1380 советов батюшки

Вариант 3

Прочитайте текст, выполните задания 1 – 3

(1)Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья повлекла за собой разрушение храмов, роскошных загородных вилл, разгром целых городов, утрату многих произведений изобразительного искусства, уничтожение письменных памятников прошлого и, как следствие, упадок культуры в целом. (2)<…> наследие античной цивилизации, обращённой в прах, не исчезло бесследно. (3)В основе новой культуры лежал синтез традиций романских, кельтских, германских народов и ряда достижений античной культуры, а христианство стало тем фактором, который облегчил постепенное объединение столь разных культур в единую культуру средневековой Европы.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Гибель Западной Римской империи в эпоху раннего Средневековья привела к упадку и разрушению великой культуры, созданной античной цивилизацией.

2) На основе античной культуры, почти разрушенной в эпоху раннего Средневековья, и традиций романских, кельтских и германских народов, объединённых христианством, образовалась новая европейская культура.

3) Наследие погибшей Западной Римской империи в сочетании с традициями романских, кельтских и германских народов и объединяющей силой христианства стало основой новой европейской культуры Средневековья.

4) Христианство стало главной объединяющей силой в период упадка новой культуры европейского Средневековья, формировавшейся на основе традиций кельтских, романских и германских народов.

5) Гибель Римской империи была закономерной, так как античная цивилизация должна была уступить место более сильным традициям романских, германских и кельтских народов.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетания слов).

Кроме того, Между тем Потому Дело в том, что Так что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА, -ы, ж.

1) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. История культуры.

2) То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного. К. шелкопряда.

4) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. речи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

свЕрлит

оптОвый

мозаИчный

зАгнутый

донЕльзя

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глобальные перемены предстоит ПРЕТЕРПЕТЬ всему европейскому миру.

Если костюм на вас чуть мешковат, то это недостаток чисто ЭТИЧЕСКИЙ, он касается только внешности, к тому же его легко можно исправить.

Этот мужчина весь был беспощадно вежливый, ИРОНИЧНЫЙ, строгий и всепонимающий.

Кроме того, учреждены специальные призы правительства, мэрии, приз союза цирковых деятелей и ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

В день свадьбы отец НАДЕЛ парадный наряд с лентой через плечо и был необыкновенно красив на церемонии бракосочетания своей дочери.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами

земные НЕДРА

помыть ШАМПУНЕМ

МЕЛИТЬ зерно на мельнице

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Сидя на берегу, мы любовались как красотой заката, так и счастливыми лицами друг друга.

2) Заказ будет аннулирован по истечению срока хранения.

3) Она лежала в своём кресле, в сотый раз перебирая несколько услышанных ею сегодня фраз.

4) Я не узнал своего любимого деревца: его ветви обрубили, расположенные низко.

5) Находясь в лесу, многое представляет опасность, поэтому будьте осторожны и внимательны.

6) Картины этой группы молодых художников не только выставлялись в скромных клубах и на городских площадках, но и в больших музейных залах.

7) Некоторые ученики не выполняют домашних заданий.

8) Я и мои друзья готовлюсь к общегородской конференции по обществознанию.

9) Прочитанная профессором лекция имела большой успех, так как затрагивала актуальные проблемы.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

масс..жёр

т..пличный

св..детель

взр..стить

(предвыборная) к..мпания

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..бежище, пр..бывал (в городе)

и..ход, не..добровал

в..ёт (верёвки), под..язычный

под..грал, вз..мать

о..бывал (наказание), по..толкнул

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекоч..вали

повел..вать

застенч..вый

эмал..вый

посе..в (пшеницу)

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

неприемл..мый

расчерч..нный

(туман) стел..тся

высп..шься

колебл..мый (ветром)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.

Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.

Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.

Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.

Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ВСТРЕЧУ поезду летели столбы, перелески, степи; я сидел у окна и (ПО)ДЕТСКИ наивно улыбался.

Отряд двигался всё дальше (В)СТОРОНУ леса, ЧТО(БЫ) до рассвета встретиться с партизанами.

В письме своём ТАК(ЖЕ) сообщаю, что все дела благополучно завершены мною, так что (НА)СЧЁТ этого можете больше не беспокоиться.

Раиса Павловна (ПО)НАЧАЛУ смутилась, даже (КАК)БУДТО утратила контроль над ситуацией, но быстро взяла себя в руки и продолжила беседу.

(НЕ)(ПО)ДАЛЁКУ от соснового леса мы ВСЁ(ТАКИ) решили устроить привал.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Трагически напряжё(1)ый, полный контрастов и противоречий, освещё(2)ый изнутри постоя(3)ыми поисками идеала художестве(4)ый мир Ф.М. Достоевского отчётливо отражается в языке его произведений.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2) Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3) Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениями и воздерживаюсь от предположений.

4) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5) Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Никита (1) с трудом выпрямляя ноги (2) и (3) ссыпая с них снег (4) поднялся, и тотчас же мучительный холод пронизал его тело.

Пояснение.

Спасибо (1) милая дочь (2) за твоё сердечное внимание. Как было бы мне приятно (3) моя добрая, дорогая Китти (4) поблагодарить тебя за более удовлетворительные вести о твоём здоровье. Ведь (5) твоё здоровье составляет не меньшую из моих забот, и я предупреждаю тебя, что (6) решительно (7) не согласен разделять ту героическую покорность, с которой (8) ты (9) принимаешь своё теперешнее состояние как нечто непоправимое.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кабинет представлял собой высокую угловую комнату, выходившую двумя окнами в тенистый сад (1) из-за разорванной линии (2) которого (3) виднелись полоса заводского пруда (4) и контуры грудившихся гор.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учительница литературы отругала ученицу, которая допустила много ошибок, рассказывая о произведениях великого писателя, и поставила школьнице неудовлетворительную оценку.

2) Если человек не совершил никаких злых поступков, не совершил ни одной сделки со совестью, это ещё не значит, что он хороший человек, приносящий пользу человечеству.

3) Человека может привести в отчаяние сам факт того, что он совершил ошибку.

4) Беречь честь нужно смолоду, потому что иначе восстановить доброе имя впоследствии будет невозможно.

5) Как-то раз один человек признался рассказчику в своём плохом поступке, но это не изменило мнение рассказчика об этом человеке.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 2–4 содержится повествование.

2) Предложение 7 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 6.

3) Предложение 10 содержит ответ на вопрос, заданный в предложениях 8 и 9.

4) Предложение 35 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 34.

5) В предложениях 23–24 представлено рассуждение.

23. Из предложений 1–5 выпишите фразеологизм.

Список терминов

1) синонимы

2) назывное предложение

3) парцелляция

4) лексический повтор

5) эпифора

6) риторическое обращение

7) метонимия

8) литота

9) вопросно-ответная форма изложения

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов

Ответы:

1.Ответ: 23|32.

2. Ответ: между тем.

3. Ответ: 1.

4. Ответ: сверлит.

5. Ответ: эстетический.

6. Ответ: молоть.

7. Ответ: 2,8,5,4,6

8. Ответ: кампания

9. Ответ: исход несдобровал

10. Ответ: застенчивый

11. Ответ: выспишься

12. Ответ: неоценённых

13. Ответ: такженасчёт

14. Ответ: 1234.

15. Ответ: 15

16. Ответ: 14

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 1.

19. Ответ: 1356.

20. Ответ: совершенно.

21. Ответ: 35

22. Ответ: 135.

23. Ответ: отдавая должное

24. 4

25. Ответ: 2914

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

Профессий в мире множество. Хочешь быть военным – пожалуйста. Желаешь попробовать себя в туристическом бизнесе? Милости просим! Даже о космонавтике и астрономии сейчас немногие мечтают — все знают, куда нужно поступать и сколько нужно для этого учиться. Казалось бы, все барьеры сняты. Но у православных христиан есть свои, моральные, ограничения. Какие профессии «православные», а какие — не подходят для верующего человека? Чем руководствоваться при выборе жизненного пути? Как не разочароваться в своей профессии? Об этом нам рассказал настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Нектарий (Морозов):

Врач

— Начнем с главного вопроса, который интересует многих наших читателей. Какие профессии принято считать православными, а какие — нет?

— Я поставил бы вопрос иначе: какие профессии приносят душе человека пользу, а какие вред? Какая работа приемлема для православного человека, а какая нет? Святые отцы говорили, что по отношению к спасению души все дела и вещи можно поделить на три категории: душеполезные, душевредные и средние. Понятно, что душеполезные приносят пользу, душевредные — вред. Между этими категориями есть достаточно много средних дел, которые сами по себе ни полезны, ни вредны, но при определенных обстоятельствах могут принести пользу или вред душе. Не будем здесь приводить полный список профессий полезных, средних и безусловно вредных. Но определенные примеры для тех, кто выбирает жизненную дорогу — впервые или в очередной раз — конечно, дадим. С моей точки зрения, как священника, полезными являются профессии, сегодня не самые популярные и не самые высокооплачиваемые. Учитель, преподаватель вуза — они много могут дать молодежи, только начинающей свой жизненный путь, дать правильные ориентиры. Врач — понятно почему, это профессия, смысл которой заключается в службе другим людям. Ведь и медицинскую помощь можно оказать по-разному. Даже дефицит медикаментов — что при нынешней ситуации в здравоохранении, к сожалению, не исключение — можно восполнить человеческим участием и вниманием. Для больного это порой не менее значимо, чем своевременно введенное дорогое лекарство.

— Знакомые многим примеры. Врач, спасатель МЧС всегда на передовой — на поле битвы за человеческие жизни. А как же другие сферы деятельности, отвечающие высоким моральным запросам?

— Есть масса других профессий, которые для верующего человека превращаются в поприще ежедневного, неприметного подвига. К примеру, дворник — казалось бы, работа не очень заметная и не особенно важная. Идут по улице прохожие, скользят по льду зимой, вязнут в грязи осенью. Настроение, понятно, плохое, люди злые, раздраженные. А убрано на улице, чисто — и душа прохожего радуется. Вот вам и «высокая миссия» дворника. На любом месте можно Богу угодить.

А есть, к примеру, такая популярная сегодня профессия, как «специалист в области шоу-бизнеса». Можно ли, занимаясь этим делом, угождать Богу? Очень в этом сомневаюсь. Шоу-бизнес построен на потакании самым низменным страстям, на их взращивании в человеке. По сути, это бесовская деятельность. Я не говорю, что все люди, которые этим заняты, это бесы в человеческом обличье — нельзя всех стричь под одну гребенку. Но, тем не менее, эта профессия разрушает душу человека.

Есть профессии третьей категории. Возьмем работу продавца или кассира — среднюю, без уклона в ту или другую сторону. Сколько людей через них проходит за день! Вот здесь важно улыбнуться покупателю, помочь выбрать товар, не обвесить. И уставший за день на своей работе человек уходит в приподнятом настроении. И, наоборот, продавец не должен выплескивать накопившуюся агрессию на покупателя, который в его бедах не виноват, быть вежливым. И таких примеров — масса.

— Чем руководствоваться человеку при выборе профессии?

Учитель

— Я убежден, что при выборе профессии основной фактор — вопрос призвания. Потому что, когда человек занимается тем, что ему не интересно, более того — скучно, он устает. В его трудовой деятельности нет никакого движения вперед, никакого прогресса. Наоборот, имеет место деградация. Жить ему становится все скучнее, все нестерпимее…

С другой стороны, будем объективны, человеку не всегда удается реализоваться в жизни, найти, что называется, свое призвание. Для этого могут быть совершенно разные препятствия — социальное окружение, элементарная невозможность получить специальное образование. В конце концов, необходимость кормить семью. Как поступить в такой ситуации человеку верующему? Принять это со смирением, как волю Божию и научиться любить ту работу, которую Господь послал. Потому что любая работа, в идеале, должна приносить пользу людям, пусть и небольшую, и быть некоей школой христианской жизни. Почему? Потому, что где бы человек ни работал, он рано или поздно сталкивается с определенными ситуациями, которые становятся для него испытанием — на верность Богу, на мужество, на твердость в вере. Таким образом, с точки зрения христианина, любая работа является своего рода путем духовного роста. Хотя есть такие профессии, и мы об этом говорили, занимаясь которыми о духовном возрастании говорить очень сложно.

— Есть ли универсальная формула, которая безошибочно поможет молодым людям при выборе профессии? Как разобраться в себе, чтобы не ошибиться при выборе жизненного пути?

— Выбор профессии не может происходить как-то одномоментно. Все важное в жизни человека совершается с определенной, хотя и не всегда заметной, постепенностью. Как человек становился мучеником или, наоборот, отступником от Христа? — Была жизнь, которая предшествовала моменту испытания. И в самый этот момент как бы подводился итог всему, что было прежде, все суммировалось в одно мгновение, и человек совершал свой выбор. Примерно то же и с выбором жизненного пути. Если человек живет осознанно и ответственно, то и к вопросу о профессии он подходит так же, и потом уже не испытывает сомнений в правильности избранной дороги.

— То есть все спонтанные решения — в данном случае — решения, как минимум, безответственные?

— Нет, не всегда. Спонтанность бывает двух родов. Спонтанность, порожденная безответственностью, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Другое дело — некая кажущаяся легкость принятия решений. На самом деле, это решение давным-давно было «принято», оставалось только, что называется, взять его с полки и пустить в дело.

Продавец

— Есть два вида людей. Одни с легкостью меняют сферы деятельности, переходя из водителей в осветители, из осветителей в продавцы, из продавцов в писатели. Другие же мучительно долго принимают решение, опасаясь сорваться с насиженного места. Есть ли этому объяснение?

— Здесь нужно смотреть на душевное устроение конкретного человека и на те жизненные обстоятельства, в которых он находится. Есть люди, которые живут подобно бабочкам, порхающим с цветка на цветок. Они и профессии меняют с соответствующей легкостью.

Но бывает и так, что в один прекрасный день человек понимает, что на этом поприще он себя исчерпал, дальше расти просто некуда. И не то чтобы он лихорадочно ищет, куда бы себя деть. Нет — Господь ему что-то предлагает, а человек принимает с благодарностью. И, действительно, может порой перейти из сварщиков в осветители, а потом, к примеру, стать и писателем! Но не потому, что он просто решил попытать счастья, а потому, что почувствовал вдруг, что ему есть чем поделиться с другими людьми.

Тут можно привести интересную аналогию с монашеской жизнью. Считается, что нехорошо для монаха переходить из монастыря в монастырь — в идеале он должен умереть в той обители, в которую пришел в начале иноческого пути. Вместе с тем есть немало примеров, когда святые переходили из монастыря в монастырь. Но каждый раз это было обусловлено промыслом Божиим. Они не искали, где легче жить и меньше работы, а искали большей духовной пользы. И это искание, опять-таки, не было каким-то поверхностным, легкомысленным, оно было глубоко обдуманным, выстраданным. А бывает, когда человек бегает из монастыря в монастырь потому, что тут что-то нехорошо, там что-то не устраивает. То же самое в отношении работы — один человек уходит на другое место потому, что это оправдано и правильно, другой мечется потому, что ему все везде не так.

Нельзя упускать из виду и реалии нашего времени. К примеру, НИИ, в котором работает сотрудник, пришел в запустение. Раньше здесь двигали науку, а теперь платят гроши, работы серьезной нет. Какой смысл там оставаться, если есть только минимальная ставка и иллюзия работы? Конечно, оттуда надо уходить и искать что-то другое. Однако если есть что сохранять и сберегать, есть высшая цель — надо оставаться. Весь вопрос не в том, какие решения человек принимает, а что в основе этих решений лежит.

— А как же категория «трудных на подъем»?

— Вернемся к людям из второй категории — к тем, кто с большим трудом меняет работу. Это происходит еще и потому, что человек любит свою работу, предан своему делу. Сейчас это встречается реже, чем, скажем, в девяностые годы прошлого века. Возьмем, к примеру, правоохранительные органы и судебную систему. Немало было в «органах» людей, которые честно работали, не брали взяток, не выбивали пытками признательные показания, чтобы выполнить план по задержаниям и раскрытию уголовных дел. Они держались, несмотря на свое бессилие в борьбе с порочной системой. Такие люди были во многих профессиях, они иногда и сейчас встречаются. И порой такие люди приходили и говорили: «Я не могу противостоять творящемуся беззаконию, от меня очень мало пользы. Уходить мне или оставаться?» Я, как священник, всегда советовал — если есть силы, то оставайтесь. Но не берите на себя сверх меры. Кстати, в таких ситуациях огромную роль играет поддержка семьи, понимание супруги или супруга.

Бывает и так, что человек не уходит потому, что боится что-то изменить в своей жизни. И пользы от его деятельности никакой нет, и семью он прокормить не может. Но… годы идут, а в его жизни ничего не меняется. Это, конечно, не похвально.

— Многие ли признаются, что недовольны своей работой и хотели бы поменять ее?

— Очень многие.

— Получается так, что изначально выбор большинства неверен?

Работа

— Далеко не всегда причиной жизненной неустроенности оказывается именно неправильно выбранная работа. Здесь снова будет уместен еще один пример из монашеской жизни. Приходит человек в монастырь, движимый желанием послужить Богу, стать ближе к Нему. И вдруг оказывается, что в монастыре приходится выполнять разную работу, на монашеском языке — послушания, которые на самом деле ему совершенно не интересны! Мести двор, мыть посуду, красить, сбивать штукатурку, опять красить, учиться класть кирпич, когда в жизни своей руками ничего не делал…

Я бы не сказал, что для каждого это очень интересный труд. Но если человек пришел для того чтобы служить Богу, то в какой-то момент вера наполняет его сердце огромным утешением, потому что он реально понимает — каждая куча мусора, вынесенная с монастырского двора, каждый отбитый пласт штукатурки, каждый положенный кирпич, это то, что он делает ради Бога. Даже самая простая работа соединяет его с Богом. И тогда он становится счастливым человеком.

А можно на эту работу роптать, и нет веры, нет радости.

И в светской, обычной работе — то же самое. Если человек понимает, для чего он работает, понимает, что есть польза от его дела, тогда все в радость. Если же нет этого понимания, то работать трудно — работа просто смысла лишается. Но люди, к сожалению, многого не понимают, не понимают зачастую и того, для чего они живут. Вроде бы все хорошо, есть и машина, и квартира, у некоторых — даже яхта есть, и не одна. А радости, счастья — нет… Бывает и так, что человек — иногда ради выживания, а иногда ради достатка, ради карьерного роста — работает, как каторжный, так, что день сливается с ночью и наоборот. И тоже нет радости, есть лишь все более усиливающееся чувство усталости.

— Так как же быть?

— Есть такое понятие, без которого нельзя обойтись при нашем разговоре. Это понятие мотивации, хоть мне и не очень нравится это слово. Мотивация — это не деньги, а именно обретение смысла жизни, деятельности, работы в том числе.

Собственно, для верующего человека этот вопрос и вовсе не должен стоять: вера наполняет его жизнь смыслом. Но если человек еще не пришел к Богу, для него этот вопрос остается актуальным. Зачем? И мне кажется, что неверующий так и не даст себе полного, ясного ответа на это вопрос. Потому что он делает, а кто-то разрушает плоды его труда. Потому что силы уходят, как вода в песок. Меняются жизненные обстоятельства, и часто не в его пользу. И только то, что делается для Бога и во имя Божие — только это вечно, только это неразрушимо. На каждом месте, как мы говорили, будь то работа дворника, врача, учителя, водителя, есть масса возможностей служить людям и в лице людей служить Богу. Но даже если такой прямой возможности и нет, то одна смиренная мысль, одно убеждение в том, что Господь тебя на это место поставил, ты здесь по Его воле и эту волю исполняешь — это уже и есть служение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *