1700 год до нашей эры

Когда настала наша эра?

Есть два вопроса, которые мы задаем себе каждый год накануне Рождества Христова. Первый: почему именно в этот день, а не в какой другой отмечается день Его рождения? На этот счет у атеистов существует объяснение, связанное с тем, что церковь, зная об обычае практически всех народов отмечать день зимнего Солнцеворота, не мудрствуя лукаво, назначила дату рождения Христа в тот день, с которого ночь становится короче. И придала событию особое символическое значение, когда сама природа приветствует рождение Спасителя. Иной точки зрения придерживались святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин, обратившиеся к Священному писанию, по которому день и месяц смерти Иисуса Христа точно известны — 30 марта.

Церковь считала, что Христос находился на Земле полное число лет, как число совершенное. Нетрудно сообразить, что непорочное зачатие Христа случилось в тот же день, в который он был распят. Отсчитав от этого дня традиционные 9 месяцев, как раз получим дату 25 декабря.

Второй вопрос, касающийся точного года рождения Иисуса, решается не столь просто.

В «Псковских епархиальных ведомостях» за 1911 год опубликована любопытная статья иеромонаха Иннокентия, в которой автор высказывает свою точку зрения на хронологию некоторых событий из жизни Иисуса Христа. Текст изменен в соответствии с современными правилами русского языка.

«Историки и многие отцы и учители Церкви признают несомненным тот факт, что «истинный год рождества Христова предупреждает нашу эру несколькими годами». Рассматривая повествование евангелистов Луки и Матфея о рождении Иисуса Христа, они определяют, что рождение И. Христа было «между 9 и 6 годами нашей эры». По преданию же греко-российской Церкви, Господь наш Иисус Христос родился в лето от создания мира 5500, то есть по нашему гражданскому исчислению в конце 5499 года. Если от сотворения мира до нашей эры считать 5508 лет (как у нас принято), то необходимо признать разницу между истинным годом Рождества Христова и началом нашей эры, то есть Иисус Христос родился за 9 лет до нашей эры.

Распят Христос был в 5533 году, то есть в 25 году нашей эры, именно в этом году Великая пятница выходит 30 марта. Известно, что Спаситель умер и воскрес на 34 году своей жизни. И это подтверждает наш вывод о времени Его рождения: за 9 лет до нашей эры, ибо 34-25=9″.

Если принять точку зрения псковского иеромонаха Иннокентия за соответствующую историческим фактам, то мы уже несколько лет живем в новом тысячелетии от Рождества Христова. Каким же будет следующий аргумент в дискуссии, не смолкающей веками?

Золото, ладан и мир

Вслед за пастухами пришли в пещеру к яслям, где лежал младенец, чтобы поклониться Христу, волхвы. Имена их Бальтазар, Каспар, Мельхиор. Часто их называют восточными царями. На родине они управляли городами, изучали звездное небо и течение звезд. Им было ведомо предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды перед рождением на Земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества заметили они на небе необыкновенную звезду. Увидев в знамении пророчество Валаама, они решили убедиться в этом лично и поклониться Спасителю. По преданию, из трех разных городов, без предварительной договоренности друг с другом вышли они, в пути встретились и, ведомые звездой, вместе отправились в Палестину.

Следуя за звездой, волхвы покинули Иерусалим и дошли до окрестностей Вифлеема. Здесь звезда остановилась над пещерой, войдя в которую, увидели волхвы Младенца в яслях, поклонились ему и Пречистой Деве, оставив свои дары: золото — как Царю веков, ладан (смола душистых растений, которую воскуривали перед Богом) — как Богу, мирру (погребальное благовоние в виде масла, которым умащивали тело усопших) — как смертному человеку и одновременно бессмертному.

И сейчас в странах Европы существует обычай: после Божественной литургии в день Богоявления прихожане разбирают специально освященные разноцветные мелки, чтобы написать на дверях своих домов первые буквы их имен: К+М+Б, добро пожаловать. А мощи волхвов хранятся в знаменитом Кельнском соборе.

В преданиях по-разному называют первых паломников ко Христу. Кто же они были на самом деле? Звездочеты, маги, цари? Сколько их было? По числу даров — трое. И это число объясняют по-разному — Троица, три возраста жизни, три земные расы? Пришли они из одной страны или из разных? Называют их и первыми христианскими мучениками. По преданию, не только 14 тысяч младенцев были убиты по приказу царя Ирода, пали жертвами его ненависти и волхвы.

Есть и еще одно предание, не лишенное убедительности: дары волхвов сегодня хранятся в монастыре Святого апостола Павла на горе Афон. Золото находится в виде 28 пластинок небольшого размера (5 сантиметров на 7), различной формы (многоугольники, четырехугольники, трапеции). Поверхность каждой покрыта тончайшим филигранным орнаментом, который ни разу не повторяется. Ладан же и мирра сохранились в виде примерно 70 шариков величиной с маслину. По древнему церковному преданию, Пресвятая Дева Мария незадолго до своего Успения передала дары волхвов вместе со своим поясом и ризой Иерусалимской церкви, где они и хранились до 400 года. Потом их перенесли в Константинополь до взятия города турками в 1453 году. После падения Византии вдова султана Амурата и мать завоевателя Востока Магомета II Мария спасла святыни от неверных и собственноручно привезла в монастырь святого Павла на Афоне. В архиве монастыря до сих пор хранится султан-ская грамота, подтверждающая передачу даров волхвов афонским монахам.

Именно в память об этих святых дарах и принято делать подарки на Рождество.

В ожидании первой звезды

Как это было лет 300 тому назад? Сочельник — вечер накануне Рождества. В российских деревнях жгут костры. Каждая семья выходит во двор и в молчании стоит у разгоревшегося костра. Считалось, что в эту ночь усопшие предки приходят погреться у огня. Новым огнем, который старики вечерами высекали кремнем, поджигали дубовую колоду и этим дымом окуривали жилище от нечистой силы.

Непременно мылись в банях, в печах, надевали чистые рубахи. Женщины перемывали всю посуду, ущербную выбрасывали. Мыли полы, прибирали в избе и хлеву, амбаре. Стол накрывали «христовой» белой скатертью, под нее укладывали сено, солому в память о яслях, куда был положен Младенец. Под образом ставили сноп необмолоченной ржи.

Наконец, зажигалась первая звезда — она напоминала о той, что привела волхвов к Иисусу. Отец семейства выходил в сени и во все горло кричал: «Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!» Это должно было умилостивить мороз, чтобы весной он не погубил всходы.

Основное торжество приходилось на утро. К столу подавали блины и кружало — сладкий пирог в виде кольца с лучами. И блины, и кружало символизировали Солнце. Из теста лепили фигурки коров, овец, других домашних животных. Такие печения называли по-разному: «коровками», «козульками», «колитками». Их ставили на праздничный стол, на окна, щедро одаривали всех входящих в эти дни в дом. Хранили до Крещения, затем размачивали водой и скармливали скотине. Это должно было уберечь скот от болезней.

Главное же место на рождественском столе в России занимала свинина. Даже в крестьянской среде на Псковщине Рождество отмечали не менее 2-3 дней, обыкновенно в кругу семьи. Хозяйка готовила стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. Ритуальной едой были кутья (или коливо, или сочиво), блины.

На Псковщине получила распространение западная традиция устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре — вертепе. Театральное действие делилось на две части: светскую и религиозную. В отличие от западноевропейского варианта, восходящего к религиозным мистериям, у восточных славян большая часть представления в вертепе отводилась под бытовые сценки из народной жизни, евангельские сюжеты были менее популярны.

То-то радость!

Рождество — праздник, в котором причудливо, но со свойственной русскому народу душевной щедростью и искренностью соединились благочестие и пиршественный разгул. Религиозная основа не смогла повлиять на бытовавшие в до-христианские времена народные традиции, предания и обычаи. Вот уже который век Россия отмечает два праздника: один – в церкви, другой в семье и на улице. Один – с молитвой и коленопреклонением, другой – с колядками и рождественскими хороводами.

На святках занимались тем, к чему православие относилось строго, считая за грех, — всевозможными гаданиями. Спешили узнать судьбу, выведать то, о чем, в общем-то, знать не положено. Считалось, что те, кто гадали на будущее, рискуют встретиться с неземной нечистью. Но на святках риск становится гораздо меньше, поскольку в святые дни от Рождества до Крещения человек находится под защитой небес.

В старину русские люди всегда носили под одеждой пояс — как древний оберег от нечистой силы, символ защитного круга, а лоб был охвачен повязкой. Ни повязку, ни пояс не снимали даже в бане. Но, решаясь на гадание, крестик и пояс с себя снимали. Так открывались юные девы неведомой, страшной силе.

Для гадания обычно выбирали баню — единственное помещение, где не было икон. В бане садились перед зеркалом, ставя с двух сторон свечи, и вглядывались в таинственную тьму — кто там покажется. Случалось, что то ли от пристального внимания, то ли от обыкновенного страха падали в обморок.

Гадали на воске, на свинце, бросали в воду кольца, перстни, серьги. Это было уже не так страшно: часто гадали после шумных увеселений, большой компанией.

Пели подблюдные песни. В избу приносили воду, причем делали это парень-первенец и девушка, родившаяся в семье последней. Пока шли по воду, черпали ее и несли в избу, нельзя было разговаривать. На стол ставили широкое и глубокое блюдо с водой, бросали в него кольца, наперстки и другие мелкие личные вещи, накрывали блюдо платком. Потом пели песню с обрядовыми словами и под каждый куплет доставали по одной вещи. Закреплялось спетое предсказание словами: «Кому вынется, тому и сбудется».

По традиции, святки не обходились без костров. Жгли святочное полено, заготовленное загодя. Зажигая такое святочное полено, примечали: если затухало раньше Крещенского вечера, жди несчастья. Пепел от полена собирали и выносили на поле — для благополучного урожая. Пеплом же лечили зубную боль, собранный в коробочку и прибранный в избе, он защищал от пожара и воров.

Еще один обычай, сохранившийся до наших дней, входил в обязательную программу рождественских вечеров: страшные истории, но непременно с благополучным концом.

Редакция благодарит за информационную поддержку в подготовке материалов сотрудников выставочного центра «Приказная палата» Н. Дубровскую и Л. Воронцову.

На фото:Так выглядит вертеп, созданный специалистами отдела декоративно-прикладного искусства Псковского музея-заповедника.

В Европе в VIII веке нашей эры

Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2011 год должен быть 2007-м.) Дионисий выполнил работу, как мы скажем сейчас, в 525 году. В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

В истории человечества можно выделить те периоды, которые в большей степени определили будущее на тысячи лет вперед. Таким, например, был XX век, просто мы еще не знаем до конца, чем он для нас обернется. Однако с VI веком до нашей эры все более или менее понятно. Это действительно был век гениев, определивших будущее развитие, и наша современная жизнь во многом основана на их идеях.

Конечно, гениев у человечества всегда хватало. Но вот как в этом самом VI веке, чтобы во всем цивилизованном мире, да еще и с тысячелетними последствиями, такое все-таки случается редко.

А ведь так оно все и было – от Китая до Греции. И все знаменитые на тот момент люди нам и сейчас хорошо известны, а один из них даже получил божественный статус, а еще один — полубожественный. Пожалуй, пойдем с востока на запад и начнем с Китая.

Китай

Это страна во все времена отличалась основательностью. И в VI веке там родились сразу два гения: Конфуций и Лао-цзы.

Конфуций родился в 551 году до н.э., в самой середине века. Он является создателем учения, в котором впервые были обрисованы принципы социального устройства, применяемые и в наши дни. Такие, как принцип меритократии: доступ к власти и принятию решений люди должны получать не по происхождению, а по способностям.

Эта идея у Конфуция вытекала из его же постулата цзюн-цзы – о человеке, ставшем благородным не из-за происхождения, а благодаря своим моральным принципам. А самым главным был провозглашен принцип справедливости. Это была революция для того времени. Да и сейчас все эти положения звучат очень злободневно. Не случайно же в китайских школах проводят уроки конфуцианства, а изображение Конфуция украшает зал заседаний Верховного Суда США.

В том же VI веке в Китае родился еще один гений – Лао-цзы. Про даосизм так или иначе слышали практически все. Эта философская система сосредоточена не на человеке и социуме, как у Конфуция, а на всем мироздании сразу, в том числе внутренней духовной жизни человека.

Это очень сложная система, но и в ней есть актуальные и на сегодняшний день моменты. Лао-цзы фактически первый, кто применил диалектику и стал рассматривать все процессы в естественном развитии, и утверждал, что любые попытки насильственно вмешаться в этот процесс могут быть губительными. Забавно, что со временем даосизм стал, по сути, религией, а сам Лао-цзы получил полубожественный статус.

Интересен тот факт, что Конфуций и Лао-цзы были не просто современниками, но даже как-то встретились и пообщались.

Правда, историки утверждают, что они друг другу не понравились и сильно не поладили.

Индия

Здесь все достаточно просто. В майское полнолуние 563 года до нашей эры в семье раджи Шуддоханы родился мальчик – Сидхартха Гаутама, который до сих пор известен как Будда.

До тридцати лет он жил, как положено всем уважающим себя индийским кшатриям, а потом вдруг все бросил и пошел странствовать по дорогам Индии и пропагандировать свое учение. Почему это произошло, существует много версий, и часто они друг другу противоречат. Да, впрочем, и неважно, что его на это толкнуло. Важнее последствия.

А последствия просто глобальные. Буддизм на сегодняшний день является одной из трех мировых религий. Здесь надо отметить, что сам Будда наверняка очень удивился бы такому результату. Он ведь создал философское учение, а не религию. Более того вопрос о том, существует ли бог, входил в список из шести вопросов, на которые он отказывался отвечать.

Но тут уж ничего не изменишь. Человеку удалось создать философское учение, ставшее для миллионов людей религией, а он сам для них – богом.

Иран

Зардушт, Заратустра, Зороастр – это имя тоже известно многим. Он тоже жил и работал в VI веке до нашей эры, в первой половине. Существуют и другие гипотезы о времени его рождения, но на сегодняшний день эта самая обоснованная.

Его знают и как идейного вдохновителя философа Ницше, а через его философию и Гитлера, и как создателя до сих пор существующей религии, зороастризма (маздеизм). Эта религия, правда, не очень распространена в наше время.

Но важно другое: учение Заратустры – это первая в истории монотеистическая религия. В ней впервые была ясно выражена идея единого бога-творца. Даже иудаизм в тот период до такого не доходил.

Передняя Азия

Непонятно, можно ли назвать гением лидийского царя Креза который правил в том же самом VI веке до н.э.? Вряд ли… Хотя, наверное, можно считать его гениальным финансистом или великим хозяйственником. Одно из его нововведений действует до сих пор и вряд ли перестанет функционировать в обозримом будущем.

Он ввел денежную систему. Нет, деньги, разумеется, существовали и до него, но он первый все это стандартизировал. Именно он ввел государственную монополию на чеканку монет, установил стандарты содержания драгоценных металлов в монете (98% золота или серебра) и ввел гарантию государства.

Как раз с этого момента и можно начинать историю денег как универсальной системы обмена.

Греция

Именно в этом государстве в VI веке до нашей эры зародилась вся современная наука. Связано это с одним известным греком – Фалесом Милетским. Его заслуги были признаны еще при его жизни. В Древней Греции он считался первым из «семи мудрецов», основавших всю греческую философию. Об этом в свое время упоминали и Платон, и Аристотель.

Фалес Милетский также жил и работал в VI веке до нашей эры. Ему приписывают очень много заслуг и в астрономии, и в математике. Ну, конечно, не просто приписывают: одна из разработанных им теорем до сих пор входит в школьные программы по геометрии во всем мире.

Однако дело даже не в этом. В том же веке жил и Пифагор, но его не называют создателем науки, несмотря на все его огромные заслуги. А вот Милетского называют.

А дело в том, что именно этот человек был первым, кто сформулировал принцип, что основа всего – это материя и познавать мир можно и нужно через изучение материи. А ведь это именно то, на чем основана вся наука.

Кстати, а ведь все эти гении были современниками, и если пофантазировать, то можно себе представить их встречу. Представляете себе беседу Конфуция, Лао-цзы, Будды, Заратустры и Фалеса Милетского? Вот уж кого интересно было бы послушать.

Таким был VI век до нашей эры. Эпоха, во многом определившая современность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *