Когда настала наша эра?
Есть два вопроса, которые мы задаем себе каждый год накануне Рождества Христова. Первый: почему именно в этот день, а не в какой другой отмечается день Его рождения? На этот счет у атеистов существует объяснение, связанное с тем, что церковь, зная об обычае практически всех народов отмечать день зимнего Солнцеворота, не мудрствуя лукаво, назначила дату рождения Христа в тот день, с которого ночь становится короче. И придала событию особое символическое значение, когда сама природа приветствует рождение Спасителя. Иной точки зрения придерживались святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин, обратившиеся к Священному писанию, по которому день и месяц смерти Иисуса Христа точно известны — 30 марта.
Церковь считала, что Христос находился на Земле полное число лет, как число совершенное. Нетрудно сообразить, что непорочное зачатие Христа случилось в тот же день, в который он был распят. Отсчитав от этого дня традиционные 9 месяцев, как раз получим дату 25 декабря.
Второй вопрос, касающийся точного года рождения Иисуса, решается не столь просто.
В «Псковских епархиальных ведомостях» за 1911 год опубликована любопытная статья иеромонаха Иннокентия, в которой автор высказывает свою точку зрения на хронологию некоторых событий из жизни Иисуса Христа. Текст изменен в соответствии с современными правилами русского языка.
«Историки и многие отцы и учители Церкви признают несомненным тот факт, что «истинный год рождества Христова предупреждает нашу эру несколькими годами». Рассматривая повествование евангелистов Луки и Матфея о рождении Иисуса Христа, они определяют, что рождение И. Христа было «между 9 и 6 годами нашей эры». По преданию же греко-российской Церкви, Господь наш Иисус Христос родился в лето от создания мира 5500, то есть по нашему гражданскому исчислению в конце 5499 года. Если от сотворения мира до нашей эры считать 5508 лет (как у нас принято), то необходимо признать разницу между истинным годом Рождества Христова и началом нашей эры, то есть Иисус Христос родился за 9 лет до нашей эры.
Распят Христос был в 5533 году, то есть в 25 году нашей эры, именно в этом году Великая пятница выходит 30 марта. Известно, что Спаситель умер и воскрес на 34 году своей жизни. И это подтверждает наш вывод о времени Его рождения: за 9 лет до нашей эры, ибо 34-25=9″.
Если принять точку зрения псковского иеромонаха Иннокентия за соответствующую историческим фактам, то мы уже несколько лет живем в новом тысячелетии от Рождества Христова. Каким же будет следующий аргумент в дискуссии, не смолкающей веками?
Золото, ладан и мир
Вслед за пастухами пришли в пещеру к яслям, где лежал младенец, чтобы поклониться Христу, волхвы. Имена их Бальтазар, Каспар, Мельхиор. Часто их называют восточными царями. На родине они управляли городами, изучали звездное небо и течение звезд. Им было ведомо предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды перед рождением на Земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества заметили они на небе необыкновенную звезду. Увидев в знамении пророчество Валаама, они решили убедиться в этом лично и поклониться Спасителю. По преданию, из трех разных городов, без предварительной договоренности друг с другом вышли они, в пути встретились и, ведомые звездой, вместе отправились в Палестину.
Следуя за звездой, волхвы покинули Иерусалим и дошли до окрестностей Вифлеема. Здесь звезда остановилась над пещерой, войдя в которую, увидели волхвы Младенца в яслях, поклонились ему и Пречистой Деве, оставив свои дары: золото — как Царю веков, ладан (смола душистых растений, которую воскуривали перед Богом) — как Богу, мирру (погребальное благовоние в виде масла, которым умащивали тело усопших) — как смертному человеку и одновременно бессмертному.
И сейчас в странах Европы существует обычай: после Божественной литургии в день Богоявления прихожане разбирают специально освященные разноцветные мелки, чтобы написать на дверях своих домов первые буквы их имен: К+М+Б, добро пожаловать. А мощи волхвов хранятся в знаменитом Кельнском соборе.
В преданиях по-разному называют первых паломников ко Христу. Кто же они были на самом деле? Звездочеты, маги, цари? Сколько их было? По числу даров — трое. И это число объясняют по-разному — Троица, три возраста жизни, три земные расы? Пришли они из одной страны или из разных? Называют их и первыми христианскими мучениками. По преданию, не только 14 тысяч младенцев были убиты по приказу царя Ирода, пали жертвами его ненависти и волхвы.
Есть и еще одно предание, не лишенное убедительности: дары волхвов сегодня хранятся в монастыре Святого апостола Павла на горе Афон. Золото находится в виде 28 пластинок небольшого размера (5 сантиметров на 7), различной формы (многоугольники, четырехугольники, трапеции). Поверхность каждой покрыта тончайшим филигранным орнаментом, который ни разу не повторяется. Ладан же и мирра сохранились в виде примерно 70 шариков величиной с маслину. По древнему церковному преданию, Пресвятая Дева Мария незадолго до своего Успения передала дары волхвов вместе со своим поясом и ризой Иерусалимской церкви, где они и хранились до 400 года. Потом их перенесли в Константинополь до взятия города турками в 1453 году. После падения Византии вдова султана Амурата и мать завоевателя Востока Магомета II Мария спасла святыни от неверных и собственноручно привезла в монастырь святого Павла на Афоне. В архиве монастыря до сих пор хранится султан-ская грамота, подтверждающая передачу даров волхвов афонским монахам.
Именно в память об этих святых дарах и принято делать подарки на Рождество.
В ожидании первой звезды
Как это было лет 300 тому назад? Сочельник — вечер накануне Рождества. В российских деревнях жгут костры. Каждая семья выходит во двор и в молчании стоит у разгоревшегося костра. Считалось, что в эту ночь усопшие предки приходят погреться у огня. Новым огнем, который старики вечерами высекали кремнем, поджигали дубовую колоду и этим дымом окуривали жилище от нечистой силы.
Непременно мылись в банях, в печах, надевали чистые рубахи. Женщины перемывали всю посуду, ущербную выбрасывали. Мыли полы, прибирали в избе и хлеву, амбаре. Стол накрывали «христовой» белой скатертью, под нее укладывали сено, солому в память о яслях, куда был положен Младенец. Под образом ставили сноп необмолоченной ржи.
Наконец, зажигалась первая звезда — она напоминала о той, что привела волхвов к Иисусу. Отец семейства выходил в сени и во все горло кричал: «Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!» Это должно было умилостивить мороз, чтобы весной он не погубил всходы.
Основное торжество приходилось на утро. К столу подавали блины и кружало — сладкий пирог в виде кольца с лучами. И блины, и кружало символизировали Солнце. Из теста лепили фигурки коров, овец, других домашних животных. Такие печения называли по-разному: «коровками», «козульками», «колитками». Их ставили на праздничный стол, на окна, щедро одаривали всех входящих в эти дни в дом. Хранили до Крещения, затем размачивали водой и скармливали скотине. Это должно было уберечь скот от болезней.
Главное же место на рождественском столе в России занимала свинина. Даже в крестьянской среде на Псковщине Рождество отмечали не менее 2-3 дней, обыкновенно в кругу семьи. Хозяйка готовила стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги, лепешки с картофелем, творогом, грибами. Ритуальной едой были кутья (или коливо, или сочиво), блины.
На Псковщине получила распространение западная традиция устраивать на Рождество кукольные представления, которые показывали кукольники в переносном ящике-театре — вертепе. Театральное действие делилось на две части: светскую и религиозную. В отличие от западноевропейского варианта, восходящего к религиозным мистериям, у восточных славян большая часть представления в вертепе отводилась под бытовые сценки из народной жизни, евангельские сюжеты были менее популярны.
То-то радость!
Рождество — праздник, в котором причудливо, но со свойственной русскому народу душевной щедростью и искренностью соединились благочестие и пиршественный разгул. Религиозная основа не смогла повлиять на бытовавшие в до-христианские времена народные традиции, предания и обычаи. Вот уже который век Россия отмечает два праздника: один – в церкви, другой в семье и на улице. Один – с молитвой и коленопреклонением, другой – с колядками и рождественскими хороводами.
На святках занимались тем, к чему православие относилось строго, считая за грех, — всевозможными гаданиями. Спешили узнать судьбу, выведать то, о чем, в общем-то, знать не положено. Считалось, что те, кто гадали на будущее, рискуют встретиться с неземной нечистью. Но на святках риск становится гораздо меньше, поскольку в святые дни от Рождества до Крещения человек находится под защитой небес.
В старину русские люди всегда носили под одеждой пояс — как древний оберег от нечистой силы, символ защитного круга, а лоб был охвачен повязкой. Ни повязку, ни пояс не снимали даже в бане. Но, решаясь на гадание, крестик и пояс с себя снимали. Так открывались юные девы неведомой, страшной силе.
Для гадания обычно выбирали баню — единственное помещение, где не было икон. В бане садились перед зеркалом, ставя с двух сторон свечи, и вглядывались в таинственную тьму — кто там покажется. Случалось, что то ли от пристального внимания, то ли от обыкновенного страха падали в обморок.
Гадали на воске, на свинце, бросали в воду кольца, перстни, серьги. Это было уже не так страшно: часто гадали после шумных увеселений, большой компанией.
Пели подблюдные песни. В избу приносили воду, причем делали это парень-первенец и девушка, родившаяся в семье последней. Пока шли по воду, черпали ее и несли в избу, нельзя было разговаривать. На стол ставили широкое и глубокое блюдо с водой, бросали в него кольца, наперстки и другие мелкие личные вещи, накрывали блюдо платком. Потом пели песню с обрядовыми словами и под каждый куплет доставали по одной вещи. Закреплялось спетое предсказание словами: «Кому вынется, тому и сбудется».
По традиции, святки не обходились без костров. Жгли святочное полено, заготовленное загодя. Зажигая такое святочное полено, примечали: если затухало раньше Крещенского вечера, жди несчастья. Пепел от полена собирали и выносили на поле — для благополучного урожая. Пеплом же лечили зубную боль, собранный в коробочку и прибранный в избе, он защищал от пожара и воров.
Еще один обычай, сохранившийся до наших дней, входил в обязательную программу рождественских вечеров: страшные истории, но непременно с благополучным концом.
Редакция благодарит за информационную поддержку в подготовке материалов сотрудников выставочного центра «Приказная палата» Н. Дубровскую и Л. Воронцову.
На фото:Так выглядит вертеп, созданный специалистами отдела декоративно-прикладного искусства Псковского музея-заповедника.
В Европе в VIII веке нашей эры
Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2011 год должен быть 2007-м.) Дионисий выполнил работу, как мы скажем сейчас, в 525 году. В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.
В истории человечества можно выделить те периоды, которые в большей степени определили будущее на тысячи лет вперед. Таким, например, был XX век, просто мы еще не знаем до конца, чем он для нас обернется. Однако с VI веком до нашей эры все более или менее понятно. Это действительно был век гениев, определивших будущее развитие, и наша современная жизнь во многом основана на их идеях.
Конечно, гениев у человечества всегда хватало. Но вот как в этом самом VI веке, чтобы во всем цивилизованном мире, да еще и с тысячелетними последствиями, такое все-таки случается редко.
А ведь так оно все и было – от Китая до Греции. И все знаменитые на тот момент люди нам и сейчас хорошо известны, а один из них даже получил божественный статус, а еще один — полубожественный. Пожалуй, пойдем с востока на запад и начнем с Китая.
Китай
Это страна во все времена отличалась основательностью. И в VI веке там родились сразу два гения: Конфуций и Лао-цзы.
Конфуций родился в 551 году до н.э., в самой середине века. Он является создателем учения, в котором впервые были обрисованы принципы социального устройства, применяемые и в наши дни. Такие, как принцип меритократии: доступ к власти и принятию решений люди должны получать не по происхождению, а по способностям.
Эта идея у Конфуция вытекала из его же постулата цзюн-цзы – о человеке, ставшем благородным не из-за происхождения, а благодаря своим моральным принципам. А самым главным был провозглашен принцип справедливости. Это была революция для того времени. Да и сейчас все эти положения звучат очень злободневно. Не случайно же в китайских школах проводят уроки конфуцианства, а изображение Конфуция украшает зал заседаний Верховного Суда США.
В том же VI веке в Китае родился еще один гений – Лао-цзы. Про даосизм так или иначе слышали практически все. Эта философская система сосредоточена не на человеке и социуме, как у Конфуция, а на всем мироздании сразу, в том числе внутренней духовной жизни человека.
Это очень сложная система, но и в ней есть актуальные и на сегодняшний день моменты. Лао-цзы фактически первый, кто применил диалектику и стал рассматривать все процессы в естественном развитии, и утверждал, что любые попытки насильственно вмешаться в этот процесс могут быть губительными. Забавно, что со временем даосизм стал, по сути, религией, а сам Лао-цзы получил полубожественный статус.
Интересен тот факт, что Конфуций и Лао-цзы были не просто современниками, но даже как-то встретились и пообщались.
Правда, историки утверждают, что они друг другу не понравились и сильно не поладили.
Индия
Здесь все достаточно просто. В майское полнолуние 563 года до нашей эры в семье раджи Шуддоханы родился мальчик – Сидхартха Гаутама, который до сих пор известен как Будда.
До тридцати лет он жил, как положено всем уважающим себя индийским кшатриям, а потом вдруг все бросил и пошел странствовать по дорогам Индии и пропагандировать свое учение. Почему это произошло, существует много версий, и часто они друг другу противоречат. Да, впрочем, и неважно, что его на это толкнуло. Важнее последствия.
А последствия просто глобальные. Буддизм на сегодняшний день является одной из трех мировых религий. Здесь надо отметить, что сам Будда наверняка очень удивился бы такому результату. Он ведь создал философское учение, а не религию. Более того вопрос о том, существует ли бог, входил в список из шести вопросов, на которые он отказывался отвечать.
Но тут уж ничего не изменишь. Человеку удалось создать философское учение, ставшее для миллионов людей религией, а он сам для них – богом.
Иран
Зардушт, Заратустра, Зороастр – это имя тоже известно многим. Он тоже жил и работал в VI веке до нашей эры, в первой половине. Существуют и другие гипотезы о времени его рождения, но на сегодняшний день эта самая обоснованная.
Его знают и как идейного вдохновителя философа Ницше, а через его философию и Гитлера, и как создателя до сих пор существующей религии, зороастризма (маздеизм). Эта религия, правда, не очень распространена в наше время.
Но важно другое: учение Заратустры – это первая в истории монотеистическая религия. В ней впервые была ясно выражена идея единого бога-творца. Даже иудаизм в тот период до такого не доходил.
Передняя Азия
Непонятно, можно ли назвать гением лидийского царя Креза который правил в том же самом VI веке до н.э.? Вряд ли… Хотя, наверное, можно считать его гениальным финансистом или великим хозяйственником. Одно из его нововведений действует до сих пор и вряд ли перестанет функционировать в обозримом будущем.
Он ввел денежную систему. Нет, деньги, разумеется, существовали и до него, но он первый все это стандартизировал. Именно он ввел государственную монополию на чеканку монет, установил стандарты содержания драгоценных металлов в монете (98% золота или серебра) и ввел гарантию государства.
Как раз с этого момента и можно начинать историю денег как универсальной системы обмена.
Греция
Именно в этом государстве в VI веке до нашей эры зародилась вся современная наука. Связано это с одним известным греком – Фалесом Милетским. Его заслуги были признаны еще при его жизни. В Древней Греции он считался первым из «семи мудрецов», основавших всю греческую философию. Об этом в свое время упоминали и Платон, и Аристотель.
Фалес Милетский также жил и работал в VI веке до нашей эры. Ему приписывают очень много заслуг и в астрономии, и в математике. Ну, конечно, не просто приписывают: одна из разработанных им теорем до сих пор входит в школьные программы по геометрии во всем мире.
Однако дело даже не в этом. В том же веке жил и Пифагор, но его не называют создателем науки, несмотря на все его огромные заслуги. А вот Милетского называют.
А дело в том, что именно этот человек был первым, кто сформулировал принцип, что основа всего – это материя и познавать мир можно и нужно через изучение материи. А ведь это именно то, на чем основана вся наука.
Кстати, а ведь все эти гении были современниками, и если пофантазировать, то можно себе представить их встречу. Представляете себе беседу Конфуция, Лао-цзы, Будды, Заратустры и Фалеса Милетского? Вот уж кого интересно было бы послушать.
Таким был VI век до нашей эры. Эпоха, во многом определившая современность.