Сколько пророчеств в Библии?

ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ – в книгах Библии люди, получившие от Бога особые откровения.

В еврейском Священном Писании пророки чаще всего обозначаются словом «םיאיבנ» (невиим) . В разделе, озаглавленном «Ранние пророки» (кни­ги Ии­су­са На­ви­на, Судей, 1-4 Книги Царств), представлены, в частности, легенды о пророках, живших в XII-IX веках до н.э., — Самуиле, Нафане, Илие, Елисее и других. Книги, приписываемые пророкам VIII-VI веков до н.э. Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 малым пророкам, собраны в разделе, имеющем название «Поздние пророки». Эти тексты, кодифицированные, по-видимому, в эллинистическую эпоху, содержат множество дополнений, сделанных позднейшими авторами и редакторами, так что установить подлинные слова пророков чаще всего невозможно. Большинство пророков, упоминаемых в еврейском Священном Писании, являлись пророками Бога Яхве, но упоминаются также пророки Ваала и Ашеры. Библейские пророки получали откровения, приходя в состояние экстаза (например, 4 Цар. 3:15; Иез. 1:3). Пророчества обычно имели политический, этический (например, социальная критика) и религиозный (обличение нелегитимных культовых практик) характер.

В хри­сти­ан­ст­ве пророки еврейского Священного Писания почитаются как ветхозаветные пророки, предсказывавшие пришествие Ии­су­са Хри­ста. Пророком в Новом Завете назван Иоанн Креститель. В раннехристианской литературе упоминаются также христианские пророки (например, 1 Кор. 14; Дидахэ. 11).

Различные библейские персонажи относятся к числу пророков в исламе.

Иконография.

Первые изображения библейских пророков появляются в катакомбах, в первую очередь история Ионы как упомянутого Самим Христом прообраза Воскресения (катакомбы Петра и Марцеллина в Риме, вторая половина III века). В монументальном искусстве изображения 4 великих и 12 малых библейских пророков (представлены молодыми, безбородыми, со свитками в руках) впервые появляются в мозаиках оконных проёмов баптистерия Православных в Равенне (449-452 годы). В мозаичный цикл пресбитерия церкви Сан-Витале в Равенне (547 год) также входят образы Исайи и Иеремии со свитками, но уже с бородами.

В восточно-христианском искусстве изображения 16 ветхозаветных пророков в медальонах известны с VI века (Синайский монастырь Святой Екатерины, около 565 года). Рукопись «Sacra Parallela» Иоанна Дамаскина (IX век, Национальная библиотека, Париж) иллюстрирована погрудными портретами библейские пророки в медальонах, соответствующими трем иконографическим типам: юный безбородый (Даниил), «средовек» (Осия) и седовласый с бородой (Исайя, Иеремия, Аввакум и другие). В сложившейся в средневизантийскую эпоху системе декорации крестово-купольного храма фигуры библейские пророки располагали в барабане купола под образом Пантократора, где они несут развёрнутые свитки с отрывками из своих писаний (церкви Панагия-тон-Халкеон, 1028 год, и Святых Апостолов, 1310-1312 годов; обе — в городе Салоники), их число в 2 ярусах высокого барабана могло достигать 24 (монастырь Манасия, Сербия, середина 1410-х годов). Нередко фигуры библейские пророки изображались вместе с другими библейскими персонажами (например, Давидом, Соломоном, Моисеем, Аароном). Рукописи так называемой Книги пророков (середина X- вторая половина XIII веков) иллюстрированы портретами библейские пророки и краткими сценами их житий (Библиотека Ватикана, XIII века, и другие собрания). В искусстве палеологовского времени возникает иконография пишущих библейских пророков по типу евангелистов (росписи церкви Введения Богородицы, монастырь Каленич, Сербия, 1413 год).

В древнерусском искусстве с появлением и развитием так называемого высокого иконостаса (примерно с XV века) сложилась традиция так называемого пророческого чина (ряда), как правило, занимающего четвёрный ряд иконостаса (иконы, представляющие библейские пророки со свитками в руках с цитатами их пророчеств); до XVI века поясные изображения, позднее в полный рост. Одним из самых ранних примеров принято считать пророческий ряд иконостаса Успенского собора во Владимире (1408 или 1410-1411 годы; сохранились 2 иконы). Среди сохранившихся пророческих рядов наиболее ранние — в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1420-е годы; 12 поясных изображений библейские пророки, объединены по 2 на каждой доске), Успенского собора Тихвинского Богородичного Успенского монастыря (16 икон в ГТГ) и из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыря (около 1502 года, музей Кирилло-Белозерского монастыря).

Фигуры библейских пророков с нимбами и свитками сопровождают новозаветный цикл фресок церкви Святого Георгия на острове Райхенау (около 900 года). В позднероманских и готических рукописях в инициалах к книгам библейские пророки предстоят Богу, они показаны с нимбами и в остроконечных еврейских шапках (Винчестерская Библия, 1160-1175 годы), встречаются также сцены «Видение Иезекииля» и «Валтасаров пир» (обе — там же). Начиная с середины IX века изображения библейских пророков присутствуют в композициях, передающих идею связи Ветхого и Нового Завета. В рукописях «Каролингского возрождения», а затем «Оттоновского возрождения» библейские пророки соседствуют с евангелистами. С XII века библейские пророки фигурируют в композиции «Древо Иессеево» (витраж капеллы хора церкви Сен-Дени в Париже, 1144 год; инициал к Евангелию от Матфея Библии Капуцинов, Национальная библиотека, Париж; роспись потолка церкви Святого Михаила в Хильдесхайме, около 1200 года), где библейские пророки фланкируют генеалогическое древо предков Христа, а также в композиции «Апостолы на плечах пророков» (портал Баптистерия в Парме, скульптор Б. Антелами, до 1196 года; витражи южного трансепта собора в Шартре, около 1230 года; северный «Княжеский» портал собора в Бамберге, вторая четверть XIII века). Шестеро библейских пророков (Исайя, Иеремия, Давид, Моисей, Даниил, Захария), предсказавшие страдания Мессии, представлены со свитками и окружают постамент Распятия в так называемом Колодце пророков К. Слютера (аббатство Шанмоль в Дижоне, 1395-1403 годы). В период Возрождения библейские пророки изображались вместе с сивиллами (росписи П. Перуджино в Колледжо-дель-Камбио в Перудже, около 1500 года; Микеланджело в Сикстинской капелле, 1508-1512 годы).

Рождество — это то событие в истории человечества, которое доказало всему миру, как это важно — верить. С древних времен, из поколения в поколение, люди ждали рождения Спасителя. И однажды настал день, когда сбылись все пророчества!

Что были это за пророчества? Во что верили и на что надеялись люди до рождения Мессии? Читайте в нашем материале о пророчествах.

Со времен изгнания из рая первых людей, Адама и Евы, все человечество ожидало прихода в мир Того, Кто искупил бы не только грех прародителей, но и личные грехи каждого человека, сделал бы всех людей свободными от рабства страстям и смерти. Вера и надежда людей основывались на тех обетах, которые давал им Господь Бог.

Так как единственным народом древнего мира, который сохранил истинную веру в Бога, являлись евреи, то, по обещанию Божию, именно от них и должен был произойти Мессия (на иврите – Мошиах, на др. греч. – Христос – букв. «Помазанник»).

На протяжении всего ветхозаветного периода (то есть до рождения Христа) в народе избранном находились праведники и пророки, через которых Бог напоминал евреям о необходимости сохранять чистоту веры и быть готовыми принять Искупителя.

Первое прикровенное указание на будущее рождение Спасителя при изгнании прародителей из рая дал Сам Господь Бог.

В словах, обращенных к змею, искусившему людей на грех, Он сказал:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15).

В данном пророчестве под образом змея христианская Церковь понимает падшего ангела Божия Денницу – сатану, дьявола. Под женою понимается Дева, от Которой должен был родиться Спаситель.

Следующим пророчеством о приходе в мир Мессии считается обетование, данное Господом Богом Аврааму.

Авраам служит трем Ангелам. Рембрант

После того, как Господь испытал веру праведника, Он сказал ему:

«Благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22, 18).

В этих словах Бога Церковь видит указание на то, что именно из рода Авраама должен был родиться Мессия.

В конце книги Бытия есть еще одно прикровенное указание на рождение Христа. Перед своей кончиной праведный Иаков в одном из пророчеств, данных своим сыновьям, говорит так:

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49, 10).

Под Примирителем как раз и понимается будущий Спаситель. Смысл же всего пророчества заключается в следующем: народ избранный будет обладать свободой и государственностью до тех пор, пока в мир не придет Иисус Христос, в дальнейшем же, за Его неприятие, все будет утрачено. Под покорностью народов понимается обращение ко Христу язычников.

О рождестве Мессии пророчествовал и святой Михей, живший примерно за семь столетий до Христа.

В своих словах о будущем Мессии, пророк говорит о месте Его рождения:

«И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5, 2).

Здесь прямо назван город, где должен был родиться Мессия, – это Вифлеем.

Целый ряд обетований о рождении Христа сделал святой пророк Исайя, который жил примерно в то же время, что и Михей.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия… И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники…» (Ис 11, 1- 10).

– в этом пророчестве раскрывается тема происхождения Спасителя – Он должен был родиться от Девы, Которая происходила бы из рода Иессеева и Давидова (Иессей – отец святого царя и пророка Давида). Во второй части пророчества говорится о приходе ко Христу язычников.

Пророк Исайя. Антонио Балестра

Еще одно из пророчеств Исайи о Христе указывало на Его будущие чудеса, силу, духовную власть, исцеления:

«Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь…» (Ис 35, 4–6).

Самое же известное и яркое предсказание о рождении Спасителя, сделанное пророком Исайей, звучит так:

«Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7, 14).

В этих словах сказано не только о приходе Мессии, но и открыта тайна Боговоплощения – Спаситель должен был родиться именно от Девы, таинственно «принявшей во чреве», имя же Его – Еммануил, что в переводе с греческого значит «С нами Бог».

Помимо большого количества пророчеств о месте и самом факте рождения Спасителя в Ветхом Завете имеется немало и других – о Его земном пути, чудесах, страданиях, смерти на кресте и Воскресении.

Все эти предсказания хорошо знал каждый иудей, и каждый происходивший из рода Давидова надеялся, что именно в его семье будет рожден Мессия. Тем печальнее то, что в своей основной массе иудеи не увидели ожидаемого Спасителя в Господе Иисусе Христе. Они просмотрели его – не поверили, или же, как Иуда Искариот, обманулись в своих ожиданиях, думая, что пришел именно земной царь и правитель, который сделает Израиль центром мира. В итоге от не принявшего Христа Израиля, по слову праведного Иакова, «отошел скипетр», и благая весть стала распространяться среди «языков», то есть других, еще языческих, народов.

На заставке: фрагмент картины Молитва Симеона (1700 г.), Арт де Гельдер (1645-1727)

Самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолют- но неверующим людям, — это проро- чество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объ- единит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и ве- ликую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.» Откровение Иоанна Богослова, гла- ва 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18

КАК ЭТО ПОНИМАТЬ?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророче- ство Иоанна Богослова, а где наши до- мыслы. Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергаю- щий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если сле- довать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский. Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, прине- сти им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять. Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно. Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Хри- ста. Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский ста- рец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опас- ности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в под- готовке к будущему страху». В 2000 году Священный Синод Рус- ской Православной Церкви принял специальное заявление по поводу штрих-кодов, которые государство как раз в то время стало активно внедрять в торговле, статистике, учете движения товаров и т. д. В этом заявлении скво- зит серьезная тревога: ведь каждый штрих-код, изображающий числа в виде линий разной толщины, «заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры «6»». «Таким об- разом, в штрих-кодах, по воле соз- дателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех право- славных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам цер- ковным». Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закре- пляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и зем- ли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединя- юсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмиро- вал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

ЧЕМ ВАЖНО ЭТО ПРОРОЧЕСТВО?

Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

ГДЕ ЕЩЕ ЗВУЧИТ ЭТО ПРОРОЧЕСТВО?

Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны. Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чте- нием Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апо- стола Павла к фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превознося- щийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удер- живающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2:3–4, 7–12).

Михаил Скобелев, доцент ПСТГУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *