Злословие

В чем же опасность злословия? И что предпринять тому, кто стал жертвой злых языков? Стоит ли доказывать что они не правы, ответить обидчикам тем же? И что может повлечь такая «борьба за правду»? Ответы пастырей Русской Православной Церкви на эти вопросы.

По словам Протоиерея Олега Стеняева — злословие является проклятием другого человека. В (Еф. 4:29) сказано:

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); а также: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16), где переносчик — этот тот кто разносит слухи и сплетни.

Молитва за человека является противоположностью злословию. И помимо этого, молится необходимо не только за своих, а и за чужих. А то некоторые в наше время, как говорит Протоиерей Олег Стеняев не считают нужным не только общаться, а и молиться за еретиков и язычников. По его мнению это может иметь связь с весенним обострением…

Как писал Святитель Иоанн Златоуст:

«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Согласно Протоиерею Павлу Гумерову: Он услышал голос Христа:

«Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

В речи своей он приводит древний пример, наглядно демонстрирующий и грех злословия и кару за него, согласно которой человек лишится благодати Божией, если будет осуждать другого или злословить на него. Сподвижником и современником Иоанна Лествичника Преподобным Иоанном Савваитским был поведан интересный случай. Из монастыря по соседству к преподобному Иоанну Савваитскому пришел однажды брат-инок. Когда Преподобный спросил, как жизнь отцов в монастыре, в особенности у одного известного своей ленью и грешностью, то в ответ услышал, что тот нисколечко не поменялся. Тогда Преподобный Иоан осудил лентяя и грешника. После было ему видение, в котором он увидел крест и распятого на нем Спасителя Иисуса Христа. От восторга Иоанн пошел к нему с радостью, чтобы ему поклониться, но услышал обращение Иисуса Христа к паре ангелов «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». После этого в страхе очнувшись от этого видения, Преподобный Иоанн понял, что страшно согрешил и в этом сне его лишили мантии. Мантия олицетворяла покров Божьей Благодати, которой и лишился Иоанн. Семь долгих лет после данного случая в молитвах провел Иоанн, в строгом посте, для того чтобы вернуть потерянную им благодать. Вот с какой ответственностью люди относились к своим словам и деяниям.

Осуждая, человек предвосхищает суд Божий. Хотя, совершенно не зная ничего об человеке или только часть прошлого, его отдельные слова и лишь малую часть деяний. Что в душе человека неизвестно нам и что ждет его в будущем, каковы будут его поступки. Может его ждет духовное изменение, раскаяние и он будет подвижником, такое тоже случается. А нам нужно сразу же осудить, высмеять. Только Господь единственный знает прошлое и будущее каждого из нас, все заболевания, всю родню до самого первого человека Адама, прегрешения и заслуги, поэтому только он может возвестить Свой суд каждому из нас. Но пока человека не настигнет смерть, Господь не открывается в этом, по причине «в чем застану, в том и сужу». Когда человек впадает в злословние но предается огромной гордыне.

Грех осуждения очень часто встречается в Евангелии. Вспоминем:

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22)».

Помимо этого не стоит забывать о том, что за какие грехи мы осуждаем человека, то вскоре такие грехи постигнут и нас.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

По словам Священника Валерия Духанина

Тот, кто злословит другого, духом своим становится близким к демонам.

Грехами диавола является клевета со злословием. Даже термин и имя «диавол» в переводе означает «клеветник». Именно поэтому злословие о другом человеке делает тебя ближе к демону по духу.

От самого сердца идут наши слова. Испорченным сердцем, изворотливым и ядовитым, подобно змее, можно воссоздать злые, лукавые и коварные слова. Счастья у такого человека-клеветника не будет, видя блага ближнего своего он лишается покоя и злоба в его сердце множится. Появляется злословие и клевета, которые в конечном итоге бумерангом возвращаются к клеветнику.

Многие Святые страдали от злословия. К примеру, именно злословие и клевета стали причиной изгнания Святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые являлись самыми выдающимися Святителями, которые занимали кафедру в Константинополе. Святой Григорий был обвинен в незаконном захвате Константинопольской кафедры, несмотря на то, что благодаря его проповеди православным христианам вернули город ариане, в руках которых и был город. Святой Иоанн Златоуст пострадал из-за множества ложных обвинений. У императора Аркадия, правившего в то время была супруга с именем Евдоксия, которая люто его ненавидела. Иоанн Златоуст тогда решил для блага народа покинуть город сам, чтобы не наступила смута. И тогда в городе случилось землетрясение, нанесшее урон покоям Евдоксии. Испугавшись она просила вернуть Иоанна обратно. Когда Святой был изгнан во второй раз, то жена императора скончалась при родах.

Преподобный Макарий Великий был оговорен также людьми, утверждавшими что после насилия девица заняла от него ребенка. Преподобный Макарий принял данное поношение и его избили, заклеймив нехорошей молвой по селу. Ему пришлось содержать сию девицу вплоть до времени рождения, когда из-за страшных мучений она призналась, сто Преподобный макарий был оклеветан.

Каждого клеветника и злословца ждет справедливое наказание за их грех. Большинство не понимает, что свершив сей грех причиняют огромный вред именно себе. Их душа не будет с Иисусом Христом, так как она находится на противоположной стороне от Царства Христова. Как свет и тьма противоположны, здоровье и болезнь, смирение и злоба.

Хотя по совету святых отцов как клевету, так и злословие надо воспринимать в качестве лекарства от грехов, некой епитимией. Ее нужно нести, дабы искупить какие-то свои существующие грехи. Именно это является причиной того, что на клеветников своих нельзя затаить обиду или свершить зло в отместку.

Даже Сам Господь Иисус Христос испытал страдания от клеветы, так как они со злословием являются оружием сатаны. И это оружие было направлено в период евангельских времен против нашего Спасителя Иисуса, а после Него на того, кто ему служит. Другими словами, каждый верующий человек должен испытать такие страдания. Христос относился спокойно к злословию, никогда не разбирая клевету и доказывая правду. Ни одно данное дьявольское искушение не породило в Его душе и каплю возмущения.

Священнику Валерию Духанину по нраву наставление от преподобного Максима Исповедника, совет которого был прост, не допускать уныния, а проводить время в молитве. «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Данное выражение обозначает, что всегда вылезет наружу пустота и несостоятельность злословия и клеветы. Тот кто пострадал от клеветы станет крепок духом и примет венец Господа и воспринимает с Христом одну участь.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Согласно мнению Священника Димитрия Шишкина грех злословия и клеветы страшен тем, что мы по своей воле сочетаемся со злом, становясь его участниками. Мы являем таким образом омрачение своих помыслов осуждением, враждой и злобой, а также своего ума. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Поэтому когда человек злословит, то лишается благодати Бога, потому что словесный дар говорит о том, что наше призвание нести благую весть, а не осуждать кого-то, клеветать и злословить. Не забывайте, что Господь наш является Богом-Словом. Второй ипостасью Святой Троицы и словесным даром в нас, как дар Божий, который человек должен всегда сохранять и преумножать, доставляя великое внимание этому и благоговение.

Сквернословие и злословие — это значит, что человек противится замыслу Самого Бога в вопросе «словесности» человечества

По словам священника Валерия Духанина люди могут и пустословить, но те, кто сквернословит и злословит явно противятся Божьему замыслу про словесность человека, а значит и его воле. Бесовские силы действуют, желая осквернять и извращать все то, что свято и чисто. Поэтому попрание дара «словесности», вложенного в нас Богом грех великий. Абсолютный контроль языка своего от злословия и осуждения ближнего является очень трудной задачей. Поэтому необходимо постоянно держать в своей голове, к примеру, как требование для неукоснительного исполнения. Блюсти потребно не только чистоту ума, а и чистоту своей речи. Данное условие приоритетно для жизни христианина. Помните об этом всегда и показывайте себя, как добрые служители Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Мнение священника Игоря Сильченкова сводится к данному изречению. Насколько страшным может быть грех злословия можно убедится из огромного количества примеров из истории человечества. Он предлагает вспомнить яркий пример, известный каждому в России, — это клевета о семье Романовых…

Страшно то, что клеветнический и злословный грех ведут прямой дорогой к ненависти и уводят в совершенно противоположную сторону от Любви. При ненависти человек мучительно страдает и душа его болеет. Именно ненависть способна разрушить личность человека, его семью, работу и даже целый народ. То есть, если злословить на мужа своего, жену свою или же своих детей — их ты будет видеть только в негативном свете и ты не сможешь быть рядом сними в мире, любви и спокойствии. В семью придет ругань, осуждение и даже ненависть. А это путь только к распаду семьи. От такого исхода событий только один вариант избавления — необходимо постоянное покаяние, часто исповедоваться в грехе своем против своих ближних. И еще причащаться Телом и Кровью Христовой для исцеления души своей от всей черноты и ненависти и возвращения Любви и Света в семью. Все вышесказанное, по мнению священника Игоря Сильченкова, относится и к злословию и клевете на коллег своих по работе и других местах.

Злословие по отношению к своей стране, своим властям, своему народу и другим народам приводит к тяжким последствиям. История человечества это показывает. Но, уроки прошлого помнятся нами не всегда, а некоторые их и вовсе не знают.

История Родины нашей усеяна темными трагическими пятнами клеветы народа на правителей своих. Когда люди поддавались греху возникала страшная смута, гражданская война. Ненависть народа к власти, междоусобные войны стали причиной прихода на нашу землю иноплеменников, разорявших Святую Русь. Это и время Смуты и Октябрьский переворот и т. д.

Врагам народа и страны на руку злословие народное на власть — народ разделяется этим, ослабляя государство

Политики и военные чины прекрасно знают, что незачем терять своих солдат на поле боя, чтобы уничтожить народ и страну нужно спровоцировать раскол внутри нее, столкнуть братьев и сестер лбами, усилив острые негативные моменты, посеять семя недовольства властью и всячески его поддерживать. И после, когда из-за этого народ страны сам себя ослабит, уничтожая друг друга, ослабнет и страна. Тогда-то враг с легкостью придет и разграбит бессильный и слабый народ. Евангелие тоже говорит об этом:

«Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25).

Посему любыми способами избегайте злословия на власть, не верить клевете о ней, не осуждая ее. Помните, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). А также:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Единство народа должно выражаться в служении Богу, Церкви, а также своей Родной земле. Каждый из нас должен быть умелым в своем деле, а дела других предоставить на суд Божий. Тогда исчезнут споры, раздоры, плохие настроения. У нас появятся силы для труда праведного на благо спасения души своей, чтобы стяжать благодать Святого Духа и прийти к жизни вечной в Небесном Царствии.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

А вот что по данному вопросу думает Священник Максим Горожанкин. Сказано:

«Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35).

Из сего следует, что наше осуждение кого-то, сплетни о ближнем указывают на заражение души нашей пороком. И что мы сами очень далеки от идеала.

В современном обществе происходит провокация людей для свершения греха злословия и осуждения. К примеру, ток-шоу, показывающиеся по телевидению, есть ни что иное, как своеобразные упражнения, тренировки по злословию. Возникает привычка, что представляет огромную опасность. После чего добрые поступки и слова у человека просто постепенно исчезают. Огромную сложность представляет перестройка человека на добро, он попросту не видит добрых людей вокруг себя, говоря и думая обо всех плохо.

У Святителя Николая Сербского есть такая притча:

«Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать»

. Эта притча представляет собой ярчайшую демонстрацию злословия о ближних, которух по сути совсем не знаем.

Многочисленные исторические факты говорят о страшных последствиях клеветы. Вспомните трагедию, развернувшуюся в начале XX века. Злословие на царскую семью Романовых, на все существующее тогда правительство обернулось горем. Конечно, те, кого оклеветали безупречными и безгрешными не были, но революция принесла еще более тягостное положение всей земле Русской. Что говорить о тяжких 30-х годах, о ГУЛАГе, расстрелах огромного количества людей за одну только веру… Многие миряне и люди из духовенства понесли страдания и даже смерть. Чудовищным поступком является придание смерти человека за то, что в нем есть вера в Господа. Или за найденные у него дома не те книги, которые читать было надо. А ведь началом всему этому послужила клевета и злословие на царскую власть. Народ видел только плохое в государе-императоре, не замечая хороших сторон. Уничтожив монархию несовершенную и негодную по чьему-то мнению, с чем столкнулся народ? С властью новой большевиков, обернувшейся именно для народа массовыми трагедиями. Это всегда должно оставаться в памяти, когда грех злословия одолевает. Очень легко управлять страной, при этом уютно устроившись на диване.

Человек должен прилагать все усилия, чтобы не злословить о ближнем и молится о них. Это правильное христианское поведение. Просите у Господа Бога сил не только себе, а и ближнему, о ком возникли плохие мысли. Молитва Господу об исправлении себя и ближнего принесет добро.

Примеры употребления слова злословие в литературе.

При этом не делается различий между обоснованными обвинениями, нарочитым высмеиванием и низким злословием.

О злословии Опасаясь казаться скучными, мы редко позволяем себе доброжелательство к людям, но мы напрасно боимся: это было бы так оригинально.

Таким образом, к злословию нет повода, и вся жизнь бедной миссис Кэмерон совершенно безупречна.

Наказания за мужеложство были, в общем, такими же, как за злословие отца или матери, прелюбодеяние, кровосмешение, обнажение наготы кровных родственников, сношение с менструирующей женщиной, нарушение пищевых запретов, волховство и многое другое.

Это была волшебная корзина И, уже будучи взрослым, поэт часто жалел, что у него больше никогда не будет подобного убежища, где можно было бы укрыться от светского злословия, клеветы, интриг, кредиторов, пасквилянтов, сплетников и лицемерного покровительства первого жандарма России — Николая.

Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства.

Вмиг были вспомянуты все чудачества Чаадаева: его отшельничество, его капризы, его долги, его болезни, его друзья, его отставка, его злословие, вообще его вызывающее поведение.

Я вместо родича моего Готов под вашим ударом пасть, Коль того возжелает Господня власть, Или, напротив, вашей кровью Отмыть Гавана от злословья!

Сюда, о клеветницы, стар и млад, Ходячее злословье, станьте в ряд, Чтоб нашей теме был противовес, Как гимну — пасквиль, как святому — бес.

Вообще женское развитие- тайна: все ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие, и чтение романов, глазки и слезы — и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум.

После обеда, который прошел весьма приятно, причем беседа велась в тоне пленительного злословья и изящного цинизма, Растиньяк и де Марсе поехали с видамом и Виктюрньеном в Оперу, чтобы направиться оттуда всем вместе к мадмуазель де Туш.

Нет ничего пагубнее для будущего души, нежели дурные слова, нежели то непрестанное злословье, которое питает собой большую часть разговоров.

Пастор Портмен и Сморк остерегались сообщать вдове о потоках злословия, изливавшихся на бедного Пена, — его осведомителем был Гландерс, тоже добрый знакомый семьи.

Флоран иной раз проводил часок у Гавара, восхищаясь его неистощимым злословием, его бравым видом, непринужденностью, с какой он держится среди всех этих баб: обрежет одну, с другой перебранивается через десять лавок от своей, у третьей отобьет покупателя, и один производит больше шума, чем сто с лишним его соседок, от галдежа которых звонко гудели, словно тамтамы, чугунные плиты павильона.

Нужно отдать Немии справедливость — пусть даже с риском приписать Мышелову некоторую склонность к злословию — ее прелести не были ни перезрелыми, ни даже обильными, а как раз.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *