1 коринфянам 15 глава

Если Христос не воскрес

Лита Коснер (Lita Cosner)

С реди людей всегда были те, которые отвергали воскресение. Первыми из них были иудейские лидеры, которые не приняли Иисуса как Мессию. Они подкупили стражей, чтобы те сказали, что тело было выкрадено учениками. В Коринфе некоторые из церквей, находясь под влиянием Платоновских идей о загробной жизни, отрицали воскресение, отдавая предпочтение эфирному, бестелесному существованию.

Сегодня скептики поднимают вопрос о точности исторических свидетельств Евангелий. Некоторые отталкиваются от базового убеждения, что мертвые тела, однажды умерев, не могут оживать. Другие пытаются найти естественное объяснение воскресению, наподобие «теории обморока» у Иисуса или галлюцинаций у учеников, говоря, фактически, о видимости воскресения.

О днако, апостол Павел недвусмысленно утверждает, что принятие воскресения является глубинным основанием нашей веры. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Коринфянам 15:17, 19). Следовательно, очень важно, чтобы каждый христианин был готов объяснить и защитить доктрину о воскресении из мертвых.

Заслуживающие доверия свидетельства очевидцев

Самые первые христиане получили Евангелие в устной форме от очевидцев воскресения. Сегодня у нас имеется доступ только к этим свидетельствам посредством Писания. Можем ли мы быть уверены, что эти свидетельства заслуживают доверия? Определенно, можем.

Во-первых, мы знаем, что Евангелия действительно были написаны теми, кому адресуется их авторство. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, присутствовавшими при воскресении. Марк записывал свидетельство Петра, а Лука был историком, контактировавшим с апостолами. Все эти люди были более чем способны записать надежное свидетельство с точностью очевидцев.

Во-вторых, мы знаем когда они были написаны. Марк, по-видимому, писал первым в 50-х гг., или даже раньше в 40-х гг. Далее следовали Матфей и Лука в 50 — 60 гг. Иоанн по традиции писал Евангелие ближе к концу жизни, в 90-х гг. Детальнее см. Даты Евангелия и их надежность.

Наконец, мы знаем, что свидетельства были надежно переданы до наших дней. Новый Завет представляет собой наиболее достоверную коллекцию документов древнего мира. И мы можем с определенностью сказать, что они не менялись при переписывании с течением времени. Детальнее см. Как Библия дошла до наших дней?

Важность воскресения

Воскресение Иисуса является важным прежде всего потому, что оно свидетельствует о подлинности всего того, что Он сказал о Себе. Иисус утверждал, что Он Бог, что способен спасти людей от грехов, и учил нас как примириться с Богом. Некоторая часть из всего, что Он говорил о Себе, касалась того, как Он будет убит в Иерусалиме и на третий день воскреснет. Если бы Иисус оставался мертвым, это означало бы, что Он лгал.

Воскресение Иисуса указывает нам также на то, чего мы должны ожидать, поскольку Иисус пережил такое же воскресение, какое переживем и мы. Это связано с тем, что Иисус имел человеческую природу, и Он умер как человек, и воскрес как человек. И сегодня Он сохраняет свою человеческую природу как воскресший Господь. Исходя из этого мы можем сказать, что наше воскресение будет физическим, поскольку воскресение Иисуса было физическим, как пример для нас.

Адам и воскресение

Причина, по которой каждый, кто верит Христу, переживет воскресение подобно Ему, связана с тем, как происходит спасение. Чтобы пояснить это, Павел возвращается к Адаму. Он говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» (1 Коринфянам 15:20-22).

П авел рассматривает Адама как представляющего в своем лице все человечество. Мы потому умираем, что через Адама пришел грех, повлекший не только смерть Адама, но и всего последующего человеческого рода. По аналогии это можно сравнить с ситуацией, когда правительство объявляет войну — после этого все граждане находятся на войне, не зависимо от того, согласен ли каждый отдельный индивидуум с решением правительства или нет.

Пройдя смерть и воскресение, Христос стал последним Адамом. Те, кто верят в Христа, переходят из подчинения Адаму к верховенству власти Христа. И точно также как мы унаследовали грех и смерть от Адама, мы унаследуем воскресение посредством наших взаимоотношений со Христом.

Важно, что все верующие во Христа воскреснут, поскольку именно так будет явлена Его окончательная победа над смертью. Павел говорит: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть…» (1 Коринфянам 15:25,26).

Он воскрес!

Уникальность христианства заключается в том, что центр нашей веры вращается вокруг события, которое реально имело место в истории. Это означает, что это событие доступно историческому исследованию методами, которые неприменимы к содержанию других религий. И когда мы знакомимся с историческими доказательствами, мы обнаруживаем, что их более чем достаточно, чтобы верить вдохновенным свидетельствам Священного Писания.

Новой Женевской Библии

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, – о чистоте и целостности благовестия, в центре которого – учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9,27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3-4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5-8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин. 7,5; Деян. 12,17; 15,13; Гал. 1,19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2,1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал. 1,13.23; Флп. 3,6; 1 Тим. 1,13-16). Насколько нам известно, Павел – единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян. 9,3-5,15; Гал. 1,15.16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф. 2,20).

Павел на пути в Дамаск.

15:10 благодатию Божиею… благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим. 5,20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2 Кор. 12,9.10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она – сила и побуждение для добрых дел (Еф. 2,8-10), поэтому Павел и говорит, что он «более всех потрудился».

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20-23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна… и вера ваша. Ср. ст. 17. По учению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: «начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев. 23,10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим. 8,23; ср. «залог» в 2 Кор. 1,22; 5,5; Еф. 1,14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян. 26,23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим. 6,4; Еф. 2,6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21-22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин – о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним – Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45-49; Рим. 5,17-19).

15:24-28 Коринфяне должны понять, что воскресение – не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, «доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ср. Пс. 109,1); а поскольку смерть – «последний враг», дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27,28 цитата из Пс. 8,7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 («когда Он передаст Царство Богу и Отцу»). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения – полная Его победа над врагами: «да будет Бог все во всем», когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих – лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. «львиные челюсти» в 2 Тим. 4,17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342-292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8,1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое – добро, а второе – зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36-49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог – Творец мира, в некоторых отношениях природа – зеркало Божественного плана спасения (Ис. 55,10.11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин. 12,24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона «Пир».

15:38 дает… каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40,41).

15:42-43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи – к нетленной славе и силе.

15:48 перстный… небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42-44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10,11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2,7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1 Фес. 4,13-18).

15:54-57 Эти стихи – одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24-28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим. 5,12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим. 7,7-12).

В. Учение о воскресении (глава 15)

Некоторые полагают, что Павел поместил эту главу, в которой трактует вопрос воскресения, в конце послания, по той причине, что считал: твердая вера в воскресение поможет решению многих проблем коринфской церкви. Вполне очевидно, что если для людей с таким складом ума, как у древних греков, проповедь о Христе распятом была «безумием» (1:23), то, несомненно, как таковое же воспринимали они и прямо из нее вытекающую доктрину воскресения (сравните Деян. 17:31-32).

Отрицание, хоть и не впрямую, факта воскресения некоторыми коринфянами, сказывалось, по-видимому, в их убеждении, что в настоящий век именно благословения «материи», исходящие от Бога, достигают своего апогея (1-Кор. 4:8; сравните 6:2), а потому они и не бес покоились о последствиях своей безнравственности в сфере отношений между полами (5:1; сравните 6:9, 13-14).

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТЕЛЕСНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ (15:1-34)

а. Доказательства на основании фактов, зафиксированных в истории (15:1-11)

1-Кор. 15:1-2. Евангелие, которое благовествовал Павел в Коринфе (2:1-2), не изменилось, но апостол опасался, что, коль скоро в церкви принижалось значение вести о распятом Христе и ее роли в жизни верующих, то же самое могло происходить и в отношении вести о воскресении Христа. Между тем, и первая и вторая вести играли существенную роль в процессе спасения коринфян (ставя первый глагол 2-го стиха в настоящем времени — спасаетесь, Павел подразумевает освящение, которое длится, пока христианин живет на земле).

Отвергать воскресение тела — значит выхолащивать «Евангелие» и делать веру тщетной (по-гречески буквально — «беспричинной»; стих 14, 17) — ведь объект ее не заслуживает в таком случае внимания (сравните 15:13,17). Нельзя верить в Благую Весть, не сохраняя твердой веры в воскресение Христа. Не имеющий такой веры верует тщетно (сравните Матф. 13:18-22).

1-Кор. 15:3-5. Павел включает и себя самого в число верующих, которые приняли истину о смерти Христа за грехи всех людей и о Его воскресении. Эти стихи, будучи сердцевиной евангельской вести, для первых христиан были выражением символа их веры, и апостол говорит об этом как об имеющем первостепенную важность (по-русски это передано фразой: Ибо я первоначально преподал вам). Этот символ веры зиждился на двух утверждениях: Христос умер за грехи наши и воскрес.

Достоверность их подтверждается как Писанием (Пс. 15:10; Ис. 53:8-10), так и зафиксированными в истории и подтвержденными временем свидетельствами людей, которые жили в ту пору и видели Христа как «во гробе», так затем и вне его. Тот факт, что Он был погребен, несомненно говорит о Его смерти, а то, что после этого Он являлся людям, свидетельствует о Его воскресении. К апостолу Петру (Кифе), первым увидевшему воскресшего Христа, присоединились затем и остальные ближайшие ученики Господа, удостоившиеся той же чести.

1-Кор. 15:6. Позже гораздо большей группе верующих явился воскресший Христос. Более нежели пятистам братий — это, возможно, те самые люди, получившие напутствие Господа, которое записано в Матф. 28:18-20 (сравните Деян. 1:3-8). И поскольку большая часть их была еще в живых, когда Павел писал это послание, они могли лично засвидетельствовать о воскресении Иисуса Христа.

1-Кор. 15:7-8. На протяжении истории явления Воскресшего неоднократно отвергались на том основании, что последователи Его якобы видели Христа «глазами веры». Однако Павел мог сослаться и на свидетельства двух людей, которые не были верующими, когда увидели воскресшего Спасителя. Первым был брат Иисуса по матери — Иаков, а вторым — он сам. Иаков, подобно Павлу, потому, вероятно, и уверовал (сравните Иоан. 7:5 с Деян. 1:14), что ему явился воскресший Христос (Деян. 9:3-6; 22:6-11).

Стих 8 в 15 главе передан по-русски совершенно не так, как по-англ. и на др. европейских языках. В англ. стоит: «мне, как не прошедшему нормальный процесс рождения»; возможно, русское «изверг» надо понимать как «не в должное время извергнутый из чрева», т. е. Павел как бы считал себя «недоноском» в духовном отношении, может быть и потому, что не сопутствовал Христу во время Его земного служения (сравните Деян. 1:21-22).

Мысль эту можно понять несколько иначе: другие апостолы пали к ногам Господа с дерева иудейства, словно созревшие плоды; Павел же как бы насильственно был вырван Христом из недр иудейства, не будучи внутренне подготовлен к тому, чтобы стать Его апостолом. Представляется, что апостолов было больше, чем упомянутые прежде «двенадцать» (сравните толкование на Еф. 4:11), но всех их объединяло то, что они лично видели воскресшего Христа (1-Кор. 1:9), и это обстоятельство заставляло Павла считать себя последним из них.

1-Кор. 15:10. Однако он осознает и то, что его прошлое — это лишь фон, на коем разворачивалось действие благодати Божией (1:3), которая в нем, Павле, вызвала такой горячий отклик. В ревностном своем служении Богу он и в самом деле не имел себе равных (сравните 9:19-29). История Церкви подтверждает, что благодать Его не была тщетна в апостоле Павле, который действительно более потрудился, чем другие апостолы, поскольку он больше путешествовал, чем они, больше перенес гонений, больше написал посланий и больше основал церквей. Впрочем, апостол осознавал и с этим осознанием служил, что не своею силою достигал всех этих результатов (3:6), но силой Божией (2:4-5).

1-Кор. 15:11. В конце концов не столь важна личность проповедующего, сколь содержание проповеди (1:18 — 4:5), а все апостолы проповедывали одно и то же, а именно, что Христос распятый стал Христом воскресшим; это же проповедывал и Павел, и в это уверовали коринфяне.

б. Логические доказательства (15:12-19)

1-Кор. 15:12. Павел затем обращается к утверждению некоторых коринфян, будто никто из мертвых не воскресал в теле. Он показывает, что в рамках христианской веры это утверждение — логически несостоятельно.

1-Кор. 15:13. Отрицать в принципе воскресение тела означало фактически отрицать воскресение Христа. Возможно, некоторые из коринфян уже дошли до этого, и апостол хотел предупредить как их, так и других о серьезных последствиях такого неверия.

1-Кор. 15:14. Во-первых, крайне опасным было то, что отрицание факта воскресения поражало в сердце самую евангельскую проповедь, лишало ее жизни. А коли так, то и вера коринфян оказалась бы тщетной («пустая», сравните стихи 2,10,17), поскольку объектом ее был бы какой-то умерший человек.

1-Кор. 15:15-16. Во-вторых, что касается апостолов, то они в таком случае оказались бы просто-напросто обманщиками, поскольку единодушно утверждали, что Христос воскрес из мертвых (стих 11).

1-Кор. 15:17. В-третьих, спасение коринфян было бы только мечтою, не имеющей никакого отношения к реальному положению вещей. А их вера была бы тщетною. Ведь, совершив воскресение Иисуса Христа, Бог засвидетельствовал о принятии Им выкупа, уплаченного Христом на кресте (Рим. 4:25). Именно воскресение дает уверенность в искуплении, а если воскресения не было, то и коринфяне оставались во грехах, и по этой причине — отчужденными от Бога.

1-Кор. 15:18. В-четвертых, если Христос не воскресал, то и умершие верующие, в том числе и близкие коринфян, вошли в сферы не блаженства, но — погибели. Языческая концепция об освобождении духа после смерти не соответствует истине. Если не было воскресения, то не обезврежено и жало смерти, причиняющее страдание без конца (сравните стихи 54-56).

в. Богословские доказательства (15:20-28)

1-Кор. 15:20 Итак, Павел рассмотрел логические выводы, следующие из непризнания того факта, что Христос воскрес в теле (стихи 12-19). Затем он переходит к богословскому догмату о взаимной переплетенности и связанности судеб христиан и судьбы Иисуса Христа, выводя из этого уже не отрицательные, как выше, а положительные следствия.

В результате раздумий рождается утверждение: действительно Христос воскрес из мертвых. Из умерших Он является первенцем (в греческом оригинале здесь слово, соответствующее ветхозаветному «начатку плодов»; Исх. 23:16), которое употреблено в отношении Христа в том смысле, что Он является предваряющим образцом — примером воскресения и гарантией того, что оно станет уделом многих (Рим. 8:23).

1-Кор. 15:23. Завершающие события (человеческой истории) будут развертываться в определенной последовательности. Подробно описывать все будущие воскресения Павел не ставил себе целью, поскольку он обращался к церкви, будучи в первую очередь заинтересован определить в этом послании ее место в схеме грядущих событий. Как он утверждал ранее (стих 20), Христос был и остается для коринфян образцом и гарантией.

Согласно своему обещанию (Иоан. 14:2-3), Господь вернется за Своею Церковью, и тогда мертвые во Христе воскреснут (1-Фес. 4:16). Когда именно это произойдет, не указывается, однако, почти 2000 лет с момента воскресения Иисуса уже прошло.

1-Кор. 15:24. Вслед за воскресением Церкви (верующих) наступит другой период времени, предшествующий концу, когда Христос предаст Свое Царство Богу и Отцу (сравните Матф. 13:41-43). Некоторые богословы не видят у Павла никакого намека на интервал между этими событиями и считают, что пришествие Христа за Церковью и «конец» произойдут фактически одновременно.

Как и в предыдущем стихе, события не ставятся здесь в определенные временные рамки, и они, в самом деле, могут произойти в одно и то же время (1-Кор. 15:5), но могут иметь и известную протяженность во времени (стих 23). Если на сегодня около 2 тысяч лет уже прошло после первой фазы событий, а вторая еще не наступила, то нечего удивляться тому, что между второй и третьей фазами пройдет, скажем, 1000 лет (миллениум).

1-Кор. 15:25-26. Смерть — как олицетворение последнего противника Христа (сравните стих 55; Евр. 2:14), будет истреблена. Не человеческие тела подлежат истреблению, как это утверждали некоторые в Коринфе, но сам погубитель их, то есть смерть.

1-Кор. 15:27-28. Краткое повторение этой мысли находим в стихе 57. Именно Силою Бога Отца воплощенный Христос победоносно осуществляет Свою власть как посредник между Ним и человечеством (сравните Фил. 3:21). Эта работа Сына обретет завершение в славе Бога Отца (сравните Иоан. 17:4-5). На то же направлена в конечном счете и вся деятельность Церкви (сравните 1-Кор. 10:31; Еф. 1:6,12,14). Когда же Бог станет все во всем (Рим. 11:36), закончится и процесс нового творения, частью которого станут воскресший Христос и Его Церковь (Откр. 22:1).

г. Практические доказательства (15:29-34)

В этой четвертой серии доказательств, направленных против тех, кто отрицал воскресение из мертвых, апостол Павел ссылается как на опыт самих коринфян (стих 29), так и на свой жизненный опыт (стихи 30-32).

1-Кор. 15:29. Существует около 200 различных толкований этого стиха! Большинство из них — попросту несерьезно и направлено на оправдание ортодоксальной доктрины водного крещения. Из контекста, однако, видно, что Павел в практике своей и учении вовсе не солидарен с теми, которых подразумевает в этом стихе. Он просто приводит это как пример — что учение тех, которые проповедуют «крещение для (за) мертвых» принимается коринфянами, отрицающими воскресение мертвых.

Где истоки упомянутой доктрины коринфских лжеучителей, никогда, наверное, не узнается; известно, однако, следующее: на другом берегу Сардонического залива, севернее города Коринфа, находилась Элевзия, центр древней языческой религии, очень популярной в свое время и воспетой еще Гомером в его гимне богине Деметре (посвящение в нее прошел, в частности, знаменитый древнеримский оратор Цицерон). Этот ритуал посвящения был сопряжен с обязательным обрядом «очищающего» омовения в море, без которого никто якобы не мог рассчитывать на блаженство после смерти (ссылки на это имеются у Пиндара и Софокла).

Однако и в рамках этой религии ничего не известно о «заместительном» участии в обряде очищающего омовения. В свете склонности коринфян к извращению смысла церковных обрядов и правил (11:2 — 14:40) можно предположить, что некоторые из них (возможно, под влиянием элевзийских таинств) стали распространять ложный взгляд на крещение, и Павел лишь воспользовался этим их взглядом как аргументом против них же, отрицавших воскресение.

Надо сказать, что вполне удовлетворительного объяснения данного стиха не существует, но объяснение, предлагаемое нами, опирается, главным образом, на то, как звучит он в греческом оригинале, чего, как правило, нельзя сказать о других объяснениях. Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что о «крестящихся для мертвых» апостол как бы говорит в третьем лице, т. е. не объединяя себя с ними.

1-Кор. 15:30-32. Не сообразующимся между собой взглядам и практике тех, о которых он говорил в 29 стихе, апостол противопоставляет собственный образ жизни, свидетельствующий о его твердой убежденности в воскресении мертвых. Возможно, кое-кто из коринфян обвинял Павла в двоедушии (2-Кор. 1:12-14; 2:17; 6:8), но никто не считал его человеком неразумным, хотя сам он счел бы себя таковым, если бы проходил свой подвижнический путь, не будучи уверен в воскресении.

Ведь сколько раз ему угрожала смертельная опасность (я каждый день умираю — сравните 2-Кор. 6:4-5; 11:23-28)! По крайней мере, один раз он уже не надеялся остаться в живых (2-Кор. 1:8-9), вероятно, тогда, когда, как упоминает здесь, боролся со зверями в Ефесе. Хотя, скорее всего, это и не было на арене цирка, но что-то подобное этому, потому что апостол уже не чаял избавления. Зачем бы он подвергал себя всему этому, если земная жизнь — это все, что мы имеем?

Эпикур (и не столь философски настроенные люди, жившие до него; Ис. 22:13), были бы в таком случае правы, призывая избегать страданий и, напротив, искать наслаждений. Однако Павел знал, что существует нечто большее, чем временная земная жизнь, и всеми поступками и действиями своими подтверждал это (сравните 1-Кор. 9:24-27; 2-Кор. 4:16-18).

1-Кор. 15:33-34. Заключительный совет Павла — в связи с теми, кто продолжал отрицать воскресение мертвых, подобен его предыдущему совету — относительно тех в церкви, которые вели безнравственный образ жизни (глава 5) — не сообщайтесь с ними. Ранее он сравнивал аморальное поведение в церкви с закваской, от которой вскисает все тесто (5:6).

2. ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ (15:35-58)

В предыдущем разделе (стихи 1-34) Павел фактически отвечал на вопрос, поставленный в стихе 12 : почему следует верить в воскресение мертвых? Свой ответ на него он аргументировал историческими, логическими и богословскими доказательствами, а также на основании жизненного опыта. Теперь он ставит, чтобы ответить на них, еще два вопроса: Как произойдет воскресение мертвых? И каким будет новое воскресшее тело?

а. Ответы на вопросы о воскресении умерших (15:35-49)

1-Кор. 15:35-37. Одной из помех на пути уверования в воскресение из мертвых была и является непостижимость этого факта для человека. Именно она порождала вопросы: Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Но Павел не считал, что подобные вопросы могут возникнуть у мудрого человека, как это видно из его обращения к воображаемому собеседнику: Безрассудный! Уверенность в воскресении подобна уверенности в том, что за севом грядет урожай.

Ведь в сущности и процесс, происходящий в поле, нельзя понять до конца, как и процесс воскресения, однако, оба — реальность. Как растение, возникающее из семени, будучи связано с ним непосредственно, значительно от него отличается, так отличаются друг от друга в своей взаимосвязи тело первоначальное и тело воскресшее.

1-Кор. 15:38-41. Различия в Творении обусловлены волею Творца (Быт. 1:1-26). В несходстве между живой природой (человек… животные… птицы… рыбы) и неживой (солнце… луна… звезды отражается величие Бога, и в Нем — источник Его славы (сравните Пс. 148:13). Говоря об «иной славе» тел небесных и тел земных, апостол имел в виду то, что отличает материальное тело от духовного (Дан. 12:3, где воскресшие святые уподобляются звездам; также Матф. 13:43).

1-Кор. 15:42-44а. Земное (по-библейски душевное) тело есть падшее, а потому временное (тленное), несовершенное и немощное. Небесное же духовное тело будет вечным, совершенным и сильным (сравните 2-Кор. 5:1-4). Как и в случае семени, посеянного в землю, и растения, выросшего из него, — налицо преемственность и одновременно различие, столь же очевидное, сколь и славное.

1-Кор. 15:44б-49. Здесь подводится итог противопоставлению Адама и Христа (о чем было упомянуто ранее в стихе 22). Адам служит иллюстрацией земного (стих 40) «душевного» тела. Свою природу Адам передал всем своим потомкам (человек, не имеющий Духа, является душевным человеком («душою живущею»; сравните 2:14).

б. Ответы на вопросы о восхищении живых (15:50-58)

1-Кор. 15:50. А как же те, кто будут живы к моменту прихода Христа на землю? Павел отвечает на этот незаданный вопрос. В свете всего, что уже было им сказано выше о необходимости для тела душевного стать телом духовным, напрашивается вывод: плоть и кровь (т. е. душевное тело) не могут войти в вечность (стихи 24-28).

Для Церкви это будет последним звучанием трубы, так как верующие навсегда останутся в Божием присутствии (сравните 1-Кор. 13:12). (Нет оснований, как некоторые пытаются, приравнивать эту трубу к седьмой трубе в Откр. 11:15-19. В Откровении идет речь о трубах суда Божиего, которые будут звучать в дни великой скорби, а труба, упоминаемая в 1-Кор. 15:52, прозвучит для Церкви.)

1-Кор. 15:55. В предыдущем стихе Павел ссылается на пророка Исаию (Ис. 25:8), и здесь он вновь цитирует место из Ветхого Завета, содержащее пророчество о победе над смертью (Ос. 13:14). (Цитаты апостол приводит по памяти, и в точности они не соответствуют ни одному из известных еврейских или греческих текстов.) Кажущиеся победы сатаны в Едемском саду (Быт. 3:13) и на Голгофе (Мар. 15:22-24) оборачиваются поражением врага на кресте (Кол. 2:15; Евр. 2:14-15) и победой Христа в Его воскресении. Со своей «выгодной позиции», обусловленной его уверенностью в воскресении святых, Павел обращается к смерти и сатане с горькой насмешкой.

1-Кор. 15:56-57. Как слово победа, которым кончается стих 54, приводит апостола в возвышенное состояние духа, выраженное им в стихе 55, слово жало, которым заканчивается стих 55 (именно так в греческом оригинале), по-видимому, служит ему причиной для краткого отступления в стихах 56-57. Как и другие богословские мысли, высказанные в этой главе (стихи 21-22), данная мысль получила дальнейшее развитие в Рим. 7:7-13. Итак, смерть — это результат непослушания человека и его бунта против Божиего повеления (Быт. 3:17-19).

Закон, резюмировавший Божий заповеди, стал как бы зеркалом, в котором с предельной четкостью отражались мятежная натура человека и его склонность к непослушанию. Подобно первому Адаму, все его потомки восставали против Бога (1-Кор. 2:14). Но вот через послушание последнего Адама, нашего Господа Иисуса Христа (15:45 сравните Рим. 5:19; Фил. 2:8-11), явилась для человека возможность наследовать победу и жизнь (1-Кор. 15:22; 2:15-16).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *