Значение реформации

Реформация (лат. reformatio — преобразование) — важнейший этап в культурно-историческом развитии Западной и Централь­ной Европы. Это религиозно-идеологическое и социально-поли­тическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Гер­мании с выступления М. Лютера и направленное на преобразо­вание и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Реформация выразила идеологию новых социальных и политических процессов в форме протестан­тизма.

Главный идеологический тезис сторонников Реформации — тре­бование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение сво­ей души достигается лишь внутренней верой каждого. Объявляя причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорили об искажении учения Христа и целью Реформации считали возвра­щение к «истинному» христианству апостольских времен.

В Реформации можно выделить три основных направления: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-княжеское и народное (Г. Мюнцер), Первое характеризуется стремле­нием утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранение власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, тре­тье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддержи­ваемую католической церковью, и установить социальное равен­ство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стран утратила свое монопольное положение и оказалась в большей зависимости от государственной власти. Духовная диктатура была сломлена.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру.

РЕФОРМАЦИЯ — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII в., в ходе которого происходит формирование конфессиональных церковных образований (Kirchentümer).

Началом Реформации традиционно принято считать обнародование «95 тезисов» доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, а также проповедь ряда других реформаторов (У. Цвингли, Ж. Кальвина и др.).

Изначально реформационная проповедь (т.н. «магистерская реформация») была продолжением характерного для позднего Средневековья призыва к обновлению католической церкви, согласно нормам раннехристианского идеала, и критики ряда порочных практик (инвеститура, симония, целибат, культ святых, причастие мирян под одним видом и др.). В частности, среди предтеч Реформации нужно назвать Джона Виклифа и Яна Гуса и их последователей. Кризис средневековой универсальной империи, усиление территориальных властителей и формирование современных наций обуславливают процессы конфессионализации, т.е. формирование национальных церковных и политических единиц (пресвитерианская организация цвинглианских, кальвинистских и др. реформатских церквей; епископальное устройство лютеранской церкви в абсолютистских немецких княжествах и скандинавских монархиях; монархическая англиканская церковь; сеньориальная католическая церковь и т.д.).

После широкого реформационного движения в 1520-е годы, приведшего, в частности, к драматическим событиям Крестьянской войны, вырабатываются основные стратегии и алгоритмы формирования конфессиональных сообществ.

И начиная с середины XVI в. можно говорить о фазе межконфессионального противостояния и борьбы (т.н. «европейские религиозные войны»), итогом которой становится общеевропейская Тридцатилетняя война (1618-1648 годы). Подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого конфессиональный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, принято считать условной верхней границей реформационных процессов.

Реформация сыграла принципиальное значение для культуры стран Северной Европы, обусловив формирование национального языка, искусства и системы образования.

Иллюстрации:

Библия Лютера 1534 г.;

«Вестфальский мир», Герард Терборх, 1648 г.

Протестантизм (от лат. Protestans — протестующий) — одно из трех направлений в христианстве (наряду с православием и католицизмом), возникшее в Западной Европе в XVI в. в результате Реформации.

Термин вошел в употребление после II Шпейерского рейхстага (1529), на котором шестеро немецких князей-лютеран и представители четырнадцати свободных городов Священной Римской империи выразили протест (т.н. «шпейерский протест») против принятого большинством голосов решения об отмене действовавшего в Германии (с 1526) принципа «чья власть, того и вера». Возникновение Протестантизма связано с деятельностью Мартина Лютера, Кальвина, Меланхтона, Цвингли.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде. Но отвергает католическое учение о Чистилище. Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа. Библия является единственным источником христианского вероучения, ее изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Согласно взглядам протестантов Священное Предание авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных.

Таким образом, протестантизм сформулировал три главных положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII в., и изложено в вероисповедных документах Реформации: Гейдельбергском Катехизисе 1563 г. (Германия), Книге Согласия 1580 г. (Германия), Канонах Дордрехтского Синода 1618-1619 гг. (Нидерланды), в Вестминстверском исповедании веры 1643-1649 гг. (Великобритания).

Характерная черта классического протестантизма — строгое отношение к тому, что считается существенным (вере, таинствам, спасению, учению о церкви) и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни, что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Экспозиция «Протестантизм»

17 апреля 1521 года считается вероятной датой, когда Мартин Лютер, германский христианский богослов, инициатор Реформации, выступил с речью в Вормсе. За отказ отречься от «еретических взглядов» Лютер был отлучен от лона Римско-католической церкви.

Наперекор отцу

Мартин родился 10 ноября 1483 года. Его отцом был крестьянин, со временем ставший зажиточным бюргером. С 14 лет Мартин учился во францисканской школе (францисканцы – католический монашеский орден. – Прим. авт.), затем стал магистром свободных искусств, перешел к изучению юриспруденции; однако, по не совсем понятной причине нарушив волю отца, принял монашеский обет в 1506 году, а еще через год стал священником. Вскоре после этого Лютер был направлен преподавателем в Виттенбергский университет. Помимо преподавательской деятельности, он продолжал собственное обучение, чтобы получить степень доктора теологии (богословия), и проповедовал в храме.

Потрясение

Сильным потрясением для молодого богослова стала поездка в Рим в 1511 году, где он своими глазами наблюдал развращенность, царившую среди католического духовенства. В 1517 году Лютер разразился критикой в адрес Римско-католической церкви и конкретно ее роли в спасении души (на тот момент он уже два года разрабатывал идею того, что христианин получает оправдание благодаря вере в Божью милость). Дело в том, что в 1517 году римский папа издал документ об отпущении грехов и продаже индульгенций (в неверном, но распространенном тогда понимании – отпущении грехов за деньги).

95 тезисов

В ответ на папскую буллу Лютер написал свои 95 тезисов, в которых выступил поборником очищения веры от искажений (в том числе индульгенций), утверждал единственный авторитет Священного Писания, при этом отрицал авторитет церковных иерархов и т. д. Именно от этих тезисов, увидевших свет 31 октября 1517 года, отсчитывается дата начала Реформации и истории протестантизма. Долгое время считалось, что эти тезисы Лютер прибил к дверям Замковой церкви Виттенберга (Саксония), но в XX веке было установлено, что Лютер отправил тезисы архиепископу города Майнца, а затем обнародовал их в устной и печатной форме. Получив папскую буллу о своем отлучении от церкви, Лютер публично сжег ее. Чтобы «даже верующая дочь мельника» могла изучать Писание, Лютер перевел текст с латыни на родной язык, при этом он использовал слова, понятные простому народу. Язык перевода Библии, сделанного Лютером, стал общенемецким литературным языком. Инициатор Реформации скончался 18 февраля 1546 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *