Апостольские мужи

Вопросы по общецерковной истории 1. Рождение христианской Церкви в Иерусалиме. Апостольская проповедь среди иудеев. Апостолы Петр, Иоанн и Иаков, брат Господень. Мученическая кончина диакона Стефана. Проповедь апостола Петра за пределами Иудеи. 2. Апостол Павел и обращение язычников. Жизнь апостола Павла до обращения: происхождение, образование и религиозная ревность. Миссионерское служение апостола Павла. 3. Апостольский собор в Иерусалиме. Апостол Иаков и гибель Иерусалима. Последствия разрушения Иерусалима для христианской Церкви. Первохристианская Церковь: христианская и богослужебная жизнь, организация и богословие. 4. Отношение государства к Церкви в доникейский период. Причины гонений на христиан. Периодизация гонений. Первый период гонений гонения при императорах Нероне, Домициане. Второй период гонений гонения при императорах Траяне, Адриане, Антонине и Марке Аврелии. Третий период гонения при императорах Декие. Валериане, Диоклетиане. Вопрос о падших. 5. Гностицизм. Значение, происхождение и характер гностицизма. Важнейшие гностические системы: Василид, Валентин, Маркион и другие гностические секты. 6. Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства. 7. Мужи апостольские: общая характеристика. Сочинения мужей апостольских. 8. Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви. 9. Александрийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Александрийской школы: Пантен, Климент

Александрийский, Ориген и др. 10. Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др. 11. Северо-Африканская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Северо-Африканской школы: Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан Карфагенский и др. 12. Иерархическое и неиерархическое служение в древней Церкви. Происхождение епископата и его значение в Церкви. Образование епархий и митрополий. Митрополит. Взаимоотношения между Церквями в доникейский период. Отношение к Римскому епископу. 13. Расколы в древней Церкви: Каллиста и Ипполита, Новата и Новациана. Вопрос о падших. Споры о крещении и о времени празднования Пасхи. 14. Древнее христианское богослужение. Место и время совершения богослужения. Возникновение христианских праздников и постов. Совершение таинств в эпоху ранней Церкви. Вопрос о крещении младенцев и еретиков. 15. Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения. Происхождение, история и значение катакомб в древней Церкви. 16. Император Константин и победа христианства. Обращение имп. Константина в христианство. Миланский эдикт 313 года. Религиозная политика имп. Константина и его сыновей. Языческая реакция при имп. Юлиане Отступнике. 17. Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого. 18. Первый Вселенский собор в Никее в 325 году: Состав, ход заседаний и решения Никейского собора. Первая стадия борьбы с арианством после

Никейского собора: за преобладание в Кафолической Церкви. Борьба против защитников никейской веры Евстафия, Афанасия и Маркелла. Ссылки свт. Афанасия и попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами. 19. Вторая стадия борьбы с арианством после Никейского собора: распадение арианства на партии. Свт. Василий Великий и его деятельность по объединению омиусиан. Свт. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе. 20. Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году: источники и литература. Вопрос о замещении Константинопольской кафедры. Догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео- Цареградском символе веры. 21. Личность свт. Кирилла Александрийского и его влияние на богословие в Церкви. Противоборство свт. Кирилла и антиохийцев. 22. Третий Вселенский собор. «Соборик» Иоанна Антиохийского. Заседания Эфесского Собора под руководством свт. Кирилла и осуждение Нестория. Последующая судьба Нестория. Распоряжения имп. Феодосия Младшего относительно Собора в Ефесе. Завершение Собора. Положение дел после Собора. Согласительное исповедание 433 года. Судьба несторианства после соборного осуждения. 23. Монофизитство. Учение архим. Евтихия. Осуждение Евтихия на поместном соборе в 448 году в Константинополе. Личность Диоскора архиепископа Александрийского и его участие в деле Евтихия. «Разбойничий собор» в Ефесе в 449 году и его деяния. Оправдание Евтихия, осуждение и смерть свт. Флавиана Константинопольского. Император Маркиан. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 году: его история и решения. 28 правило Халкидонского собора и его значение. 24. Имп. Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей. Права и привилегии Церкви при христианском государстве: имущественные права, судебные привилегии, свобода от податей и повинностей. Влияние христианства на гражданское законодательство. 25. Эдикты имп. Юстиниана о трех главах. Оппозиция Запада. Папа Вигилий. Пятый Вселенский Собор в Константинополе в 553 году: состав, ход заседаний. Осуждение Феодора Мопсуестийского и сочинений Феодорита

Киррского и Ивы Эдесского. Следствия Пятого Вселенского Собора. Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора. 26. Церковные расколы по причине несогласия в области христологии. Отход от православия по националистическим причинам. Армения. Церковная история Армении до императора Ираклия. Церкви сирийского языка в Персии. Несториане. Египет. Церковная история коптов. 27. Династия Ираклидов. Имп. Ираклий и его церковная политика. Патриарх Сергий и папа Гонорий. Издание имп. Ираклием в 638 г. «Изложения веры» (Экфесиса) и появление монофелитства. Деятельность против монофелитства прп. Максима Исповедника. Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г. Суд над прп. Максимом Исповедником. Имп. Константин Погонат и Шестой Вселенский Собор в 680-681гг. Трулльский собор 691-692 гг. Каноны Трулльского собора и Римская церковь. 28. Иконоборческий период в истории Церкви. Мотивы иконоборческого движения. Имп. Лев Исавр и начало иконоборческого движения. Патриарх Герман и прп. Иоанн Дамаскин защитники иконопочитания. Имп. Константин V и иконоборческий собор 754 г. Орос иконоборческого собора, его смысл и аргументация. Отношение к иконопочитателям имп. Льва Хазара. 29. Имп. Ирина и меры к созванию Вселенского Собора. Седьмой Вселенский собор: источники и литература. Состав Собора и его деяния. Патриарх Тарасий. Вопрос о принятии епископов — иконоборцев. Определение Собора о почитании икон. Второй период иконоборчества. Лев V Армянин. Второй иконоборческий собор 815 г. Императрица Феодора и Торжество Православия. Иконоборчество на Западе. Нападки на Седьмой Вселенский Собор. 30. Церковная жизнь в период Вселенских соборов. Клир и иерархия. Условия вступления в клир. Брак и безбрачие клира. Увеличение клира и новые церковные должности. Диаконы и пресвитеры. Епископы. Формы церковного союза: парикия, митрополия и экзархат. Патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский патриархат и возвышение папства. Притязания Римского епископа на главенство во Вселенской Церкви. 31. Монашество: происхождение и развитие. Прп. Антоний Великий и развитие отшельничества. Прп. Пахомий Великий и зарождение

общежительного монашества. Монашество на Западе: свт. Амвросий и блж. Августин, прп. Мартин Турский. Прп.Бенедикт Нурсийский и значение его Устава на Западе. 32. Предпосылки раскола. Исторические и богословские аспекты. Патриархи Константинопольские свт. Игнатий и свт. Фотий. Папа Николай I и его отношение к свт. Фотию. Отношение римских пап Адриана II и Иоанна VIII к свт. Фотию. Соборы этого периода. 33. События 1054 года. Политические предпосылки. Полемические трактаты. Архиеп. Лев Охридский и Никита Стифат. Личность патриарха Михаила Керулария. Личности папы Льва IX и кардинала Гумберта. События июля 1054 года. 34. Первые Крестовые походы и отношения между Церквами. Причины крестовых походов. Историография вопроса. Папа Урбан II и первый Крестовый поход. Основание латинских владений на Востоке. Появление латинской иерархии. Отношение между Западной и Восточной Церквами после первых Крестовых походов. 35. Политическое положение Византийской империи до начала XIII века. Династия Комнинов. Династия Ангелов. IV Крестовый поход и взятие Константинополя в 1204 году. 36. Основание Никейской империи. Феодор Ласкарис. Трапезундская империя. Династия Великих Комнинов. Эпирское царство. Дуки. Латинская империя крестоносцев. 37. Церковное управление и иерархия в период XI-XIII веков. Выдающиеся патриархи Константинопольские. Положение других Восточных Церквей. Богословская мысль и образование. Церковные писатели и богословы этого периода. Богослужение и христианская жизнь. 38. Политическое положение Византии до сер. XV века. Освобождение Константинополя в 1261г. Династия Палеологов. Политическое ослабление Византии. Падение Константинополя в 1453 году. 39. Униональная политика Византийских императоров. Лионская уния 1274г.: предпосылки и значение. Флорентийская уния: предпосылки и значение. Свт. Марк Ефесский.

40. Паламитские споры в Византии. Свт. Григорий Палама и его учение. 41. Турецкое правительство и Православная Церковь до XVIII века. Отношение к Церкви при Мехмеде II. Фирман Мехмеда II. Отношение к Церкви при султанах XVI века. Отношение к Церкви при султанах XVII века. Отношение к Церкви при султанах XVIII века. 42. Патриарх Геннадий II Схоларий первый патриарх турецкого периода. Константинопольская Патриархия при патриархах XVI века. Константинопольская Патриархия при патриархах XVII века. Реформа патриарха Самуила (1764-1780). Материальное состояние Константинопольской Патриархии. 43. Положение Александрийского Патриархата под турецким владычеством до XVIII века. Положение Антиохийского Патриархата под турецким владычеством до XVIII века. Положение Иерусалимского Патриархата под турецким владычеством до XVIII века. Выдающиеся иерархи Восточных Церквей. 44. Общая характеристика духовного просвещения в Константинопольской Церкви до XVIII века. Выдающиеся духовные писатели Восточной Церкви (XV-XVIII). Состояние богослужения в турецкий период. Состояние христианской жизни в турецкий период. Отношение Русской Церкви к Восточным Церквам. Отношение Восточных Православных Церквей к католицизму. Отношение Восточных Православных Церквей к протестантизму. 45. Отношение Турецкого правительства к Церкви в связи с национальными движениями за независимость. Борьба греков за национальную независимость. 1862 год — независимое княжество Румыния. Независимость Болгарии в 1878 году. Церковно-общественная деятельность Константинопольской Патриархии. Патриарх Григорий V. Гатти-гумаюн 1856 г. Новый порядок избрания патриархов. 46. Древние Патриархаты: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Положение Александрийского Патриархата под турецким владычеством в XIX веке. Положение Антиохийского Патриархата под турецким владычеством в XIX веке. Положение Иерусалимского Патриархата под турецким владычеством в XIX веке. Выдающиеся иерархи Восточных Церквей. 47. Создание новых национальных православных Церквей. Создание

независимой Элладской Церкви. Отношение с Константинопольским патриархатом. Положение болгар под османским владычеством. Стремление к церковной автономии. Учреждение Болгарского Экзархата и противостояние Константинопольского патриархата. 48. Положение сербского народа под турецким правлением. Разделение сербов на пять церковных организаций. Автокефалия Сербской Церкви. 49. Румыния под управлением Турецкой империи. Провозглашение автокефалии Румынской Церкви и признание её со стороны Константинополя в 1885 году. 50. Образование новых автокефальных Церквей. Образование Албанской Церкви. Положение в XX веке. Образование Польской Церкви. Положение в XX веке. Образование Чехословацкой Церкви. Положение в XX веке. Образование Православной Церкви в Америке. Положение в XX веке. 51. Краткая история и современное положение Древних Восточных Дохалкидонский Церквей. Коптская Церковь Эфиопская Церковь Сиро- Яковитская Церковь Малабарская Церковь Армяно-Григорианская Церковь Сиро-Халдейская Церковь Маронитская Церковь.

Канон Нового Завета

Библия — не книга, а библиотека (и само слово «библия» означает «книги»). В Новый Завет входит 27 книг. В том, как они «попали в канон» (то есть стали частью Библии), как нигде больше, видно соотношение Писания и Предания.

Церковь пишет эти книги и решает, какие именно из них «богодухновенны». То есть Писание, конечно «главное», но его канон, то, что входит в Писание — это часть Предания. Чтобы не входить в схоластические споры, скажем: Дух Святой, обитающий в Церкви, «пишет» (через апостолов) книги Нового Завета и Он же «решает» (через соборы) какие книги Он «написал».

Формирование канона шло далеко не так просто, было много споров — скажем, Откровение Иоанна Богослова окончательно входит в канон Нового Завета только на Трулльском соборе в 692 г. — т. е. очень поздно.

Сегодня мы хотели поговорить о тех книгах, которые не вошли в канон, но те или иные церковные писатели и общины причисляли их к Новому Завету. У этих книг был высочайший авторитет, но в итоге из Библии их исключили, и они попали в разряд святоотеческого наследия, в литературу «мужей апостольских».

Давайте, посмотрим, что это за книги, которые Древняя Церковь ценила столь высоко, что включала их в Писание.

Дидахе

Учение Господа народам через 12 апостолов

Дидахе — удивительный памятник раннего христианства. Знакомство с ним переносит во времена апостолов, видевших воочию Христа, и их учеников, шедших с Благой Вестью.

Дидахе выражает апостольскую веру и содержит краткое объяснение учения ранней Церкви для крещаемых. Никто не выражал сомнений относительно источника происхождения текста, а его авторитет был столь высок, что многие считали Дидахе одной из книг Нового Завета.

Дидахе представляет собой учительный текст. Благодаря ему мы можем узнать, как апостолы проводили катехизические беседы. Мы видим, что вера первых христиан содержит те же вероучительные принципы, которые хранит современная Церковь. Причем христианство и иудаизм не представляют еще особой разницы.

Дидахе пронизан библейской образностью. В этом наставлении чрезвычайно много отсылок к книгам Ветхого Завета и Евангелию. Христианство оказывается настоящим правопреемником Ветхозаветной религии, а Христос — ее результатом. Он, называемый в книге «Отроком Божиим», является Главой Ветхого Завета, дарует нам спасение и в конце времен придет на землю для праведного Суда.

Путь жизни и путь смерти — вот тот выбор, который предоставлен каждому человеку, говорится в Дидахе. И если человек желает спастись, то дорога ко спасению лежит через Христа. Крещение — путь к жизни во Христе вместе с общиной; агапе и евхаристия — образ жизни в общине.

Послание к коринфянам

Климент Римский

Поводом к написанию «Послания к Коринфянам» послужил раскол в Коринфской церкви.

Оно все проникнуто библейским духом. Климент излагает некоторые важнейшие моменты христианской веры. Вера в Триличного Бога, акцентируя внимания на участии всех Трех лиц Троицы в домостроительстве спасения. Он рассказывает о Боговоплощении, подчеркивая человечество Христа. Климент рисует картину прекрасного и благого мира, полностью проникнутого Божьим Промыслом.

Спасение, дарованное Христом, осуществляется в Церкви. Климент сравнивает Церковь с войском и с телом, имея в виду ее единство и многообразие без разделений. Единство Церкви явлено прежде всего в богослужении, через которое христиане получают знание о Боге и опыт жизни с Ним. Иерархия, поставленная Христом (от апостолов к епископам), сохраняет церковное единство и совершает богослужение. В этом контексте Климент Римский излагает христианскую этику.

Все «Послание к Коринфянам» написано в устремлении к Последнему Царству.

Пастырь Ерма

«Пастырь» Ерма — самая большая по объему книга мужей апостольских, принадлежит к редкому жанру «апокалипсисов».

Ориген (и не он один) причислял «Пастырь» Ерма к каноническим книгам Нового Завета, Евсевий свидетельствует, что его читали на богослужениях, но уже в IV веке творение Ерма выходит из употребления. Афанасий Великий рекомендует «Пастырь» Ерма как «весьма полезную книгу».

«Пастырь» отличается семитским стилем мышления, образностью, символичностью языка. Представляет собой запись откровений, полученных Ермом от «Старицы» (Церкви) и ангела, под образом Пастуха.

В центре внимания Ерма — христианская этика (с упором на покаяние) и экклесиология. Догматические воззрения Ерма смутны, но Древняя Церковь ценила прежде всего нравственное учение Ерма. Ерм видит Церковь в двух планах: как истинный космос, первое творение Бога, то ради чего мир был создан, и в плане эсхатологическом: как цель истории, то что созидается сейчас, Церковь в динамике (это особенно подчеркивал Флоренский в «Столпе и утверждении истины»). Камень на котором она построена — Христос, а вход в нее — Крещение, смывающее все грехи. Так эсхатология, христология, экклесиология и сотериология образуют единое целое на литургическом фоне.

Послание Варнавы

У ученых нет единого мнения по поводу авторства и датировки «Послания Варнавы». В древности этот текст приписывали апостолу Варнаве — скорее всего, это был кто-то, обращенный из язычников, возможно, александриец. Но без сомнения, это одно из древнейших христианских произведений.

Вторая часть «Послания Варнавы», нравоучительная, во многом повторяет Дидахе, есть даже прямые текстовые соответствия. Первая же посвящена Ветхому Завету, и это яркий образец аллегорического метода толкования: здесь Ветхий Завет — не более чем совокупность символов о Иисусе Христе. Автор доходит до утверждения, что понимать Ветхий Завет буквально научил людей дьявол. По сути, первая часть Послания — антииудейский полемический трактат.

«Послание» написано в сотериологическом ключе, оно постоянно говорит о спасении. Сам Бог воплотился и пострадал, чтобы спасти нас; Господь приготовил для Себя «новый народ» и учредил для него «новый закон», чуждый всякого «ига необходимости». Каждым может стать членом этого «нового народа» через таинство крещения.

В этой перспективе автор обсуждает главный вопрос «Послания»: роль ветхого Израиля в истории спасения.

Апокрифы древних христиан

Предыдущие книги, как было сказано, входили в Новый Завет, но в конечном итоге переместились в разряд книг, кторые ныне мы называем «святоотеческими».

Апокрифы — другой случай, они как бы сами претендуют на место в Писании. Многие из них — безусловно еретичны и подложны. О таких говорить не будем — но есть ряд текстов, где, вероятно, отражены подлинные события новозаветной эпохи.

Аграфа — собрание изречений Христа, которые не встречаются в Евангелиях. Очень может быть, что многие из и правда принадлежат Иисусу. Эти речения собраны из книг великих пистелей Древней Церкви: Иустина, Оригена, Тертуллиана, Климента Александрийского, Иринея Лионского и др.

Евангелие евреев некоторыми писателями древности причислялось к Новому Завету. Особо почитали его иудео-христиане Палестины. Из апокрифических евангелий оно наиболее близко к каноническим.

Протоевангелие Иакова — благодаря этому тексту у нас в Церкви есть праздники Рождества Богородицы и Введения во Храм. Именно здесь описаны соответствующие события, и Предание Церкви опирается на этот рассказ как на подлинный.

Ученики апостолов

Авторов перечисленных книг — Дидахе, пастырь Ерма, Послание Климента, Послание Варнавы — называют «мужами апостольскими». Они были непосредственными слушателями апостолов, это второе поколение христиан. Есть однако еще ряд мужей апостольских, чьи писания никогда не включали в Новый Завет, но несомненно, эти книги необыкновенно дороги нам, как голос молодой Церкви — Церкви апостолов и мучеников.

Игнатий Богоносец

Послания

Послания епископа-мученика Игнатия Богоносца представляют собой богословие чисто библейское — личное, неотрывное от опыта, «экзистенциальное».

Св. Игнатий пишет свои послания малоазийским церквям (ефесянам, магнезийцам, Поликарпу, еп. Смирнскому, римлянам, смирнянам, филадельфийцам) во время пути на свою казнь — его приговорили к растерзанию зверьми.

Главное, о чем говорят Послания — Христос и Церковь. Часто встречается полемика с ересями: докетами, отрицавшими реальность человечества Христова, и иудео-христианством, тянувшим Церковь назад к Ветхому Завету. Сквозная тема посланий — единство: единство Лиц Троицы, единство природ во Христе, единство Церкви (в таком порядке темы появляются в посланиях). Единство, по Игнатию, не тоталитарно — это единство хора, где у каждого своя уникальная партия.

Мистика мучеников — это первая мистика христиан: в своей невинной смерти от рук властей мученик воссоединяется со Христом. «Я — пшеница Господня, и пусть будет она размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым», — пишет Игнатий. Это точка предельной борьбы мира и Церкви: порядка, который воздвигает кресты, и порядка, который основал Распятый. Смерть мученика — победа для Церкви. Игнатий Богоносец видит в этом «брань духовную», и отсюда разворачивает христианскую этику, аскетику и мистику. Здесь есть все те ростки, которые дадут богатые плоды в монашеской духовности.

Поликарп Смирнский

Послание к филиппийцам

«Послание к филиппийцам» Поликарпа Смирнского — пастырское послание, посвященное преимущественно этическим вопросам. Это ответ на письмо филиппийцев, где они извещали жителей Смирны о приезде Игнатия Богоносца. Оно было весьма авторитетно — еще в четвертом веке его читали в церквях Азии.

По содержанию «Послания к филиппийцам» можно догадаться, что в Филиппах распространилась ересь докетизма: Поликарп исповедует реальность Боговоплощения и призывает не отвергать свидетельство Креста. Много места Поликарп Смирнский уделяет наставлению клириков.

Богословие Поликарпа Смирнского обманчиво просто, но эта простота святости: праведность состоит в вере, надежде и любви, в центре праведной жизни — подражание Христу и вера в Него, которые ведут к пришествию Царства.

Папий Иерапольский

Изложение изречений Господних

Это комментарий на канонические Евангелия и фиксация устных преданий о Христе. Папий не слишком критично относился к своим источникам, поэтому многое в его книге противоречиво, а зачастую даже нелепо. Тем не менее она остается ценным свидетельством о начальных этапах истории Церкви и формировании новозаветного канона.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • Сочинения, вошедшие в книгу, занимают особый ранг среди святоотеческих творений. Одни произведения были написаны непосредственными учениками святых апостолов, другие — приписывались им. Авторитет этих писаний в древности поначалу был столь велик, что в ранних рукописях они помещались вслед за новозаветными книгами. Таким образом, писания мужей апостольских являются как бы мостом между Новым Заветом и последующими святоотеческими творениями.
    Классические переводы и предисловия прот. П. Преображенского отредактированы с максимальным учетом авторского стиля. Текст перенабран с сохранением пагинации издания 1895 года. Книга включает по сравнению с предыдущим дополненным изданием (Рига, 1992) новый материал расширенное введение, фрагменты Папия Иерапольского со специальным комментарием, Мученичество св. Игнатия Богоносца (в двух редакциях), подробную библиографию и справочный аппарат. Все дополнения заново переработаны с учетом новейшей научной литературы. Книга будет полезна самой обширной читательской аудитории.

    ***

    Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

    Читать в формате pdf

    Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *