Христианство в средневековье

§ 2 Становление христианства

В 380 году христианство становится официальной религией Римской империи. В этот период начинается преследование приверженцев языческих верований. Церковь стала уничтожать идолов и капища, запрещала совершать жертвоприношения и устраивать языческие праздники и обряды. Особенно сурово преследовались гадалки и прорицатели. Христианская церковь раннего Средневековья неодобрительно относилась не только к язычникам, но и к ученым, которые ставили под сомнение истинность учения христиан. Если вначале ученые активно не преследовались, то, впоследствии, в третьем периоде христианизации Европы, многим из них пришлось отречься от своих так называемых «заблуждений в вере», дабы остаться в живых. Преследование выражалось в запрещении преподавать, занимать государственные должности и конфискации имущества. В редких случаях тех, кто не желал обращаться в христианство, казнили.

Христианская церковь того времени характеризуется тем, что не было единства в вероучении и постоянно возникали споры вокруг понимания христианства. Поэтому, выдающимися богословами того времени, иначе их называли «отцы церкви» были разработаны важнейшие христианские догматы – основные положения христианского учения. «Отцы церкви» делятся на западных и восточных, среди западных больше всего известны Августин, Иероним и Амвросий Медиоланский; среди восточных наиболее известны Иоанн Златоуст и Василий Кесарийский – так называемые «великие каппадокийцы» (Каппадокия – область на юге Малой Азии, откуда были родом выдающиеся восточные богословы). Самые главные догматы были сведены в Символ Веры – краткое изложение главных догматов христианской веры. Символ Веры был принят на Никейском (собран в 325 году) и Константинопольском (собран в 381 году) церковных соборах.

Из многочисленных сочинений о сыне Божьем Иисусе Христе соборами были признаны лишь четыре: Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Эти Евангелия составляли основу христианского канона – собрания священных текстов. Эти сочинения составили Новый Завет. Новый Завет стал как бы продолжением Ветхого Завета – собрания древних священных текстов, которые были общими как для христиан, так и для иудеев. Ветхий и Новый Заветы вместе составляют христианскую Библию – основное учение христиан, как католиков, так и православных.

Музейный центр Постоянные экспозиции Искусство Средних веков

Виртуальный тур на портале Культура.рф

Экспозиция слепков, посвященная средневековому искусству, включает памятники, созданные в период перехода от античности к Средневековью главным образом на территории Восточной Римской империи, а также произведения монументального и прикладного искусства Западной Европы, начиная с Каролингского времени до периода поздней готики.

Средневековье создало культуру, отличную от античной. Это было время господства в Византии и Западной Европе монотеистической христианской религии. Церковь занимала особое положение в структуре феодального общества и определяла основную направленность его духовных устремлений. Она была главным заказчиком художественных произведений. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире (творение Божие и его раб, микрокосм и тлен), провозглашало новые моральные и духовные ценности и на их основе создало свою эстетику, утверждавшую примат духовного начала над материальным и стремившуюся к универсальности эстетической оценки «божественной вселенной».

Восприятие и интерпретация христианских догматов менялись на протяжении столетий Средневековья (V — XV вв.). Они получили различную трактовку в учениях восточной и западной церквей, которая диктовалась различиями политических и социальных реалий этих двух больших регионов.

От эпохи Средневековья сохранились в основном культовые памятники, а большинство светских произведений погибло. Это обстоятельство рисует во многом одностороннюю картину художественной жизни этого времени. Важно учитывать и то обстоятельство, что деятели церкви, особенно в Западной Европе (где грамотными были по преимуществу клирики) нередко совмещали церковные и светские должности: в Византии они были выходцами из крупной аристократии, не чуравшейся светской образованности, и это не могло не накладывать определенного отпечатка на характер заказываемых ими произведений.

Предпосылки для формирования образного строя средневекового искусства сложились в эпоху поздней античности. Получив признание при императоре Константине и полностью восторжествовав при Феодосии, христианство многое восприняло в религиозном церемониале и в образном строе произведений искусства от античной практики. Зародившись в рамках иудаизма, отвергавшего священные изображения («не сотвори себе кумира»), христианство на протяжении двух столетий оставалось иконоборческим и непримиримо относилось к языческому «идолопоклонству». Переломным стал III в., период жесточайшего кризиса Римской империи, когда поиски выхода настойчиво заставляли обращаться к учениям и верованиям, сулившим спасение. Такой религией и стало для римлян христианство. Число его приверженцев возрастало, несмотря на все преследования римской власти, и они все более настойчиво обращались к образной системе эллинизма, давая ей новое толкование в целях пропаганды нового учения, перетолковывая ее в ином духе. Претендовавшее на универсальную всеобщность христианство нуждалось в поддержке мировой державы — Рима. Став его государственной религией, оно впитало в себя и официальную репрезентативность культа, и некоторые стороны античных философских учений. Античные образы легли в основу формировавшейся христианской иконографии. Это стало возможным потому, что в основе христианской идеологии изначально лежала двойственность, заключавшаяся в двойственной природе Христа, одновременно Бога и человека. Отсюда иносказательность и символизм христианских толкований — видимое лишь намекало на потаенный, сущностный смысл явления.

Многие произведения раннехристианского искусства создавались в тех же мастерских и теми же художниками, что и языческие. На протяжении IV-VI вв. античная тематика сосуществовала с христианской, уступая ей однако пальму первенства и отходя в область светского искусства и частной жизни.

С победой христианства изменилось соотношение между различными видами искусства: первенствующее значение приобрела церковная архитектура, призванная воссоздать на земле образ «небесного Иерусалима». Монументальная и круглая скульптура уступила место рельефу и прикладным формам, господствующее положение стала занимать живопись.

Переход от пластических форм к плоскостно-декоративным можно хорошо видеть на примере резьбы капителей и алтарных преград равеннских церквей VI в.

Более последовательно изменения, происходившие в изобразительном искусстве в период перехода от античности к Средневековью, можно видеть на основе представленных в экспозиции воспроизведений резных пластинок слоновой кости. Редкость и художественные свойства этого материала, его своеобразный аристократизм позволяли использовать слоновую кость уже в античные времена для изготовления наиболее значительных произведений — культовых статуй («Афина» и «Зевс» Фидия), парадных императорских и консульских диптихов, ритонов, а также для облицовки мебели и других декоративных целей.

Два позднеримских памятника — пластинка с изображением «Триумфа Солнца» (IV-V в., Сан, библиотека) и левая створка диптиха V в. из собора в Монце, на которой представлена Муза (правую пластинку занимало изображение поэта), — выразительно характеризуют стиль этих парадных памятников.

Консульские диптихи — сдвоенные таблички для письма, покрытые изнутри воском, — рассылались консулами при вступлении в должность и по случаю Нового года в качестве подарков официальным лицам и друзьям. На лицевой стороне диптиха, как правило, был изображен сам консул в парадном одеянии, восседающим на кресле с львиными ножками, с символами своей власти в руках. Рядом с ним помешались портреты правящих императоров и императриц, аллегорические фигуры и олицетворения. Обе пластины диптиха часто были идентичными. На левой створке, как правило, было написано имя консула, на правой — перечень его заслуг. В нижней части диптиха нередко изображались цирковые игры, которые должен был устроить консул при вступлении в должность. Иногда цирковые игры были единственным изображением на консульских диптихах.

Примером первого типа композиций может служить створка диптиха консула Магнуса (VI в., Париж, Кабинет медалей Национальной библиотеки). Магнус предстает между персонифицированными изображениями Рима, и Константинополя.

Образец второго типа — пластинка слоновой кости начала V в. работы североитальянского мастера из собрания в Ливерпуле. Она была левой створкой диптиха. В верхней части изображены в качестве почетных гостей трое мужчин в сенаторских тогах. Один из них совершает жертвенное возлияние, юноша по другую сторону от центральной фигуры держит в руке mappa — флаг, которым подавался знак к началу ристаний. Всю остальную часть пластины занимает сцена охоты на месопотамских оленей на арене цирка. Трое охотников выходят из дверей цирка, перед одним из них на двери видно изображение победителя. Четвертый охотник пронзает копьем свою жертву. Два оленя уже тяжело ранены. В изображении животных поражает необычайная точность передачи деталей.

Центром косторезного мастерства в V-VI вв. стал Константинополь, столица Византийской империи, где были сосредоточены лучшие художественные силы страны. Из константинопольских мастерских вышла одна из самых больших пластинок слоновой кости с изображением архангела Михаила (вторая четверть VI в., Лондон, Британский музей). Архангел держит в руках скипетр и сферу, увенчанную крестом, — знаки императорского достоинства. Он стоит на ступенях под аркой, украшенной листьями аканта, над головой ангела — крест в лавровом венке. Надпись в верхней части пластины гласит: «Прими просящего пред Тобою грешника». Изображение и надпись позволяют предположить, что пластина была частью императорского диптиха и на второй створке был представлен Юстиниан, который был провозглашен императором в 527 г. Характерно, что именно архангел дарует знаки власти императору.

Памятники с христианской тематикой были связаны в первую очередь с культовым церемониалом. Из слоновой кости изготовлялись коробочки-пиксиды для хранения благовоний: изображения библейских сюжетов — истории Иосифа Прекрасного, Моисея, Ионы, истолкованных как прототипы новозаветных событий, а также самих евангельских сцен помещали на боковых стенках прямоугольных шкатулок, входивших в церковную утварь. Примерами этому служат рельеф на стенках круглой пиксиды IV в. «Продажа Иосифа братьями», а также цикл рельефов на пластинке конца V в. из собора в Милане, повествующий о крестном пути Христа и его явлении Марии Магдалине после Воскресения.

Арабские завоевания в VII в. сократили импорт слоновой кости в Европу и Византию из Индии и Африки. Не способствовало созданию резных изображений и начавшееся в 726 г. в Византии иконоборчество. Новый подъем косторезного мастерства в Ромейской державе приходится на период так называемого Македонского возрождения, начавшийся после восстановления иконопочитания в X-XI вв.

Особую группу памятников, созданных в это время, составляют изделия из слоновой кости, возникшие в императорских мастерских в годы единоличного правления императора Константина Багрянородного (945-959). Став соправителем своего отца в 908 г., он почти до сорокалетнего возраста оставался фактически отстраненным от власти, сохранив императорский титул.

Лучший памятник этого времени — пластина с изображением благословения Христом сына Константина Багрянородного Романа и его супруги Евдокии. Поскольку в Византии не существовало наследственного права императорской власти, Константин провозгласил вскоре после утверждения на троне своим соправителем шестилетнего сына Романа, который за год до этого был обвенчан с четырехлетней дочерью Гуго Провансальского, получившей православное имя Евдокия. Юный наследник представлен в парадных одеждах безбородым, на его жене дорогое императорское одеяние. Христос стоит в центре на возвышении, возлагая руки на головы обвенчанных супругов.

К середине Х в. византийское искусство уже обрело во многом черты торжественной репрезентативности и возвышенной духовности, его язык становился все более утонченным и канонизированным. Из множества трактовок священных сюжетов и парадных изображений оно настоятельно отбирало наиболее строгие и совершенные формулы, позволяющие выявить сокровенную суть изображаемого события. Церемониал, столь блистательно описанный Константином Багрянородным в его сочинении «О церемониях византийского двора», пронизывал все сферы светской и церковной жизни Византии. Поза и жест в этом церемониале обрели характер сакрального знака. В истории спасения византийская церковь на первый план ставила идею воплощения Логоса, вочеловечения Христа, — указанием на это было Благовещение. Жесты передачи и восприятия благой вести стали основополагающими в византийском ритуале и церемониале. Открытые ладони и руки, прижатые к груди, у Романа и Евдокии являются знаками принятия божественного благословения.

Изменился и стиль самого изображения, его античная подоснова не исчезла, но пластическая выразительность уступила место почти графической игре линий, пропорции фигур удлинились, позы стали статичными.

Произведения византийской резной слоновой кости вначале попадали в Западную Европу вместе с посольскими дарами, которые посылали европейским правителям константинопольские василевсы. Католическая Европа не наделяла священные изображения особым сакральным смыслом, свойственным православию, и признавала за ними лишь просветительные и дидактические функции. Поэтому, попав в иную культурную среду, греческие изделия из слоновой кости обретали здесь новую жизнь. Шкатулки и пиксиды чаще служили реликвариями, триптихи и полиптихи расчленялись, становясь большей частью украшением книжных окладов, пластины при этом произвольно обрезались.

Значительное количество предметов византийского происхождения оказалось в Западной Европе в периоды так называемых Каролингского и Оттоновского возрождений, имперская идея, которой руководствовались франкские и германские короли, требовала для своего воплощения не только новых завоеваний и коронования в Риме, но и пышного окружения, придворной роскоши, богатого церковного культа. Проникнутые этой идеей византийские памятники нередко служили образцом.

Тесные связи с византийским двором были установлены немецкими императорами после женитьбы Оттона II на греческой принцессе Теофано. Преемники Оттона II — его сын Отгон III и Генрих II нередко включали византийские произведения в дары соборам в Ахене, Бамберге, Хальбершгадте, Хильдесхейме, Кведлинбурге, однако там они представали уже видоизмененными.

В число таких даров, пожертвованных Генриком II после 1014 г. Ахенскому собору, был и оклад Евангелия Оттона III. Центр его занимает резное изображение Богоматери о младенцем византийской работы, которое вмонтировано в золотое обрамление со сценами из жизни Христа (Рождество, Распятие, Жены-мироносицы у гроба Господня, Вознесение), исполненными оттоновскими мастерами, опиравшимися на миниатюры рукописей, вышедших из скриптория монастыря в Фульде и восходящих к более ранним образцам.

В состав дара Генриха II ахенскому собору входил также оклад кафедры амвона, сделанный из позолоченной меди. Он был созданием лотарингских мастеров (ок. 1002 — 1014). Слепок с одной из пластин, оклада, на которой изображен евангелист Матфей, представлен в экспозиции.

Много предметов византийской работы оказалось в Европе после четвертого крестового похода, когда западные рыцари захватили и разграбили Константинополь. В числе трофеев оказалось блюдо-дискос XII в., принадлежавший столичной церкви Двенадцати апостолов. Немецкий епископ Кросинг (1202 — 1208) незадолго до своей смерти пожертвовал этот дискос собору в Хальберштадте. Дискос служил литургическим блюдом для хлеба во время совершения таинства евхаристии.

В центре дискоса изображено Распятие. Ноги распятого Христа опираются на супеданеум, голова склонена в сторону стоящей у распятия Богоматери. С противоположной стороны — Иоанн Богослов с характерным жестом печали — рукой поднесенной к лицу. Надпись по кругу дискоса опирается на слова Евангелия от Матфея, включенные в литургию Иоанна Златоуста: «Здесь сын твой, здесь твоя мать», «Возьмите, ядите, сие есть тело мое, которое преломил я во искупление греков ваших». Обозначены также Иисус, архангелы Михаил и Гавриил, изображенные вверху. В медальонах по кругу представлены 8 мучеников и 8 восточных отцов церкви.

Искусство Западной Европы Средних веков развивалось в иных исторических условиях, чем византийское. Появление на исторической арене «молодых» народов, находившихся на более ранней стадии развития, чем античное общество, существенно изменило и этнический, и культурный облик Европы. «Варварская» Европа с трудом осваивала античное наследие, которое практически свелось к знанию латинского языка и школьному уровню обучения. Запад в большей мере, чем Византия, оказался под воздействием римской юридической науки и позднеримской философии. Носителями этих знаний становились почти исключительно клирики. Изменения претерпевало и толкование христианства: в варварской среде, в обрядовой практике, житийной литературе, быть может, еще в большей степени, чем на Востоке, на первый план выступали элементарные народные верования, восходящую к первобытным культам (особое значение и толкование таинства причастия на Западе). Образные представления и интерпретация сложных богословских категории обретали более конкретные и материализованные формы, что нашло отражение в частности в культе реликвий, необычайно развитом на Западе. Миссионерская деятельность западных клириков придала особое значение книге как носителю христианского учения. Евангелие, проповедовавшееся наиболее известными деятелями западной церкви, впоследствии нередко заключали в реликварий. В связи с этим большинство литургических предметов, изготовленных из слоновой кости, позолоченной или посеребренной меди, представляли собой реликварии, оклады книг и алтарей (антепендии) и т.д.

Изделия из резной кости получили распространение с эпохи Меровингов, но наивысший взлет в раннем средневековье этот вид искусства пережил в IX и Х вв., в мастерских крупных монастырей каролингской эпохи и при Отгонах, где изготовлялись главным образом литургические предметы и оклады книг. Примером может служить оклад рукописи IX в. работы мастера школы Меца (Париж, Национальная библиотека). В центре изображено Распятие. По сторонам от креста, с одной стороны, апостол Иоанн и Богоматерь, с другой, — Церковь и Иерусалим. Ниже регистром — воины Лонгин и Стефан, а также ветхозаветные праведники, встающие из гробов. Внизу — олицетворение Моря, Рима и Земли, вверху — Солнца и Луны, а также четыре евангелиста со своими символами.

Подобная иконографическая программа, претендующая на всеохватность значения изображенного события и обоснование истинности христианских таинств, характерна для каролингской и оттоновской эпох. Тема искупительной жертвы Христа стала ведущей в западном богословии, история спасения рассматривалась именно сквозь призму искупления. Эти вопросы, поднятые на рубеже Средневековья в сочинениях Аврелия Августина, оставались в центре внимания и в последующие столетия. С этими идеями можно связать присутствующие на пластине олицетворения Рима и Иерусалима (Град земной и Град небесный Августина).

К эпохе Оттонов и к зрелому романскому стилю относятся два реликвария — из Национального музея в Мюнхене и так называемый реликварий Генриха Птицелова (Кведлинбург, Циттер) с иконографической программой, включающей сцены Преображения, Омовения ног, — Страстей, а также фигуры Богоматери с Младенцем, святых и евангелистов, призванной утвердить основные догматы церкви.

Роль реликвариев играли начиная с Х в. скульптурные изображения Распятия и Мадонны с Младенцем. Традиция эта сохранялась и позже (Богоматерь с Младенцем из церкви Сен Нектер: на оборотной стороне статуи видна дверца, прикрывавшая углубление для реликвии).

Темы моральной ответственности человека за свои поступки, подсудности и искупления стали ведущими в искусстве романской эпохи, в центре которого стоял образ Христа-Судии, предстающего в момент Второго пришествия или Страшного суда. Подобные изображения занимали главное место в тимпанах главным образом западных порталов романских храмов. Примером может служить фигура Христа во славе из Маастрихта.

К середине XII в. во Франции складывается новое направление в архитектуре и изобразительном искусстве, получившее название готики. Ярче всего «французская манера», как называли ее современники, раскрылась в архитектуре городских соборов, их скульптурном убранстве и витражах. Экспозиция дает возможность лишь частично познакомиться с художественными особенностями готического искусства.

Одним из важнейших памятников ранней французской готики является западный, т. н. «Королевский» портал собора в Шартре (1140-е гг.). Его программа включала фигуры ветхозаветных персонажей на откосах портала. Богоматерь о Младенцем на южном входе. Вознесение на северном и Страшный суд на главном. Готика была порождением в первую очередь французской действительности — она была «королевским стилем», распространяясь из Иль-де-Франс в другие области, на которые претендовала французская корона. Она была также отражением глубочайших интеллектуальных сдвигов в европейском обществе, порожденных крестовыми походами, знакомством с философией Аристотеля и арабов, развитием схоластики, новым положением человека в развивающихся городах. Фигура библейского царя с южного входа западного фасада шартрского собора выразительно раскрывает новое восприятие человека ранней готикой: не страх перед всемогущим Богом, как в романике, но взгляд в себя, душевное движение, прозрение Бога в себе.

Эмоциональная взволнованность — наиболее характерная черта готических образов. Она наполняет движения персонажей, их мимику, эмоциональной выразительностью наделяются драпировки (так называемый «Иоаким» из собора в Реймсе). Сохраняет готическое искусство и назидательность. Распространение ересей в XII и XIII вв. заставляло теологов неизменно включать в программы скульптурных циклов готических соборов аллегорические фигуры и иллюстрации к евангельским притчам, предостерегавшую прихожан от козней дьявола. Одним из наиболее распространенных сюжетов была притча о девах разумных и неразумных. В экспозиции представлены фигуры искусителя и девы из собора в Страсбурге. Дьявол предстает в облике модника не первой молодости с яблоком в руках (намек на искушение Евы), дева перед ним держит светильник погасшим. На дьявольскую природу соблазнителя указывают хвост и «инфернальные существа» — жабы и змеи, которые ползают у него по спине.

Программы скульптурных циклов готических соборов стремились к универсальности. Сходные тенденции мы находим и в схоластических трактатах и суммах высокого средневековья, поэтому наряду со сценами религиозного содержания в состав скульптурных изображений включали и отдельные события реальной жизни («Школьная сценка» из собора Парижской Богоматери).

Во второй половине XIII в. готика становится господствующим стилем в Западной Европе. Но внутри самого готического искусства происходят к концу столетия важные перемены. Все более ощутимым становилось воздействие куртуазного стиля, определившего обычаи и нравы придворно-рыцарских кругов. Рост индивидуализма приводил к постепенной замене общественных форм искусства частными — на смену большим соборам и строительным ложам в следующем столетии пришли приходские церкви и подразделение художников по цехам и мастерским, общественные заказы сменили частные меценаты, стали получать распространение частные капеллы в церквах и вотивные образы, принесенные частным лицом или отдельным семейством в дар церкви.

Наиболее популярными среди вотивных приношений рубежа XIII и XIV вв. были изображения Мадонны, культ которой возрастал в Европе начиная с XII в. Созданные мастерами разных школ (Богоматерь из Лувуажа, статуя Богоматери из собора в Антверпене), эти образы объединяет одно стремление — наделить Богоматерь благородством, женственностью, «очаровательной мягкостью».

Пробуждавшийся интерес к человеческой личности находил воплощение в возраставшей характерности лиц священных персонажей и в появлении портретных изображений, часто воображаемых, но наделенных индивидуальными чертами. Вошло в практику изготовление посмертной маски. На ее основе создавали надгробные изображения умершего. В XV в. изображения приобретают достаточно ярко выраженный портретный характер, что позволяет в ряде случаев говорить о «скрытом портрете» и об автопортретах. К их числу может быть отнесен мужской бюст из собора в Страсбурге.

Клемешов Алексей Станиславович, старший преподаватель, доцент, кандидат исторических наук

Духовная жизнь и менталитет феодального общества Западной Европы отличались глубокой религиозностью. Католическая церковь являлась могущественным феодальным институтом. Христианство и деятели католической церкви сыграли важную роль в передаче традиций античной цивилизации, в развитии обществознания, науки. Христианская мораль и этика внедряла в общественное сознание нравственные ценности, служившие основой общечеловеческой культуры и европейской цивилизации. При изучении истории Средних веков чрезвычайно важно подчеркнуть позитивную роль христианства и католической церкви, просветительскую деятельность духовенства, социальную функцию защиты обездоленных, политических институтов, в оформлении семейно-брачных отношений и преодолении пережитков обычного права, кровной мести и произвола. История католицизма столь же противоречива, как и вся эпоха средневековья. Христианство в Западной Европе утверждалось путем жесточайшего насилия над личностью. Беспощадная борьба с языческим культом и ересями сопровождалась истреблением десятков и сотен тысяч людей, видевших иное толкование Священного Писания. Христианский фанатизм достиг своего апогея в эпоху инквизиции. Гуманистическая идеология, соборное движение, а затем и Реформация привели к существенным изменениям в религиозной идеологии и организации религиозных общин. В курсе рассматриваются все этапы эволюции Римской церкви на протяжении целого тысячелетия (с VI по XVI вв.). Её история представлена в тесной связи с историей феодального общества и особенностями идеологии средневековой Европы.

В плане изучения учебного материала по тематике лекций планируется проведение семинарских занятий и контрольной работы.

Тема: Христианизация народов Европы и Римская церковь в VI – VIII вв.

Основные формы христианства в Западной Европе: католичество, несторианство, арианство. Народные языческие верования в эпоху раннего средневековья. Распространение христианства в варварских королевствах. Религиозная политика королевской власти. Влияние католической церкви на нравственное и эмоциональное поведение. Пути достижения высокой святости: исцеление прокаженных и слепых знамением и молитвой, благочестие, милосердие, целомудрие, забота о постройке церквей. Скромность и смирение как нормы христианской этики. Христианская церковь в Ирландии как центр миссионерской деятельности.

Тема: Христианский идеал самоотречения и первые монашеские братства в Западной Европе V – VIII вв.

Религиозно-философский идеал монашества. Восточное отшельничество как форма самоотречения и аскезы. Социальные и евангелические мотивы отказа от мирской жизни. Виды полного самоотречения: чрезмерное воздержание от источников реальной жизни (от пищи, сна, одежды), телесное самоистязание, затворничество. Особенности монастырских общин в Ирландии. Деятельность св. Мартина (316–397 гг.) в Галлии. Разрушение языческих святилищ, строительство церквей и основание монастырей в Пуатье и Мормутье. Первые уставы для монастырей: в Марселе (св. Кассиан – V в.), в Монте-Кассино (св. Бенедикт – VI в.). Женские монастыри в Галлии («Церковная история» Григория Турского – IX, 33, 43; X, 12, 15, 16). Первые монастыри в Италии: Боббио, Нонантула, Монте-Кассино, Виварий Флавия Кассиодора (490-585 гг.). Основные аспекты деятельности монахов, обращение в христианскую веру язычников, участие во внутренней колонизации, интеллектуальные занятия. Монастыри как центры образования, книжной культуры и христианской учености. Формирование монашеского братства на основе принципов строгой дисциплины, общей собственности, совместного труда. Правила монастырской жизни, распорядок дня. Избрание аббата и его функции. Конструктивная роль монашества в эпоху раннего средневековья.

Тема: Христианизация Европы в IX — XI вв.

Расширение сферы влияния католической церкви. Политические последствия христианизации народов Европы. Укрепление авторитета Римской церкви. Церковная политика Карла Великого. Создание системы христианского воспитания и образования. Теологи IX в. (Алкуин, Агобард Лионский, Валафрид Страбон, Рабан Мавр) и их роль в формировании средневековой схоластики. Церковь и феодальные войны. Политические предпосылки движения за «мир». Католическая доктрина «справедливой», позже «Священной» войны. Значение католических канонов о войне в формировании рыцарской идеологии. Религиозная нравственность и феодальный быт. Влияние церковной идеологии на воспитание, образование, мораль, нравы и обычаи эпохи.

Тема: Кризис Римской церкви и предпосылки ее реформирования ( X – XI вв.). Клюнийское движение

Духовный кризис и обмирщение церкви. Продажа церковных должностей. Феодализация католической церкви. Рост церковно-монастырского землевладения. Подъём монастырской интеллектуальной культуры в X–XI вв. и усиление идеологического влияния монастырей. Рост престижа монастырей в общественно-политической жизни. Научная и просветительская деятельность монахов, ученых теологов и педагогов. Идеи нравственного очищения церкви и обновления церковной жизни. Деятельность Бенедикта Анианского (IX в.) по усилению дисциплины монастырской жизни и укреплению власти аббата. Введение в монастырях устава св. Бенедикта. Роль бенедиктинцев и цистерцианцев в реформаторском движении X–XI вв. Задачи реформирования. Монастырская реформа в Англии (966 г.), её идейная и политическая направленность. Орден Клюни – «душа средневековья» (Д. Ботти). Основание монастыря (910 г.). Клюнийская конгрегация монастырей. Постановления соборов о введении целибата и запрете симонии. Итоги Клюнийской реформы. Укрепление организационных основ Римской церкви. Поднятие авторитета папской власти. Упорядочение церковного культа. Утверждение догматов католической церкви. Развитие католической церкви в могущественный феодальный институт. Признание права церкви на взимание «десятины» и платы за совершение обрядов. Политическая зависимость европейских государств от Римского престола. Развитие реформы в XII в.

Тема: Духовно-рыцарские ордена в XII — XV вв.

Роль папства в организации военной защиты интересов католической церкви. Предпосылки возникновения монашеских братств рыцарей-воинов. Принятие четырех монашеских обедов: безбрачие, бедность, послушание, военная функция защиты католической веры. Иерусалимский орден – «Орден защитников Гроба Господня» (1114 г.). Символика ордена, посвященная Иисусу Христу и пилигриму. Объединение с орденом Госпитальеров (конец XV – папа Иннокентий VIII). Орден Храма («Тайное рыцарство Христово») – 1118 г. Феодальная элита Франции в составе братства. Св. Бернард о секретной миссии Ордена Храма. «Великая Хартия» Ордена Храма (1139 г.): покровительство и опека папы, освобождение от десятины. Папская булла 1162 г. о привилегиях тамплиеров, освобождение от юрисдикции местных епископов, право отпущения грехов и получения десятины как милостыни. Устав Ордена Храма. Структура и управление. Военно-политическая, дипломатическая и финансовая деятельность Ордена Храма. Причины конфликта ордена с французским королем Филиппом IV. Инквизиционный процесс 1307–1312 гг. Роспуск ордена папой (1312 г.). Казнь Великого Магистра. Первый госпиталь для паломников в Иерусалиме (1071 г.) и «Религиозное братство» для оказания помощи больным и бедным (1099 г.). «Орден всадников госпиталя Св. Иоанна Иерусалимского» (1113 г.). Объединение рыцарей-госпитальеров в монашескую общину (1128 г.). Благотворительная деятельность ордена: забота о пилигримах, помощь больным и увечным крестоносцам, защита их от сарацин. Военно-политическая функция рыцарей-госпитальеров в период крестовых войн. Структура Ордена Госпитальеров. Преобразование Ордена Госпитальеров в Орден рыцарей Родоса (1310 г.) и в Мальтийский орден Св. Иоанна Иерусалимского (нач. XVI в.) с функцией защиты христиан от воинов Турецкого султана. Духовно-рыцарские ордена и Реконкиста в Испании. Основание Тевтонского ордена (1198 г.) и перенесение военной деятельности «Братьев Немецкого Дома» в Прибалтику (1206 г.). «Ледяные крестовые походы» с целью христианизации пруссов, народов Ливонии, подчинения русских католической церкви. Тевтонские рыцари как носители идеи национального превосходства. Значение деятельности Тевтонского ордена. Упадок и крах Тевтонского ордена (с нач. XV в.). Принятие Великим магистром Альбертом Брандербургским протестантства (1525 г.).

Тема: Монашеское и евангелическое движение ( XII – XV вв.)

Монашеский аскетизм как часть религиозного мировоззрения. Христианская идея спасения через освобождение души от плоти и земных страстей. Внедрение аскетизма в сознание народа учеными-теологами и проповедниками (служителями церкви, монахами). Идеологи аскезы. Цель аскезы: стремление к спасению. Формы аскезы: молитвы, посты, ношение вериг и власяниц, строгий монастырский устав (полный уход от мира), добровольное заточение в замурованных кельях, самобичевание, ночные бдения, отказ от пищи и одежды. Содержание: подражание Христу до повторения его страданий, возвращение к Богу через умерщвление плоти. Понятие «смертный грех» в средневековой теологии. Семь основных пороков в формулировке Григория I Великого. С XIII в. «saligia» – порядок главных грехов: гордыня (с тщеславием) – superbia, жадность – avaritia, сладострастие – luxuria, гнев – ira, чревоугодие – gula, зависть – invidia, печаль – acedia. Виды церковного наказания: анафема, интердикт. Почитание подвижников в народе, канонизация церковью. Образование монашеских орденов и конгрегаций в XII–XIV вв. Отшельничество и паломничество как пути к достижению спасения, способы очищения от греховной плоти. Цистерцианский орден. Деятельность цистерцианцев: занятия физическим трудом, сельским хозяйством. Участие во внутренней колонизации в Европе. Занятия наукой и священными искусствами. Цистерцианские монахи, аббаты – видные представители теологии: Бернард Клевросский (XII в.), Иоахим Флорский (XIII в.). Орден кармелитов (1156 г.). Орден Св. Франциска. Францисканское движение. Биография Франциска из Ассизи (1207–1290 г.). Проповедь абсолютной бедности и смирения ради верности «нищему Христу». Устав ордена Св. Франциска. Иерархия Францисканского ордена. Деятельность францисканцев: проповеди официального учения католической церкви, совершение таинств на дорогах паломничества. Орден Св. Доминика. Основание ордена в 1215 г. испанским монахом Домиником де Гузман. Устав 1216 г., утвержденный папой. Функции ордена: подготовка теологов для борьбы с ересями, инквизиция (1232 г.). Монастыри – интеллектуальные центры Западной Европы. Евангелическое движение в XII–XIV вв.. Социальные предпосылки обращения к евангелическим принципам раннего христианства. Главные события евангелического движения. Популярность христианской концепции строгой евангелической жизни. Популярное богословие и народная культура. Проблема религиозного и социального поведения паствы. Народная религиозность. Особенности религиозной психологии. Народные религиозные течения в христианстве. Ереси. Социальная и антиклерикальная направленность средневековых ересей XI–XV вв..

Тема: Церковь, власть и общество в XII – нач. XIV вв.

Идеологическое, политическое и экономическое могущество католической церкви. Духовенство в сословной структуре феодального общества. Идеологическое влияние церкви на воспитание, образование, культуру и общественную мораль. Защита и обоснование справедливости феодального общественного порядка. Роль католической церкви в сохранении античного культурного наследия (философия, право, литература). Церковь в центре общественных противоречий. Ослабление политического влияния папства в XIV в. Особенности положения национальной католической церкви в странах Западной Европы. Развитие независимых централизованных государств. Борьба европейских монархов за расширение своего суверенитета. Нарастание социальной напряженности в феодальном обществе. Предпосылки Великой схизмы XV в. Усиление церкви, как феодального института.

Тема: Демонология, ведовство и роль инквизиции в «охоте на ведьм

Теологическое толкование образа Антихриста и дьявола. Богословская сущность демонологии. Христианские писатели о злодеяниях дьявола и демонской рати. Учение об инкубах и суккубах. Бытовое двоеверие. Колдовство, знахарство, гадания, предсказания, толкование снов. Богословская трактовка магической практики – «служение дьяволу». Демонологические легенды Средневековья. Церковь в борьбе с магией, колдовством и ведовством. Постановления соборов о наказании колдунов. Теологические трактаты и сочинения инквизиторов XII–XIV вв. Руководства по ведению ведовских процессов. Деятельность инквизиции по сыску и наказанию еретиков и «служителей дьявола». Особенности инквизиционного процесса и работы инквизиционного трибунала. Роль доминиканцев в защите святой веры. Ведовские процессы в XV–XVI вв. Итоги деятельности инквизиции и ее устранение в XVI в. Сохранение методов инквизиционного судопроизводства в светских судах по делам ведовства.

Тема: Реформация и Контрреформация в Европе в XVI в.

Особенности исторического развития стран Западной Европы в XVI веке. Образование крупных национальных государств. Развитие абсолютизма. Генезис капитализма и его влияние на феодальные институты. Социально-политические предпосылки Реформации. Возвышение буржуазии. Усиление социальных контрастов. Экспроприация крестьянства и пауперизация населения. Экономическая, политическая и культурная роль буржуазии. Идеологическая подготовка Реформации. Развитие наук и общественной мысли. Значение книгопечатания (с середины XV в.) для развития светского образования и установления международных контактов в сфере интеллектуальной культуры. Критика гуманистами папской теократической доктрины и нравственного состояния духовенства. Идейные истоки Реформации. Антикатолическая, антифеодальная направленность общественного движения в XVI веке. Реформация как форма утверждения буржуазной идеологии в религиозной сфере. Обострение классовых конфликтов и народное крестьянско-плебейское понимание Реформации. Объединение усилий европейских монархов для защиты католицизма. Рим – организаторский центр борьбы с протестантизмом. Римская церковь в борьбе за сохранение своего влияния и упрочение позиций католицизма. Поддержка католических кругов феодальной знати. Утверждение абсолютистских режимов, опиравшихся на централизаторскую силу католической церкви. Созыв XIX вселенского собора в Триденте (1545 г.), усиление репрессивных мер и инквизиционной деятельности в Риме. Роль собора в укреплении позиций католицизма. Организация ордена иезуитов для защиты католической церкви. Устав ордена «воинов Христовых» – «Духовные упражнения». Принципы организации. Управление орденом. Деятельность ордена иезуитов. Значение деятельности иезуитов в укреплении идеологического влияния католической церкви. Заключение. Раскол западного христианства. Усиление значения национальных церквей. Ослабление влияния папства на международной арене. Секуляризация общественного сознания.

1. Абеляр. История моих бедствий. – М., 1959.

2. Августин Аврелий. Творения. – СПб., Киев, 1998.

3. Антипапское движение в Риме в XII–XIII веках. Документы. Вопросы истории религии и атеизма. 1962. Вып. 10.

4. Бубнов Н. М. Сборник писем Герберта. Тт. 1–3. 1890.

5. Гельмольд. Славянская хроника. – М., 1963.

6. Григорий Турский. История франков. – М., 1987.

7. Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. – Б.В.Л., 1967.

8. Документы о взаимоотношениях папской курии с Великим киевским князем Изяславом Всеволодовичем и польским князем Болеславом II Смелым // Вестник Московского университета. История. 1975, № 5.

9. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. М., 1973 (Фома Аквинский. Должно ли включать напевы в богослужение?).

11. Историки эпохи Каролингов.– М., 1999.

12. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. – М., 1963.

13. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. Ч. II. – Изд. Саратовского университета. 1988.

14. Каноны или книга правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных и святых отцов. – М., 2000.

15. Легенда о докторе Фаусте. – М., 1978.

16. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

17. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.

18. Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма Т. Мюнцера. СВ. № 52. – М., 1989.

19. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. – М., 1970.

20. Памятники средневековой латинской литературы X–XI вв. – М., 1972.

21. Папские тексты отпущения грехов // Вопросы истории религии и атеизма. 1954. Вып. 4.

22. Подвижники: избранные жизнеописания и труды. – Самара. 1998.

23. Послания магистра Иоанна Гуса. – М., 1903.

24. Рихер Реймсский. История. – М., 1998.

25. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – МГУ, 1985.

26. Сугер из Сен-Дени. Книжечка об освящении церкви Св. Дионисия. // Идеи эстетического воспитания. Т. I. – М., 1973.

27. Ульрих Страсбургский. Сумма о благе. История Эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. – М, 1962, стр. 291–301.

28. Ульрих фон Гуттен. Диалоги. Публицистика. Письма. – М., АН СССР, 1959.

29. Фома Кемпийский. О подражании Христу // Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

30. «Цветочки» Св. Франциска Ассизского. – М., 1990; М., 2000.

31. Шпренгер Я., Инсисторис Г. «Молот ведьм». – М., 1990.

32. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. – М., 1969.

33. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987.

Литература

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. – М., 1976.

2. Бедуелл Г. История церкви / Пер. с франц. К.Н. Корсакова. – М., 1996.

3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. Тт. 1–2. – СПб., 1900.

4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – Одесса, 1919.

5. Бицилли П.М. Очерки итальянской жизни XIII в. – Одесса, 1916.

6. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

7. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1966.

8. Безескул В.П. Папство и Арнольд Брешианский. – Харьков, 1884.

9. Безескул В.П. К истории папства в XI столетии. – СПб, 1911.

10. Веселовский А.Н. Где сложилась легенда о Святом Граале? – СПб., 1900.

11. Вильфиус А.Г. Вальденское движение и развитие религиозного индивидуализма. – М., 1916.

12. Вильфиус А.Г Характер и состав ранних вальденских общин. – М., 1914.

13. Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. – М., 1984.

14. Вязигин А.С. Очерки из истории папства в XI столетии. – СПб., 1911.

15. Вязигин А.С. Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность. – СПб., 1891.

16. Гейсер. История Реформации. – М., 1892.

17. Генкинг М. Дьявол. – М., 1930.

18. Гергей Е. История папства (XII–XX вв.). – М., 1996.

19. Герье В.И. Западное монашество и папство. – М., 1913.

20. Герье В.И. Расцвет западной теократии. – М., 1916.

21. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. – М., 1972.

22. Гревс И.М. Новый труд по религиозной истории средневековой Италии в русской научной литературе. – СПб., 1913.

23. Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. Тт. 1–5. – СПб., 1903–1907.

24. Григулевич Р.И. Инквизиция. – М., 1985.

25. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

26. Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. – М., 1967.

27. Дашкевич Н.П. Сказание о святом Граале // Из истории средневекового романтизма. – К., 1877.

28. Демонология эпохи Возрождения. – М., 1995.

29. Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в Средние века. – Пг. 1924.

30. Добиаш-Ррождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

31. Добиаш-Рождественская О.А. Культ Св. Михаила в латинском средневековье. V–XIII вв. – Пг., 1917.

32. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. – М., 1991.

33. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. – М., 1977.

34. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

35. Заборов М.А. Крестовые походы. – М., 1956.

36. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. – М., 1960.

37. Кантарович. Средневековые процессы против ведьм. 1899.

38. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII вв., преимущественно в Италии. – Пг., 1915.

39. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII–XIII вв. – СПб., 1912.

40. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. – М., 1994.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. – М., 1992.

42. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

43. Клячин В.П. Политические собрания и политическая организация кальвинистов во Франции XVI в. – Киев, 1888.

44. Керов В.Л. Идеи Апокалипсиса в Средние века. – М., 1992.

45. Ковальский Ян Веруш. Папы и папство. – М., 1991.

46. Колдуньи и ведьмы. – М., 1996.

47. Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. – СПб., 1901.

48. Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII–XIV вв. – М., 1901.

49. Кузнецов Е.В. Движение лоллардов в Англии (к. XIV–XV вв.). – Горький, 1968.

50. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – М., 1981.

51. Куртц И.Г. Очерк церковной истории. – СПб., 1868.

52. Ланфрэ П. Политическая история папства. – СПб., 1870.

53. Лебедев А.П. Из истории нравственного состояния духовенства от II до VIII в. 1903.

54. Лекки Г. История возникновения и влияния рационализма в Европе. Т.1. 1871.

55. Леман. Иллюстрированная история суеверий и волшебств. 1901.

56. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Тт. 1–2. – СПб., 1911–1912.

57. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1986.

58. Лортц Йозеф. История церкви. Т. 1. Древность и Средние века. – М., 1999; Т. 2. – М., 2000.

59. Лучицкий И.В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи. – СПб., 1870.

60. Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. – Киев, 1871.

61. Лучицкий И.В. Католическая лига и кальвинисты во Франции. 1877.

62. Малицкий. Борьба галльской церкви против пап за независимость.

63. Маркин С. Знакомство с Эразмом. – М., 1971.

64. Мельвиль Марион. История ордена тамплиеров. – СПб., 2000.

65. Мень А. История христианства. Т. 2. – М., 1992.

66. Мирошкин Н. Древняя британская церковь. ЖМН Пр. № 163, 1872.

67. Мишле Ж. Ведьма. – М., 1997.

68. Осиновский И.Н. Томас Мор. – М., 1985.

69. Осиновский И.Н. Томас Мор – утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. – М., 1978.

70. Осокин Н.А. История альбигойцев до смерти папы Иннокентия III. – Казань, 1872.

71. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. – Казань, 1869–1872.

72. Осокин Н.А. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. – Козлов, 1872.

73. Парнов Е. Трон Люцифера. – М., 1991.

74. Перну Р., Клэн М-В. Жанна д`Арк. 1992.

75. Перцев В.Н. Католическая церковь и новая культура XIII–XV вв. – Минск, 1938.

76. Плешкова С.Л. Французская монархия и церковь (XV – сер. XVI вв.). – М., 1992.

77. Поснов М.Э. История христианской церкви. – Брюссель, 1964.

78. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550–1603). – Казань, 1894.

79. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X–XV вв. – М.-Л., 1959.

80. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., 1988.

81. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. – М., 1998.

82. Савин А.Н. Английская секуляризация. – М., 1906.

83. Савин А.Н. Религиоозная история Европы эпохи Реформации. – М., 1914.

84. Самаркин В.В. Восстание Дольчино. – М., 1971.

85. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.

86. Сказкин С.Д. Исторические условия восстания Дольчино. – М., 1955.

87. Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. – М., 1973.

88. Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века. – М., 1981.

89. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера. – М., 1955.

90. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. – М, 1906.

91. Сумцов Н. Очерк истории колдовства. 1878.

92. Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 2000.

93. Тардже Дж. Мир паломничества. – М., 1998.

94. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1957.

95. Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV–XVI вв. – СПб, 1909.

96. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. – М., 1989.

97. Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. – Алетейя, 2001.

98. Фергюсон Д. Христианский символизм. – М., 1998.

99. Флори Жан. Идеология меча. – СПб., 1999.

100. Хейзинга Йохан. Осень Средневековья. – М., 1995.

101. Херманн Х. Савонаролла: еретик из Сан-Марко.– М., 1982.

102. Хьюз Р. Небеса и ад. – М., 1998.

103. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. – М., 1972.

104. Штекли А. Томас Мюнцер. – М., 1961.

105. Эразм Роттердамский и его время. – М., 1989.

Примерная тематика рефератов к курсу:

1. Бенедикт и его устав.

2. Немецкий проповедник Бертольд Регенсбургский.

3. Поэма Вернера Садовника «Майер Гельмбрехт» – как отражение корпоративного сознания средневекового человека.

4. Традиции и верования древних германцев.

5. Тамплиеры. Суть конфликта с королевской властью.

6. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.

7. Св. Колумбан и его устав.

8. Основные пути христианизации германских народов в IV–IX вв.

9. Монашество в Западной Европе X–XI вв.

10. Церковь и образование в раннее средневековье.

11. Иоанн Кассиан и монашеское воспитание на Востоке и Западе.

12. Рыцарское воспитание.

13. Городские школы, схоластика и университет в средние века.

14. Выступление М. Лютера против римской курии. «95 тезисов против индульгенций».

15. Учение и деятельность Жана Кальвина.

16. Орден иезуитов и его устав.

17. Елизавета Тюдор и англиканская реформация.

18. Государство и церковь глазами пуритан.

19. Эразм Роттердамский о схоластике, монашестве и церкви («Похвала глупости»).

20. Критика духовенства и папства Ульрихом фон Гуттеном.

21. Ульрих фон Гуттен о плане борьбы с засильем церкви.

22. Критика общественного строя Англии в «Утопии» Томаса Мора.

23. Общество будущего по «Городу Солнца» Томазо Кампанеллы.

24. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в средние века: монастырь, королевский двор, университет.

25. Этический идеал Гассенди и его отношение к религии.

26. Варфоломеевская ночь в мемуарах XVI в.

27. Мария Стюарт в политической борьбе эпохи Реформации.

28. Демонология и деятельность инквизиции в XV–XVI вв.

Контрольные вопросы по курсу:

1. Боги и верования германской языческой эпохи.

2. Основные пути проникновения христианства к германским народам.

3. Принятие христианства англосаксами и северными германцами – скандинавами.

4. Христианское миссионерство в VII–VIII вв.

5. Христианизация как одно из орудий внешней экспансии при Каролингах.

6. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов.

7. Язычество и «народное христианство».

8. Государство и церковь раннего средневековья.

9. Возникновение аскетического движения.

10. Учение Оригена об истинном христианине.

11. Павел Фивский – «основатель и царь монашеской жизни».

12. Основные формы отшельничества.

13. Антоний Египетский.

14. Пахомий, его жизнь и деятельность.

15. Монастыри Василия Великого.

16. Распространение аскетического движения в Западной Европе.

17. Деятельность св. Мартина.

18. Первые попытки кодификации монастырских уставов (Устав Кассиена).

19. Процесс изменения первоначального монашества, его суть, институт новициата.

20. Попытки реформы монашества (мероприятия Карла Великого, монастырский капитулярий 817 года).

21. Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах Западной Европы.

22. Церковь в системе феодальных отношений.

23. Место духовенства в сословной структуре общества.

24. Усиление могущества церкви в XI–XIII вв.

25. Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы.

26. Роль церкви в эпоху средневековья.

27. Процесс политической централизации и укрепление королевской власти в странах Западной Европы.

28. Городские школы: содержание образования и организация учебного процесса.

29. Содержание и формы обучения в средневековых высших школах.

30. Францисканцы и доминиканцы.

31. Универсальный характер средневековой проповеди.

32. Основополагающие акты Святой Инквизиции.

33. Инквизиционное судопроизводство.

34. Восприятие средневековым человеком жизни земной и загробной.

35. Клюнийское движение.

36. Что способствовало устойчивости народной магии.

37. Система сакраментов и сакраменталий.

38. Сакрально-магические ритуалы христианской церкви, их назначение и связь с язычеством.

39. Основные черты лютеровской церковно-реформационной программы. Возникновение лютеранской церкви.

40. Т. Мюнцер и его реформационная деятельность.

41. Складывание кальвинистской церкви.

42. Деятельность инквизиции в XVI веке.

43. Тридентский собор и его значение в укреплении католической церкви.

44. Религиозная и церковная политики испанского абсолютизма в конце XV– нач. XVII вв.

45. Складывание доктрины англиканства.

46. Реформация во Франции и причины религиозных войн.

47. «Молот ведьм».

48. Некоторые особенности социальной психологии населения Западной Европы в XVI в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *