Агарь и измаил

ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2005 ИЯР 5765 – 6 (158)

РАССКАЗЫ ИЗ ТАНАХА.САРА И АГАРЬ

Илана Арци

«…Сара, жена Авраама, не рожала ему,

а у нее рабыня – египтянка,

по имени Агарь…»

(Брейшис, 16:1).

Поселился Авраам с семьей в земле Ханаан. Незаметно пролетели годы. Детей как не было, так и нет! А ведь обещал Ашем многочисленное потомство.

Но Авраам и Сара были праведниками и не роптали.

Говорят наши мудрецы: если десять лет в браке детей нет, надо брать другую жену.

У Сары была рабыня. Звали ее Агарь. Голубых кровей – египетская принцесса по происхождению.

Как она попала в рабыни? Почему оказалась в доме Авраама?

Сама захотела! Так отцу-фараону и заявила. Еще девчонкой:

– Лучше мне быть рабыней у Авраама, чем владеть Египетским царством.

Фараон удивился, но возражать не стал.

Маленькая Агарь присоединилась к каравану Авраама. Госпоже ни в чем не перечила. Та относилась к ней как к родной дочери. Души в ней не чаяла.

Выросла Агарь. Стройная стала да статная. Смуглая кожа, блестящие черные волосы. Большие карие глаза, пушистые ресницы. Хоть и красивая, но скромная.

– Дам ее Аврааму в жены, – решила Сара, – пусть родит нам сына.

Как только Агарь понесла, сразу перестала уважать хозяйку.

«Не праведница она вовсе, раз Ашем ей детей не послал, – думала Агарь. – То ли дело я. Мне теперь почет и уважение…»

– Принеси воды, Агарь, – просит Сара.

– Тяжело нести!

– Замеси тесто.

– Голова что-то кружится.

– В палатках подмети!

– Я устала.

Пожаловалась Сара Аврааму:

– Девчонка совсем от рук отбилась. Что она себе позволяет! Так дальше продолжаться не может. Я дала ее тебе в жены, а теперь она на меня плюет!

– Агарь – твоя рабыня. Поступай с ней, как сочтешь нужным, – ответил Авраам.

Агарь подслушала их разговор и решила убежать к отцу в Египет.

Бредет она по пустыне. Устала. Прилегла в тени огромного кактуса. Вдруг заклубился туман и появился ангел:

– Вернись к своей госпоже, смирись под руками ее. В награду за покорность родится у тебя сын. Станет он родоначальником большого народа. Назови его Ишмаэлем.

Огорчилась Агарь, да только деваться было некуда. Возвратилась, стала служить Саре. В положенный срок родила. Нарек Авраам младенца Ишмаэлем.

Вспомнил Ашем о Саре – та тоже родила мальчика. Назвали его Ицхаком, что значит «смеющийся».

Соседи перешептывались, хихикали в кулак:

– Аврааму сколько лет, знаете?

– ???

– Сто!

– А Саре?

– Девяносто!

– Где ж это видано, чтоб в такие годы рожали?

– Нашли подкидыша и выдают за своего…

Хорошо смеется тот, кто смеется последним!

Не знали злыдни, что от Ицхака произойдут евреи и получат Тору. Станут избранным народом. Что в конце концов придет Мошиах, и Ицхак посмеется над ними.

Сделал Творец Ицхака похожим на Авраама, как две капли воды. Когда младенцу исполнилось два года, устроил Авраам грандиозный пир. Соседки принесли грудничков, и Сара кормила их своим молоком. Ашем сотворил чудо: молока было много. С тех пор перестали сомневаться в том, что Ицхак действительно сын Сары.

По словам мудрецов, от тех детей, отведавших Сариного молока, произошли все прозелиты – иудеи.

Ишмаэль задирал Ицхака:

– Ты союз с Ашемом – «брис-милу» – когда заключил?

– На восьмой день.

– Ха! Ты же в это время ничего не соображал. Вот я – другое дело! Мне тогда тринадцать минуло. Считай, взрослый мужчина!

– Подумаешь, – отвечал Ицхак, – если потребуется, я жизнь за Ашема отдам.

(Слово не воробей: выпало ведь потом Аврааму вести любимого сына на заклание – «акедас Ицхак»…)

Услышал эти речи ангел-обвинитель и мигом к Престолу Славы. Ашему доносит:

– Обязуется малец за Тебя жизнью пожертвовать. Взять этого хвастуна да и проверить!

– Всему свое время. Не горячись…

Раз Ишмаэль позвал Ицхака «играть». Поставил его под деревом, на голову ему положил яблоко, взял лук и стрелы и стал похваляться:

– Я за сто шагов в самую середку попаду.

Засвистели стрелы над головой младшего брата.

Увидела эту картину Сара и закричала:

– Как ты можешь, дубина стоеросовая, стрелять в такую кроху?! Убить хочешь?

Выхватила лук, побежала к Аврааму:

– Сил моих больше нет! Пусть убираются восвояси, в Египет!

– Как же так? Ишмаэль ведь тоже мой сын!

– Не наследовать ему тебе вместе с Ицхаком!

– Надо посоветоваться с Ашемом.

– Как мне быть? – с мольбой спросил Авраам Всевышнего.

– Слушайся Сару! – был ответ.

Авраам отослал Агарь и сына.

Ишмаэль вырос сильным, ловким. Истинная гроза караванов и путников. Ашем свое обещание тоже выполнил: стал сын Авраама и Агари отцом двенадцати князей. Пошло от них народу великое множество.

Минуло несколько лет. Аврааму захотелось навестить своего первенца.

Собрался в путь. Долго ли, коротко ли добирался, видит – палатка.

У входа женщина медный сосуд чистит.

– Мир вам, уважаемая! Не тут ли живет Ишмаэль?

– А тебе зачем?

– Давно не виделись. Он дома?

– На охоте.

– Позволь воды испить и перекусить с дороги.

– Нету ничего!

– Понял. Передай хозяину, что вход в дом у него плохой! – Поднял Авраам верблюда и был таков.

К вечеру вернулся Ишмаэль домой.

– Как дела? Что нового? – спрашивает.

– Да проезжал мимо старик. Хотел тебя повидать. Велел сказать, что вход в жилище у нас негодный, переделать надо!

– Хм, интересно… А ты его напоила, накормила? В тени палатки отдохнуть позвала?

– Вот еще, стану я всяких проходимцев ублажать!

– Ох, наверное, это мой отец был! Прав он на все сто, действительно, придется «вход в дом» менять! Бери, что тебе любо, и отправляйся назад к отцу!

Через какое-то время женился Ишмаэль снова. Уехал на охоту, а тут опять Авраам в гости пожаловал.

– Мир вам! Не это ли шатер Ишмаэля?

– И вам мир! Он здесь живет, только сейчас на охоте… Да вы проходите, подождите его. Холодной водицы испейте. А я вам сейчас свежих лепешек на меду испеку.

– Спасибо, добрая женщина, ничего не надо. Только передайте мужу, что на сей раз у него вход в шатер в полном порядке.

<< содержание

Большая часть этой главы посвящена Агари – ничем не прославившейся египетской женщине, истории которой мы никогда не услышали бы, если бы провидение не ввело ее в семью Аврама. Возможно, она было одной из тех рабынь, которыми царь Египта, среди прочих подарков, одарил Аврама (Быт 14:16). Относительно ее эта глава сообщает:

(I) о ее браке с Аврамом, ее господином (ст. 1-3).

(II) О ее неправильном поведении с Сарой, ее госпожой (ст. 4-6).

(III) О ее разговоре с ангелом, встретившимся ей во время скитаний (ст. 7-14).

(IV) О спасении ее и ее сына (ст. 15-16).

Стихи 1-3. Эти стихи описывают брак между Аврамом и Агарью, ставшей его второй женой. Хотя в его адрес можно привести некоторые доводы, но нельзя оправдать, ибо сначала не было так; а когда вошло в обычай, то, похоже, причиной тому было неправильное желание образовывать семьи для скорейшего наполнения мира и Церкви. Конечно, так не должно было быть. Христос ограничил семью первым учреждением брака, что делает семьей единственный союз между мужем и женой. Обратите внимание:

I. Организатором этого союза (кто бы мог подумать?) была сама Сара. Она сказал Авраму: «Войди же к служанке моей» (ст. 2). Отметьте:

(1) тактика сатаны сводится к тому, чтобы искушать нас со стороны самых близких родственников или друзей, чье мнение воздействует на нас. Искушение представляет самую большую опасность тогда, когда посылается рукой, от которой мы его меньше всего ожидаем, поэтому мы поступим мудро, если задумаемся не столько о том, кто говорит, а что говорит.

(2) Божьи заповеди содействуют утешениям и почестям намного лучше, чем наши собственные хитроумные планы. Для Сары было бы намного лучше, если бы Аврам придерживался правил Божьего закона, а не следовал ее безрассудным планам, но мы часто сами причиняем себе зло.

II. Стимулом к этому послужило бесплодие Сары.

1. Сара, жена Аврамова, не рождала ему. Она была очень красивой (Быт 12:14), покорной и исполнительной женой и разделяла с ним все его большое богатство, но в то же время не имела детей. Отметьте:

(1) Бог распределяет Свои дары по-разному, одаривая, но не обременяя нас; те или иные трудности предназначены, чтобы быть противовесом для наших великих радостей.

(2) Милость иметь детей часто даруется бедным, но в ней отказано богатым, часто она даруется нечестивцам, но в ней отказано благочестивым людям, хотя богатым есть что оставить детям, а благочестивые больше внимания уделяли бы их образованию. Бог поступает так, как Ему угодно.

2. В этом страдании она признала Божье провидение: «Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать». Отметьте:

(1) там, где рождаются дети, их дает Бог (Быт 33:5), а там, где их нет, их не дает Бог (Быт 30:2). Эта беда от Господа.

(2) Мы также должны признать, что можем вынести ее и использовать с пользой, как страдание по Его воле для мудрых и святых целей.

3. Она использовала свое бесплодие как аргумент, чтобы убедить Аврама жениться на своей служанке; и этот аргумент убедил его. Отметьте:

(1) когда наши сердца слишком сильно привязываются к земным утешениям, то нас очень легко склонить к использованию нечестных методов для их получения. Неумеренные желания очень часто побуждают к неправильным усилиям. Если наши желания выходят из подчинения Божьему провидению, то наши усилия будет очень трудно удержать в рамках ограничений Его заповедей.

(2) Из-за отсутствия твердого упования на Божье обетование и терпеливого ожидания Божьего времени мы уклоняемся от пути нашего долга, чтобы обрести ожидаемую милость. Верующий не поторопится.

4. У нас есть повод полагать, что согласие Аврама с предложением Сары исходило от искреннего желания иметь обетованное потомство, которому будет передано право на завет. Бог сказал, что его наследником будет сын от его тела, но не сказал, что этого сына родит Сара, поэтому он подумал: «Почему ею не может быть Агарь, раз Сара сама предлагает ее?» Отметьте:

(1) непотребные искушения очень часто могут иметь благочестивый вид и благовидный предлог.

(2) Плотская мудрость, предвкушая время Божьей милости, уводит нас с Божьего пути.

(3) Ее действия можно благополучно предотвратить, если мы будем спрашивать волю Божью с помощью слова и молитвы, прежде чем совершим важный и ответственный поступок. Вот чего не хватало Авраму: он женился без Божьего согласия. Такое убеждение не от Призывающего вас.

Стихи 4-6. Эти стихи описывают мгновенные печальные последствия несчастливой женитьбы Аврама на Агари. Довольно быстро она принесла много бед. Когда мы поступаем неправильно, то грех и беда ложатся у двери, и мы можем благодарить самих себя за чувство вины и скорбь, которые преследуют нас, когда сходим с пути долга. Проследите за этим в данной истории.

I. Сара испытывает на себе презрение Агари, которое провоцирует ее к недовольству (ст. 4). Как только Агарь зачала ребенка от своего господина, она начинает смотреть презрительно на свою госпожу, укоряя ее в бесплодии, оскорбляет, чтобы вызвать у нее раздражение (как в 1Цар 1:6), и хвалится обретенной перспективой родить Авраму наследника для этой хорошей и обетованной земли. Теперь она считает себя лучше Сары, более любимой небесами и, возможно, более любимой Аврамом. Поэтому она отказывается подчиняться, как раньше. Отметьте:

(1) когда низкие и раболепные духи испытывают благоволение со стороны Бога или человека и успешно продвигаются, то они становятся заносчивыми и дерзкими, часто забывая свое место и происхождение (см. Прит 29:21; 30:21-23). Довольно сложно достойно носить славу.

(2) Мы часто страдаем со стороны тех, кому греховным образом потакали, и Бог поступает праведно, делая инструментами наших бед тех, кого мы сделали инструментами своего греха, чтобы уловить нас нашими собственными злыми замыслами. Этот камень вернется к тому, кто откатил его.

II. Аврам возмущен и не может быть спокоен, пока Сара пребывает в плохом настроении. Она страстно бранит его и очень несправедливо обвиняет в обиде (ст. 5): «В обиде моей ты виновен», абсолютно безрассудно и ревниво подозревая, что он одобряет оскорбительное высокомерие Агари; и как человек, не желающий слушать, что Аврам хочет сказать, дабы исправить ошибку и снять с себя подозрения, она в данном случае опрометчиво взывает к Богу: «…Господь пусть будет судьею между мною и между тобою», словно Аврам отказывается поддержать ее. Так Сара в раздражении говорила как одна из безумных. Отметьте:

(1) люди, подверженные страстям, часто виновны в ссорах с другими, за что впоследствии они будут винить себя. Сара не могла не признать, что это она отдала свою служанку Авраму, но в то же время возмущалась: «…в обиде моей ты виновен…», в то время как должна была сказать: «Какую глупость я совершила!» То, что произнесено с гордостью и во гневе, не может быть мудрым; когда страсти восседают на престоле, тогда разум находится за дверью, к нему не обращаются и не прислушиваются.

(2) Не всегда правильно поступает тот, кто громко и дерзновенно взывает к Богу. Поспешные и дерзкие проклятия чаще всего являются доказательствами вины и негодного повода.

III. Агарь страдает и вынуждена бежать из дому (ст. 6). Обратите внимание:

(1) кротость Аврама передает права по решению дела служанки в руки Сары, в чью компетенцию входило управление этой частью семьи: «Служанка твоя в твоих руках». Хотя она была его женой, он не собирался ни поощрять, ни защищать ее в том, что выглядело неуважительно по отношению к Саре, к которой сохранил те же чувства, что и раньше. Отметьте: тот, кто хочет сохранить мир и любовь, должен кротко отвечать на жестокие обвинения. Мужья и жены должны соглашаться и прилагать усилия, чтобы не гневаться. Согласие умиротворяет великие обиды (см. Прит 15:1).

(2) Страсть Сары мстит Агари; она стала притеснять ее, не только ограничив прежним местом и работой как служанку, но, возможно, заставив ее служить в суровых условиях. Отметьте: Бог обращает внимание и недоволен трудностями, которыми жестокие господа безрассудно обременяют своих слуг. Они должны воздерживаться от угроз, размышляя вместе с Иовом: «Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его?» (Иов 31:15).

(3) Гордость Агари не могла вынести такого отношения, ее гордый дух стал нетерпим к порицаниям, и она убежала от нее. Она не только пыталась избежать ее гнева в настоящее время, как Давид убежал от Саула, а полностью оставила свое служение и убежала из дома, забыв,

какое зло сама причинила своей хозяйке, чьей служанкой была, и своему господину, чьей женой она была. Отметьте: гордость очень трудно обуздать какими-либо узами долга, как и многими.

Что она сама первая спровоцировала хозяйку, выразив к ней пренебрежение. Отметьте: тот, кто страдает за собственную ошибку, должен нести свои страдания терпеливо (1Пет 2:20).

Стихи 7-9. В этих стихах Писание впервые говорит о явлении ангела. Агарь была прообразом закона, который был дан при служении Ангелов, но не Ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр 2:5). Обратите внимание:

I. Как ангел остановил ее во время бегства (ст. 7). Похоже, она направлялась в свою страну, так как была на пути к Суру, ведшему в Египет. Хорошо, если страдания побуждают нас думать о своем доме, о лучшей стране. Но Агарь находилась не на своем месте, не исполняла свой долг и уходила все дальше, когда ей встретился ангел. Отметьте:

(1) великая милость – быть остановленным на греховном пути то ли совестью, то ли провидением.

(2) Бог позволяет сходящим со своего пути блуждать какое-то время, дабы они увидели собственную глупость, потери, к которым привели себя, и обрели расположение вернуться. Агарь не была остановлена до того момента, пока не оказалась в пустыне и не села, достаточно уставшая и обрадованная, у источника с чистой водой, чтобы освежиться. Бог приводит нас в пустыню, а затем встречается там с нами (Ос 2:14).

II. Как он испытывал ее (ст. 8). Обратите внимание:

1. Он назвал ее «Агарь, служанка Сарина», (1) чтобы испытать ее гордость. Хотя она была женой Аврама и поэтому должна была вернуться, в то же время он называет ее служанкой Сариной, чтобы смирить. Отметьте: хотя вежливость учит нас называть других по самому важному титулу, в то же время смирение и мудрость учит нас называть самих себя по наименьшему званию.

(2) В качестве порицания за ее побег. Служанка Сары должна находиться в шатре Сары, а не блуждать в пустыне и прохлаждаться у источника воды. Отметьте: очень полезно для нас почаще вспоминать о своем месте и родстве (см. Еккл 10:4).

2. Вопросы, поставленные ангелом, были очень правильными и уместными.

(1) «Откуда ты пришла? Подумай о том, что ты убегаешь и от своего долга, к которому была привязана, и от привилегий, которыми была благословлена в шатре Аврама». Отметьте: великое преимущество – жить в религиозной семье. Об этом должны задуматься те, кто имеет это преимущество, и в то же время при малейшем побуждении стремится бросить его.

3. Ее честный ответ и правдивое исповедание: «Я бегу от лица Сары, госпожи моей». Этими словами (1) она признает собственную ошибку, когда решила бежать от своей госпожи, но в то же время (2) оправдывает свой поступок тем, что бежит от лица, от недовольства своей хозяйки. Отметьте: со слугами и детьми нужно обращаться с мягкостью и снисходительностью, чтобы не спровоцировать их пойти неверной дорогой и таким образом стать соучастником их грехов; это осудит нас, хотя и не оправдает их.

4. Как он отсылает ее обратно правильным сострадательным советом: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей (ст. 9). Вернись домой и смирись, потому что поступила неверно; попроси прощения и прими решение в будущем вести себя лучше». Он уверен в том, что ее доброжелательно примут, хотя из этого не следует, что Аврам послал за ней. Отметьте: тот, кто оставил свое место и долг, но убедился в собственной ошибке, должен поскорее вернуться и измениться, с какими бы унижениями это ни было связано.

Стихи 10-14. Мы можем предположить, что, получив добрый совет от ангела (ст. 9) возвратиться к своей госпоже, Агарь сразу пообещала последовать ему и повернула к дому. Затем ангел решил ободрить ее, дав уверенность в милости, которую Бог хранил для нее и ее потомства, ибо Господь дарует милость тем, кто возвращается к своему долгу. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину» (Пс 31:5).

I. Ей было рассказано пророчество о ее потомстве, чтобы утешить в нынешней беде. Особое внимание уделено ее положению: «…вот, ты беременна, поэтому это неподходящее место для тебя». Отметьте: огромное утешение для женщины, носящей ребенка, знать, что она находится под особой заботой и вниманием божественного провидения. Бог милостиво продумывает ее ситуацию и должным образом оказывает поддержку. Отметьте:

(1) ангел убеждает ее в благополучных родах и рождении сына, которого так желал Аврам. Ее страх и скитания могли погубить надежду иметь ребенка, но Бог не поступает с ней так, как того заслуживает ее безрассудство: «Ты родишь сына». Ее беременность была спасена не только благодаря провидению, но и по обетованию.

(2) Она назовет своего ребенка, что было честью для нее и его, Измаил, услышал Бог. Основание для этого в том, что Бог услышал, и поэтому Он будет слышать. Отметьте: опыт прежних Божьих своевременных милостей, проявленных к нам в беде, ободряет нас надеяться на получение такой же помощи в подобных крайних ситуациях (Пс 9:38). Услышал Господь страдание твое (ст. 11). Отметьте: даже в том случае, когда в вопле присутствует мало религиозного рвения, Бог сострадания иногда милостиво слышит в вопле страдания. Слезы говорят с той же силой, что и молитва. Страдающие утешаются от того, что Бог не только видит их страдания, но и слышит их слова. Отметьте далее: мы всегда с благодарностью Богу должны помнить о своевременной помощи, оказанной в день страдания. В такое-то время, в такой-то беде Господь услышал голос молитвы моей и помог мне (см. Втор 26:7; Пс 30:23).

(3) Он пообещал ей многочисленное потомство (ст. 10): «Я весьма умножу потомство твое (англ. пер.);

умножая умножу потомство твое (евр. и рус. пер.), то есть буду умножать его в каждом веке, чтобы оно сохранилось». Предполагается, что в то время от Измаила произошли турки, которые сейчас являются великим народом. Это исполнилось в соответствии с обетованием, данным Авраму: «Сделаю потомство твое, как песок земной» (Быт 13:16). Отметьте: многие дети благочестивых родителей ради их благополучия разделяют внешние общие благословения вместе со своими родителями, хотя, подобно Измаилу, они не включены в завет; многие из умноженных не являются освященными.

он будет между людьми, как дикий осел (дословный перевод), грубый, дерзкий, не имеющий страха перед людьми, необузданный, непокорный, живущий на свободе, нетерпимый к служению и ограничению». Отметьте: дети рабыни, не состоявшей в завете с Богом, от самого рождения становятся подобны детенышам дикого осла. Именно благодать перевоспитывает человека, делает цивилизованным, мудрым и годным для доброго дела. Эти стихи предсказывают,

что он будет жить в борьбе, в состоянии войны: «…руки его на всех — и в этом его грех; и руки всех на него – и в этом его наказание». Отметьте: тот, кто имеет беспокойный дух, чаще всего имеет беспокойную жизнь; тот, кто провоцирует, раздражает и причиняет зло другим, должен быть готов, что ему ответят той же монетой. Тот, чья рука и язык направлены против каждого человека, увидит, что рука и язык каждого направлены против него; и у него не будет повода жаловаться на это. Но в то же время он будет жить в безопасности и владеть своим имуществом пред лицом всех братьев своих. Хотя ему будут угрожать и атаковать соседи, но он удержит свою землю и ради Аврама, а не себя самого, будет хорошо справляться с ними. Соответственно, мы читаем (Быт 25:18), что он умер, как и жил, пред лицем всех братьев своих. Отметьте: многие, которые из-за собственного безрассудства должны лишиться защиты, в то же время странным образом сохранены божественным провидением; Бог обращается с ними намного лучше, чем они заслуживают, когда своим грехом они не только лишаются жизни, но и рискуют ею.

II. Благочестивая реакция Агари на милостивое явление Бога к ней (ст. 13,14). Обратите внимание: в ее словах проявилось:

1. Благоговейное восхищение всемогуществом и провидением Божьим. Под воздействием происшедшего нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, то есть исповедала Его имя и сказала, чтобы прославить Его: «Ты Бог видящий меня». Теперь это имя будет с ней всегда; оно будет напоминать ей о нем; по этому имени она узнает Его и будет помнить Его, пока живет: «Ты Бог видящий меня». Отметьте:

(1) Бог, с которым мы имеем дело, Бог видящий, всевидящий. Бог (как говорили древние), который все видит.

(3) Отношение к Господу, как к Богу, который видит нас, очень поможет нам, когда мы будем возвращаться к Нему. Вот правильные слова раскаявшегося грешника:

«Ты видишь мой грех и мое безрассудство». «Я согрешил перед Тобою», — говорит блудный сын. «Я согрешил в глазах Твоих», — говорит Давид.

«Ты видишь мою скорбь и мое страдание», — именно на это ссылается Агарь. Если мы собственной глупостью накликали на себя беду, то и тогда Бог не оставляет нас.

«Ты видишь мою искренность и решимость вернуться и покаяться. Ты видишь мою тайную скорбь из-за греха и тайные движения к Тебе».

«Ты видишь меня, если когда-либо я удаляюсь от Тебя» (Пс 43:21,22). Эта мысль должна постоянно удерживать нас от греха и побуждать к долгу: Ты Бог видящий меня.

2. Ее смиренное восхищение Божьим благоволением к ней: «Неужели я не видела здесь Видящего меня (ст. 13, англ.пер.)? Видала ли я сзади Того, кто видел меня?» — это место можно прочитать и таким образом, ибо слова очень схожи с Исх 33:23. Она не видела Его лицом к лицу, а словно сквозь тусклое стекло (1Кор 13:12). Возможно, она не знала, с Кем разговаривает, пока Он не удалился (как в Суд 6:21,22; 13:21), и тогда она проследила за Ним с теми же мыслями, что двое учеников (Лук 24:31,32). Или можно прочитать так: «Разве я не видела видящего меня?» Отметьте:

(1) общение, которое святые души имеют с Богом, заключается в том, что их глаз веры направлен на Него, как на Бога, который смотрит глазами благоволения на них. Общение поддерживается с помощью глаз.

(2) На привилегию своего общения с Богом мы должны взирать с восхищением и удивлением,

Задумываясь о месте, где были подобным образом облагодетельствованы: «Здесь тоже? Не только в шатре Аврама или у его жертвенника, а даже здесь, в этой пустыне? Здесь, где я не ожидала ничего подобного, где отошла от пути долга? Господи! что это?» (Иоан 14:22). Некоторые придают отрицательный оттенок этому вопросу, и поэтому воспринимают его, как раскаянное размышление: «Неужели я не видела здесь, в моей беде и страданиях, видящего меня Бога (англ.-пер.)? Нет, я была так же легкомысленна и невнимательна к Нему, как и раньше, но Он чудесным образом посетил меня и позаботился обо мне». Бог часто проявляет к нам Свое благоволение и заботится о тех, кто не ищет Его (Ис 65:1).

III. Название, которое было дано этому месту — Беэр-лахай-рои – источник Живого, видящего меня (ст. 14). Возможно, Агарь так назвала это место, и название сохранилось в течение долгого времени, став in perpetuam rei memoriam – долгим напоминанием об этом событии. Это было место, где Бог славы проявил особую заинтересованность и заботу о несчастной женщине в беде. Отметьте:

(1) Всевидящий является вечно Живым; Он живет и видит нас.

(2) Тот, кто милостиво допущен к общению с Богом и принимает от Него своевременные утешения, должен рассказывать другим, что Бог сделал для его души, чтобы они тоже ободрились искать Его и уповать на Него.

(3) Милостивые явления самого Бога к нам должны вечно храниться в нашей памяти и никогда не должны быть забыты.

Стихи 15-16. Эти стихи подтверждают, хотя об этом четко не записано, что Агарь поступила так, как ей велел ангел: возвратилась к своей госпоже и смирилась; и тогда при полноте времени она родила сына. Отметьте: тот, кто повинуется божественным повелениям, получит утешение божественных обетований. Это был сын рабыни, рожденный по плоти (Гал 4:23), представлявший неверующих евреев (ст. 25). Отметьте:

(1) многие, кто называет Авраама отцом, рожден по плоти (Мат 3:9).

(2) Плотское потомство в Церкви воспроизводится быстрее, чем духовное. Проще убедить людей принять вид благочестия, чем подчиниться силе благочестия.

Изгнание Агари и Исмаила, Гюстав Доре, 1852 г.

Ага́рь (Быт. 16, 1-16; Быт. 21, 9-21), служанка Сарры, наложница Авраама.

Родом из Египта, была служанкой Сарры, жены Авраама.

Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их служанке Агари, чтобы затем усыновить детей от нее (ср. Быт 30, где так же поступают Рахиль и Лия). Этот обычай отражен во внебиблейских источниках (Нузи и законах Хаммурапи), и, согласно им, жена, которая не могла родить, должна была предоставить мужу свою служанку, рожденные же служанкой дети, если законный наследник так и не появился на свет, считались законными .

Уже во время беременности Агарь в надежде передать главенство в семье своему будущему ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять Агарь, и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени Агари — бегство, беглая; ср. араб. higra — бегство). В пустыне у источника ее нашел ангел, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени (агаряне, измаильтяне). В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай-рои (источник Живого, видящего меня).

Возвратившись к Аврааму, Агарь родила ему сына, названного Исмаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил Агарь и Исмаила из дома (обычай, которому также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи ). Заблудившись в пустыне, Агарь едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав Агари колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Исмаила великого воинственного народа. В апокрифе кн. Бытия (см. Кумранские рукописи) сообщается, что Агарь была подарена Аврааму вместе с другими великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из Агари дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой .

Ап. Павел в Послании к Галатам (Гал. 4, 22-30) понимает рассказ об Агари как аллегорию о синайском законодательстве («нынешнем Иерусалиме») и придерживающихся его иудеях. Им противопоставляется свободная жена Авраама Сарра как праматерь принадлежащих «вышнему Иерусалиму» христиан. Подобно тому как Агарь по повелению Божию удалилась из дома Авраамова, так и иудеи, желающие оставаться под игом закона и после пришествия Христа, не могут быть наследниками Его царства. Отношение между Саррой и Агарью и их детьми, судьба Агари и Исмаила, по мысли св. Кирилла Александрийского, прообразовали отношение новозаветной и ветхозаветной Церкви и судьбу последней в новозаветное время . Спасение сына Агари в пустыне знаменовало собой спасительную благодать Крещения .

Арабы называют гору Синай именем Агари.

Литература

Использованные материалы

  • Православная энциклопедия, т. 1, с. 233-234
  • Библейская Энциклопедия Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г.

Зыков. С. 420; Лопухин. 1904. С. 30

см. Зыков. С. 514

Первая публикация из цикла «Великий пост с библейскими женщинами»

Пустыня – это удивительное место. Для библейского мировосприятия – ничейная земля. И в то же время именно там лучше всего слышно голос Бога. Впервые в библейском повествовании пустыня появляется во времена Авраама. Там он разговаривает со Всевышним и строит колодцы. И именно туда убегает его наложница Агарь.

Отношения Сарай и Агари не складываются. Престарелая Сарай, одна из прекраснейших женщин своего времени, была дамой непростой. Многие исследователи обращают внимание только на ее уязвленное самолюбие и ворчливый характер, вынудивший бедную беременную девушку бежать из шатров хозяйки неведомо куда. Но если мы внимательно присмотримся к произошедшей ситуации, то делать однозначные выводы станет совсем не так просто.

Конечно, сейчас мы можем только строить предположения, опираясь не сколько на библейский текст, сколько на размышления более поздних авторов о произошедшем конфликте. Тем не менее, многочисленные истории и легенды, дошедшие до наших дней, могут стать прекрасной почвой для размышления.

Предыстория

Итак, в шатрах Сарай, законной жены Авраама, была некая женщина по имени Агарь. Все имена, которые использует библейский бытописатель, наполнены своим смыслом, который не нужно сбрасывать со счетов. Сарай – владычица народа. Она изначально рождена быть хозяйкой и прародительницей избрана от рождения. Но, как отмечают иудейские мудрецы, «чрево Сарай было закрыто, родить могла только Сарра». Это говорит о том, что этой женщине предстояло проделать довольно большой путь, который мы бы сейчас назвали личностным ростом, чтобы стать достойной быть прародительницей и праматерью верующих в Единого Бога.

Агарь появляется в жизни Сарай, когда они с мужем вынуждены пойти в Египет. Книга Бытия говорит нам о том, что в земле той, т.е. в Ханаане, настала засуха и голод (Быт 12,10). Авраам поднял свои шатры и отправился к более могущественному соседу, чтобы переждать там тяжелые времена. В принципе, он проделывает тот же путь, что и через много лет пройдут его потомки, чтобы осесть на берегах Нила и постепенно стать рабами. В Египте Авраам представляется братом прекрасной Сарай. Женщина попадает в гарем фараона, а ее родственник, как и полагалось в те времена, получает за нее богатые дары. Когда же на фараона и его семью начинают сыпаться страшные болезни, он отпускает Сарай и в знак извинения дарит ей служанку. Об этом нет ни слова в библейском повествовании, но древняя традиция предполагает, что это была дочь фараона.

Скорее всего, у девушки было другое имя, но войдя в дом Авраама, отвергавшего языческих богов, она Становится Агарью, что означает странница, пришелица. Можно предположить, что девушка была единственной египтянкой среди домашней челяди.

Проходит десять лет. Сарай, которой уже 76 лет, все еще бесплодна. Тогда она вводит в шатер Авраама молодую Агарь. Трудно сказать, сколько лет на тот момент было девушке. Конечно, в сравнении с почтенным возрастом Сарай она была весьма молода. Существуют разные предположения. Мы встречаем истории о том, что она из принцессы превратилась в рабыню, будучи девушкой на выданье, т.е. значительно старше 12 лет. Скорее всего, Агарь ждала для себя совсем иной судьбы, чем прислуживать бесплодной старухе. Ее уделом должен был стать прохладный гарем какого-нибудь египетского вельможи, роль старшей жены, матери наследника. И вот, когда она становится наложницей Авраама, прежние представления о жизни снова оживают в ней. Она не только перестает подчиняться Сарай, но и начинает ту унижать. В ее злых словах много обидной правды. Ведь для того времени бесплодная женщина — существо совершенно бессмысленное.

Другой вариант развития событий предполагает, что Агарь попала в шатер Сарай, будучи совсем еще девочкой. Жена Авраама воспитывает ее, разделяет с ней свой досуг и свои интересы. Но когда Агарь беременеет от Авраама, все это забывается, и на Сарай обрушивается черная неблагодарность темнокожей девушки.

Мы слышим слова обиды Сарай: «Моя служанка теперь ненавидит меня, и это твоя вина. Я дала её тебе, она забеременела и теперь считает себя лучше меня. Я хочу, чтобы Господь рассудил, кто из нас прав» (Быт 16,5). Но как только Авраам подтверждает ее власть над Агарью, Сарай нещадно начинает преследовать свою беременную обидчицу.

Надо сказать, что использование суррогатного материнства было не редкостью в те далекие времена. Законы Хаммурапи дают четкое представление о том, что рождение ребенка от господина не уравнивает наложницу в правах с госпожой. С точки зрения тогдашней морали поведение Агарь было неправильным. Она заслуживала сурового наказания вне зависимости от своего состояния. Ей предстояло родить ребенка, на коленях у своей хозяйки. Это был не ее ребенок, но ребенок Сарай.

Первый раз в пустыне

Ссора двух женщин приводит к тому, что молодая египтянка бежит в пустыню Негев. Скорее всего, Агарь хочет добраться на родину, в Египет. Не зря Ангел находит ее на дороге в Сур (Быт 16,7). Этот город больше известен по другому своему названию – Тир. Здесь жили финикийцы, и можно было добраться на корабле до Египта. Но, скорее всего, этот город упоминается совсем не для того, чтобы внимательный читатель предположил маршрут беглянки. Тир был городом, где поклонялись богу Молоху. В том числе и приносили в жертву младенцев. Так этот город становится символом отказа от веры в Единого Бога.

Попробуем проследить путь Агари, обращая внимание на символы, которые скрываются в библейском повествовании. Девушка покидает дом своей госпожи. Таким образом, она проявляет непослушание не сколько Сарай, сколько Богу. Она забывает самое важное – нет никакой ее заслуги в том, что она зачала. Ведь Бог мог закрыть и ее утробу, как закрыл утробу Сарай.

Агарь бежит в пустыню. В те времена пустыня считалась ничейной землей. В силу своей неплодородности и отсутствия растительности, пригодной в пищу скоту. Соответственно, выход в пустыню воспринимался как отрыв от некой культурной традиции, выход из какого-то народа. Так и сам Авраам рвет со своим прошлым, отправляясь в пустыню. Теперь же его наложница Агарь отрясает прах из шатров Сарай, чтобы стать свободной от всего, что там видела. Но она забывает об одном очень важном моменте: ребенок, которого она носит под сердцем, ей не принадлежит. Он принадлежит Сарай и Аврааму и, в конченом счете, Богу. Получается, что Агарь несёт Божье чадо в страну греха и невежества.

Еще один важный аспект пустыни для библейского миросозерцания – восприятие этого места, как некоего периода изменения, преображения, учебы. В историях пророков и праотцов явственно видно, как Бог, обращаясь к ним среди песков и солнца, воспитывает их, создавая новых людей. Это же происходит и с Избранным народом, который 40 лет странствует. Именно поэтому здесь Агарь является Ангел. Он мог бы поймать непокорную девушку прямо на выходе из стана Авраама и преградить ей путь. Божий посланник является ей только в пустыне, наставляя ее не только вернуться, но и четко указывая ее место и роль в этом мире.

Не менее важным моментом является то, что встреча Агари с Ангелом происходит у колодца, которому Агарь дает название Беэр-лахай-рои, источник Того, Кто видит меня. Ведь здесь она впервые общается Богом, меняется ее восприятие. Теперь это не только Бог Авраама. Это и ее Бог, которого она знает по имени. Он Тот, Кто видит ее печаль и готов ее поддержать. Со времен Евы Господь впервые обращается непосредственно к женщине. Мало того, к ней обращены слова обетования, подобные тем, которые слышит Авраам. Практически непокорная служанка ставится на одну доску с праотцом.

В пустыне Агарь начинает меняться. Теперь она готова проявить послушание, но не Сарай, а Богу. Библия снова указывает конкретное местоположение: колодец находится между оазисами Кадес и Баред. Кадес — название, созвучное слову «кодеш», «святость». Слово же «баред» созвучно слову «молния». Так Агарь оказывается между возможным Божьим гневом, Баредом, и Божьим благословением, Кадесом. Молодая женщина делает выбор, она предпочитает благословение Того, Кого уже знает, возвращению в Египет.

Изгнание в пустыню

Проходит 13 лет. Это странное число возникает в рассказе не случайно. 13 на иврите звучит как «эхад». Как ни странно, числовое значение (гематрия) этого слова «один» или «единый». За этим словом скрывается и одно из Имен Всевышнего. Речь идет о достижении некой полноты или зрелости. Авраам и его семья становятся готовыми для того, чтобы полностью войти в удел Божий. Тогда Господь меняет имена и повелевает сделать обрезание всем мужчинам в доме Авраама. Теперь же он и дает ребенка Сарре, имя которой теперь означает «владычица множества народов». За 13 лет и в ней, и в Аврааме произошли глобальные изменения… А вот имя первенца Авраама никак не изменяется. У Измаила особая судьба, расходящаяся с предназначением потомков Сарры.

У Измаила был крутой нрав, и вполне вероятно, что его «игры» пугали пожилую Сарру. Юноша, которому к моменту, когда Исаака отнимают от груди, уже лет 15-16, насмехается над малышом и его матерью. Агарь, чья дальнейшая жизнь после бегства в пустыню и рождения сына окутана молчанием, не вмешивается. Очень может быть, что все эти годы ее отношения с хозяйкой складывались непросто. Ведь нигде не говорится, что Сарра, как это было принято в те времена, принимает Измаила как своего ребенка. Нет, он таки остается первенцем Авраама от Агари, чужим для мира Сарры, чужим в ее шатрах. Хотя Агарь вынуждена жить со своей хозяйкой. Теперь Сарра требует изгнать Агарь и Измаила из стана Авраама. Она боится конкуренции, боится, что Агарь и ее ребенок будет поступать с Исааком так, как сама она поступала с ними все эти годы. В этот раз Авраам пытается противостоять влиянию Сарры, но тут вмешивается Бог. Так Агарь и Измаил снова оказываются в пустыне.

Теперь для Агари это место становится своего рода противоположностью рая, Эдемского сада. На первый взгляд в них столько сходства: тишина, умиротворенность… Только они представлены с разным знаком. В Эдеме это мир жизни с Богом, мир радости и жизни. В пустыне же, напротив, это мир смерти, тишина безлюдья, одиночество, наполненное холодом ада. Пустыня – это своего рода небытие, ничто, предшествующее новому творению. Агарь, уже взрослая женщина, которую не переполняют столь сильные эмоции, как те, что были в период ее бегства. Она испытывает только жажду. Причем это не только и не столько жажда воды, сколько жажда вновь обрести отношения с Тем, Кто видит ее. Египтянка оставляет своего сына умирать от жажды и тоски в одиночестве, под кустом. Явившейся Агари Ангел говорит о том, что услышал не ее жалобу, но плач ее сына. Ради него Ангел указывает колодец, рядом с которым и начинают жить мать и сын, основывая новый народ.

Казалось бы, на этом история Агари и заканчивается. Но многие иудейские авторы предполагают, что через много лет она вновь встречается с Авраамом. Только теперь она носит новое имя, Хеттура, благоуханная. Это уже совсем другая женщина. В ней нет самоуверенности и гордыни молодой Агари. В ней нет слабости и депрессивности, ложного смирения и отчаяния Агари, изгнанной с сыном в пустыню. Ей дается новое имя, потому что отношения с Богом ее полностью преобразили. Оказавшись в пустыне, она обретает свободу. Да-да, как и сыны Израилевы через несколько веков обретут свободу, уйдя от благ цивилизации в мир зноя и песков. Хоть и оказывается она в Фаране, название местности, которое можно перевести как «истощать, ослаблять, лишать содержания», Агарь не погибает. Для нее пустыня становится местом сотворчества с Богом, глубокого изменения. И она входит в шатер Авраама не для того, чтобы заменить Сарру. Теперь это ее свободный выбор. Она ищет любви и рожает Аврааму еще детей, которым не суждено стать родоначальниками больших народов. Заканчивается время великих событий. Хеттура приносит благоухание домашнего очага, мира и спокойствия уставшему от странствий и потрясений Аврааму.

В иудаизме принято считать, что Библия является прообразом не только истории еврейского народа в целом, но и жизни каждого еврея. И потому требует внимательного отношения к каждому персонажу, его судьбе и особенностям принимаемых решений. Агарь появляется для того, чтобы объяснить появление нового народа, враждебного Израилю. Это с одной стороны. А с другой, Агарь предлагает нам поразмышлять над одним из путей развития души: от подчинения и недовольства — к одиночеству пустыни, в котором к нам обращается Бог. Пережив обращение, мы теряем остроту его восприятия среди привычных будней. И снова накатывает недовольство, разочарование и одиночество. Как в суете или обыденности вновь найти путь к источнику воды живой? Иногда для этого, подобно Агари, нужно быть изгнанным из так называемой зоны комфорта. И снова войти в пустыню, чтобы быть найденным Тем, Кто видит наши печали готов утереть каждую слезинку.

Анна Гольдина

На страницу цикла

  • Редакция Рускатолик.рф

    Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *