В Типиконе и в месяцеслове Следованной Псалтири перед датами памяти святых и праздников стоят знаки (шестиричный – черного цвета, все остальные знаки – красного) или нет никакого знака. Они указывают на степень торжественности при совершении богослужений данного дня. На практике знаки, не имеющие значения «великого» или «двунадесятого праздника», могут быть изменены по усмотрению служащих, что обычно регламентируется витиеватой формулировкой: «аще настоятель изволит…». Типикон (глава 47) разделяет праздники, согласно знакам, на великие, средние и малые. Мы же будем рассматривать знаки типикона, разделив их на две группы.
Праздничные знаки: | Будничные знаки (малые): |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Без знака |
— «великие» и «двунадесятые» праздники. Вся служба берется из Минеи, без прибавлений октоиха, за исключением совпадения с воскресным днем двунадесятых праздников памяти Богородицы и пяти «великих» не входящих в число «двунадесятых». Совершается служба бдения с литией (освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и масла).
— служба «бдения», которая отличается от великих праздников только тем, что в ней на утрени (кроме воскресенья) перед каноном празднику положено читать канон Богородице. Количество бдений в году (включая воскресенья) порядка 69.
Богослужение воскресного дня – это всегда бдение, на котором происходит соединение воскресной службы Октоиха со службой Минеи, приходящейся на данный день. Порядок соединения Октоиха с Минеей определяется в зависимости от знака типикона. В дни, когда употребляется Триодь (см. ранее) богослужение воскресного дня представляет собой соединение Триоди с Октоихом, а Минея используется лишь в случае праздничного знака святого.
— «полиелейная» служба. Октоих (кроме воскресенья) отменяется. На великой вечерне 103-й псалом в начале службы — читается (на бдении он поется), поется «Блажен муж» (1-й антифон 1-ой кафизмы псалтири). Вечерня совершается со входом к пению «Свете Тихий» и положено чтение 3-х паремий (отрывков из текста Ветхого Завета). На утрени совершается полиелей, поется величание, звучит отрывок из Евангелия, канон читается Богородице и святому, в конце утрени торжественно поется «великое славословие».
— служба «со славословием». Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди — в соединении с Триодью. На вечерне читается 103-й псалом и рядовая кафизма псалтири (по уставу), входа не бывает, паремии не читаются. В службе используются воскресные «богородичны». Окончание утрени праздничное, с пением «великого славословия». В случае совпадения с воскресным днем осуществляется иной порядок, согласно правилам воскресного бдения.
— «шестеричная» служба ибез знака. Простая будничная служба (кроме воскресных дней) с максимальным количеством чтений (вместо пения). Служба Минеи совершается в соединении со службой Октоиха, в период пения Триоди — в соединении с Триодью.
Порядок использования
государственных символов Российской Федерации
Накануне праздничных дней, установленных в Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание руководителей предприятий, учреждений, организаций и граждан вопросам, касающимся порядка использования государственных символов Российской Федерации.
Три федеральных конституционных закона, которые приняты в 2000 году регулируют вопросы использования государственных символов Российской Федерации: «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации». Эти законы динамично развиваются вместе со страной, пополняясь дополнениями и изменениями.
Помимо нормативных актов, регулирующих порядок использования государственных символов, существуют и традиции международного протокола, национальные и государственные традиции, которые также необходимо учитывать при использовании государственной и иной символики.
В практике делового общения многим из руководителей муниципальных образований района приходится иметь дело с Государственным флагом Российской Федерации, Государственным флагом Республики Татарстан, муниципального образования, флагами международных организаций и другими флагами. Следует отметить, что все субъекты Российской Федерации имеют свои государственные символы. Целый ряд органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имеют свои учрежденные флаги. Ряд коммерческих организаций также имеют свои собственные официальные символы, в том числе и флаги. В использовании флагов нужно руководствоваться требованиями законодательства о государственных символах Российской Федерации.
Например, при одновременном использовании Государственного флага Российской Федерации, Государственного флага Республики Татарстан и флага Рыбно-Слободского муниципального района, чтобы не нарушить федеральное законодательство и соблюсти субординацию всех этих трех субъектов следует руководствоваться требованиями ст. 8 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации», согласно которой флаги субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Российской Федерации располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг Российской Федерации располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) — левее центра.
При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Российской Федерации и других флагов размер флага субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Российской Федерации, а высота подъема Государственного флага Российской Федерации не может быть меньше высоты подъема других флагов.
Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации» устанавливает, в каких случаях должен исполняться гимн. При исполнении нескольких гимнов вступает в силу гостевой принцип и первым исполняется гимн гостя. Если у корпорации есть корпоративный гимн, соблюдается тот же принцип субординации. Если в момент исполнения государственного гимна поднимается и флаг, то все присутствующие должны встать и повернуться лицом к государственному флагу.
Исполнение гимна служит сигналом начала мероприятия для всех присутствующих.
Согласно содержанию ст. 3 указанного выше Закона Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления.
Государственный гимн Российской Федерации может исполняться:
при открытии памятников и памятных знаков;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации;
во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
Статьей 6 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации» определено, что Государственный гимн Российской Федерации исполняется при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами — в соответствии с правилами проведения этих соревнований. Согласно статье 7 Закона при официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
Использование герба является строгой прерогативой государства. Если на бланке, на печати или даже на визитке присутствует изображение государственного герба, это значит, это бланки и печати государственной организации, а визитка принадлежит человеку, занимающему государственный пост. Существующий закон о государственном гербе устанавливает достаточно строгие правила, перечень возможностей использования герба строго ограничен.
Так, согласно ст. 5 Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации применительно к условиям района помещается:
в залах заседаний федеральных судов, а также в залах заседаний представительных органов местного самоуправления;
в рабочих кабинетах федеральных судей, прокуроров, руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований,
в залах торжественных церемоний органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Статьей 9 Закона при одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный герб Российской Федерации располагается с левой стороны от другого герба (геральдического знака), если стоять к ним лицом; при одновременном размещении нечетного числа гербов (геральдических знаков) Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, а при размещении четного числа гербов (но более двух) — левее центра.
При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков).
Статьей 329 Уголовного кодекса Российской Федерации за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации предусмотрено уголовное наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
Статьей 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации предусмотрены существенные штрафы: на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб., на должностных лиц от 5 до 7 тыс. руб., на юридических лиц от 100 до 150 тыс. руб.
Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона).
Месяцеслов — это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона «О знамениях праздников месяцеслова» начинается такими словами: «Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые».
Великие праздники имеют знак «крест окружен», т. е. в Типиконе напротив дня, в который празднуется великий праздник, на полях стоит знак Крест в Круге и изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников — в эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.
Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом — это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром — полунощницу с полиелейной утреней).
Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.
— Крест с полукружием красного цвета — этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке.
— Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери.
Еще один знак средних праздников — крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют «полиелей», по самой праздничной части богослужения.
Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.
Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: «три точки, несовершенно окружены». Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: *** Добавить знаки, где следует ***
При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.
При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.
Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках:,, великая совершается при трех знаках:,,, будничная вечерня совершается при знаках: и, а также службе без знака.
Утрени бывают: полиелейная — служится при,, и ; утреня с праздничным окончанием — она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня — при знаке и службе без знака.
Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и — бденная служба или служба с бдением; — полиелейная служба; — служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; — шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).
Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.
Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» — им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе — это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе — на утрени поется Аллилуйя).
Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало…»
Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т. е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель — тот, кто зажигает светильники в храме — приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.
«И знаменует в кампан» — это значит — звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.
Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе — это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.
Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга — это вечерня, а последняя — девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т. е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.
На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма — «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т. е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.
Первой ектеньей всякой службы является великая ектения. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.
Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектения: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.
Вечерние (или воззвашные) псалмы — 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т. д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.
Свете тихий — по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.
«Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит».
Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается — Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом».
Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь — Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» — т. е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси… пет быти гласы преподобными» — Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» — Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.
«Прокимен дне» — для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников.
- Дальнейшая судьба Типикона
- Глава 44 Дни церковных праздников
- Глава VI СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ: ЭПИФАНИИ, ЗНАКИ И ФОРМЫ
- Глава XLV:18-XLVI. Табель праздников и их жертв
- Глава LXIII ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА
- Полное надписание Типикона
- 1-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ЧИН МАЛЫЯ ВЕЧЕРНИ» (МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СЛУЖБЫ В ВОСКРЕСЕНЬЕ)
- 2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ И УТРЕНЯ ВОСКРЕСНЫЕ, ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ И ЧИН О ПАНАГИИ)
- 3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА)
- Заметки к уразумению месяцеслова Православной Отечественной Церкви
Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников.
Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников. Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед
Дальнейшая судьба Типикона
9. Дальнейшая судьба Типикона В начале 7 века персидский царь Хосров II (590-627), воспользовавшись династической смутой в империи, отторгает от нее Сирию, Палестину и Египет. В 614 г. он захватывает Иерусалим и громит окрестные монастыри. В огне погромов гибнет прото-Устав прп.
Глава 44 Дни церковных праздников
Глава 44 Дни церковных праздников Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седъмый — суббота Господу, Богу твоему. Исх. 20, 8-10 Особый порядок дня должен быть у христианина в церковные праздники. Насколько это в нашей
Глава VI СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ: ЭПИФАНИИ, ЗНАКИ И ФОРМЫ
Глава VI СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ: ЭПИФАНИИ, ЗНАКИ И ФОРМЫ 74. КАМНИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СИЛЫ Твердость, грубость и постоянство вещества были сами по себе иерофаниями в религиозном сознании первобытного человека. И не было ничего более однозначного и самостоятельного в полноте своей
Глава XLV:18-XLVI. Табель праздников и их жертв
Глава XLV:18-XLVI. Табель праздников и их жертв Так как подать князю главным назначением своим имеет окупать расходы его на жертвы, особенно праздничные, то от речи о ней пророк переходит к табели жертв и праздников. В отношении праздников год делится на две половины, каждая из
Глава LXIII ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ
Глава LXIII ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ О праздниках огня вообще. Предшествующий обзор народных праздников огня в Европе нуждается в нескольких общих замечаниях. Прежде всего, не может не поразить сходство, существующее между всеми этими обрядами, в какое бы время года и
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТИПИКОНА Заглавие книги Значение слова «Типикон» В каждой книге очень важно заглавие ее. Хорошее заглавие книги сразу показывает читателю, что нового он найдет в ней, даже подводит к решению вопроса, которому посвящена книга. Книга, называемая
Полное надписание Типикона
Полное надписание Типикона Полное заглавие Типикона ныне на входном листе: «Типикон сиесть устав». На 1 листе: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в
1-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ЧИН МАЛЫЯ ВЕЧЕРНИ» (МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СЛУЖБЫ В ВОСКРЕСЕНЬЕ)
1-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ЧИН МАЛЫЯ ВЕЧЕРНИ» (МАЛАЯ ВЕЧЕРНЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СЛУЖБЫ В
2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ И УТРЕНЯ ВОСКРЕСНЫЕ, ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ И ЧИН О ПАНАГИИ)
2-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ» (ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ И УТРЕНЯ ВОСКРЕСНЫЕ, ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ И ЧИН О
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА)
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Заметки к уразумению месяцеслова Православной Отечественной Церкви
Заметки к уразумению месяцеслова Православной Отечественной Церкви «Праотец, отец, патриарх, апостол, мученик, пророк, святителей, и преподобных Твоих, постников же и праведных, и всякого имене писанного в книзе жизни святую память совершающе Христе Боже, всех подвизаем
Глава LXIII ИСТОЛКОВАНИЕ ПРАЗДНИКОВ ОГНЯ О праздниках огня вообще. Предшествующий обзор народных праздников огня в Европе нуждается в нескольких общих замечаниях. Прежде всего, не может не поразить сходство, существующее между всеми этими обрядами, в какое бы время года и