Знание о душе

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • психологические феномены (психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства);
  • • психологические категории (душа, сознание, поведение, психика, внутренний мир человека);
  • • основные источники психологического знания и виды психологии (донаучная, философская, научная психология);
  • • методологические принципы изучения психики;

уметь

• анализировать психологические теории, трактующие возникновение и развитие психики в процессе эволюции;

владеть

• приемами анализа своей деятельности с целью оптимизации деятельности.

Возникновение психологии. Виды психологии и источники психологического знания

Психология («психе» — душа, «логос» — учение, наука) — слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология — это наука о психике. Психея, или Психе, в греческой мифологии является олицетворением души, дыхания. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. Психе отождествлялась с живым существом. Аристотель указывает, что греческое слово «психе» означает «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей создал прекрасную книгу «Метаморфозы», в которой поэтически представил странствия человеческой души в поисках своей любви.

Психология — наука о душе. В целом это правильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке оно используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «У него (у них) такая психология».

В данном учебнике будет использоваться другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология — учение о психике, душе.

М. С. Роговин — российский психолог, специалист в области военной и когнитивной психологии, истории и философии психологии, патопсихологии

Известный отечественный психолог Михаил Семенович Роговин (1921 — 1993) утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии. Принципиально важно, что появление нового источника психологического знания и, соответственно, вида психологии не отменяет предыдущего: они сосуществуют.

Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей.

II. Жане — французский психолог, психиатр, философ

По выражению французского психолога Пьера Марии Феликса Жане (1859—1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: 1) личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Таким образом, источник знаний о психике в донаучной психологии — обобщение повседневного жизненного опыта. Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. М. С. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психологии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психологическое знание не систематизировано, не отрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как специальное знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.

Психология «вырастала» одновременно из различных источников, на что совершенно справедливо указывал еще Макс Дессуар (1867—

М. Дессуар — немецкий эстетик и психолог

1947), один из первых историков психологии.

Он видел три корня психологии: религиозный (психософия); связанный с жизнедеятельностью (психобиология); связанный с практическим познанием особенностей характера и т.д.

(психогностика). Нельзя не учитывать также опыта переживания измененных состояний сознания: во время танцевальных оргий, экстаза, приема в пищу определенных веществ и т.д.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с возникновением человеческого общества.

Философская психология — знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает М. С. Роговин, на уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредственно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Философская психология возникает значительно позднее, чем донаучная. М. С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длительным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Скорее всего, оно может быть отнесено к VII—VI вв. до н.э. «Возникновение философской психологии закономерно в том смысле, что когда человеческое общество достигает определенной ступени развития производительных сил и производственных отношений, культуры, государственности, возникает философская психология — составная часть первичных и разрозненных научных знаний;

из-за отсутствия специальных методов исследования и наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии».

Одним из первых термин «психология» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский (ок. 544—483 гг. до н.э.). Ему принадлежит знаменитое высказывание, справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Гераклит Эфесский — древнегреческий философ

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля «О душе».

Исторический экскурс

Аристотель — древнегреческий философ

Аристотель (384—322 до н.э.) — великий древнегреческий философ, ученик Платона. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор определяет философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Для нас особенно важно, что Аристотель является создателем и психологии, учения о психике. Наука о душе, по Аристотелю, это наука о наиболее «возвышенном и удивительном». Аристотель рассматривает душу как форму существования тела, выделяет структуру души, в которой предполагается существование частей души — растительной души, души животной и души разумной. Отметим, что у Аристотеля термина «душа» еще не было. Он использовал выражение «рассуждения о душе» (logos peri psyche).

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести этот термин могут быть датированы началом XVI в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) поэта и гуманиста Марко Марулича (1450— 1524) впервые, насколько можно судить, употребляется слово «психология». Обратим внимание, что термин «психология» появился 500 лет назад. У нашей науки юбилей. М. Марулич — поэт, философ, гуманист, создатель хорватской литературы, «отец хорватского ренессанса», автор многих трудов на латыни, хорватском и итальянском языках. В 1510-х гг. М. Марулич пишет трактат «Psichiologia dc rationc animac humanac» («Психология человеческой души»), в названии которого впервые используется слово «психология» (на латыни). Труд этот не сохранился, но его название содержится в списке трудов М. Марулича. Судя по положению в списке, трактат по психологии был создан между 1510 и 1517 гг. Таким образом,

500 лег со дня появления термина или только что исполнилось, или совсем скоро будет.

Авторство термина «психология» часто приписывают Филиппу Меланхтону (1497—1560) — немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику М. Лютера. «Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который написал его на латыни (psychologic). Но пи один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклепиуса) (1547—

Платон и Аристотель (справа). Фрагмент фрески. Рафаэль Санти. Ватикан

1628), в названии которой на греческом языке также используется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее…». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ Христиана Вольфа (1679—1754). Г. В. Лейбниц в XVII в. использовал термин «пиевматология». Работы X. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а первым учебником по истории психологии — труд талантливого философа Ф. А. Каруса (третий том «Научного наследия» (1808)).

Научная психология возникла относительно недавно: во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода.

В. М. Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. Основатель экспериментальной психологии

Некоторые основания для этого, несомненно, есть: создатель научной психологии Вильгельм Максимилиан Вундт (1832—1920) писал, что если определять разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, создающим оптимальные условия для собственно психологического метода — самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло достаточно времени, прежде чем психология стала по-настоящему экспериментальной наукой. Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую основу, факты добываются в специально проводимом исследовании, использующем для этого особые процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент.

Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке. Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу.

Г. Эббингауз — немецкий психолог-экспериментатор, один из основателей экспериментальной психологии и психологии памяти

Выдающийся немецкий ученый Герман Эббип- гауз (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему история психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психологии немногим более 100 лет, поэтому психология (по сравнению с многими другими научными дисциплинами) еще очень молодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, главным образом философии и естествознания. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». Повседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищницу знаний о психическом. Что касается краткой истории, как уже было сказано, Эббингауз имеет в виду собственно научную психологию. Историческая миссия выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. М. Вундтом.

Исторический экскурс

В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных» Вундт впервые сформулировал программу разработки физиологической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундаментальном труде «Основы физиологической психологии» им была предпринята попытка «обоснования новой области в науке». В 1879 г. в Лейпциге Вуидт открыл первую лабораторию для экспериментального исследования психических явле-

В. М. Вундт с сотрудниками в лаборатории ний. Поэтому 1879 г. условно считается

«годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как продукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии — «психология народов» (культурная, или историческая, психология). В 1900—1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психологию народов». Вундтовская программа получила признание научного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования» («Philosophische Studien»). Вундт хотел назвать свой журнал «Психологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал (хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологические исследования».

Ученые и бессмертная душа

Недавно я еще раз услышал, что «ученые единогласно отвергают возможность сохранения сознания после смерти». Так ли это?

На самом деле, убедительного материалистического объяснения так называемого «околосмертного опыта” — когда человек видит свое тело со стороны, пока не найдено. Но объяснения, которые человек примет или не примет, связаны с его взглядами на мир. Если человек является убежденным материалистом — то есть полагает, что сознание продукт мозга и только мозга — он ухватится за самые слабые и искусственные построения, чтобы сохранить это свое убеждение. В лучшем случае он скажет «я не знаю, как это объяснить в рамках материализма, но я полагаю, что материалистическое объяснение существует и когда-нибудь мы его найдем”.

Если человек в принципе открыт к признанию реальности за пределами материи, он может согласиться, что сознание может существовать вне тела.

Известный врач-реаниматолог Сэм Парния (по своим личным убеждениям агностик) говорит: «Мы обычно исходим из того, что все ученые считают, что сознание — продукт мозга, но, на самом деле, многие в этом не уверены. Например, сэр Джон Экклс, Нобелевский лауреат, полагает, что мы никогда не сможем объяснить сознание через активность нейронов. Все, что я могу сказать — это то, что я наблюдал в ходе моей работы. Похоже на то, что когда сознание отключается в момент смерти, психе, душа — я не имею в виду призрак, я имею в виду индивидуальное «я» — продолжает существовать, по крайней мере, те часы, пока человек не реанимирован. Из чего мы можем оправданно заключить, что мозг работает как инструмент, через который проявляет себя Ваше «я» или «душа», но он, возможно, не является ее источником… Я думаю, что данные начинают указывать на то, что нам следует оставаться открытыми к возможности того, что память… не сводится к деятельности нейронов».

То, что сознание навсегда перестает функционировать вместе с разрушением мозга — не вывод из каких-то научных данных, а проявление определенной философской позиции, в рамках которой любые данные, противоречащие материализму, будут отвергаться с порога.

У склонности ученых к материализму, правда, есть причины — научный метод работает с повторяющимися наблюдениями и воспроизводимыми экспериментами. Он пригоден — и очень хорошо работает — с материей. Научные приборы — даже самые лучшие — не могут обнаружить душу; ее нельзя взвесить, измерить или сделать предметом экспериментов. У ученых просто нет инструментов для работы с нематериальными сущностями — поэтому некоторые из них предпочитают отрицать их или хотя бы выносить их за скобки.

Но это никак не может означать, что души не существует — это просто значит, что у ученых нет инструментария для работы с ней. Мы знаем о существовании жизни после смерти из других источников.

Вы не можете взвесить душу или засечь ее приборами — но она у Вас есть. Как есть и надежда вечной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *