Зрелость человека 4 буквы

Зрелость – период социальной активности и самоактуализации, когда человек находится на пике своих возможностей. В греческой философии этот период назван «акме», что дословно переводится и трактуется как вершина человеческой жизни.

Особую роль понятие зрелости занимает в гуманистической психологии. Так, согласно теории А. Маслоу, зрелость характеризуется стремлением к высшим ценностям – таким, как добро или истина. Зрелая (самоактуализирующаяся) личность выстраивает комфортные отношения с окружающими, она самодостаточна, ее действия направлены на достижение более высокого уровня и при этом носят демократический характер. Г. Олпорт связывал зрелость с мотивацией – только зрелая личность обладает функциональной автономией ее мотивации. Э. Эриксон подчеркивал связь зрелости с категорией продуктивности и определял «зрелые» рамки в возрасте от 25 до 65 лет.

Стоит отметить, что зрелость не связана с уровнем физического развития – она определяется индивидуальными особенностями человека, которые позволяют ему адаптироваться к условиям окружающей среды. Конец периода зрелости характеризуется спадом жизненной активности, снижением уровня профессиональных ожиданий. Однако эти процессы могут происходить и других этапах зрелости – в таких случаях говорят о кризисе зрелости.

Принято считать, что кризис зрелости приходится на 40-45 лет, когда значительно меняются социальные роли человека, а его организм претерпевает некоторые возрастные изменения. На этом этапе он может ощущать отсутствие жизненных сил, недостаток мотивации, нередко диагностируют депрессивный синдром. В этот момент особенно важно участие близких людей, а также восстановление социальной активности индивида.

Не жалуйся, не обвиняй и не оправдывайся. И хотя лучше избегать фраз с частицей «не», но это тот случай, когда НЕ стоит именно там, где нужно. Очень важно запомнить это правило, можешь считать его квинтэссенцией настоящей взрослости.

Анна Иваненко

Как только ты научишься жить, не жалуясь, не обвиняя и не оправдываясь, ты раскроешься, наполнишься силой и успокоишься. И только тогда тебя примут в следующий класс. Класс зрелых личностей. На самом деле быть зрелой непросто. И это не имеет никакого отношения к биологическому возрасту. Можно дожить до седин на макушке, но так и не вырасти духовно и социально. Можно отпраздновать n-нный по счету юбилей, но так и не познать себя.

Хочешь проверить, чего тебе не хватает для зрелости? Что еще нужно исправить, от чего отказаться и чему себя подучить? Смотри, вот несколько признаков зрелой личности:

Она никогда не идет на поводу у мнения большинства

Она далека от стереотипов и традиций. Зрелый человек сядет, разберется в ситуации, сам примет решение и только потом будет действовать. В общем, флешмобы и массовые истерии – это не для зрелых личностей. Потому что такой человек никогда не действует напоказ.

Зрелый человек понимает, что мир не идеален

И ему комфортно в таком мире. Он принимает людей несовершенными. И сам дает себя право на несовершенность. Ты всего лишь человек, и ты можешь ошибаться – такой девиз зрелой личности по отношению к другим.

Зрелая личность не впадает в истерики

Потому что ко всему старается относиться отстраненно. Такой человек не проживает историю, он словно смотрит на нее из зрительного зала. Поэтому неудачи он воспринимает спокойно и не страдает от стресса. Многие называют это стрессоустойчивостью. Но это просто зрелость.

Зрелая личность – это космополит, это человек мира

Он не привязан к отдельной культуре, поэтому может смотреть объективно: вдохновляться всем хорошим и отвергать плохое.

Зрелая личность умеет отказывать

И не испытывает при этом чувство вины. Такой человек помогает и может попросить о помощи.

Толерантность – очень важное качество зрелой личности

Она принимает людей разных национальностей и вероисповеданий, не учит и не меняет чужие привычки.

Объективной правды не существует – это правило зрелой личности

У каждого своя правда, и каждый человек имеет на нее право. Поэтому зрелая личность никогда не полезет доказывать свою правоту.

У зрелой личности всегда есть цели и планы для их достижения

Зрелая личность никогда не будет менять мир вокруг себя

Она поменяет себя и свое отношение к ситуации.

Зрелая личность открыта и всегда учится

Она готова меняться и прислушиваться к окружающим. Она живет сегодня и сейчас и шаг за шагом достигает то, к чему стремится.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов»

Актуальность исследования заключается в понимании значимости духовности как интегрального свойства личности, отражающего ее высшее выражение человечности и системообразующие характеристики, которые проявляются в зависимости от жизненных условий на различном уровне освоения человеком своего мира и отношения к природе, обществу и самому себе.

Множественность трактовок в различных научных направлениях приводит к множественности дефиниций понятия «духовность», ее признаков и структурных компонентов. В связи с этим духовность рассматривается, во-первых, как высший уровень развития личности на уровне субъекта, творца своей жизни, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; во-вторых, как важнейший ресурс, позволяющий человеку организовать свои действия и поведение в соответствии со своей системой ценностных ориентаций и выстраивать позитивные взаимоотношения с обществом, другими людьми и с самим собой на высоком уровне морали и нравственности.

Являясь интегральным свойством личности, духовность имеет свои отличительные особенности в проявлении у студентов. Она развивается в процессе жизнедеятельности человека, и, таким образом, социальная ситуация развития и внутренний мир личности оказывают виляние на особенности реализации духовности и ее компонентов. В современных условиях глобальных социально-политических изменений состояние современного российского общества и в особенности молодежи характеризуется в определенной мере дефицитом духовности (В.А. Кольцова, A.B. Юревич). Снижение роли общества и системы образования в формировании духовно-нравственных основ личности находит свое отражение в росте жестокости, агрессивности и асоциального поведения молодежи, с одной стороны, и снижением осмысленности, ценности и удовлетворенности от собственного бытия — с другой.

Студенчество представляет собой будущую элиту страны, те кадры, которые определят дальнейшее развитие страны и общества. Представляется важным исследование особенностей проявления духовности и ее компонентов у студентов, выбравших тот или иной факультет, ту или иную направленность своей будущей профессии, для формирования наиболее благоприятных условий актуализации и развития духовного потенциала современного студенчества. Учет различных типов реализации духовности и ее компонентов важен для осуществления единого учебно-воспитательного процесса в профессиональном и индивидуально-личностном становлении человека.

Применительно к современным социальным процессам в российском обществе тема духовности студентов, ее теоретико-методологический и методический аспекты рассматриваются явно недостаточно. Следует указать работы H.A. Коваль, Э.Ш. Рахматуллиной, Н.В. Марьясовой, C.B. Тимофеевой, хотя полностью опираться на их результаты в сменившихся условиях проблематично, поскольку рассматриваются отдельные группы профессиональной направленности студентов и некоторые аспекты их духовности.

В связи с этим в данном диссертационном исследовании сделана попытка обосновать теоретические основы духовности студентов, получить эмпирические данные о ее сущностных признаках, структурных компонентах и их проявлениях в условиях модернизации высшей школы России.

Все отмеченное выше обусловило выбор темы исследования: «Духовность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления у студентов».

Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между уровнем сформированности духовности у студентов как важнейшей характеристики студенчества и особенностями проявления ее сущностных признаков, структурных компонентов в условиях современной общественно-политической жизни.

В зарубежной психологии исследуются отдельные компоненты и признаки духовности личности: проблемы смысла жизни (В. Франкл), самоактуализации личности (А. Маслоу, Т. Роберте), эмпатии (Д. Бэтсон, Р. Даймонд, К. Рождерс), альтруизма (Д. Бэтсон), морального мышления (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К.Гиллиган). В последнее десятилетие внимание зарубежных психологов сосредоточено на духовности как одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, ее включают в область как научных исследований, так и практической психологии (А. Лазарус).

Цель исследования — раскрыть сущность духовности личности как психологического явления и изучить ее тендерную специфику, особенности проявления у студентов разной профессиональной направленности, ведущие компоненты и их структурные взаимосвязи, реализацию в различных сферах жизнедеятельности, а также выделить типологию духовности на примере студентов 1—3 курсов.

Объект исследования — духовность личности как психологическое явление.

Предмет исследования — сущностные признаки, функции, ведущие компоненты, особенности проявления духовности у студентов 1—3 курсов различной профессиональной направленности.

Гипотезы исследования состоят в предположениях о том, что: выделенные на основе анализа литературы компоненты психологической структуры духовности (морально-нравственный, творческий, толерантность, эмпатия) взаимосвязаны и образуют психологическую структуру духовности; ведущие компоненты духовности личности у юношей и девушек реализуются различными способами; у студентов инженерного, аграрного, филологического и физико-математического факультетов имеются особенности проявления ведущих компонентов психологической структуры духовности в связи с соответствующей профессиональной направленностью: Человек — Техника, Человек — Природа, Человек — Человек, Человек — Законы мироздания.

В соответствии с целью и сформулированными гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать имеющиеся в психологии подходы к проблеме духовности личности и раскрыть понятие «духовность»: функции, сущностные признаки, ведущие компоненты и сферы ее проявления.

2. Эмпирически исследовать ведущие компоненты психологической структуры духовности личности и их взаимосвязи.

3. Изучить тендерные особенности проявления ведущих компонентов психологической структуры духовности.

4. Описать особенности проявления ведущих компонентов психологической структуры духовности у студентов различной профессиональной направленности: студентов инженерного {Человек — Техника), аграрного (Человек — Природа), филологического (Человек — Человек) и физико-математического факультетов {Человек — Законы мироздания).

5. Эмпирически изучить проявления ведущих компонентов духовности и их показателей в различных сферах жизнедеятельности на основе факторного анализа.

6. Выделить основные типы духовности личности при помощи кластерного анализа данных.

B.А. Петровский и др.); принцип активности (H.A. Бернштейн,

Методы и методики исследования. Использовались теоретико-методологический, логический анализ психологической и методической литературы; эмпирические методы: анкетирование, тестирование. С целью диагностики компонентов духовности применялись следующие методики:

Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой (УСЦД); «Профиль личности» Ш. Шварца; «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; первый субтест «Использование предмета» Дж. Гилфорда для изучения творческого мышления; «Вопросник для измерения толерантности» (М.С. Жамкочьян, B.C. Магун, М.М. Магура); «Моральные дилеммы» JI. Колберга.

Наиболее существенные и новые результаты исследования, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

— определены ведущие признаки духовности, такие как ориентация на высшие человеческие ценности и смыслы; творческая самореализация (реализация творческого потенциала, раскрытие своих способностей); отношение к другому человеку как к ценности (эмпатия, толерантность, альтруизм); активная жизненная позиция; ответственность за свою жизнь; позитивная позиция (преобладание положительных эмоций, умение совладать с негативными чувствами), способность оказывать себе и другим людям помощь;

-раскрыта специфика реализации духовности как психологического явления в различных сферах взаимодействия: с самим собой (самоактуализация, самопознание, саморегуляция, смысл жизни, развитие собственных способностей, творческая реализация и т. д.); с другими людьми и обществом (альтруизм, эмпатия, толерантность, ответственность, терпимость, внимательность к другим и т. п.); с окружающим миром (познание, постижение истины, чувство прекрасного, эстетика, экологическое сознание и т. д.); с Богом (высшие общечеловеческие ценности, особые состояния сознания, вершинные переживания, религиозность и т. п.); выделены функции духовности как высшего уровня развития личности: а) социальная функция (определяет место человека среди людей, его отношение к людям); б) функция развития человеческой личности побуждает к самопознанию и саморазвитию); в) познавательная функция (стимулирует человека к поиску истины и борьбе за нее); г) функция обеспечения высокоморального уровня поведения человека; в качестве духовных ценностных ориентаций личности предложено рассматривать активную и деятельную жизнь, красоту природы и искусства, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие), свободу как независимость в поступках и действиях и творчество (возможность творческой деятельности); выделены ведущие компоненты психологической структуры духовности, в которой центральным является морально-нравственный компонент, взаимосвязанный со всеми остальными компонентами: эмпатийным, творческим и компонентом толерантности; обнаружены тендерные особенности проявления ведущих компонентов духовности: у девушек более высокий уровень эмпатических способностей, эмоционального, интуитивного и установочного каналов эмпатии, толерантности к нарушению общепринятых норм и к иным взглядам, внутреннего конфликта и внутреннего вакуума ценностных ориентаций, 6-й стадии постконвенционального уровня морального мышления, ориентации на доброту и стимуляцию; у юношей более высокий уровень проникающей способности в эмпатии, толерантности к неопределенности и непредсказуемости окружающего мира, гармоничности реализации структуры ценностных ориентаций; установлены различия в проявлении ведущих компонентов духовности личности у студентов различной профессиональной направленности: Человек — Человек (филологический факультет), Человек — Природа (аграрный факультет), Человек — Техника (инженерный факультет) и Человек — Законы мироздания (физико-математический факультет). Наименьшие различия наблюдаются у студентов филологического и физико-математического факультетов, а также физико-математического и аграрного факультетов; наибольшие — у студентов филологического и аграрного факультетов; эмпирически вычленены четыре фактора реализации духовных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности: фактор сохранения социальной системы, фактор социальной успешности и удовлетворенности жизнью, фактор ценности другого человека, фактор реализации общечеловеческих ценностей в творчестве и эмпатии; на основе кластерного анализа выявлены три группы испытуемых с характерными особенностями проявления ведущих компонентов духовности личности и факторов реализации духовности в различных сферах жизнедеятельности.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что: выявлено общее и специфичное в подходах ученых в изучении духовности личности; выявлены ведущие признаки духовности и раскрыта специфика проявления духовности личности в различных сферах взаимоотношений: с окружающим миром, обществом, самим собой, трансцендентальностью; изучены ведущие компоненты духовности личности: морально-нравственный, эмпатийный, творческий, компонент толерантности; теоретически обоснована и эмпирически выявлена психологическая структура духовности личности студентов 1-3 курсов; эмпирически выявлены различные типы реализации духовности личности студентов 1 -3 курсов и дана их характеристика; осуществленное в работе системное изучение тендерных особенностей проявления духовности личности и его специфики у студентов различной профессиональной направленности вносит определенный вклад в общую, дифференциальную, социальную, возрастную, педагогическую психологию, психологию личности.

Практическая значимость работы определяется тем, что: обоснована необходимость целенаправленной актуализации духовности личности у студентов с учетом их профессиональной направленности и тендерной специфики; даны рекомендации по развитию отдельных компонентов духовности в различных сферах жизнедеятельности; отдельные теоретические положения, выдвинутые автором, и эмпирические результаты изучения особенностей проявления духовности личности могут быть включены в курсы психологии личности, общей, возрастной, дифференциальной, тендерной психологии, кризисного консультирования, тренинги поведения в стрессовых ситуациях; результаты исследования внедрены в учебно-воспитательную работу со студентами различных факультетов и специальностей Российского университета дружбы народов и Международного эколого-политологического университета, а также с воспитанниками социально-реабилитационного центра «Солнцево»; полученные результаты могут быть использованы при психодиагностике актуализации духовности личности для преодоления жизненных трудностей, в консультативной и тренинговой работе психолога, а также при подготовке научно-методических материалов, направленных на актуализацию и развитие духовности личности.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2004—2007 гг.) на основе изучения литературы по проблеме исследования анализировалась степень разработанности темы. Были определены методологические и теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны методы исследования.

На втором этапе (2007-2009 гг.) изучались психологические особенности проявления духовности и ее ведущих компонентов, было проведено пилотажное исследование структуры духовности.

На третьем этапе (2009—2011 гг.) проводились анализ, статистическая обработка данных и интерпретация результатов исследования, формулировка выводов и оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ведущими компонентами духовности личности являются морально-нравственный (когнитивный, мотивационно-оценочный, поведенческий аспекты), творческий, эмпатийный, компонент толерантности.

2. Центральным, системообразующим в психологической структуре духовности личности выступает морально-нравственный компонент, который взаимосвязан с творческим, эмпатийным и компонентом толерантности.

3. В проявлении ведущих компонентов духовности студентов наблюдаются тендерные особенности.

Для девушек характерны: высокий уровень эмпатических способностей, выражающийся в ориентации на понимание, сопереживание другому человеку, интуитивной и эмоциональной подстройке под него; толерантность к нарушению общепринятых норм и иным взглядам; высокая степень внутренней конфликтности ценностных ориентаций, проявляющаяся во внутреннем вакууме; постконвенциональный уровень морального мышления; ориентация на доброту и поддержку благополучия близких людей.

Для юношей характерны: проявление эмпатии через активную подстройку и создание благоприятных условий для открытого и доверительного общения; толерантность по отношению к иным взглядам и отступлению от общепринятых норм, правил и стереотипов; низкий уровень конфликтности системы ценностных ориентаций.

4. В проявлении ведущих компонентов духовности личности у студентов различной профессиональной направленности: Человек — Человек (филологический факультет), Человек — Природа (аграрный факультет),

Человек — Техника (инженерный факультет) и Человек — Законы мироздания (физико-математический факультет) наблюдаются следующие особенности:

-студенты-филологи в большей степени ориентированы на доброту, самостоятельность, поиск нового, творческое мышление у них отличается большей беглостью, они мало ориентируются в своем поведении на конформность и больше — на достижения и получение удовольствия от жизни, в эмпатии придают большое значение установке на взаимодействие с другими; студенты-инженеры обладают наиболее гармоничной структурой ценностных ориентаций при средней значимости духовных ценностей, выраженным постконвенциональным уровнем морального мышления, низкой ориентацией на гедонизм и достижения, высоким уровнем ориентации на конформность и традиции; студенты аграрного факультета отличаются средним уровнем внутреннего конфликта духовных ценностей, ориентацией на безопасность, низкими творческими и эмпатийными способностями; у студентов физико-математического факультета обнаруживается выраженный постконвенциональный уровень морального мышления, они бегло продуцируют новые идеи, ориентированы на гедонизм.

5. Существуют особенности реализации духовности личности в различных сферах жизнедеятельности: взаимодействие с обществом (фактор сохранения социальной системы); ответственность за свою жизнь (фактор социальной успешности и удовлетворенности жизнью); взаимодействие с окружающими людьми (фактор ценности другого человека); ценностные ориентации (фактор реализации общечеловеческих ценностей в творчестве и эмпатии).

6. Выделяются три группы студентов, различающиеся по особенностям проявления компонентов психологической структуры духовности и факторам реализации духовности в различных сферах.

Первая группа характеризуется самыми высокими результатами по когнитивному аспекту морально-нравственного компонента, творческому и эмпатийному компонентам духовности, толерантности к нарушению норм и к неопределенности, а также фактору социальной успешности и удовлетворенности жизнью.

У второй группы самые низкие результаты по компоненту толерантности и творческому компоненту духовности при самых высоких значениях дисгармонии системы ценностных ориентаций и наибольшей выраженности фактора сохранения социальной системы, а также ориентации на доброту и универсализм.

Третья группа отличается выраженностью 4-й стадии конвенционального уровня морального мышления, самыми высокими результатами по компоненту толерантности и низкими результатами по эмпатийному компоненту духовности, гармоничной структурой ценностных ориентаций, выраженностью фактора социальной успешности и удовлетворенности жизнью, фактора ценности другого человека, фактора реализации общечеловеческих ценностей в творчестве и эмпатии.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие студенты Российского университета дружбы народов. Выборка составила 200 человек (100 юношей и 100 девушек в возрасте от 16 до 24 лет) -студентов 1—3 курсов филологического, аграрного, инженерного и физико-математического направлений обучения. Средний возраст испытуемых составил 18,6 года.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются реализацией методологических, логико-научных принципов и соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования, репрезентативностью выборки, выровненной по половому признаку. В работе использовались адекватные цели и задачам исследования методы, конкретные методики и способы статистической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы исследования докладывались на международных: Международная научно-практическая конференция под эгидой ЮНЕСКО «РУДЫ — Знанием объединимся. Итоги 50 лет подготовки кадров для развивающихся стран мира» (3-6 февраля 2010 г.); «Адаптация и саморегуляция личности» (23-24 сентября 2009 г.); «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (24-25 июня 2009 г., 25-26 мая 2010 г.); «Личность в межкультурном пространстве» (20-21 ноября 2008 г.); «Образование как институт социально-психологической защиты детства» (17-19 апреля 2006 г.), и межвузовских: «Молодые ученые — столичному образованию» (2010 г.); «Личность в природе и обществе» (25 марта 2008 г., 21 апреля 2009 г.); «Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности» (22 апреля 2004 г.); «Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях» (26 апреля 2005 г.) научных и научно-практических конференциях. Результаты исследования внедрены в учебно-методические программы курсов по общей, социальной, педагогической психологии, психологии личности, читаемых в Международном независимом эколого-политологическом университете и Российском университете дружбы народов.

По теме диссертации опубликовано 16 работ, из них 3 публикации в научных рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (193 наименования) и 8 приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками и таблицами. В приложениях содержатся первичные данные эмпирического исследования и таблицы статистической обработки данных. Объем диссертации составляет 135 страниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *