Значение слова юродивая

Есть чин в Святцах православной веры, представители которого остаются загадкой и по сей день. Это юродивые , часто их называют блаженными. Трудно проследить логическую последовательность совершаемых ими поступков. Порою при внешнем безумии с их уст срываются страстные обличительные перлы в адрес вселенского греха.

Истязая себя голодом и холодом, эти чудаки умудряются протягивать руку помощи нуждающимся. Открывая будущее в замысловатых пророчествах, они умело вуалируют святость и могущественность откровенно глупым выражением лица, лохмотьями одежды или грязным обнаженным телом.

Что значит юродивый

Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».

Значение понятия

Справедливости ради нужно отметить, что в современном русском языке у слова несколько значений:

Безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает их Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках глубокий смысл, даже предчувствие или предвиденье.

Толковый онлайн-словарь Даля В.И.

Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий – по мнению верующих – даром прорицания.

Словарь Ефремовой

Контекст, тема разговора помогут понять, какое из значений вложено в словарную единицу.

Церковное толкование

В кругу верующих значение слова «юродивый» перманентно. В православии весьма почитается жизненный подвиг добровольной блаженности. Он считается самым сложным. В Новом Завете апостол Павел доводит до нас следующую мысль:

Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. Глава 3.

Какой же безграничной решимостью должна обладать личность, готовая откликнуться на этот призыв и посвятить жизнь вечному смирению. Последовав за Христом, подвижники оставляли в миру все, что имели, обрекали себя на посмешище и издевательства.

Хотя появление блаженных на Руси приходится на далекий XI век, а расцвет течения наблюдается в XV-XVII столетиях, понятие это благополучно дожило до нашего времени.

Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.

Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.

Происхождение слова

Созвучие корней юрод- и урод- определяет основное значение слова. Хотя при образовании в древнеславянском языке использовался корень род- , к нему добавлялась приставка ю- , имевшая значение отрицания. Поэтому смысл получался таким: не вписывающийся в род, в породу.

Перекочевав из старославянского, слово не потеряло начального звука , а также одного из своих значений — противостоящий обществу.

Кого называют юродивым

Попробуем выяснить, кто это такой — юродивый человек . Чем вызваны и что означают его поступки?

Может, это обычные граждане, но, выражаясь современным языком, желающие выглядеть эпатажными, создавать вокруг себя ауру загадок и тайн. А может, это маргинальные личности? Ну не хотят они маршировать в одну ногу со всеми.

При желании можно найти много объяснений поведению блаженных. Самое простое из них — психическое расстройство. Тогда почему чаще всего этим термином называют не обладателей клинической патологии, а простаков и добряков, готовых расстаться с последней рубахой в пользу ближнего.

Вспомните фильм режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1973 г.), где героиню актрисы Натальи Вавиловой, старшеклассницу Таю, самовлюбленный одноклассник брезгливо называет убогой. Причиной этому явились бескорыстная доброта девушки по отношению к окружающим, ее удивительная способность видеть в людях только хорошее.

Получается, что юродствующих отличают неисчерпаемая духовность и осознанное проявление помешательства. Но под силу ли слабоумным осмысленное совершение поступков? Однозначно, нет.

Поэтому только личность с абсолютно здоровой психикой и уникальными свойствами смиренной души может сознательно броситься в омут безумия. Сила духа таковых значительно выше эмоций. Их поступки бесстрастны, по жизни их ведет духовный разум.

Юродство ради Христа

Церковь трактует блаженность Христа ради как подвиг духовности и аскетизма.

Подвижники отказываются от:

  • мирского существования;
  • благ;
  • общепринятых норм поведения.

Став по доброй воле изгоями, смиренно сносят телесные лишения, терпят презрение, поругание. В любое время года их ноги босы, а неприкрытая нагота бросает вызов общепринятым устоям.

О подвиге юродства

Чего же добивались страдальцы осознанными, но казавшимися со стороны «неадекватными» действиями?

Вот их цели:

  • скрыть под образом лишенного рассудка истинную святость;
  • смирить собственную гордыню и тщеславие;
  • преподнести народу тайный смысл своих поступков, который заключается в обличении зла и глупости общества;
  • подчеркнуть противостояние истины во Христе и принятых норм поведения;
  • служить Богу проповедью, заключенной не в речь, а в силу духа.

Часто юродствовать начинали те, кто чувствовал собственный дар предвидения. Они испытывали потребность в смирении, чтобы окружающие не распознали в них Божьей искры. Народ слушал их словесную абракадабру, из которой улавливал прогноз или предостережение, и считал, что Бог общается с ним через безумного посредника.

Толкование фразы

Юродство ради Христа — это добровольный отказ от мирской жизни и маска безумия, смиряющая гордыню. Реалии внутреннего мира по-настоящему божьих людей находились в полной дисгармонии с внешним обликом. Безумство лишь подтверждало их уникальный интеллект. Страдания аскетов из-за нравственного падения ближних трудно переоценить.

Юродивые Христа ради — самые яркие личности, причисляемые к лику святых.

Но церковь относилась к канонизации юродствующих очень щепетильно. Причина тому — нашествие в XV-XVII веках псевдоюродивых, поступками которых управляли корысть и тщеславие.

Только семеро были признаны православием.

Отношение к юродивым людям

Как сказал классик, Россию-матушку умом сложно понять. Если Запад эпохи Средневековья не признавал добровольного помешательства, то русская загадочная душа принимала убогих всеми фибрами.

Но милосердие и жестокость очень часто ходят вместе. Многие проявляли терпимость и участие к добровольным безумцам, но всегда находились другие, готовые кинуть в бедолаг камень. Озорничали в основном дети.

В целом же простой люд выражал бродягам с демонстративной инаковостью сострадание, сдобренное неким преклонением. Находились и богатеи, которые не гнушались немытыми, лохматыми праведниками и проявляли сердобольность. Считалось, что подаяние слабоумному крикуну может привести фортуну, ведь его неординарные поступки отводят прочь дьявольские происки.

Даже цари и князья не смели нанести откровенную обиду чудаковатым балагурам, просили у них молитв о своем прощении. Заезжие иностранцы поражались подобным фактам и детально описывали их в путевых заметках.

Известные юродивые на Руси

История русской земли знает немало ярких примеров подвига святости, сокрытой от людей. Блаженные посвящали жизнь служению Богу и борьбе с низменными человеческими пороками. Спасая общество от деградации, они собственным примером в абсурдных и утрированных формах изображали алчность, зависть, обидчивость. При этом избегали земной славы, разыгрывая умалишенных. Но по прошествии многих веков мы учимся у них прописным истинам Христианства.

Василий Блаженный

Известный чудотворец российского средневековья рожден в удивительных обстоятельствах. Мать произвела Василия на свет в 1469 году во время молитвы в московском Богоявленском соборе.

Обучаясь в ранней юности сапожному делу, он предрек кончину купцу, заказавшему обувь. Предсказание сбылось. С 16 лет жизнь Василия проходила через тернии добровольной блаженности. Всегда нагой и босой скитался он по московским улочкам и переулкам. Однажды ему удалось разглядеть спрятавшегося в нищем беса и прогнать нечистого.

Признанный народом как человек Божий, он «поднимал» падших, сердцем чувствуя в них зерно добра, давал шанс становления на путь истинный. Не страшился Василий призывать к ответу царственных особ. Во время одного богослужения поставил под сомнение «праведное» дело Ивана Грозного — возведение хором на Воробьевых горах.

Зенитом предсказаний пророка звучала в 1547 году весть о московском пожаре. Его горячая молитва имела действие, когда горел Новгород.

Вошедший в историю аскет прожил 88 лет, 72 года из которых посвящены служению Господу. Прекрасный московский храм Василия Блаженного — яркое напоминание о благих делах святого старца.

Ксения Петербургская

Уроженка города на Неве, принадлежавшая к знатному сословию, рано вышла замуж. Брак оказался счастливым. Все переиначила внезапная, без Причастия, смерть любимого мужа. Облачившись в его одежду и приняв его имя — Андрей Федорович, женщина отказалась от имущества и начала бродяжничать.

Окружающие не смогли правильно оценить поведение Ксении, сочли вдову помешавшейся от горя. А она в светлом уме приняла решение служить Богу и ближним. Днем и ночью, молитвой и словом несла добро в судьбы: исцеляла детей и взрослых, обеспечивала материальные блага, дарила гармонию семейным отношениям. Неустанно помогала строительству Смоленского храма, по ночам носила к месту стройки кирпичи. Святость скрывала под маской безумия.

Чудесами называют некоторые деяния полураздетой бродяжки:

  1. В семье знакомых посоветовала хозяйской дочери пройтись до кладбища. Последовав наущению блаженной, девушка встретила на погосте будущего мужа. Вдовец хоронил там умершую жену.
  2. Супруга Александра Первого горстью песка, взятого с могилы петербургской сумасшедшей, исцелила мужа от тифа. Сбылся и вещий сон императрицы с участием Ксении. Мария Федоровна родила дочь, которую назвала именем святой.
  3. Однажды с помощью молитвы вернула к жизни утонувшего ребенка.

Благодаря истинной народной любви, Ксения причислена к лику святых в 1988 году. Часовня на Смоленском кладбище, где упокоилась добродетельная петербурженка — излюбленное место прихожан.

Прокопий Устюжский

Первый святой в когорте юродствующих молодым купцом прибыл на русскую землю из немецкого города Любека. Впечатлившись красотой церквей и набожностью народа, раздал отцовское наследство и перешел в православную веру с именем Прокопий. Снискав прославление в Новгороде, переместился в Великий Устюг, где начал образ жизни блаженного аскета.

Дар предвидения помог Прокопию в 1290 году предсказать сильнейшую бурю, повлекшую за собой пожары в лесах и смерч. За несколько дней до падения близ Устюга метеорита старец призывал горожан к покаянию, чтобы спасти город. Но беспечные миряне проигнорировали призывы. В разгар стихии жители кинулись в храм, где увидели пророка, молившегося о спасении города.

Прокопий Вятский

В детстве с сыном хлыновских крестьян случилось несчастье. Удар молнии ввел мальчика в транс: он срывал с себя одежды, предпочитая оставаться нагим. Помог ему служитель Успенского монастыря. С помощью святой воды и молебна преподобный Трифон исцелил отрока.

В 20 лет юноша получил от своего спасителя благословение на блаженность по доброй воле. Долгие 30 лет сносил он брань, насмешки, терпел голод, непогоду. Никто, кроме духовника, не догадывался о подвижничестве.

Силой духа стремился вятский праведник исцелить земляков от гордыни и своенравия. Вскоре после кончины началось почитание святого. Известен факт исцеления тяжело больной женщины Марфы после явления ей во сне Святого Прокопия и преподобного Трифона.

Паша Саровская

Перед тем как найти призвание в служении Богу, женщина прошла через горнило тяжелейших испытаний. Жизнь крепостной крестьянки протекала по известному сценарию: тяжелая работа, замужество, лишения и страдания.

Но непокорность и безграничная любовь к Всевышнему изменили ход событий. Получив благословение духовников, смелая христианка приняла тайный постриг, получив имя Параскева. Долгое время бродила с видом помешанной по деревням, жила в пещере. Претерпевая издевательства, добилась всеобщего расположения своей прозорливостью.

В Дивеевской обители долгие ночи Паши Саровской проходили в неустанных молитвах, а дни — в непосильных трудах. До последнего вздоха служила она избранному делу. Прожила Параскева 120 лет.

Не счесть событий, озвученных в разное время прорицательницей. В 1903 году, удостоившись посещения семьей последнего русского царя Николая Второго, заверила императорскую чету о скором рождении наследника. Но радостное известие сопровождалось предречением гибели монаршей династии.

Иван Яковлевич Корейша

Молва о московском пророке середины XIX века распространилась во все концы России. Строки популярных произведений известных классиков посвящались необычному пациенту клиники для душевнобольных.

Писали о нем:

  • Толстой;
  • Достоевский;
  • Островский;
  • Лесков.

Родился Иван Корейша в Смоленске в семье священнослужителя. Отучился в Духовной Академии, но по стопам отца не пошел, работал учителем. Юродствовать начал сознательно, но при этом не растерял свойств романтической натуры.

Зигзаг судьбы привел оракула в московскую психиатричку на Преображенке. В стенах заведения он провел долгих 47 лет. В больницу к Ивану Яковлевичу наведывались всевозможные страждущие: девицы, почтенные дамы, невежды с нелепыми желаниями и вопросами, просто любопытствующие. Некоторым доставалось от лекаря за глупость и назойливость. Но умный и серьезный посетитель удостаивался внимания и долгого разговора.

Похороны Корейши превратились в шоу своего времени. Об экстравагантных выходках скорбящих поклонников писали многие газеты. Могилу прорицателя у Ильинской церкви в столице до сих пор посещают многочисленные паломники.

Аннушка

Особым расположением в годы правления Николая Первого пользовалась еще одна блаженная петербурженка. Поговаривали о знатном происхождении, элитном образовании необычной пожилой женщины. Слухи приписывали ей несчастную любовь, приведшую на тернистую дорогу безумных скитаний.

Аннушку очень уважали на Сенной, там чудаковатая старушка снимала комнату у добродетельного священника. Каждый день горожане видели любимицу, совершавшую променад со старомодным ридикюлем в руках. Попутно набирала милостыню и сразу же делилась с нуждающимися.

По протекции неравнодушных жителей города Анна Ивановна попала в приют. Но житье ее там не заладилось. Только на родной Сенной блаженная чувствовала, что нужна и полезна людям. Предсказания Аннушки сбывались самым чудесным образом.

На похороны известной горожанки, ею и устроенные, пришли все почитатели редкого дара женщины с трудной, но удивительной судьбой.

Видео о скандальных действиях блаженных

В чем скрытый смысл скандальных действий блаженных, вы узнаете из этого видеоролика.

Юродивый Христа ради, отказывался ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом юродивые ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.

Юродивые по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая († 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.

Наибольшую известность из юродивых получил святой Андрей Христа ради юродивый. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память события, происшедшего в Константинополе в середине Х века. Городу угрожала опасность от сарацинов, но однажды юродивый Андрей и ученик его Епифаний, молясь во время всенощного бдения во Влахернском храме, увидели в воздухе Пресвятую Деву Марию с сонмом святых, распростершую свой омофор (покров) над христианами. Ободренные этим видением, византийцы отбили сарацинов.

Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке – четыре почитаемых русских юродивых, в XV – одиннадцать, в XVI – четырнадцать, в XVII – семь.

Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

В Киевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.

Первым юродивыми в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский († 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Когда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг, «великий и славный». Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый Христа ради спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.

То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, глубоко симптоматично. Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV века связаны так или иначе с Новгородом.

Здесь «буйствовали» в XIV веке Христа ради юродивый Николай (Кочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов. Когда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что нередко после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, яко по суху.

В Клопском Троицком монастыре подвизался преподобный Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Преподобный Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Клопского монастыря.

Прозорливость святого Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью, в предсказании болезни посаднику, ущемлявшему иноков, и смерти князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец гладит его по голове, а, обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из его рук «ширинку» и возлагает ему на голову.

У преподобного Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена идет он в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.

Современник преподобного Михаила Ростовского юродивый Исидор († 1474) живет на болоте, днем юродствует, а по ночам молится. Его заушают и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, «от стран бе западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый († 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.

Первым московским юродивым был блаженный Максим († 14ЗЗ), канонизованный на Соборе 1547 года. К сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось.

В XVI веке пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Помимо жития святого Василия память народная сохранила и предание о нем. По преданию Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги. Василию же было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходя без одежды и ночуя у одной боярской вдовы. В юродстве Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его, казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными, поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи виснут изгнанные бесы, тогда как у вторых – плачут Ангелы. Подаренное царем золото он дарит не нищим, а купцу, потому что прозорливому взору Василия ведомо, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдится. Питие, поданное царем, юродивый Христа ради выливает в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде. Василий Блаженный отличался особым даром раскрыть беса в любом обличье и всюду его преследовать. Так, он узнал беса в нищем, который собирал много денег и в награду за милостыню устраивал людям «привременное счастье». В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличает царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Красной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.

Иоанн Большой Колпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый Христа ради всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго перед смертью юродивый Христа ради Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.

В XVI веке обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иоанном Грозным. Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода, когда юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. Когда после молебна царь подошел к святому Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Когда же Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол со Святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть, когда царь отказался, сказав «я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет: «Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя». Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили». По свидетельству иностранцев, юродивых. В Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и, таким образом, не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV- XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа. Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII века, появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Медиевисты Пушкинского Дома в 1970-х – начале 1980 гг. опубликовали ряд блестящих исследований по феноменологии русского юродства . Научная общественность с энтузиазмом восприняла эти работы, однако «юродству» и «юродивым» досталась примерно та же участь, что и «амбивалентности» и «карнавализапии» М.М.Бахтина: частая цитация с упоминанием почтенных имен Д.С.Лихачева и А.М.Панченко и субъективизм, по временам почти переходящий в произвол в применении этих терминов и понятий на конкретном материале культуры и литературы.

Первыми попытались применить наблюдения древников на материале литературы XIX в. теоретики Достоевского – им же достались и первые неудачи. Не удалась классификация «юродивых» Достоевского Н.Е.Силкина, не избежала неточности В.Е.Ветловская. Р.Я.Клейман приравняла юродство к шутовству (!), Л.Сараскина возжаждала телесной красоты у юродивой Марьи Лебядкиной, ибо в противном случае как быть со знаменитым «красота спасет мир»?!

Философский энциклопедический словарь, изданный в 1983 г., возвел юродство к кинизму. Этот посыл подтвердила, а затем и отвергла Т.Горичева в книге философских эссе «Православие и постмодернизм» . Т.Горичева пришла, в частности, к выводу, что юродивые, как и киники, близки животному миру, поскольку любят грязь…

Остаются незамеченными предположения А.М.Панченко о связи юродства с восточными видами аскезы (йоги и дервиши), его указание на важнейшую функцию юродивого как посредника между миром народной культуры и церковной культуры Древней Руси. Неизвестными остаются особенности и глубина соотношений юродства и старообрядчества, юродства и народных обрядов и празднеств, юродства и иконографии, юродства и русских дохристианских обрядов и верований, юродства и мифологии, юродства и фольклора. Очевидно, что круг проблематики юродства почти бесконечен и требует коллективного и комплексного изучения специалистами целого ряда сопредельных областей гуманитарного знания. Примером здесь может служить коллективная монография «В списках дураков», вышедшая в Финляндии в 1990 г.

Новейшая наука синергетика математически обосновала многие парадоксы религиозной философии и религиозной практики. Синергетики вспомнили максимы Лао–цзи «мягкое побеждает твердое, слабое побеждает сильное» и т.п. С равным успехом сюда вписывается столь трудный для мирянина совет Христа: «Возлюби врага твоего». Наблюдения над материальными средами показали, в частности, что определенным образом направленные микровоздействия способны оказать существенное влияние на макроструктуры. Синергетики сделали вывод, что «структура (организация) есть процесс или, иначе, блуждающее в среде пятно процесса. Парадоксально, что тепло (горение) может самоподдерживаться в виде определенной структуры – кристалла тепла (кристалла горения)» .

Сказано апостолом Павлом: «Бог наш есть огонь поддающий» . И нельзя ли тогда определить первую суть юродивого как некоего «кристалла горения», а еще лучше – огненосца нравственно-религиозного горения в гуще народной жизни и культуры? Его тело стало тем самым «глаголом», призванным «жечь сердца людей». В самом деле, в христианской обрядности, в литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста причащение понималось как очищение полное, внутреннее, сердца и духа, а тело Христово отождествлялось с огнем. Подходя к причащению, мирянин произносил стихи Симеона Метафраста:

Се приступаю к Божественному ПричащениюСодетелю да не опалиши меня приобщением:Огнь бо еси, недостойная попаляяй.Но убо очисти меня от всякия скверны…

Иоанн Предтеча крестил водой, а Христос пришел крестить огнем (огнем Святого Духа). Этот огонь не сжигает христианина (обряд «пещного действа»), он лишь «недостойная попаляяй». Тем самым одно из прочтений наготы юродивого – огонь не должен быть «одет». Ночью юродивый молится и плачет – смывает с себя грехи «водой», а днем юродствует, попаляя грехи огнем.

Сами юродивые ощущали эту тягу к огню. Юродивый Гурий Соловецкий молился в огромной монастырской печи, стоя босиком на толстом слое раскаленных углей после того, как вынут испеченные хлебы . Атрибутом Прокопия Устюжского стали три кочерги . При участии в старообрядческих «гарях» юродивый мог запретить «гарь», как это случилось в Лексинском общежительстве в 1739 г. Удержать лексинцев от «гари» помогла Ивану Филиппову, посланному Андреем Денисовым с Выга, юродивая Ирина Повенецкая, которая «не хотяше ни с кем про горение говорити <…> Она вон ис часовни бегаше, и из монастыря поревашеся и возбраняше им про сие и говорити, аки ведая, что не будет горение» .

Юродивая выступает здесь некой хозяйкой стихии огня – ее решение более авторитетно для общины, нежели увещевания личного представителя старообрядческого иерарха. В свете сказанного три кочерги Прокопия Устюжского, возможно, проясняют мистический смысл юродского «железа», «тягот» вообще. Сохранился интереснейший эпизод дара юродивому «миром» чугунного «посоха» весом в пуд (рабочие Петровского завода на Лососиннице – петрозаводскому юродивому Фаддею): «мир», община как бы благословляет подвижника на духовную себе защиту. Между общиной и юродивым в этом случае возникает негласный договор («завет»), в силу которого подвижник является заступником общины перед Богом (и лишь как следствие этой функции – защитником перед князем, царем), а «мир» покровительствует юродивому перед земной властью. Покровительство общества юродивому определялось, видимо, в значительной степени и ассоциациями, которые образ юродивого вызывал, с дохристианским жрецом, с покровителем дома, рода, огня. Его посох (жезл духовной власти), вериги и другие «тяготы», пройдя плавку или ковку, были очищены огнем. Вериги становились символом неразрывной связи подвижника и «мира».

О веригах вообще известно, что христианин носил их с целью возвышения духа через угнетения тела. Это так. Но что значит «так»? Вериги есть «якорь» души, они удерживают душу у тела. Вериги – символ самой земной жизни, скованного способа существования Души на Земле. Подобно герою былины или волшебной сказки, юродивый «сидит» в веригах. Как фольклорный персонаж, в некий момент юродивый преодолевает это первоначальное состояние несвободы и скованности: как в сказке нужно износить железные башмаки, так юродивый должен «износить» вериги. В идеале при конце жизни цепи должны спасть с тела подвижника, развалиться одновременно со смертью тела. Их должна съесть ржа, замешенная на небесной влаге дождя, поте и крови огненосного тела юродивого. Ржавчина – это подвиг, сокрушающий тело. Известно, что перед смертью юродивый снимал вериги, мылся в бане и устраивал «тяготы» в изголовье на месте будущей могилы, где просил себя похоронить. Ложился на этом месте и отдавал Богу Душу: тело освобождалось от вериг – душа от тела.

Известно также, что юродивый своим подвигом подражал непосредственно Христу, пытаясь повторить его земной путь. Вериги наводят на мысль о том, что юродивый повторял не весь жизненный путь Христа, а его крестный путь: юродское «железо» символизирует железо, которым распятый Бог был пригвожден к честному древу креста. Тогда обряд похорон юродивого соответствует одному из значительнейших моментов Священной истории: Снятию тела Господня со креста. Тогда и нагота юродивого наполняется новым уровнем смысла: именно на кресте Христос был обнажен или полуобнажен. А «разодранные ризы» юродивого, его «рубаха многошвейная» напоминает разделение одежды Распятого между солдатами стражи у подножия креста. Очевидно, что раздел одежды означает предстоящее разъятие тела, его распад, смерть. В Священном Писании это не просто разъятие, а сцена, на юродском уровне (языке юродского жеста) повторяющая основополагающую сцену Тайной Вечери для обряда причащения – преломление хлеба и раздача вина (сие есть тело мое и кровь моя): вот почему бок Христа пробит копьем – кровь Его должна была пролиться.

Северно-русский фольклор доносит до нас предание о вытегорском юродивом Грише-простеце, который, в сущности, совершает обряд разделения одежды царя Петра . Он выпрашивает у царя кафтан для того, чтобы нашить жителям села шапок в память о посещении их мест Петром. Именно кафтан, а не штуку сукна. Похоже, Гриша-простец предсказал Петру смерть. В жизнеописании другого юродивого – Фаддея Петрозаводского или Олонецкого прямо говорится о предсказании Петру смерти. Если припомнить то, что еще один юродивый (источник не называет его имени) предсказал рождение Петра: «Родится Пахом с большим костылем!» , – то жизнь первого царя Нового времени оказывается буквально окольцованной юродскими пророчествами.

Молитва юродивого в раскаленной печи, его речи как власть имеющего у врат огненной купели старообрядческой «гари», – все эти моменты, с точки зрения христологии, свидетельствуют, вероятно, о стремлении подвижника к преображению – к великому моменту Преображения Христа. Его ходьба, бег – это странничество к Преображению, к высшему небесному огню. Кстати, географически векторно юродство в целом перемещается с веками с египетского и греко-византийского христианского мира на Русь. На самой Руси оно стремится от южных ее пределов к северным. А.М.Панченко называет Новгород столицей юродства Древней Руси, но к XVII – началу XVIII столетий юродство перемещается дальше на север: Вологда, Олонецкий край, Поморье. «Кристалл горения» устремляется туда же и сохраняется в наиболее древнем виде там же, куда занесены были и где сохранились древние былины и другие жанры фольклора. Огонь погружается в холод: совершается историческое нисхождение юродства к Полярному кругу.

В этом странствии-переселении для многих тысяч христиан фигура юродивого становится фигурой «соборного» христианина, ибо он сочетает в своем подвиге элементы многих других родов подвижничества – от босоножия и постничества до слезоточивого дара и исихазма. Его речь от поговорочных выражений («умная голова, разбирает Божьи дела, Бог долго ждет, да больно бьет»; «божница домашня, а совесть продажна») через «словеса некаа мутная» редуцируется до повтора, когда ответ равен вопросу, вот диалог настоятеля Клопского монастыря и юродивого Михаила Клопского: «И Феодосей молвит ему: «Кто еси, сынок, человек ли или бес?» И он так же молвит: «Человек ли еси или бес?»… ) и, наконец, до полного молчальничества – вербальная речь растворяется в языке юродского жеста.

Юродивый, дошедший до молчальничества, оказывается на высшей ступени неотмирности. Теперь его можно понять и ему можно задать вопрос не больше, чем можно понять икону, чем задать вопрос иконе. Юродивый становится человеком-иконой, выполняя те же функции донесения до неграмотных, не читавших Писание, христианских идей и сведений о жизни Христа и святых. Но иконный лик не от мира сего и не от времени сего. Юродивый обладает надвременным мироощущением: он свидетельствует о Христе как бывший тогда и там. Так свидетельствовать может только видевший и слышавший Его. Юродивый начинает «писать» свою икону собственной жизнью, а мастер-изограф, спустя многие десятилетия, иногда – века, лишь завершает его лик, разумеется, в случае канонизации подвижника. Происходит вмещение пространства в пространство и времени во время со всем иерархическим потоком нравственных ценностей – своеобразная амплификация Слова во времени, звучании, красках и молчании .

Для народа русского, рассеянного на необозримых пространствах, во многом живущим местной жизнью и местным временем, важно было выстроить некую вертикаль, духовно собирающую и объединяющую в противовес расползающейся шири – горизонтали. Такую вертикаль давало христианство. На это труднейшее поприще в подмогу Церкви народная жизнь выдвинула юродивого. В древнерусском обществе и государстве юродивый стал эталонным христианином. Интонации юродского слова и жеста оказались заразительны – юродивым стали подражать. Немногочисленные примеры юродствования в Древней Руси лавинообразно нарастают к XVIII и XIX вв. В известной работе И.Г.Прыжова о юродивых XIX в., в сущности, из 28 персонажей лишь 2–3 близки истинному юродству «Христа ради» . Юродство убывает, а юродствование нарастает с усилением западных влияний в России. Из юродствующих царей последним был государь Николай II, смиренно отдавший корону, а за нею и жизнь лжеюродивым XX в.

Новое государство постаралось стереть в массовом сознании принципиальную разницу между юродством и юродствованием, вооружившись мифом о психической ненормальности юродивых. Между тем в народе всегда четко различались феномены юродства и кликушества или других форм одержимости и бесноватости . Разумеется, в народе любили и жалели и просто убогоньких – больных, калек, странников, не являвшихся юродивыми «Христа ради». Неразличение юродства и юродствования бытует в настоящее время в форме стойких стереотипов и реакций на уровне сознания и подсознания, тем самым русскому народу вольно или невольно приписывается юродствование как форма социальной неполноценности. Эти новейшие мифы и стереотипы сами по себе требуют подробного изучения. Но без всестороннего исследования прежде бывшего поразительного по своей нравственной силе феномена культуры Древней Руси невозможно верное понимание и прочтение ни вчерашних, ни сегодняшних страниц жизни нации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *