10 заповедей католической церкви

Моисей получает скрижали закона (картина Жоао Зеферино да Кошта , 1868 г.)

Часть серии по

Эти десять заповедей

  • Я ЛОРД твой Бог
  • Никаких других богов до меня
  • Никаких изображений или изображений
  • Не принимайте имя L ORD напрасно
  • Помни день субботний
  • Почитай отца своего и мать
  • Ты не должен убивать
  • Не прелюбодействуй
  • Не укради
  • Не лжесвидетельствуй
  • Не желай

Статьи по Теме

  • Таблетки из камня
  • Ритуальный декалог
  • Палец Бога
  • Моисей
  • ковчег Завета
  • Библейская гора Синай
  • В католическом богословии

Эти Десять Заповедей представляют собой серию религиозных и моральных императивов , которые признаются в качестве нравственной основы в нескольких из авраамических религий , в том числе католицизма . Как описано в книгах Ветхого Завета Исход и Второзаконие , заповеди составляют часть завета, предложенного Богом израильтянам, чтобы освободить их от духовного рабства греха . Согласно Катехизису католической церкви — официальному изложению христианских верований католической церкви — заповеди считаются необходимыми для духовного здоровья и роста, и служат основой католического социального учения . Пересмотр Заповедей — один из наиболее распространенных видов проверки совести, используемый католиками перед принятием таинства покаяния .

Заповеди появляются в самых ранних церковных писаниях ; Катехизис утверждает , что они «заняли преобладающее место» в преподавании веры со времен Августина Блаженного (354-430 нашей эры). Церковь не имела официальных стандартов религиозного обучения до Четвертого Латеранского Собора в 1215 году; данные свидетельствуют о том, что Заповеди использовались в христианском образовании в ранней церкви и на протяжении всего средневековья. Кажущееся отсутствие обучения в них некоторыми епархиями было основой одной из критических замечаний, направленных против Церкви протестантскими реформаторами. Впоследствии в первом общекорпоративном катехизисе 1566 г. предусматривалось «тщательное обсуждение каждой заповеди», но больший акцент был сделан на семи таинствах . Самый последний Катехизис посвящает большой раздел толкованию каждой из заповедей.

Церковное преподавание Заповедей в значительной степени основано на Ветхом и Новом Завете и писаниях ранних Отцов Церкви . В Новом Завете Иисус признал их действительность и наставлял своих учеников идти дальше, требуя праведности, превышающей праведность книжников и фарисеев . Обобщенные Иисусом в двух » Великих заповедях «, которые учат любви к Богу и любви к ближнему , они наставляют людей относительно их взаимоотношений с обоими. Первые три заповеди требуют почитания и уважения к имени Бога , соблюдение Дня Господня и запретить поклонение другим богам . Остальные имеют дело с отношениями между людьми, например, между родителем и ребенком ; они включают запрет на ложь, воровство, убийство, прелюбодеяние и корысть .

Как звучат Десять Заповедей?

1. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно.
3. Помни, что ты должен освящать день субботний (воскресный).
4. Почитай отца твоего и матерь твою.
5. Не убивай.
6. Не прелюбодействуй.
7. Не кради.
8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
9. Не желай жены ближнего.
10. Не желай имущества, принадлежащего ближнему.

Формулировка Десяти Заповедей точно в таком виде не присутствует в Священном Писании. Ее текст восходит к двум источникам: Исх 20, 2–17 и Втор 5, 6–21. Еще в давние времена оба эти источника были в Церкви дидактически объединены, и Десять Заповедей приняли ту форму, в которой они преподаются катехитической традицией.

* * *

«ДЕКАЛОГ («десятословие»: греч. deka – десять и logos – слово) – заповеданный Богом в Ветхом Завете свод основополагающих правил человеческого поведения. Иудеи, как и христиане, ориентируются на этот фундаментальный текст.

Десять Заповедей представляют собой какой-то случайный свод правил?

Нет, Десять Заповедей – это неразделимое целое. Одна заповедь указывает на другую. Человек по своей воле не может исключить ни одну из этих заповедей. Кто нарушает одну заповедь, преступает весь закон.

Особенность Десяти Заповедей в том, что они охватывают все стороны человеческой жизни. Они знаменуют отношение людей к Богу (первые три заповеди) и к ближним (остальные семь заповедей); человек по сути – религиозное и социальное существо.

Не потеряли ли Десять Заповедей своей актуальности?

Нет, Десять Заповедей никоим образом не обусловлены временем. В них выражены действующие всегда и везде основные и неизменные обязанности человека по отношению к Богу и к ближнему.

Десять Заповедей доступны разуму, но при этом они принадлежат Божественному Откровению. Они настолько фундаментальны и обязательны, что никто не может быть освобожден от их исполнения.

* * *

«Десять Заповедей ни в коем случае не являются произвольно возложенными обязанностями… Они оберегают человека от разрушительной силы эгоизма, ненависти и лжи. Они показывают ему всех ложных богов, которые порабощают человека: боги себялюбия, властолюбия и страсти к развлечениям – они нарушают порядок и наше человеческое достоинство и унижают наших ближних» (Святой Иоанн Павел II на горе Синай, 2002 г.).

* * *

См. также ККЦ 2069–2072, 2079

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

  • Редакция Рускатолик.рф

    Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Десять Заповедей

«Учитель, что сделать мне?..»

-2052- 1858
«Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ молодому человеку, задавшему этот вопрос, Иисус сперва напоминает о необходимости признавать «одного Бога» благим, как высшее Добро и источник всяческого блага. Затем Иисус говорит ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». И Он приводит собеседнику правила, касающиеся любви к ближнему: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать». Наконец, Иисус соединяет все эти заповеди в одно положительное предписание: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 19, 16-19).

-2053- 1968, 1973
К первому ответу добавляется второй: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф 19, 21). Второй ответ не аннулирует первого. Следовать за Иисусом Христом — значит и исполнять заповеди. Закон не нарушен1, но человеку предлагается открыть его в Лице Учителя, Который есть совершенное его исполнение. В трех синоптических Евангелиях призыв Иисуса к богатому юноше — следовать за Ним со смирением ученика и исполняя заповеди, соседствует с призывом к нищете и целомудрию2. Евангельские советы неотделимы от заповедей.

1Ср. Мф 5, 17;2Ср. Мф 19, 6-12. 21. 23-29.

-2054- 581
Иисус воспринял Десять Заповедей, но он выявил силу Духа, действующую в их букве. Он проповедовал «праведность, превосходящую праведность книжников и фарисеев» (Мф 5, 20), как и праведность язычников1. Он раскрыл во всей полноте требования заповедей: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5, 21-22).

1Ср. Мф 5, 46-47.

-2055- 129
Когда Иисусу задают вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22, 36), Он отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 37-40)1. Десять Заповедей надлежит толковать в свете этой двойной и единственной заповеди любви, которая есть полнота Закона:

Заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим 13, 9-10).

1Ср. Втор 6, 5; Лев 19, 18.

Декалог (Десять Заповедей) в Священном Писании

-2056- 700, 62
Слово «Декалог» буквально означает «десятословие», «десять слов» (Исх 34, 28; Втор 4, 13; 10, 4). Эти «десять слов» Бог открыл Своему народу на священной горе. Они начертаны были «перстом Божиим» (Исх 31, 18; Втор 5, 22), в отличие от других предписаний, написанных Моисеем1. Они в высшем и самом точном смысле — слова Божии. Нам они переданы в книге Исхода2 и в книге Второзакония3. Уже священные книги Ветхого Завета ссылаются на «десятословие»4, но его полный смысл будет открыт Новым Заветом в Иисусе Христе.

1Ср. Втор 31, 9. 24;2Ср. Исх 20, 1-17;3Ср. Втор 5, 6-22;4Ср., напр. Ос 4, 2; Иер 7, 9; Иез 18, 5-9.

-2057- 2084
Декалог становится понятным прежде всего в контексте Исхода, который был великим событием освобождения, совершенного Богом в центре Ветхого Завета. Сформулированы ли они как отрицательные правила, то есть запреты, или носят положительный характер (как «почитай отца и мать твою»), «десять слов» определяют условия жизни, избавленной от рабства греха. Декалог — это путь жизни:

Если будешь любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься (Втор 30, 16).

Эта освобождающая сила Декалога проявляется, например, в заповеди о субботнем отдыхе, которая предназначена и для чужеземцев и рабов:

И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою (Втор 5, 15).

-2058- 1962
В «десяти словах» содержится в сжатой форме и провозглашается Закон Божий: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среди огня, облака и мрака, громогласно, и более не говорил, и написал на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (Втор 5, 22). Поэтому скрижали (таблицы) эти называются «скрижалями откровения» (Исх 25, 16). В них содержатся условия союза (завета), заключенного между Богом и Его народом. Эти «скрижали откровения» (Исх 31, 18; 32, 15; 34, 29) должны быть помещены в «ковчег» (Исх 25, 16; 40, 1-3).

-2059- 707, 2823
«Десять слов» произнесены Богом во время Богоявления, («лицем к лицу, на горе из среды огня»: Втор 5, 4). Они принадлежат к откровению Богом Самого Себя и явлению Его Славы. Дар заповедей — это дар Богом Самого Себя и Своей святой воли. Позволяя народу узнать Свою волю, Бог открывает ему Самого Себя.

-2060- 62
Дарование заповедей и Закона принадлежит к Завету, заключенному Богом со Своими. По книге Исхода, откровение «десяти слов» дано между предложением Завета1 и заключением его2 — после того, как народ пообещал «сделать» все, что сказал Господь, и быть «послушным» (Исх 24, 7). Декалог передается только после напоминания о Завете («Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве»: Втор 5, 2).

1Ср. Исх 19;2Ср. Исх 24.

-2061-
Значение заповедей полностью раскрывается внутри завета. По Священному Писанию, нравственное поведение человека приобретает весь свой смысл в завете и через завет. Первое из «десяти слов» напоминает о первичности любви Бога к своему народу:

Поскольку в наказание за грех человек перешел из рая свободы в рабство этого мира, первая фраза Декалога, первое слово заповедей Божиих касается свободы: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из лона рабства» (Исх 20, 2; Втор 5, 6)1.

1Ориген, Проповеди на Исход 8, 1.

-2062- 142, 2002
Собственно заповеди идут потом: они говорят о значении принадлежности Богу, установленной заветом. Нравственно совершенная жизнь — ответ на инициативу Господней любви. Она — благодарность, дань почитания Ему и возношение благодарения. Она — сотворчество с замыслом, который Бог осуществляет в истории.

-2063- 878
Завет и диалог между Богом и человеком находит свидетельство еще и в том, что обязательства сформулированы в первом лице («Я Господь…») и обращены к другому субъекту («ты»). Во всех заповедях Божиих адресат обозначен личным местоимением в единственном числе. Бог объявляет Свою волю всему народу и одновременно — каждому в отдельности:

Господь предписал любить Бога и научил справедливости к ближнему, чтобы человек был справедливым и достойным Бога. Так Декалогом Бог готовил человека стать Божиим другом и иметь одно сердце с ближним (…). Слова Декалога так же неизменно остаются и у нас (христиан). Они не только не отменены, но расширены и развиты явлением Господа во плоти1.

1Св. Ириней, Против ересей 4, 16, 3-4.

Декалог в Предании Церкви

-2064-
Верное Священному Писанию и примеру Христа, Предание Церкви признает первостепенную роль и значение Декалога.

Начиная со св. Августина, «Десять Заповедей» занимают центральное место в подготовке оглашаемых к Крещению и в катехизации верных. В XV в. возникло обыкновение придавать заповедям Декалога рифмованную форму, легче запоминающуюся и носящую положительный характер. Эта формулировка употребляется и поныне. Церковные катехизисы часто излагали правила христианской морали, следуя порядку «Десяти Заповедей».

Деление и нумерация заповедей менялись на протяжении истории. Настоящий катехизис следует порядку заповедей, установленному св. Августином и ставшему традиционным в Католической Церкви. То же самое принято и в лютеранских конфессиях. Греческие Отцы создали несколько иное деление, которое мы находим в Православных Церквах и в реформатских общинах.

-2067- 1853
Десять Заповедей выражают требования любви к Богу и к ближнему. Три первые относятся в большей степени к любви к Богу, а семь последующих — к любви к ближнему.

Так же, как в двух заповедях любви содержатся в сжатом виде весь Закон и Пророки, как сказал нам Господь, (…) так и Десять ветхозаветных Заповедей даны нам на двух таблицах. Говорят ведь, что три заповеди были написаны на одной, семь — на другой1.

1Св. Августин, Проповеди 33, 2, 2.

-2068- 1993, 888
Тридентский Собор учит, что христианин обязан соблюдать Десять Заповедей и что оправданный человек еще обязан следовать им1. Второй Ватиканский Собор утверждает: «Епископы, как преемники апостолов, получают от Господа (…) миссию учить все народы и проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все люди спаслись через веру, Крещение и соблюдение заповедей»2.

1Ср. DS 1562-1570;2LG 24.

Единство Декалога

-2069- 2534
Декалог представляет собою неразделимое целое. Каждое его «слово» отсылает к каждому другому и ко всем «вместе»; они взаимно обуславливают друг друга. Две скрижали взаимно поясняют друг друга; они составляют органичное целое. Нарушить одну заповедь означает нарушить их все1. Нельзя почитать человека, не благословляя Бога, его Создателя. Нельзя любить Бога, не любя всех людей, Им созданных. Десять Заповедей объединяют богословскую и общественную жизнь человека.

1Ср. Иак 2, 10-11.

Декалог и естественный закон

-2070- 1955
Десять Заповедей принадлежат к Откровению Божию. В то же время они учат об истинном человечестве человека. Они подчеркивают основные обязанности, следовательно, косвенным образом и фундаментальные права, присущие природе человека. В Десяти Заповедях содержится высшее выражение «естественного закона».

С самого начала Бог укоренил в сердцах людей предписания естественного закона. Затем Он ограничился напоминанием о них. Это и был Декалог1.

1Св. Ириней, Против ересей 4, 15 1.

-2071- 1960
Предписания Декалога принадлежат к Откровению, хотя они и доступны разуму как таковому. Чтобы достичь полного и уверенного познания требований естественного закона, грешное человечество нуждалось в этом Откровении:

Полное объяснение заповедей Декалога стало необходимостью в состоянии греха из-за помутнения света разума и искривления воли1.

1777
Мы знаем Божии заповеди через Божественное Откровение, которое предлагается нам в Церкви благодаря голосу совести.

1Св. Бонавентура, На книги сентенций 4, 37, 1, 3.

Обязанности, налагаемые Декалогом

-2072- 1858, 1958
Поскольку Десять Заповедей выражают основной долг человека по отношению к Богу и ближним, они открывают нам в своем сущностном содержании серьезные обязанности. Они по сути своей неизменяемы и обязательны везде и всегда. Никто не может освободить от них. Десять Заповедей начертаны Богом в человеческом сердце.

-2073-
Подчинение заповедям означает и обязанности, материя которых сама по себе легкая. Так, например, словесное оскорбление запрещено пятой заповедью, но оно может стать тяжкой виной только в силу обстоятельств и намерений того, кто наносит его.

«Без Меня не можете делать ничего»

-2074- 2732, 521
Иисус сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Плод, о котором идет здесь речь, это святость жизни, обогащенной союзом с Христом. Когда мы веруем в Иисуса Христа, приобщаемся Его тайнам и соблюдаем Его заповеди, Спаситель Сам приходит к нам, чтобы в нас любить Своего Отца и Своих братьев — нашего Отца и наших братьев. Благодаря Духу Святому, Его Личность становится для нас живым и внутренним правилом нашего поведения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).

Коротко

-2075-
«Что делать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? — Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19, 16-17).

-2076-
Своею жизнью и Своею проповедью Христос подтвердил незыблемость Декалога.

-2077-
Дар Декалога дан в контексте Завета, заключенного Богом со Своим народом. Божии заповеди приобретают свой настоящий смысл в этом завете и посредством его.

-2078-
Верное Священному Писанию и следуя примеру Христа, Предание Церкви признает роль и первостепенное значение Декалога.

-2079-
Декалог представляет собою органичное целое, в котором каждое «слово» или «заповедь» отсылает к целому. Нарушить одну из заповедей означает нарушить весь Закон1.

1Ср. Иак 2, 10-11.

-2080-
Декалог содержит превосходное выражение естественного закона. Мы знаем его через Божественное Откровение и человеческий разум.

-2081-
Десять Заповедей провозглашают в своем основном содержании серьезные обязанности человека. В то же время повиновение этим предписаниям предполагает также обязанности, материя которых сама по себе является легкой.

-2082-
То, чего повелевает Господь, Он делает возможным Своею благодатью.

Глава первая

«Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим,
и всею душою твоею,
и всем разумением твоим»

-2083- 367
Иисус сжато изложил обязанности человека перед Богом в следующих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22, 37)1. Эти слова как эхо отзываются на торжественный призыв: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6, 4).

199
Господь возлюбил первый. О Любви Бога Единого напоминает первое из «десяти слов». Заповеди выражают затем ответ любви, который человек призван дать своему Богу.

1Ср. Лк 10, 27: «и всею крепостию твоею».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *