Звон колокольчиков слушать

Одна из ярких страниц истории литейного производства в России связана с литьем колоколов. Колоколами русские умельцы славились еще с X—XI столетий. Немало отлитых в России колоколов было вывезено в Чехию, Польшу, Австрию, а позднее даже в Англию.

Колокола в прошлом играли большую роль в жизни общества. Им придавалось различное назначение. Церковные и монастырские колокола предназначались для выполнения культовых и религиозных функций. Различались воскресные, праздничные, будничные колокола, великопостные, зазвонные, трапезные, бденные, полиелейные.

Гражданские (городские) колокола также выполняли различные функции. Одни созывали граждан на вече («вечевые»), под звон других проводились казни. «Всполошные» колокола созывали людей на борьбу с пожарами. «Часовые» — отбивали время; «вестовые» — подавали сигналы к сбору для информации. Звон колоколов в сильную пургу давал возможность путникам не заблудиться. Были даже колокола, извещавшие о начале продажи рыбы, о раздаче угля и о времени тушения огней.

Военные колокола били в набат («набатные»), подавали сигналы к сбору, к восстаниям, били сигналы тревоги, предназначались для осады («осадные») и для создания шума в момент наступления («шумовые»).

Колокола различались размерами, массой, внешним видом, красотой отделки и тембрами звука. Все это требовало от создававших их литейщиков большого уменья, опыта и знаний.

В прошлом колоколам придавали такое большое значение, что относились к ним чуть ли не как к людям. Колокола крестили, у них были крестные отец и мать. Имена крестных выбивались на поверхности колоколов. Колоколам давались, как правило, мужские имена. Их хвалили, их наказывали, били, брали в плен и даже казнили.

Особо примечательна судьба Угличского колокола. За звон во время умерщвления царевича Дмитрия этот колокол был сброшен со звонницы, его в исступлении били кнутами, потом отрубили ухо, на колоколе высечены были слова, уличающие его в преступлении. В 1599 году царь Борис Годунов распорядился сослать колокол в ссылку в Сибирь. Через 250 лет жители Углича подали в Синод прошение о помиловании этого колокола. Синод потребовал представить ему положительную характеристику на колокол, и дело было замято. Еще через 40 лет жители Углича вновь подняли вопрос о возвращении колокола. И лишь в 1892 году, почти через 300 лет, колокол был помилован и возвращен в Углич. Теперь он находится «а Угличском музее.

В 1605 году в России был отлит один из крупнейших для того времени колоколов. Он весил 35 т. Диаметр его широкой части составлял 5,5 м. Язык колокола был столь тяжел, что для того чтобы благовестить, за веревку, привязанную к языку колокола, должны были браться одновременно 20 человек!

Все строения в России в ту пору были деревянными. Деревянной была и звонница, на которую был подвешен колокол. Пожары были частыми бедствиями и уничтожали они иногда целые города. В годы царствования Бориса Годунова случился такой большой пожар.

Сгорела и звонница, а раскаленный от огня колокол упал и разбился.

Через полстолетия царь Алексей Михайлович приказал отлить новый колокол, «поболе прежнего». Для этого из Австрии были приглашены знатные мастера литейного дела, но они отказались выполнить такую необычную работу, требовавшую «трудов весьма великих и бессчетных».

Эти труды взяли на себя русские мастера. Сначала за работу взялся Емельян Данилов, потом — Александр Григорьев с помощниками. С задачей справились великолепно. В 1654 году была закончена отливка колокола, масса которого составляла уже 130 т!

Девять месяцев шли работы по подъему невиданного колокола, и, наконец, он оказался на мосте. Теперь, чтобы благовестить, за веревку, привязанную к языку колокола, должны были браться 100 человек. Под мелодичный звон этого 130-тонного колокола вступали на Российский престол один за другим три царя: царь Федор Алексеевич, Иван IV и Петр I.

33 года прослужил этот шедевр литейного производства и искусства. А в 1701 году снова в Кремле произошел пожар. Сгорели деревянные балки, на которых был подвешен колокол. Он упал и разбился.

Петр I, занимавшийся важными государственными делами и развитием промышленности, не очень чтил празднества и церемонии и упавшему колоколу внимания не уделил.

В 1731 году племянница Петра I Анна Ивановна приказала перелить разбившийся колокол, сделав его еще большим.

Предложение взять на себя этот труд было передано парижскому королевскому механику Жермену. Услышав о том, что ему предлагают отлить колокол массой 9 тысяч пудов, Жермен решил, что над ним хотят пошутить и выставил царских гонцов за дверь. Не взялись за эту работу и другие прославленные иностранные мастера.

Угличский колокол

  • Царь-колокол
  • Как же отливали колокола?

Колокольный звон

Церковный звон в колокола бывает двух видов: благовест (им прихожане созываются на службу) и собственно звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Собственно звоном называется такой звон, когда звонят сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии;

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении;

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения;

Перебор – медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого; после удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Также существует всполошный (набатный) звон очень частый, который бывает во время тревоги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *