Ареопаг – что это?

Довольно интересное слово ареопаг пришло к нам из древней Греции. Произошло данное слово от греческого areiopagos. Первая часть слова areios означает посвященный Марксу, а вторая часть pagos переводится, как холм. Значит дословно можно перевести, как холм посвященный Марсу. Но почему его стали использовать в русском языке и вообще применять в грамматике? Ответ прост: в нашем языке много слов пришедших из разных языков. И в целях сокращения предложений, но сохранения смысла принято пользоваться такими словами, как ареопаг. Т.е. чтобы не произносить полностью предложение «орган власти в древних Афинах, осуществляющий государственные функции, например такие, как суд» ввели такое определение ареопага . Этому вполне имеет место быть, так как множество определений именно так и построены в русском языке.

История происхождения слова АРЕОПАГ

Дело в том, что как во всех политических структурах принято проводить собрания или совет, вот и в Афинах проводили и принимали решения именно на ареопаге. Но до этого государственный совет, на который выносились политические вопросы, назывался «буле», что с греческого переводится, как совет. Но после возникновения в Афинах народного собрания древнему совету дали термин «совет ареопага».

Ареопаг всегда находился под открытым небом и по некоторым источникам совет на ареопаге собирался только по ночам с целью недопущения посторонних вмешательств в умы ареопагитов (судей). В первое время существования ареопага в него входили члены родовой аристократии и входили пожизненно. Но с седьмого века в состав ареопага могли входить представители других сословий.

Историю существования ареопага можно найти на других ресурсах, а здесь основное значение и смысл слова. Значение слова ареопаг описано выше и означает верховный суд в Афинах, который в то время был высшим органом судебной и политической власти. И на всех ресурсах или словарях смысл слова будет везде одинаков.

В наше время можно редко услышать слово ареопаг, так как оно используется в переносном смысле и означает собрание определенного круга авторитетных людей.

Что означает?

1. Слово «стигмата»
2. Слово «фрактал». Определение фрактальности

История названия местности

Есть несколько объяснений происхождения названия холма. По одному из них именно на этом месте (большом камне – по-гречески πάγος «пагос») Олимпийскими богами судился бог войны Арес, который лишил жизни сына Посейдона. Холм назвали Ареопагом в честь Ареса.

Еще одна версия происхождения названия утверждает, что на этом камне воинственные Эринии (подземные богини) совершали суд над убийцами. В пользу этого объяснения говорит тот факт, что у подножия холма располагалась пещера со святилищем Эриний.

Орган власти – Ареопаг

Еще во времена, когда Афинами управляли цари, для качественного решения государственных дел были введены должности архонтов – управителей разными сферами жизнедеятельности. Даже был сформирован орган советников, состоящий из представителей аристократического происхождения. В советники назначались те люди, которые раньше были архонтами. Совет для решения государственных дел собирался на вершине холма Ариса, отсюда и название Ареопаг.

Эволюция Совета Ареопага

В Совет входило 9 человек, которые занимали свои должности пожизненно. После ликвидации в Афинах царской власти Ареопаг сконцентрировал в своих руках огромные полномочия, так как формировал политику полиса, контролировал исполнение законов, являлся судом, влиял на религиозную жизнь афинян.

Совет формировался из представителей аристократии, поэтому и действовал в интересах знатных людей Афин, что неизбежно привело к конфликту между аристократами и простыми жителями государства – демосом.

Противоречия разрешил правитель Афин Солон, который в 594 году до н.э. провел демократические реформы, ограничивающие полномочия Ареопага, а вместе с тем всесилие аристократов и расширяющие права демоса. Часть политической власти Ареопаг потерял при архонте Эфиальте. По реформе последнего, Совет сохранил за собой право контролировать соблюдение законов и отправлять правосудие по отдельным видам преступлений.

После падения демократии в Аттике в конце V в до н. э. Ареопаг вернул все свои полномочия. С возвращением демократии потерял их снова. Ареопаг продолжал деятельность во времена, когда Греция была захвачена Македонией и в Римский период. Он оставался авторитетным органом, но при этом утратил политические функции и не имел отношения к суду.

Интересные факты

  • На вершину холма ведет лестница, ее ступени выбиты в камне. Наверху заметны следы от каменных скамеек – они расположены полукругом. В то время, когда Совет Ареопага вершил суд, перед скамейками лежало два белых камня. Камень достоинства и камень бесстыдства. На первый становился обвинитель, а на другой – обвиняемый.
  • Ареопаг формировался, как элитарная структура, поскольку именно он назначал архонтов, а потом те же архонты становились членами Совета после окончания срока правления Афинами.
  • Высокий суд вызывал в качестве обвиняемых не только простых людей, но и правителей. Так, в убийстве обвинили тирана Писистрата (был оправдан по причине неявки на заседание суда).
  • Суд мог приговорить преступников и к смерти. Ареопаг вынес Сократу смертный приговор за то, что тот не чтил богов и развращал молодежь. Правда, философ не был отдан палачу – он принял смертельную дозу яда.
  • Курьезный случай произошел на одном из судебных заседаний, когда к разбирательству за богохульство привлекли известную в Афинах гетеру Фрину. В ходе слушаний ситуация складывалась не в пользу женщины. Тогда защитник, как последний аргумент в пользу подсудимой, сдернул с ее тела тогу. Суд не осмелился принять обвинительный приговор, так как посчитал, что не вправе это делать. Поскольку боги благосклонны к гетере – они наделили ее прекрасным телом.
  • В 51 году Апостолом Павлом была произнесена речь с вершины холма, в которой тот изложил истоки христианской веры. Бронзовая табличка с текстом речи прикреплена к камню скалы – туристы могут прочитать ее и сегодня. Считают, что Павел приобщил к вере некоторых афинян, среди которых был Дионисий Ареопагит. Он впоследствии стал епископом полиса. У северного склона скалы заметны развалины христианского культового сооружения, которое было построено в средине XVI века.

Достопримечательность на карте Афин

Холм Ареопаг высится в центре города между двумя историческими объектами: Акрополем и Агорой. Путешественнику лучше всего пройтись пешком самостоятельно и исследовать эти три достопримечательности Греции. Начинать путь можно с Агоры – от нее ведет прямая дорога к Ареопагу, а затем и к Акрополю.

Ареопаг огражден невысоким забором, в котором есть несколько входов. Один из них расположен со стороны старой рыночной площади, а другой – со стороны Акрополя.

Как добраться

Если вы находитесь не в центре, то добраться к холму можно на метро (станция Thissio (Θησείο) или наземным транспортом (автобус №№ 025, 026, 027, 035, 227), выходить на остановке Monastiraki (Μοναστηράκι), доехать можно и на троллейбусе №21, остановка Palia Agora (Παλιά Αγορά).

Объект находится по адресу: Греция, Афины, улица Теориас. Если искать место на карте, то, введя в поисковую строку координаты 37.972322, 23.723348, вы сможете точно определить его расположение.

Контактная информация

Ареопаг сегодня не имеет музея и открыт для посещения круглосуточно. У объекта нет телефона, электронной почты и официального сайта. Посетителям не нужно покупать билеты – для всех он доступен бесплатно. Сюда любят приходить афиняне и гости города. С вершины холма (высота 115 метров) открывается прекрасный вид на город и на Акрополь. Отсюда можно сделать отличные фотографии, написать картину или просто отдохнуть на пути к новым достопримечательностям Афин.

АРЕОПАГ (греч. «холм Ареса»), совет в Древних Афинах, названный так по холму Ареса, на котором проходили его заседания. Вначале Ареопаг назывался просто «буле» (греч. «совет»), но после возникновения и выдвижения на первую роль в Афинах народного собрания (его также именовали «буле») древний совет стали называть советом на Ареопаге, или просто Ареопагом. Изначально Ареопаг был аристократическим совещательным органом при царе, однако с распадом монархии (ок. 900 до н.э.) стал верховным органом в судебной и религиозной области, а также в сфере контроля за магистратами. В эпоху расцвета Ареопаг в Афинах можно сопоставить по значимости с римским сенатом.

Члены Ареопага входили в него пожизненно, первоначально ими могли быть только эвпатриды, представители аристократических афинских семейств. С 7 в. до н.э., а возможно и раньше они кооптировались из старших магистратов, успешно завершивших годичный срок пребывания на посту, что обеспечило доступ в Ареопаг представителям других сословий. Это поддерживало численность Ареопага на уровне 200–300 человек. В 6 в. до н.э. Солон, знаменитый афинский законодатель, и видный государственный деятель Клисфен отдали власть в Афинах народному собранию и гелиее (апелляционному суду), однако во время бурных событий греко-персидских войн с 480 по 462 до н.э. Ареопаг вновь стал определять политику Афин. Впоследствии демократические лидеры Эфиальт и Перикл фактически свели функции Ареопага к судебному органу, окруженному религиозным ореолом, однако бессильному в политической области. Такие критики демократии, как Исократ, идеализировали прошлое Ареопага, однако политику, которую проводил Ареопаг на протяжении 4 в. до н.э., можно охарактеризовать скорее как компромиссную. Когда во второй половине 4 в. до н.э. Македония стала играть доминирующую роль в Греции, Ареопаг, и не без основания, подвергался обвинениям в сотрудничестве с македонскими правителями. После битвы при Херонее (338 до н.э.), в которой царь Македонии Филипп II разгромил объединенные греческие силы, Ареопаг прекратил сопротивление. Позже, под давлением Александра Македонского, Ареопаг вынес обвинительный приговор Демосфену, противнику македонского господства в Греции, по делу о получении взятки от Гарпала, македонского вельможи, который похитил сокровища македонского государства и просил Афины о предоставлении убежища. В эпоху римского господства Ареопаг вновь приобрел значение высшего городского органа и просуществовал по крайней мере до 4 в. н.э. К Ареопагу обращался с проповедью апостол Павел.

Название «Ареопаг» (греч. Άρειόπαγος, илилучше Άρειος πάγος – «холм Арея») носил холм в Афинах, вблизи Акрополя, против Пропилеев. Здесь находились алтари Эринний и место заседаний знаменитого древнего судилища того же имени, происхождение которого относится еще к мифическому периоду. Суд, заседавший на Ареопаге, носил то же имя и отправлял уголовное судопроизводство. Со времени Драконта он состоял из эфетов – особых судей, избиравшихся из числа знатных аристократов (эвпатридов). Солон в 594 до Р. X. ввел в состав ареопага бывших архонтов, выслуживших безупречно свой срок, т. е. наиболее богатых и влиятельных граждан в Афинах и передал им уголовный суд, отняв его у эфетов.

Вид на холм Ареопаг с Акрополя

Источник фото

Ареопаг наблюдал за законами и их применением в судах, мог привлекать к ответственности должностных лиц за их службу и протестовать против решений совета и народного собрания, если он усматривал в них нарушение конституции или опасность для государства. Ареопаг охранял священную службу богам, святилища, праздники, масличные деревья богини Афины. Он наблюдал за религиозными убеждениями, нравственностью и образом жизни граждан и за воспитанием юношества. Не дожидаясь жалобы, ареопаг мог каждого гражданина вызвать на суд, допросить и наказать. В исключительных случаях он мог получить от народа полномочия к ведению различных государственных дел, а в случае опасности мог взяться за них и по собственной инициативе, без приглашения. Звание членов ареопага было пожизненно; число их неограниченно. Суд происходил ночью, в конце каждого месяца три дня подряд. Место заседания ареопага, – простой, выстроенный из глины дом, был в сохранности еще ко времени римского архитектора и писателя Витрувия.

Ареопаг, независимый от колебаний общественного мнения и окруженный священными воспоминаниями прошлого, являлся государственным учреждением, умерявшем колебания государственной жизни. Когда демократическая партия после изгнания Кимона взяла верх над аристократами, она прежде всего ограничила власть ареопага. По закону Эфиальта в 460 до Р. Х. ареопаг потерял все права за исключением уголовного суда. Высший надзор за государственным управлением перешел к номофилакам (νομοφνλακες). После Пелопоннесской войны ареопаг был опять восстановлен в своих правах в 403 и сохранял силу до эпохи Римской империи. Из Деяний Апостолов (17, 19 и 22) видно, что он еще существовал при императоре Клавдии. Упразднен был ареопаг, вероятно, в царствование Веспасиана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *