Содержание
Морфологические и синтаксические свойстваПравить
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | апокрифи́ческий | апокрифи́ческое | апокрифи́ческая | апокрифи́ческие | |
Рд. | апокрифи́ческого | апокрифи́ческого | апокрифи́ческой | апокрифи́ческих | |
Дт. | апокрифи́ческому | апокрифи́ческому | апокрифи́ческой | апокрифи́ческим | |
Вн. | одуш. | апокрифи́ческого | апокрифи́ческое | апокрифи́ческую | апокрифи́ческих |
неод. | апокрифи́ческий | апокрифи́ческие | |||
Тв. | апокрифи́ческим | апокрифи́ческим | апокрифи́ческой апокрифи́ческою | апокрифи́ческими | |
Пр. | апокрифи́ческом | апокрифи́ческом | апокрифи́ческой | апокрифи́ческих |
а·по-кри-фи́-чес-кий
Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.
Корень: -апокриф-; суффикс: -ическ; окончание: -ий .
ПроизношениеПравить
- МФА:
(файл)
Семантические свойстваПравить
ЗначениеПравить
- религ. о библейской литературе — содержащий отступления от ортодоксального учения и вследствие этого отвергнутый церковью ◆ Кроме основных евангельских текстов, есть ещё большое количество апокрифических.
- недостоверный, легендарный, передающийся слухами ◆ Математический фольклор сохранил и апокрифическую историю визита А.Н. Колмогорова в ленинградское (теперь, разумеется, санкт-петербургское) отделение Математического института. Борис Кушнер, «Учитель», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
СинонимыПравить
- частичн.: неканонический
- частичн.: легендарный, мифический, недостоверный, неофициальный
АнтонимыПравить
- канонический
- подлинный, достоверный
ГиперонимыПравить
ГипонимыПравить
Родственные словаПравить
Ближайшее родство
- существительные: апокриф
ЭтимологияПравить
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить
Список переводов
- Английскийen: apocryphal
- Белорусскийbe: апакрыфічны
- Идоиio: apokrifa, ne-autentika
- Немецкийde: apokryphisch
- Французскийfr: apocryphe
- Шведскийsv: apokryfisk
- Эсперантоиeo: apokrifa
Для улучшения этой статьи желательно:
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Примеры употребления слова апокриф в литературе.
В дальнейшем произойдет сложный процесс, который Апокалипсис описывает необычайно таинственными красками, заимствованными из разных апокрифов, и над этими образами до сих пор почти безуспешно бьются комментаторы.
Содержание апокрифа не является чисто апокалиптическим, каждая часть посвящена преимущественно прославлению какойлибо добродетели или же осуждению какого-либо порока.
С другой стороны, иудейские апокрифы часто исправлялись и дополнялись христианскими переписчиками и получали затем распространение уже в новой среде, далеко за пределами Палестины.
Вслед за Новым и Ветхим Заветом апокрифы вошли в литературы самых разных народов — от Персии до Западной Европы и от Эфиопии до России.
Даниила и апокрифы уделяют роли ангелов в истории, историки нередко связывали с идеей трансцендентности Бога.
Как было уже сказано, иудейская Община не включила апокрифы в состав Писания.
Если в Апокалипсисе Даниила дух профетизма еще сохранен, то апокрифы зачастую оказывались уже вне рамок Писания.
Мы должны суметь увидеть в ней не только замутненность библейской веры, но и то, что сделало апокрифы звеном между Ветхим и Новым Заветами.
Почему Отцы Церкви не включили в нее апокрифы и неканонические книги, которые пользовались авторитетом и в Кумране, и в Александрии, и у самих христиан?
В нее входили книги Ветхого Завета, комментарии к ним, апокрифы и документы, отражавшие жизнь поселков.
Однако, невзирая на запреты, тяга к занимательно-нравоучительному чтению была такова, что апокрифы переписывались, переводились на разные языки и многие рукописи дошли до нашего времени.
Это объясняется не только тем, что устные рассказы и ранние апокрифы не содержали подробностей о жизни Иосифа, но и особой теологической направленностью, свойственной этому произведению: главное место в нем занимает не жизнь Иосифа, а его предсмертные мольбы и смерть.
Зрелые труды Ланца несут на себе ясный отпечаток глубокого знания Библии, редких апокрифов и гностических текстов, а также религиозных традиций и языков Ближнего Востока.
Эти апокрифы наглядно показывают нам тот долгий и сложный путь, который прошло христианство от первых экклесий, малочисленных и гонимых, до могущественной организации, грозившей самым тяжким наказанием всем, кто ей не подчинялся.
Еще один интересный иудейский апокриф был создан в Палестине после того, как римский полководец Гней Помпей явился с войском на Восток и положил конец независимости Иудеи.
Источник: библиотека Максима Мошкова