История православной иконы
На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.
В России этот образ известен как «Трех радостей». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.
Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.
Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.
Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.
Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.
Пожалуй, всем полезно знать о том, какие иконы должны быть в доме.
Неканоническая икона «Святое семейство»
Еще одна разновидность образа попадает на Русь через людей, совершающих паломнические поездки в Иерусалим. Там очень любима христианами икона Святое семейство, изображающая на первом плане Иосифа Обручника, обнимающего Деву Марию и Младенца у Нее на коленях. Икона встречается на Святой Земле чуть ли не в каждом доме или храме, так она популярна среди верующих людей.
Образ хоть и греческого письма, но все же больше напоминает католическую портретную живопись. Поэтому в РПЦ эта икона считается неканонической:
- Слишком по-земному изображены Святые Лики. Выглядит мило и сентиментально (напоминает домашнее семейное фото), в то время как настоящая православная икона должна нести в себе глубокий духовный смысл.
- Нарушена достоверность информации. Св. Иосиф был в преклонных годах, но на иконе часто изображается молодой мужчина в расцвете сил.
- Не отвечает учению церкви, по которому Мария дала обет девства, и Иосиф был хранителем Ее непорочности. На иконе же изображена счастливая супружеская пара, семейная идиллия. Богородица склонила нежно голову в сторону Иосифа. Его взгляд также направлен не на Богомладенца, а на Деву Марию.
Несмотря на неканоническое происхождение иконы, она приобретает большую популярность среди верующих. Образ стал все чаще появляться в храмах России, попадая к нам со Святой Земли.
Икона Святое семейство в Костомарово
Русской Палестиной называют Спасский женский монастырь. Находится он в с. Костомарово Воронежской области. Обитель расположена в местности, очень схожей с ландшафтом Святой Земли.
Сам монастырь пещерный, есть и наземные храмы, постройки. История появления уходит в далекое прошлое и связано с появлением первых христиан, вдохновленных проповедью ап. Андрея Первозванного.
В пещерном Спасском храме находится чудотворная икона Костомаровская Божья Матерь, а также еще одна святыня – икона Святое Семейство. Предание, дошедшее до наших дней, рассказывает, что в войну перед сим образом женщины неустанно молились о своих мужьях, ушедших на войну. И ни один из них не погиб.
На ней Иосиф изображен с пилой, режущий брус. А отрок Иисус – также с инструментами в руках. Пресвятая Богородица при этом сидит за пряжей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Иосиф имел не столярную мастерскую, а каменоломню.
Но, как бы то ни было, являются ли наши души камнями, которые должны возопиять к Богу, или высохшими деревьями, которые должны ожить и дать плоды, — суть дела от этого не меняется. Перед Костомаровской иконой молятся о семейных делах, проблемах, о спивающихся мужьях.
Сюда приходят одинокие девушки и женщины, молятся, а через некоторое время возвращаются уже со спутниками жизни. Также возносят здесь прошения и о солдатах, в том числе проходящих службу в горячих точках. И воины, о которых молились, возвращаются живыми домой.