Живоначальной троицы в останкино

дополнение

Небольшое дополнение относительно расписания богослужений:
Ежедневно — Литургия в 8-45, по окончании ? молебен и панихида;
Вечерня и утреня или всенощное бдение в 16-45.
Воскресенье — Ранняя литургия в 6.30, поздняя- в 9 час.
В период Великого поста будничное богослужение начинается с 7-30, оно состоит из утреней, часов, изобразительных, вечерни и заупокойной литии. По понедельникам, вторникам и четвергам. По средам и пятницам вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров. Кроме того Литургия Преждеосвященных Даров совершается в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в четверг 5-й Недели Великого поста (стояние Марии Египетской) и в день празднования памяти святых 40 мучеников севастийских, когда он приходится на будний день.
В воскресенья Великого поста ранняя литургия начинается в 6-00. Особое внимание стоит обратить на то, что причаститься можно только в те дни, когда совешается Литургия полная или Прждеосвященных Даров. Причем в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров не причащаются дети до 5 лет. Молебны и панихиды совершаются только по субботам и воскресеньям.
Во все 4 поста в храме совершается Таинство соборования:в понедельник в 13-00, четверг в 17-00. Исключая те случаи, когда на эти дни приходятся на великие праздники.
В дни памяти святых, которым накануне служится Всенощное бдение, на Молебне читается Акафист этому святому. По воскресеньям после вечернего богослужения читаются попеременно Акафисты: Живоначальной Троице, Тихвинской иконе Божией Матери, свт. Николаю Мирликийскому Чудотворцу, прп. Александру Свирскому, прп. Амвросию Оптинскому, прп. Серафиму Саровскому. Великим постом по воскресеньям на вечернем богослужении совершается чин Пассии (Акафист Страстям Христовым).
Панихида по жертвам штурма Телецентра 1993 г. служится у креста около нового здания Телецентра в 13-00
р.Б. Елена

6/12/2005 Елена

Храм в московском Останкине я пытался снять несколько раз, но все время что-то мешало. То строительные работы возле храма, то не везло с погодой. Хотелось снять с отражением в пруду, на фоне закатного неба, но летом-осенью выбраться так и не удалось.

Зимой я не хотел снимать этот храм, полагая, что его интереснее снимать с отражением в пруду, а зимой пруд замерзает. К тому же зимой солнце садится гораздо левее и закатного неба не будет. Но погоды днём не было (сплошная облачность), поэтому я никуда не поехал на съёмку. Но вдруг небо начало растягивать, появились интересные облака и, понимая, что никуда, кроме Останкино я уже не успеваю, я поехал туда.
На самом деле на точку я опоздал, солнце уже почти село и мне достались лишь подсвеченные купола храма. Увы, но свет уже не попадал ни на стены храма, ни на снег на пруду. Зато были шикарные розово-оранжевые облака!


Свет пропал буквально через 5 минут после моего приезда. Я побродил по берегу пруда, снимая храм с розовыми облаками, но без света он смотрелся скучно и не интересно.
Стал ждать вечерней подсветки и надеялся, что облака останутся…
Когда стемнело и включили подсветку, небо было без единого облачка. Облом…
Сделал несколько кадров и поехал домой, решив сюда вернуться ещё пару раз.


В Википедии о храме сказано следующее:
Храм Троицы Живоначальной в Останкине — памятник старорусского культового зодчества, одна из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Примечателен как одна из тех построек конца XVII века, фасады которых сплошь закрыты декором. Ныне православный храм Троицкого благочиния Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и расположен по адресу 1-я Останкинская улица, дом 7 стр.2.
Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.
Прошение о постройке каменного вотчинного храма при господских хоромах подано в 1677 году князем Михаилом Яковлевичем Черкасским, на что он получил благословение в том же году от Патриарха Иоакима. Храм строился с 1677 по 1692 год: Тихвинский придел освящён в 1683 году, придел Александра Свирского в 1691 году, придел Святой Троицы в 1692 году.
Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в стиле барокко. В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.
Силуэт храма тогда был обогащён и иными прибавлениями в неорусском стиле: над крытым просто на два ската крыльцом было возведён богатый шатёр, напоминающий притворы ярославских храмов.
Храм оставался действующим до 1933 года и в 1934 году стал частью музея-усадьбы «Останкино», который был создан ещё в 1918. Храм отреставрировали и в нём разместили служебные помещения музея. С 1980 года в храме проводились концерты духовной музыки. От первоначального резного иконостаса в стилистике нарышкинского барокко сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.
Вопрос о возобновлении служения в храме был поднят в 1990 году, который был решен положительно, главный придел храма освятил 23 марта 1991 года патриарх Алексий, южный придел освятил 31 декабря 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, а северный 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений. В храме разместили подворье Оптиной пустыни, службы в нём проводятся по монастырскому чину.
А храм этот я уже снимал раньше, ещё летом 2009 года, на Canon EOS 400D. Ниже пара старых снимков.


Вот, что заметил — раньше купола у храма были зелёные. А сейчас они темно-коричневые. Перекрасили зачем-то…
Интересно, что означает цвет куполов храма?

Владение, первоначально носившее название «Осташково», известно с середины XVI века. После 1585 года здесь появилась первая деревянная Троицкая церковь, разрушенная в Смутное время. В 1625–27 годах князья Черкасские построили новую деревянную церковь. В 1692 году князь М.Я. Черкасский возвел каменную церковь во имя Троицы Живоначальной которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.

По одной из версий, зодчим церкви был крепостной П. Потехин. Троицкий храм является выдающимся памятником русской архитектуры второй половины XVII века и примером наибольшего использования узорочья и изразцов в убранстве фасадов. Структура церкви оригинальна: у нее нет трапезной, к четверику примыкает лишь коридор, на который ведет три крыльца. Приделы не только внешне выглядят как самостоятельные церкви, пристроенные к основному храму, но и внутри отделены от него стенами. В ширинки на фасадах крылец вставлены белокаменные резные детали и разноцветные глазурованные изразцы. Наличники окон богато декорированы резными деталями. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике нарышкинского барокко.

Главный престол был освящен в честь Троицы, южный придел – во имя святого Александра Свирского, северный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Последний служил домовой церковью князей Черкасских, соединяясь переходом с их домом. В 1918 году в подклете церкви был освящен нижний храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1920 при нем появился придел Серафима Саровского.

Традиционная шатровая колокольня не раз перестраивалась. Нынешний облик она приобрела в 1877 году, когда храм обновлялся по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова. Над южным крыльцом церкви тогда появился небольшой декоративный шатрик с двумя рядами кокошников.

Богослужения в Троицкой церкви продолжались до 1933 года, после чего ее передали музею-усадьбе «Останкино». Это спасло здание от уничтожения и искажения. В 1980-х годах здесь проходили концерты духовной музыки. Уникальное убранство храма пострадало: от иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

С 1991 года были возобновлены богослужения. Несколько лет при церкви находилось подворье Оптиной пустыни. Сегодня это приходской храм.

Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги

Возведение храма шло поэтапно . В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского . В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни .

Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом , изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.

С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений . В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере . Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства . В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

Новый этап его истории начался после революции. В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея. Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них — благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) — отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года . Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и звонниц Московского Кремля (а то время — старшего звонаря Московского Данилова монастыря) — И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв — его ученик.

Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница . Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина . Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера — Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня — около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Библиография:

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66

Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *