую символику древнего космоса.
Начало сюжетного фриза, сцена спокойно пасущихся коней, совпадает с изображением сидящих на аканфе и клюющих его колоски птиц, расположенном на противоположной стороне от Пегаса. Перед нами пространство порождения, место изначальных, благодатных, вскармливающих энергий земли, точка отсчета, как для жизни мира, года (зимнее солнцестояние), так и человека, хотя (и это очень важно) фигура человека появляется только возле ручек сосуда, т.е. отодвинута на другую сторону. Следующая сцена переводит нас в пространство активной жизни. Кони вздыблены, повернуты мордами к начальной точке рождения, но крепко удерживаемы ловцами, что символизирует бурное весеннее, молодое состояние мира (весенне солнцестояние), природы, человека. Кони, являя собой энергию природного, неукрощенного противопоставляются человеку, культуре. Для культуры энергия дикого, неукрощенного уподобляется энергии хаоса, а значит смерти. Для того чтобы эта энергия вошла в мир человека, она должна быть укрощена, одомашнена.
Сцене поимки коней противостоит их статическое, укрощенное положение. Ведь только в спокойном состоянии и можно проверить конское качество (стать), а значит и оседлать (стреножить). Статика открывает вершину жизни мира, середину года (летнее солнцестояние), зрелость человека. В этом состоянии осознаются высшие смыслы бытия, цикл которого вскоре завершится. Так перед нами предстает последняя сцена жертвенной смерти коня.
По свидетельству Геродота (IV, 59-62), скифы приносили коней в жертву всем семи богам своего пантеона, а также убивали их при погребении и на поминках царя (IV ,72). «Обряды жертвоприношения всем богам и на всех праздниках у них одинаковы… Жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю», т.е. точно так, как это показано на Чертомлыкском сосуде.
У ведических ариев этот ритуал назывался «ашвамедха» – жертвоприношение белого коня, и был связан с космогонической символикой мироздания. Обряд проводился в день солнечного равноденствия. Лучшего царского белого коня (правого коня колесницы) привязывали к столбу – символу Мирового древа, увенчанному колесом – символ солнца (так как Древо опора солнца), и убивали. Части тела жертвенного коня ассоциировались с элементами космоса: передняя часть – восток, задняя – запад, четыре ноги – четыре стороны света, голова – небо, тело – земля, хвост – нижний мир, кровь – сперма, зарождающая новую жизнь. Коня убивали, отделяя голову и ноги (ногу). Большое значение в «ашвамедхе» имела числовая символика. Обряд был связан с представлением о трех сферах мироздания: высшее небо богов, атмосфера, где живут люди, и земля, пространство Богини-матери. Яркое отражение в обряде нашло трехчастное деление общества на жрецов, воинов и рядовых общинников. В ритуале участвовали три жены царя, принадлежавшие к трем классам, кастам общества: брахманка, кшатрийка и вайшья. На Чертомлыкском сосуде в жертвоприношении коня так же принимают участие три человека, три скифа, два из которых стоят со стороны головы и торса, а один со стороны крупа, что можно трактовать как акцентирование верха, середины и низа или духовной, физической (воинской) и сексуальной (производительной) энергий.
«Ашвамедха» трактовалась как смерть царя и его возрождение в новом качестве. После этого обряда царь считался перевоплотившимся, наделенным сверхъестественными силами и бессмертием. Время и место жертвоприношения являлись онтологической точкой, в которой были свернуты пространство и время, точкой изначального, потенциального бытия, зародышем нового мира, нового пространства-времени. Фриз «поимки и приручения коней» можно ассоциировать с ритуальным пространством авестийского жертвоприношения и с его циклическим ритуальным временем.
Здесь важно отметить, что только в двух, противостоящих друг другу, сценах сюжетного фриза головы коней касаются земли. Но если в первой сцене конь вскармливается ее благодатью, т.е. нарождается из нее, то во второй он уходит в землю, жертвенно умирает, завершая бытийный цикл. Так вечером уходит солнце, зимой тепло, в старости жизнь. Опоясывающий нижнюю границу фриза меандр – образ рождающей среды, в которую погружается все умирающее, чтобы вновь воскреснуть и породиться. Но любой жертвенный исход – это начало пути вверх, к божеству, а возвращение от него, рождение в мире ознаменуется благодатью, фарном. Так как сцена терзания оленя располагается как раз над сценой жертвоприношения коня, то мы можем утверждать, что перед нами формула жертвенного рождения-смерти, а противостоящая сцена терзания оленя воспроизводит формулу смерти-рождения и располагается над сюжетом рождения коней.
В свете сказанного особый интерес представляет фигура изображенного в анфас (справа от жертвенного коня) босоногого мужчины, спустившего с правого плеча меховой кафтан и оголившего правую руку. Скифы табуировали изображение обнаженного тела, поэтому обозначенная фигура явно акцентирована исполнителем сосуда. К сожалению, кисть правой руки у этой фигуры утрачена, и мы не знаем, какой предмет она держала. Некоторые исследователи предполагают, что это был нож, которым и будет совершено жертвоприношение, а сам босой человек – жрец-жертвователь. Но как мы показали выше – перед нами сцена бескровного жертвоприношения коня совершаемого удушением (петля Варуны).
Скорее всего, перед нами символический образ жертвенного человека. Вид этого странного персонажа напоминает рассказ Геродота о человеческом жертвоприношении у скифского святилища Ареса, где жертва расчленялась посредством отсечения правой руки с плечом. Изображения подобного жертвенного человека можно увидеть на пластинке из коллекции Романовича и на Сахновской пластинке. История человечества знает общества, у которых не существует мифов, но не знает обществ, у которых нет ритуалов. В акте жертвоприношения община совершает насильственную смерть живого существа, чтобы благодаря трагическому акту перейти к новому витку существования. Но перед нами не впрямую изображение жертвенного человека, а символ самой идеи жертвенности, исхода устаревшей за прожитый год жизни (исхода энергии) ради нарождения новой жизни, омоложения (обретения энергии).
Жертвенный человек повернут лицом к реальным исполнителям ритуала, так же как и жертвенный олень, терзаемый грифонами над ним. Он, по сути, замещает собой реального участника ритуальной трапезы, молитвословие которого и ритуальное возлияние – есть символ жертвы. Поэтому в руке у обозначенной персоны, скорее всего, была изображена ритуальная чаша (ритон), а ее утрата, возможно, произошла не случайно, а в процессе погребального ритуала, в котором скифский вождь реально вступил на мистический Путь к предкам, к бессмертию, т.е. стал реальным заменителем жертвенного человека.
Но «жертвенный» человек может на самом деле изображать жреца-посвятителя жертвенного коня, человека ритуально отправляющего жертву к богам. Такой реальный человек, «бæхфæлдисæг» ритуально организовывал традиционный осетинский погребальный обряд «бæхфæлдисын» – посвящение коня покойнику, в котором избранный мистический конь перевозил на себе душу умершего в загробный мир. Посвятитель произносил текст обряда с чашей в руке. Но в контексте скифской культуры таким посвятителем мог выступать сам глава скифского общества – вождь, наделенный воинским и жреческим статусом. Возможно, мы имеем уникальный пример – как должен был внешне выглядеть статусный человек, посвятитель жертвы. Возможно, чтобы проводить обряд он должен был уничтожить в своей одежде границы между тремя мирами – оголенный и босоногий. При этом первый вариант представляется нам более емким. Жертвенный человек – как символ жертвенности.
Выбрав главной стороной Чертомлыкского сосуда место, где изображены символы жертвоприношения, мастер, изготовивший его, представил нам важнейший для древнего сознания акт космизации мира. Через жертвоприношение проводилась универсальная в древности идея самопожертвования ради получения новой жизни. Сознание древнего человека переводило образ сакральной вещи из тварной области в духовную. Поэтому обрядово связанная с ритуалом сакральная вещь (сосуд) соединяла в себе тексты человеческого мира и мира Божьего, являясь медиатором в этом разговоре. Через священную вещь общество совершало ритуальное жертвоприношение (как мы уже показывали, во всех религиях ритуальные напитки символизируют образ жертвы, крови), согласуя таким образом обмен энергиями мироздания – жертва Богу возвращалась благодатью социуму. Крылатый конь Чертомлыкского сосуда изливал из себя не просто ритуальный напиток, а божественную благодать, возвращенную людям после жертвоприношения, в процессе ритуального застолья.
Не будем забывать того, что именно сосуд была центром ритуального застолья. Авестийское выражение, употребляемое в значении «молиться», «почитать», дословно означает «приносить жертву». Слова «жрать», «жертва», «жрец» связаны во многих индоевропейских языках. Сидение за трапезой – священное действо. Пиршество принадлежало к важнейшим учреждениям общественной жизни. В традиционном обществе ритуальный прием пищи и спиртного были главным средством влияния на окружающую природу и реальную жизнь. Благосклонность богов к человеку определялась через пир. Осетинское обрядовое пиршество с жертвоприношением, обозначенное словом «куывд», является религиозно-культурным термином, выражающим такое важное понятие духовной жизни, как молитвотворение.
По представлениям древних, ритуальное опьянение осмысливалось как ритуальная «смерть-рождение», при этом сопровождающие его картины могли восприниматься, как картины из жизни «истинного мира предков». Ритуальное опьянение архаическое мышление соотносило с прелюдией смерти, временной смертью, а та, в свою очередь, выступала жертвоприношением ради возвращения перерожденного мира. Напиток в сосуде – это жертва в честь бессмертных богов, причем выпивающий из нее сам перерождается в эту жертву, как бы становится ее олицетворением.
Чертомлыкский сосуд не только был статическим олицетворением модели мира, но и воспроизводил в своей ритуальной функциональности важнейшие динамические смыслы мироздания, посредством которых древний человек обретал устойчивое, гармоничное ощущение мира как родового гнезда.

Валерий Цагараев,
Искусство и время,
Владикавказ, издательство «Ир», 2003

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *