Змея это символ

ЗМЕЙ (נָחָשׁ, нахаш), в библейском рассказе (см. Библия) об Адаме и Еве — враг человека, который соблазнил Еву вкусить от запретного плода с древа познания добра и зла, а она склонила к грехопадению Адама, за что Адам и Ева были изгнаны из Сада Эдемского.

Адам нарек свою жену Хавва; это имя обычно связывается со словами хай, хаим (`живой`, `жизнь`), но в раввинистической экзегезе оно связано с арамейским хевия (`змея`; ср. корень хвт в имени финикийского бога-Змея), ибо Змей был ее совратителем, а она стала «змеем»-совратителем Адама. В наказание за этот поступок Бог обрек Змея ползать на брюхе, питаться прахом, а также положил вечную вражду между ним и человеком (Быт. 3:14–15). Библия сравнивает злоязычие с ядом аспида (Пс. 140:4; русский перевод 139:4). В одном из аггадических (см. Аггада) мидрашей Сатана послал Змея соблазнить Еву (ПдрЭ. 13), в другом — Змей сам хотел привести Еву к грехопадению, потому что вожделел к ней (Сот. 9б и др.).

В Талмуде позволяется убить змея даже в субботу (Шаб. 121б). Но так как ядовитые змеи, как правило, не нападают на человека первыми, законоучители постановили, что чтение Амиды нельзя прерывать, «даже если змея обвилась вокруг ноги» (Бр. 9а), если она не собирается ужалить молящегося (ТИ., Бр. 9а). В то же время для избавления от мышей в некоторых домах держали ручных змей (Быт. Р. 19:10).

В Израиле обитают 32 вида змей, 18 из них не ядовиты, а из 14 ядовитых лишь семь опасны для человека. Библейское название ядовитых змей — сараф. В Библии упоминаются четыре вида змей (все — ядовитые): цефа (или циф‘они), эф‘э, шфифон и петен. Библейская цефа отождествляется с израильской гадюкой — это единственный вид ядовитых змей, обитающий в населенных местах страны. Она откладывает яйца, в то время как все остальные виды гадюк — живородящие. Эф‘э упоминается в Библии как опасная пустынная змея (Ис. 30:6). По-видимому, это змея вида Echis, две разновидности которого обитают в пустынных районах страны. Яд этой змеи очень опасен, хотя она редко жалит людей, поскольку живет в отдалении от населенных мест.

Септуагинта отождествляет шфифона со змеей вида Cerastes, одна из разновидностей которого обитает в Негеве. Эта змея зарывается в песок и подкарауливает жертву. Петен — это, вероятно, египетская кобра, она не водится в Израиле, но, возможно, иногда достигает Южного Негева. Это наиболее опасная змея во всем районе (ср. Иов 20:14–16). Кобру использовали заклинатели змей; Библия отмечает, что она не всегда послушна дрессировщику (Пс. 58:5–7; русский перевод 57:5–7). Черный петен (Walterinnesia aegyptia) — опасная ядовитая змея, обитает в Иудейской пустыне. В постбиблейских источниках упоминаются три вида ядовитых змей — хаварвар, арвад и ахнай, однако их идентификация затруднительна.

Медный змей (нехаш нехошет), символ, который Моисей по повелению Бога сделал и поместил на знамя (Чис. 21:6–10) во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта. Этот символ должен был спасать народ от укусов ядовитых (срафим — буквально `обжигающих`) змей, которых Бог наслал на израильтян за то, что они роптали на Него. Существовало поверье, что ужаленный, взглянувший на Медного змея, остается жив. Хотя в Пятикнижии Медный змей не являлся объектом культового поклонения, царь Хизкияху (начало 8 в. до н. э.) повелел разбить его изображение во время проведения религиозной реформы (II Ц. 18:4). Очевидно, к этому периоду Медный змей, получивший название «Нехуштан» (II Ц. 18:4), стал связываться с идолопоклонством (ср. змей как религиозный символ в ханаанейском культе плодородия и т. п.).

Мишна объясняет, что сам Медный змей не приносил исцеления — он лишь служил указанием на то, что израильтяне исцелятся, если поднимут взгляд вверх и подчинят свое сердце воле Бога. Вместе с тем законоучители одобряли поступок Хизкияху, так как со временем Медный змей превратился в объект языческого почитания.

текст Андрея Веденина
Задумался тут об этимологии ряда латинских названий (змей, конечно, в первую очередь), и понял, что можно нарыть кучу нелепостей и странностей!
Во-первых, латинские названия – далеко не всегда латинские. Многие названия являются транслитерацией с греческого, а некоторые – и вовсе с каких-то безумных языков!
Например, известный чудак по имени К. Линней хоть и якобы придумал латинские биномиальные обозначения для животных и растений, но сам истинную латынь использовал не всегда.
Один из шикарных примеров – всем вам известная египетская кобра, Naja haje.
Переводится это название как «Змея змея»! Первое слово – латинизация санскрита; второе – арабского. Такой вот идиотизм…
Правда, название «Naja haje» появилось лишь в начале XIX в., а Линней использовал другое название – «Coluber haje». Что переводится как… «Змея змея», конечно.

«Coluber» — по-латыни тоже «змея». Наряду со знакомыми многим словами «anguis» и «serpens». И греческим oφις («офис»).
Кстати, считается, что санскритское «нага» (или «найя») является однокоренным к прото-индоевропейскому «него» (=ползать), от которого, в свою очередь, происходят как анлийское «snake», так и немецкое «schlange» (от прото-германского «шнаке» или «снаке») и шведское «snok»… понятия не имею, как эти лингвисты прослеживают корни вглубь веков, но тут все они, почему-то, единодушны! =)
Несколько загадочна история с удавами – род Boa. Впервые это слово появилось в знаменитой Naturalis Historia (=Естественная История) Плиния Старшего. Откуда взялось само слово – непонятно, однако Плиний использовал его для обозначения некоей «большой змеи»
Теперь же во всех до единого словарях и переводчиках с латыни «Boa» просто переводится как «удав».
С питонами ситуация, пожалуй, более прозрачная. В древнегреческой мифологии был некий Πυθων («Пѝтон») – земляной дракон из Дельф, имевший, по легенде, непосредственное влияние на Дельфийского оракула. Частый персонаж греческих скульптур и росписей на вазах, изображавшийся в виде огромной змеи.
Гадюка – Vipera. Самая распространенная (и самая красивая) версия – сокращение от «vivus-pario». Означает это буквально «рождающая живых», что, очевидно, апеллирует к способности большинства европейских (и многих других) гадюк рожать живых детенышей!
Что же касается слова Natrix (уж), то оно, вроде бы, имеет один корень со глаголом «natare» (плавать, течь, извиваться, ползти — многозначный корень). Что, в свою очередь, тоже восходит к прото-индо-европейскому «наа» и «него» (см. выше, где про кобру)…
Это все – самые древние и самые известные из всех змеиных названий. Большинство современных, недавно или только что придуманных – как правило, имеют в своих корнях чье-то имя (Boulengerina — в честь герпетолога Буланже), какое-то географическое название (Afronatrix, Austrelaps), какую-то характерную черту, присущую якобы только этому зверю (видовой эпитет, cornutus = рогатый, или, например, striatus = полосатый) и т.д…
Да, регулярно все это перемешивается с каким-то из уже упомянутых корней – Pseudonaja, Trachyboa, Macrovipera, Malayopython, Natriciteres и много-много еще кого….

Долго время ученые были уверены: животные, у которых нет ушей, ничего не слышат. К глухим относили и змей. Но сегодня оказалось, что это миф. Эксперименты зоологов из Университета Орхуса (Дания) показали, что у этих рептилий есть едва ли не полный аналог нашего внутреннего уха с его обычными слуховыми косточками и волосковыми клетками. Но одной важной части слухового аппарата у них нет — барабанной перепонки. Вместо этого их внутреннее ухо подсоединено к челюстной кости. Челюсть снимает вибрации с поверхности земли и передаёт их внутреннему уху — так змеи и слышат, пишет science.compulenta.ru. Но улавливают ли они обычные звуки?

Эксперименты зоологи ставили на королевском питоне. С помощью электродов считывали активность нервных клеток, соединяющих внутреннее ухо питона с мозгом. Над змеёй вешали динамик, подававший звуки разной частоты. Выяснилось, что наибольшую активность нейроны рептилии проявляли в ответ на звуки частотой от 80 до 160 Гц (что-то в районе самой низкой виолончельной ноты).

Однако змеи слышали именно воздушные колебания. С помощью датчика, прикреплённого к голове питона, удалось выяснить, что воздушные колебания вполне способны привести в движение слуховые косточки внутреннего уха. Можно сказать, что змеи слышат звуки всем черепом.

Таким образом, с определённой долей уверенности можно заявить, что змеи слышат не только наши шаги, но и наши разговоры. Впрочем, остается вопрос: может, только питоны обладают таким тонким слухом?

В Викиданных есть лексема гремучник (L102777).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. грему́чник грему́чники
Р. грему́чника грему́чников
Д. грему́чнику грему́чникам
В. грему́чника грему́чников
Тв. грему́чником грему́чниками
Пр. грему́чнике грему́чниках

гре-му́ч-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -грем-; суффиксы: -уч-ник .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. зоол. змея с трещёткой на хвосте ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. гремучая змея

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. змея

ГипонимыПравить

  1. жарарака

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • имена собственные: Гремячий
  • пр. существительные: гремучка, гремучник-василиск, гремушка, погремушка
  • прилагательные: гремевший, гремучий, гремящий
  • глаголы: взгреметь, возгреметь, греметь, загреметь, нагреметь, отгреметь, погреметь, прогреметь

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *