3 основные мировые религии

2. Основные религии: буддизм, ислам, христианство

Религия (от лат. religio – «святыня», «набожность») – система взглядов и мироощущений человека, которая определяет во многом его поведение, основана на веровании в сверхъестественное (богов, духов и т. д.). Религия позволяет человеку построить обобщенную картину мира, сориентировать его поведение.

С точки зрения исторического развития выделяют три этапа религиозного развития:

1) племенные религии (различные языческие религии);

2) национально-государственные религии (конфуцианство, браманизм, иудейство и др.);

3) мировые религии.

К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. На них мы и остановимся более подробно.

Буддизм

Буддизм – самая древняя из мировых религий, которая возникла в VI–V вв. в Древней Индии. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (впоследствии Будда). Можно выделить два основных направления буддизма:

1) южный (хинаяна);

2) северный (махаяна).

Важной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. Он основан на внутренних проявлениях религиозной жизни человека, но никак не на внешних, таких как свойственная многим религиям ритуальность, нет церковной организации, институтов. Существует только правило о том, что необходимо хранить три Драгоценности (триратна). К ним относятся Будда, Дхарма – первичный элемент бытия, сангха – монашеская община. Согласно буддизму есть всеведущее существо – Будда – просветление, им открыт закон – Дхарма, который определяет все законы, по которым осуществляются мировые процессы. Для хранения этих знаний и законов, для их передачи образуются общества для равных – сангхи.

Основная проблема для буддизма – проблема бытия личности как скопления «изменчивых» форм. Личность в представлении буддизма состоит из пяти элементов: телесности, желания, ощущения, познания и представления.

Стержневыми в буддизме являются «четыре благородные истины».

1. Существование (рождение, старение, смерть) есть страдание (духкха).

2. Все страдания из-за жажды чувственных наслаждений, страстности.

3. Освобождение от страданий в уничтожении желаний, для этого необходимо пройти срединный путь (восьмеричный).

4. Восьмеричный путь избегания крайностей, включает в себя постоянные размышления, раздумья, медитации для прихода в состояние абсолютного покоя – нирваны.

Большинство текстов буддизма собраны в сочинении «Трипитака» («Три корзины»), появившемся в V в. до н. э. Окончательный вариант канонического сочинения появился в III в. до н. э.

Буддизм не остался на территории одного государства. Сфера его распространения огромна, по всему земному шару, поэтому велико и его влияние на жизнь людей, на такие ее составляющие, как политика, экономика, культура и др.

Христианство

Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. стало государственной религией Римской империи. В 988–989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Европы.

Христианство имеет три направления.

1. Православие – старейшее направление, возникло в 395 г. при разделении Римской империи на Западную и Восточную.

2. Католицизм, отделился от православия в 1054–1204 гг., отличается от православия добавлением к символам веры филиокве (происхождение Святого Духа не только от Бога-отца, но и от сына).

3. Протестантизм, в XVI в. отделился от католицизма, отличается более упрощенным культом, отказом от церковной иерархии, признает только два таинства: крещение и причащение.

В основе христианства – вера в Иисуса Христа, Спасителя. Основным догматом христианства является Троица, согласно чему Бог един, но существует в трех ипостасях: Бог-отец (безначальное Первоначало), Бог-сын (Слово, смысловое и оформляющее Начало) и Святой Дух (животворящее Начало). Содержание христианства передано в Священном предании, важнейшими частями которого являются Священное писание, включающее в себя Библию и Символ веры.

Согласно христианской антропологии мистическое достоинство относится не только к духу человека, но и к его физическому телу. Поэтому в христианском учении о бессмертии речь идет не только о бессмертии души, но и перерождении тела. В этом многие наблюдают острые противоречия со многими другими понятиями в христианстве. Ведь именно в грехопадении – первом акте непослушания – виновата телесная составляющая.

Большое значение для христианства имеет греховность, признание своей виновности. Недаром большинство святых признавали себя великими грешниками. Здесь можно провести параллель с буддизмом, поскольку именно в страдании христианство видит способ искупления грехов, а высшая цель человека – вечное блаженство (в буддизме – нирвана). Но в то же время, если буддист идет к своей нирване через медитации и раздумья, стоически безмолвно, то христианин должен «принять свой крест» и страдать не только за себя, но и за других. Когда-то Христос пришел к людям, чтобы искупить их грехи, теперь человек должен взойти к Богу.

Распространение христианства огромно, на сегодняшний день насчитывается более одного миллиарда христиан.

Ислам

Возник в Аравии в VII в., поэтому является самой молодой мировой религией. Основателем был пророк Мухаммед. Основные принципы ислама изложены в Коране – священной книге мусульман (VII–VIII вв.).

Ислам имеет два основных течения.

1. Суннизм. Наряду с Кораном признает мусульманское священное предание – сунну (VII–XI вв.).

2. Шиизм. Не признает суннитских халифов в отличие от суннизма, признает только алидов.

Главный догмат мусульман состоит в поклонении единому богу – Аллаху. Очень почитаем среди мусульман и Мухаммед, который является посланником Аллаха.

Как и в христианстве, в исламе верят в бессмертие души. Мусульмане верят и в загробную жизнь.

Очень большое значение для мусульман имеют колонны ислама. Это пять предписаний, которые обязательно должны выполнять мусульмане. К ним относятся.

1. Шахада – вера в одного бога – Аллаха, почитание его посланника Мухаммеда.

2. Салат – один из основных исламских обрядов, заключающийся в пятикратном ежедневном молении.

3. Саун – пост во время месяца рамадана (рамазана) мусульманского лунного года хиджры.

4. Закат – милостыня бедным.

5. Хадж. Хотя бы один раз в жизни необходимо совершить паломничество в главный религиозный центр ислама – в Мекку, к храму Кааба.

Для ислама характерен очень строгий монотеизм (представление о едином боге). Аллах всемогущ, грозен и непостижим. А весь людской мир есть знамение бога Аллаха, которое указывает на его могущество. Отличие ислама от других мировых религий в том, что человек не может вознестись к богу, не может полностью постичь все его тайны, но в то же время он обязан в эти тайны верить. Ислам не отличается терпимостью по отношению к другим религиям и мировоззрениям. Одно из основных предписаний ислама – джихад (война за веру), согласно которому необходимо распространять ислам, даже ведя «священную войну» против сторонников других верований.

Ислам очень влиятельная религия, если значение других религий в современном мире отходит на второй план, то в мусульманском мире влияние религиозных воззрений на жизнь и культуру сторонников ислама огромно. На сегодняшний день насчитывается около 900 млн приверженцев ислама. В основном ислам охватывает страны Востока.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Религия

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ БУРЯТИИ

Религия является неотъемлемой частью духовной жизни всех народов Бурятии, всех этнических групп. Она оказывает решающее влияние на все стороны жизни общества, на традиции, обычаи и обряды народов, а во времена социальных катаклизмов становится надеждой и опорой людей.

Население, проживающее на территории Бурятии, испытало три большие волны пришествия религий. Ранее господствующим воззрением людей был шаманизм, то есть определенная система взглядов на связь природы и человека. Первоначальные следы буддизма датируются 441 годом, это была находка буддийского бронзового походного алтаря, найденного археологами на Иволгинском гуннском городище под г. Улан-Удэ.

Во времена Чингисхана и его потомков, в столице монгольского государства Каракоруме мирно сосуществовали православные, несторианские, католические и мусульманские храмы и священнослужители.

Второй этап пришествия религий относится к середине XVII столетия. В 1647 году русские служилые люди, проникшие в междуречье Чикоя и Хилка, в ставке бурятского хана Турухай-табунана встретили войлочный буддийский дацан. С русскими в Забайкалье пришло и христианство в форме православия и старообрядчества.

Все последующие года прошли под знаком борьбы христианства и буддизма с шаманизмом, а затем и между собою, пока буддизм не был признан в 1741 году царским правительством в качестве узаконенной религии для бурят. С 1756 года началась вторая волна переселения в Забайкалье старообрядцев, с религией которой царским правительством также велась борьба. До Октябрьской революции на территории Забайкалья, благодаря ссылке, каторге и миграции, появились иудейские, мусульманские, евангельско-христианские и католические религиозные общины и группы.

После выхода Закона Российской империи от 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповеданий» и строительством Транссибирской железной дороги на территории Забайкалья появились и религиозные общины баптистов, «Свидетелей Иеговы», мормонов, иоаннитов.

До начала массовых репрессий, по данным на 1 января 1930 года на территории Республики Бурятия действовало 319 приходов и общин – буддийских 37, православных 210, старообрядческих 53, мусульманских 6, еврейских 7, христиан-баптистов 5, католических 1.

После Великой Отечественной войны в Бурятии официально действовали 1 православный храм в г. Улан-Удэ и 1 буддийский дацан в местности Верхняя Иволга.

За последние годы произошли серьезные изменения в государственно-конфессиональных отношениях по сравнению с прошедшим советским периодом. После возвращения в 1990 г. религиозным объединениям статуса юридического лица Русская Православная Церковь, российская мусульманская умма, объединения буддистов, иудеев, протестантов и другие конфессии активно интегрируются в правовое поле Российской Федерации и занимают подобающее им место в российском обществе.

Начиная с 1990 г. в России был принят ряд нормативных актов, в духе толерантности и веротерпимости, регламентирующих, в той или иной степени деятельность религиозных объединений. Среди них, следует отметить базовый Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и заменивший их Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., поправки к налоговым законам и позднее к Налоговому кодексу, предоставляющие льготы религиозным объединениям при осуществлении ими культовой деятельности. Кроме того, ряд указов Президента России и Постановлений Правительства Российской Федерации были приняты в связи с необходимостью регламентации возвращения религиозным объединениям отобранного у них в советский период культового имущества.

В настоящий момент на территории Республики Бурятия действует 252 зарегистрированных религиозных организации. Из которых 85 входит в состав Бурятской Митрополии Русской Православной церкви (Московский Патриархат), представленой двумя епархиями «Улан-Удэнской и Бурятской» и «Северобайкальской и Сосновоозёрской». Второе место по численности занимают религиозные организации буддистов (73), самой представительным религиозным объединением буддистов является Буддийская Традиционная Сангха России (БТСР). Третьими по численности являются религиозные объединения протестантов (51). Римско-католическая церковь представлена 1 религиозной организацией, старообрядцы 12, ислам 3, иудаизм 1, шаманизм 19, мормоны 1, сознание Кришны 1, вера Бахаи 1, апостольская православная церковь 5.

Кроме того, действует 32 зарегистрированных религиозных групп: 1 буддийская, 3 шаманских, 26 протестантских, 2 сознание Кришны.

В 2019 г. действовало 192 храма разных конфессий: 124 (108 – Улан-Удэнская и Бурятская епархия, 16 – Северобайкальская и Сосновоозёрская епархия) – православных; 33 – дацанов БТСР; 12 – дацанов иных буддийских организаций; 16 – старообрядческих храмов (РДЦ, РПСЦ, один не входящий ни в какую конфессию безпоповский), 1 – католический, 1 – мечеть, 1 исламский молельный дом (Северобайкальск), 1 – шаманский (МРОШ «Тэнгэри» г. Улан-Удэ), 3 – протестантских.

По данным соцопросов, конфессиональный состав населения представляет из себя следующее: 51,8 % представлены христианскими конфессиями (в том числе православие – 32 %, старообрядчество — 0,9 %, 0,4 – католики, 0,2 – протестанты, 0,2 – евангельские христиане, 18,1 % указывают свою принадлежность без разделения на конфессии как христианство); буддисты – 39 %; ислам – 1,6 %; шаманизм – 3,4 %. При этом особенностью Республики Бурятия является двоеверие: буддизм и шаманизм – 0,9 %; христианство и буддизм – 1,6 %; христианство, буддизм и шаманизм – 1,1 %, шаманизм и ислам – 0,2 %, все религии – 0,2 %.

Количество атеистов по данным разных соцопросов представляет от 9 до 13 %.

Подавляющее большинство русских при определении своей религиозной принадлежности указало на православие (84%) и старообрядчество (12%). Также среди бурят больше распространен буддизм (89%) и примерно равномерное, но не столь частое распространение шаманизма и православия. Среди русских имеется небольшая прослойка приверженцев буддизма. Если же появление среди русских протестантизма, впрочем, и среди бурят тоже, объясняется преимущественно успешностью деятельности протестантских миссионеров, направленной на раскрытие положительного смысла данной религии перед лицом неверующих и иноверцев, то появление среди русских неглубоких следов исламского учения по всей вероятности связано с повышенной подвижностью населения, появлением мечети, созданием национально-смешанных семей и т.д. Конфессиональная принадлежность как бурят, так и русских показывает отсутствие жесткой привязки между национальной принадлежностью и вероисповеданием. Встречаются лица, демонстрирующие религиозный синкретизм, ответившие, что их вероисповедание «православие+буддизм», «буддизм + шаманизм», в данном случае это явление служит важным фактором формирования и развития межрелигиозной толерантности.

Бурятская и Улан-Удэнская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) — самая большая религиозная организация в Бурятии. В 2009 г. была сформирована Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Во главе которой стал Савватий (Антонов), ранее служивший викарием Чебоксарско-Чувашской епархии. 1 февраля 2014 г., Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя возвел епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия в сан архиепископа. В 2015 г. епархия была преобразована в Бурятскую Митрополию в составе Улан-Удэнской и Бурятской и Северобайкальской и Сосново-Озёрской епархий. Савватий (Антонов) был возведен в сан митрополита, а новую епархию возглавил наместник Посольского монастыря Николай (Кривенко).

В 2019 г. Улан-Удэнская и бурятская епархия отметила своё 10-летие. В рамках празднования которого прошла серия мероприятий, в том числе выставка в Национальном музее Республики Бурятия, 6 ноября 2019 г. в состоялся праздничный концерт, в ходе которого проводится марафон по сбору средств на отливку колоколов для строящегося Успенского Кафедрального Собора. Продолжилась серия мероприятий Рождественскими чтениями в ноябре 2019 г., приуроченными к 10-летию епархии. 27 священнослужителей и работников Бурятской митрополии за активную жизненную позицию и самоотверженный труд были награждены государственными наградами Республики Бурятия, благодарственными письмами, юбилейными медалями и грамотами.

В 2020 г. митрополит Савватий по решению Священного Синода РПЦ (МП) был переведён на Чебоксарскую и Чувашскую кафедру, а митрополитом Бурятским и Улан-Удэнским назначен Иосиф (Балабанов).

Православные приходы активно включены в жизнь современного общества и проводят большую социально значимую работу: активно борются с алкоголизмом и наркоманией, проводят молебны и крещения людей в исправительно-трудовых колониях, занимаются поддержкой малоимущих и людей без определенного места жительства, в летнее время для детей на Байкале создают православные лагеря отдыха и т.д. Результатом эффективного взаимодействия органов власти Бурятии и Православной церкви стало проведение культурных и спортивных мероприятий, концертов посвященных «Рождеству Христову» «Крещению Господню», Пасхе и другим религиозным православным праздникам. Бурятская митрополия успешно сотрудничает с научными и образовательными учреждениями. Проводит совместные научные конференции и круглые столы совместно с Бурятским научным центром РАН, Бурятским госуниверситетом, Министерством образования и науки Республики Бурятия и другими министерствами и ведомствами.

Одним из проблемных моментов в деятельности РПЦ на территории Бурятия является нехватка священников. На действующие приходы в 2019 г. приходилось 69 священнослужителей (58 Улан-Удэнская и Бурятская епархия, 11 – Северобайкальская и Сосновоозёрская епархия). В 2018 г. оформляли паству 71 священник, 2-е командированных из других епархий (61 Улан-Удэнская и Бурятская епархия, Северобайкальская и Сосновоозёрская епархия — 10).

Буддийские общины. Буддисты занимают второе место по численности среди религиозных организаций республики. На общероссийском, федеральном уровне было зарегистрировано 2 буддийских объединения. Это Буддийская Традиционная Сангха России (глава Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев) и Духовное Управление Буддистов России (председатель Нимажап Илюхинов) (3 дацана). В состав Буддийской традиционной Сангхи России входит 33 дацана (в 2013 г. было 28), кроме того, в других регионах страны имеются еще 18 буддийских общин, относящихся к Сангхе. На территории республики действуют дацаны ЦРО «Объединения Буддистов Бурятии» (7 дацанов), ЦРО объединения «Майдар» (5 дацанов) и «независимые» буддийские общины (25 общин).

Хотя большинство буддийских общин Бурятии исповедают религию одного направления, но действуют они автономно. Кроме вышеназванных двух общероссийских религиозных объединений буддийского толка на территории республики действуют независимые буддийские религиозные общины, зарегистрированные в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия, не входящие в вышеперечисленные общероссийские буддийские объединения и ведущие обособленные буддийские церемониалы и обряды.

Буддийская Традиционнонная Сангха России, играет огромную роль в жизни Бурятии, регионов Российской Федерации, где исповедуют буддизм. Именно Сангха активно проводит свою политику в международной неправительственной организации буддистов стран Азии «Азиатско-Буддийской Конференции за Мир». За последние 20 лет, проделана огромная работа по возрождению буддизма России. Основные усилия Сангхи были направлены на восстановление разрушенных Дацанов и создание новых. Повсеместно в Бурятии, Иркутской области и Забайкальском крае, во многих регионах и городах Российской Федерации восстанавливаются и строятся дацаны, дуганы и субурганы. Практически все исторические дацаны сегодня начали жить полноценной жизнью.

Несмотря на то, что буддизм исповедуют не только граждане Бурятии, Тывы, Калмыкии, но и других регионов России, именно Бурятия уже более трех веков является центром Буддийской Традиционной Сангхи нашей страны. Сангха России выступает социальным партнером государства в решении как социальных, так и экономических вопросов. По инициативе Хамбо Ламы реализуются многие проекты, очень востребованные населением. Проект «Социальная отара» получил поддержку Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина, и сейчас десятки отар работают в Республике Бурятия и Забайкальском крае, тысячи людей остались на селе получив поддержку Сангхи. Причём отары получают не только буряты, но и русские. Реализация этого проекта продолжается, и известен далеко за пределами Бурятии. В 2019 г. стартовал новые проект Сангхи – «Народное стадо» — «Арадай мал» по разведению КРС бурятской породы.

Особое внимание Сангха уделяет сохранению и развитию бурятской культуры, языка, традиционных видов спорта, традиционных промыслов. Тысячи школьников занимаются национальной борьбой, стрельбой из лука, шахматами, многие уже приносят в копилку Бурятии медали Чемпионов мира и России, все они начинали свои первые шаги на турнирах Сангхи.

Старообрядцы представлены на территории Республики Бурятия двумя централизованными религиозными организациями Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной Старообрядческой церковью, имеется один незарегистрированный малочисленный безпоповский приход.

Самой представительной старообрядческой религиозной организацией на территории нашей республики является Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ), руководит которой древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Республика Бурятия входит в состав Сибирской епархии РДЦ, и по факту является её центром. Руководит епархией митрополит Сибирский Сергий (Попков), прибывший в Бурятию в 1995 г. и начавший свою деятельность рядовым священником. За активную работу по созданию новых приходов был в 2005 г. в рукоположен сан епископа, а в 2015 г. возведён в сан митрополита, что стало историческим событием для старообрядцев Бурятии и всех прихожан Сибирской епархии РДЦ, которая включает в себя общины, расположенные на территории Сибири, Дальнего Востока и Восточного Казахстана.

На территории Бурятии официально зарегистрированы 7 приходов РДЦ Ещё 9 приходов действуют в настоящий момент без регистрации. В Республике Бурятия построено 8 храмов РДЦ и 1 часовня, строятся ещё 7 храмов. Паству окормляют 10 священников. В Улан-Удэ построен и действует Кафедральный собор Рождества Христова, который освящен древлеправославным патриархом Александром 29.07.2018 г.

Уже более 20 лет РДЦ принимает активное участие в работе по сохранению и популяризации традиционной культуры староверов Забайкалья (семейских). В 2001 г. создан в с. Тарбагатай создан Музей истории и культуры старообрядцев, известный не только у нас в республике, но в других регионах России и зарубежном. В музее в настоящий момент насчитывается более пяти тысяч единиц хранения — предметы быть, орудия труда, книги и др. Вся коллекция была собрана основателем музея отцом Сергием в сёлах Тарбагатайского района. В настоящий момент подобный музей открыт в г. Улан-Удэ при приходе Рождества Христва.

Русская Православная Старообрядческая церковь (РПСЦ) представлена в Бурятии 5-ю зарегистрированными приходами и одним храмом. С 2010 г. до конца 2019 г. руководил приходами РПСЦ в Бурятии епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока Патермуфий (Артемихин). 28 января 2019 г. постановлением Архиерейского Собора РПСЦ назначен временно управлять Иркутско-Забайкальской епархией, вести работу по подбору и подготовке кандидата в новые архиереи епископ в Томско-Енисейский Григорий (Коробейников).

Конец 2019 г. ознаменовался созданием республиканского организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, в Республике Бурятия в 2020 году. Был принят республиканский план юбилейных мероприятий, которые пройдут в 2020-2021 г.

С конца 1980-х гг. в республике идёт возрождение шаманизма. Шаманизм исповедуют буряты и эвенки, но обращаются к шаманам и русские. Сейчас шаманизму симпатизируют 11 % опрошенных людей. Самой представительной организацией шаманов является местная религиозная организация шаманов «Тэнгэри» г. Улан-Удэ у которой есть представительства в Иркутской области и Забайкальском крае. Этой шаманской организацией закончено строительство в г. Улан-Удэ первого шаманского дворца «Тэнгэрин ордон», в настоящий момент идёт внутренняя отделка помещений, установка шаманских божеств и атрибутов. МРОШ «Тэнгэри» проводит работу среди населения, оказывает психологическую поддержку людям, совместно с органами власти и научными учреждениями проводят научные конференции по шаманизму. Представители остальных шаманских организаций организуют приёмы верующих проводят религиозные обряды. Руководитель указанной организации Цырендоржиев Баир Жамбалович является членом совета при Главе Республики Бурятия по взаимодействию с религиозными объединениями. Представители остальных шаманских организаций организуют приёмы верующих проводят религиозные обряды и при этом с некоторой настороженностью относятся к деятельности Б.Ж. Цырендоржиева его организации «Тэнгэри», предпочитая работать самостоятельно.

Мусульмане Бурятии составляют 1,6 % от общего количества верующих. Со слов руководителя местной религиозной организации мусульман г. Улан-Удэ Нургалиева Басыра Василовича в г. Улан-Удэ в мечеть на постоянной основе ходит около 1 тыс. чел. Этнически мусульмане представлены следующими национальностями: татары, кыргызы, узбеки, азербайджанцы, таджики, дагестанцы, русские (0,3% из общего количества мусульман), буряты. Имам Соборной мечети в г. Улан-Удэ этнический афганец Хамид Софиулла

Мусульмане Бурятии объединены в настоящий момент в 3 организации действующих в г. Улан-Удэ, г.Северобайкальске и поселке Таксимо. Общиной создан и наполняется сайт мусульман Бурятии: http://muslim-03.ru/. В мае 2019 г. усилиями мусульман разных национальностей проводился фестиваль плова, где угощали всех желающих.

Протестантские общины занимают третье место по численности среди религиозных организаций в Бурятии (51 религиозная организация). Количество верующих протестантов в Бурятии составляет около 10 тыс. чел. Протестантские организации занимаются активной проповеднической и миссионерской работой, особенно среди молодежи, распространяют свою религиозную литературу, издают газеты, организуют летние детские лагеря для детей из малоимущих семей, раздают гуманитарную помощь, что свидетельствует о хорошем финансовом обеспечении их деятельности; осуществляют подомовой и поквартирный обход населения, своим верующим предлагают отчисление в пользу общины десятой части со всех видов заработка. К положительным моментам протестантских организаций можно отнести запрет на употребление табака и спиртных напитков.

Представители протестантов входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Главе Республики Бурятия, это Виктор Иванович Колмынин — епископ Ассоциации Христианских Церквей «Союз Христиан» в Республике Бурятия и Марчук Иван Кондратьевич — епископ (на покое) Церкви Веры Евангельской по Сибирскому федеральному округу.

В 2016 г. был создан Пасторский совет евангельских церквей и приходов г. Улан-Удэ, куда вошли церковь «Краеугольный камень», церковь «Примирение», церковь «Шалом», религиозная группа «Церковь Бога Живого», церковь «Новое поколение», церковь «Слово Жизни», церковь «Новый Завет», лютеранский приход «Благодать Христова», церковь «Возрождение», церковь «Древо жизни». Общая численность активных членов всех причисленных организаций – 698 чел. Возглавил данный Совет Переславцев С.А. руководитель МРО Христиан Веры Евангельской Церковь «Новый завет» г. Улан-Удэ.

Республика Бурятия является сложным поликонфессиональным регионом, в котором к традиционным конфессиям относятся православие, буддизм, шаманизм и старообрядчество. В связи с этим работа по мониторингу состояния межконфессиональных отношений, в том числе деструктивной деятельности нетрадиционных конфессий осуществляется на постоянной основе.

В целом религиозная ситуация в Республике Бурятия стабильная и спокойная. По результатам социологических опросов, подавляющее большинство респондентов отрицает возможность возникновения в Бурятии каких-то протестных настроений на религиозной почве. В Бурятии нет противоречий между сторонниками традиционных религиозных конфессий. Представители православия и буддизма с глубоким уважением относятся друг к другу. Подавляющее большинство опрошенных православных оценивают своё отношение к буддизму как хорошее и даже очень хорошее. Аналогичное отношение к православию и у подавляющего большинства буддистов. Среди православных и буддистов преобладают положительные оценки и в отношении к исламу.

Учение Будды было облечено в форму Четырех Благородных истин.

«Первая Благородная истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование. Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что всё вокруг нас не вечно, всё преходяще. «Все вещи возникают и исчезают» — говорил Будда, и представление о том, что текучесть и изменчивость суть основные свойства природы, являются фундаментом его учения. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы сопротивляемся течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь то вещи, явления, люди или мысли, всё же являются майей. Принцип непостоянства воплощается также в представлениях о том, что не существует особого эго, особого «я», которое было бы постоянным субъектом наших изменчивых впечатлений. Буддисты считают, что наша уверенность в существовании отдельного индивидуального «я» — ещё одна иллюзия, ещё одна форма майи, интеллектуальное понятие, лишенное связи с действительностью. Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, то неизбежно испытаем разочарование.

Вторая Благородная истина разъясняет причину страданий, называя её тришна, то есть «цепляние», «привязанность». Это бессмысленная привязанность к жизни, проистекающая из невежества, называемого буддистами авидья. Вследствие нашего невежества мы пытаемся разделить воспринимаемый нами мир на отдельные самостоятельные части и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категориях мышления. До тех пор, пока мы рассуждаем так, нас постигает разочарование за разочарованием. Стараясь устанавливать отношения с вещами, которые кажутся нам твёрдыми и постоянными, но на самом деле являются преходящими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы. В буддизме этот порочный круг известен как сансара, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого является карма, непрекращающаяся цепочка причин и следствий.

Согласно Третьей Благородной истине, можно прекратить страдания и разочарования. Можно покинуть порочный круговорот сансары, освободиться от уз кармы и достичь состояния полного освобождения — нирваны. В этом состоянии уже не существует ложных представлений об отдельном «я» и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего. Нирвана соответствует мокше индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состояние сознания лежит вне области интеллектуальных понятий. Достичь нирваны означает пробудиться, то есть стать Буддой.

Четвертая Благородная истина указывает средство избавления от страданий, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования, который ведёт к состоянию Будды. Как уже упоминалось, два первых шага на этом пути имеют отношение к правильному видению и истинному знанию, то есть к правильному пониманию человеческой жизни. Ещё четыре шага имеют отношение к правильному действию. Они содержат описание правил, которым должен следовать буддист, — правил Срединного Пути, лежащего на равном удалении от противоположных крайностей. Последние два шага приводят к правильному осознанию и правильной медитации, к непосредственному мистическому восприятию реальности, что и составляет конечную и высшую цель Пути.

Будда рассматривал свое учение не как последовательную философскую систему, а как средство достижения просветления.

Его высказывания об этом мире имеют одну цель — подчеркнуть непостоянство всего сущего. Он предостерегал последователей от слепого почитания каких-либо авторитетов, включая и себя самого, говоря, что может лишь указать путь к буддовости и каждому надлежит самому идти по этому пути, прилагая собственные усилия.

Последние слова Будды на смертном одре характеризуют все его мировоззрение и учение. Перед тем как покинуть этот мир, он сказал: «Разложение — удел всех составленных вещей. Будьте настойчивы».

За несколько веков после смерти Будды ведущие деятели буддийской церкви несколько раз собирались на Великих соборах, где зачитывались вслух положения учения Будды и устранялись разночтения в их толковании. На четвёртом соборе, состоявшемся в I в. н. э. на острове Цейлон (Шри-Ланка), учение, изустно передававшееся на протяжении пяти столетий, было впервые записано. Оно получило название палийского канона, так как буддисты тогда пользовались языком пали, и стало опорой ортодоксального буддизма хинаяны. С другой стороны, махаяна основывается на некотором количестве так называемых сутр — сочинений значительного объёма, написанных на санскрите одним или двумя столетиями позже, которые излагают учение Будды более подробно и обстоятельно, чем палийский канон.

Школа махаяны называет себя Великой Колесницей буддизма, так как предлагает своим последователям множество разнообразных методов, совершенных средств, для достижения состояния будды – буддовости. Эти средства включают в себя с одной стороны, религиозную веру в учение основателя буддизма и, с другой, высокоразвитые философские системы, представления которых очень близки к категориям современного научного познания».

Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 109-111.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *