Жестовый словарь

Обучающие видеоматериалы по русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!»

Новинка 2015 года – выпуск диска для обучения русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!». Это специально разработанные видеоматериалы для слышащих, которые хотят ознакомиться с культурой и языком глухих.

Курс разработан специалистами Центра образования глухих и жестового языка имени Зайцевой.

— Краткая информация о глухих и слабослышащих.
— 100 наиболее употребляемых жестов
— Видеоклипы о правилах общения с глухими.
— Распространенные фразы/диалоги, используемые в общении.

Выпуск диска стал возможным благодаря проекту ВОГ «Сохраним и узнаем разнообразие русского жестового языка», финансовую поддержку частично оказал фонд «Русский мир».

Раздел ЭТО ВАЖНО содержит жесты:
Я
ТЫ
ГЛУХОЙ
СЛЫШАЩИЙ
ПЕРЕВОДИТЬ
ПОМОГАТЬ
ЛЮБИТЬ
ДА
НЕТ
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ДО СВИДАНИЯ
СПАСИБО

Раздел ВОПРОСЫ содержит жесты:
КТО?
ЧТО?
КУДА?
ГДЕ?
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
ОТКУДА?
КАКОЙ?
ЧЕЙ?
КАК?
КОГДА?

Раздел КТО — ЧТО содержит жесты:
ЖЕНЩИНА
МУЖЧИНА
ЧЕЛОВЕК
МАМА
ПАПА
МУЖ (ЖЕНА)
ДРУГ
ВРАЧ
КОШКА
СОБАКА
АДРЕС
ТЕЛЕФОН (МОБИЛЬНЫЙ)
ИНТЕРНЕТ
ГОРОД
АВТОБУС
МАШИНА
МЕТРО
ТРАМВАЙ
ТРОЛЛЕЙБУС
МАРШРУТКА
ТАКСИ
САМОЛЕТ
ПОЕЗД
АЭРОПОРТ
ВОКЗАЛ
МАГАЗИН
РЫНОК
БАНК
БОЛЬНИЦА
ПОЛИЦИЯ
ШКОЛА
РАБОТА

Раздел ЧТО ДЕЛАЕМ? содержит жесты:
ЕСТЬ
БЫЛО
НЕ БЫЛО
БУДЕТ
НЕ БУДЕТ
ПОНИМАТЬ
НЕ ПОНИМАТЬ
ЗНАТЬ
НЕ ЗНАТЬ
ГОВОРИТЬ
ПИСАТЬ
ХОТЕТЬ
НЕ ХОТЕТЬ
ПОМНИТЬ
ДЕЛАТЬ
ОТВЕЧАТЬ
СПРАШИВАТЬ

Раздел КАК – КАКОЙ? содержит жесты:
ХОРОШО
ПЛОХО
НОРМАЛЬНО
БОЛЬНО
МЕДЛЕННО
БЫСТРО
МАЛО
МНОГО
ХОЛОДНО
ЖАРКО
ОПАСНО
КРАСИВЫЙ
ВКУСНЫЙ
УМНЫЙ
ДОБРЫЙ
СПОКОЙНЫЙ

Раздел КОГДА? содержит жесты:
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА
ЗАВТРА
УТРО
ДЕНЬ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
НЕДЕЛЯ
МЕСЯЦ
ГОД

Раздел ДАКТИЛОЛОГИЯ содержит обозначения букв русского алфавита.

Раздел ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ содержит обозначения цифр.

Раздел ПОГОВОРИМ содержит фразы на жестовом языке:
Я тебя люблю.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Вы учитесь или работаете?
Где вы работаете?
Мне нужна работа.
Я живу в России.
Дай мне твой адрес.
Пришли мне е-майл.
Я тебе пришлю смс.
Пойдем гулять.
Здесь на велосипеде ездить опасно.
У вас есть машина?
У меня есть водительские права.
Ты хочешь чай или кофе?
Осторожно, молоко горячее.
У меня глухой сын.
Это хороший детский сад для глухих детей.
У вас есть глухие воспитатели?
Родители глухих детей должны знать жестовый язык.
Моя дочь слабослышащая, у нее есть слуховой аппарат, а кохлеарная имплантация ей не нужна!
Хорошие переводчики везде нужны.
Я хочу смотреть фильмы с субтитрами.
В России много талантливых глухих художников и актеров.
Мне нужен переводчик.
Вам вызвать врача?
Ты хочешь пить?
Я люблю детей.
Пойдём поиграем.

Раздел ЭТО НУЖНО содержит фразы на жестовом языке:
Я – глухая.
Я – слабослышащая.
Я не слышу.
Я немного знаю жесты.
Ты знаешь жестовый язык? – Я жесты знаю не очень хорошо, а вот дактилологию знаю.
Вам помочь?
Вам нужен переводчик?
Где вы живете?
Вы откуда?
Где автобусная остановка?
Станция метро близко.
Я хочу пить.
Где туалет?

В данном разделе даны правила общения с глухими людьми и простые диалоги на жестовом языке.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ

Правила общения с лицами с нарушениями слуха:
— смотреть в лицо собеседнику, не отворачиваться во время беседы.
— не повышать голос, но четко артикулировать.
— прибегать к услугам переводчика жестового языка.
— передавать информацию письменно любыми способами.

Основные способы привлечения внимания глухих и слабослышащих:
— похлопывание по плечу.
— махание рукой.
— стучать по столу.

Диск также содержит брошюру «Что вы хотели узнать о глухих», выпущенную Центральным правлением Всероссийского общества глухих к Международному дню глухих. В ней кратко изложена общая информация о глухих людях и принципах общения с ними. Брошюра составлена в основном в вопросно-ответном формате, так что читается очень легко.

Проблемы с коммуникацией мальчик ощутил в самом раннем возрасте.

«В детский сад я ходил вместе со слышащими детьми. Получается, что никакого развития и воспитания не было, я просто играл, пребывал в одиночестве», — говорит он.

Затем мальчика записали в специализированный детский сад, а после мама решила отдать сына в ачинскую школу для слабослышащих. Там в старших классах он настолько увлекся волейболом, что даже начал подумывать о карьере профессионального спортсмена.

«Спортом я начал заниматься с 16 лет. В 10-м классе пришел новый преподаватель по волейболу, он нас очень заинтересовал. Мы начали выступать на соревнованиях, соревновались со слышащими. Сборная нашей школы участвовала в турнирах по городу Ачинску и по всему региону, мы занимали призовые места», — вспоминает он.

Занимались столь серьезно, что Приходько сдал на разряд мастера спорта по волейболу. Математика тоже шла отлично: по этому предмету он стабильно получал хорошие отметки и побеждал в олимпиадах.

А вот остальные предметы давались непросто. Сложности в обучении, вспоминает Алексей, вызывало то, что учителя практически не использовали жестовый язык.

«Они с детьми общались при помощи устной речи, это связано с программой обучения. Я в семье постоянно общался с родителями, братьями и сестрами на русском жестовом языке, поэтому коммуникация в школе с педагогами была затруднена», — делится он.

Победила наука

После школы Алексея пригласили в Новосибирск: он участвовал в олимпиаде, организованной Институтом социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, и хорошо себя зарекомендовал.

«У меня был выбор — либо пойти в спорт, серьезно заниматься волейболом, либо в НГТУ. Мне больше нравился спорт, но все настаивали на том, чтобы я пошел в НГТУ», — делится Приходько.

Сначала юноша поступил на уровень колледжа в Институт социальной реабилитации НГТУ по специализации «информатика». На тот момент у него не было не только представления о профессии программиста, но даже компьютера.

«Финансовое положение моих родителей тогда не позволяло его купить. Я вообще не понимал, что такое компьютер, зачем он нужен», — вспоминает Алексей.

Поскольку профильные предметы начались только на третьем курсе, сначала это не было большой проблемой, а потом на помощь пришел дедушка, на сбережения которого и купили столь важную для программиста вещь. Компьютерные программы Приходько освоил быстро и защитил диплом на «отлично».

Потом было четыре года бакалавриата и очень-очень много тренировок.

«Я участвовал в Сурдлимпийских играх в 2009 году в Тайбее, становился призером чемпионатов России по пляжному волейболу», — рассказывает собеседник.

Математика и волейбол продолжали свое противостояние. Приходько уже в бакалавриате стал реализовывать свои первые проекты, но так как спорту он уделял больше внимания, то не смог попасть на бюджет в магистратуру. Пришлось поменять кафедру на том же факультете — автоматики и вычислительной техники, где Алексей легко прошел на бюджет.

Однако его опять подстерегали проблемы: у преподавателей новой кафедры, в отличие от прошлой, не было опыта преподавания для глухих, а до зачисления о своей особенности Алексей решил никому не говорить. Несмотря на это, с программой в общей группе он справился: какие-то вопросы приходилось решать с переводчиком, где-то помогали одногруппники.

Учась в магистратуре, Алексей принял участие в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина, где выиграл грант, попав в число 300 лучших магистрантов России по итогам рейтинга фонда. После успешно поступил в аспирантуру и окончил ее.

Что же касается волейбола, сейчас Алексей уделяет ему значительно меньше времени, но и сегодня он играет за университет и факультет. А находясь в самоизоляции, заменил спорт бегом по лесному массиву.

Жестовый полиглот

Сейчас Алексей может общаться на четырех жестовых языках — немецком, американском, русском, освоил он и общение по международной жестовой системе, позволяющей обсуждать несложные темы.

После аспирантуры юноша по программе обмена полгода жил в Германии, работал в Гамбургском университете — одном из крупнейших академических центров Германии. Именно этот опыт, считает Алексей, и стал одним из важнейших для его дальнейшей научной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *