126 псалом

Псалом 126: Бог во всем

Существует высказывание: «Малое становится великим, если в нем – Бог». Верно и обратное: «Многое становится ничем, если в нем нет Бога». Об этом и сказано в данном псалме: если наши действия не управляются Господом и не соответствуют Его воле, это напрасная трата времени и сил. Мы можем строить планы, даже касающиеся христианского служения; мы можем создавать громадные организации; мы можем собирать статистику, свидетельствующую о феноменальных результатах; но если эти замыслы не насаждены Господом, они – хуже, чем ничто. «Человек предполагает, а Бог располагает».

Автор псалма выбирает четыре распространенных вида деятельности, чтобы подтвердить свое мнение. Это строительство дома, гражданская оборона, работа и создание семьи.

126:1 Существует два способа строить дом. Один – создать план на основании собственных знаний, навыков и финансовых ресурсов, а потом попросить Бога благословить завершенное строение. Другой – ждать, когда Господь даст безошибочные указания, а потом начать работу, сознательно уповая на Него. В первом случае проект будет от плоти и крови. Во втором, вы получите увлекательную возможность видеть Бога в действии: Он чудесным образом позаботится о ваших нуждах, будет посылать события в свое чудесное время и в нужной последовательности, создаст стечение обстоятельств, которое не могло бы быть случайным. Строить вместе с Богом – совсем другое дело.

Второй пример тщетности человеческих усилий – из области безопасности: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Это не значит, что у нас не должно быть полиции и системы обороны. Это значит скорее, что в конечном итоге наша безопасность зависит от Господа; если же мы не уповаем на Него, никакие обычные предосторожности не помогут нам.

126:2 В нашей повседневной работе бесполезно трудиться много часов, зарабатывая себе на жизнь изнурительным трудом, если мы не будем на месте, которое избрал для нас Бог. Библия учит нас усердно трудиться для удовлетворения своих потребностей, потребностей нашей семьи и ближних. Этот псалом не призывает людей сидеть целый день без дела, пить Колу и болтать с друзьями. Но здесь говорится следующее: если в работе своей мы не полагаемся на Бога, мы ничего не добьемся. Аггей очень хорошо описывает эту ситуацию:

Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька (Агг. 1:6).

С другой стороны, если мы действительно уповаем на Господа и живем ради Его славы, Он может, пока мы спим, наделить нас дарами, которых мы никогда не смогли бы добиться долгими часами упорного труда без Него. Таково значение слов: «…тогда как возлюбленному Своему Он дает сон». Моффат переводит их так: «Божьи дары приходят к Его возлюбленным, пока они спят».

126:3 Четвертый и последний пример связан с созданием семьи. Дети – тоже Божий дар. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева».

То, что говорится о детях, предполагает, что они выросли в доме, где почитают Господа и повинуются Ему. Они выросли, воспитанные в повиновении Господу.

126:4 «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые». Когда родители становятся стариками, они могут надеяться, что сильные благочестивые дети станут сражаться за них, заботиться о них и обеспечивать их, как охотник с луком и стрелами.

126:5 «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» Несмотря на современную пропаганду, которая не советует нам иметь большое количество детей, Бог благословляет человека, который наполнил ими колчан свой. Но снова предполагается, что это верующие дети, воспитанные в доме веры. В противном случае они будут скорее огромной головной болью, чем благословением.

«Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». Ф. Б. Майер напоминает нам, что столкновение защитников города и осаждающих обычно происходило в воротах. Здесь имеется в виду, что дети защищают родителей в гражданских и судебных ситуациях, так что они не несут ущерба и не бывают осуждены. Они следят за тем, чтобы свершилось правосудие.

Этот псалом замечательно развивает мысль, выраженную в словах Господа через Захарию: «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6). Опасно полагаться на силу денег или на человеческую изобретательность. Так мы не сможем исполнять волю Господа. Только Его Духом мы созидаем вечное. Не мы делаем что-то для Бога своими силами, а Он работает через нас в Своем могуществе. Все, что можем сделать мы, – дерево, сено, солома. Он же нашими руками создает золото, серебро, драгоценные камни. Когда мы действуем самостоятельно, мы только вставляем себе палки в колеса. Когда во всем, что мы делаем, присутствует Бог, наша жизнь становится действительно результативной. Плотское оружие дает плотские результаты. Духовное оружие дает духовные результаты.

Толковая Библия Лопухина

Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у LXX-ти последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд «песней восхождения», писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Книга Притчей и Экклезиаст), где последний в основание поведения человека полагает «страх Господень» (Еккл. 12:13-14) и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом.

Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит (1–2). Вот выражение Божественного благоволения – дети, которые являются для родителей такими же защитниками, какими для стрелка его стрелы, с которыми он будет противостоять во вратах города врагам народа (3–5).

Пс.126:1. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.

Пс.126:2. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.

Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом. Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. – «Возлюбленному Cвоему Он дает сон» – не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения.

Пс.126:3. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.

Пс.126:4. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

Пс.126:5. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

В обилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения. Писатель выясняет значение, в чем заключается внешнее благо при многочадии и в чем здесь видно Божественное благоволение: дети являются охраной своих родителей, дети же являются и охраной города и отечества от врагов, когда выступают на защиту тех и других при нападениях.

В Псалтырь входят похвальные, благодарные, просительные, а также песни-плачи. Многие псалмы были написаны псалмопевцем Давидом, который внес большой вклад в распространение христианства.

В святом писании есть песни, которые были созданы и после Давида. Некоторые из них создавались священнослужителями, другие – самим потомком Соломона. Псалом был сотворен через несколько десятков лет после окончания царствования и Давида, и его сына. Эта молитва является важной для праведников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва в час беды Честному Кресту.

126 псалом входит в цикл «Песни восхождения». Это сборник псалмов, который, как правило, исполняется во время торжественных приношений в Иерусалиме.

На церковнославянском языке

История написания

Некоторые образцы псалма 126 подписаны авторством Соломона, но это свидетельствует не о дате или псалмопевце, а о местоположении. Во время правления этого царя на иерусалимских землях был возведен храм, который разрушился в период пленения иудеев. По истечении годов, когда пленники вернулись из Вавилона обратно домой, они восстановили его.

В самом псалме 126 рассказывается об отношении между разными людьми, об их трудах по строительству храма, а также о взаимоотношении между Богом и праведником. В стихах описывается, что люди, несмотря на усталость, ссоры и споры, которые мешают их работе, с помощью Господнего упования продолжают идти к цели.

Когда читать псалом 126?

Псалом 126 актуален всегда. Он считается постоянным и рекомендуется к регулярному прочтению, так как в нем обращается внимание на важный Божий дар – на детей. Читается псалом с благодарением и похвалой. Его также могут использовать тогда, когда нужно попросить Господа про благословение во всяких делах.

Любая молитва способна укрепить веру и исцелить душу, а псалом 126 может еще и способствовать удаче.

Господь – защита во всех ситуациях, но только тогда, когда в него искреннее верят и надеяться. Спаситель никогда не откажет в помощи и не даст праведнику сойти с правильного пути.

Толкование псалма 126

Молитва была создана под события, которые переживал еврейский народ. Однако, со временем, псалом стал универсальным. Любой праведник знает текст этой молитвы, ведь ее главной мыслью является то, что только на Спасителя можно возлагать надежды, только за Его волей необходимо идти.

Чтобы правильно понять толкование псалма 126, требуется разобрать молитву по стихам.

  • Стих 1: здесь рассказывается о том, что никакое дело не будет успешным, если Господь не благословит его. В строках идет речь о доме, который являет собой собирательное понятие, помимо постройки можно провести аллегорию с семьей.
  • Стих 2: только с благословением Бога работа будет идти правильно, Господь поможет праведнику в начинаниях, а вот неугодному не подарит благословения. Он будет трудиться день и ночь напролет, но его труды не будут оценены. Праведник же сможет обрести спокойствие.
  • Стих 3-5: высшей милостью Божьей считаются дети. Они не могут быть рождены без Его воли, поэтому потомки – это дар с Небес. Мудрому дети будут как поддержкой, так и защитой. Их можно сравнить со стрелами в колчане, которые созданы для благих намерений. В стихе указывается, что дети должны быть воспитаны правильно.

Нет каких-либо определенных правил чтения Псалтыря, однако существует несколько рекомендаций, которых желательно придерживаться.

  1. В храме псалом читается на церковнославянском языке, дома можно читать на русском, перед иконой и горящей свечкой. Бог слышит мысли праведников, поэтому не обязательно читать молитву вслух.
  2. Также к 126 псалму не стоит обращаться, если не ясен смысл слов. Он должен быть близким к сердцу и звучать искренне. Только так Господь услышит ее и исполнит.

Если в семье не появляется ребенок, значит, на то воля Божья. Потомки становятся для своих родителей теми, кем им положено быть – отрадой или крестом.

Соломон, несмотря на законы, умножал количество своих жен, но у него был только один сын. Это объясняется тем, что тот, кто желает иметь потомков, как наследие от Бога, должен принять требуемый Господом путь.

А в законе Божьем указывается, что прибавление семейства должно происходить только в законном браке с единственной женой. Дети являются наследием от Спасителя и наградой, к ним нужно относиться соответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *