Аборт по исламу

Намаз после выкидыша

ВаАлейкум Ассалям ва рахматуЛлахи ва баракятух!

Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся! Да облегчит, ухти, Всевышний твои страдания и воздаст достойной наградойза твои испытания! Аминь!

Вот , что я нашла

Как ты и говорила, что если заолдыш был меньше 81 недели то это не роды, а истихада и тогда нужно молиться. НО истихада отличается от хайд тем что кровь алая, без сгуствов и без неприятного запаха в противном случае это уже не истихада.

«Это – венозная кровь, а не менструальная. Когда же придет менструация, оставь молитву». Хадис передали аль-Бухари 226, Муслим 333 и другие.

«Менструальная кровь — темная, и ее можно определить (без труда), и в таком случае воздерживайся от молитвы. Когда же придет другая кровь, то соверши омовение и совершай молитву». Хадис передали Абу Давуд 280, ан-Насаи 215 и другие. Его достоверность подтвердили Ибн Хиббан и аль-Хаким.

Так же послеродовым кровотечением считается, если выкидышь имел форму человека,если плод был уже сформирован, а это происходит в период от 81 дня до 4 месяцев. Поэтому даже если срок у тебя был меньше, а плод сформировался то это считаются роды и тогда нужно ждать когда провотечение закончится.

Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различных органов и членов, таких как голова или рука, подобный случай рассматривается как нифас и женщина не постится; если, выкидыш произошел на ранних стадиях беременности, то женщина считается в положении истихада, и ей вменяется пост. (Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 10/224).

Поэтому ухти смотри сама каково было положение плода и какая кровь сейчас. Если был сформированный человек то нифас, если нет тосмотри кровь чистая, венозная без запаха то истихада, если нет то хайд.

А Всевышний знает лучше!

Благодать упования на Аллаха: жизнь после выкидыша

«Мне очень жаль, у ребенка не бьется сердце», — несколько слов, но эти слова пронзили мой мозг, словно ракета. Боль, горе, тоска растеклись по телу, побежали по венам. Я поражена, я не верю, я в шоке. И плачу, плачу, плачу… Вспоминаю, как мы с мужем мечтали, какие планы строили для нашего первенца.

А потом понимаю, что я всего лишь человек. Несовершенный кусочек плоти, созданный из глины. И не в моей власти это проконтролировать или избежать. Это часть плана, уготованного Аллахом (хвала Ему) для меня. И я счастлива осознанием того, что Аллах считает меня достаточно сильной, чтобы послать мне такое испытание. Говорится в Коране:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).

Осознав все это, я восклицаю «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун, альхамдулиллях аля кули халь» — «воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся, хвала Аллаху за все».

В поисках помощи и поддержки я начала читать случайные статьи, введя в поисковик «жизнь после выкидыша». Просматривая множество материалов на эту тему, я думала обо всех мусульманках, которые прошли через тот же болезненный опыт, что и я. И тогда я почувствовала потребность дать собственный совет о том, как продолжать жить, потеряв ребенка.

Справиться с болью

Боль приходит двумя путями: физическим и эмоциональным. Болезнь – это пример физической боли, тогда как утрата любимого человека влечет за собой эмоциональную боль. К сожалению, самопроизвольное прерывание беременности сопряжено с обоими видами боли. Оно затрагивает вас физически и эмоционально.

Я старалась победить эмоциональную боль, но иногда усиление физической боли делает человека более уязвимым для эмоциональной. Я старалась не подавать виду, но каким-то образом все равно умудрялась связывать все, происходящее вокруг, с моим драгоценным нерожденным ребенком. Несмотря на все свои попытки, я, сама того не желая, каждый раз сдавалась перед болью.

Мне не хотелось лежать в постели, не было желания заниматься, хотя впереди были экзамены. Я не хотела возвращаться на учебу и на работу, не хотела быть среди людей. Когда после операции я вышла из дома, каждый встречный спрашивал о моей беременности или выражал соболезнования по поводу моего несчастья. Каждый раз мне приходилось что-то объяснять, и от этого боль возвращалась.

Но постепенно мне становилось лучше, шли дни, и я научилась жить с этим. Я больше не бросалась в слезы каждый раз при виде беременной женщины или маленького ребенка или в детском отделе магазина. Я вспомнила, что значит быть счастливой, и мне больше не нужно было вымучивать улыбку. Это не значит, что я забыла. Я никогда не забуду те бесценные недели, проведенные с моим неродившимся ребенком. Просто я научилась жить после потери ребенка.

Тем, кто попал в ту же ситуацию, что и я, хочу сказать, что очень сожалею о том, что с вами произошло, и искренне молюсь о том, чтобы Аллах (хвала Ему) в скором будущем благословил вас здоровыми детьми. А тем читательницам, которые не пережили ничего подобного – молю Аллаха, чтобы у вас была здоровая беременность и своевременные роды.

Когда случилось несчастье, меня утешала одна вещь – моя вера в Аллаха и благодатная способность уповать на Него. Это дало мне сил, чтобы снова взять жизнь под контроль. Я думала, какое благо в том, что я мусульманка и верю, что моя жизнь в руках Аллаха. Именно после этого я добавила в строку поиска, где было написано «жизнь после выкидыша» слово «ислам».

Таваккуль (упование) на Аллаха дал мне благословенные силы жить дальше. Был баракат (благословение) в знании, которое позволило мне понять, что я должна жить дальше. Изучая вопрос об отношении к потере ребенка в исламе, я незаметно сделала первый шаг к выздоровлению.

1. Изучите вопрос

Альхамдулиллях, нам дарована самая милостивая и сострадательная религия. Я была удивлена тем, что узнала об исламе и выкидыше. Я узнала хадис на эту тему и истории о сподвижниках, так или иначе лишившихся детей, и это принесло мне огромное облегчение. Я думала, что потеряла своего ребенка навсегда, пока мне не попался этот прекрасный хадис.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» (Сунан ибн Маджа).

Как же это прекрасно! По милости Аллаха (хвала Ему), я встречу моего ребенка у ворот рая! Прочтя этот хадис, я расплакалась от счастья и радости.

2. Совершайте киям аль-лейл (ночную молитву)

После операции я почти лишилась сна из-за физической и эмоциональной боли. Однажды я заставила себя подняться с постели, омылась и совершила киям. Никогда еще я не чувствовала себя ближе к Аллаху, чем во время той единственной молитвы! Обычно, когда я вдруг начинала плакать, меня утешал муж или мама или свекровь. На этот раз было по-другому. Я плакала и не могла остановиться, и слезы текли на коврик, и Он был моим Утешителем. Это было такое прекрасное чувство. Даже не могу описать, как меня утешила эта молитва. Совершая суджуд на своем коврике, я чувствовала, будто изливаю сердце прямо Аллаху и рассказываю ему о своих страданиях. Эта ночная молитва была одним из важнейших шагов к моему эмоциональному восстановлению.

3. Постоянно совершайте дуа

Помимо намазов, для общения с Аллахом я пользовалась дуа. Я воздевала руки, обращаясь к Всемилостивому, и плакала перед Ним о своем горе.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более благородного перед Аллахом, чем дуа» (Тирмизи).

Я молила о том, чтобы Он дал мне физических, эмоциональных и духовных сил, о здоровой беременности в будущем, о скорейшем эмоциональном восстановлении мужа, о моих сестрах в исламе, переживших нечто подобное. Я молила о том, чтобы воссоединиться с моим нерожденным ребенком на небесах. Я молила обо всем. Дуа – это единственное, что я могла, лежа в постели, и я делала все возможное, чтобы воспользоваться этим источником благодати.

4. Заручитесь поддержкой

Не представляю, как я пережила бы этот удар без семьи и друзей. Плача на плече у мужа, я постоянно слышала от него, что это испытание от Аллаха, и что мы сильные, и мы справимся. Мама и свекровь тоже были рядом, готовили, убирали, были готовы прийти на помощь каждую минуту. Подруги помогали мне с учебой и разговаривали с моими преподавателями.

Мне очень повезло, что у меня была такая поддержка. Если с вами случится нечто подобное, позаботьтесь о том, чтобы кто-то был рядом, не бойтесь просить помощи у близких.

5. Дайте себе время погоревать

Для меня было очень важно иметь возможность на время выпасть из привычной жизни. Я предупредила, что пропущу несколько занятий, взяла отгулы на работе. Мне нужен был перерыв, чтобы восстановиться даже не столько физически, сколько эмоционально. Я была не готова видеть людей, отвечать на их вопросы о моем здоровье или видеть что-то помимо моей спальни, которая напоминала мне о моем ребенке. Мне нужно было время на выздоровление. Если вам тоже требуется для этого время – не думайте, что это слабость. Это нормально.

6. Не появляйтесь в обществе, пока не будете готовы

К сожалению, я убедилась в этом на своем печальном опыте. Буквально через неделю после операции мне пришлось пойти на семейную вечеринку по поводу обручения. Мне искренне не хотелось наряжаться и быть среди людей, но пришлось, потому что это было связано с семейными обязанностями, и, конечно, были вопросы о моей беременности и моем горе. Я изо всех сил пыталась не расплакаться, пока, наконец, не попросила мужа увести меня. Видеть всех этих людей, собравшихся по столь радостному событию – это было выше моих сил, слишком мало времени прошло.

7. Готовьтесь отвечать на вопросы

Когда почувствуете, что готовы выходить в люди, подумайте, как отвечать на неизбежные вопросы, какой информацией готовы поделиться. К сожалению, иногда люди слишком любопытны и надоедливы. Не говорите больше, чем вам удобно сказать, а в случае необходимости не стесняйтесь говорить, что не хотите касаться этой темы. Не позволяйте никому ставить себя в неудобное положение.

8. Никогда не теряйте надежду

Этот последний совет очень важен. Никогда не теряйте веру и надежду на Аллаха, ибо во всем, что Он делает, есть какая-то цель и мудрость. Будьте терпеливы. Придет и ваше время, если на то будет воля Аллаха. Постоянно молитесь о том, чтобы Аллах исполнил ваше самое заветное желание. Это то, что, в конце концов, будет источником благодати в вашей жизни.

В Коране пророк Закария (мир ему) спросил Аллаха:

«»Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?» Он сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было”» (Коран, 19:8-9).

Аллаху легко благословить нас детьми, вопрос только, когда. Доверьтесь Аллаху и верьте в то, что баракат есть во всем, что делает Аллах.

В завершение прошу вас помянуть меня и моего мужа в ваших дуа и молю сама: «О Аллах, прошу, даруй каждой паре познать счастье быть родителями и благослови каждую пару, которая борется с бесплодием, здоровым ребенком в скором будущем. Аминь».

— Определение

С точки зрения религии, аборт – это убийство эмбриона в матке или путем вывода наружу в результате физического или психологического вмешательства матери или другого лица. Зародыш, начиная с самых первых дней, – это ребенок в утробе беременной женщины. Убийство плода, до развития хирургической медицины обычно совершавшееся примитивными методами, в наши дни производится операционным путем, чаще всего врачами.

— Историческое прошлое

В священном Коране и хадисах не упоминается об умышленном убийстве эмбриона,

вероятно, такие случаи в те времена случались довольно редко. Когда стала развиваться богословская наука и появились соответствующие книги (начиная с конца первого века Хиджры), тема убийства плода по умыслу или в результате несчастного случая вначале возникла как предмет обсуждения в уголовном праве.

Затем (спустя 4 века после активной деятельности имамов-толкователей) начались споры по поводу дозволенности убийства ребенка в материнской утробе в определенные сроки для предотвращения его появления на свет.

— Взаимосвязанные источники об аборте

В отдельных аятах священного Корана говорится о таком преступлении как «убийство девочек путем закапывания в землю заживо». Вопрос умерщвления зародыша затрагивается не посредством специальных терминов, а подразумевается под общими трактовками. В частности, аяты, «запрещающие убивать живые существа без права на это», также включают в себя убийство плода.

1. В Суре «Ан‘ам» (6/98) Всевышний говорит о том, что сотворил всех людей одним дуновением, и оно (дуновение) на определенной стадии развития находилось в материнской утробе. 151-м аятом категорически запрещено убийство и детей, и живых существ вообще. Плод явно подпадает под определение живых существ и, вероятно, также подразумевается под термином «дети».

2. В Суре «Мумтахина» (60/12) нашему Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) повелевается взять с женщин клятву не совершать определенных преступлений и грехов, среди которых есть «убийство детей». К понятию «дети» в данном аяте также относятся и эмбрионы.

В хадисах не упоминается уничтожение и убийство плода с целью предотвращения его рождения. В хадисах по поводу предохранения говорится не об умерщвлении плода, а о прерванном с целью недопущения соединения спермы с яйцеклеткой сношении. У хадиса по поводу «вдыхания души», о котором речь пойдет далее и который расценивается некоторыми теологами как доказательство дозволенности убийства плода и провоцирования выкидыша, нет никакой связи с абортами.

— Теология об аборте

В теологии, предоставляющей толкование религиозным предписаниям по поводу предметов, поступков и отношений (их деление на обязательные, дозволенные, необходимые, невозбранимые, нежелательные или запретные), вопрос убийства плода рассматривается в двух аспектах:

— дозволенность и запрет на аборт;

— наказание за умышленное или случайное убийство эмбриона.

1. Аборт с точки зрения его дозволенности или запрета

При исследовании допустимости или недозволенности убийства плода в теологии, в первую очередь, остановились на выяснении того, является ли это существо (эмбрион) живым, и считается ли оно человеком. Если будет доказано, что это живое человеческое существо, ни один теолог не даст разрешения на его убийство, так как Ислам категорически запрещает убивать людей и все живые существа. Причиной разногласия некоторых мусульманских богословов по поводу дозволенности аборта на определенных сроках является их недостаточная осведомленность, ложное понимание целей некоторых хадисов и их неправильная трактовка, неверное представление о медицине и животном мире, имеющие место в период жизни этих теологов.

Недостаточные и неверные знания:

Газали, специалист в общепринятых исламских науках, в частности в теологии, в своем произведении «Воскрешение наук о вере» («Ихья-улумид-дин»), исследуя тему предохранения, также коснулся вопросов аборта и сделал следующее разъяснение: «Предохранение несравнимо с абортом или закапыванием рожденных девочек в землю, потому что, в отличие от него, последние два деяния по сути являются убийством не потенциально возможного, а уже существующего (появившегося). У этого появившегося (плода) есть различные стадии. Первая ступень его возникновения заключается в проникновении мужского семени (спермы) в матку, соединении с женской водой и переходом в жизнеспособное состояние. Разрушать и убивать это – преступление. Когда плод отвердеет и превратится в кусок плоти, его убийство станет еще большим злодеянием. Когда в тело вдохнут душу и завершится процесс его превращения в человека, преступление станет еще более тяжким. И самая крайняя его степень – когда убивают плод, живым вышедший из материнской утробы… Мы сказали, что зарождение человека начинается не с выходом спермы у мужчины, а с ее попаданием в матку и смешением с женской водой. Ведь ребенок возникает не из одной мужской жидкости, а рождается от двух партнеров. А это создается смешением двух жидкостей, то есть мужской спермы и женской менструальной крови…» («Ихья ва шархи Итхаф», V, 380).

Газали, умерший в начале шестого века Хиджры (505/1111 г.), толкует знания своего времени, и следующие нюансы в его изложении представляют важность для оценки мнения теологов по поводу зародыша:

a) многие богословы, подобно Газали, в религиозных источниках называют мужские и женские выделения, участвующие в формировании ребенка (то есть сперму и женские яйцеклетки), водой;

б) результат смешения двух жидкостей (зачатие) именуется не живым существом, а пришедшим в жизнеспособное состояние – так характеризуется оплодотворенная яйцеклетка;

в) ступени развития, которые плод проходит в матке после оплодотворения яйцеклетки, называются «аляка» и «музга». По мнению многих богословов и толкователей, «аляка» означает загустевшую кровь, а «музга» – кусочек сырого мяса. Исходя из современных знаний о медицине, зародыш никогда не бывает в состоянии загустевшей крови или куска мяса;

г) сведения о том, что ребенок возникает после полового контакта в результате смешения вод мужа и жены, то есть мужской жидкости с женской менструальной кровью, также не согласуются с современными медицинскими представлениями;

д) процесс вдыхания души упоминается в одном из хадисов, который будет раскрыт ниже. Нет обоснованных сведений о том, что означает душа и ее вдыхание, какие функции выполняет в процессе создания человека и на что оказывает влияние;

е) несмотря на все эти неполные знания, убеждение Газали в том, что нечто появившееся в матке с момента соития нужно расценивать как «некую ступень человеческого существования» и его убийство является преступлением, подтверждает очевидную истину.

Хадис, связанный с вдыханием души

Согласно одному хадису, пересказанному такими источниками истинных хадисов как Бухари и Муслим, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), повествуя о создании людей и их судеб (того, что написано на роду), говорил следующее: «Создание каждого из нас накапливается в материнской утробе в течение сорока дней, потом там же столько же времени становится связанным (отвердевшей кровью или во взвешенном состоянии), затем столько же времени превращается в маленький кусочек плоти. После к нему присылается ангел, который вдохнет душу и передаст приказ по четырем пунктам о том, что будет написано на роду: средства к существованию, смертный час, деяния (что необходимо сделать) и положение в загробном мире (Рай или Ад)» (Бухари, «Бадуль-халк», 6; Муслим, «Кадар», 1-5).

Помимо данной версии хадиса в изложении Бухари и Муслима, в других версиях сборников Муслима наблюдаются существенные различия:

a) в то время как в вышеизложенной версии срок до вдыхания души составляет 120 дней, в других указываются еще три цифры: 40, 45, 42;

б) в одной из версий говорится, что через 42 дня создаются глаза, уши, кожа, плоть и кости. Затем ангел спрашивает у Аллаха пол будущего ребенка и записывает Его волю.

Учитывая то, что эти сведения были переданы из надежных источников, нельзя говорить, что это выдумка и обман. Однако при анализе текста обнаруживаются противоречащие друг другу утверждения, не соответствующие истине и научной точке зрения. В связи с этим необходимо признать, что передавшие хадис непосредственно от Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) или же более поздние толкователи «совершили ошибку при пересказе». В противном случае непоследовательность и несоответствующие истине сведения будут приписаны Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), с чем мусульмане никак не могут согласиться.

Стадии жизни ребенка в материнской утробе описаны в Коране (например, в Суре «Му’минун», 23/14) и в хадисах так, как это видится со стороны, с целью назидания людей и в качестве доказательства существования, единства, воли и могущества Всевышнего. А некоторые пересказчики допустили ошибки при передаче хадисов из уст Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Перечисленные противоречия и не соответствующие установленной истине разъяснения позволяют сделать следующие выводы относительно хадисов:

a) указанный период времени до вдыхания души колеблется в пределах 40, 42, 45 и 120 дней. Исходя из того, что душа вдыхается в конце определенного срока, нельзя считать данные сведения полностью правдивыми (истинными);

б) утверждение о назначении Всевышним пола будущего ребенка после сорока дней противоречит научным данным, так как бесспорно доказано, что пол ребенка и некоторые индивидуальные особенности формируются с первого дня беременности (в момент зачатия);

c) по мнению ученых, специализирующихся в соответствующей области медицины, в конце третьей недели беременности начинает биться сердце; на 24-25 день появляются первые зачатки глаз, ушей, рук, ног; на 30-й день формируется глазная линза, а к 36-42 дню – ответвления пальцев рук и ног, а также подобие ушной раковины.

Еще одна важная особенность, с точки зрения предмета нашего исследования, заключается в том, что этот хадис никак не связан с темой «убийства или сохранения плода» и был рассказан с целью объяснения сотворения человека и определения его судьбы. Очевидно, по этой причине рассказчики относили его к разделам «Сотворение» и «Судьба».

В данном разделе, где мы пытались выяснить допустимость аборта с точки зрения Ислама, после вводных разъяснений, связанных со сделанными богословами на основании ума (знаний) и пересказов (хадисов) выводами, можно так подытожить предписания каждого мазхаба по поводу абортов:

Мазхаб Ханафи:

В этом мазхабе сошлись на том, что нельзя убивать плод и провоцировать выкидыш после 120 дней после зачатия, по поводу более ранних сроков возникло два различных мнения. Одна группа теологов считает это дозволенным, основываясь на вышеупомянутом хадисе, согласно которому до 120 дней ребенок еще не сформирован, не является человеком, представляет собой нечто, состоящее из крови и плоти, и еще не имеет определенных органов (Ибн Абидин, III, 176; Ибн эль-Хумам, II, 495). Другая часть считает аборт недозволенным. Придерживающиеся этого взгляда теологи мазхаба Ханафи считают, что без серьезных уважительных причин нельзя убивать плод и провоцировать выкидыш и до 120-дневного срока. Потому что облаченному в одежду паломника человеку нельзя как охотиться, так и разбивать птичьи яйца, ведь «яйцо – это основной элемент птицы, птица происходит из яйца». Здесь речь идет о грехе убийства плода или провоцирования выкидыша, однако он несравним с грехом и виной убийцы уже рожденного человека (аль-Фетава аль-Ханийа, III, 410). В качестве «важной уважительной причины» в этом произведении приведено два примера:

a) если женщина забеременеет во время кормления грудью своего предыдущего ребенка, и по этой причине у нее пропадет молоко, а у мужа не будет возможности нанять кормилицу, из-за чего ребенок может умереть от голода, то в целях спасения уже рожденного ребенка от голодной смерти разрешается уничтожить плод, не достигший 120-дневного срока, потому что у него еще не сформированы органы, и он пока считается сгустком крови;

б) ребенок застрял в родовых путях, и роды невозможны: если он мертв, то его можно изъять путем расчленения; если же ребенок жив, то его недозволенно убивать ради спасения жизни матери, потому что здесь две души находятся на равных, и убиваемый ни в чем не провинился.

Как видно, часть теологов мазхаба Ханафи, допускающая аборт до 120-дневного срока, основывается на ошибочной информации по поводу того, является ли существо в материнской утробе человеком, скоплением крови или куском мяса. Эта информация уточняется следующим образом: «До тех пор, пока масса в матке не начнет двигаться и не будет доказано, что движение производят не газы и тому подобное, а эмбрион, его невозможно считать человеком». В наше время уже на 15-й день после зачатия можно определить в результате осмотра и теста, является ли формирующееся в матке вещество ребенком, а также известно, что множество органов начинают формироваться в течение первых сорока дней. В свете подобных знаний нельзя утверждать от имени мазхаба Ханафи допустимость убийства плода до 120-дневного срока; подобные заявления считаются соучастием в преступлении.

Мазхаб Малики:

Теологи этого мазхаба открыто заявили о том, что недопустимо убивать плод и провоцировать выкидыш и до сорокадневного срока (Дердир, II, 266-267).

Мазхаб Шафии:

В то время как некоторые теологи, связанные с этим мазхабом, утверждают допустимость аборта до 40-дневного срока по тем же уважительным причинам, что и приверженцы мазхаба Ханафи, такие богословы, как Газзали, посчитали это недозволенным, и их мнение было признано верным (Шебрамеллеси, VI, 179).

Мазхаб Ханбали:

По мнению богословов мазхаба Ханбали, не разрешается делать аборт после сорока дней от начала беременности. Те же, кто говорит о допустимости этой процедуры до сорокового дня, как уже упоминалось выше, основываются на неполных сведениях.

Ибн Хазм, один из имамов мазхаба Захирия, утверждал, что женщине, совершившей аборт до 120-дневного срока, полагается заплатить штраф, а после 120 дней – откуп (плату за кровь). Это говорит о недопустимости убийства плода на любом сроке (Мухалла, XI, 31; Зайдан, «аль-Муфассал», III, 119-127).

Можно ли по Шариату делать аборт?

Согласно официальной статистике, ежегодно в России проводится порядка полутора миллионов абортов. По этому показателю наша страна занимает первое место в мире. По неофициальным же данным, количество произведённых абортов – от 5 до 12 миллионов. А каждый 5-й аборт делается подростками, то есть девушками младше 18 лет. Тогда как количество детей, рождаемых в нашей стране за год, не доходит даже до двух миллионов! Так, например, в 2009 году в России было произведено 1 млн 292,4 тыс. абортов (заметьте, это всего лишь официальные данные), то есть на 100 родов в том году приходилось 73,7 абортов – только вдумайтесь в эту цифру! Для сравнения, в США в 2008 году на 100 родов приходилось всего 23,4 аборта, в Белоруссии в 2012 году было выполнено всего 28600 абортов, то есть 24,9 аборта на 100 родов.

Как правило, от 10% до 15% абортов заканчиваются различного характера осложнениями, порядка 7–10% женщин после них навсегда теряют возможность иметь детей. Ежегодно около четверти миллиона женщин становятся бесплодными по причине прерывания ими беременности.

Аборт с точки зрения Ислама

Мусульманские богословы единогласны в запретности прерывания беременности после вселения души в зародыш, то есть после достижения плодом 120 дней. По их мнению, это уже преступление, совершение которого недопустимо, ибо это преступление против живого и полноценного человека.

Что же касается аборта, проводимого до срока, когда в зародыш вселяется душа, то и он запретен, по мнению большинства богословов. Доводом запретности прерывания беременности являются достоверные хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в которых говорится, что формирование человека начинается после попадания семени в матку, а это происходит уже на 42-й день. В хадисе, приводимом имамом Муслимом от Хузайфы бин Асида аль-Гивари, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По прошествии 42 дней после зачатия (в другой версии этого хадиса сказано: «сорока с лишним дней») Аллах посылает ангела, который придаёт облик зародышу, наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и скелетом» («Сахиху Муслим», №4783).

Современной наукой уже изучено и доказано, что в момент оплодотворения из двух клеток (мужской и женской) образуется новая, единая клетка, которая содержит сложный генетический план, определяющий каждую деталь человеческого развития: пол ребёнка, цвет волос, рост, цвет глаз…

На 19–21-й день начинает биться сердце. 6 недель: фиксируется работа мозга (мозговые импульсы), что является юридическим доказательством, что человек живой. Прошу обратить внимание, что мозг активизируется именно на этом сроке, на 6-й неделе, что является 42-м днём с момента зачатия, и, следовательно, аборт после этого срока не что иное, как убийство! Кстати, в этом есть и знамение для всех нас, поскольку не будь Мухаммад сын Абдуллы (мир ему и благословение) Посланником Божьим, откуда он мог бы знать, когда именно формируется человек?

В книге «Джамиуль-улюми валь-хикам», автором которой является Ибну Раджаб аль-Ханбали, пишется: «Часть богословов считает дозволенным прерывать беременность до вселения души в плод, сравнив это с контрацептивами, однако это сомнительное утверждение. Потому что плод – это уже ребёнок, который в какой-то степени сформировался, а при применении контрацептивов ребёнка как такового вообще нет, потому что их (контрацептивов) применение в корне препятствует зачатию. Порой даже их применение не гарантирует отсутствия нежелательной беременности, если на это будет воля Всевышнего».

Имам аль-Газали в книге «Ихьяу улюми-д-дин» пишет следующее: «Контрацепция, аборт или захоронение ребёнка заживо не равны на весах Шариата, поскольку это (аборт или захоронение) преступление в отношении уже существующего. У существования есть свои стадии, и первой его стадией является зачатие и готовность сгустка принять жизнь, и его уничтожение – грех! А когда сгусток трансформируется в кусок плоти – грех будет ещё больше. Когда же в плод будет вселена душа – грех станет ещё более тяжким. А пределом тяжести греха является убийство ребёнка после его рождения».

Аборт при патологии плода

Если зародыш достиг 120-го дня после зачатия, то аборт проводить нельзя, даже если медицинское исследование будет говорить о его инвалидности. Аборт допускается, только если его рекомендуют авторитетные в этой области специалисты, когда рождение ребёнка имеет реальную угрозу для жизни матери. В этом случае выбирается меньшее из зол – независимо от того, является зародыш инвалидом или нет, аборт делать разрешается.

Если же стало известно, что зародыш, не достигший 120-го дня после зачатия, родившись, будет инвалидом (это установили вызывающие доверие специалисты, тщательно обследовавшие его всеми возможными методами), то по просьбе родителей можно сделать аборт («Мугниль-мухтадж», аль-Хатыб аш-Ширбини).

Кроме того, можно прерывать беременность, если точно известно, что ребёнок не родится живым, например если у него нет мозга или вовсе головы («Аль-усра аль-муслима филь-алям аль-муасара», доктор Вахба аз-Зухайли).

К большому сожалению, аборты в мусульманских семьях тоже имеют место. Поэтому хочу обратиться ко всем мусульманам: аборт – тяжкий грех, сторонитесь его. Ребёнок – чудо Всевышнего, подарок от Него, и если вы будете «благодарить» Аллаха вот таким образом, надеяться на Его довольство и баракат в жизни не стоит! Есть миллионы семей, которые живут одной лишь мечтой завести ребёнка, но…

Хочется также довести до сведения врачей, что они тоже разделят грех родителей, если возьмутся проводить эту операцию, когда прибегать к ней по нормам Ислама нельзя.

Всевышний Аллах в Коране говорит:»Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна»

1.200.000 — таково количество абортов в России за год, согласно официальной статистике. Реальное же число абортов в России — от 5 до 12 миллионов за год. При рождаемости в 1 миллиона 700 тысяч детей в год, количество абортов в три раза превышает количество детей, появившихся на свет.

Только по официальной статистике в России абортами заканчивается сейчас около 60% всех беременностей. Незарегистрированных абортов, по мнению некоторых врачей, совершается примерно столько же… После аборта около 8% женщин становятся бесплодными. В настоящее время около 15% семей не способны зачать ребенка. Бесплодие, таким образом, уже стало социальной проблемой в России.

Аборт — это убийство беззащитного ребенка, находящегося в утробе матери, которая призвана любить и защищать свое дитя, а не убивать его. Аборт — это самое жестокое и циничное убийство.

Аллах дал нам жизнь, и ни у кого нет права отнимать ее. Почему же современные женщины, врачи и остальные соучастники этой ужасной операции возомнили себя вершителями жизней?!

Люди лишились милосердия. Большинство абортов происходит по причине того, что люди хотят жить свободно, не хотят обременять себя никакими обязанностями. Людям нравится развлекаться, проводить время с друзьями, пить, веселиться. В общем, бездарно прожигать свою жизнь. «Жить для себя» — лозунг большинства современных людей.

Между тем, думая, что убирают всего лишь маленький кусочек неживой плоти, женщина убивает своего собственного ребенка. В учебниках по анатомии сказано что плод — это белково — нуклеиновая плоть, которая не считается живым существом. Но современные исследования показывают, что этот маленький человечек все чувствует.

В исламе аборт является запрещенным действием. Кроме тех случаев, когда это серьезно угрожает жизни матери. А таких случаев — единицы. Мы знаем много сестер, которые не могут иметь детей по разным причинам. И, наверное, они бы родили свое чадо даже под страхом смерти. Ведь для женщины нет большего счастья, чем стать матерью.

Аборт негативно сказывается на состоянии женщины. Часто это приводит к бесплодию, развиваются женские заболевания. Также сказывается и на психо-эмоциональном состоянии женщины. Женщина становится раздражительна, недовольна своей жизнью, впадают в депрессию, бессонницу.

Некоторые семейные пары или одинокие женщины, идут на аборт, боясь, что не смогут прокормить ребенка.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Из страха обеднеть своих детей не убивайте! Мы пропитаем их вместе с вами. Убивать детей — тяжкий грех» (17:31)

وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ

«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна»(4:93)

Один аборт может оставить след на всей вашей дальнейшей жизни. Одна ошибка может стоить несчастного, бездетного и безрадостного будущего. Многие молодые пары, не задумываясь, идут на этот шаг, думая, что все еще впереди.

Но Аллах все видит, и если вас не постигнет наказание в этом мире, то в мире ином вы уж точно поплатитесь за убийство вашего маленького ребеночка, который очень хотел жить.

Допускается ли в исламе делать аборт?

Беременность для женщины – это подарок от Бога и в то же время серьёзное испытание. Ребёнок является милостью Всевышнего, и убийство детей, рождённых или находящихся в утробе, в исламе, как и в других религиях, осуждается. Когда мусульманское вероучение стало распространяться среди арабских племён, именно повеления Аллаха остановили жестокие убийства младенцев, которые были распространены у многобожников.

В Коране нет прямого запрета на прерывание беременности, однако есть аяты, посвященные детоубийству.

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете» (6:151)

«О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (60:12)

Известен также хадис, в котором Пророк (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Создание каждого из нас накапливается в материнской утробе в течение сорока дней, потом там же столько же времени становится связанным (отвердевшей кровью или во взвешенном состоянии), затем столько же времени превращается в маленький кусочек плоти. После к нему присылается ангел, который вдохнёт душу и передаст приказ по четырём пунктам о том, что будет написано на роду: средства к существованию, смертный час, деяния (что необходимо сделать) и положение в загробном мире (Рай или Ад)» (приводят аль-Бухари и Муслим).

В указанных выше обоих коранических аятах исламские богословы в понятие «дети» включают и ещё не родившегося ребёнка. А исходя из хадиса о «вдыхании души», теологии развернули дискуссию на предмет того, когда эмбрион можно считать человеком.

Поскольку только Сам Всевышний имеет право давать и отнимать жизнь, совершение аборта расценивается как харам. Однако бывают жизненные ситуации, когда аборт может быть разрешён для сохранения жизни и здоровья матери. Для таких случаев принципиально важно определить тот самый срок вдыхания души – т.е. время, когда у плода появляются выраженные признаки жизни, называемое «жанин». По мнению большинства учёных, это 120 дней. Но существуют версии, что эмбрион уже является человеком на 40-й, 42-й либо 45-й день после зачатия.

Отметим, что по Шариату медицинский сотрудник, проводящий операцию, хоть и является причиной гибели плода, не рассматривается как совершивший убийство в полном понимании этого слова. Но данный его поступок в любом случае будет считаться греховным.

Во многих исламских течениях предусматривается, что совершивший аборт человек обязан выплатить своеобразную компенсацию – гуррат (искупление за кровь). Учёные определили его размер в 50 золотых динаров (около 212,5 грамма золота) или 500 серебряных динаров (1500 грамм серебра). Он выплачивается опекуну ребёнка. Если мать выпила лекарственные препараты, вызывающие выкидыш, она выплачивает гуррат отцу нерождённого ребёнка. Если же супруг заставил женщину совершить такой грех, то поскольку вина за него лежит на обоих, необходимо выплатить гуррат братьям и сёстрам нерождённого малыша. Если нет возможности выплатить гуррат, необходим каффарат – непрерывно держать пост в течение двух месяцев.

Особенности отношения к аборту в различных мазхабах

1. У последователей Абу Ханифы мнения о дозволенности аборта разделились. Первая группа теологов считает, что прерывание беременности до того, как у плода сформировались части тела, другими словами, до 120-дневного срока, является разрешённым. Другая группа факихов ханафитского мазхаба высказалась против аборта на любом сроке беременности, посчитав это харамом. Сторонники запрета настаивают, что без веских причин совершать аборт до указанного срока не дозволено.

2. Теологи мазхаба Имама Малики однозначно рассматривают аборт как убийство, поэтому даже провоцирование выкидыша на любом сроке беременности приравнивают к греху. По мнению маликитов, эмбрион с момента зачатия уже является «жанин», т.е. живым. Хотя такое действие по тяжести не приравнивается к убийству человека, оно является греховным.

3. В шафиитском мазхабе прерывание беременности разрешено в первые 40 дней после зачатия, если имеются медицинские противопоказания, подтверждённые двумя независимыми врачами, которые соблюдают исламские каноны. Также должно быть согласие обоих супругов на проведение аборта. После указанного срока аборт запрещён. В данном мазхабе имеется особенность в определении величины гуррата – он измеряется не драгоценными металлами, а пятью верблюдами.

4. Факихи мазхаба Ханбали придерживаются того же мнения, что и шафииты: проведение аборта через 40 дней после зачатия запрещёно. Ряд ханбалитов разделяют мнение ханафитов о том, что прерывать беременность можно до того, как плод приобрёл человеческий образ, т.е. до четырёхмесячного срока.

Добавим, что имам каирской мечети «аль-Азхар», шейх Махмуд Шалтут в середине ХХ века писал: «Учёные прошлого единодушны в том, что после появления признаков шевеления плода (спустя 120 дней после зачатия), аборт запрещён для всех мусульман, поскольку это преступление против живого существа. И если плод родился живым и умер сразу же после родов, положено выплатить выкуп за кровь, а если плод родился мёртвым – 1/20 часть гурра» (Islam: Creed and Shariah).

Таким образом, только наличие серьёзных причин позволяет провести искусственное прерывание беременности. Условия, при которых разрешён аборт: наличие согласия обоих супругов и заключения двух врачей-мусульман. Как бы то ни было, даже если есть угроза жизни матери или предполагаются проблемы в связи с рождением больного малыша, прерывание беременности в исламе считается нежелательным.

Валейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух!

В Шариате эмбрион, имеющий выраженные признаки жизни, называют «жанин». Право на жизнь «жанину», зародившемуся в чреве, дает Всевышний. Поэтому, никто, и родители в том числе не имеют права лишать его права на жизнь.

Согласно правилам шариата, человек, ставший причиной гибели плода – «жанина», обязан выплатить «гурра» — своеобразный выкуп. Размер выплаты гурра равен 50 золотым динарам (примерно 212,5 грамм золота) или 500 серебряным монетам (примерно 1500 грамм серебра).

То есть, прерывать беременность после того, как плод примет очертания человеческого тела, а в плоть его, по воле Всевышнего, вдохнут жизнь, запрещено и является «харамом».

1. Относительно абортов до указанного срока, когда плод еще не является «жанин» — имеющим дух, ученые Ханафитского мазхаба высказали два мнения:

  • Первая группа ранних ученых считали, что прерывать беременность до того, как плод обретает дух и очертания человеческого тела – можно. Описанные признаки эмбрион обретает за срок, равный примерно 120 дням.
  • Ученые второй группы придерживались мнения, что делать аборт, то есть искусственно прерывать беременность, нельзя, даже если очертания плода еще не похожи на человеческое тело. При этом ученые делали исключение лишь для особых случаев, отмечая, что прерывать зародившуюся жизнь нельзя ни на каком сроке, кроме тех, когда для жизни матери есть риск..

2. Большинство же ученых мазхаба Малики, считают, что делать прерывание беременности нельзя, независимо от того, сколько недель или дней эмбриону и на каком этапе он развития. Пусть ему нет и сорока дней от зачатия, и в его плоть еще не вдохнули жизнь. С момента своего зачатия эмбрион, по их мнению уже «жанин», то есть имеющий дух и плоть. Совершивший без веских причин аборт человек или же способствовавший этому, обязаны выплатить «гурру».

3. Группа ученых мазхаба Шафиги считают, что до сорока дней у эмбриона нет души. Поэтому, до сорока дней прерывать беременность можно. Представители же другой группы ученых этого мазхаба убеждены, что с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским семенем, эмбрион готов принять дух. И, мешать превращению эмбриона в плод, а затем в ребенка – грех, следовательно, делать аборт даже на этом маленьком сроке запрещено. .

То есть по расчетам древних ученых Ханафитского мазхаба, в плод входит душа по истечении 120 дней, а согласно мазхабу Шафиги, это происходит за сорок дней.

С медицинской точки зрения:

Современной медициной установлено, что за первый месяц (примерно 18 дней) эмбрион вырастает на 1 мм. За это время очертания плода не похожи на человеческое тело, и напоминают вытянутую запятую. Несмотря на то, что внутренних органов у эмбриона нет, уже функционирует сердце. Исходя из этого, некоторые современные религиоведы считают, что лишать права на жизнь живой организм, имеющее сердце, нельзя.

В наше время в медицинских учреждениях по желанию женщины беременность прерывают на сроке до 12 недель. На сроках же от 12 до 28 недель беременность прерывают лишь по рекомендации и под наблюдением квалифицированных специалистов — врачей.

Заключение:

Основываясь на фетвах древних ученых разных мазхабов, изложенных исходя из хадисов и аятов Священного Корана, современные ученые делают следующие выводы:

  1. Если с момента зачатия прошло 120 (сто двадцать) дней, прерывать беременность является харамом. Если со дня, как оплодотворенная женская яйцеклетка закрепилась в матке, прошло 120 дней, делать аборт – харам. Исключение составляют лишь случаи, когда жизни матери угрожает опасность.
  2. 40 дней. При совместном решении супругов разрешено делать аборт до достижения эмбриона 40 дней.
  3. Промежуток между 40 и 120 днями. Прерывать беременность в сроке между 40 и 120 днями (со дня зачатия), разрешено лишь в следующих двух случаях:
  • Если дальнейшее вынашивание и рождение ребенка несет опасность жизни и здоровью матери, и это подтверждено квалифицированными врачами.
  • В случае подтверждения специалистами (врачами) рождения неполноценного ребенка. .

Вышесказанное заключение основано на постановлений от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта. Однако, стоит отметить, что ряд современных религиоведов, ученых-теологов категорически против абортов.

Вывод:

Мнения всех ученых объединяет одно – прерывать беременность после того, как эмбрион обрел дух, является харамом. При этом искусственное вмешательство в течение беременности разрешено при угрожающей опасности жизни и здоровью матери, а также при авторитетном мнении врачей о врожденном уродстве и неполноценности плода.

Кроме того, основываясь на мнении ученых, выступающих против абортов вообще, хотим отметить, что за исключением редких случаев, описанных выше, прерывание беременности является нежелательным и неправильным.

Использованная литература:
1) Бахрур Раик, Китабун Никах. Бабу никахир ракик;
2) Ибн Габидин Аль-Һадияту Алаия – 205 стр.
3) Мажаллату мажмаъил Фикһил Ислами.
4) Основано на указе, от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта.
5) Собрание фетв Кудус Ислами http://www.fatawah.com/Questions/11968.aspx
6) Доктор Хусайни Сулейман Жад, Уасика
7) Профессор, Доктор Али Карадаги, «аль-Кадая ат-Тыббия».
8) http://euro-medicina.ru/

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *