Акафист

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное , т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.
Построение Акафиста
Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин — так называемый проимий (греч. проимион — вступление) или кукулий (греч. кукулион — капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере — радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен — «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая — 13-сложники, третья — 16-сложники, четвертая — 14-сложники, пятая и шестая — 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum — антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й — 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й — 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон — это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского — до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный — тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) — это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

( источник : http://www.ierei-korenev.ru/vopros/vopros592.html )

При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

(Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому. Аз — я. Выну — всегда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.)

Символ веры

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вместо «Слава, и ныне:» читается «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас. Святым: Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас; Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас; Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Слава, и ныне:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Слава, и ныне:» читается после всех тропарей. В восьмой песни вместо «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» читается «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Господи, помилуй».

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон).

От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Как правильно читать каноны? 3 Августа 2018

Слово «канон» (греч. «правило», «норма», «образец») в православии многозначительно, так как затрагивает разные сферы жизни Церкви – текстовую, богослужебную, иконописную и другие. Среди прочего, это слово используется и в христианской гимнографии. В этом смысле канон – это богослужебный текст, в котором прославляется тот или иной праздник или святой. По своей структуре канон представляет собой тропари, объединенные общей темой. В связи с тем, что каноны можно читать не только в храме часто возникает вопрос, как правильно читать каноны дома?

Немного о канонах

Как жанр церковного гимна, канон появился в середине VII века по Рождеству Христову, а авторами первых канонов считаются преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Андрей Критский.
По своей структуре и правилам исполнения канон — произведение непростое. Традиционно он разделяется на песни, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя ирмос и тропарь. В русской традиции, тропари читают, а ирмосы поют, за исключением Пасхального канона, который поют полностью. При этом исполнение каждого канона подчиняется одному из существующих в церковной гимнографии восьми гласов.
Обычно каноны читаются во время молебнов в храме и вне его стен. Помимо этого, их чтение разрешается и в домашних условиях. В целом надо заметить, что канон – это больше покаянный церковный гимнографический жанр, поэтому чаще к ним прибегают, когда хотят в чем-либо покаяться, попросить о чем-то Бога или когда на душе тяжело, во время испытаний.
Традиционно самыми популярными у верующих канонами для чтения дома являются три из них: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю. Все эти три канона читаются, в частности, при подготовке к Таинству Причащения.

Когда и как читать каноны

Отвечая на такие распространенные вопросы, как читают покаянный канон или, например, как читать канон за болящего дома, стоит отметить общие правила исполнения этих церковных текстов.
Во-первых, читать каноны нужно вслух, чтобы произносимое лучше понималось самим молящимся, лучше усваивалось на духовном уровне. При этом читать тексты необходимо вдумчиво, серьезно, ни на что не отвлекаясь.
Также часто бывают вопросы о том, как правильно читать каноны — стоя или сидя? Здесь важно заметить, что в идеале вообще любую молитву лучше читать стоя, обратясь взором к иконам, это же правило относится и к чтению канонов. Исключение может быть сделано для людей, которые по состоянию здоровья не могут долго находиться на ногах.
По структуре во время чтения канона дома обычно берут традиционное начало и окончание молитв. При этом если канон читается вместе с утренним или вечерним правилом, то другие молитвы можно не читать.
Канон за болящего читается в случае, когда человек хочет помолиться и усиленно попросить Бога об исцелении кого-то из недужных родных или друзей. Также можно молиться и о собственном здравии или исцелении.
Когда верующий хочет покаяться, то хорошо прочитать канон покаянный ко Господу Иисусу Христу или Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. В частности, канон Андрея Критского читается на первой и последней седмицах (неделях) Великого поста.
Отвечая на еще одни важный вопрос — как читать каноны перед причастием правильно – отметим некоторые моменты и здесь. В течение определенного времени (три дня, а лучше — неделя) перед причастием верующему необходимо читать каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю – хотя бы по одному в день. Накануне причащения, после богослужения в храме, дома надо прочитать, кроме обычных молитв перед сном, все эти три канона.
При этом читаются они один за другим полностью или соединенные особым образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху…») и тропари, потом – тропари первой песни канона Божией Матери («Многими содержимъ…») без ирмоса «Воду прошед», а затем — тропари канона ангелу-хранителю тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Таким же образом читаются и последующие песни. При этом, в данном случае, тропари перед каноном Богородице и ангелу-хранителю, а также стихиры после Богородичного канона опускаются.
Кроме того, перед причастием надо прочитать канон ко Святому Причащению, а желающие могут еще прочитать акафист Иисусу Сладчайшему. Утром, в день причастия, надо прочитать утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, а вот канон, прочитанный накануне, можно не читать.

Ознакомиться с каталогом канонов

История

Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице, или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.

Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.

Возник, вероятнее всего, в VI веке (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе — так называемый проимий (греч. προοίμιον; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον — капюшон).

Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои».

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Время гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и без священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространённой формой упрощённых домашних богослужений в СССР, совершаемых в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдался в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появлялось до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, есть несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Нормативные церковные документы об употреблении акафистов

14 мая 2018 года Священный синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

2. Отметив, что, с одной стороны, употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

3. В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

4. Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

5. Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

6. Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утверждённых Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

7. Обратить внимание епархиальных Преосвященных, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).

8. Поручить Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления.

9. Поручить Издательскому совету разместить список акафистов, утверждённых Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением.

10. Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.

11. Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.

Литература

  • Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). — Благовещенск, 2004.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты. // Журнал Московской Патриархии. — № 3. — 1992. — С. 43—49.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 2. Русский акафист в синодальный период истории Церкви. // Журнал Московской Патриархии. — № 4. — 1992. — С. 37—43.
  • Козлов М. Акафист в истории православной гимнографии (недоступная ссылка). // Журнал Московской Патриархии. — № 6. — 2000.
  • Людоговский Ф. О причинах популярности акафистов, Богослов.Ру. 16.01.2009.
  • Людоговский Ф. Б. Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец ХХ — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. — Кн. 1. — М., 2006.
  • Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов / отв. редактор Г. К. Венедиктов. — М.: Институт славяноведения РАН, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-7576-0343-8.
  • Людоговский Ф. Б. Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование. // Славяноведение. — № 2. — 2004.
  • Людоговский Ф., Плякин М. Жанр акафиста в XXI веке // Попов А. В. Православные русские акафисты. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 2013. — С. 586—636.
  • Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. — М.: Древлехранилище, 2013. — С. 260—280.
  • Петровский А. В. Акафист // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1.
  • Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование… — Казань, 1903; 2-е изд.: М., 2013.
  • Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 371—381. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Чуркин А. А. Русский акафист середины XIX — начала XX века как жанр массовой литературы.

LiveInternetLiveInternet

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость.

Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом, ни библейская песнь.

Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Икос — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Порядок чтения Акафистов

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).

Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать — икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).

Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты, кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.

Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери

  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
    Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
    Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
    О помощи в родах и воспитании младенцев
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
    Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
    Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
    Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
    Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
    Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
    На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
    Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
    Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов

Акафисты святым

  • Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
    Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
  • Акафист святому Архангелу Михаилу
    Архистратиг Михаил (в пер. с евр. — «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил — особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
  • Акафист святому Ангелу Хранителю
    Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель — скорый помощник в любой нужде и болезни
  • Акафист святому Предтече Господню Иоанну
    Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
  • Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
    Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
  • Акафист святому мученику Вонифатию
    Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
  • Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
    Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
  • Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
    Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, — покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий — защитник стад, домашнего скота
  • Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
    Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
  • Акафист святому пророку Божию Илии
    Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
  • Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
    В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
  • Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
    Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
  • Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
    Блаженная Ксения — скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
  • Акафист Святителю Николаю
    Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
  • Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
    Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
  • Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
    Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим — скорый помощник всем, притекающим к его помощи
  • Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
    В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
  • Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
    Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
  • Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
    Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
  • Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
    Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
  • Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
    Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
  • Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
    Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
  • Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
    Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении — Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
  • Акафист преподобной Матроне Московской
    Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
  • Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
    Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
  • Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
    Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
  • Акафист святой Великомученице Варваре
    Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
  • Акафист святой Великомученице Екатерине
    На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки — чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
  • Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
    Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Чтение акафистов в течении седмицы

Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:

День недели Воспоминаемое событие Традиция чтения
Воскресенье (воспоминание Светлого Христова Воскресения) Акафист Воскресению Христову
Понедельник (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) Акафист Архистратигу МихаилуАкафист Ангелу Хранителю
Вторник (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) Акафист Иоанну Предтече
Среда (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) Акафист Иисусу СладчайшемуАкафист Пресвятой Богородице
Четверг (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) Акафист апостолам Петру и ПавлуАкафист святителю Николаю
Пятница (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) Акафист Страстем ГосподнимАкафист Честному и Животворяшему Кресту Господню
Суббота (Всех святых и поминовение усопших) Акафист всем святым от века Богу благоугодившимАкафист Пресвятой БогородицеАкафист о усопших

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *