Адамово изгнание

Изгнание Адама и Евы из Рая — ключевой сюжет человеческого грехопадения в Библии. Историю, картины и иконы с этим сюжетом Вы сможете найти в данной статье.

Изгнание Адама и Евы из Рая

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Лукас Кранах, «Адам и Ева в саду Эдема», 1530

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех.

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Микеланджело. Фреска в Сикстинской капелле

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Изгнание из рая, 1887 Музей Родена, Париж

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Томас Коул. Изгнание из Эдемского сада

Шарль-Жозеф Натуар. 1740

Изгнание из Рая, 1510. Дюрер

Мазаччо. Изгнание из рая.1427

Босх. Изгнание Адама и Евы из Рая

Джузеппе Цезари

Джеймс Тиссо. Изгнание из рая. 1900 г.

Фра Анжелико. Изгнание из рая

Мариотто Альбертинелли «Изгнание из Рая»

Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой Мастер Бертрам из Миндена Грабовский алтарь» (фрагмент)

Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795)

Гончарова Н.С. Изгнание из рая. 1912-1913 гг.

История Адама и Евы. Сестра Иоанна Рейтлингер

Старообрядческая икона

Мозаика кафедрального собора Мадонны Ассунты, Монреаль

Изгнание Фреска Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье. XVIII век


Успенский пост – это последний из четырех православных постов. Он длится всего лишь две недели: начинается 14 августа, когда все празднуют Медовый Спас, а заканчивается 28 августа – в день Успения Пресвятой Богородицы. Именно в последнюю неделю Успенского поста принято просить прощения и говорить «спасибо».
Как правильно просить прощения
Просить прощения нужно искренне, без задней мысли, без оправдания себя – через понимание и принятие позиции другого человека. Сначала нужно для самого себя четко сформулировать, в чем ваша вина, затем попросить прощения, лучше — перед иконой у Бога за грех, а затем прийти с искренним покаянием к тому, кого обидели.

Как говорить спасибо в последнюю неделю Успенского поста
После того, как вы попросили прощения в последнюю неделю Успенского поста, нужно говорить спасибо. Например, сформулировать вашу благодарность к родным и близким, коллегам и родственникам можно примерно так: «Я прошу прощения и говорю тебе спасибо просто за то, что ты есть».


Как правильно прощать в последнюю неделю Успенского поста
Прощать — вовсе не значит процедить сквозь зубы «прощаю» или внушать себе, что вы не помните обиды, в то время когда сердце ею переполнено. Прощение – это не формальный акт, не сухая констатация факта, это, прежде всего, сложный и трудный внутренний процесс. Прощение можно «разбить» на несколько этапов
Понять. Ситуации могут быть самые разные, но нужно постараться посмотреть на своего обидчика с позиции адвоката. Нужно стать на место своего обидчика и попытаться понять его мотивацию. Ведь, у каждого — своя наследственность, характер, образование, мировоззрение. Но самих себя мы готовы оправдывать и прощать, ссылаясь на все вышеперечисленное, а других – нет. Но нужно постараться понять другого, а поняв еще суметь и пожалеть.

Оправдать. Второй этап начинается тогда, когда будет найдено понимание и объяснение происшедшего. Высшая судебная инстанция – Бог. «Мне отмщение, Я воздам», – говорит Бог, и именно ему принимать решения. Если мы сможем в своем внутреннем суде оправдать человека, то есть надежда, что и Бог поступит с ним не по справедливости, а по любви. Ведь сказано в Писании, «как вы прощаете, так и вам простится, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Если мы сможем понять мотивацию нашего обидчика, оправдать его, тогда можно подойти к третьему, завершающему этапу.
Простить. Прощение может стать действенным и результативным не от произнесенный фразы «прощаю», а от внутреннего убеждения и понимания, что на самом деле вины нет. Помните, что ваш обидчик уже наказал себя злым поступком. Помолитесь о нем. Он нуждается в вашем прощении не меньше, чем вы в том, чтобы его простить.

Пусть Успенский Пост позволит оставить все печали, беды, грусти и разочарования за порогом прошлого, пусть станет мир вокруг добрее, пусть сердце твоё откроет новые горизонты гармонии, милости и счастья. От всей души желаю успеть сказать «Прощай» обидам и поприветствовать добрые надежды и свои счастливые мечты.
Материалы взяты из открытых источников

Накануне Великого поста, в Прощеное воскресенье, Церковь вспоминает, как Адам и Ева нарушили Божью заповедь и были изгнаны из Рая. Церковь как будто ставит нас перед дверьми Рая и напоминает нам о цели нашего пути. Что потеряли люди, лишившись Эдема? О своем восприятии этого ключевого момента человеческой истории рассказал «Фоме” писатель Евгений Водолазкин.

Время – приглашение к смерти

Стремление к Раю, в моем представлении, определяет жизнь всякого человека, который внимательно относится к своему существованию. Рай – это удивительное понятие. Вероятно, это то, что не имеет ни места, ни, тем более, времени.

Один из героев моего романа говорит: «Мне кажется, что Рай – это отсутствие времени». Почему? Потому что время – это приглашение к смерти. Если есть время, значит, есть смерть.

В Раю есть условные дни творения, когда был создан мир, были созданы Адам и Ева, но это райское время, которое и не время вообще.

Что первым делом получают Адам и Ева, когда приходят из Рая на землю? Время. Им предъявляется конечность и смерть.

Человек в каком-то смысле повторяет в своей отдельной маленькой жизни жизнь всего человечества. Райское время для каждого человека – это детство, время, когда душа еще почти безгрешна, время счастья. Недаром до семи лет дети даже причащаются без исповеди.

Потом человек взрослеет, и в его жизни возникает грехопадение – в самом разном виде. В определенном возрасте человек становится взрослым плотью, и перед ним возникают все взрослые проблемы. И именно в этот момент он всерьез сталкивается со смертью. В детском состоянии мы знаем о существовании смерти, но не относим ее к себе. Мы как бы делаем для себя исключение. А вот в юности, когда приходит понимание, что мы абсолютно такие же кандидаты на смерть, как и все остальные, мы впервые открываем для себя смерть – и ужасаемся. Я вот в свое время ужаснулся не тому, что меня не будет, а тому, что, если есть смерть, если человек умирает раз и навсегда, без воскресения, – тогда все бессмысленно. И эта мысль перевернула меня и очень многое определила в моей жизни.

Время первых людей

Время не всегда было одинаковым. Каково было время людей, которые только что потеряли вечность? Каково было время Адама? Из Книги Бытия мы узнаем, что Адам прожил 930 лет, Мафусаил еще больше – 962 года, потом количество лет ветхозаветных праотцев понемногу уменьшалось. О чем это говорит? О том, что вечность еще какое-то время сопротивлялась времени.

Немыслимое долгожительство праотцев показывало, что отблеск вечности еще был в их душах. А потом время жизни стало уменьшаться, и в итоге уменьшилось до нынешнего состояния.

И время отдельного человека – оно тоже не равноценно. Время ребенка почти бесконечно, его почти нет. Насколько оно длительно и тягуче, и насколько незаметно его течение! Но чем взрослее человек, тем быстрее его время. Вот я сейчас достиг достаточно зрелого возраста и ощущаю, насколько быстро все стало вращаться. Это то, о чем говорил Окуджава: «Чем дольше живем мы, тем годы короче». Время – совершенно относительное явление не только из-за различий в восприятии в разные годы жизни: оно зависит от того, кто его наблюдает. Средневековый человек жил в среднем меньше, чем нынешние люди. Но жизнь его была в каком-то смысле дольше. Потому что она своей частью пребывала в вечности. Это время было разомкнуто, у него, кроме горизонтального движения – от начала к концу, был вертикальный вектор, соотнесенность с вечностью. И эта соотнесенность малую жизнь средневекового человека делала большой. У наших современников этого вертикального вектора зачастую нет. И поэтому большое количество прожитых лет словно слипается, и жизнь кажется маленькой. Особенно, если к ней относиться неосмысленно.

Наиболее трудные фрагменты текстов я пишу в Великий пост

Осознавая разрыв с Творцом, человек стремится преодолеть последствия грехопадения. В этом отношении все равны. Все грешат – короли и нищие, поэты и бухгалтеры. И у всех один путь спасения.

Но для себя я осознал, что писателю или, к примеру, актеру иногда особенно тяжело достигать духовного равновесия. Актер, когда играет злодея, проникается своей ролью, и это сильно травмирует его в духовном отношении. С писателем происходит то же – он ведь играет за всех, за хороших и за плохих. И чтобы грех описать убедительно, ему надо пройти этот грех – по крайней мере, мысленно. Ему надо погрузиться в пучину, в которую в другом состоянии он бы не погрузился. Неслучайно иногда писателям приписывают те грехи, которые они описывают, хотя ничего подобного в их жизни и не было. Получается такое духовное испытание – довольно опасное, поскольку очень легко остаться там, куда ты нырнул всего на несколько минут.

Мой опыт складывается так, что наиболее трудные фрагменты текстов – духовно трудные, психологически трудные – я пишу в Великий пост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *