Житие Иоанна шанхайского

Свт. Иоанн Шанхайский

Иоанн (Максимович) (1896-1966), архиепископ Сан-Фрацисский и Западно-Американский, Шанхайский, святитель, чудотворец

Память в субботу ближайшую к 19 июня (РПЦЗ), 19 июня в день преставления, 29 сентября в день обретения мощей (РПЦЗ), а также в Соборе Полтавских святых (Укр.)

В миру Максимович Михаил Борисович, родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречён Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. Происходил он из дворянской семьи Максимовичей, среди предков его был просветитель Сибири святитель Иоанн Тобольский. Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитали сына в благочестии, возгревая в нём стремлении стоять за истину и горячую любовь к отечеству.

Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить как они. И в детских играх выразились его стремления — игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости — в монастыри. Святогорский монастырь, стоявший недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.

Михаил думал посвятить свою жизнь служению родине, вступив либо в военную, либо в гражданскую службу. Вначале он он поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который окончил в 1914 году. Затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета, который окончил в 1918 году. Учился он превосходно, хотя часть своего времени уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нём стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний (Храповицкий), ставший его духовным наставником, и Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни. В конце концов, как он вспоминал, местный монастырь и храм стали ему ближе, чем любые светские заведения.

Трагедия 1917-1918 годов окончательно убедила его в слабости человеческой, в непрочности всего земного. Сохраняя всю жизнь пламенный патриотизм, ставший в нём верой в возрождение Святой Руси, он решил отречься от мира и всего себя посвятить служению Богу. Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где Михаил поступил в университет на богословский факультет в Белграде, который окончил в 1925 году. Для того, чтобы прокормить семью, оказавшуюся в бедности, Михаилу приходилось продавать газеты. Но его духовный наставник, владыка Антоний, также оказался за границей, и Михаил продолжал окормляться у него.

Иеромонах Иоанн (Максимович). Фотография 11.V.1934.

Монашество

В 1926 году Михаил был пострижен в монашество с именем в честь своего предка святителя Иоанна Тобольского. Постриг был совершён митрополитом Антонием в Мильковой обители. Далее тем же владыкой он был рукоположен во иеродиакона, а на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы рукоположен во иеромонаха епископом Гавриилом Челябинским. Со дня своего иноческого пострига отец Иоанн больше никогда не спал лёжа на постели — если засыпал, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно пребывал в молитве, вкушал пищу раз в день и ежедневно служил Божественную литургию.

Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству — с 1929 года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля. Уже в то время святитель Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Отец Иоанн быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами и сам относился к ним как любящй отец — по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением.

В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

Владыка Шанхайский

Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, он стал ссылаться на своё косноязычие, но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

В мае 1934 года иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинского, и отбыл ко своей пастве. Это была последняя хиротония, совершённая митрополитом Антонием (Храповицким). В письме епископу Хайларскому Димитрию владыка Антоний так писал об отце Иоанне: «Как мою душу, как моё сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребёнок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Новый епископ прибыл на свою кафедру в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и с удвоенной ревностью продолжил здесь своё пастырское и подвижническое делание. Здесь он сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. Обладая неиссякаемой энергией, в Шанхае владыка Иоанн был вдохновителем множества начинаний, принимал самое живое участие во многих общественных делах русской общины. Тут он довершил возведение нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», возвёл величественную Свято-Николаевскую церковь — «Храм-Памятник Царю Мученику Императору Николаю II и Его Августейшей Семье», основал дом для престарелых и детский приют в честь святого Тихона Задонского. Приют владыка населил брошенными детьми, которых сам бесстрашно собирал с улиц и из трущоб Шанхая. Вначале в приюте проживало восемь сирот, с годами он стал давать убежище сотням, а в общей сложности через него прошло 1500 детей. Дети, несмотря на обычную строгость владыки, были ему абсолютно преданы, а сам святитель подвизался за них перед Господом. Так, когда во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей, владыка молился всю ночь, а утром — звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта.

Свт. Иоанн (Максимович). Фото

Как и прежде, святитель укреплялся и просвещал паству ежедневным совершением Божественной Литургии. Владыка был очень строг в алтаре, требовал точного знания правил и следования им, запрещал любые разговоры во время службы и очень часто оставался в храме долгое время после богослужения. Затем он ежедневно посещал больных, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадёжно больных по молитвам святителя Иоанна, его негаданных явлений в самый нужный момент. Посещал святитель и заключённых в тюрьмах, и душевнобольных и одержимых в госпитале для умалишённых. И везде он благовествовал и проповедовал, пробуждая совесть одних и согревая сердца других.

Строжайшая аскетическая жизнь владыки выражалась не только в постничестве (он принимал пищу лишь раз в день, а в посты питался лишь просфорой) и лишении себя сна. Чтобы избежать мирской славы и внимания, владыка усвоил черты юродства, в котором ещё ярче просиял его подвиг. Так, святитель Иоанн всюду ходил или босиком, или в одних сандалиях, даже зимой. Свою рясу он донашивал до такой ветхости, что та была похожа больше на одежду нищего. По утверждению некоторых, косноязычие владыки объяснялось тем что он настолько истощал себя, что от слабости его нижняя челюсть отвисала и не давала говорить ясно. Однако, как рассказывал бывший прислужник владыки тех лет, принявшийся было подражать тому в постном подвиге и встревоживший этим родителей, святитель, узнав об этом, приказал ему съесть колбасы в Великий Пост и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольных подвигов.

Между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью

Во время японской оккупации военного времени владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями. В этот период сообщение с Архиерейским Синодом Зарубежной Церкви прервалось, и Дальне-Восточный митрополичий округ оказался в условиях вынужденного самоуправления. После того как архиереи Харбинской епархии и владыка Нестор (Анисимов) в 1945 году признали своим кириархом патриарха Московского и всея Руси Алексия, владыка Иоанн был также склонен последовать за ними, «так как — по его словам, — в законности признанного, как своей Поместной, так и всеми другими Поместными Церквами Патриарха сомнений не имеется». Однако когда владыка Иоанн узнал о продолжении деятельности митрополита Анастасия, он счёл себя обязанным оставаться, как и прежде, в повиновении первоиерарха Зарубежной Церкви. Оказавшись единственным дальневосточным архиереем в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, решением Мюнхенского Архиерейского Собора от 10 мая 1946 года он был назначен самостоятельным владыкой и возведён в достоинство архепископа. Последователи Зарубежной Церкви в Китае сплотились вокруг него .

Исход из Китая

Свт. Иоанн (Максимович). Икона из Ирландии.

С приходом к власти в Китае коммунистов русские, не принявшие советское гражданство, были снова обречены на исход. Большинство Шанхайской паствы владыки ушло на Филиппины — в 1949 году на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святителю, который сам ездил в Вашингтон и добился, чтобы в американские законы были внесены поправки и бо́льшая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебралась в США, а остальные — в Австралию.

Архиепископ Западной Европы

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен окормлять паству Русской Православной Церкви Зарубежом в Западной Европе и Африке с титулом «Брюссельский и Западноевропейский» и с кафедрой в Париже. Владыка оставался тем аскетом, строгим архиереем, жертвенным пастырем и духоносным молитвенником, каким был на Шанхайской кафедре, и в истосковавшейся по истинной святости Западной Европе ярко проявилась тяга множества инославных к сосуду Божьей благодати.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Икона из храма во имя всех святых в земле Российской просиявших, Париж.

Здесь владыка стал восстанавливать память и почитание древних православных святых Запада и привёл в лоно Церкви многих новообращённых из местных народов, присоединив к Зарубежной Церкви много французских и голландских приходов. Слава о нём распространялась среди всего населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Жан Босой». В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что когда он молился, Бог был милостив. Так, в парижском госпитале лежала одна православная, стеснявшаяся перед соседками по палате прибытия к ней оборванного и босого епископа. Но когда тот преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живёт в Версале, и когда её дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Архипастырь Сан-Францисский

В 1962 году в связи с трудностями с постройкой нового собора в Сан-Франциско святитель Иоанн, по просьбе тысяч бывших шанхайских пасомых владыки ныне проживавших там, был назначен на Западно-Американскую кафедру. В это время давний друг владыки, архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушёл на покой, в его отсутствие сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. Немало скорбей перенёс здесь святой, был даже принуждён появиться в гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в недочётах приходского совета. Но любовью и долготерпением святитель довёл дело до конца, и в 1964 году собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» был возведён. И в последние годы земной жизни, несмотря на вражду, святой продолжал творить чудеса своими неусыпными молитвами.

Кончина и почитание

Мощи свт. Иоанна Шанхайского в Сан-Францисском Радосте-Скорбященском соборе

По нескольким свидетельствам, владыка Иоанн предвидел время и место своей кончины.

Скончался 2 июля 1966 года, в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года. Он отслужил Божественную Литургию и оставался в алтаре наедине с иконой ещё часа три; затем, навестив с чудотворным образом духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит.

Скорбь переполнила сердца многих людей во всём мире, любивших великого архипастыря. Голландский православный священник с сокрушённым сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чём ты молишься, получишь»».

Шесть дней лежал владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Отпевание возглавил митрополит Филарет (Вознесенский). На погребальной службе и множество собравшихся, и сами совершавшие службу епископы не могли сдерживать рыданий. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали: казалось, будто они присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретённого святого.

Святитель был погребён в усыпальнице под выстроенным им собором. Вскоре здесь стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало множеством свидетельств, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

В 1994 году специальная комиссия по прославлению владыки обнаружила его мощи нетленными, и 2 июля 1994 года Русская Православная Церковь Заграницей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца к лику святых. Его общецерковное прославление в Русской Православной Церкви совершилось решением Архиерейского Собора от 24 июня 2008 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се́ проо́браз и моли́тв твои́х за ве́сь ми́р при́сно возноси́мых;/ та́ко ве́руем, позна́в любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Ве́сь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречис’тых та́ин,/ и́миже при́сно укрепля́ем,/ поспеша́л еси́ ко стра́ждущим,/ цели́телю отраднейший.// Поспеши́ и на по́мощь на́м, все́м се́рдцем чту́щим тя́.

Ин тропарь, глас 1

Святи́тельства да́р преумно́жил еси́,/ сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́,/ клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля./ Сего́ ра́ди Христо́с тя́ просла́ви чудесы́,/ и́хже оби́льно излива́еши на все́х с ве́рою притека́ющих к тебе́:/ и ны́не спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Кондак, глас 4

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав,/ во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́,/ спа́сл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных,/ приста́нище ми́рное те́м учреди́в,/ и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я,/ врачева́л еси́ и́х недуги душе́вныя же и теле́сныя,/ и ны́не о на́с к твои́м честны́м моще́м припа́дающих,/ моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне,// в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

Сочинения

  • Собрание сочинений:

Видео

Использованные материалы

  • Петр Перекрёстов, прот., сост., «Краткое Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского», Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Москва, «Казак», 1998 (репринт – Сан-Франциско, «Русский Пастырь», 1994), 10-13.
  • Александр (Милеант), игум., Великий праведник 20-го века, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы:
  • Страница портала Православие.ру:
  • «Архиерейский Собор причислил к лику святых новых подвижников благочестия», 24.VI.2008:
  • Солдатов, Г. М., ред., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен (Германия) 1946 г.,» Minneapolis, Minnesota: AARDM PRESS, 2003:
  • — тропари и кондак

Выкладываю в «Уставные заметки» молебный канон святителю и чудотворцу Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, составленный клириком Украинской Православной Церкви протоиереем Илией Тетерько (Одесса). Текст публикуется по авторской машинописи, цензурными инстанциями пока не рассматривался.

Канон молебный святителю и чудотворцу Иоанну,
архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому Благословившу священнику, начинаем по обычаю начальные молитвы: Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся: трижды. Также: Псалом 142:
Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой; посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния; поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах; скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей: яко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне: Бог Господь: со стихи.
Таже тропарь, глас 4: Добрый служителю Христова Евангелия, / слова проповеданием апостолом поревновав, / истиною Православия препоясався, / пращею словес твоих волки лютыя отгнал еси, / бдением же, постом и молитвою, / преподобием и правдою пожив на земли, / клевету и поношения с кротостию приемля, / ветхаго человека совлеклся еси. / Сего ради Христос тя прослави чудесы, / ихже обильно изливаеши на всех / с верою притекающих к тебе: / и ныне спасай нас молитвами твоими, // Иоанне досточудне, святителю Христов.
Слава, и ныне, глас тойже: Не умолчим никогда, Богородице, / силы Твоея глаголати, недостойнии, / аще бо Ты не бы предстояла молящи, / кто бы нас избавил от толиких бед, / кто же бы сохранил доныне свободны? / Не отступим, Владычице, от Тебе, / Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.
Псалом 50 и канон, глас 2, без ирмосов на 4.
Песнь 1.
Ирмос: Во глубине посла: Припев: Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
С чины Небесными Творцу предстоя и причастием Божественным обожаемь, чтущия тя спасай молитвами твоими, отче блаженне.
Добре стадо Христово упас, и прилоги вражия отразил еси, отче, неусыпным бдением и зельным пощением и молитвою пламенною ко Господу, благодать стяжавый о нас предстательствовати.
Слава: Всегда Божественному престолу благодати предстоя, отче Иоанне, благодать и милость даровати молися, тебе верно призывающим рабом твоим.
И ныне, Богородичен: Пресвятая Дево Чистая, просвети и освяти помышления и душу мою, молюся, облаки разоряющи невежества моего и тьму отъемлющи греховную, яко да по долгу ублажаю Тя.
Песнь 3.
Ирмос: На камени мя веры: Наста честная память твоя, носящи пользу Божественную верою благохвалящим тя, отче Иоанне, в нейже тя молим, блаженне: всех нас помяни.
Небеная восприял еси, отче преподобне, земных не оставил еси твоими теплыми ходатайствы.
Слава: Руцы твои, отче, ко Христу воздеемы, благодать и чудесы с Небесе нам даруют.
И ныне, Богородичен: Крепость моя и радость, и веселие, и стена твердая, и предстательница, Ты еси Всенепорочная, искушений и бед избавляющи мя.
Посем оба лика вкупе поют катавасию: Моли Бога о нас, / святителю отче Иоанне, / яко мы усердно к тебе прибегаем, / скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Ектения: Помилуй, нас, Боже: и седален, глас 6: Наставник воистину всемирный, / благочестия учитель / и Духа Святаго сосуд избранный показался еси, блаженнее Иоанне, / темже вси концы тя прославляют, / от восток солнца даже до запад, / в храм твой притекающе к мощем твоим, / исцеления и помощь в скорбех приемлют, / ты бо в радость Господа твоего возшед, // неотлучно от нас пребываеши.
И ныне, глас тойже: Избави нас от нужд наших, / Мати Христа Бога, / рождшая всех Творца и Господа, / да вси зовем Ти, Дево Чистая: // радуйся, едино предстательство душ наших.
Песнь 4.
Ирмос: Пришел еси от Девы: Пресветлое сияние Пресвятаго и Божественнаго Духа, сердце твое облиставшее, людем многим просвещение содела.
Яко ходатай быв явленным и Божественным сиянием, ходатайством твоим умири многомятежнаго моего жития бурю.

Слава: Ветхаго человека совлеклся еси, отче Иоанне блаженне, и Христу всецело послужил еси, от Негоже венец приим, чудес источник стяжал еси светлое воздаяние.
И ныне, Богородичен: Святая Богородице, Владычице, в нощи мя и во дни освяти, и сохрани, и настави ко спасению, и избави от бед и озлобления.
Песнь 5.
Ирмос: Просвещение во тьме лежащих: Божественное дарование открывает чудесами сокровенное в земли тело твое девственное, Иоанне преблаженне, и источник изливает благодати всем верным, твоея помощи просящим.
Дивному Богу, тобою чудеса творящему, молися, Иоанне Богодухновенне, да удивит на нас милости Своя и подаст прошений исполнение.
Слава: Тезоименит Божией благодати явился еси, отче Иоанне, еюже соблюдаемь, и по смерти нерушим телом пребываеши, на земли лежа, и источаеши нам дивныя чудеса.
И ныне, Богородичен: Господородительнице Чистая, обладаема мя многими страстьми, яко Благая представши, избави от сих: яко да тя воспеваю душею и сердцем и языком, спасаемь.
Песнь 6.
Ирмос: В бездне греховней: Мастию священною помазан быв от руки Вседержителя Бога, святителю славнее Иоанне, моли о хвалящих твою память, получити грехов прощение и напастей избавление.
Яко звезда светоносная, явился еси, лучами духовными верных сердца просвещая, светом разума Божественнаго, Богомудре Иоанне. Тем, ныне со Ангелы водворяяся, спасай хвалящия твою память.
Слава: Делы духовными украшен, в Небесных чертогах веселяся, помяни хвалящия твою память, Иоанне преблаженне, заступая от бед и скорбей, да непрестанно тя ублажаем.
И ныне, Богородичен: На всякое время Тя призываю, Пречистая Дево, да обрящу Тя помощницу, изымающую мя от всякаго озлобления и страшных мук.
Посем оба лика вкупе поют катавасию: Моли Бога о нас, / святителю отче Иоанне, / яко мы усердно к тебе прибегаем, / скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Также ектения малая.
Кондак, глас 4: Христу Пастыреначальнику последовав, / во святителех изряднейший явился еси, / спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, / пристанище мирное тем учредив, / и попечение непрестанное о пастве имея, / врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, / и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, / моли Христа Бога, отче Иоанне, // в мире спастися душам нашим.
Прокимен, глас 4: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?
Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 43. Слава: Молитвами святителя Иоанна, / Милостиве, очисти / множество согрешений наших.
И ныне: Молитвами Богородицы, / Милостиве, очисти / множество согрешений наших.
Помилуй мя, Боже, / по велицей милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих / очисти беззаконие мое.
Стихира, глас 6: Радуются днесь православных собори, / и ликующе светло, величают светильника новаго, / древним святителем равносиятельна, / на конец веков возсиявшаго миру / и земныя вся концы просветившаго, / Иоанна пречуднаго, / преподобным спостника и святителем собеседника, / исповедником равнаго крепостию / и безмездным целителем венец и украшение, // присно молящася о душах наших.
Посем глаголет диакон молитву: Спаси, Боже, люди Твоя: Лик: Господи, помилуй, 12 раз. Возглас: Милостию и щедротами:
Песнь 7.
Ирмос: Богопротивное веление: Безкровныя жертвы принося Христу, жертву благовонную — тебе самаго, блаженне, — Господеви принесл еси.
Молитва Божественныя души твоея приятна бысть, яко кадило, отче Иоанне, сию Господь приемля, милости и чудеса тобою соделывает и по ныне.
Слава: Исцели наша недуги, Благодетелю Господи, молитвами Иоанна преблаженнаго, и милости Твоя низпосли, Благоутробне, на всех воспевающия Тя.
И ныне, Богородичен: Надежда непостыдная, покров же и помощница буди мне, Дево Марие Чистая, уповающему на Тя: и к свету настави покаяния и умиления.
Песнь 8.
Ирмос: Пещь иногда: Явился еси воистинну Христов угодник, отче: моляся не престай избавити люди твоя от напастей, бед, и скорбей, от нужды и печали.
Единому Богу возложив душу и помышление, тесный путь шествовал еси, тем получил еси Небеснаго Царствия наслаждение и благодать творити чудесы.
Слава: Страсти попалил еси огнем воздержания, душу озарив Божественными сиянии, демонов прогонитель явился еси, Иоанне, Божественным Духом просвещаемь.
И ныне, Богородичен: Страсти моего сердца исцели милостию Твоею, Всепетая, ум мой умири, и душу мою просвети, и ходити мя настави на стези спасительныя, яко да присно пою Тя, Дево Марие Чистая.
Песнь 9.
Ирмос: Безначальна Родителя Сын: Чудес источниче, святителей украшение, умоли Благаго Человеколюбца, отче всечестне, да подаст нам велия Своя милости.
Почтил еси добрыми твоими нравы Бога Преблагаго, Иоанне всечестне. Темже исцелений источник изливаеши, зной отгоняя болезней же и печалей, отче мудре.
Слава: Якоже честный бисер, твоя мощи, Иоанне преподобне, всеми видимы, предлежат, различная исцеления неоскудно подающе. Твоих милостей и нас сподоби, отче.
И ныне, Богородичен: Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие.
Таже Достойно есть: Посеем Трисвятое: Отче наш:
Тропарь святителя, глас 4: Исповедуем дивное заступление твое, / не таим чудес твоих, на нас бывших, / ходатаю наш ко Господу, святителю Иоанне, / имиже упованию православному научаеши нас, / да твоими молитвами помощь Божию имамы, / еюже спасаемся от сетей вражиих, // чтущии достойно память твою.
Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Твое предстательство имуще, Пречистая, / и Твоими молитвами лютых избавляеми, / Крестом Сына Твоего везде соблюдаеми, / по долгу Тя вси благочестно величаем.
Ектения сугубая, юже глаголет диакон с кадилом, и прочая по обычаю. И отпуст.
Молитва О святителю чудне Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих, толико распространивый сердце свое, яко нетесно вмещается в нем множество почитающих тя человек от различных племен и народов! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: аще и умрох, но жив есмь. Умоли Всещедраго Бога милосердным быти к беззакониям и неправдам нашим, да бодренно воспрянем и Ему возопиим о даровании нам духа смирения, благоговения и любви во всяческих путях жизни нашея. Слезно вопием тебе, о теплый молитвенниче: посети нас, сирых, по всему лицу вселенныя разсеянных и во Отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию поживем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Метки: Минея Дополнительная, РПЦЗ, богослужебные тексты, июнь, канон

Святитель Иоанн родился 4 июня 1896 года в имении своих родителей, потомственных дворян Бориса Ивановича и Глафиры Михайловны Максимовичей в местечке Адамовке, Харьковской губернии. При Святом Крещении он получил имя в честь святого Архистратига Божия Михаила. Предки его с отцовской стороны были выходцами из Сербии. Один из предков — святитель Иоанн Тобольский был подвижником святой жизни, миссионером и духовным писателем. Он жил в первой половине XVIII века и причислен к лику святых в 1916 году.

Святитель рос послушным мальчиком, так что сестра его вспоминала, как легко было родителям его воспитывать. Но, раздумывая о своем будущем, он не имел тогда еще определенного решения, не зная посвятить ли себя службе военной или гражданской. Чувствовал он непреодолимое стремление стоять за истину, которое воспитали в нем родители. Он одушевлялся примерами тех людей, которые отдавали свою жизнь за высокие и благородные цели.

Когда подошло время учиться, родители определили его в Петровский Полтавский кадетский корпус, посвященный, как говорил сам владыка, «одной из славных страниц истории России». Учился он отлично, но не любил два предмета: гимнастику и танцы. В корпусе его любили, но он чувствовал, что ему надо избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с законоучителем кадетов протоиереем Сергием Четвериковым, известным автором книг о преподобном Паисии Величковском и о святых Оптинских старцах, и ректором семинарии архимандритом Варлаамом. День окончания кадетского корпуса Михаилом Максимовичем совпал со днем вступления на Харьковскую кафедру архиепископа Антония (Храповицкого).

Этот архипастырь всю жизнь вдохновлял церковно-настроенную учащуюся молодежь к духовной жизни. Услышав о юном Михаиле, о котором в церковных кругах заговорили, он хотел с ним познакомиться; архиепископ Антоний стал духовным руководителем молодого человека.

В Харькове Михаил поступил в университет на юридический факультет, который он закончил в 1918 году, и некоторое время служил в Харьковском суде в дни управления Украиной гетманом Скоропадским.

Но сердце будущего святителя стояло далеко от мира сего. Все время, свободное от занятий в университете, он проводил за чтением духовной литературы, особенно выделяя при этом жития святых. «Изучая светские науки, — говорил святитель Иоанн в своем слове при наречении во епископа, — я все больше углублялся в изучение науки из наук, в изучение духовной жизни». Бывая в монастыре, в котором жил владыка Антоний, Михаил имел возможность молиться у гробницы подвижника первой половины XVIII века архиепископа Мелетия (Леонтовича), глубоко почитавшегося, но еще не канонизированного тогда угодника Божия. Душа молодого святителя уязвилась жаждой приобрести истинную цель и путь жизни во Христе.

Большое впечатление произвел на Михаила приезд в Харьков молодого епископа Варнавы (впоследствии Патриарха Сербского), сердечно принятого архиепископом Антонием и повествовавшего о страданиях сербов под властью турок. Это было в январе 1917 года перед революцией, когда у сербов, с которыми воевали Германия, Австрия и Турция, почти не оставалось свободной, не захваченной врагами территории. Отклик русских людей был единодушный. Епископ Варнава, впоследствии став Патриархом, с особой любовью оказывал гостеприимство и помощь иерархам Русской Православной Церкви Заграницей.

Русское лихолетие вынудило семью Максимовичей покинуть Родину и эвакуироваться в Югославию, где Михаилу удалось поступить на богословский факультет Университета святого Саввы и окончить его в 1925 году. Еще на последнем курсе Михаил в Белградской церкви был посвящен митрополитом Антонием во чтеца, а в 1926 году им же в монастыре Мильково пострижен в монашество с наречением имени Иоанн в честь его дальнего родственника святителя Иоанна Тобольского и посвящен в иеродиаконы. На Введение во храм Пресвятой Богородицы того же года юный инок стал иеромонахом. В эти годы он был законоучителем в сербской государственной гимназии, а с 1929 года стал преподавателем и воспитателем в сербской семинарии святого апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле.

В Битоле святитель Иоанн снискал любовь своих воспитанников, и тогда же окружающим стали известны его духовные подвиги. Он постоянно и беспрерывно молился, ежедневно служил Божественную литургию, а если не служил сам, то причащался Святых Христовых Таин, строго постился и ел обыкновенно один раз в день поздно вечером. Святитель с особенной отеческой любовью внедрял в студентов-семинаристов высокие духовные идеалы. Они же первыми обнаружили его величайший подвиг аскетизма, замечая, что святитель никогда не ложился спать, а когда засыпал, то только от изнеможения и, часто, во время земного поклона в углу под иконами.

Епископ Николай (Велимирович) ценил и любил молодого иеромонаха Иоанна. Однажды перед уходом из семинарии он повернулся к небольшой группе семинаристов и сказал: «Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в человеческом образе». Сами семинаристы убедились в том, что отец Иоанн действительно жил ангельской жизнью. Его терпение и скромность были подобны терпению и скромности великих подвижников и пустынников. События из святого Евангелия он переживал так, как будто всё это совершалось перед его глазами, и он всегда знал главу, где это событие описано, и когда нужно было, он всегда мог процитировать данный стих. Он знал характер и особенности каждого студента. У отца Иоанна был дар Божий — необыкновенная память. В любой момент он мог сказать, когда и как семинарист отвечал, что он знал и чего не знал. И это — без каких бы то ни было записок. Для семинаристов он был воплощением многих христианских добродетелей. Они не замечали в нем недостатков, даже в его речи (легкое косноязычие). Не было никакой проблемы, личной или общественной, которую он не мог бы сразу разрешить. Не было вопроса, на который он не смог бы ответить. Ответ всегда был сжатым, ясным, полным и исчерпывающим, потому что он был по настоящему глубоко образованным человеком. Образование его, его «премудрость» зиждилась на самом прочном фундаменте — на страхе Божием. За своих семинаристов отец Иоанн молился усердно. Ночью он обходил кельи, проверяя всех. Выходя из комнаты, он осенял спящего крестным знамением.

В первую неделю Великого поста отец Иоанн ничего кроме одной просфоры в день не вкушал, так же и на Страстной неделе. Когда наступала Великая Суббота, его тело было полностью истощено. Но в день Святого Воскресения он оживал, его силы возвращались. На Пасхальной заутрене он ликующе восклицал: «Христос воскресе!» — будто Христос воскрес именно в эту святую ночь. Его лицо светилось. Пасхальная радость, которой сиял сам святитель, передавалась всем в храме. Это испытал каждый, кто был в церкви с отцом Иоанном в пасхальную ночь.

В 1934 году Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принял решение возвести отца Иоанна в сан епископа Шанхайского, викарным архиереем Пекинской и Китайской епархии. Ничто не могло быть дальше от его помыслов, чем это, как видно из рассказа одной его знакомой по Югославии. Как-то встретившись с ним в трамвае, она спросила, по какой причине он в Белграде, на что он ответил, что приехал в город, так как по ошибке получил сообщение вместо какого-то другого иеромонаха Иоанна, которого должны посвятить во епископы. Когда же на другой день она опять его увидела, то он сообщил ей, что ошибка оказалась хуже, чем он ожидал, ибо именно его решили посвятить во епископы. Когда же он воспротивился, выставляя свое косноязычие, то ему сказали, что и пророк Моисей имел такое же затруднение. Посвящение состоялось 28 мая 1934 года. Святитель Иоанн был последним из посвященных митрополитом Антонием епископов.

Молодой епископ прибыл из Сербии в Шанхай в 1935 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. На пристани собралось много людей, встречающих своего нового архипастыря. Здесь ожидало его дело строительства большого собора и разрешение создавшегося там юрисдикционного конфликта. Святитель Иоанн вскоре успокоил имевшее место нестроение и закончил постройку огромного собора в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных», а также трехэтажного приходского дома с колокольней. Он обращал особое внимание на духовное образование детей, сам преподавал Закон Божий в старших классах Коммерческого училища и всегда присутствовал на экзаменах по Закону Божиему во всех православных школах Шанхая. Он был вдохновителем и возглавителем постройки храмов, госпиталя, больницы для душевнобольных, приюта, домов для престарелых, общественной столовой, словом, всех общественных начинаний русского Шанхая. Святитель жил жизнью своей паствы. Он принимал прямое участие в жизни всех эмигрантских учреждений.

Однако, принимая такое живое и деятельное участие в столь многих светских делах, он был чужд миру. С первого же дня его пребывания в Шанхае святитель, как и раньше, ежедневно служил Божественную литургию. Где бы он ни был, он не пропускал богослужений. Однажды, от постоянного стояния нога святителя сильно опухла и консилиум врачей, боясь гангрены, предписал немедленную госпитализацию. Святитель отказался. Тогда русские доктора сообщили приходскому совету, что они отказываются от всякой ответственности за здоровье и даже за жизнь пациента. Члены приходского совета после долгих просьб и, даже грозя увезти его туда силой, заставили святителя согласиться, и он был отправлен в госпиталь. К вечеру, однако, в госпитале его уже не было, и в шесть часов в соборе он служил всенощную, как всегда. Все суточные богослужения он совершал, ничего не пропуская, так что случалось, что на повечерии вычитывалось по пяти или более канонов, дабы почтить всех святых. Лишних разговоров в алтаре святитель не допускал и сам следил за тем, чтобы и прислужники вели себя как полагается, составив им правила поведения, которых он их строго, но ласково, заставлял придерживаться. После Литургии святитель Иоанн оставался в алтаре по два или три часа и как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному». По ночам бодрствовал. Никогда не ходил «в гости», но у нуждающихся в помощи неожиданно появлялся и притом в любую погоду и в самые необычные часы. Ежедневно посещал больных со Святыми Дарами. Его часто можно было видеть в ненастную погоду, в поздний час, идущего по улицам Шанхая пешком с посохом в руках и в развивающейся от ветра рясе. Когда его спрашивали, куда он направляется в такую погоду, святитель отвечал: «да здесь недалеко, нужно навестить такого-то или такую-то». И когда его подвозили, то это «недалеко» зачастую было два-три километра.

«Заботясь о спасении душ человеческих, — говорил святитель, — нужно помнить, что люди имеют и телесные потребности, громко заявляющие о себе. Нельзя проповедовать Евангелие, не проявляя любовь в делах». Одно из проявлений такой любви было основание приюта в честь святителя Тихона Задонского для сирот и для детей нуждающихся родителей. Он создал приют, который за свое пятнадцатилетнее существование в Шанхае дал убежище многим сотням детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц и из темных закоулков Шанхая. Однажды одну девочку он привел в приют, «купив» ее у китайца в обмен на бутылку водки.

Прихожане Шанхайской епархии платили своему архипастырю чувством глубокой любви и уважения, как видно из следующей выдержки письма, написанного ими митрополиту Мелетию в 1943 году:

«Мы — светские люди, миряне не касаемся его (святителя Иоанна) богословской начитанности, эрудиции, глубоко проникновенных апостольской верой поучений, произносимых почти ежедневно и нередко печатаемых. Мы — Шанхайская паства — будем говорить о том, что видим и чувствуем в нашем разноплеменном городе со дня приезда в него нашего святителя, что видим грешными глазами и что чувствуем нашим христианским сердцем.

Со дня его приезда прекратилось печальное явление разделения церквей; из ничего создался приют святителя Тихона Задонского, в настоящее время кормящий, обувающий и учащий 200 детей; постепенно улучшилось положение Дома Милосердия имени святителя Филарета Милостивого; больные во всех шанхайских госпиталях посещаются священниками, вовремя причащаются, а в случае кончины, и бездомные, отпеваются; умалишенные в госпитале далеко за городом навещаются им лично; заключенные в тюрьмах Сеттльмента и Французской концессии имеют возможность молиться в местах заключения за Божественной литургией и приобщаться ежемесячно; им обращено серьезное внимание на воспитание и обучение юношества в строго православном национальном духе; во многих иностранных школах наши дети учат Закон Божий; во все трудные моменты общественной жизни мы видим его, идущим впереди и защищающим нас и исконно русские устои до последней возможности, или же призывающим к жертвенности; все сектантские организации и инославные исповедания поняли и понимают, что борьба с таким столпом православной веры весьма трудна; наш святитель неустанно навещает церкви, больницы, школы, тюрьмы, учреждения светские и военные, всегда принося своим приходом ободрение и веру. Со дня его приезда ни один больной не получил отказа в его молитвах, личном посещении, а по молитвам святителя многие получили облегчение и выздоровление. Он, как факел, освещает нашу греховность, как колокол будит нашу совесть, зовет нашу душу на подвиг христианский, зовет нас, как пастырь добрый, чтобы мы хотя на минуту отвлеклись от земли, житейской грязи, и возвели очи свои к небу, откуда только и приходит помощь. Он есть тот, который, по словам святого апостола Павла, образ есть верным словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою (1 Тим. 4:12)».

Во время японской оккупации, после того как два председателя Русского эмигрантского комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, святитель Иоанн, несмотря на несомненную опасность, объявил себя временным главой русской колонии.

В 1945 году был избран новый Патриарх Московский Алексий I (Симанский). Некоторые иерархи Русской Зарубежной Церкви признали это избрание и перешли в юрисдикцию Московской Патриархии. Владыка Иоанн остался в подчинении Зарубежному Синоду. Вскоре он был возведен в сан архиепископа. Китайское гоминьдановское правительство и городские власти признали его главой Русской Православной Церкви в Китае.

Чудотворная сила молитв и прозорливость святителя Иоанна были известны в Шанхае. Случилось, что святителя Иоанна срочно вызвали причастить умирающего в больнице. Взяв Святые Дары, святитель отправился с другим священнослужителем в госпиталь. По прибытии туда они увидели молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти с лишним лет, играющего на гармошке. Он уже поправился и скоро должен был покинуть госпиталь. Святитель подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тотчас же подошел к нему, исповедовался и причастился. Изумленный священнослужитель спросил владыку Иоанна, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Святитель ответил очень кратко: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен — будет жить еще много лет». Так и произошло. Подобные чудеса Господь проявлял через Своего угодника и в Европе, и в Америке.

В конце 1940-х годов с приходом к власти коммунистов русские в Китае были вынуждены опять бежать, большинство из них через Филиппины. В 1949 году почти 5.000 беженцев из Китая находилось в лагере Международной Беженской Организации на острове Тубабао. Жили они там в палатках, в самых примитивных условиях. Сюда же были перевезены все дети приюта, были и старики и больные. Жили постоянно под угрозой страшных ураганов, так как остров находится на пути сезонных тайфунов, которые проходят через эту часть Тихого океана. Во время 27 месячного периода жизни русских в лагере остров только раз был под угрозой тайфуна, который, однако, переменил курс и обошел его. Святитель каждую ночь обходил весь лагерь и осенял его крестным знамением со всех четырех сторон. После того, как лагерь был почти весь эвакуирован и люди разъехались по разным странам, налетел страшный тайфун и разрушил лагерь до основания.

Неоднократно приходилось святителю Иоанну являться перед представителями гражданской власти, чтобы хлопотать о благополучии русских беженцев. Владыке Иоанну посоветовали лично похлопотать в Вашингтоне, чтобы все в лагере смогли переехать в Америку. Он полетел в Вашингтон и вопреки всем человеческим препятствиям, добился того, что исход его паствы был осуществлен.

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен возглавлять Западно-Европейскую епархию. О нем писали из Парижа: «Он живет уже вне нашей плоскости. Недаром говорят, что в одной из парижских католических церквей, священник сказал, обращаясь к молодежи: вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда сейчас по улицам Парижа ходит живой святой — Saint Jean Pieds (Святой Иоанн Босой)».

Святитель Иоанн собирал сведения о некоторых древних святых, почитаемых на Западе, но забытых на Востоке. Благодаря знанию языков и прежде всего личным примером благочестия, святитель Иоанн привлек к Православию многих французов, голландцев и других европейцев. Такое миссионерское значение имело его пребывание в Европе.

Осенью 1962 года владыка Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру и опять, как много лет назад на свою первую кафедру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сперва он прибыл в помощь состарившемуся и заболевшему старцу архиепископу Тихону, а после его кончины (17 марта 1963 года ст.ст.) святитель Иоанн стал правящим архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Снова прибыл святитель в недостроенный храм, посвященный памяти Пресвятой Богородицы, и опять, как и тогда в Китае, нестроения терзали Церковь. Прежде всего, необходимо было возобновить и завершить совершенно приостановленное (в связи с недостатком средств и резкими разногласиями, парализовавшими церковную общину) строительство нового кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Господь послал эту милость святителю, тяжело переживавшему несогласие, но продолжавшему как молитвенный подвиг, так и неустанное наблюдение за строительством, одушевляя всех на жертвенный труд.

Много пришлось ему терпеть в это время, даже необходимость явиться в американский гражданский суд. Последние годы его жизни были исполнены горечью клевет и преследований. Иногда святитель Иоанн возбуждал в людях зависть, нарекания или же недоумения, когда он поступал с людьми, строго придерживаясь церковных правил.

В 1964 году строительство самого большого храма Русской Зарубежной Церкви в Америке, украшенного пятью золотыми куполами, было в основном закончено. Воздвижение крестов было предварено торжественным крестным ходом при огромном стечении народа. Крестный ход чуть не был отменен из-за проливного дождя, но святитель с паствой, без всякого сомнения, вышел и с пением пошел по мокрым улицам города. Дождь перестал. Перед новым собором освятили кресты, и при воздвижении главного креста просияло солнце, и на ярко блестящем знамении Христа почил белый голубь. Это видимое торжество возносящихся православных крестов было завершительным победным событием в жизни святителя на земле.

Сопровождая Курско-Коренную чудотворную икону Пресвятой Богородицы в Сиэтл, святитель Иоанн 19 июня (ст.ст.) 1966 года, отслужив в Никольском соборе Божественную литургию, оставался еще три часа в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных чад около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Вдруг послышался грохот и прибежавшие увидели, что владыка лежит на полу и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой предал душу Богу.

24 июня (ст.ст.) в Соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в городе Сан-Франциско состоялось торжественное отпевание святителя Иоанна. Отпевание началось в 6 часов вечера и закончилось, вследствие множества людей, прощавшихся с почившим архипастырем, лишь в первом часу ночи.

Шесть дней лежало тело святителя в открытом гробу и, несмотря на жаркую летнюю погоду, не ощущалось от него ни малейшего запаха тления и рука его была мягкой, неокоченевшей. И это, несмотря на то, что ничего с его телом в похоронном бюро не было сделано. Невольно вспоминались слова епископа Игнатия (Брянчанинова) в его «Размышлении о смерти»: «Видел ли кто тело праведника, оставленное душою? Нет от него зловония, не страшно приближение к нему: при погребении его печаль растворена какой-то непостижимой радостью». Все это, по словам того же святителя Игнатия, есть верный признак, что «почивший обрел милость и благодать у Господа».

По блаженном преставлении своем святитель Иоанн, как и при жизни, подавал обращающимся к нему с верою различные исцеления и чудотворения. Люди, в тяжелый момент жизни, когда никакие земные силы не в состоянии помочь беде, обращались к ходатайству его перед Господом. Присылаемые письма, так же как и записочки с именами, клались под митру на гробнице святителя, и многие получали ожидаемую помощь.

Осенью 1993 года архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому, вместе с комиссией, составленной еще из двух архипастырей, было поручено Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви освидетельствовать останки святителя Иоанна. Вечером 28 сентября (ст.ст.) после панихиды, отслуженной членами комиссии в усыпальнице архиепископа Иоанна, была снята крышка саркофага. Присутствующие вынули из него металлический гроб святителя и заметили, что во многих местах он совершенно проржавел. Со страхом Божиим и с молитвой открыли гроб. Лицо святителя было закрыто и все сразу обратили внимание на его светлые, нетленные руки. Помолившись, открыли лицо святителя, и все увидели нетленный лик Богом прославленного святого.

Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви, заслушав сообщение комиссии о результатах обретения, благословил продолжать труды по подготовке к прославлению святителя Иоанна, которое было назначено на 19 июня (ст.ст) — день его блаженной кончины.

Прославление в лике святых святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, состоялось 19 июня (2 июля) 1994 года.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 24-29 июня 2008 года, святитель Иоанн прославлен в лике общецерковных святых.

Молитвами святителя Иоанна да сохранит Господь нас грешных от всякого зла, да укрепит нашу веру и да поможет нам идти верным путем ко спасению.

Материал предоставлен Синодальной комиссией по канонизации святых

* Текст службы и акафиста святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу, в формате pdf.

Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *