Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.
Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.
Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.
При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.
В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.
В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».
При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.
У деревни Ножкино, что на побережье красивейшего Чухломского озера, в Костромской области находится старинный Авраамиев Покровский Городецкий мужской православный монастырь, он основан в XIV веке учеником и сподвижником Сергия Радонежского старцем Авраамием Чухломским.
Авраамиев Городецкий монастырь стал вторым его духовным детищем после Успенского монастыря. Сначала построили деятельным участием монахов и прихожан из дерева Покровскую церковь, и число насельников при мужском монастыре составило более ста человек. Перед своей кончиной в 1375 году старец уединился в ближайшем скиту.
В течение XV века монастырю щедро жертвовали зажиточные местные и столичные дворяне. Монастырю принадлежала соляная варница. Позже Иван III пожаловал обители единоличную привилегию на вылов рыбы в речках Векса, Святица, Соня и Мокша. Согласно историческим документам за 1622 год монастырю уже принадлежали 29 крупных сел и православное галичское подворье.
К XVII веку в Авраамиевой православной обители появились постройки из камня. В 1608 году согласно указанию царя последнего из Рюриковичей Василия Шуйского в монастыре заложена каменная Покровская церковь. После свержения царя работы остановились, возобновились они после смены правителей в Смутные времена и закончились в 1631 году. Здесь и сегодня сохраняются мощи старца Авраамия.
В 40-х годах XVII столетия возведение построек из камня продолжалось. К концу XVII века были выстроены из камня Святые врата, над которыми возвышалась надвратная церковь. Тогда же строилась двухэтажная трёхшатровая каменная церковь Рождества Христова. При Петре I колокола с церквей сняли и отправили в столицу. В это же время разобрали даже колокольню церкви Покрова.
При императрице Екатерине II обитель лишили всех вотчин. Но пройдя времена забвения, православная обитель постепенно стала возрождаться. В 1857 году здесь заложен храм, впоследствии его освятили во имя чудотворной иконы Богородицы «Умиление». Собор заложили и выстроили по чертежам архитектора К. А. Тона, он был четырехстолпный и пятиглавый.
Позже в 1870 году возведена красивая пятиярусная колокольня при новом соборе. Выстроили ее по проекту того же К. А. Тона. Над святыми мощами старца Авраамия в 1808 году устроили раку из меди и серебра, а 1895 году изготовили раку из чистого серебра, ставшую уникальным изделием. К выкопанному самим старцем Авраамием колодцу, из монастыря совершается ежегодно православный крестный ход.
В XIX веке Авраамиев монастырь славился своими ярмарками во время престольных праздников, четыре проводились в июле, и одна осенью. Основными святынями православной обители стали мощи старца Авраамия, лик Богородицы «Умиление», вериги и лик старца Авраамия. Здесь нашли упокоение Елена Долгорукая великая княжна и дворяне родовых древних фамилий Мамаевы и Лермонтовы.
На начало XX века здесь налажено развитое сельскохозяйственное производство с использованием новых машин, минеральных удобрений и лучших семян. После революции регистрацию приходской общины архимандрит настоятель Серапион с трудом сохранил. В 1922 году конфисковали монастырские ценности и серебряную инкрустированную раку с Авраамиевой гробницы.
В 20-х годах прошлого столетия здесь работал большой детский дом. К 1928 году обитель закрыта, братия репрессирована и позже расстреляна. Сохранившееся имущество передали на нужды детского дома и местных заведений культуры. Существовали планы создания в помещениях пансионата отдыха. В 1930-х годах в монастырских храмах разместили крупные зернохранилища и Жаровскую МТС. В кельях с 1950 года работала общеобразовательная школа.
В 70-х годах прошлого века в православной святыне согласно плану начали масштабные работы по восстановлению, в которых участвовали студенты стройотрядов Московского института архитектуры. В 1990 году здесь прошла православная служба и заупокойная памятная лития по братьям, величание старца Авраамия. В 1992 году прошло восстановление надвратной Никольской церкви.
На следующий год нашли и расчистили колодец старца Авраамия, установили крест на соборной колокольне. В 1994 году прошло торжественное освящение восстановленного собора, которое прошло в честь богородичной иконы «Умиление».
Светлана Корогодина
Авраамиево-Городецкий мужской монастырь основан в XIV в. На монастырском кладбище похоронены предки М.Ю.Лермонтова (Лермонты), имевшие владения в окрестностях монастыря.
Обитель находится на берегу Чухломского озера, примерно в двадцати километрах от г. Чухломы. До революции монастырь являлся одним из красивейших в епархии. Основание обители положил преподобный Авраамий Чухломский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Сначала преподобный Авраамий подвизался на берегу Галичского озера, где им была основана Успенская обитель.
Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель.
В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери «Умиление», храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия.
В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери «Умиление», называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых.
В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушена. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню.
В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время — пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.
19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник.
В марте 1993г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители.
В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле — освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита.
В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне.
На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов.
1) Напротив райцентра Чухлома Костромской области через одноимённое озеро ледникового происхождения находится небольшое село Ножкино с мужским Авраамиевым Городецким монастырём XVI века, основанным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского.
2) Сначала посмотрим на само село Ножкино, население которого 290 человек на момент 2015 года.
3) В слове «Ножкино» буква «Ж» трансформировалась из буквы «С»,а село прежде называлось «Носкино», из-за того, что во времена Святого Авраамия монастырский холм создавался из наношенной сюда земли. В этих местах люди исцеляли святой водой больные ноги. Первоначальное расположение села было в форме ноги.
4)
5) Авраамий жил в XIV веке. Вначале он был в числе братии нижегородского Печерского монастыря, а затем перешёл в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому и стал его учеником. Позднее с его благословения Авраамий удалился в Галич-Мерьское княжество и занялся устройством новых монастырей, основав 4 обители, 3 из которых в XVIII в. кроме Городецкого были упразднены и стали приходскими церквями. Сам же преподобный Авраамий скончался в Городецком монастыре в 1375 году.
Слева на фото — колокольня 1870-1879 гг. постройки работы мастерской К. Тона.
6) Справа Собор иконы Божией Матери «Умиление» белого цвета, возведённый в 1857-1867 гг. по проекту мастерской К. Тона, автора Храма Христа Спасителя в Москве.
Слева более серое по цвету здание — Покровская церковь, 1 каменная постройка монастыря в 1607-1631 гг.
7) Спуск к Чухломскому озеру, возле его берега — небольшая купель и источник, откуда местные жители и паломники могут набрать воды себе.
8) Красота умозрения в камне.
9) Обитель и виды села.
10)
11)
12) Монастырская стена.
13) Среди захоронений есть могила предка поэта Михаила Лермонтова — Георг (Джордж) Лермонта (англ. George Learmonth), который был шотландцем по-происхождению. Этот человек участвовал на стороне польского короля Сигизмунда III в русско-польской войне 1609—1618 гг. во время Смуты. Во время осады Москвы 2 народным ополчением Кузьми Минина и Дмитрия Пожарского он также состоял в польском отряде, который, поняв бесперспективность дальнейшего сопротивления, капитулировал. Многие из попавших в плен, в том числе Георг Лермонт, предпочли перейти на русскую службу, подав челобитную новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и принял русское имя Юрий Андреевич. Царь пожаловал ему поместье в Галицком уезде к северу от Костромы. Сам же Юрий Лермонт погиб во время Смоленской войны 1632-1634 гг. при попытке выбить у поляков Смоленск. Так его и похоронили здесь, в Авраамиевом Городецком монастыре под Чухломой.
14) Церковь Николая Чудотворца.
15) Ещё в самом селе находится вторая Покровская церковь, возведённая на средства местных крестьян в 1826-1831 гг.
16)
17)
18) Можно ли любоваться видами села? Конечно.
19) Единство природы и архитектуры.
20)
21) Село расположено возле автодороги из Чухломы в сторону затерянного города Солигалича, а с противоположной стороны трассы ещё один храм — Церковь Варвары Великомученицы, что на Погосте 1794 года постройки.
22) Колокольня утрачена.
23) В следующем репортаже посмотрим Чухлому.
Tags: Костромская область, Ножкино, Россия, Чухлома, путешествия