Аль бекри

Завоевание Испании, установление контроля над большей частью Средиземного моря арабами и создание халифата оказали влияние на судьбы народов, проживающих на этих территориях. Эти события привели к расцвету местных еврейских общин и появлению политических деятелей, оставивших значительный след в истории.

Хасдай ибн Шапрут был врачом и доверенным советником Кордовского халифа Абд-ар-Рахмана III. Родившись в начале Х века в семье состоятельных людей, Хасдай с детских лет изучал ТаНаХ и Талмуд, увлекался медициной и изучением иностранных языков. Кроме иврита, владел арабским, латинским и испанским разговорным диалектом – романсе. Изучая медицину, он открыл средство, исцеляющее от близорукости, укуса змеи, яда, астмы и других заболеваний. У арабов оно называлось «аль-фарук», у еврев – «моиша». Слухи об открытии дошли до халифа, так Хасдай и стал его личным врачом.

Имея талант убеждать людей и вести с ними переговоры, легко заводить знакомства, а также знание иностранных языков позволили Хасдаю выступать в качестве переводчика халифа на переговорах с иностранными дипломатами. Халиф назначил его дипломатическим посланником для урегулирования междоусобных конфликтов королевств северной части халифата. Советник принимал послов из других государств. Дипломаты лестно отзывались о нем, о его мудрости и рассудительности.

Абд ар-Рахман III принимает послов. Худ. Д.Вердейгер, 1885

В 939 году халиф потерпел серьезное поражение в битве при Симанкасе. После нее ибн Шапрут стал консультировать правителя и в вопросах военной стратегии.

Примечательный случай произошел с внуком королевы Наварры (средневековое королевство) Тоды Аснарес, страдавшего от ожирения. Благодаря знаниям еврейского врача, Санчо I Толстый избавился от лишнего веса, а между мусульманами Кордовы и христианами Наварры возник союз.

Начало «золотой эры» для евреев

С правления арабского халифа Абд-ар-Рахмана III началась «золотая эра» для испанских евреев, расцвет еврейской культуры Андалузии. Со стороны правителей отношение стало терпимее, и положение еврейской общины в Кордовском халифате улучшалось. Халиф присвоил своему верному помощнику титул Наси (глава общины/князь евреев Андалузии).

Занимая высокий пост, ибн Шапрут всегда поддерживал другие еврейские общины Испании. Оказывал помощь еврейским мудрецам и поэтам. Собирал коллекцию еврейских книг, строил еврейские школы и академии для изучения Торы, материально поощрял лучших учеников.

Хасдай ибн Шапрут. Памятник в г. Хаэн, регион Андалузия, Испания.
Скульптор Сантьяго Леон

Хасдай всегда интересовался жизнью евреев в других государствах, покровительствуя и оказывая им помощь. Когда до него дошла информация о преследовании евреев в Южной Италии при правлении византийцев, он предпринял попытку помочь им, написав письмо с просьбой византийскому императору. Попытка, оказалась, однако безуспешной.

Однажды испанские евреи выкупили у пиратов Моше бар Ханоха, захваченного у берегов Южной Италии. Рабби Моше направлялся в Европу собирать пожертвования, но пираты захватили корабль в Средиземном море и взяли его в плен. Знания им Торы поразили Хасдая ибн Шапрута, и рабби Моше стал даяном, а затем главным и раввином Кордовы. С помощью ибн Шапрута он основал крупнейшую в стране ешиву, которая стала центром изучения Торы в Западной Европе. Работа Моше бар Ханоха позволила освободиться от влияния вавилонских гаонов, и община стала независимой от еврейских академий Вавилонии.

Переписка с иудейским правителем

В Средние века информация шла долго. Ибн Шапрут узнал о существовании иудейского государства, Хазарии, незадолго до завоевания территории русскими и византийцами. Свидетелем этих событий он не стал, пало государство уже после его смерти.

Одним из последних еврейских правителей был Иосеф. Вступив с ним в переписку, Хасдай описал положение испанских евреев и их стремление обрести политическую независимость. В ответном письме каган Иосеф рассказал об истории Хазарского каганата, о проживающих народах и царях (каганах), и о принятии хазарами иудейской веры, закончив письмо просьбой к Хасдаю посетить его и стать советником. Но Хасдай отказался от предложения, не увидев смысла в визите не к «остаткам Израиля», как он предполагал изначально, а к иудаизированным хазарам.

Блюдя интересы еврейской общины и оставаясь верным интересам халифата, Хасдай добился того, что положение испанских евреев даже после его смерти долго сохранялось на высоком уровне.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Киевская Русь XII века до сих пор остается terra incognita как для историков, так и для всех тех, кто интересуется ранним средневековьем на землях нынешней Украины. Среди относительно небольшого количества достоверных источников особо выделяется работа арабского путешественника и географа Абу Хамида аль-Гарнати.

Аль-Гарнати родился в мусульманской Андалузии, в городе Гранада, на что указывает его нисба (Гранада по-арабски Гарната). Долгое время датой его рождения было принято считать 1080 год, но в последнее время она правомерно ставится под сомнение, а более реальной считается 1100 год. На своей родине будущий путешественник прожил не долго, уже в юности он отправился получать образование в страны Ближнего Востока. Всего за несколько лет он посетил Египет, Сирию и Ирак.

В Египте исследователь слушал лекции известных в ту пору мусульманских богословов. Позднее, посетив Багдад, он уже считался знатоком хадисов и преподавал в тамошних медресе, одновременно с этим пополняя свой багаж знаний. В 1130 году аль-Гарнати отправился на Кавказ, затем в низовья Волги, в город Саксин. Этот населенный пункт на два десятилетия стал своеобразной базой, с которой он совершал путешествия по странам Восточной Европы и Средней Азии.

Находясь в незнакомых странах, аль-Гарнати всегда искал любую возможность для проповедования Ислама. При этом он не забывал и о хлебе насущном. В свои путешествия аль-Гарнати брал товары и с выгодой их реализовывал, что свидетельствует о его предпринимательском таланте. Кроме того, путешествующих купцов, как правило, охотно принимали во многих странах и городах, независимо от того, какую религию они исповедовали.

В 1150 году аль-Гарнати отправился в путешествие по землям Киевской Руси. Его дорога пролегала из Булгара по реке, которую он назвал в своих записках Нахр-ас-Сакалиб — «Славянская река». Это название уже не раз встречалось у разных арабских авторов. Достаточно вспомнить события, связанные с походом арабского военачальника Мухаммада ибн Марвана против хазар в 737 году.

Тогда аль-Куфи и ряд других арабских историков писали о том, что ибн-Марван достиг берегов какой-то «Славянской реки». Современные исследователи считают, что речь идет о Доне или Волге. Но вполне вероятно, что и аль-Куфи и аль-Гарнати имели в виду реку Ока. Это выглядит достаточно правдоподобно, учитывая, что по Оке лежит наиболее короткий водный путь по направлению к Киеву. Именно туда отправился аль-Гарнати.

Описывая далекие и незнакомые страны, путешественник, как это было принято в его эпоху, нередко сообщал совершенно фантастические сведения, похожие, скорее, на байки, которыми делятся на привале путешественники, стараясь удивить друг-друга. С другой стороны, некоторые абсолютно реальные подробности о жизни и быте северных стран вызывали удивление у читателей и слушателей аль-Гарнати из региона Ближнего Востока.

К примеру, его обстоятельный рассказ о хождении северян на лыжах по снегу воспринимался в арабских странах, как нечто совершенно поразительное. «А дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина — пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам.

А обе эти доски, которые на ногах, соединены длинным ремнем вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой руке — палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти, он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются палкой позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу. И если бы не эта выдумка, то никто не мог бы там ходить, потому что снег на земле вроде песка не слеживается совсем».

Любопытные подробности аль-Гарнати сообщал также о жизни и быте славян Киевской Руси. Особое внимание он уделил торговым операциям. Для арабского купца и путешественника было открытием, что на Руси в качестве денег использовались связки старых беличьих шкурок. Впервые об этом сообщил другой мусульманский путешественник Ахмед ибн Фадлан, посетивший в 921–922 годах Булгар и ставший свидетелем торговых сделок русичей.

«Дирхемы русов — серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы… Если чего-либо недостает, то от этого шкурка становится бракованной. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывезти, так что их отдают за товар. Весов там не имеют, а только стандартные бруски металла. Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки».

Следует отметить, что волжские булгары, принявшие Ислам в период пребывания там ибн Фадлана, сами охотно использовали связки шкурок для меновой торговли. Для того, чтобы не было обмана, на шкурках ставилась печать князя, а связки пломбировались специальными свинцовыми пломбами. Расширение международной торговли привело к тому, что беличьи шкурки стали использовать в качестве эквивалента денег даже купцы скандинавских стран, Германии и Польши.

Но единственным представителем стран Ислама, оставившим подробное описание меновой торговли славян Киевской Руси, был аль-Гарнати. Вот что он писал: «Рассчитываются они между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти, и которые нельзя ни на что никогда использовать, и которые совсем ни на что не годятся. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждые восемнадцать шкурок стоят по счету серебряный дирхем, связывают в связку и называют ее джукн. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине».

Причиной, побудившей русичей использовать связки шкурок в качестве денег, было ограниченное обращение серебряной монеты в землях славян. Дело в том, что попытки чеканить деньги предпринимались князьями Владимиром и Ярославом Мудрым. Небольшое количество этих монет с изображением родового знака Рюриковичей — тризуба, найдено на территории современной Украины.

Однако количество отчеканенной монеты было явно недостаточно для нормального функционирования валютного рынка. Торговля с исламским миром давала приток дирхемам, которые в Х веке даже стали основной денежной единицей Руси. Но с упадком Арабского халифата ослаб приток серебряной монеты с Востока. Именно поэтому вплоть до конца ХV века беличьи шкурки служили разменной монетой для большинства восточноевропейских стран.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по .

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *