Акафист спасу нерукотворному

Нерукотворному образу Господню (Убрусу) (тропарь, кондак, молитвы и величания)

Тропарь, глас 2:

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак, глас 2:

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.

Молитва первая

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Преблаги́й Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш! Ты иногда́ челове́ческаго о́браза Твое́ лице́ пресвято́е омы́в водо́ю и оте́р убру́сом, чуде́сне о́ное на том же убру́се изобрази́ти и Еде́сскому кня́зю Авга́рю во исцеле́ние неду́га его́ посла́ти благоволи́л еси́: се и мы ны́не, гре́шнии раби́ Твои́, одержи́мии душе́вными и теле́сными неду́ги на́шими, лица́ Твоего́, Го́споди, и́щем и с Дави́дом во смире́нии душ на́ших зове́м: не отврати́ лица́ Твоего́ от нас, и уклони́ся гне́вом от рабо́в Твои́х: помо́щник нам бу́ди, не отри́ни нас и не оста́ви нас. О, всеми́лостивый Го́споди, Спаси́телю наш! Изобрази́ Сам Себе́ в душа́х на́ших, да, во святы́не и пра́вде жи́тельствующе, бу́дем сы́нове Твои́ и насле́дницы ца́рствия Твоего́, и та́ко Тебе́, преми́лостиваго Бо́га на́шего, ку́пно со безнача́льным Отце́м Твои́м и Пресвяты́м Ду́хом, сла́вити не преста́нем во ве́ки. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим о́браз Твой Святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Назад к списку

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя Авгарь, правитель сирийского города Едессы, был поражён по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошёл до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришёл в Иерусалим и увидел Господа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (т. е. холст, полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Нерукотворный Образ в Константинополь.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании: икона Нерукотворного Образа — одна из наиболее распространённых.

Недавно Президент России Владимир Путин внес свои поправки в текст Конституции, среди которых значится: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Важно понимать, что эта поправка касается не только православных, но и верующих всех религий. Поэтому в эфире телеканала СПАС мы собрали «межрелигиозную студию» и вместе с представителями духовенства разных религий обсудили вопрос: зачем нам все-таки нужно в Конституции упоминание Бога?

Раввин и вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган от имени иудейской общины поддержал инициативу со стороны президента и выразил надежду, что во втором чтении ее поддержит Государственная Дума. Этой поправкой, напомнил он, мы принимаем на себя не только права, но обязанности. Заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ по вопросам образования, науки и культуры Дамир Хайретдинов в свою очередь сказал, что в мусульманской традиции даже есть такое правило – каждое действие начинать с упоминания имени Бога.

Выходим ли мы из дома, заходим ли мы домой, начинаем ли пищу, или знакомимся с кем-то, мы обязательно говорим, вслух или про себя, религиозную формулу: «С Богом», — сказал Дамир Хайретдинов. – Муфтий шейх Равиль Гайнутдин уже поблагодарил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за то, что он выступил с инициативой – напомнить россиянам о Создателе.

Главный критерий в вопросе упоминания Бога в Конституции – это общественный консенсус. Так считает генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский. «Мы живем в другие времена. Действительно, во многих европейских странах, и не только в европейских, в преамбулах упоминается имя Божье как гарант неких конституционных обязательств граждан. Например, в польской Конституции: мы народ, который верует в Бога, но, в том числе, и который не верует в Бога. Потому что в нынешней исторической культуре не все веруют в Бога. И в нашей исторической культуре, многонациональной и многоконфессиональной культуре, в которой живут и атеисты, важно, чтобы Конституция объединяла всех людей. И поэтому, если общественный консенсус здесь есть, то, конечно, мы готовы это приветствовать, одновременно осознавая, что сама по себе преамбула и само по себе упоминания имени Божьего в светском законодательстве не ведет к автоматическому увеличению числа верующих».

Представитель православной общественности, настоятель храма Святого Александра Невского при МГИМО, протоиерей Игорь Фомин напомнил, что, в общем, свобода религии в нашей стране была во всех предыдущих Конституциях. Но эта свобода всегда имела оторванность от преемственности: она была направлена лично на каждого человека. В нынешней ситуации декларируется благодарность предкам за то, что они передали нам традицию в наследство.

Священник Игорь Ковалевский подчеркнул, что упоминание Бога не должно иметь каких-то юридических последствий для атеистов или для тех, кто по-разному верит в Бога. Конституция – это документ, который, прежде всего, должен определять государственное устройство. С генеральным секретарем Конференции католических епископов согласился и Дамир Хайретдинов: «Я не думаю, что эта поправка каким-то образом заденет чувства неверующих. Здесь не нарушается главный строй в государстве – светское государство».

Наше мусульманское сообщество Заинтересовано, чтобы Россия оставалась светским государством, потому что, если мы отходим от светского государства, то встает вопрос, кто из нас главнее. Мы начинаем заниматься выяснением отношений. В том характере, который сегодня определил светское государство, и мусульмане, и представители других Сообществ в стране, имеют равные права, поэтому нас это совершенно устраивает, и, я думаю, что никто не почувствуют свою ущемленность.

Раввин Зиновий Коган отметил, что в процентном отношении среди евреев больше всего так называемых «неверующих», потому что в иудаизме не так важна вера, как важно исполнение заповедей. И в этом смысле для иудейской общины также чрезвычайно важен светский характер России.

У нас более 2000 лет опыта: религии противопоказано вступать на территорию политики, — уверен раввин.

Священник Игорь Ковалевский добавил, что дополненная Конституция никак не пытается определить дефиницию Бога или как-то рассуждать о Боге в богословской плоскости.

Протоиерей Игорь Фомин назвал Конституцию документом, объединяющим разные народы, разные верования, разные религии и тех, у кого отсутствует религиозное мышление, поэтому ни в коем случае упоминание Бога в Конституции нельзя считать проявлением экуменизма.

Пострадают ли от этого люди атеистические? Если вдруг они начнут от этого страдать, я первый выйду на их защиту, — сказал о. Игорь.

В программе напомнили, что на межрелигиозном Совете Патриарх Московский и всея Руси Кирилл два раза упомянул слово Аллах в контексте того, что мусульмане, а также арабы-христиане называют Создателя этим именем. Для мусульманской аудитории какие-либо дополнения к этому избыточны, заверил телезрителей Дамир Хайретдинов.

Реакция на поправку, в которой говорится, что брак – это союз мужчины и женщины, у всех гостей в студии была положительной. «Еврейская семья – это тот малый храм, в котором соединение мужчины и женщины является соединением частей имени Бога. Полное имя Бога – это когда мужчина и женщина соединяются», — отметил Зиновий Коган, а генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский подчеркнул, что речь в этой поправке идет именно о браке.

Если мама и бабушка воспитывают ребенка – это тоже семья. Я не говорю, что это хорошая семья, но тем не менее это семья. Но брак – это союз одного мужчины и одной женщины, я это подчеркну как католический священник. Безусловно, мы это тоже готовы поддержать.

В заключение дискуссии гости Елены Жосул единогласно выразили надежду и на то, что со всеми поправками, которые будут приняты на итоговом голосовании, каждая фраза в Конституции будет общепринятой и понятной для подавляющего большинства населения: каждая буква будет читаться так, как она записана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *