Злое дерево

Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка

В России сегодня дети от 0 до 18 лет составляют 23,3 % населения страны. По мнению ученых и экономистов-аналитиков, дети – будущий «человеческий капитал», который является одним из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния страны, но и ее общего социально-экономического роста и развития. Дети в любой стране мира представляют собой наиболее ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. Каково состояние этого «ресурса» в России? Анализ социальной ситуации развития детства в современной России открывает негативные изменения по всем трем направлениям трисоставной структуры личности ребенка: ее телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властные структуры. (ГОСКОМ СТАТ свидетельствует: с 1990- 98 годы численность детей-инвалидов выросла в 3.1 раза, заболевания детским туберкулезом выросли 1.5 раза, чесоткой в 14 раз; инфекционные болезни в 1.2 раза и пр. В стране сохраняется достаточно высокий уровень детской смертности и заболеваемости.) Показатели психического, душевного здоровья так же неутешительны: растет общая невротизация, психо-соматические и психические заболевания. За печальной статистикой усматриваются, как правило и по преимуществу, социально-экономические причины, как то: степень материальной обеспеченности детей, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности социально-экономические мер они оказываются явно не достаточны и не способны решить кардинально проблему детского развития, поскольку не учитывают важнейшие психологические его параметры — ментального и нравственно-духовного свойства. (С психологической точки зрения, духовное понимается (условно) как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, на формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть — духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку ребенком собственных поступков. В такой постановке духовное сочетается с нравственным.) Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления алкогольной и наркотической зависимости, детское бродяжничество, тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также ужасающий беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-летнего возраста, в том числе, и групповых. (По данным МВД, за последние годы наблюдается рост насильственных преступлений против личности, сексуальных преступлений, фактов вандализма и жестокого обращения с животными не только в возрасте 14-15 лет, но и 12-13 лет и ниже. Обращает на себя внимание рост факт увеличения доли правонарушений, совершаемых девочками и их групповой характер. Только за один 2000 год, по данным МВД, несовершеннолетними (до 18 лет) было совершено ок. 300 тыс. преступлений, из них 22 тыс. – тяжкие. Это значит, на 1000 наших детей – 7 правонарушений!) Дети наши не хотят взрослеть, не хотят жить. Корень этого – в духовно-нравственном показателях здоровья и развития ребенка — в гармонии или нарушении его отношений с миром: окружающей средой, взрослыми, сверстниками и самим собой. Из этого следует, что необходимо целенаправленное духовно-нравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения человека, при котором идеальный совершенный человек в нем мог бы раскрыться во всей полноте. Начало этому пути – в развитии представлений ребенка о добре и зле.

Известное изречение «Устами младенца глаголет истина» в наши дни перестает звучать чисто метафорически. Растерянное взрослое человечество, приведшее мир на грань вселенской катастрофы и не знающее, куда идти дальше, все чаще обращает свой взор к чистой культуре детства, к «вечно детскому» (Л.С. Выготский).

Наука и общество к концу ХХ в. столкнулись с реальностью смены парадигмы в исследовательской практике человекознания  со «взрослоцентризма» на «детоцентризм». Ребенок — еще не родившийся и совсем маленький, ребенок творящий и обучаемый, ребенок, живущий в каждом взрослом человеке — оказался предметом пристального внимания. «Чего бы могло достичь взрослое человечество, если бы обладало терпением ребенка и его сосредоточенностью на важных целях!» — так в конце своей жизни воскликнул известный социальный психолог и философ Эрих Фромм.

Свидетельством смены парадигмы в науке всегда является возникновение парадоксов в реалиях жизни. Они есть. С одной стороны это, — демократизация детской жизни, расширение свободы ребенка и, с другой, — ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности. Все возрастающая во многих странах ценность детей и брака, и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие. Повышение в последнее десятилетие уровня жизни (товары, услуги) детей, семьи, и снижение их качества жизни (особенно в России). Инфантицид как детоотвержение, детоубийство в формах отказа от здоровых детей, и растущая адопция (усыновление/ удочерение) чужих детей, включая детей- инвалидов.

По тревожным свидетельствам специалистов, ситуация развития детства в России в последние десятилетия в силу ряда причин социально-психологического, экономического, культурного планов, отличается ярко выраженной дегуманизацией отношений в системе «Ребенок-Общество». Вот лишь несколько цифр: за последние десятилетия, по свидетельству съезда педиатров, детская смертность возросла в пять раз, а детская жестокость и подростковая преступность, по данным МВД, — почти в 5 раз. И самое страшное: зафиксированная психиатрами эпидемия самоубийств детей от 6 до 18 лет — в 80 раз (!).

Все увеличивающийся разрыв между богатством научных фактов о ребенке в рамках естественных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего методологического принципа требует нового интегрирующего подхода к анализу детства как развивающегося феномена в культуре и обществе. Один из возможных путей такого анализа – социальная психология детства, которая задает видение ребенка, предстоящего как бы в трехмерной системе координат возраста, истории, культуры.

Система многообразных отношений ребенка с миром порождает детскую картину мира как совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, т.е. социально-психологических пространствах, представляющих систему графических и цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена. Визуальная картина мира представляет собой совокупность различных взаимопересекающихся сфер, социально-психологических смысловых пространств (плоскостей), раскрывающих отношения ребенка в системе «Я — МИР».

Это:
Горизонтальная плоскость, в которой отношения осуществляются «на равных» и к относительно равным субъектам — это сверстники (дети, в пределах возрастной категории, определяемой ребенком; при этом паспортный возраст может не иметь значения).

Наклонная плоскость отношений, которая представлена взрослыми, теми, кого ребенок причисляет к таковым или взрослыми «вообще». Это могут быть и более старшие дети, либо даже ровесники ребенка, имеющие признанный в обществе более высокий статус, например, дети в традиционных культурах, прошедшие инициацию.

Панорамная плоскость отношений представлена окружающей ребенка средой, меняющейся с возрастом (от размеров вытянутой руки в младенчестве  до космических расстояний в юности) и обусловленной историко-культурными представлениями (сформированной картиной мира), а также региональными особенностями местности, географическим ландшафтом и пр.

Кроме этих, сформированных исторически, открытых и достаточно хорошо исследованных, существует ограниченное пространство отношений с миром, которое имеет, например, тяжело больной ребенок или современный ребенок, отрезанный от всего мира виртуальной плоскостью Экрана — телевизионного, видео-, компьютерного это экранная плоскость отношений с информационной средой.

И, наконец, вертикальная плоскость представляет собой наименее изученный и наиболее сокрытый для внешнего взора пласт духовно-нравственных отношений ребенка с Творцом как высшим существом. Именно вертикальная плоскость отношений определяет становление категории совести в детском сознании и задает систему представлений о добре и зле. (См. рис.1)

Что знает о добре и зле современное детство – ребенок 80 – 90-х годов ХХ века и самого начала XXI?

Посредством личностно-смыслового пространства вертикальной плоскости отношений происходит постижение ребенком духовно-нравственной сферы бытия, становление совести, этой внутренней инстанции различения добра и зла, существующей в качестве естественного нравственного закона, «написанного в сердце». Здесь совесть определяет представления о добре и зле как нравственного мерила в оценке собственных поступков и поступков других людей. Для ребенка это первоначально обнаруживается в понятиях «хорошоплохо, правильнонеправильно, должнонедолжно» и пр., применяемых, вернее примеряемых ребенком к миру и к себе. Это, во-первых.

И, во-вторых, совесть выступает как со-весть (этимологически – «совместное ведение, знание»), как сверхъестественное откровение ребенку о самой сути явлений в терминах добра и зла; и здесь она может проявляться не столько в форме разумного осознания нравственного смысла чего-то, но прежде всего и преимущественно в форме эмоционального переживания, ощущения, предчувствия. В самом понятии совести есть и элементы познания («совесть заговорила»), и чувства («совесть обличает»), и воли («совесть удерживает от…»), соединенные воедино в ее «голосе». Различение голоса совести в себе и следование ее произволению формирует личностное качество совестливости – четкого отделения добра от зла в собственном поведении

Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое — как должное, положительное, гармоничное и второе — как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное.

Уже в течение 1-го года жизни ребенка в детском сознании появляется функция оценки, выявляющая предпосылки становления нравственно-духовной жизни как различения добра и зла, должного, и недолжного. Содержание этой жизни, пусть самое обобщенное, обусловлено внутренними интуициями ребенка, с одной стороны, и заданными социальными требованиями и ожиданиями – с другой.

Вместе с тем, в самом ребенке, в самом его существе есть изначальное раздвоение на доброе и злое (как антиномия добра и зла), и при самых благоприятных условиях и того обаяния детства, чистоты и сияния, которые так притягивают нас, взрослых, все же наличествует в нем порой определенное уклонение ко злу, как бы игра света и тени. Внешне обнаруживаемое настойчивое стремление маленького ребенка ко злу зачастую проявляется как потребность в экспериментировании, в определении границ своих возможностей и однозначности требований взрослых. Однако все существо ребенка желает добра и не желает зла, стремится к добру, поэтому детскую картину мира пронизывают энергии добра. Вертикальное пространство детской картины мира, подобно лучам, пронизывает окружающий ребенка мир, все другие пространства его отношений к природе, другим людям, себе самому.
В русле социальной психологии детства предлагается метод визуальной социопсихологии, суть которого в использовании выделенных культурных символов, знаков, схем как своеобразного графического алфавита. Метод визуальной социопсихологии в изучении детской субкультуры предоставляет возможность спросить детей о великих тайнах бытия и получить ответ на их языке. Особенности миросозерцания ребенка таковы, что при всей, казалось бы, раздробленности, мозаичности мира в детском сознании существует «интуиция целого», восприятие мира в целом — как гештальт, стремящийся к упорядочности и гармонии.

Визуализация картины мира через детский рисунок – это освоение ребенком первичных символов, универсальных форм бытия, раскрывающих через призму представлений о добре и зле его отношения к различным сторонам жизни: окружающей среде, взрослым и сверстникам, представлениям о себе, своем будущем и перспективам мира.

О доброте бессмысленны слова

Слова действительно бессмысленны. Особенно когда эти слова обращены к детям, но естественное для ребенка рисование открывает возможность проникновения в скрытые смыслы сложных понятий. Детский рисунок способен передавать тонкие нюансы миропонимания и мироощущения ребенка: от непосредственного отображения видимого и знаемого в этом мире, что позволяет рисунку стать правдивым «документом эпохи», до глубинного смыслового выражения себя, своего отношения к миру и тому, каким его хочет видеть ребенок. Именно детский рисунок является не только способом отражения ребенком общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, не только фактом самовыражения, показателем актуального состояния психики в данный момент, но и средством диагностики его развития.
Анализ процесса выбора и построения графических образов, использование пространства, цвета, символики, а также манера рисования дает важную информацию об особенностях социальной ситуации развития ребенка, его самочувствии, его отношениях с миром , другими людьми и самим собой.
В середине 80-х годов представления детей дошкольного — младшего школьного возраста об основных нравственных категориях добра и зла в рисунках на тему («доброго/хорошего и злого/плохого») имели выраженные графические характеристики. Для «плохого–злого» это прежде всего: дисгармоничная композиция, заполненность пространства штриховкой, темные тона, каракули, присутствие социокультурной символики опасности, таких, как молния, взрывы, черные тучи, мертвые деревья и пр. Что касается рисунков дошкольников и младших школьников, изображающих «самое хорошее, доброе», то здесь — напротив, можно отметить прежде всего теплую, мягкую цветовую гамму, открытость пространства, гармоничность композиции и его частей.
В возрасте 7 — 9 лет понятие «хорошего, доброго» оказывается более размыто, оно еще окончательно не сформировалось в соответствии с культурными нормами и отражает скорее личные симпатии, чем позитивные эталоны, тогда, как «плохое, злое» четко определено, в нем более представлены характеристики, выработанные в общественном сознании — графическая символика дисгармонии, опасности, агрессии.
Кроме того, детям от 6 — 7 до 12 — 13 лет был предоставлен выбор позитивных/негативных изобразительных символов, знаков, моделей как привлекательных для себя, т.е. по инструкции сначала дети выбирали из матрицы социокультурных символов те, которые нормативно определяются как «добро», а затем как «зло». После чего, во второй серии ребенку предлагается из той же, но видоизмененной матрицы символов выбрать те, которые ему нравятся. То есть каждому ребенку предоставлялась возможность выбора между добром и злом в символическом плане. Сравнивая эти три ряда символов, можно отчетливо увидеть, что предпочитает каждый ребенок, что он выбирает для себя: преимущественно добро, позитив или преимущественно зло, негатив, либо выбор этих противоположных нравственных категорий для него равновероятен. Сам выбор связан с общей ориентацией детей на или позитивный, или негативный, или смешанный нравственные эталоны.
На основании сравнительного анализа выборов детей были также выявлены основные графические компоненты позитивного/негативного/смешанного (амбивалентного) нравственных эталонов. Достаточно четко определились группы детей, выбирающих в качестве привлекательных для себя:
— преимущественно позитивные картинки-символы, обозначающие жизнь, свет, мир, радость и пр.;
— преимущественно негативные картинки-символы, обозначающие смерть, тьму, агрессию, печаль и пр.
— позитивные и негативные картинки-символы как равно привлекательные (амбивалентные) для ребенка.
Поскольку дети, выбирающие в качестве привлекательных преимущественно позитивные или негативные картинки, делают это, ориентируясь на самый общий позитивный или негативный нравственные эталоны «добра или зла», то должна существовать четкая связь между выбором картинок «хороших» и привлекательных для ребенка, а также «плохих» и привлекательных.
Полученные данные свидетельствуют о том, что существуют графические эквиваленты позитивного или негативного нравственного выбора в символическом плане у детей, представленные в 80-х годах в детской картине мира: для большинства детей символика доброго была однозначно предпочтительна. В те годы с возрастом процент детей, ориентированных на графические показатели «плохого, злого», уменьшается, но причины его привлекательности оставались неясными. С возрастом у детей обоего пола снижался интерес к «плохим, злым» картинкам, символика позитивного оказывалась преобладающей как в изображении, так и в выборе картинок. При этом у девочек в целом была ярче и определенней выражена ориентация на позитивный моральный эталон хорошего, доброго, чем у мальчиков.
Для некоторых детей (прежде всего мальчиков 7 — 8 лет) зло представлялось весьма привлекательным: символика смерти, опасности, неблагополучия, асимметрического дискомфорта рисовалась и выбиралась ими значительно чаще, чем девочками. С возрастом число детей, ориентированных на графические показатели «плохого, злого», уменьшается, но причины его привлекательности для детей остаются неясными. Поскольку такие дети характеризуются высокими показателями тревоги, можно предположить, что они наделяют враждебный в их представлении окружающий мир негативными чертами опасности, неблагополучия, дискомфорта. При этом у девочек в целом более выражена ориентация на позитивный эталон хорошего, доброго, чем у мальчиков. С возрастом у детей обоего пола снижается интерес к «плохим, злым» картинкам, символика позитивного оказывается преобладающей как в изображении, так и в выборе картинок.
Исходя из полученных данных мы можем сказать, что в целом отношение девочек к основным составляющим детской картины мира в любом возрасте является более позитивным, чем у мальчиков. Наиболее эмоционально негативным является представление о мире и о себе лишь у детей 7 — 8 лет. С возрастом отношение к различным составляющим картины мира ребенка становится более позитивным, причем у мальчиков эти изменения происходят более резко, у девочек — более ровно.
Спустя всего несколько лет, с середины до конца 90-х годов, эта картина приобрела другие очертания. Предпочтения детей ко злу в его графическом воплощении растут, при этом они распространяются уже и на возрастные группы более старших детей. Кроме того, интерес девочек к символике смерти, неблагополучия не только стремительно возрос, но по некоторым параметрам «перегнал» соответствующие показатели у мальчиков. Вероятнее всего, традиционный «консерватизм женского пола» в ориентациях на бытие, благополучие, комфорт, спокойствие как удерживающий фактор для выживания в любых биосистемах дает трещину к концу 90-х годов. (Косвенно это подтверждает растущая подростковая преступность среди девочек. По данным МВД, за последние годы наблюдается рост в несколько раз насильственных преступлений против личности, сексуальных преступлений, фактов вандализма и жестокого обращения с животными не только в возрасте 14 — 15 лет, но и 12 — 13 лет и ниже. Обращает на себя внимание рост увеличения доли правонарушений, совершаемых девочками и их групповой характер.)
Оказались достаточно выражены некоторые типологические особенности детей, с ориентацией на позитивный, негативный или смешанный нравственный выбор. Дети с позитивной ориентацией характеризуются высокой резистентностью (устойчивостью к искушениям) и стабильностью, низкими значениями тревожности и невротизма, а также экстравертированностью (направленностью к внешнему миру). Дети с негативной ориентацией характеризуются низкой психической резистентивностью (неспособностью противостоять «дурному влиянию»), высокими показателями тревожности и интровертированности (отстраненности от мира). Дети со смешанной ориентацией характеризуются низкой психической резистентностью и стабильностью, а также несколько завышенными оценками тревожности и невротизма. Это значит, чем в большей степени у ребенка сформированы добрые чувства и позитивные нравственные оценки (ориентация на добро как абсолют), тем больше он открыт миру и мир открыт ему самыми светлыми своими сторонами и тем более ребенок психологически и нравственно благополучен. Такие дети характеризуются высокими характеристиками психо-эиоционального благополучия, интегрированностью в школьную жизнь, хорошими взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками и пр. И напротив: если ребенок сориентирован на темные стороны бытия, в сознании его преобладают негативные образы, тем в большей степени у него выражена готовность к нарушению социальных норм, тем более он незащищен от деструктивных воздействий мира, одинок и тревожен. Дети оказываются, подобно магнитам, притягивающим подобное: личный положительный заряд притягивает доброе, позитивное, а личный отрицательный – негативное.

Страница 1 — 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

… познания добра и зла

Альтернативные описания

• предмет, по которому следует «растекаться мыслию»

• дерево (устар.)

• роман американского фантаста Рея Брэдбери «… благодарения»

• генеалогическое …

• и жизни, и познания

• родословное растение

• по нему «растекаются мыслию»

• стринное название дерева

• генеалогическое растение

• старорусское название дерева

• дерево вашего далекого предка

• дерево (высок.)

• генеалогическое … и … познания

• генеалогический «куст»

• долбленая лодка

• растение познания добра и зла

• старинное название дерева

• сорт помидор

• райское «растение» познания

• библейское … жизни

• генеалогич. растение

• Дерево

• … познания Добра и Зла

• генеалогический «куст»

• генеалогическое «растение»

• по нему «растекаются мыслию»

• райское «растение» познания

• ср. древа и древеса мн. дерево. Древо дианино, серебро в дендридах, деревцом. Древо жизни, растение Thuja; в анат. мозговина, белая мозговая мякоть в малом мозге, похожая на деревцо. Древо сатурново, свинец в дендритах, деревцом. Древо познания добра и зла. Древо ср. смол. долбленая колода, долбушка, однодеревка, долбленая лодка. Древье ср. твер.-осташ. скала, береста, березовая кора. Древко, древище ср. палка, шест, на который насаживается какой-либо снаряд или орудие. Древко косы, косье: древко багра, багровище; древко копья, копеище и пр. Древко также столб или кол шатра, палатки; один из шестов, по которому ходит вверх и вниз бадья и пр. Древковый, древочный, ко древу относящ. Древяный, деревянный. Древяница ж. деревяшка, деревянная нога. Древянеть, дереве(я)неть. Древесный, к дереву принадлежащий, относящийся, от него происходящий. Древесная зелень, листва; травяная, ботва. Древесный уголь, для отличия от каменного, животного и пр. Древесный или деревянный огонь, вытертый из дерева. Древесность ж. состоянье древесного, происходящего от дерева, из дерева образовавшегося. Древесность ископаемого угля не подлежит сомнению. Древесина ж. деревянистые части растенья, деревянные волокна всякого дерева и деревянистого растенья. Древесинный, к древесине относящ., из нее образованный. Древесоватый, деревянистый, содержащий в себе древесинные волокна. Древесинка ж. щепочка, спичка, лучинка. нас места голые, ни живой. древесинки. Древесник м. дендролог, или ботаник, занимающийся особенно деревьями. Древогрыз, плевокрылое насекомое Hylotoma. Древоделие ср. стар. столярное, плотничье ремесло. Древодельный, плотничий, столярный. Древодел, древоделатель, плотник или столяр. Древожил м. (перевод.) растение Dendrobium. Древомар, жук, Hylurgus. Древоизмеритель, древомер м. снаряд для измеренья толщины дерев. Древокость ж. (перевод.) растение Xylosteum. Древолаз м. птица лазун, Dendrocalaphes. Древолист м. переводн. растенье Lylophylla. Древонасаждение, древосажание ср. способ разводки дерев не от семян, а посадкою молодежника; присад, присадка. Древопахучник м. (перевод.) растение Xulosma. Древоплодник м. переводн. растен. Xylocarpus. Древоруб, древосек-сечец, лесоруб, дровосек Древорубный, к рубке дерев относящийся. Древорезный, относящ. до резки, распилки дерев на доски. Древословие ср. часть ботаники, наука о деревьях, дендрология. Древосеянье ср. древосев м. разводка дерев не присадками, а от семян. Древоточец м. древоед, жук Hilesinum, древесный червь Teredo, шашень, сверляк

• генеалогический «макси-куст»

Объявление закрыто

В можете найти объявление похожее на это в нашем каталоге

Продам:

Коллекцию энциклопедии «Древо познания»

Включает в себя разделы:

1. Наука и техника

2. Животные и растения

3. Организм человека

4. Атлас мира

5. Искусство

6. Всемирная история

7. Планета Земля

Журналы покупались на протяжении 3-х лет и подшивались по разделам. В каждом журнале было по несколько страниц из разных разделов. В итоге получились готовые энциклопедии. Очень яркие, иллюстрированные. Много полезной информации для школьников и их родителей. Есть несколько спецвыпусков, например таких как про Космос или про Динозавров.

Вышло 222 журнала, но в подшивке 3 журнала пропущено, но и без этого масса интересного.

Возможна доставка по городу или даже отправка почтой по России. Стоимость каждого из 7-ми разделов по 400 рублей. Итого общая стоимость 2800 руб. При покупке всего комплекта — 2500 руб. И все дополнительные номера и папки (скоросшиватели) — в подарок!

Похожие объявления в разделе

В Раю было много различных деревьев, но посреди его росли два особенных: древо жизни и древо познания добра и зла. От одного из них, а именно от древа познания добра и зла, Господь запретил Адаму вкушать плодов. Относительно другого древа – древа жизни – запрета не было. О древе жизни святитель Филарет пишет: «Оное было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания, плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движением, а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить во век».

Что же касается понимания того, чем являлось древо познания добра и зла, и отношения последнего к проблеме грехопадения, то здесь существует настоящая неразбериха даже в современном «школьном богословии». Некоторые полагают, что до грехопадения люди не различали понятий добра и зла, и в соответствии с этим утверждают, что была даже некая объективная необходимость грехопадения: якобы у людей должен был расшириться этический кругозор. Другие говорят, что суть греха в том, что Адам и Ева стали жить плотской (сексуальной) жизнью. Но мы читали в Библии, что Бог заповедал первому человеку плодиться, размножаться и населять землю.

Так что же представляет собою древо познания добра и зла? В чем суть той трагедии, которую мы называем грехопадением?

Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло.

Иными словами, до грехопадения человек пребывал в свете Божественного видения этих разностей – добра и зла. Зло уже существовало в мире в лице падшего ангела, да и не одного только: диавол увлек за собою огромное количество некогда светлых духов. (Некоторые святые Отцы утверждали, что Господь для того и создал человека, чтобы восполнить число отпавших небожителей). Нет сомнения, что Адам, который давал имена первозданным животным, знал, что такое добро и зло. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает по этому поводу так:

«Многие любители споров дерзают говорить, что Адам после вкушения от древа получил способность различать добро и зло. Думать так было бы крайне безумно. Чтобы никто не мог говорить так, для этого мы, предвидя это, недавно столько рассуждали о данной Богом человеку мудрости, доказывая ее наречением имен, какие он дал всем зверям, и птицам, и бессловесным животным, и тем, что сверх этой высокой мудрости он удостоился еще и пророческого дара. Как тот, кто дал имена и изрек такое чудное пророчество о жене, мог не знать, что хорошо, а что худо? Если мы допустим это (чего да не будет!), то произнесем хулу на Создателя. Как Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение».

Так в чем же заключается грехопадение? Прежде всего, в том, что человек присваивает себе не принадлежащее ему право решать, что такое добро и зло, то есть узурпирует право Божественное, становится на путь диавола: пытается сделать себя равным Богу.

И современный мир, стремясь к полной секуляризации, на каждом диавольском витке отхода от Церкви снова и снова повторяет акт грехопадения.

Возможно, кто-то возразит: если древо познания добра и зла представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не убрал его за пределы Рая, не поместил вне досягаемости для людей?

Но Господь сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, он сам должен был сделать свой выбор.

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщении змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?» Из этой мысли святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?

Первая похоть – это похоть чрева: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…» Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной – это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.

Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних – меньшие первого. Человек может обладать только этими правами: он может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога – Творца и Собственника всего тварного мира.

Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина – все принадлежит Богу!

Вторая похоть – это похоть очей. «Оно приятно для глаз…» – говорится далее о дереве. Это – очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.

Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!» И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом – следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!»…

Высшее предназначение человека – это его об́ожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол – это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше, конечно, если это возможно, их совсем не слушать: мы не должны слушать ересь). Они, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их «церкви» прямо сейчас, сегодня! Если у вас есть какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «Ноу проблем» – нет проблем – это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.

В действительности же, человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное – он теряет благодать!

Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные партии, ложи и секты. Еретики, язычники прямо говорят: если придешь в нашу секту – спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой лукавый предлагал «спасение» как бы всей семье первого человека, используя множественное число: «вы», «как боги» и т. д.

Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это – путь «просветления», что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: «религиозное возрождение», «пробуждение сознания», «открытие чакр», «пробуждение кундалини» и многими другими, которыми совращают нас современные язычники.

Третья похоть, — следующий соблазн, похоть, которой подчиняется Ева, – это вожделение: «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание».

Лжеименное знание – это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Интеллигентность – это какое-то скользкое, я бы даже сказал, гадкое, слово, смысл которого мало кому понятен. Однажды один «интеллигент» так объяснил мне его: быть интеллигентным – значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу. Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Бхагавадгиту. И многое-многое другое… Мне часто приходится посещать наших прихожан, которые приглашают меня освятить их жилище или совершить какой-то молебен на дому, причастить болящего. И я невольно поражаюсь обилию и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавадгита, Агни-Йога, иудейские книги… Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд – это очень опасно. Работая с людьми, оказавшимися в различных сектах, я обнаружил определенную закономерность. Например, если человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту «Аум Синрикё» или «Харе Кришна». Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр». Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков. Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться». В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.

Как-то я спросил одного знакомого – зачем ему все эти книги? Он ответил, что, как человек интеллигентный, он должен знать всё. Когда мы затем стали с ним беседовать, то я вдруг почувствовал, что книги эти лежат в его доме вовсе не мертвым грузом: хотя он и считал себя православным, у него были серьезные заблуждения!

Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что Православная вера – единственная истинная вера, что Православная Церковь – та самая Церковь, о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные. Вспомните, что сказано в Деяниях Апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но они не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян.19:18-20).

Так должны поступать с еретической литературой и мы: или передавать ее тем православным священнослужителям, которые изучают ереси, или сжигать, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.

В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?» Если человек так или иначе виновен в этом, то это – грех, в котором ему надо исповедаться. Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги… И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.

Когда праматерь наша Ева прельстилась, она ела сама и «дала также мужу своему, и он ел». Мы уже говорили, что если ересь, грех или что иное, происходящее от диавола, касается нас, то через нас оно затрагивает и наших близких, и наши семьи. Ева согрешила сама, поверив змею больше, чем Богу, и ввергает в этот грех своего мужа.

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека – касается множества людей. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распространяется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих.

Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя бы и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и «взрывоопасными»?.. Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи – их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис.25:7-11). В Священном Писании сказано: «…Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! И когда люди недоумевают, почему их дети рождаются больными, калеками, полуживыми, – им следует напомнить об этом. Значит, был у них самих или в их роду нераскаянный, не исповеданный грех.

Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее…

Грех – это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться», – то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и все вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты – иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье.

Ева сорвала запретный плод и ела, и зараза греха передалась и ее мужу. Она дала ему, и он тоже ел. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу:

«Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех. Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение».

Непередаваемый стыд и великий ужас овладели сердцами наших прародителей, Адама и Евы; они поняли, что произошло нечто непоправимое – то, чего своими силами они исправить уже не смогут. Так даже в самом падшем, в самом греховном состоянии, в котором только может оказаться человек, голос совести, голос Божий, который живет в каждом из нас, до конца не умолкает, но продолжает звучать.

В Бутырской тюрьме и в некоторых других местах заключения мне приходилось встречаться с людьми, совершившими особо тяжкие преступления. И когда я спрашивал, например, у вора: «Воровство – это грех?», – он отвечал: «Да». У убийцы я спрашивал: «Убийство – это грех?», у блудника: «Разврат – это грех?», – и все мне отвечали: «Да». Оказывается, каждому человеку известно, что такое грех, потому что Закон Божий написан в сердце каждого человека. В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «…Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

Немецкий философ Кант говорил: «Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне».

…И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?!

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27).

То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения.

Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *