Злободневно

Дмитрий Сироткин

Вряд ли в Евангелии подразумевалось нынешнее значение «злобы дня». Но популярность получило именно оно.

Фразеологизм «злоба дня» — о ежедневной череде событий, отвлекающих наше внимание.

Приводятся значение и происхождение фразеологизма, а также примеры его употребления из литературных произведений.

Значение фразеологизма

Злоба дня — привлекающее всеобщее внимание в данный момент

Фразеологизмы-синонимы: у всех на слуху, больной вопрос, притча во языцех (частично) — кстати, подборка фразеологизмов-синонимов

В иностранных языках имеются прямые аналоги выражению «злоба дня»:

  • topic of the day, nine days’ wonder (английский язык)
  • des Tages Plage (немецкий язык)
  • question d’actualité, question à l’ordre du jour (французский язык)

Происхождение фразеологизма

Этот фразеологизм относится к группе фразеологизмов, происходящих из Библии. Фрагмент стиха 34 главы 6 Евангелия от Матфея на церковно-славянском языке выглядит следующим образом: «…Довлеет дневи злоба его». Слово «Довлеет» означает «достаточно», «довольно», а слово «злоба» — «забота», «интерес».

В целом на современном языке эта фраза значит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Таким образом, нам советуется в данный момент решать проблемы данного момента (сегодня), а о будущих проблемах лучше позаботиться в будущем (завтра).

Со временем выражение «злоба дня» приобрело широкую известность и от него даже произошло производное выражение «на злобу дня» (писать, выступать и т.д.). Если посмотреть внимательней на газеты, журналы, телевидение, интернет, то основная часть информации там как раз на злобу дня.

Предложения из произведений писателей

В течение нескольких недель эта тема была злобой дня, заслонившей даже важнейшие политические события. Префект усердствовал больше обыкновенного, и парижская полиция, разумеется, совсем сбилась с ног. (Э. По, «Тайна Мари Роже»)

Обычные занятия и игры уходят на самый задний план. Котята своим появлением на свет затемняют всё и выступают как живая новость и злоба дня. (А. Чехов, «Событие») — кстати, цитаты Антона Чехова

Вот и город не город, деревня не деревня. По зданиям – деревня, по застою, тишине, апатии и отсутствию страстей и злоб дня – такой же город, как и все богоспасаемые русские города. Злоба дня, впрочем, на этот раз есть: холера, и везде невыносимо несет карболкой. (Н. Гарин-Михайловский, «На ходу»)

Там весь народ молодой и весёлый… Покажешь им несколько фокусов на картах, опыты шпагоглотания, ксилофон с карандашом в зубах, куплеты на злобу дня и еврейские анекдоты, и затем рисковый номер: капитан с несгораемым желудком, то есть выпьешь стакан керосину и стеклянным блюдечком закусишь. (А. Куприн, «Гад») — кстати, цитаты Александра Куприна

Я был уже готов к тому, что колонию прихлопнут, но злоба дня в колонии — посевная кампания и всё тот же ремонт второй колонии — не позволяли мне специально страдать по случаю наробразовских гонений. (А. Макаренко, «Педагогическая поэма»)

Если посмотреть на явление «злобы дня» со стороны, то окажется, что многие из нас похожи на доверчивых посетителей ярмарки, неотрывно глазеющих на череду незамысловатых фокусов и выступлений. Только вот эта ярмарка длится всю жизнь, а мы всё так и стоим с открытыми ртами.

В дополнение вы можете ознакомиться со следующими материалами:

  • зарыть талант в землю
  • манна небесная
  • вавилонское столпотворение
  • валаамова ослица
  • между небом и землей
  • козел отпущения

Довлеть

Вопрос

Как правильно употреблять глагол довлеть? Корректно ли его использование с предлогом на в значении «давить», «тяготеть»?

Глагол довлеть произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского глагола довлети, означавшего «быть достаточным, хватать». В первоначальном значении этот глагол употребляется в евангельском выражении довлеет дневи злоба его, переводимом «хватает на каждый день своей заботы, довольно для каждого дня своей заботы» (отсюда и устойчивое сочетание злоба дня – повседневная забота, нужда данного момента, требующая немедленного удовлетворения; потом и прилагательное злободневный).
Слово довлеет встречается и в другом устойчивом выражении – довлеть самому (самой) себе, означающем «зависеть в своем существовании и развитии только от себя», например: природа сама себе довлеет. Отсюда прилагательное самодовлеющий «достаточно значительный сам по себе, имеющий вполне самостоятельную ценность».

Однако в XX веке у глагола довлеть возникло совершенно новое значение – «тяготеть, преобладать, господствовать». Вот как об этом пишет Л. Успенский в книге «Слово о словах»:

«Нам, особенно не знающим древнеславянского языка, «довлеть» по звучанию напоминает «давить», «давление», – слова совсем другого корня. В результате этого чисто внешнего сходства произошла путаница. Теперь даже очень хорошие знатоки русского языка то и дело употребляют (притом и в печати) глагол довлеть вместо сочетания слов оказывать давление:

«Гитлеровская Германия довлела над своими союзниками».
«Над руководителями треста довлеет одна мысль: как бы не произошло затоваривания…»

В этих случаях «довлеет» значит уже «давит», «висит», «угнетает», – все что угодно, только не «является достаточным».
По поводу этого обстоятельства в нашей прессе возникли бурные споры. Писатель Ф. Гладков опротестовал подобное понимание слова, совершенно справедливо считая его результатом прямой ошибки, неосведомленности в славянском языке. Казалось бы, он совершенно прав.
Однако посыпались возражения. Старое древнеславянское значение слова забылось, говорили многие, утвердилось новое. Какое нам дело до того, что «довлеть» значило во дни Гостомысла? Теперь оно значит другое, и смешно возражать против этого. Подобные превращения происходят в языке постоянно…»

Таким образом, новое значение глагола довлеть постепенно прижилось в русском языке. Сейчас говорить довлеть над кем-то в значении «господствовать, тяготеть» допустимо, употребление соответствует норме. Но управление еще испытывает колебания в стилистическом плане. Так, довлеть над кем-чем отмечено как нейтральное в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, но с пометой «разговорное» в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова.

Подробно об истории этого слова можно прочитать в книге: В. В. Виноградов. История слов. М., 1994.

Примеры употребления слова злободневность в литературе.

Как бы то ни было, при существующем положении вещей нашего внимания заслуживают лишь вопросы стратегии и метафизики, те, что приковывают нас к истории, и те, что нас из нее вырывают: злободневность и абсолют, газеты и Евангелие.

Этот рационализм придавал театру Кальдерона социальную и философскую злободневность, окрашивал определенной абсолютистской и морально-религиозной идеологией все его творчество.

Я убежден, что как только зритель 1784 года понимал, кто такой Фигаро, он уже не мог ошибиться ни в том, что именно олицетворяет Альмавива, ни в злободневности всего произведения.

Антирабовладельческие стихи Уиттьера, печатавшиеся в газетах, характеризуются высокой публицистичностью, гражданственностью и злободневностью.

Гиньоль: выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и в не данного действия при условии достаточной злободневности.

Отмечая способность Салтыкова улавливать мельчайшие изменения в социальной структуре общества, критика подчеркивала злободневность явления, подмеченного и изображенного им под названием ташкентства.

В 1873 году этот намек потерял свою остроту и злободневность, а поэтому и был исключен из текста произведения.

Журнальность, публицистичность, фельетонность, острая злободневность характеризуют в большей или меньшей степени всех представителей мениппеи.

Оно разрушает рампу, но не вследствие своей злободневности или непосредственного философского значения, — а именно благодаря разобранной нами формальной структуре своей.

Оно разрушает рампу, но не вследствие своей злободневности или непосредственного философского значения, а именно благодаря разобранной нами формальной структуре своей.

С этим связана и еще одна специфическая черта сатиры Кеведо — ее публицистичность, злободневность.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Парк путинского периода
Как я защищал «американский ценности»
Как-то вечером после традиционной чашки какао и горячего панини я зашёл в ЖЖ известной радиоведущей — а теперь и креативного продюсера телеканала O2TV — Кати Гордон. Там я обнаружил анонс телепередачи «Только ночью». Так как вход был свободным, и я был относительно свободен — йога у меня заканчивалась в шесть часов вечера — я решил принять участие в записи данной программы, которая состоялась в минувший понедельник, 1 октября.
Формат передачи – публичные дебаты. Тема – «Американские ценности и отношение к ним». Основные участники: актёр и культурист Александр Невский, телеведущий Станислав Кучер, лидер группы «Серьга» и прекрасный во всех отношения человек Сергей Галанин, собственно сама, как всегда обворожительная Катя Гордон, блоггер Павел Святенков и какой-то кремлёвский андроид из «России Молодой» (фамилию которого мой мозг упорно не желает запоминать).
Послушав участников, я – до мозга костей русский националист – без колебаний присоединился к лагерю… защитников американских ценностей. Андроид — которого я прозвал «прокремлёвским партократом» и «комсюком» – просто не оставил мне выбора. «Комсюк» напирал на то, что американцы «первыми взорвали атомную бомбу», «вырезали» несчастных индейцев и закидывают нашу несчастную многонациональную державу жвачкой и джинсами. Мол, «наши люди на такси в булочную не ездят». Вся эта пропахшая большевистским нафталином риторика сегодня смотрится абсолютно нелепо. Пришлось брать слово и напоминать «комсюку» о том, что Сибирь была завоёвана отнюдь не в мягких тапочках, и что от коренных народов там осталось жалкие 300 тысяч.
Партиец не унимался. «Я, — говорит, — из семьи профессионального военного!» «Поэтому, — говорит, — мне не очень стыдно, что я никогда не служил в армии. Но однажды я возьму в руки оружие…».
Собственно, к этому он мог больше ничего не добавлять, но «комсюк» добавил — достал из старого скрипучего шкафа с двуглавым гербом любимые страшилки: чучело Березовского, протоколы оранжевой революции и модель американского оккупанта в натуральную величину, который настолько озверел от своей безнаказанности, что, оказывается, сам протаранил башни своего же торгового центра. Одним словом, партийцев учат воздействовать на самые примитивные эмоции – страх, ненависть и веру. Страх перед врагом, ненависть к грозному и вероломному противнику и веру в скорейшую победу над ним…
«Нашисты» тихо поскуливали, вторя своему новому лидеру, но делали это как-то вяло. Так же вяло они пытались тявкать на оппонентов. В итоге, Галанин просто отказался отвечать на «вопрос» одной из нашисток: «Зачем я буду тебе отвечать, если ты … и тут он многозначительно постучал по столу, имитируя пустую голову партийной функционерки… Может показаться, что музыкант нахамил политактивистке. На самом деле, галанинская резкость никого не покоробила, ибо ничего другого барышня не заслуживала. Кучер был не менее резок. В частности, он предложил партийцам вместо пикетов у посольства озаботиться чистотой газонов, которые они с завидным постоянством засирают.
Ребята, чертовски напоминающие персонажей «Скотного двора» были жесткостью оппонентов изрядно удручены. Они привыкли винить во всех бедах микроскопические страны вроде Эстонии и Грузии или демонизированные США, о которых знают только со слов «Министерства Правды». А тут взрослые, вполне состоявшиеся, уверенные в себе люди тыкают их носом в то, чем те «удобряют» московские газоны в ходе своих идиотских «пикетов»…
Ведущая тоже была на высоте. Пользуясь ее благосклонностью, я умудрился таки задать согнанной из «бауманки» безмозглой «комсе» длинный вопрос — напомнил борцам с американскими ценностями про «банановый минет» и про Земфиру, которая уже публично раскаялась в том, что выступала перед «нашистами» на Селигере (если вопрос не вырезала цензура вы его можете услышатьв эфире «Третьего канала»). Но вернемся к теме дебатов…
С определением «американских ценностей» разобрались довольно просто – Кучер предложил считать ими «всё хорошее из Америки». Внятных возражений не прозвучало. «Комса» пыталась что-то бузить, но сказать им явно было нечего. Типичный вопрос наивной «нашистки» звучал так: «А вам не жалко 17-летней девочки, которая носит американские джинсы, жуёт жвачку и смотрит тупые западные фильмы?» Сказать по правде, у меня гораздо большую жалость вызывает девушка из какого-нибудь уездного российского городка, которая не имеет никакой перспективы, пьёт алкогольные коктейли, бл**ует и деградирует вместе со своими ровесницами.
Странное дело, никогда не симпатизировал либералам, но, например, на Сергея Галанина – нормального последовательного либерала, искренне презирающего совковый коллективизм (по версии «комсы», коллективизм – «главная особенность русского национального характера») – смотреть было приятно. Нормальный, свободный человек, не покупающийся на дешевые «патриотические» разводки.
Между тем, «реставрация совка» у нас, похоже, вступила в завершающую фазу. Вот только вместо «строек века» — типа БАМа и ГЭЛРО — у нас нынче «национальные проекты», да олимпийский Сочи-2014. Откроют одну школу или больницу на сто миль вокруг, министерскими ножницами разрежут шёлковую ленточку, а потом показывают это по всем национальным телеканалам. Сочи, понятное дело, круче… Так в другое время и в другом месте фараоны, возводили чудовищные и бессмысленные сооружения, чтобы потомки, глядя на их страшное наследие, содрогались… Вообразите себе заброшенные, так и не достроенные бобслейные и горнолыжные трассы, проложеные на месте вырубленных реликтовых лесов… Нефть кончилась, план Путина скурен, люди разбежались. Где-то в норах остались жить одичавшие таджики, турки и китайцы, чьими руками строили светлое будущее для доверчивых россиян. Парк путинского периода.
Отсюда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *