Антропологическая философия

Образование в РГГУ Общеуниверситетские учебно-научные и научные центры Учебно-научный центр социальной антропологии Об антропологии и этнологии

Об антропологии и этнологии

Антропологи и этнологи исследуют многообразие форм социальной жизни и культурного опыта человека с учетом его биологической природы. Их интересы охватывают широкий диапазон явлений. Это, к примеру, этнический состав населения России и мира, происхождение народов и их история, народная культура, традиции и обычаи, религиозные культы и практики, межнациональные отношения и конфликты и многое другое.

В основе профессии этнолога и антрополога лежит экспедиционное, полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или этнической группы, которое именуется у антропологов включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях. Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве.

Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах (как говорят антропологи). Антропология и этнология влекут исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли, философских и политических идей нашей эпохи. Ведь именно антропология в последние двадцать лет бросила вызов прежним подходам изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных исследований. Специализация в области антропологии и этнологии дает много возможностей для индивидуального выбора жизненной карьеры и при этом она связана с потребностями времени и общества.

Что изучают будущие антропологи и этнологи

Обязательные курсы:

  • Физическая антропология
  • Эволюция человека
  • Биологические основы социального поведения (Этология человека)
  • Этнокультурный состав мира
  • Эволюция общества (Эволюция социальных институтов)
  • Введение в археологию
  • Обзор мировой доистории
  • Всеобщая история
  • Основы теории социальной антропологии
  • Социальная антропология регионов мира
  • История социальной антропологии
  • Методы полевой работы антрополога
  • Я и общество (Личность и культура или Историко-психологическая антропология)
  • Антропологические подходы к политической экономии (Экономическая антропология)
  • Нормативные системы (Юридическая антропология)
  • Человек и власть (Политическая антропология)
  • Антропология религий
  • Антропологические музеи и выставки
  • Прикладная антропология
  • Этнополитический конфликт

Курсы по выбору и факультативные курсы:

  • Как научится понимать фольклор и жизнь народа (Антропология устного творчества)
  • Мужчины и женщины, взрослые и дети: установки культуры и реальная практика (Антропология пола и возраста)
  • Дети и культура (Антропология детства)
  • Пища, культура и общество (Антропология пищи и питания)
  • Антропологические фильмы и фотографии (Визуальная антропология)
  • Миф, символ, ритуал
  • Антропологические аспекты юмора
  • Культура, жизненный опыт и мораль (Антропология этики)
  • Культура, болезнь и лечение (Медицинская антропология)
  • Человек, культуры и экологические ниши (Антропогеография)

Образовательная программа бакалавриата по антропологии и этнологии обеспечивает высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают язык одного из народов избранного региона мира.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН — Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

Этнографические карты — один из главных инструментов обучения

В период обучения студенты проходят практики: в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и С-Петербурга, а также в полевых условиях среди разных народов России.

В 2002-2013 гг. студенты выезжали на практику в Забайкальский край, Калужскую, область, Республику Алтай, Одесскую область Украины, Хабаровский Край, Карелию, Республику Коми, Бурятию, Пермский край, Смоленскую область, Удмуртию, Краснодарский край, Калининградскую область, Забайкальский край. В настоящее время многие студенты участвует в крупных научно-исследовательских целевых проектах, разрабатываемых учеными Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ и Института этнологии и антропологии РАН в рамках Федеральной программы «Инновационные кадры России». Эти проекты, в частности, предполагают исследования в малых и крупных городах России.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей, а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы. Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях, для них также специально организуются научные летние школы в России и за рубежом.

ВЫПУСКНИКИ УНЦСА РГГУ имеют широкие возможности трудоустройства: от НИИ, вузов (России и зарубежья), этнографических, художественных, исторических, краеведческих и иных музеев до органов государственного управления, а также коммерческих и рекламных структур.

Адрес: Миусская пл. д.6, корп. 2, комн. 516, 517
Тел.: (499)250-61-02, (499)973-40-94

Антропологи и этнологи готовятся во многих станах мира, без них невозможно эффективное управление, обеспечение стабильности, предотвращение напряженности и конфликтов, межнационального мира и согласия в странах со сложным этническим и религиозным составом населения. Во всех ведущих университетах Европы, США, Индии, Китая, Латинской Америки и других районов мира ведется подготовка бакалавров по антропологии и этнологии (в США бакалавров по антропологии готовят 482 высших учебных заведения, в Великобритании — 32). Многие студенты из России имеют возможность продолжить образование по антропологии и этнологии в этих университетах.

Список антропологических центров Европы с сайта Европейской ассоциации социальных антропологов содержит 55 наименований https://www.univie.ac.at/IKSA/EASA/instw.php

В Ассоциации американских антропологов зарегистрировано около 11 тыс. специалистов. Все они находят себе применение, работая повсюду: от государственных структур до банков и рекламных агентств, от университетов до общественных организаций.

Шесть книг по выбору профессора факультета антропологии ЕУСПб

Автор Илья Утехин

Клод Леви-Строс. «Печальные тропики»

Эта книга знаменитого французского антрополога-структуралиста просто написана и предназначена для широкой публики — и при этом не теряет своей концептуальной глубины. «Я ненавижу путешествия и путешест­венников», — откровенно пишет Леви-Строс в первой же строчке. Но его автобиографические заметки — именно что записки путешественника, богатые деталями. Его этюды о четырех культурах бразильских индейцев позволяют нам увидеть, как ученый, голова которого наполнена научными методами и абстракциями, осмысляет реальный опыт встречи с иной культурой. Кроме того, мы становимся свидетелями становления этнографического взгляда, поначалу готового тренироваться, в сущности, на чем угодно: это единственная антрополо­гическая книжка, где целых семь страниц посвящено закату солнца, каким он виден с палубы трансатлантического корабля.

Книга издана на русском языке, но лучше посмотреть и французскую версию — к сожалению, в переводе не воспроизведены фотографии.

Edward T. Hall. «Beyond Culture»
Эдвард Холл. «По ту сторону культуры»

В юные годы Эдвард Холл столкнулся с чужими культурными мирами, работая с индейцами хопи и навахо. Позднее он основал целую дисциплину — изучение межкультурной коммуникации — и предложил несколько идей, которые существенно обогатили наше понимание культурных различий. В частности, его интере­совали неявные, бессознательные поведенческие стереотипы, касающиеся культурно-специфичных способов обращения с пространством и временем (например, на каком расстоянии друг от друга обычно стоят разговаривающие, с какой степенью пунктуальности прибывают люди на встречу — и начиная с какого опоздания извиняются, если вообще извиняются). В этой книге, завершающей трилогию, куда входят также «Беззвучный язык» («The Silent Language») и «Скрытое измерение» («Hidden Dimension»), Холл выдвигает тезис о том, что одни общества стремятся максимально ясно и открыто проговаривать правила, знать которые необходимо, чтобы адекватно себя вести (по крайней мере в некоторых ситуациях), — а другие многое оставляют в области того, что не осознается, но «для своих» разумеется само собой.

Nigel Barley. «The Innocent Anthropologist»
Найджел Барли. «Невинный антрополог»

Самая уморительная книга из всей антропологической литературы ХХ века: британский антрополог Найджел Барли — этакий Джеральд Даррел от социальной антропологии. Но если зоологам Даррела читать, может быть, и необязательно, то с Барли и антропологами все иначе. Описания его приключений среди живущих практически на другой планете представителей народности довайо в Камеруне отсылают ко всем ключевым проблемам, которые связаны с главным методом антропологии — продолжительной полевой работой, основанной на включенном наблюдении. Лучшее введение в ремесло антрополога.

Марсель Мосс. «Очерк о даре» // М. Мосс. «Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии»

Из этого небольшого классического текста, одного из самых влиятельных текстов в антропологии, мы начинаем понимать, почему подарок и одалживание отличаются не так сильно, как может показаться на первый взгляд. Марсель Мосс отталкивается от этнографического материала Океании, в частности от системы взаимного церемониального обмена между поселениями на Тробрианских островах (так называемого «круга Кула»), описанного Брониславом Малиновским. И демонстрирует, что в тради­ционных обществах дар, накладывающий на одариваемых людей обязательства отложенного по времени ответного дара, — то есть, в сущности, обмен — формирует социальные связи между группами. Мосс противопоставляет «экономику дара» «экономике рынка», но и в обычаях западного общества обнаруживает отзвуки логики, которую он сформулировал для традиционной культуры.

Маргарет Мид. «Взросление на Самоа» // М. Мид. «Культура и мир детства. Избранные произведения»

Подростковый возраст часто бывает сложным, а жизнь подростка полна бурных и травматичных событий. В 1925 году новоиспеченный магистр антропологии Маргарет Мид (двадцати четырех лет от роду) отправилась на Самоа, чтобы выяснить, всегда ли и везде ли дело обстоит именно так. То есть виновата ли в этом человеческая природа, или тому есть социальные причины, имеющиеся в одних культурах и отсутствующие в других. На Самоа все оказалось совсем иначе, чем в США, и по целому ряду причин — в частности, потому что там все проще с сексом. Яркое описание самоанской гендерной социализации не только сделало Мид (и ее первую книжку) по-настоящему знаменитой, но и положило начало большой исследовательской программе в области антропологии детства.

Мэри Дуглас. «Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу»

Антрополог не только анализирует то, что доступно его непосредственному наблюдению в поле, но и смотрит на вещи с высоты птичьего полета, сравнивая разные общества, удаленные друг от друга в пространстве и во времени. На высоте птичьего полета Мэри Дуглас выясняет, что представления о чистоте носят символиче­ский характер, связаны с ритуалом (где священное должно быть чистым, а профанное вообще не допускается) и, шире, с потребностью установить границы и определить всем предметам и субстанциям свое место. Скажем, мороженому место в вафельном рожке, а закапаете себе штаны — они окажутся грязными, хотя во рту мороженое вовсе не грязное. Тут же Мэри Дуглас пытается найти логику в запретах, сформулированных в библейской книге Левит. Выясняется, что они укладываются в общую закономерность: предметы, которые трудно однозначно отнести к той или иной категории — то есть неоднозначные и аномальные, — представляются людям проблемными, и они пытаются что-то с ними сделать, например запретить. В этом свете и наши с вами представления о гигиене, и само по себе чувство брезгливости перестают казаться такими уж естественными.

Послесловие

Если прочитать эти книги в указанной здесь последовательности, эффект будет, по крайней мере, тройной. Во-первых, вы уже никогда не сможете посмотреть на мир теми же наивными глазами туземца, какими смотрели прежде: считайте, что вы уже потеряли свою антропологическую невинность. Во-вторых, это будет означать, что человек в целом вам настолько же интересен, насколько отдельные люди и отдельные группы людей. Иначе вы бы просто не добрались до конца этого списка. И в-третьих, вам теперь будет куда проще воспринимать не только классику социальной антропологии ХХ века, но и многие знаменитые исторические и социологические работы, у которых вы теперь будете видеть новое, антропологическое, измерение — скрытое от непосвященных. 

Обращение к истории философии позволяет выделить 4 основные подхода к пониманию человека: человек как биологическое существо, человек как духовное существо, человек как социальное существо, человек как био-социо-духовное существо. Рассмотрим указанные подходы.

Человек как биологическое существо. Давно было отмечено, что тело является основой человеческого существа. Скажем больше, без тела нет и не может быть человека.

Наше тело – это наша судьба. Тело нам дается нашими родителями. Никто и никогда не выбирал свое тело. Он его получил таким, каким получил. Скажем, человек рождается мальчиком или девочкой, и путь его жизни задан: он должен испить мужскую или женскую долю.

Тело изменчиво. В течение жизни тело растет, достигает своего расцвета и увядает. В зависимости от состояния тела человек по-разному смотрит на жизнь, свое место в мире.

С помощью тела мы познаем мир. Возьмем только нашу кожу. Она – самый щедрый из наших органов чувств. Кожа невероятно богата рецепторами (окончания нервных волокон). Их насчитывается около 1,5 млн. С помощью кожи мы чувствуем прикосновение, холод, тепло, боль. Кожа позволяет нам ощущать вес груза в 2 мг.

Человек зависит от тела. Скажем, родинки на лице свидетельствуют о некоторых чертах нашего характера. Например, родинка над губой справа – победа чувственности над всеми остальными качествами, оригинальность. Родинка под губой справа – склонность к ревности, жажда единственной и большой любви. Родинка над губой слева – жажда материнства, щедрость, верность. Родинка под губой слева – ясный ум, упорядоченность, воля к росту.

Все это дало мыслителям право сказать, что человек должен считаться со своим телом, заботиться о нем.

Однако человек не есть только тело. Он есть одухотворенное тело, ибо у него есть душа.

Человек как духовное существо. Ввиду важности этого вопроса мы специально остановимся на нем ниже. Сейчас же отметим только то, что духовной стороне вопроса уделялось значительное внимание в идеалистической философии и религиозных учениях. Так, в христианстве много говорится об этом. Так, Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего драгоценнее души»[. Действительно, если человек сможет реализовать добродетельный потенциал души, то он сможет преобразовать себя и свою жизнь, наполнить ее добродетельным смыслом.

Духовный мир – это большее из того, что есть в человеке. Если сравнить человека с айсбергом, то тело есть 1/7 (как бы надводная) его часть; 6/7 – это духовный мир, скрытый от глаз других, но реально существующий. Когда два человека общаются между собой, то можно сказать, что общаются не только (и не столько) два тела, сколько две души. И нужно знать духовный мир другого человека, чтобы не отвернуть его от себя.

Вместе с тем человек не только духовное, но и социальное существо. Человек рождается и живет в обществе. Общество оказывает на него существенное влияние. Об этом справедливо писали К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Вкладом К. Маркса следует считать и создание учения о предметно-практической сущности человека. Маркс писал: «Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку». Если проанализировать данный тезис, то можно выделить два существенных момента. Во-первых, предмет есть предметное бытие человека. По сути дела, это означает, что предмет есть форма проявления человека. Создавая предметы, человек воплощает в них свои знания, умения, представления, т. е. он выражает в предмете себя. Во-вторых, предмет является формой человеческого отношения к другому человеку. Создавая предметы, человек не только проявляет себя и обеспечивает свою жизнь. С помощью созданного предмета он передает другому человеку информацию о себе. В этом случае предмет выступает своеобразным посредником между людьми, обеспечивая связь между прошлым и настоящим. Предмет – это, действительно, подлинно человеческий способ отношения одного человека к другому человеку.

Какому из названных подходов отдать предпочтение? Очевидно, что в каждом из них есть своя доля истины. Раз так, то нужно синтезировать их. Эту задачу решает четвертый подход: человек как био-социо-духовное существо. Он был поддержан Н. Бердяевым, который справедливо указал на наличие трех важных сторон в жизни человека. Лишь рассмотренные во взаимосвязи, указанные моменты дают целостное представление о человеке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *